В современной политической науке исследованиям политических коммуникаций отведена одна из главных ролей. Во многом это обусловлено становлением данной сферы в российской практике. Исследование популистских технологий наравне с политическими коммуникациями нуждается в разработке теоретико-методологической базы с учетом специфики применения в том или ином политическом ландшафте. Анализ истории возникновения, хронология развития, характерные черты и особенности - в настоящее время эти аспекты научных исследований популизма являются наиболее востребованными в виду того, что на данный момент крайне малое количество научных работ посвящено теме популизма.
В условиях предвыборных кампаний политические коммуникации кандидатов и электората приобретают новые формы, что, в свою очередь, позволяет политическим силам влиять на электорат. Результатом данного влияния, к которому стремится каждый кандидат и каждая политическая партия, является лояльность избирателей на выборах в виде “галочки” против имени соответствующего кандидата или названия партии. Эффективность избирательных кампаний зачастую зависит от выбранной стратегии: ее доступно сти, понятности и прозрачности для электората. В своей совокупности эти характеристики способствуют повышению доверия к кандидату.
Современная политическая реальность задает следующий тренд: выбирают человека, а не партию. Известный исследователь в области политических коммуникаций Жак Сегела в своей работе “Национальные особенности охоты за голосами” пишет: “Люди голосуют не за партию, а за кандидата”. Данный факт ставит на первое место личность политика, а не интересы партии.
Комплекс технологий политической коммуникации в ходе избирательного цикла делится на следующие составные части: продвижение в сети Интернет, личные встречи с избирателями, реклама и специальные мероприятия. Несмотря на различия в реализации, каждый из перечисленных элементов может включать те методы и средства, которые со ставляют суть популизма. Как показывает практика, с каждым годом все больше и больше политиков стремятся к упрощению агитационных программ и, соответственно, предвыборных лозунгов. Данный факт неумолимо ведет к практике использования популизма кандидатами как основной технологии привлечения избирателя: чем проще лозунги, тем выше шанс, что электорат запомнит их.
Современные политологи придерживаются мнения, что на сегодняшний день популизм - практически единственный способ одержать победу на выборах. Так или иначе, электронные библиотеки, порталы и профильные ресурсы готовы предложить множе ство материалов, описывающих различные популистские кампании в Соединенных Штатах Америки, Российской Федерации, Японии, Италии и Франции. География распространения этого феномена лишь расширяется, подогревая интерес научного сообщества к данной коммуникационной технологии, которая привела к победе на выборах уже не один десяток политиков.
Таким образом, актуальность данной выпускной квалификационной работы заключается в слабой изученности данной темы и активном использовании популистских технологий в современных политических коммуникациях . Отсутствие соответствующего политического образования, абсентеизм и не спо собно сть избирателей выделить среди всех предвыборных лозунгов обещания популистского толка приводят к кризисам власти и последующему недовольству общественности действующим политическим институтом. Одна из форм выражения этого недовольства - пикеты и митинги. Это иллюстрируют, например, события 26 марта 2017 года, когда не был санкционирован антикоррупционный митинг в 82 городах России, организованный известным общественным деятелем и политиком Алексеем Навальным.
Популизм, как и многие гуманитарные технологии, нуждается в соответствующих теоретических и эмпирических исследованиях. В конце XX века особое внимание данному вопросу уделяли С. К. Рощин, А. М. Зимичев, И. В. Хорос и др.
В современной практике существенный вклад в изучение данной проблематики внесли такие ученые, как А. Г. Алтунян , Н. А. Баранов , Т. И. Заславская , Б. П. Макаренко , А. Малько , А. П. Сафронов и другие.
Зарубежный корпус литературы представлен следующими авторами: Ж. Блондель , Э. Кассирер , Ж. Сегела , Дж. Хикс , Л. Гудвин и т.д.
Однако в данных трудах недостаточное внимание уделяется коммуникационному аспекту популистских технологий. Представленная выпускная квалификационная работа способствует решению проблемы влияния популизма на расстановку политических сил и трансформацию популистских лозунгов политических партий.
Объект исследования - популизм как феномен современных политических коммуникаций.
Предмет исследования - комплекс технологий популизма в современных политических коммуникациях партий «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ И ЛДПР.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в определении теоретико-методологических основ развития популизма в коммуникационной науке и освещении практического аспекта применения популистских технологий.
