Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗА-ОПИСАНИЯ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №66503

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы55
Год сдачи2016
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
313
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗА-ОПИСАНИЯ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Связная речь и ее характеристика 7
1.2. Развитие связной речи в онтогенезе 13
1.3. Рассказ-описание по пейзажной картине как вид связной
монологической речи и его особенности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 19
1.4. Методические аспекты формирования навыка составления
рассказа-описания по пейзажной картине у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 26
ГЛАВА II НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗА- ОПИСАНИЯ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Изучение навыка составления рассказа-описания по пейзажной
картине у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 37
2.2. Методические рекомендации по формированию навыка
составления рассказа-описания по пейзажной картине у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53


Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение, ребенок должен научиться рассказывать, называть предмет, описать его, рассказать о каком -то событии, явлении, опоследовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте связная речь должна достигать довольно высокого уровня. Это очень важно для дальнейшего успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребенка.
Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями речевого развития. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы: фонетико-фонематического, грамматического, лексического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, воображения и др.) создаёт дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.
Многие специалисты по исследованию речи детей подчёркивают, что у детей с ОНР отмечается ограниченный словарный запас, что не позволяет ребенку четко и правильно выразить свои мысли при построении связного высказывания (В.П. Глухов, В.К. Воробьева, Е.В. Аханькова и др.).
Для связных высказываний детей с ОНР характерно: связные высказывания короткие с аграмматизмами; отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой; уровень информативности высказывания очень низкий (В.К. Воробьева).
Особым видом связного высказывания является рассказ-описание по пейзажной картине, которая является особенно сложной для детского восприятия и, тем более, для составления монологов (В.К. Воробьева, Н.Ф. Виноградова, В.П. Глухов и др.)
Большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление pассказов-описаний по пейзажной картине. Исследователи, наблюдавшие реакции детей старшего дошкольного возраста на пейзажи и пейзажные картины (Н.Ф. Виноградова, Н.В. Любимова и др.), отмечали весьма противоречивую тенденцию: с одной стороны, пейзажи и пейзажные картины вызывают у детей восхищение, сдругой — затруднения в высказывании своих впечатлений.
В.К. Воробьева считает, что в основном, это происходит не оттого, что знания ребенка недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
В связи с этим выбранную нами тему исследования «Логопедическая работа по формированию навыка составления рассказа-описания по пейзажной картине у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» можно считать актуальной.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию навыка составления рассказа-описания по пейзажной картине у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Цель исследования: определить основные направления логопедической работы по формированию навыка составления рассказа-описания по пейзажной картине у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, подобрать и систематизировать приемы и упражнения для их реализации.
Объект исследования: особенности навыка составления рассказа-описания по пейзажной картине у старших дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: направления, приемы и упражнения
логопедической работы по формированию навыка составления рассказа-описания по пейзажной картине.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по формированию навыка составления рассказа-описания по пейзажной картине у старших дошкольников с ОНР должна осуществляться с учетом речевых и когнитивных особенностей детей с ОНР и определяться спецификой описательного рассказа по пейзажной картине, как особого вида связной монологической речи.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1) на основе анализа психолого-педагогической литературы теоретически обосновать проблему исследования;
2) выявить особенности навыка составления рассказа-описания по пейзажной картине у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
3) разработать методические рекомендации по формированию навыка составления рассказа-описания по пейзажной картине у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Теоретико-методологической основой исследования являются системный подход к анализу речевых нарушений (Р.Е. Левина); исследования в области развития связной речи детей с общим недоразвитием речи: В.П. Глухова, Т.А.Ткаченко, Л.Н. Ефименковой, В.К. Воробьевой,Р.Е. Лалаевой; исследования в области изучения навыка составления рассказа-описания по пейзажной картине: О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, Н.Ф. Виноградовой, Н.В. Любимовой и др.
Методы исследования: теоретические: анализ литературных; источников по теме исследования; эмпирические: анализ продуктов речевой деятельности детей, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 «Родничок» Старооскольского городского округа.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одной из главных задач речевого воспитания дошкольника является формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание. Задачи развития монологической речи решаются на протяжении всего дошкольного детства, при этом на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер систематического последовательного развёрнутого изложения, выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Основными характеристиками связной речи в психолингвистике считаются связность и целостность. Особое место в работе над связной монологической речью отводится формированию навыка составления рассказа- описания по пейзажной картине.
