ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СТЕРЕОТИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ КУЛЬТУРНЫХ
ЦЕННОСТЕЙ И СТЕРЕОТИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПСИХО-ЭМОЦИАНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА 6
1.1. Характеристика понятий «культурные ценности» и «стереотипы
жизнедеятельности ребенка» 6
1.2. Влияние семьи на формирование культурных ценностей и стереотипов
жизнедеятельности ребенка 15
1.3. Педагогическое обеспечение эмоционального благополучия в условиях
взаимодействия ДОО и семьи 27
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СТЕРЕОТИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА 40
2.1. Анализ результатов исследования культурных ценностей и стереотипов
организации жизнедеятельности дошкольников в ДОО и семье и уровня психо-эмоционального благополучия детей 40
2.2. Реализация педагогических условий формирования культурных
ценностей и стереотипов организации жизнедеятельности в ДОО и семье...55
2.3. Исследование взаимосвязи показателей культурных ценностей и
стереотипов организации жизнедеятельности и психо-эмоционального благополучия ребенка в ДОО и семье 62
2.4. Методические рекомендации по педагогическому обеспечению психо-эмоционального комфорта 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ КУЛЬТУРНЫХ
ЦЕННОСТЕЙ И СТЕРЕОТИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПСИХО-ЭМОЦИАНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА 6
1.1. Характеристика понятий «культурные ценности» и «стереотипы
жизнедеятельности ребенка» 6
1.2. Влияние семьи на формирование культурных ценностей и стереотипов
жизнедеятельности ребенка 15
1.3. Педагогическое обеспечение эмоционального благополучия в условиях
взаимодействия ДОО и семьи 27
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СТЕРЕОТИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА 40
2.1. Анализ результатов исследования культурных ценностей и стереотипов
организации жизнедеятельности дошкольников в ДОО и семье и уровня психо-эмоционального благополучия детей 40
2.2. Реализация педагогических условий формирования культурных
ценностей и стереотипов организации жизнедеятельности в ДОО и семье...55
2.3. Исследование взаимосвязи показателей культурных ценностей и
стереотипов организации жизнедеятельности и психо-эмоционального благополучия ребенка в ДОО и семье 62
2.4. Методические рекомендации по педагогическому обеспечению психо-эмоционального комфорта 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дошкольное детство является самым первым и самым ответственным периодом в процессе формирования человека, так как именно в это время закладывается фундамент представлений и понятий, обеспечивающий дальнейшее становление личности. Следовательно, стереотипы формирования жизнедеятельности ребенка, культурные ценности, наполняющие окружающую его среду, создают базовый уровень развития мотивационно-эмоциональной и культурной сферы будущей личности, составляют необходимую основу её нравственных качеств. Вместе с тем, если ценнейшие интеллектуальные и эмоциональные качества вследствие неблагоприятных психолого-педагогических условий не получат должного развития в первые годы жизни ребенка, в период дошкольного детства, то преодолеть подобного рода недостатки на более поздних возрастных ступенях очень трудно, а подчас и невозможно.
Организация благоприятной среды жизнедеятельности растущего человека, его психологическое благополучие в разное время исследовалась зарубежными и отечественными психологами и педагогами, такими как: С. Френе, К. Рифф, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева, В.В. Ковалев и другими учеными. Они указывали на то, что эмоциональная сфера является ведущей в психическом развитии ребенка дошкольного возраста и поэтому является основой для осознания ребенком себя.
Исследования ученых однозначно свидетельствуют: дети, растущие в условиях эмоциональной неудовлетворенности, связанных с дефицитом человеческого внимания к ним, заботы и любви, в большинстве случаев развиваются ущербно. Им, как правило, оказываются свойственны такие личностные комплексы, как повышенная тревожность, сверхбдительность, состояние постоянного напряжения, ожидания возможной опасности, незащищенности.
