ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ МУРАВЛЕНКО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО 27 ОКРУГА
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ МУРАВЛЕНКО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО 44
АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Актуальность темы исследования. Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. Это совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно¬нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Основным правообразующим фактором в области образования стали положения Конституции РФ. В ней право на образование признается как естественное и неотъемлемое в числе других прав и свобод человека. Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования, устанавливает основное общее образование в качестве обязательного уровня образования.
Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется на основе конституционного принципа юридического равенства1.
Современное образование в Российской Федерации находится на новом этапе развития, идет его модернизация, что предъявляет повышенные требования к качеству образования. Следовательно, необходима разработка конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, с изменениями от 21 июля 2014 года // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Информ. Банк «Версия Проф.» Разд. «Законодательство». URL: www.eonsultant.ru/ (дата обращения: 02.02.2016 ) теоретически обоснованных механизмов управления, повышающих его эффективность в вопросах обеспечения развития образования. Предполагаются и преобразования в области дошкольного образования, обусловленные стремлением к обновлению содержания и пониманием того, что дошкольное образование является первым и одним из важнейших звеньев в общей системе образования. В результате происходящих изменений возникла острая необходимость обновления не только знаний специалистов дошкольных учреждений, но и управлением всей системы дошкольного образования.
Потребность в муниципальном управлении образованием как части социально-общественной системы потребовала смену его целевых ориентиров, связанных с обеспечением социальной функции образования. Модернизация образования предполагает преимущественное
стимулирование региональных инициатив, перенос в регионы центра тяжести инновационной активности.
Таким образом, актуальность проблемы управления в сфере дошкольных образовательных услуг, недостаточная степень ее изученности, особенно на муниципальном уровне, послужили основанием выбора темы выпускной квалификационной работы.
Степень изученности темы. В ходе подготовки работы были изучены материалы, представленные в работах российских исследователей. Так, отдельные вопросы теории и практики управления современным российским образованием присутствуют в работах М.Б. Баторова, B.H. Назарова, Т.И. Пуденко .
Вопросами управления качеством образования занимались С.А. Беляков, А.А. Майр, О.А. Скоролупова . Программно-целевые и стратегические аспекты управления образовательными системами были рассмотрены в трудах М.Б. Баторовой, Т.Н. Богуславской, С. Кирьяновой .
Проблемы и направления модернизации отечественного образования исследованы в работах Э.П. Григонис, Г.А. Демина, И.С. Зенкина .
Специфика процессов, моделей и механизмов управления образовательными организациями и системами исследуется в работах Т.Ю. Акулич-Дудко, Т.Е. Милявской, А.В. Окороковой . Теоретические основы управления муниципальными образовательными учреждениями исследовались в работах отечественных ученых В.Н. Аверкина,
Т.И. Пуденко, А.А. Маринюк .
Но несмотря на то, что имеется большое количество исследований посвященных управлению образованием, акцент в большинстве из них делается на анализе качества обучения и технологий по его повышению, в то время как работ, посвященных аспектам повышения эффективности управления дошкольным образованием на муниципальном уровне, недостаточно.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью создания благоприятных условий для управления развитием дошкольного образования и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по совершенствованию муниципального управления развитием дошкольного образования в городе Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа.
Объектом выпускного квалификационного исследования является система управления сферой дошкольного образования.
В качестве предмета исследования выступает муниципальное управление развитием дошкольного образования в городе Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа.
Цель исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию муниципального управления развитием дошкольного образования в городе Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа.
Задачи выпускного квалификационного исследования:
1. Изучить теоретические основы муниципального управления в сфере дошкольного образования.
2. Проанализировать практику муниципального управления развитием дошкольного образования в городе Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа.
3. Предложить направления совершенствования муниципального управления развитием дошкольного образования в городе Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа.