Достижение заданной цели невозможно без определения круга решаемых задач:
1. Рассмотреть историческую ретроспективу понятия «популизм» в российской и
зарубежной истории
2. На основе анализа корпуса трактовок выработать собственное определение понятия, наиболее адекватно отвечающее современным политическим реалиям, выявить характерные признаки феномена и проанализировать алгоритм применения популистских технологий.
3. Рассмотреть использовавшиеся популистские технологии в предвыборной
программе «Единой России» в период избирательной кампании в Государственную Думу 2011 года.
4. Проанализировать видео-выступления политических лидеров партий КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» с целью выявления популистских методов и приемов.
Методологическая база исследования. При написании работы автором были задействованы как теоретические, так и эмпирические методы: сравнение, изучение литературы и документов, экспертное интервью, контент-анализ.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложения.
В процессе написания данной выпускной квалификационной работы было проанализировано и исследовано пространство современных политических коммуникаций в России, конкретно - проявления и использование политическими акторами популистских технологий.
В первой главе были рассмотрены понятие, характеристики и особенности понятия «популизм», выделены основные этапы развития данного феномена в российской и зарубежной практике, освещены примеры использования популистских технологий в России и зарубежом. За основу было взято определение, которое объединяет в себе сущностные характеристики дефиниций других исследователей. Итак, популизм - это политико¬коммуникативная технология, которая апеллирует к широким слоям населения, воздействует на массовое сознание путем упрощения политических лозунгов и спекулирует на вере и ожиданиях людей. Также мы разграничили понятия «демагогия» и «популизм». Демагогия встречается в различных сферах деятельности человека, другими словами - она имеет более широкую область применения. Демагогия - первична, популизм - вторичен. Популизм напрямую связан с политическими коммуникациями: борьба за власть, удержание власти. Предвыборные кампании относятся к борьбе за власть, выступления перед электоратом, на съездах партий и в Государственной Думе - удержание власти.
Помимо этого, в первой главе рассмотрены понятия «правый популизм» и «левый популизм». По мнению Н. А. Баранова, правый популизм ориентирован на националистическую политику, направленную против приезжих, мигрантов, и выражается в попытке провозгласить лозунги «Россия для русских» и т.п. Правый популизм связан также с обращением к русскому миру за поддержкой в проведении национальной политики.
Левый популизм делится на умеренных левых популистов и радикальных популистов левого толка. Н. А. Баранов считает, что левый популизм характерен для левых партий и движений и связан с перераспределительной политикой, проводимой в интересах проигрывающих слоев населения за счет обложения повышенными налогами богатых и успешных. Для радикальных популистов свойственно следующие: ориентир - возврат к старому порядку, который существовал в Советском Союзе. Общей платформой для популистов правого и левого толка является популизм национальной направленности.
Вторая глава была посвящена анализу предвыборной программы политической партии «Единая Россия» на выборах в Государственную Дума VI созыва (2011 год). В фокусе нашего внимания оказалось 35 обещаний партии, которые, в свою очередь, сориентированы на следующие сферы: социальная сфера, политическая, экономическая, духовная. Все обещания «Единой России» целесообразно разделить на три категории: демагогические (то есть те, которые не были выполнены), выполненные и те обещания, который на сегодняшний день находятся в процессе исполнения. Так, 21 обещание в предвыборной программе - популистского толка, выполненных - 8 и 6 обещаний - в процессе выполнения. Если говорить о процентном соотношении, то в политической программе партии «Единая Россия» общий процент популистских высказываний составляет 60% от общего числа тезисов.
Посредством анализа видео-выступлений политических лидеров трех партий - «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР были исследованы речи Сергея Миронова, Геннадия Зюганова и Владимира Жириновского. В. В. Жириновский, С. М. Миронов и Г. А. Зюганов прибегают к популизму и демагогии в своих выступлениях, но С. М. Миронов - политический деятель, который чаще остальных использовал демагогические приемы в своей речи. Три наиболее часто встречающихся популистских метода - выступления от имени простого человека (53%), приоритет простых решений сложных проблем (47%), переориентация гнева и обид людей на действующие институты власти, элиты и попытки подстроиться под требования народа - оба по 41%. Менее часто встречающиеся - использование податливости больших человеческих масс на примитивные громкие лозунги и использование черт обыденного сознания масс - оба по 11%, прямой контакт между лидерами и массами без посредства политических институтов (5%), спекуляция на вере людей в быстрые и легкие пути выхода из кризиса (5%).