К сожалению, в настоящее время эта проблема обострилась. Данные статистики показывают, что 50% обследованных детей имеют высокую тревожность, в то время как еще пять лет назад высокая тревожность наблюдалась у трети детей, причем более высокий уровень тревожности отмечается у мальчиков (61 %, у девочек — 49 %). Это также отличается от данных пятилетней давности, где показатели тревожности были ниже и одинаковы у мальчиков и девочек (в среднем 35 - 38%). Агрессивность и конфликтность присуща 43% старших дошкольников, за пять лет количество агрессивных девочек увеличилось почти на 30 %, хотя уровень агрессивного поведения у мальчиков остается постоянным. Тревогу вызывает положительная динамика числа детей с отрицательным отношением к себе - 7% детей имеют негативную идентичность. Перечисленные факты позволяют констатировать, что современная социальная ситуация, определяющая весь образ жизни ребенка характеризуется наличием серьезных проблем в различных сферах: кризиса семейных ценностей, в том числе системы нравственных представлений о браке и семье; падения социального престижа материнства и отцовства; подмены духовного общения родителей с детьми материальными стимулами; кризиса традиционных нравственных, эстетических и культурных ценностей.
Изменившиеся условия формирования, развития и становления личности ребенка уже не могут быть полностью поняты и осознаны с помощью прежних классических научных концепций. Поэтому перед современной психолого-педагогической наукой ставится актуальный вопрос глубинного понимания специфики функционирования и воспроизводства современного Детства, его исторической, социокультурной и психологической составляющих в контексте тех принципиально важных изменений, которые произошли в человеческом сообществе вообще, российском обществе, в частности. Таким образом, мы можем говорить о наличии противоречия между востребованностью создания психо-эмоционального комфорта ребенка - дошкольника и недостаточной ориентацией теории и практики дошкольного образования на современные условия жизнедеятельности ребенка и ценностные ориентиры.
В связи с вышеизложенным, проблемой исследования стало выявление влияния культурных ценностей и стереотипов жизнедеятельности детей на их психо-эмоциональное состояние.
Предмет исследования: культурные ценности и стереотипы организации жизнедеятельности ребенка в дошкольном возрасте.
Объект: влияние культурных ценностей и стереотипов организации жизнедеятельности на психо-эмоциональное состояние ребенка в дошкольном возрасте.
Цель исследования: определить влияние культурных ценностей и стереотипов организации жизнедеятельности на психо-эмоциональное благополучие ребенка в дошкольном возрасте.
Данная цель потребовала определения ряда задач исследования:
1) Рассмотреть характеристику понятия «культурные ценности» и стереотипы формирования жизнедеятельности ребенка;
2) Выявить влияние семьи и ДОО на формирование культурных ценностей и стереотипов организации жизнедеятельности ребенка;
3) Исследовать взаимосвязь показателей культурных ценностей и стереотипов организации жизнедеятельности и психо-эмоционального благополучия ребенка в ДОО и семье;
4) Разработать методические рекомендации по педагогическому обеспечению психо-эмоционального комфорта.
В основу исследования была положена гипотеза о том, что влияние культурных ценностей и стереотипов организации жизнедеятельности на психо-эмоциональное благополучие ребенка будет успешным при соблюдении следующих условий:
1. Образовательные учреждения как приоритетное направление своей воспитательной деятельности с семьей активно реализуют программу приобщения родителей к культуре и участию в воспитании культурных ценностей у своих детей.
2. В условиях взаимодействия ДОО и семьи дети активно включаются в культурные практики, это способствует формированию культурных ценностей и стереотипов организации жизнедеятельности.
База исследования - Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр Развития Ребенка детский сад №10 «Сказка» г. Алексеевка».
Организация благоприятной среды жизнедеятельности растущего человека, его психологическое благополучие в разное время исследовалась зарубежными и отечественными психологами и педагогами, такими как: С. Френе, К. Рифф, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева, В.В. Ковалев и другими учеными. Они указывали на то, что эмоциональная сфера является ведущей в психическом развитии ребенка дошкольного возраста и поэтому является основой для осознания ребенком себя.