Теоретико-методологические основы и методика исследования. Методологической и теоретической основой исследования являются:
- идеи, раскрывающие понятие эффективности применительно к системам образования (Э.П. Григонис, О.И. Домме и др.) ;
- научные положения, практические разработки и методические рекомендации, содержащиеся в трудах исследователей теории управления образовательными системами и развития образования (М.Б. Баторова, Т.Н. Богуславская и др.) ;
- положения в области управления дошкольным образованием (Л.В. Ведерникова, Н.В. Гребенкина и др.) .
Методы исследования:
- теоретический анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы;
- изучение статистических данных по проблеме исследования;
- метод включенного наблюдения за развитием муниципальной системы дошкольного образования;
- сравнительный анализ структур муниципальных органов управления дошкольным образованием, а также нормативно-правовой базы в сфере дошкольного образования органов управления образованием различных уровней и территорий;
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
Эмпирической базой исследования выступают:
1. Федеральные, региональные и местные нормативно-правовые акты, определяющие порядок управления образованием1;
2. Отчетные и аналитические материалы управления образования Администрации города Муравленко ;
3. Материалы официальной статистики по теме исследования .
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов и рекомендаций в деятельности органов государственного и муниципального управления, руководителями дошкольных образовательных учреждений, а также при чтении специальных курсов для студентов-бакалавров направления подготовки «Государственное и муниципальное управление».
Выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Система образования - один из наиболее крупных социальных институтов, являющийся сферой взаимодействия интересов государства и общества, в лице их институтов и граждан. Государственный характер системы образования означает, что в стране проводится единая государственная политика в области образования.
Государственное управление в сфере образования в пределах своих полномочий осуществляют: федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местные (муниципальные) органы власти. Для современного состояния управления системой образования наиболее яркой чертой является процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при которой возрастает роль и значение регионального и муниципального уровня управления. При этом, существенно меняются требования к содержанию их задач и функций, расширяется сам круг решаемых задач: на первое место выдвигаются задачи управления развитием образовательных систем, ранее им не свойственные.
Муниципальная система образования представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений. Отличительной особенностью муниципального уровня управления образованием является его организационная обособленность. На него возложена основная нагрузка по осуществлению управления в области образования. При этом принципиально меняется характер управления в сфере образования. Если на нижнем уровне государственной власти - уровне субъекта Федерации, управление носит преимущественно административный характер и тем самым определяет отношения в системе образования, которые строятся на основе прямого подчинения и отчетности, то в рамках местного самоуправления, прежде всего, возникают отношения взаимодействия, соорганизации между всеми субъектами и объектами образования, управление возникает как необходимое средство, механизм их регулирования.
Одно из приоритетных направлений государственной образовательной политики в России сегодня - дошкольное образование. Управление ДОУ - это целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата. Чтобы дошкольное образование действительно стало общенациональным политическим приоритетом, чтобы цели и содержание его деятельности, равно как и характеристики конечного продукта, задавались обществом (включая его различные группы и сообщества), бизнесом и государством, необходимо активное участие в выработке и реализации образовательной политики основных реальных участников образования - учащихся, педагогов, родителей, работодателей.
Управление сферой образования в г. Муравленко осуществляет управление образования администрации города. Являясь неотъемлемой частью национального образовательного пространства, муниципальная система образования г. Муравленко - это социально-педагогический комплекс, который представляет собой разноуровневую,
многофункциональную сеть, сочетающий в себе разнообразные формы обучения, реализующий закон «Об образовании» и предоставляющий бесплатное доступное образование.
Дошкольное образование является приоритетным направлением деятельности управления образования. Сложившееся видовое разнообразие муниципальных ДОУ в городе Муравленко создает возможность предоставления семьям и большого разнообразия услуг: оздоровительных,
коррекционных, развивающих; дополнительных образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка.
