СПЕЦИФИКА НЕОЛОГИЗМОВ ГЛЯНЦЕВЫХ ЖУРНАЛОВ (на примере англоязычных журналов ELLE, Cosmopolitan, Glamour)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Неологизмы как продуктивный способ пополнения словарного запаса современного английского языка 6
1.1. Неологизмы как закономерное языковое явление 6
1.2. Проблема определений неологизмов и их классификации 11
1.3. Способы образования неологизмов 16
1.4. Глянцевый журнал для женщин как феномен современной массовой
культуры 22
Выводы по ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА II. Лексико-стилистические особенности глянцевых журналов...29
2.1. Появление новой лексики в сфере моды и ее употребление в
глянцевых журналах 29
2.2. Использование неологизмов сферы компьютеризации в глянцевых
журналах 35
2.3. Сленг как неотъемлемая часть глянцевых журналов 39
2.4. Интернет-язык в публицистическом стиле 44
Выводы по ГЛАВЕ II 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 59
ГЛАВА I. Неологизмы как продуктивный способ пополнения словарного запаса современного английского языка 6
1.1. Неологизмы как закономерное языковое явление 6
1.2. Проблема определений неологизмов и их классификации 11
1.3. Способы образования неологизмов 16
1.4. Глянцевый журнал для женщин как феномен современной массовой
культуры 22
Выводы по ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА II. Лексико-стилистические особенности глянцевых журналов...29
2.1. Появление новой лексики в сфере моды и ее употребление в
глянцевых журналах 29
2.2. Использование неологизмов сферы компьютеризации в глянцевых
журналах 35
2.3. Сленг как неотъемлемая часть глянцевых журналов 39
2.4. Интернет-язык в публицистическом стиле 44
Выводы по ГЛАВЕ II 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 59
Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена изучению проблемы функционирования неологизмов в англоязычных глянцевых журналах ELLE, Cosmopolitan, Glamour.
Проблема функционирования неологизмов в английском языке широко исследуется учеными-лингвистами, так как процесс пополнения словарного запаса происходит постоянно, но с разной степенью интенсивности. Начало XXI века характеризуется сменой политических режимов, социальных систем, глобализацией экономики и бурным развитием науки и техники. Время отражается в словах, и новые лексические единицы демонстрируют это особенно ярко. Даже очень недолго живущие новообразования ярко характеризуют тот или иной период в истории языка и общества.
Один из важнейших вопросов современной лингвистики - изучение новых слов, поскольку исследование состава новообразований, их структурных особенностей, функционального предназначения способствует решению многих проблем лексикологии, словообразования, грамматики, стилистики.
Особый вклад в исследование неологизмов и неологии в целом внесли крупнейшие лингвисты И.А. Бодуэн де Куртенэ, Н.С. Державин, Н.З. Котелова, М.М. Покровский, А.А Потебня, А.М. Селищев, В.И. Чернышев Л.В. Щерба, а также зарубежные ученые такие, как А. Дармстетер, Б. Гарден, К. Катлер, Г. Кеннон, М. Коэн, А. Рей, А. Херберг и другие.
Актуальность настоящей работы обусловлена потребностью детального изучения специфики использования неологизмов в публицистическом стиле, на примере глянцевых журналов. Важной особенностью глянцевых журналов является активное использование неологизмов, которые придают тексту живость, яркость, оригинальность, необычность и тем самым привлекают внимание публики. Актуальность данной работы заключается еще и в том, чтобы структурировать знания по данной проблеме, а также выявить, из каких сфер общественной жизни неологизмы наиболее распространены в глянцевых журналах.
Объектом исследования являются словарный состав английского языка и его пополнение за счет неологизмов.
Предметом исследования является изучение функционирования и употребления неологизмов из различных сфер жизнедеятельности человека в глянцевых журналах.
Цель работы состоит в изучении специфики функционирования и использования неологизмов в публицистическом стиле глянцевых журналов. В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
1. Дать определение понятию «неологизм» и рассмотреть развитие и становление неологии как самостоятельной науки в лексикологии.
