Введение 5
Глава I. Литературный обзор контекстных факторов структуры компетенций 8
§ 1. Контекст: теория и определения §2. Основные конструкты контекста 14
§3. Подходы к определению профессиональных компетенций 35
Глава II. Методы и организация исследования 48
Глава Ш.Анализ и интерпретация полученных результатов 50
3.1. Психометрические характеристики методик исследования 50
3.2. Характеристики компетенций, функций и контекста деятельности работников ИОГВ и коммерческой структуры 53
3.3. Предикторы компетенций работников ИОГВ 56
Выводы 64
Список использованных источников 65
Приложения
Актуальность исследования.
Государственное регулирование и профессиональные компетенции госслужащих - это взаимовлияющие явления, которые определяют структуру и эффективность деятельности исполнительных органов власти.
Последние десятилетия наглядно показывают развитие психологической науки в области изучения контекстуальных факторов в профессиональной жизни человека.
Вопрос о профессиональной компетенции российских государственных служащих возрос и приобрел особый интерес в нынешних условиях развивающегося общества.
Значительные коррективы, которые вносятся в современное общество, нуждаются в повышенном вниманиикпрофессиональнымкомпетенциям сотрудников. Для того, чтобы удовлетворить нужды общественности и ее отдельных граждан, надлежит создавать и развивать грамотную государственную службу.На данном этапе принимаются серьезные шаги в сфере реорганизации государственной и муниципальной службы.
Профессиональные компетенции госслужащих все еще остаются проблемным вопросом. Для академических исследователей и практиков по сей день о стается не до конца ясной роль конкретных контекстных формировании структуры компетенций госслужащих.
Научная новизна:В настоящее время вопросы соотношения компетенций госслужащих и организационного контекста их деятельности недостаточно хорошо изучены отечественными и зарубежными исследователями. Более того, на сегодняшний день мы не находим более или менее детальных исследований по сравнению контекста, функций и компетенций управленческих работниковисполнительных органов государственной власти (далее - ИОГВ).
Теоретическая значимость. Определение места контекстных факторов в модели профессиональных компетенций госслужащих.
Практическая значимость.Полученные данные о связи компетенций с контекстными факторамимогут быть использованы при анализе деятельности и построении конкретных моделей профессиональных компетенций госслужащих, занимающих различные должностные позиции.
Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе как материал при разработке курсов по организационной психологии, психологии менеджмента и управлению персоналом.
Цель исследования: Сравнить компетенции, функции и контекст работы у представителей ИОГВ и крупной логистической компании.
Гипотезы исследования:
1. Различаются профили компетенций, функций и характеристик контекстаменеджеров и госслужащих.
2. Структура компетенций менеджеров и госслужащих определяется сочетанным влиянием функционала и контекста их рабочего места.
Задачи исследования:
1. Выявить основные теоретико - методологические подходы к
изучениюконтекста.
2. Рассмотреть конструкты, описывающие контекста работы.
3. Изучить основные подходы к определению компетенций.
4. Описать различные подходы к определению компетенций госслужащих.
5. Исследовать связи компетенций и характеристик контекста работы
менеджеров коммерческой структуры и работников государственных организаций.
Предмет исследования:Структура компетенций госслужащих.
Объект исследования:Государственные служащие и менеджеры логистической компании.
Выборка исследовании: руководители среднего звена государственных учреждений и подразделений крупной логистической компании. Всего 464 респондента, различающихся по поло-возрастной принадлежности.
Методы исследования: методики оценки функционала, компетенций и контекста деятельности менеджеров, позволяющие построитьпрофиль характеристик рабочего места (Э.Прин)
Методы статистической обработки:
Описательные статистики
Корреляционный анализ (ранговая корреляция Спирмена)
Регрессионный анализ
В результате исследования подтверждена первая гипотеза: обнаружены различия в профилях компетенций, функций и характеристик контекста менеджеров коммерческой организации и госслужащих.
Для госслужащих в число наиболее важных компетенций вошли такие компетенции как «Управлять стратегическим планированием», «Адаптироваться к работе и организации» , связанные с управление организацией в целом . А для сотрудников коммерческой организации к наиболее важным компетенциям относятся «Осуществлять супервизию непосредственных подчиненных» и «Управлять Личными/межличностными отношениями», основным акцентом в которых является руководство персоналом как взаимодействие с коллегами и подчиненными.
Подтверждена вторая гипотеза исследования: на уровень компетенций менеджеров коммерческой компании и госслужащих влияет и функционал выполняемый сотрудниками и контекст, в котор ом о суще ствляется их деятельность . Однако состав предикторов компетенций менеджеров коммерческой компании и госслужащих оказывается существенно различным.