Исследования ученых однозначно свидетельствуют: дети, растущие в условиях эмоциональной неудовлетворенности, связанных с дефицитом человеческого внимания к ним, заботы и любви, в большинстве случаев развиваются ущербно. Им, как правило, оказываются свойственны такие личностные комплексы, как повышенная тревожность, сверхбдительность, состояние постоянного напряжения, ожидания возможной опасности, незащищенности.
К сожалению, в настоящее время эта проблема обострилась. Данные статистики показывают, что 50% обследованных детей имеют высокую тревожность, в то время как еще пять лет назад высокая тревожность наблюдалась у трети детей, причем более высокий уровень тревожности отмечается у мальчиков (61 %, у девочек — 49 %). Это также отличается от данных пятилетней давности, где показатели тревожности были ниже и одинаковы у мальчиков и девочек (в среднем 35 - 38%). Агрессивность и конфликтность присуща 43% старших дошкольников, за пять лет количество агрессивных девочек увеличилось почти на 30 %, хотя уровень агрессивного поведения у мальчиков остается постоянным. Тревогу вызывает положительная динамика числа детей с отрицательным отношением к себе - 7% детей имеют негативную идентичность. Перечисленные факты позволяют констатировать, что современная социальная ситуация, определяющая весь образ жизни ребенка характеризуется наличием серьезных проблем в различных сферах: кризиса семейных ценностей, в том числе системы нравственных представлений о браке и семье; падения социального престижа материнства и отцовства; подмены духовного общения родителей с детьми материальными стимулами; кризиса традиционных нравственных, эстетических и культурных ценностей.
Изменившиеся условия формирования, развития и становления личности ребенка уже не могут быть полностью поняты и осознаны с помощью прежних классических научных концепций. Поэтому перед современной психолого-педагогической наукой ставится актуальный вопрос глубинного понимания специфики функционирования и воспроизводства современного Детства, его исторической, социокультурной и психологической составляющих в контексте тех принципиально важных изменений, которые произошли в человеческом сообществе вообще, российском обществе, в частности. Таким образом, мы можем говорить о наличии противоречия между востребованностью создания психо-эмоционального комфорта ребенка - дошкольника и недостаточной ориентацией теории и практики дошкольного образования на современные условия жизнедеятельности ребенка и ценностные ориентиры.
В связи с вышеизложенным, проблемой исследования стало выявление влияния культурных ценностей и стереотипов жизнедеятельности детей на их психо-эмоциональное состояние.
Предмет исследования: культурные ценности и стереотипы организации жизнедеятельности ребенка в дошкольном возрасте.
Объект: влияние культурных ценностей и стереотипов организации жизнедеятельности на психо-эмоциональное состояние ребенка в дошкольном возрасте.
Цель исследования: определить влияние культурных ценностей и стереотипов организации жизнедеятельности на психо-эмоциональное благополучие ребенка в дошкольном возрасте.
Данная цель потребовала определения ряда задач исследования:
1) Рассмотреть характеристику понятия «культурные ценности» и стереотипы формирования жизнедеятельности ребенка;
2) Выявить влияние семьи и ДОО на формирование культурных ценностей и стереотипов организации жизнедеятельности ребенка;
3) Исследовать взаимосвязь показателей культурных ценностей и стереотипов организации жизнедеятельности и психо-эмоционального благополучия ребенка в ДОО и семье;
4) Разработать методические рекомендации по педагогическому обеспечению психо-эмоционального комфорта.
В основу исследования была положена гипотеза о том, что влияние культурных ценностей и стереотипов организации жизнедеятельности на психо-эмоциональное благополучие ребенка будет успешным при соблюдении следующих условий:
1. Образовательные учреждения как приоритетное направление своей воспитательной деятельности с семьей активно реализуют программу приобщения родителей к культуре и участию в воспитании культурных ценностей у своих детей.
2. В условиях взаимодействия ДОО и семьи дети активно включаются в культурные практики, это способствует формированию культурных ценностей и стереотипов организации жизнедеятельности.