Анализ деятельности, а также состояние системы управления МБДОУ города показал стабильность в реализации целей и задач, определенных в плане работы детских учреждений. Управленческая деятельность осуществляется посредством административного (заведующая, заместители), общественного (родительские комитеты в каждой группе) и коллективного (общее собрание трудового коллектива, педагогический совет) управления. Однако эффективному управлению мешает ряд ключевых проблем, требующих рассмотрения и перспективного решения: традиционная, линейно-функциональная модель управления, не позволяющая расширить общественное участие в управлении ДОУ; отсутствие четкой системы взаимодействия с родителями воспитанников; слабая нормативно-правовая, финансово-экономическая, социально-педагогическая и материально-техническая основа для перехода дошкольного учреждения в инновационный режим работы.
Необходимость разрешения обозначенных проблем и предопределили выбор мероприятий по совершенствованию системы управления, а именно - информатизацию дошкольного образования через создание и стабильное функционирование в ДОУ информационно-компьютерных технологий.
В рамках совершенствования системы управления муниципальными дошкольными учреждениями нами предлагается проект по внедрению информационно-кокомпьютерных технологий в управление и деятельность дошкольных учреждений, который будет способствовать формированию развивающей творческой социокультурной среды в ДОУ, повышения его открытости и инвестиционной привлекательности.
Основная идея в реализации данного проекта состоит в том, чтобы оптимизировать и упростить работу дошкольных образовательных учреждений и управление ими. Предложенный проект по информационно-компьютерным нововведениям позволит экономить затраты труда и времени на составление отчетов и документов необходимых в работе ДОУ; оптимизировать и автоматизировать информационные процессы в дошкольных учреждениях и управление ими.
Таким образом, предложенный проект по внедрению информационно-компьютерных технологий в дошкольную образовательную систему в полной мере соотносится с новыми целями, стоящими перед МБДОУ города Муравленко, и обеспечивает качественный подход к дошкольному образованию.
Для повышения эффективности деятельности управления образования г. Муравленко можно предложить ряд рекомендаций:
- организовать закупку лицензированного программного обеспечения «АВЕРС: Заведующий ДОУ»;
- внедрить информационно-аналитическую систему «АВЕРС: Заведующий ДОУ» в управление образование и дошкольные учреждения города;
- организовать обучение сотрудников управления образования и дошкольных образовательных учреждений работе с новым программным продуктом;
- привести в исполнение программное обеспечение и наладить оперативную деятельность дошкольных учреждений на его основе.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, с изменениями от 21 июля 2014 года [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Информ. Банк «Версия Проф.» Разд. «Законодательство». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
2. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Информ. Банк «Версия Проф.» Разд. «Законодательство». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
3. О муниципальной службе в Российской Федерации : федер. закон от 2 марта 2007 г. № 25 - ФЗ [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Информ. Банк «Версия Проф.» Разд. «Законодательство». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации : федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131 - ФЗ (ред. от 15.02.2016) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система
«Консультант Плюс». Информ. Банк «Версия Проф.». Разд. «Законодательство». Режим доступа: http://base.consultant.ru/
5. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» : федер. закон от 29 февраля 2012 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Информ. Банк «Версия Проф.». Разд. «Законодательство». Режим доступа: http://base.consultant.ru/
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Информ. Банк «Версия Проф.» Разд. «Законодательство». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
7. Об утверждении правил оказания платных образовательных
услуг: Постановление Правительства РФ от 05 июля 2001 г. № 505
[Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Информ. Банк «Версия Проф.» Разд. «Законодательство». - Режим доступа: http: //www.consultant .ru/
8. О федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Информ. Банк «Версия Проф.» Разд. «Законодательство». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
9. Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система
«Консультант Плюс». Информ. Банк «Версия Проф.» Разд. «Законодательство». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
10. Об утверждении федеральных государственных требований к
условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 2151 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Информ. Банк «Версия Проф.» Разд. «Законодательство». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
11. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Информ. Банк «Версия Проф.» Разд. «Законодательство». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
12. Об утверждении примерной формы договора об оказании
платных дополнительных образовательных услуг государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями: Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 июля 2011 г. № 2994 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система
«Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». - Режим доступа: http://base.consultant.ru/
13. Об утверждении типового положения о дошкольном
образовательном учреждении: Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. № 2562 [Электронный ресурс] // Справочная правовая
система «Консультант Плюс». Информ. Банк «Версия Проф.». Разд. «Законодательство». - Режим доступа: http://base.consultant.ru/
14. Муниципальная программа «Развитие образования»:
Постановление Администрации города Муравленко от 14 ноября 2013 г. № 624 [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.muravlenko.com/
15. Публичный отчет Управления образования «О состоянии и результатах деятельности системы образования города Муравленко за 2013 - 2014 учебный год» [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.uomur.org/
16. Аверкин, В.Н. Стимулирование инновационной деятельности в системе управления. Народное образование [Текст] / В.Н. Аверкин, О.М. Зайченко. - М.: Изд-во РАГС, 2011. - С. 121 - 131.