2. Изучить классификацию неологизмов и выявить продуктивные способы их образования.
3. Рассмотреть понятие «глянцевый журнал» как один из жанров современной массовой культуры.
4. Выяснить особенности употребления неологизмов в глянцевых журналах.
Теоретической базой данного исследования послужили работы в области лингвистики, как отечественных ученых-лингвистов И.В. Арнольд, В.Г. Гака, В.И. Заботкиной, В.З. Котеловой, Е.Р. Розен, так и зарубежных Г. Кеннона, А. Рейя и других.
Материалом для данного исследования послужили
лексикографические источники английского языка: электронные словари (Oxford, Urban Dictionary). Иллюстративный материал исследования представлен примерами, которые были отобраны методом сплошной выборки из англоязычных глянцевых журналов таких, как ELLE, Cosmopolitan, Glamour.
В ходе исследования были использованы следующие группы методов:
• теоретические: теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме; описание, обобщение исследовательских явлений;
• эмпирические: сравнительно-сопоставительный и компонентный анализ.
Апробация работы состоялась на научно-практической студенческой конференции в рамках Научной сессии на факультете иностранных языков педагогического института «НИУ» БелГУ 12 апреля 2016 г. В рамках работы секции «Вопросы стилистики» был сделан доклад «Неологизмы молодежного сленга в глянцевых журналах» и опубликована статья в научном студенческом сборнике «Национальные языки и культуры в эпоху глобализации».
Структура работы. Предлагаемое исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, словарей и источников фактического материала.
Во введении определяются актуальность работы, формулируются основная цель и задачи, обосновывается объект и предмет исследования работы.
В первой главе излагаются основные тенденции в изучении неологизмов, даётся определение понятию «неологизм», освещаются основные продуктивные способы словообразования и их проблемы.
Во второй главе проводится анализ употребления неологизмов разных сфер в глянцевых журналах.
В заключении суммируются основные положения исследования, делаются обобщения и выводы, рассматриваются перспективы дальнейшей разработки проблематики, связанной с английской неологией.
Проблема функционирования неологизмов в английском языке широко исследуется учеными-лингвистами, так как процесс пополнения словарного запаса происходит постоянно, но с разной степенью интенсивности. Начало XXI века характеризуется сменой политических режимов, социальных систем, глобализацией экономики и бурным развитием науки и техники. Время отражается в словах, и новые лексические единицы демонстрируют это особенно ярко. Даже очень недолго живущие новообразования ярко характеризуют тот или иной период в истории языка и общества.
Один из важнейших вопросов современной лингвистики - изучение новых слов, поскольку исследование состава новообразований, их структурных особенностей, функционального предназначения способствует решению многих проблем лексикологии, словообразования, грамматики, стилистики.
Особый вклад в исследование неологизмов и неологии в целом внесли крупнейшие лингвисты И.А. Бодуэн де Куртенэ, Н.С. Державин, Н.З. Котелова, М.М. Покровский, А.А Потебня, А.М. Селищев, В.И. Чернышев Л.В. Щерба, а также зарубежные ученые такие, как А. Дармстетер, Б. Гарден, К. Катлер, Г. Кеннон, М. Коэн, А. Рей, А. Херберг и другие.
Актуальность настоящей работы обусловлена потребностью детального изучения специфики использования неологизмов в публицистическом стиле, на примере глянцевых журналов. Важной особенностью глянцевых журналов является активное использование неологизмов, которые придают тексту живость, яркость, оригинальность, необычность и тем самым привлекают внимание публики. Актуальность данной работы заключается еще и в том, чтобы структурировать знания по данной проблеме, а также выявить, из каких сфер общественной жизни неологизмы наиболее распространены в глянцевых журналах.
Объектом исследования являются словарный состав английского языка и его пополнение за счет неологизмов.