База исследования - Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр Развития Ребенка детский сад №10 «Сказка» г. Алексеевка».
В данной работе была исследована проблема влияния культурных ценностей и стереотипов организации жизнедеятельности на психо-эмоциональное благополучие ребенка в дошкольном возрасте и разработаны методические рекомендации по педагогическому обеспечению психоэмоционального комфорта старших дошкольников в ДОО и семье.
Ориентация на культурные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Основная роль в этом принадлежит семье. Стереотипы организации жизнедеятельности ребенка определяются, прежде всего, семейными условиями, так как дети ориентируются на социальные и нравственные установки родителей, их идеалы.
Признавая приоритет семьи в воспитании дошкольника, современная наука придает большое значение в этом процессе прочему окружению ребенка, прежде всего, педагогам и воспитателям. Семья и воспитатели оказывают влияние на стереотипы организации жизнедеятельности ребенка, происходит «врастание» дошкольника в культуру, овладение им всеобщими нормами отношений, освоение социальных норм и правил.
Изучение культурных ценностей позволяет педагогу ближе познакомиться с ребёнком, понять стиль жизни семьи, её уклад, взаимоотношения между членами семьи, что в конечном итоге, позволяет оценить уровень психо-эмоционального благополучия старшего дошкольника. При этом педагог использует комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр Развития Ребенка детский сад № 10 «Сказка» г. Алексеевка» в старшей группе.
Для проведения исследования были организованы две подгруппы детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) - контрольная и экспериментальная. Каждая подгруппа состояла из 8 детей. В эксперименте также были задействованы родители этих детей.
На стадии констатирующего этапа была проведена оценка состояния психо-эмоционального благополучия детей в ДОО и семье, и определен уровень сформированности культурных ценностей и стереотипов организации жизнедеятельности у старших дошкольников.
Анализ эксперимента на этом этапе показал, что высокий уровень психо-эмоционального благополучия в ДОО характерен для 56,25% детей (9 человек), средний уровень - для 31,25% детей (5 человек), низкий уровень - для 12,5% детей (2 человека) старшей группы.
Обобщая результаты исследования психо-эмоционального благополучия детей в ДОО в контрольной и экспериментальной группах, можно сделать вывод, что в старшем дошкольном возрасте оценка нередко проводится по признаку личного отношения воспитателя к ребенку, появляются оценки, основанные на информированности педагога, на присущих взрослому знаниях и умениях. В этот же возрастной период ребенок начинает выделять и оценивать нравственные качества воспитателя. В целом с возрастом у детей увеличивается степень осознанности их отношения к педагогу.
Для определения психо-эмоционального благополучия ребенка в семье был проведен анализ идентификации детей и родителей (определение условий для психо-эмоционального благополучия ребенка в условиях семьи).
Анализ результатов показал, что в старшей группе идентификация детей с родителями следующая: высокий уровень - 9 человек (56,25%), средний уровень - 5 человек (31,25%), низкий уровень - 2 человека (12,5%).
Отсюда следует, что если дома детям созданы благоприятные условия для развития и становления личности, то и в коллективе, как правило, эти дети чувствуют себя комфортно, они более успешно выстраивают отношения со сверстниками и воспитателями.
Диагностика сформированности культурных ценностей и стереотипов организации жизнедеятельности показала, что нет прямого соответствия в ответах детей, их эмоциональной реакции и поведении. Дети, показавшие знание культурных ценностей и нравственных норм, в поведении показали низкий уровень, что свидетельствует о неосознанности культурных, нравственных и моральных норм в поведенческих реакциях ребенка. В результате диагностики был выявлен контингент детей, показавших низкий уровень по двум и трем компонентам культурных и нравственных ценностей, требующих индивидуального подхода воспитателей, коррекционной работы специалистов и тесного взаимодействия с родителями данных детей.