Структура работы: диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной текстизложен на страницах, проиллюстрирован таблицами, рисунками и схемой; список литературы содержит 86 наименований, из них 73 на ино странном языке.
1. В результате исследования подтверждена первая гипотеза: обнаружены различия в профилях компетенций, функций и характеристик контекста менеджеров коммерческой организации и госслужащих.
2. Для госслужащих в число наиболее важных компетенций вошли такие компетенции как «Управлять стратегическим планированием», «Адаптироваться к работе и организации» , связанные с управление организацией в целом . А для сотрудников коммерческой организации к наиболее важным компетенциям относятся «Осуществлять супервизию непосредственных подчиненных» и «Управлять Личными/межличностными отношениями», основным акцентом в которых является руководство персоналом как взаимодействие с коллегами и подчиненными.
3. Подтверждена вторая гипотеза исследования: на уровень компетенций менеджеров коммерческой компании и госслужащих влияет и функционал выполняемый сотрудниками и контекст, в котор ом о суще ствляется их деятельность . Однако состав предикторов компетенций менеджеров коммерческой компании и госслужащих оказывается существенно различным.
1. Астапенко Е. Е., Маничев С. А. Организационный контекст участия сотрудников в обмене знаниями// Вестник УДК. - СПб: СПбГУ, 2015.
- № 4. - С.109-117.
2. Астапенко Е.Е., Маничев С.А. Отношение «функции-контекст» как предиктор важности менеджерских компетенций// Петербургский психологический журнал. - СПб: СПбГУ., 2016. - № 15. - С.117-147.
3. Базаров Т.Ю., Ерофеев А.К. Авторские технологии разработки моделей компетенций. Организационная психология. - М., 2014. - Т. 4.- № 4.- С. 74-92.
4. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода)// Высшее образование в России.- № 11.- 2004.- С. 5 - 11
5. Гришина Н.В., Маничев С.А. Изучение контекста как исследовательская перспектива организационной психологии// Вестник СПбГУ.- СПб, 2015.- Сер.16. - Вып. 4. - С. 93-108.
6. Жукевич Г.В., Соколова Е.Ю. Профессиональные компетенции в сфере государственного управления// Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сборник докладов Восьмой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (27-28 октября 2011 г.) - Петрозаводск: ПетрГУ, 2011. - Книга II. - С. 174-179.
7. Лидерство и руководство в государственном секторе: ценности, стандарты и компетенции в Центральной и Восточной Европе: сб. ст. 15-й ежегодной конференции NISPAcee. - Киев, 2007. - 176 с.
8. Липатов С.А. Организационная культура: концептуальные модели и методы диагностики // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология.
- М., 1997. - №4. - С. 55-65.
9. Маничев С.А. Организационный контекст принятия управленческих решений// Вестник СПбГУ- СПб, 2015.- Сер.16. - Вып. 1. - С. 55-62.
10. Роббинз С. П., Коултер М. Менеджмент/ Пер. с англ.- М., 2006. - 1056 с.
11. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство. - Пер. с англ. СПб., 2002. — 336 с.
12. Щербина С. В. Организационная культура в западной традиции: природа, логика формирования и функции. //Социологические исследования. - 1996.
- № 7. - С. 47- 55.
13. Юрьева О.В., Бурганова Л.А. Профессиональная компетенция в сфере государственного и муниципального управления/ О.В. Юрьева, Л.А. Бурганова.- Казань, 2009. - С. 19
14. Banker R. D., Natarajan R. Evaluating Contextual Variables Affecting Productivity Using Data Envelopment Analysis, Operations Research. - January
- February, 2008. - Vol. 56. - № 1. - P 48-58
15. Baron, R. A. Job design and entrepreneurship: Why closer connections E mutual gain// Journal of Organizational Behavior. - 2010. - P.370-378.
16. Barrick, M.R., Mount, M.K. The Theory of Purposeful Work Behavior. The Role of Personality, Higher-Order Goals, and Job Characteristics. - Academy of Management Review, 2013. - Vol. 38. - № 1. - P 132-153
17. Berg, J. M., Wrzesniewski, A., Dutton, J. E. Perceiving and responding to challenges in job crafting at different ranks: When proactivity requires adaptivity // Journal of Organizational Behavior. - 2010. - Vol. 31. - P 158-186
18. Billings, R. S., Klimoski, R. J., Breaugh, J. A. The impact of a change in technology on job characteristics: A quasi-experiment //Administrative Science Quarterly. - 1977. - P 318-339
19. Bowman, J., West, J., Berman, E., Wart, M. V. The Professional Edge: Competences in Public Service. - New York: M.E. Sharpe, 2004
20. Brabham, D. C. Moving the crowd at iStockphoto: The composition of the crowd and motivations for participation in a crowdsourcing application. - First Monday 2008. - Vol. 13. - № 6. - P 1-22.