17. Аверин, В.А. Развитие личности ребенка от трех до пяти [Текст]: учебное пособие / В.А. Аверин, М.В. Осорина, И.М. Слободчиков. - М., Генезис, 2014. - С. 147 - 149.
18. Акулич-Дудко, Т.Ю. Сущность технологии дошкольного образования [Текст] / Т.Ю. Акулич-Дудко. - Уфа: Изд-во Уфа ун-та. 2011. - С. 154 - 157.
19. Баркер, В.Н. Влияние дошкольного образования на детское развитие: результаты исследования «Условия эффективного дошкольного, начального и среднего образования» // Современное дошкольное образование. Теория и практика [Текст] / В.Н. Баркер. - Новосибирск: Экор, 2015. - С. 26 - 36.
20. Баторова, М.Б. Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика [Текст] / М.Б. Баторова // Дошкольное образование. - 2013. - № 5. - С. 119 - 124.
21. Беляков, С.А. Модернизация образования в России: совершен-ствование управления [Текст] / С.А. Беляков. - М.: МАКС Пресс, 2009. - С. 437 - 440.
22. Богуславская, Т.Н. Проблемы управления муниципальной вариативной системой дошкольного образования в условиях социокультурной модернизации [Текст] / Т.Н. Богуславская // Управление образованием: теория и практика. - 2011. - № 4. - С. 45 - 55.
23. Варфоломеева, Т.И. Государственно-общественное управление в ДОУ [Текст] / Т.И. Варфоломеева // Управление ДОУ. - 2009 . - № 4. - С . 45-51.
24. Горбунова, В.В. Управление качеством образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении [Текст] / В.В. Горбунова // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2010. - № 3. - С. 80 - 84.
25. Гребенкина, Н.В. Развитие системы дошкольного образования Тюменской области: опыт и перспективы [Текст] / Н.В. Гребенкина // Психологическая наука и образование. - 2013. - № 4. - С. 153 - 164.
26. Григонис, Э.П. Правовые основы управления системой образования в Российской Федерации [Текст] / Э.П. Григонис // Мир экономики и права. - 2013. - № 1- 2. - С. 30 - 46.
27. Домме, О.И. Современные подходы к управлению здоровьесбережением детей в контексте развития региональной системы дошкольного образования [Текст] / О.И. Доме // Инновации в образовании. - 2011. - № 12. - С. 59 - 69.
28. Демина, Г.А. Реализация теоретических аспектов
педагогического менеджмента в системе дошкольного образования [Текст] / Г.А. Демина // Дошкольная педагогика. - 2013 . - № 1. - С. 44 - 47.
29. Зенкина, И.С. Дошкольное образование как самостоятельное звено общего образования [Текст] / И.С. Зенкина // Наука и инновации в современных условиях. - 2016. - № 5. - С. 123 - 125.
30. Кирьянова, А.С. Эффективность Государственного и муниципального управления в системе дошкольного образования Российской Федерации [Текст] / А.С. Кирьянова, Н.Е. Лукьянович, И.А. Капралова // Экономика и социум. - 2014. - № 4-3. - С. 444 - 447.