Проведенное исследование на стадии констатирующего эксперимента позволяет сделать вывод, что для детского дошкольного учреждения характерным является однообразие форм и методов воспитательных воздействий, преобладание разных видов организованной деятельности (занятия, беседы, игры) и значительно реже - индивидуальная работа. Формализованное отношение преобладает над эмоциональным взаимодействием и проявлением личной заинтересованности, соучастия к формированию духовного мира каждого ребенка. В семейном воспитании преобладает эмоциональная окраска восприятия культурных ценностей и стереотипов организации жизнедеятельности.
Недостаточная сформированность когнитивного и эмоционального компонентов, и разрыв между ними в сознании ребенка, приводит к несоответствию знаний, эмоциональных реакций и поведения (например, ребенок знает, что жадным быть плохо, но не хочет поделиться игрушками с товарищем - поведение, эмоциональная реакция вступают в противоречие со знаниями о нравственных ценностях, культуре поведения).
Таким образом, арсенал педагогических средств и методов, направленных на воспитание культурных ценностей и нравственных стереотипов организации жизнедеятельности, используемых как в детском дошкольном учреждении, так и в семье довольно ограничен, не достаточен для создания высокого уровня психо-эмоционального благополучия ребенка.
На стадии формирующего этапа нами были разработаны и апробированы мероприятия, направленные на формирование культурных ценностей и стереотипов организации жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста в ДОО и семье.
Работа осуществлялась по трем направлениям: педагоги - родители; педагоги - дети; родители - дети.
Проведенная работа с родителями способствовала повышению их педагогической культуры, способствовала осознанию ими необходимости уважительного отношения к детям, пробудила желание активнее участвовать в жизни ребенка. Взаимодействие педагогов с детьми было направлено на побуждение их к творческой деятельности не только в стенах дошкольного учреждения, но и в домашних условиях, вовлечение в эту деятельность родителей. Все это способствовало развитию доброты и взаимопонимания в семьях старших дошкольников, сплочению коллектива родителей и детей, развило чувство гордости за свою семью, пробудило интерес к творческой и культурной деятельности.
Данные контрольного этапа подтвердили позитивное влияние повышения уровня сформированности культурно-ценностных ориентиров старших дошкольников на психо-эмоциональное благополучие старших дошкольников в ДОО и семье. Было установлено, что количество детей с низким уровнем эмоционального компонента уменьшилось на 6,25%, со средним уровнем - на 25%, количество детей с высоким уровнем увеличилось на 31,25%, т.е. больше детей стало эмоционально отзывчивыми по отношению к сверстникам и воспитывающим взрослым, стали более эмоционально реагировать на культурные события, стали глубже чувствовать творчество, искусство.
Количество детей с низким уровнем поведенческого компонента стало на 37,5% меньше, количество детей со средним уровнем увеличилось на 12,5%, с высоким - на 25%, т.е. для большего числа детей культурные и нравственные нормы и правила поведения стали привычными в повседневной жизни, повысилась творческая активность детей.
Вместе с тем, контрольный этап эксперимента выявил детей (Аля Д., Игорь Ш., Митя Н., Дима З.) с которыми необходимо провести индивидуальную работу по повышению уровня сформированности культурных ценностей и нравственных стереотипов организации жизнедеятельности. Эту работу должны осуществить воспитатели ДОО совместно с родителями этих детей, активно включая их в культурные практики.
Таким образом, значительное повышение количественных и качественных показателей сформированности культурных ценностей и стереотипов организации жизнедеятельности детей старшей группы подтверждает правильность гипотезы о том, что влияние культурных ценностей и стереотипов организации жизнедеятельности на психо - эмоциональное благополучие ребенка будет успешным при условии приоритетной направленности деятельности детского дошкольного учреждения на реализацию программы приобщения родителей к культуре и участию в воспитании культурных ценностей у своих детей; включения детей в культурные практики при взаимодействии ДОО и семьи.
Используя комплекс предложенных нами методических рекомендаций по педагогическому обеспечению психо-эмоционального комфорта, можно улучшить развивающую среду, которая является важным условием формирования культурных ценностей у старших дошкольников.