21. Budd, J. M. The Organizational Culture of the Research University: Implications for LIS Education // Journal of Education for Library and Information Science. - 1996. - Vol. 37 (2). - P.154-162.
22. Burns T., Stalker G. M. The Management of Innovation. - London: Tavistock publications, 1961. - 258 p.
23. Cappelli P, Sherer PD. The missing role of context in OB: the need for a meso-level approach. Research in Organizational Behavior. - 1991 . - Vol. 13. - P 55-110
24. Cordery, J. L., Morrison, D., Wright, B. M., Wall, T. D. The impact of autonomy and task uncertainty on team performance: A longitudinal field study // Journal of Organizational Behavior. - 2010. - Vol. 31. - P 240-258
25. Deci, E. L., Ryan, R. M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. - Springer 1985. - 372 p.
26. DeVaro, J. A theoretical analysis of relational job design and compensation // Journal of Organizational Behavior. - 2010. - Vol. 31. - P. 279-301.
27. Dey A. K. Understanding and using context // Personal and Ubiquitous Computing. - February 2001. - Vol. 5. - № 1, P 4-7
28. Edwards, J. R., Scully, J. A., Brtek, M. D. The nature and outcomes of work: A replication and extension of interdisciplinary work-design research // Journal of Applied Psychology. - 2000. - Vol. 85. - P 860 - 868
29. Engestrom, Y. Communication, Discourse and Activity// The Communication Review. - 1999. - Vol. 2 (1-2). - P 168-185
30. Gaspar R. A Study on the Perception of Human Resource Executives On Competency Mapping for the Superior Results // International Journal of Social Science Tomorrow. - 2012. - Vol. 1. - 8
31. Gellatly, I. R., Irving, P G. Personality, autonomy, and contextual performance of managers// Human Performance. - 2001. - Vol. 14. - P. 229-243
32. Grant, A., Fried, Y., Parker, S. K., & Frese, M. (2010). Putting job design in context: Introduction to the special issue. Special Issue in Job Design. Journal of Organizational Behavior, Vol. 31, Issue 2-3, pp. 145-157.
33. Haas L., Hwang, C. P Gender and Organizational Culture// Gender & Society. - 2007. - Vol. 21. - P 52-79
34. Hackman J. R., Oldham G. R. Development of the job diagnostic survey // Journal of applied psychology. - 1975. - Vol. 60. - № 2, P 159-170
35. Hattrup K, Jackson S.E. Learning about individual differences by taking situations seriously. In Individual Differences and Behavior in Organizations. - Murphy KR (ed.). Jossey-Bass: San Francisco, 1996. - P 507-547
36. Hornby D. and Thomas R. Toward a Better Standard of Management. Personnel Management. - 1989. - Vol. 21 (1). - P 52-55
37. Hornung, S., Rousseau, D. M., Glaser, J., Angerer, P., Weigel, M. Beyond top-down and bottom-up work redesign: Customizing job content through idiosyncratic deals // Journal of Organizational Behavior. - 2010. - Vol. 31. - P 187- 215.
38. Humphrey, S.E., Nahrgang, J.D., Morgeson, F.P Integrating Motivational, Social, and Contextual Work Design Features. A Meta-Analytic Summary and
Theoretical Extension of the Work Design Literature, // Journal of Applied Psychology. - 2007. - Vol. 92. - № 5. - P 1332-1356.
39. Ilgen D. R., Hollenbeck J. R. The structure of work: job design and roles// Handbook of organizational and industrial psychology. - 1991. - Vol. 2. - P 165-207.
40. Ipeirotis, P G. Demographics of Mechanical Turk// Working Paper. - New York university, 2010.
41. Jackson D.N. Evaluation of task and job skill linkage judgments used to develop test specifications // Personnel Psychology. The dynamics of structured personality tests Psychological Review. - 1971. - Vol. 78. - P 229-248
42. Johns G. The essential impact of context on organizational behavior //Academy of Management Review. - 2006. - Vol. 31. - № 2. - P 386-408
43. Jakonis, A. Culture of Japanese organization and basic determinants of institutional economy // Journal of Intercultural Management. - 2009. - Vol. 1(2). - P 90-104
44. Jalochaa B. , Krane H. P Key competences of public sector project managers. // Procedia - Social and Behaviora lSciences. - 2014.- Vol. 119. - P 247 - 256
45. James, J. H. S. Reinforcing ethical decision making through organizational structure.// Journal of Business Ethics. - Vol. 28(1). - P 43-58
46. Juillerat, T. L. Friends, not foes? Work design and formalization in the modern work context. // Journal of Organizational Behavior. - Vol. 31. - P 216-239.