Предметом исследования является изучение функционирования и употребления неологизмов из различных сфер жизнедеятельности человека в глянцевых журналах.
Цель работы состоит в изучении специфики функционирования и использования неологизмов в публицистическом стиле глянцевых журналов. В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
1. Дать определение понятию «неологизм» и рассмотреть развитие и становление неологии как самостоятельной науки в лексикологии.
2. Изучить классификацию неологизмов и выявить продуктивные способы их образования.
3. Рассмотреть понятие «глянцевый журнал» как один из жанров современной массовой культуры.
4. Выяснить особенности употребления неологизмов в глянцевых журналах.
Теоретической базой данного исследования послужили работы в области лингвистики, как отечественных ученых-лингвистов И.В. Арнольд, В.Г. Гака, В.И. Заботкиной, В.З. Котеловой, Е.Р. Розен, так и зарубежных Г. Кеннона, А. Рейя и других.
Материалом для данного исследования послужили
лексикографические источники английского языка: электронные словари (Oxford, Urban Dictionary). Иллюстративный материал исследования представлен примерами, которые были отобраны методом сплошной выборки из англоязычных глянцевых журналов таких, как ELLE, Cosmopolitan, Glamour.
В ходе исследования были использованы следующие группы методов:
• теоретические: теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме; описание, обобщение исследовательских явлений;
• эмпирические: сравнительно-сопоставительный и компонентный анализ.
Апробация работы состоялась на научно-практической студенческой конференции в рамках Научной сессии на факультете иностранных языков педагогического института «НИУ» БелГУ 12 апреля 2016 г. В рамках работы секции «Вопросы стилистики» был сделан доклад «Неологизмы молодежного сленга в глянцевых журналах» и опубликована статья в научном студенческом сборнике «Национальные языки и культуры в эпоху глобализации».
Структура работы. Предлагаемое исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, словарей и источников фактического материала.
Во введении определяются актуальность работы, формулируются основная цель и задачи, обосновывается объект и предмет исследования работы.
В первой главе излагаются основные тенденции в изучении неологизмов, даётся определение понятию «неологизм», освещаются основные продуктивные способы словообразования и их проблемы.
Во второй главе проводится анализ употребления неологизмов разных сфер в глянцевых журналах.
В заключении суммируются основные положения исследования, делаются обобщения и выводы, рассматриваются перспективы дальнейшей разработки проблематики, связанной с английской неологией.
Неологизмы, как результат процесса появления новых слов, занимают важное место, как в науке лингвистики, так и в речи людей. Они интересны тем, что являются результатом научно-технического прогресса и развития общества в целом. Их появление доказывает, что язык развивается. В рамках настоящей выпускной квалификационной работы было проведено исследование с целью установления характерных особенностей употребления неологизмов английского языка в глянцевых журналах.
В первой главе была выполнена работа с теоретическим материалом, как отечественных ученых-лингвистов, так и зарубежных. Прежде всего, мы рассмотрели понятие «неологизм» в лингвистике. Изучив определения некоторых ученых, мы выяснили, что неологизм представляет собой слово, которое является абсолютно новым в определенный временной период развития языка.
На развитие сокращений повлияли многие лингвистические и экстралингвистические факторы, среди которых можно отметить такие, как принцип экономии усилий и научно-технический прогресс XX века.
Мы рассмотрели классификации новых слов по типу их образования и выяснили, что они делятся на деривацию, словосложение, конверсию, сокращение, заимствование, обратную деривацию, из которых наиболее продуктивными являются сокращение и словосложение.
Также мы выяснили особенности глянцевых журналов. Прежде всего, большинство глянцевых журналов можно разделить в соответствии с направленностью на определенный пол. Глянцевые журналы для женщин направлены на освещение определенного стиля жизни, на достижение успеха, сохранения молодости и здоровья. Суть глянца - решение всех проблем при условии использования информации, предоставленной этим журналом. Легкость и позитивность статей являются главными причинами столь широкой популярности.