Ориентация на культурные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Основная роль в этом принадлежит семье. Стереотипы организации жизнедеятельности ребенка определяются, прежде всего, семейными условиями, так как дети ориентируются на социальные и нравственные установки родителей, их идеалы.
Признавая приоритет семьи в воспитании дошкольника, современная наука придает большое значение в этом процессе прочему окружению ребенка, прежде всего, педагогам и воспитателям. Семья и воспитатели оказывают влияние на стереотипы организации жизнедеятельности ребенка, происходит «врастание» дошкольника в культуру, овладение им всеобщими нормами отношений, освоение социальных норм и правил.
Изучение культурных ценностей позволяет педагогу ближе познакомиться с ребёнком, понять стиль жизни семьи, её уклад, взаимоотношения между членами семьи, что в конечном итоге, позволяет оценить уровень психо-эмоционального благополучия старшего дошкольника. При этом педагог использует комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр Развития Ребенка детский сад № 10 «Сказка» г. Алексеевка» в старшей группе.
Для проведения исследования были организованы две подгруппы детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) - контрольная и экспериментальная. Каждая подгруппа состояла из 8 детей. В эксперименте также были задействованы родители этих детей.
На стадии констатирующего этапа была проведена оценка состояния психо-эмоционального благополучия детей в ДОО и семье, и определен уровень сформированности культурных ценностей и стереотипов организации жизнедеятельности у старших дошкольников.
Анализ эксперимента на этом этапе показал, что высокий уровень психо-эмоционального благополучия в ДОО характерен для 56,25% детей (9 человек), средний уровень - для 31,25% детей (5 человек), низкий уровень - для 12,5% детей (2 человека) старшей группы.
Обобщая результаты исследования психо-эмоционального благополучия детей в ДОО в контрольной и экспериментальной группах, можно сделать вывод, что в старшем дошкольном возрасте оценка нередко проводится по признаку личного отношения воспитателя к ребенку, появляются оценки, основанные на информированности педагога, на присущих взрослому знаниях и умениях. В этот же возрастной период ребенок начинает выделять и оценивать нравственные качества воспитателя. В целом с возрастом у детей увеличивается степень осознанности их отношения к педагогу.
Для определения психо-эмоционального благополучия ребенка в семье был проведен анализ идентификации детей и родителей (определение условий для психо-эмоционального благополучия ребенка в условиях семьи).
Анализ результатов показал, что в старшей группе идентификация детей с родителями следующая: высокий уровень - 9 человек (56,25%), средний уровень - 5 человек (31,25%), низкий уровень - 2 человека (12,5%).
Отсюда следует, что если дома детям созданы благоприятные условия для развития и становления личности, то и в коллективе, как правило, эти дети чувствуют себя комфортно, они более успешно выстраивают отношения со сверстниками и воспитателями.
Диагностика сформированности культурных ценностей и стереотипов организации жизнедеятельности показала, что нет прямого соответствия в ответах детей, их эмоциональной реакции и поведении. Дети, показавшие знание культурных ценностей и нравственных норм, в поведении показали низкий уровень, что свидетельствует о неосознанности культурных, нравственных и моральных норм в поведенческих реакциях ребенка. В результате диагностики был выявлен контингент детей, показавших низкий уровень по двум и трем компонентам культурных и нравственных ценностей, требующих индивидуального подхода воспитателей, коррекционной работы специалистов и тесного взаимодействия с родителями данных детей.
Проведенное исследование на стадии констатирующего эксперимента позволяет сделать вывод, что для детского дошкольного учреждения характерным является однообразие форм и методов воспитательных воздействий, преобладание разных видов организованной деятельности (занятия, беседы, игры) и значительно реже - индивидуальная работа. Формализованное отношение преобладает над эмоциональным взаимодействием и проявлением личной заинтересованности, соучастия к формированию духовного мира каждого ребенка. В семейном воспитании преобладает эмоциональная окраска восприятия культурных ценностей и стереотипов организации жизнедеятельности.