47. Katz D., Kahn R. The Social Psychology of Organizations.- New York, John Wiley & Sons, 1966. - P 186 -218.
48. Kaufmann, N., Schulze, T., Veit, D.:More than fun and money. Worker Motivation in Crowdsourcing // A Study on Mechanical Turk, Proceedings of the Seventeenth Americas Conference on Information Systems. - Detroit, 2011. - P. 1-11.
49. Kronsbein, D., Meiser, D., Leyer, M. Conceptualisation of Contextual Factors for Business Process Performance, in: Ao, S.I.Castillo, O. Douglas, C. Feng, D.D. Lee, J.-A. (Hrsg.)// International MultiConference of Engineers and Computer Scientists 2014, , Lecture Notes in Engineering and Computer Science. - Hongkong, China: Newswood, 2014. - Band 2. - P 1198-1203.
50. Lakhani, K. R., Wolf, R. G. Why hackers do what they do: Understanding motivation and effort in free/open source software projects, In Perspectives on free and open source software // MIT Press. - 2005. - P 3-22.
51. Larkin P., Gould E. The definition of work roles within organizations.- P 1-7.
52. Lindenberg, S. Intrinsic Motivation in a New Light. - Kyklos, 2001. - Vol. 54. - № 2-3ю - P 317-342
53. Linnenluecke, M. K., Griffiths, A. Corporate sustainability and organizational culture // Journal of World Business. - 2010. - Vol. 45. - P 357-366.
54. Lok, P., & Crawford, J. The effect of organizational culture and leadership styleon job satisfaction and organizational commitment// Journal of Management Development. - 2003. - Vol. 23(3/4). - P 321-338.
55. McClelland D.C. Testing for Competence Rather Than for Intelligence // American Psychologist. - 1973. - Vol. 28 (1). - P.1-14.
56. May D.R., Gilson R.L., Harter L.M. The Psychological Conditions of Meaningfulness, Safety and Availability and the Engagement of the Human Spirit at Work // Journal of Occupational and Organizational Psychology. - March, 2004. - № 77, P 11-37
57. Mohamad Noorman Masrek, Nur Izzati Yusof, Siti Arpah Noordin and Rusnah Johare Exploring the Relationship between Job Design and Knowledge Productivity: A Conceptual Framework in the Context of Malaysian Administrative and Diplomatic Officers // Journal of Organizational Knowledge Management. - Vol. 2013. - P 1- 8
58. Mehr, S. K., Emadi, S., Cheraghian, H., Roshani, F., Behzadi, F. Relationship between job satisfaction and organizational culture in staffs and experts of physical education offices of Mazandaran Province// European Journal of Experimental Biology. - 2012. - Vol. 2(4). - P.1029-1033.
59. Molinsky, A., & Margolis, J. Necessary evils and interpersonal sensitivity in organizations// Academy of Management Review. - 2005. - Vol. 30. - P 245-268.
60. Moore Lori L., Rudd Rick D. Leadership skills and competencies for extension directors and administrators// Journal of Agricultural Education. - 2004. - Vol.
45. - № 3. - P 22-33
61. Morgeson F. P., Dierdorff E. C., Hmurovic J. L. Work design in situ: Understanding the role of occupational and organizational context// Journal of Organizational Behavior Special Issue: Putting Job Design in Context. - 2010. - Vol. 31. - iss. 2-3. - P 351-360
62. Morgeson, F. P Humphrey, S. E. The Work Design Questionnaire (WDQ): Developing and Validating a Comprehensive Measure for Assessing Job Design and the Nature of Work// Journal of Applied Psychology. - 2006. - Vol. 91. - P 1321-1339.
63. Mowday RT, Sutton R.I. Organizational behavior: linking individuals and groups to organizational contexts// Annual Review of Psychology/ - 1993. - Vol.
44. - P 195-229
64. Munyon, T. P., Summers, J. K., Buckley, M. R., Ranft, A. L., Ferris, G. R. Executive work design: New perspectives and future directions// Journal of Organizational Behavior. - 2010. - Vol. 31. - P 432-447.