Во второй главе было осуществлено практическое исследование по заданной теме. Иллюстративный материал взят из женских журналов Cosmopolitan, ELLE и Glamour на англоязычных онлайн-ресурсах данных изданий.
В практической части мы проанализировали употребление неологизмов сферы моды, компьютеризации, молодежного сленга и интернет-языка. Наиболее распространенными неологизмами в женских журналах являются слова модной индустрии и сленга, образованные такими способами как сокращение, словосложение и заимствование.
Среди сокращений выделяются неологизмы, созданные в результате блендинга, усечения и аббревиации.
Словосложение представлено формами N+N=N, N+V=N, Pronoun+N=
N. Что касается заимствований, то они происходят из разный языков: немецкого, японского, идиш, греческого и других. Менее продуктивным способом словообразования неологизмов является деривация, в большинстве случаев представленная суффиксальным, реже - префиксальным способами.
Наше исследование показало, что неологизмы чаще всего используются в заголовках статей, для того чтобы привлечь внимание читателей более доступной, лаконичной, простой, но в тоже время информативной фразой. Употребление неологизмов наиболее частотно в журнале Cosmopolitan.
Данная работа открывает перспективы для будущего исследования особенностей употребления неологизмов в английском языке, а также изучения сферы их использования. Более детальное изучение этой темы позволит получить информацию, которая в дальнейшем поможет изучать современный английский язык, как в школе, так и в университете.
В первой главе была выполнена работа с теоретическим материалом, как отечественных ученых-лингвистов, так и зарубежных. Прежде всего, мы рассмотрели понятие «неологизм» в лингвистике. Изучив определения некоторых ученых, мы выяснили, что неологизм представляет собой слово, которое является абсолютно новым в определенный временной период развития языка.
На развитие сокращений повлияли многие лингвистические и экстралингвистические факторы, среди которых можно отметить такие, как принцип экономии усилий и научно-технический прогресс XX века.
Мы рассмотрели классификации новых слов по типу их образования и выяснили, что они делятся на деривацию, словосложение, конверсию, сокращение, заимствование, обратную деривацию, из которых наиболее продуктивными являются сокращение и словосложение.
Также мы выяснили особенности глянцевых журналов. Прежде всего, большинство глянцевых журналов можно разделить в соответствии с направленностью на определенный пол. Глянцевые журналы для женщин направлены на освещение определенного стиля жизни, на достижение успеха, сохранения молодости и здоровья. Суть глянца - решение всех проблем при условии использования информации, предоставленной этим журналом. Легкость и позитивность статей являются главными причинами столь широкой популярности.
Во второй главе было осуществлено практическое исследование по заданной теме. Иллюстративный материал взят из женских журналов Cosmopolitan, ELLE и Glamour на англоязычных онлайн-ресурсах данных изданий.
В практической части мы проанализировали употребление неологизмов сферы моды, компьютеризации, молодежного сленга и интернет-языка. Наиболее распространенными неологизмами в женских журналах являются слова модной индустрии и сленга, образованные такими способами как сокращение, словосложение и заимствование.
Среди сокращений выделяются неологизмы, созданные в результате блендинга, усечения и аббревиации.
Словосложение представлено формами N+N=N, N+V=N, Pronoun+N=
N. Что касается заимствований, то они происходят из разный языков: немецкого, японского, идиш, греческого и других. Менее продуктивным способом словообразования неологизмов является деривация, в большинстве случаев представленная суффиксальным, реже - префиксальным способами.
Наше исследование показало, что неологизмы чаще всего используются в заголовках статей, для того чтобы привлечь внимание читателей более доступной, лаконичной, простой, но в тоже время информативной фразой. Употребление неологизмов наиболее частотно в журнале Cosmopolitan.
Данная работа открывает перспективы для будущего исследования особенностей употребления неологизмов в английском языке, а также изучения сферы их использования. Более детальное изучение этой темы позволит получить информацию, которая в дальнейшем поможет изучать современный английский язык, как в школе, так и в университете.



