ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗА-ОПИСАНИЯ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗА-ОПИСАНИЯ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Связная речь и ее характеристика 7
1.2. Развитие связной речи в онтогенезе 13
1.3. Рассказ-описание по пейзажной картине как вид связной
монологической речи и его особенности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 19
1.4. Методические аспекты формирования навыка составления
рассказа-описания по пейзажной картине у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 26
ГЛАВА II НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗА- ОПИСАНИЯ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Изучение навыка составления рассказа-описания по пейзажной
картине у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 37
2.2. Методические рекомендации по формированию навыка
составления рассказа-описания по пейзажной картине у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗА-ОПИСАНИЯ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Связная речь и ее характеристика 7
1.2. Развитие связной речи в онтогенезе 13
1.3. Рассказ-описание по пейзажной картине как вид связной
монологической речи и его особенности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 19
1.4. Методические аспекты формирования навыка составления
рассказа-описания по пейзажной картине у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 26
ГЛАВА II НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗА- ОПИСАНИЯ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Изучение навыка составления рассказа-описания по пейзажной
картине у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 37
2.2. Методические рекомендации по формированию навыка
составления рассказа-описания по пейзажной картине у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение, ребенок должен научиться рассказывать, называть предмет, описать его, рассказать о каком -то событии, явлении, опоследовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте связная речь должна достигать довольно высокого уровня. Это очень важно для дальнейшего успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребенка.
Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями речевого развития. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы: фонетико-фонематического, грамматического, лексического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, воображения и др.) создаёт дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.
Многие специалисты по исследованию речи детей подчёркивают, что у детей с ОНР отмечается ограниченный словарный запас, что не позволяет ребенку четко и правильно выразить свои мысли при построении связного высказывания (В.П. Глухов, В.К. Воробьева, Е.В. Аханькова и др.).
Для связных высказываний детей с ОНР характерно: связные высказывания короткие с аграмматизмами; отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой; уровень информативности высказывания очень низкий (В.К. Воробьева).
Особым видом связного высказывания является рассказ-описание по пейзажной картине, которая является особенно сложной для детского восприятия и, тем более, для составления монологов (В.К. Воробьева, Н.Ф. Виноградова, В.П. Глухов и др.)
Большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление pассказов-описаний по пейзажной картине. Исследователи, наблюдавшие реакции детей старшего дошкольного возраста на пейзажи и пейзажные картины (Н.Ф. Виноградова, Н.В. Любимова и др.), отмечали весьма противоречивую тенденцию: с одной стороны, пейзажи и пейзажные картины вызывают у детей восхищение, сдругой — затруднения в высказывании своих впечатлений.
В.К. Воробьева считает, что в основном, это происходит не оттого, что знания ребенка недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
В связи с этим выбранную нами тему исследования «Логопедическая работа по формированию навыка составления рассказа-описания по пейзажной картине у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» можно считать актуальной.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию навыка составления рассказа-описания по пейзажной картине у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Цель исследования: определить основные направления логопедической работы по формированию навыка составления рассказа-описания по пейзажной картине у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, подобрать и систематизировать приемы и упражнения для их реализации.
Объект исследования: особенности навыка составления рассказа-описания по пейзажной картине у старших дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: направления, приемы и упражнения
логопедической работы по формированию навыка составления рассказа-описания по пейзажной картине.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по формированию навыка составления рассказа-описания по пейзажной картине у старших дошкольников с ОНР должна осуществляться с учетом речевых и когнитивных особенностей детей с ОНР и определяться спецификой описательного рассказа по пейзажной картине, как особого вида связной монологической речи.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1) на основе анализа психолого-педагогической литературы теоретически обосновать проблему исследования;
2) выявить особенности навыка составления рассказа-описания по пейзажной картине у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
3) разработать методические рекомендации по формированию навыка составления рассказа-описания по пейзажной картине у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Теоретико-методологической основой исследования являются системный подход к анализу речевых нарушений (Р.Е. Левина); исследования в области развития связной речи детей с общим недоразвитием речи: В.П. Глухова, Т.А.Ткаченко, Л.Н. Ефименковой, В.К. Воробьевой,Р.Е. Лалаевой; исследования в области изучения навыка составления рассказа-описания по пейзажной картине: О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, Н.Ф. Виноградовой, Н.В. Любимовой и др.
Методы исследования: теоретические: анализ литературных; источников по теме исследования; эмпирические: анализ продуктов речевой деятельности детей, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 «Родничок» Старооскольского городского округа.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте связная речь должна достигать довольно высокого уровня. Это очень важно для дальнейшего успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребенка.
Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями речевого развития. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы: фонетико-фонематического, грамматического, лексического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, воображения и др.) создаёт дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.
Многие специалисты по исследованию речи детей подчёркивают, что у детей с ОНР отмечается ограниченный словарный запас, что не позволяет ребенку четко и правильно выразить свои мысли при построении связного высказывания (В.П. Глухов, В.К. Воробьева, Е.В. Аханькова и др.).
Для связных высказываний детей с ОНР характерно: связные высказывания короткие с аграмматизмами; отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой; уровень информативности высказывания очень низкий (В.К. Воробьева).
Особым видом связного высказывания является рассказ-описание по пейзажной картине, которая является особенно сложной для детского восприятия и, тем более, для составления монологов (В.К. Воробьева, Н.Ф. Виноградова, В.П. Глухов и др.)
Большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление pассказов-описаний по пейзажной картине. Исследователи, наблюдавшие реакции детей старшего дошкольного возраста на пейзажи и пейзажные картины (Н.Ф. Виноградова, Н.В. Любимова и др.), отмечали весьма противоречивую тенденцию: с одной стороны, пейзажи и пейзажные картины вызывают у детей восхищение, сдругой — затруднения в высказывании своих впечатлений.
В.К. Воробьева считает, что в основном, это происходит не оттого, что знания ребенка недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
В связи с этим выбранную нами тему исследования «Логопедическая работа по формированию навыка составления рассказа-описания по пейзажной картине у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» можно считать актуальной.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию навыка составления рассказа-описания по пейзажной картине у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Цель исследования: определить основные направления логопедической работы по формированию навыка составления рассказа-описания по пейзажной картине у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, подобрать и систематизировать приемы и упражнения для их реализации.
Объект исследования: особенности навыка составления рассказа-описания по пейзажной картине у старших дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: направления, приемы и упражнения
логопедической работы по формированию навыка составления рассказа-описания по пейзажной картине.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по формированию навыка составления рассказа-описания по пейзажной картине у старших дошкольников с ОНР должна осуществляться с учетом речевых и когнитивных особенностей детей с ОНР и определяться спецификой описательного рассказа по пейзажной картине, как особого вида связной монологической речи.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1) на основе анализа психолого-педагогической литературы теоретически обосновать проблему исследования;
2) выявить особенности навыка составления рассказа-описания по пейзажной картине у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
3) разработать методические рекомендации по формированию навыка составления рассказа-описания по пейзажной картине у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Теоретико-методологической основой исследования являются системный подход к анализу речевых нарушений (Р.Е. Левина); исследования в области развития связной речи детей с общим недоразвитием речи: В.П. Глухова, Т.А.Ткаченко, Л.Н. Ефименковой, В.К. Воробьевой,Р.Е. Лалаевой; исследования в области изучения навыка составления рассказа-описания по пейзажной картине: О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, Н.Ф. Виноградовой, Н.В. Любимовой и др.
Методы исследования: теоретические: анализ литературных; источников по теме исследования; эмпирические: анализ продуктов речевой деятельности детей, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 «Родничок» Старооскольского городского округа.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Одной из главных задач речевого воспитания дошкольника является формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание. Задачи развития монологической речи решаются на протяжении всего дошкольного детства, при этом на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер систематического последовательного развёрнутого изложения, выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Основными характеристиками связной речи в психолингвистике считаются связность и целостность. Особое место в работе над связной монологической речью отводится формированию навыка составления рассказа- описания по пейзажной картине.
Рассказывание по пейзажным картинам (при последовательной поэтапной работе) помогает в развитии связной монологической речи, словесно-логического мышления у детей. Предоставляет большие возможности для самостоятельного выражения детьми своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей между предметами и явлениями, способствует уточнению и актуализации знаний и представлений о родной природе.
Вопросами развития связной речи занимались многие известные педагоги - Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.А. Пельевская, Е.И. Родина, М.М. Конина и психологи - С.Л. Рубинштейн, А.А. Люблинская, В.С. Мухина. Они считают, что рассказывание, в т.ч и по пейзажным картинам в старшем дошкольном возрасте, бесспорно, играет весьма солидную роль в развитии правильной, свободной и красивой речи детей.