Рассказывание по пейзажным картинам (при последовательной поэтапной работе) помогает в развитии связной монологической речи, словесно-логического мышления у детей. Предоставляет большие возможности для самостоятельного выражения детьми своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей между предметами и явлениями, способствует уточнению и актуализации знаний и представлений о родной природе.
Вопросами развития связной речи занимались многие известные педагоги - Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.А. Пельевская, Е.И. Родина, М.М. Конина и психологи - С.Л. Рубинштейн, А.А. Люблинская, В.С. Мухина. Они считают, что рассказывание, в т.ч и по пейзажным картинам в старшем дошкольном возрасте, бесспорно, играет весьма солидную роль в развитии правильной, свободной и красивой речи детей.
Как показывает анализ научно - методической литературы и проведенное нами исследование для детей с ОНР овладение навыком составления рассказа- описания по пейзажной картине, является достаточно сложным, в связи с особенностями их языкового и когнитивного развития. Дети подменяют рассказ перечислением отдельных признаков предмета в любой последовательности, нарушают связность рассказа, для них характерна незавершенность микротем, возвращение к ранее сказанному, нет параллельнойорганизации связи предложений. B ряде случаев описание сводится к беспорядочному перечислению отдельных предметов картины. В рассказах отчетливо выражены лексические затруднения, длительные паузы, недостатки в грамматическом оформлении предложений.
Всвязи с этим овладение навыком составления рассказа-описания по пейзажной картине старших дошкольников с ОНР требует специально организованной логопедической работы.
На основе методических рекомендаций В.К. Воробьевой, Т.А. Ткаченко, Л.Н. Ефименковой, В.П. Глухова, Н.Ф. Виноградовой и др. были определены следующие направления системной логопедической работы:
1. Работа над формированием когнитивной базы описательных рассказов.
2. Обогащение речи детей образными средствами и предложениями описательного характера.
3. Формирование у детей умения выделять и называть объект описания.
4. Формирование навыка составления рассказа-описания.
5. Учить различным способам связи предложений в тексте.
6. Работа над пониманием художественного замысла.
Также были определены основные условия логопедической работы:
- насыщенность предметно - развивающей среды ДОУ произведениями искусства;
- обогащение опыта детей впечатлениями о природных явлениях на основе наблюдений в природе и рассматривания пейзажной живописи;
- постоянное обогащение словаря детей образными средствами, выражающими впечатления о природе.
- воспитание эстетического отношения к природе и произведениям живописи.
Были отобраны и систематизированы приемы и речевые игры и упражнения, которые позволят оптимизировать логопедическую работу по формированию навыка составления описательных рассказов по пейзажной картине с детьми с ОНР.



1. Алексеева, М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: М.М.Алексеева, Б.И Яшина. Учеб. Пособие для студ. Высш. И сред, пед. Учеб. Заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Бизикова, О.А. Развитие монологической речи у дошкольников [Текст]: О.А.Бизикова, Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений.- Из. Нижневартовского государственного университета, 2014
3. Бородич, А. М. Методика развития речи детей[Текст].А. М.Бородич- М.: Просвещение, 2004. - 255 с.
4. Боровских, Л.А. Я логично говорю: Тетрадь № 2 для развития связной
речи детей[Текст]: /Л.АБоровских, Методическое руководство. Серия:
Библиотека практикующего логопеда
5. Введенская, Л. А. Теория и практика русской речи[Текст] / Л.А. Введенская, П.П. Червинский. - СПб.: Питер принт, 2005. - 364 с.
6. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления детей с природой[Текст]: /Н.Ф Виноградова,М.: Просвещение, 1978. С. 66—68;
7. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным н едоразвитием речи [Текст]:/ В.К Воробьева,М.: Астрель, 2006.
8. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования [Текст]: /Л.СВыготский,-М., 1956г.
9. Глухов, В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием[Текст]: — Автореф. Канд. Дис.В.ПГлухов, — М., 1987.
10. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию[Текст]: / В.П. Глухов // Дефектология. — 1994. —№ 2.
11. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием [Текст]:/ В.П. Глухов. М.: — Аркти, 2004.
12. Душка, Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников[Текст]:/ Н. Д. Душка, Журнал «Логопед», №5 (2005).
13. Ерастов, Н.П. Культура связной речи[Текст]:/ Н.П Ерастов, — Ярославль. 1982. —183 с.
14. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием речи[Текст]: / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.
15. Жинкин, Н.И. Механизмы речи[Текст]: / Н.И. Жинкин. — М.: Директ- Медиа, 2008. - 104 с.
16. Жукова, Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]:/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: Литур, 2006. - 320 с.
17. Зубарева, Н.М. Дети и изобразительное искусство[Текст]:/ Н.М Зубарева, - М.,1968
18. Короткова, Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи
работы над развитием диалогической и монологической речи [Текст]: /
Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999. - с.201-202.
19. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга [Текст]:/ М. М.Кольцова, Ребенок учится говорить. - М., 1973
20. Корицкая, Е.Г., Шимкович Т.А. Формирование развернутой
описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего речевого развития[Текст]:/ Е.Г. Корицкая, Т.А. Шимкович, Нарушения речи у
дошкольников. М.: 1975.
21. Лебедева, И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине[Текст]: / И.Н. Лебедева,СПб, «ЦДК проф. Л.Б. Баряевой», 2009.
22. Левина, Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей [Текст] :/Р.Е.Левина, Специальная школа, 1967, вып. 2
23. Леушина, A.M. Развитие связной речи удошкольника[Текст]: //
Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ Сост. М.М.Алексеева, В. И.Яшина. -М.:Издательский центр Академия, 1999. - 560с.
24. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность[Текст]:/А. А. Леонтьев, - М., 1969 С. 135
25. Любимова, Н.В. Обучение описанию пейзажа [Текст]: /Н.В. Любимова, Дошкольное воспитание. 1973. № 4. С. 18—21.
26. Люблинская, А.А. Очерки психического развития ребенка [Текст]:/А.А. Люблинская, М., 1959, стр. 275
27. Лурия, А.Р. Язык и сознание[Текст]: // Под ред. Е.Д. Хомской. — М.,2001.
28. Логопедия: Учебник для студентов дефектологии [Текст]:Фак. Пед. Вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.:Гуманит. Изд. Центр Владос,1998.
29. Малетина, Н.С..Развитие речевого общения дошкольников [Текст]:/ Н.С.Малетина, - Нижневартовск, 2003.
30. Методика развития речи детей дошкольного возраста[Текст]:// Под ред. Л.П. Федоренко. — М., 1984.
31. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях[Текст]:/С.А. Миронова,- М., 2007. - 192 с.
32. Нечаева, О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение)[Текст]:/ О.А.Нечаева,-Улан-Удэ, 1974.
33. Психология детей дошкольного возраста[Текст]:. /Под ред.
А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. - М., 1964, С.3
34. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии[Текст]: /С.
Л.Рубинштейн,- М., 1989. - С.468
35. Сохин, Ф. А. Задачи развития речи[Текст]: /Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф. А. Сохина. - М., 1984. - С. 14.)
36. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей[Текст]:/Е. И Тихеева,- М., 1981
37. Ткаченко, Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов[Текст]: / Т.А Ткаченко, Дошкольное воспитание. - 1990. - №10
38. Ушакова, О.С.,Знакомим дошкольников с литературой [Текст]:/ О.С.Ушакова, Н.В. Гавриш,М.:Сфера, 2008. С. 126—134.
39. Ушакова, О.С, Методика развития речи детей дошкольного возраста[Текст]:/О.С.Ушакова, Е.М. Струнина,Учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошк. Образоват. Учреждений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
40. Ушинский, К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии: письмо третье [Текст]:/ К.Д.Ушинский История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / Сост. М.Б.Мчелидзе др. М.: Просвещение, 1987. С. 188—189
41. Филичева, Т.Б., Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение[Текст]: Учебно-методическое пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. — М.: ГНОМ и Д, 2000. — 128 с.
42. Флерина, Е. А. Разговорная речь в детском саду[Текст]: / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999. - с.210-115.
43. Характеристика связной речи детей 6-7 лет[Текст]: / под ред. Т.А.
Ладыженской. — М.: Педагогика, 1980. — 210 с.
44.Эльконин, Д.Б.Развитие речи в дошкольном возрасте[Текст]:/Д.Б.
Эльконин, Избр. Псих. Труды.-М.,1989
45.Якубинский, Л.П. Избранные работы: Язык и его
функционирование[Текст]:- М., 1986. - С. 17-58



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