65. Naqvi R., Ishtiaq M., Kanwa N. Impact of Job Autonomy on Organizational Commitment and Job Satisfaction: The Moderating Role of Organizational Culture in Fast Food Sector of Pakistan// International Journal of Business and Management. - 2013. - Vol. 8. - № 17. - P 92-102
66. Nicholson, N. The design of work—An evolutionary perspective// Journal of Organizational Behavior,. - 2010. - Vol. 31. - P 422-431.
67. Oldham, G. R., & Hackman, J. R. Relationships between organizational structure and employee reactions: Comparing alternative frameworks// Administrative Science Quarterly. - 1981. - Vol. 26. - P 66-83.
68. Occupational Requirements// O*Net OnLine [Электронный ресурс]. URL: https://www.onetcenter.org/content.html/4.C (Дата обращения 21.05.2016)
69. Piccolo, R. F., Greenbaum, R., Den Hartog, D. N., Folger, R. The relationship between ethical leadership and core job characteristics// Journal of Organizational Behavior. - 2011. - Vol. 31. - P 259-278.
70. Prien E. P., Goodstein L. D., Goodstein J., Gamble L. G. Jr. A Practical Guide to Job Analysis. - San Francisco, 2009. - CA: Pfeiff er. - 288 p.
71. Pugh, D. S., Hickson, D. J., Hinings, C. R., Turner, C. Dimensions of organization structure// Administrative Science Quarterly. - 1968. - Vol. 13. - P 65-105
72. Rounds J., Smith T., Hubert L., Lewis P., Rivkin D. Development of Occupational Interest Profiles for O*NET. National Center for O*NET Development. Employment Security Commission. - July, 1999. - 190 p.
73. Rosemann M., Recker J., Flender C., Ansell P Understanding context-awareness in business process design// in Proceedings 17th Australasian Conference on Information Systems, S. Spencer, and A. Jenkins, Eds. Adelaide. - 2006, P. 3 -5.
74. Rosemann M., Recker J. C., Flender C. Contextualization of Business Processes// International Journal of Business Process Integration and Management. - 2008. - Vol. 3. - № 1. - P 47-60.
75. Rousseau D. M., Cooke R. A. Technology and structure: The Concrete, Abstract, and Activity Systems of Organizations// Journal of Management. - Fall-Winter 1984. - P 345-361.
76. Ruben, B. D. What leaders need to know and do: A leadership competencies scorecard. (2nd ed)// Washington, DC: National Association of College and University Business Officers. - 2012.
77. Saidani O., Nurcan S. Towards context aware business process modeling// In Proceedings of the 8th Workshop on Business Process Modeling, Development, and Support. - Trondheim, 2007. - P
78. Saragih, S. The Effects of Job Autonomy on Work Outcomes: Self Efficacy as an Intervening Variable// International Research Journal of Business Studies. - 2011. - Vol. 4(3). - P 203-215.
79. Schippmann J.S., Prien E.P., Hughes G.L. The content of management work: Formation of task and job skill composite classifications. - March, 1991. - Vol.
5. - Is. 3. - P 325-354.
80. Shalley, C. E., Gilson, L. L., Blum, T. C. Matching creativity requirements and the work environment: Effects on satisfaction and intentions to leave// Academy of Management Journal. - 200. - Vol. 43. - P. 215-223.
81. Spencer L., Spencer S. Competence at Work: Model for Superior Performance. - New York, John Wiley & Sons, 1993.
82. Sutton, R. I., & Rousseau, D. M. Structure, technology, and dependence on a parent organization: Organizational and environmental correlates of individual responses// Journal of Applied Psychology. - 1979. - Vol. 64. - P 675- 687.
83. Vikram Singh Chouhan, Sandeep Srivastava. Understanding Competencies and Competency Modeling — A Literature Survey// Journal of Business and Management. - January, 2014. - Vol. 16. - Issue 1. - Ver. I. - P. 14-22
84. Virtanen, T. Changing competences of public sector managers: tensions in commitment// The International Journal of Public Sector Management. - 2000. - Vol. 13(4). - P 333-341
85. Woodward J. Industrial Organization: Theory and Practice. - New York, Oxford University Press, 1981.- 288 p.
86. Wrzesniewski, A., Dutton, J. E., Debebe, G. Interpersonal sensemaking and the meaning of work. In R. M. Kramer & B. M. Staw (Eds.)// Research in organizational behavior. - Amsterdam: Elsevier, 2003. - Vol. 25. - P. 93-135