Недостаточная сформированность когнитивного и эмоционального компонентов, и разрыв между ними в сознании ребенка, приводит к несоответствию знаний, эмоциональных реакций и поведения (например, ребенок знает, что жадным быть плохо, но не хочет поделиться игрушками с товарищем - поведение, эмоциональная реакция вступают в противоречие со знаниями о нравственных ценностях, культуре поведения).
Таким образом, арсенал педагогических средств и методов, направленных на воспитание культурных ценностей и нравственных стереотипов организации жизнедеятельности, используемых как в детском дошкольном учреждении, так и в семье довольно ограничен, не достаточен для создания высокого уровня психо-эмоционального благополучия ребенка.
На стадии формирующего этапа нами были разработаны и апробированы мероприятия, направленные на формирование культурных ценностей и стереотипов организации жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста в ДОО и семье.
Работа осуществлялась по трем направлениям: педагоги - родители; педагоги - дети; родители - дети.
Проведенная работа с родителями способствовала повышению их педагогической культуры, способствовала осознанию ими необходимости уважительного отношения к детям, пробудила желание активнее участвовать в жизни ребенка. Взаимодействие педагогов с детьми было направлено на побуждение их к творческой деятельности не только в стенах дошкольного учреждения, но и в домашних условиях, вовлечение в эту деятельность родителей. Все это способствовало развитию доброты и взаимопонимания в семьях старших дошкольников, сплочению коллектива родителей и детей, развило чувство гордости за свою семью, пробудило интерес к творческой и культурной деятельности.
Данные контрольного этапа подтвердили позитивное влияние повышения уровня сформированности культурно-ценностных ориентиров старших дошкольников на психо-эмоциональное благополучие старших дошкольников в ДОО и семье. Было установлено, что количество детей с низким уровнем эмоционального компонента уменьшилось на 6,25%, со средним уровнем - на 25%, количество детей с высоким уровнем увеличилось на 31,25%, т.е. больше детей стало эмоционально отзывчивыми по отношению к сверстникам и воспитывающим взрослым, стали более эмоционально реагировать на культурные события, стали глубже чувствовать творчество, искусство.
Количество детей с низким уровнем поведенческого компонента стало на 37,5% меньше, количество детей со средним уровнем увеличилось на 12,5%, с высоким - на 25%, т.е. для большего числа детей культурные и нравственные нормы и правила поведения стали привычными в повседневной жизни, повысилась творческая активность детей.
Вместе с тем, контрольный этап эксперимента выявил детей (Аля Д., Игорь Ш., Митя Н., Дима З.) с которыми необходимо провести индивидуальную работу по повышению уровня сформированности культурных ценностей и нравственных стереотипов организации жизнедеятельности. Эту работу должны осуществить воспитатели ДОО совместно с родителями этих детей, активно включая их в культурные практики.
Таким образом, значительное повышение количественных и качественных показателей сформированности культурных ценностей и стереотипов организации жизнедеятельности детей старшей группы подтверждает правильность гипотезы о том, что влияние культурных ценностей и стереотипов организации жизнедеятельности на психо - эмоциональное благополучие ребенка будет успешным при условии приоритетной направленности деятельности детского дошкольного учреждения на реализацию программы приобщения родителей к культуре и участию в воспитании культурных ценностей у своих детей; включения детей в культурные практики при взаимодействии ДОО и семьи.
Используя комплекс предложенных нами методических рекомендаций по педагогическому обеспечению психо-эмоционального комфорта, можно улучшить развивающую среду, которая является важным условием формирования культурных ценностей у старших дошкольников.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СТЕРЕОТИПОВ
ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПСИХО-
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬЕ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - АКТУАЛИЗАЦИЯ ВИТАГЕННОГО ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К БРАКУ И СЕМЬЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Доверие как социально-психологическое явление(19.00.05 )
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1998