Результат данной работы может быть использован для более глубокого осмысления и анализа феномена популизма в России.
русском языке
1. Алтунян А.Г От Булгарина до Жириновского: Идейно-стилистический анализ политических текстов. - М.: РГГУ, 1999. — 159 с.
2. Баранов Н.А. Популизм как политическая деятельность. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2002. 44 с.
3. Блондель Ж. Политическое лидерство: Путь к всеобъемлющему анализу. М.:Российская академия управления, 1992. - 135 с.
4. Волков Ю., Лубский А., Макаренко В., Харитонов Е. Легитимность политической власти: Методологические проблемы и российские реалии. М., 1996
5. Г. Тард. Мнение и толпа // Психология толп. — М.: Институт психологии РАН; Издательство КСП+, 1999. — 416 с. — (Библиотека социальной психологии.)
6. Гюстав Лебон Г. Психология народов и масс. — Социум, 2015. — 45-62 с.
7. Жак Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами. М.: Вагриус, 1999. — 264 с., 5000 экз.
8. Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: Учебное пособие. М., 2004; Крыштановская О. Анатомия российской элиты. - М., 2005. - С.346.
9. Игрицкий Ю.И. Предисловие / Ю.И.Игрицкий и др. // Национализм и популизм в Восточной Европе. Сборник научных трудов. - М.: ИНИОН РАН, 2007.
10. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 2, с. 89.
11. Кейта М. Речи и выступления. М., 1964.- С.85
12. Малкин Е.Б., Сучков Е.Б. Политические технологии. - М.: Рус. панорама,
2008. - 680 с.
13. Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. - М.: Юристъ, 2000. С.205-206.
14. Почепцов Г. Г. Теория коммуникаций. - 2-е изд., стер. - М.: СмартБук,
2009. - 651 с. : табл., ил. - (Образоватеьная библиотека).
15. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. - М.; Киев: Рефл-бук, Ваклер, 2002. - 352 с.
16. Публика и толпа: Этюд Габриэля Тарда / Пер. Ф. Латернера. — СПб.: Б- ка бывш. Иванова, 1899. — 48 с.
17. Сафронов А.П. Радикальный популизм и мобилизационное участие. М.: URSS, 2006
18. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. - М.: Аспект-Пресс, 2001. - 559 с.
19. Философия политики: В 5 кн./ Рук. авт. колл.: докт. филос. наук, проф. Бессонов Б.Н. - Кн.2: Закономерности и законы политического процесса - М., 1993. С.153-154.
20. Хорос В.Г. О популистских течениях в развивающихся странах // Вопросы философии. 1978. № 1.
21. Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология: В 3 ч. - Ч.1. - М, 1993. С.
174.
На иностранных языках
1. Canovan M. 1999. Trust the People! Populism and the Two Faces of Democracy // Political Studies. № 47.
2. Dornbusch R., Edwards S. La macroeconomia del populismo / R.Dornbusch,
S.Edwards // Macroeconomia del populismo en la America Latina. - Mexico: Fondo de cultura economica, 1992.
3. Godwin L. The Populist Moment: A Short History of the Agrarian Revolt in America. N.Y., 1978.
4. Goldman E.F. Rendezvous with Destiny. A History of Modern American Reform. N.Y., 1956. - P.46
5. Hicks J.D. The Populist Revolt: A History of the Farmers Alliance and the People's Party. Minneapolis, 1931.
6. Hofstadter R. The Age of Reform. From Bryan to FDR. N.Y., 1955. - P.61
7. Jonescu G., Gellner E. L., Populism. Its Meanings and National Characteristics. Ed. 1969. - P.159
8. Laclau E. Politica e ideologia en la teoria marxista. Capitalismo, fascismo, populismo / E.Laclau. - Madrid: Siglo XXI de Espana Editores, S.A., 1978.
9. Maarek P.-J. Communication et marketing de 1'homme politique. - Paris: Lexis Nexis Litec, 2007. - 466 p.
10. Pye L. Political Communication // The Blackwell Encyclopedia of Political Institutions. Oxford - New York, 1987. - P 442.
11. Worsley P El concepto de populismo / G.Ionescu, E.Gellner // Populismo. Sus significados y caracteristicas nacionales. - Buenos Aires: Amorrortu Editores, 1969.
Научные статьи