31. Костригин, А.А. Характеристики менеджмента и
организационной культуры в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / А.А. Костригин // Современное образование. - 2015. - № 1. - С. 26 - 41.
32. Ли, Е.Д. Управление инновационной деятельностью в дошкольном образовании [Текст] / Е.Д. Ли // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2013. - № 1. - С. 72 - 76.
33. Маринюк, А.А. Правовые основы управления дошкольным образованием в свете принятия нового закона «Об образовании в РФ» [Текст] / А.А.Маринюк // Детский сад от А до Я. - 2013. - № 3. - С. 18 - 25.
34. Майер, А.А. Публичный доклад о жизнедеятельности ДОУ [Текст] / А.А. Майр // Управление ДОУ. - 2011 . - № 3. - С. 110 - 116.
35. Милявская, Т.Э. Проблема обучения и воспитания в дошкольном образовании как начальном уровне современной системы образования [Текст] / Т.Е. Милявская // Социальные отношения. - 2015. - № 4. - С. 29 - 33.
36. Мухина, С.Н. Программа детского психомоторного развития «Шире круг» [Текст] / Н.С. Мухина. - М.: Генезис, 2013. - С. 68 - 72.
37. Назаров, В.Л. Модернизация муниципальной системы образования / В.Л. Назаров. - М.: Аспект - Пресс, 2009. - С. 63 - 66.
38. Низиенко, Е.Л. Перспективы развития системы дошкольного образования в РФ [Текст] / Е.Л. Низиенко // Вестник образования. - 2008. - № 3. - С. 103 - 107.
39. Окорокова, А. В. Управление муниципальными бюджетными дошкольными образовательными учреждениями [Текст] / А.В. Окорокова // Современные проблемы науки и образования. - 2013 . - № 6. - С. 42.
40. Пуденко, Т.И. Образовательные кластеры как модель управления развитием образования на муниципальном уровне, повышающая доступность качественных образовательных услуг [Текст] / Т.И.Пуденко // Управление образованием: теория и практика. - 2014. - № 3. - С. 33 - 45.
41. Рудая, Т.Я. Управление методической работой в дошкольном учебном учреждении на этапе внедрения Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Текст] / Т.Я. Рудая // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - № 46. - С. 329 - 336.
42. Скоролупова, О.А. Дошкольное образование: перспективы развития [Текст] / О.А. Скоролупова // Администратор образования. - 2008. - № 14. - С. 111 - 115.
43. Фадеева, Е.И. Руководитель ДОУ: социально-психологические ресурсы управления в условиях внедрения ФГТ [Текст] / Е.И. Фадеева // СУЦ Перспектива. - 2013. - С. 144 - 147.
44. Фалюшина, Л.И. Сервисная направленность управления образовательным учреждением как инструмент повышения его эффективности (на примере управления системой дошкольного образования) [Текст] / Л.И. Фалюшина // Сервис в управлении. - 2012. - № 4. - С. 5 - 9.
45. Федина, Н.В. Психология образования в поликультурном пространстве [Текст] / Н.В. Федина // Управление дошкольным образованием: оценка качества. - 2012. - № 20. - С. 11 - 21.
46. Федосова, Н.А. Подготовка к обучению в школе - основа преемственности между дошкольным и начальным общим образованием [Текст] / Н.А. Федосова // Начальная школа. - 2010. -№ 10. - С. 21 - 26.
47. Фролов, Н.В. Образование в поликультурном пространстве [Текст] / Н.В. Фролов // Управление образованием. - 2012. - № 20. - С. 11 - 21.
48. Харьковская, Г.З. Модель государственно-общественного управления деятельности муниципальной системы образования [Текст] / Г.З. Харьковская, К.Д. Чермит, О.И. Исаков // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2012. - № 2. - С. 90 - 100.
49. Управление образованием города Муравленко [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.uomur.org/
50. Администрация города Муравленко [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.muravlenko.com/