Как показывает анализ научно - методической литературы и проведенное нами исследование для детей с ОНР овладение навыком составления рассказа- описания по пейзажной картине, является достаточно сложным, в связи с особенностями их языкового и когнитивного развития. Дети подменяют рассказ перечислением отдельных признаков предмета в любой последовательности, нарушают связность рассказа, для них характерна незавершенность микротем, возвращение к ранее сказанному, нет параллельнойорганизации связи предложений. B ряде случаев описание сводится к беспорядочному перечислению отдельных предметов картины. В рассказах отчетливо выражены лексические затруднения, длительные паузы, недостатки в грамматическом оформлении предложений.
Всвязи с этим овладение навыком составления рассказа-описания по пейзажной картине старших дошкольников с ОНР требует специально организованной логопедической работы.
На основе методических рекомендаций В.К. Воробьевой, Т.А. Ткаченко, Л.Н. Ефименковой, В.П. Глухова, Н.Ф. Виноградовой и др. были определены следующие направления системной логопедической работы:
1. Работа над формированием когнитивной базы описательных рассказов.
2. Обогащение речи детей образными средствами и предложениями описательного характера.
3. Формирование у детей умения выделять и называть объект описания.
4. Формирование навыка составления рассказа-описания.
5. Учить различным способам связи предложений в тексте.
6. Работа над пониманием художественного замысла.
Также были определены основные условия логопедической работы:
- насыщенность предметно - развивающей среды ДОУ произведениями искусства;
- обогащение опыта детей впечатлениями о природных явлениях на основе наблюдений в природе и рассматривания пейзажной живописи;
- постоянное обогащение словаря детей образными средствами, выражающими впечатления о природе.
- воспитание эстетического отношения к природе и произведениям живописи.
Были отобраны и систематизированы приемы и речевые игры и упражнения, которые позволят оптимизировать логопедическую работу по формированию навыка составления описательных рассказов по пейзажной картине с детьми с ОНР.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер систематического последовательного развёрнутого изложения, выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Основными характеристиками связной речи в психолингвистике считаются связность и целостность. Особое место в работе над связной монологической речью отводится формированию навыка составления рассказа- описания по пейзажной картине.
Рассказывание по пейзажным картинам (при последовательной поэтапной работе) помогает в развитии связной монологической речи, словесно-логического мышления у детей. Предоставляет большие возможности для самостоятельного выражения детьми своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей между предметами и явлениями, способствует уточнению и актуализации знаний и представлений о родной природе.
Вопросами развития связной речи занимались многие известные педагоги - Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.А. Пельевская, Е.И. Родина, М.М. Конина и психологи - С.Л. Рубинштейн, А.А. Люблинская, В.С. Мухина. Они считают, что рассказывание, в т.ч и по пейзажным картинам в старшем дошкольном возрасте, бесспорно, играет весьма солидную роль в развитии правильной, свободной и красивой речи детей.
Как показывает анализ научно - методической литературы и проведенное нами исследование для детей с ОНР овладение навыком составления рассказа- описания по пейзажной картине, является достаточно сложным, в связи с особенностями их языкового и когнитивного развития. Дети подменяют рассказ перечислением отдельных признаков предмета в любой последовательности, нарушают связность рассказа, для них характерна незавершенность микротем, возвращение к ранее сказанному, нет параллельнойорганизации связи предложений. B ряде случаев описание сводится к беспорядочному перечислению отдельных предметов картины. В рассказах отчетливо выражены лексические затруднения, длительные паузы, недостатки в грамматическом оформлении предложений.
Всвязи с этим овладение навыком составления рассказа-описания по пейзажной картине старших дошкольников с ОНР требует специально организованной логопедической работы.
На основе методических рекомендаций В.К. Воробьевой, Т.А. Ткаченко, Л.Н. Ефименковой, В.П. Глухова, Н.Ф. Виноградовой и др. были определены следующие направления системной логопедической работы:
1. Работа над формированием когнитивной базы описательных рассказов.
2. Обогащение речи детей образными средствами и предложениями описательного характера.
3. Формирование у детей умения выделять и называть объект описания.
4. Формирование навыка составления рассказа-описания.
5. Учить различным способам связи предложений в тексте.
6. Работа над пониманием художественного замысла.
Также были определены основные условия логопедической работы:
- насыщенность предметно - развивающей среды ДОУ произведениями искусства;
- обогащение опыта детей впечатлениями о природных явлениях на основе наблюдений в природе и рассматривания пейзажной живописи;
- постоянное обогащение словаря детей образными средствами, выражающими впечатления о природе.
- воспитание эстетического отношения к природе и произведениям живописи.
Были отобраны и систематизированы приемы и речевые игры и упражнения, которые позволят оптимизировать логопедическую работу по формированию навыка составления описательных рассказов по пейзажной картине с детьми с ОНР.



