ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ ПОНЯТИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования языковых понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных)... 8
1.1. Предпосылки формирования языковых понятий у
младших школьников 8
1.2. Формирование понятия «имя существительное» у
младших школьников на уроках русского языка 12
1.3. Методические условия формирования языковых
понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных) 21
Глава 2. Практическая работа по формированию языковых понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен
существительных) 40
2.1. Диагностика сформированности языкового понятия
«имя существительное» у младших школьников 40
2.2. Содержание работы по формированию языковых
понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных) 47
Заключение 55
Библиографический список 58
Приложение 64
Глава 1. Теоретические основы формирования языковых понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных)... 8
1.1. Предпосылки формирования языковых понятий у
младших школьников 8
1.2. Формирование понятия «имя существительное» у
младших школьников на уроках русского языка 12
1.3. Методические условия формирования языковых
понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных) 21
Глава 2. Практическая работа по формированию языковых понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен
существительных) 40
2.1. Диагностика сформированности языкового понятия
«имя существительное» у младших школьников 40
2.2. Содержание работы по формированию языковых
понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных) 47
Заключение 55
Библиографический список 58
Приложение 64
Актуальность исследования. Меняются требования ФГОС к выпускнику начальной школы, стандарт предлагает не просто дать знания, научить добывать знания, научить учиться.
Системно-деятельностный подход предполагает, чтобы ребенок прослеживал путь к получению знаний, делал выводы, формировал понятия.
Особое внимание уделяется таким формам деятельности учащихся, которая ориентирует ребенка на обобщение материала. На уроках русского языка учитель включает детей в различные формы деятельности, где учащиеся формулируют самостоятельно языковые понятия.
Как отмечает Т.Г. Рамзаева, языковое понятие - форма мысли или знания, обобщающая некоторые предметы, характеризующая их сущность, отличающая эти предметы от всех остальных (Рамзаева, 2010).
Решая проблему формирования языковых понятий у учащихся начальных классов, следует помнить о том, что речь идёт не о заучивании словесного определения или формулировки правила, а о понятии как форме мысли и знания, так как только знание определения, даже подкреплённое нужными примерами, отнюдь не свидетельствует о сформированности понятия.
Освоение языковых понятий возможно при условии: интереса у младшего школьника к познанию понятия, который возникает, если содержание соединится с духовно-психической сущностью обучающегося; включенности индивидуальной психики в содержательность и наличия у обучающегося той или иной структуры сознания, которая определяется индивидуальным миром, поэтому у каждого индивида содержание принимает свою специфическую форму, и присоединяет другие (те или иные) элементы содержания; прохождения мысли ступеней сознания, самосознания, разума индивида.
Таким образом, осуществляя процесс усвоения языкового понятия, учитель с учащимися осуществляет качественное изменение своих знаний и умений, следовательно, индивид не только приближается к идее, но и идея переходит в разряд его ценности, имеющей свое осознанное назначение и занимающей определенное место в мировоззрении.
Теоретические основы формирования языковых понятий освещены в работах психологов и методистов: Е.Д. Божович, Ю.М. Жуковой, И.А. Зимней, А.Е. Ивановой, Т.А. Ладыженской, Е.Н. Пузанковой, Н.С. Рождественского, Л.А. Петровской и др. Учёными выявлена сущность языковых понятий, предложены условия её формирования. Однако они не затрагивают проблемы формирования языковых понятий в младшем школьном возрасте.
Проблемой формирования языковых понятий младших школьников в методике преподавания русского языка занимались многие лингвисты, психолингвисты и психологи: Е.А. Баринова, М.А. Бочарникова,
Т.М. Воителева, В.Г. Горецкий, Т.Г. Рамзаева, А.В. Текучев и др. Повышение эффективности обучения может быть успешно реализовано только при условии, если урочные занятия будут организованы с учетом принципов обучения русскому языку на основе современных подходов, методов и приёмов.
Система работы над темой «имя существительное» (как и над другой грамматической темой) представляет собой целенаправленный процесс, предполагающий строго определенную последовательность изучения грамматических признаков и обобщенного лексического значения данной части речи, научно обоснованную взаимосвязь компонентов знаний, а также постепенное усложнение упражнений, которые имеют своей конечной целью формирование навыков точного употребления имен существительных в речи и правильное их написание.
В связи с установленными выше фактами нами был обусловлен выбор темы выпускной квалификационной работы: «Формирование языковых понятий младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных)».
Проблема исследования: каковы методические условия
формирования языковых понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных).
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс языкового образования на уроках русского языка.
Предмет исследования: методические условия формирования
языковых понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных).
Гипотеза исследования. Формирование языковых понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных) будет эффективным, если:
- используются задания, направленные на классификацию и обоснование детьми решения грамматической задачи;
- реализуются различные виды заданий поискового и исследовательского характера на уроках русского языка (задания, направленные на овладение теоретическими знаниями, в которых используются самостоятельные виды работы, где необходим контроль и самоконтроль; связанные с решением проблемных задач).
Цель, объект и предмет исследования определяют следующие задачи исследования:
1. Раскрыть предпосылки формирования языковых понятий у младших школьников
2. Рассмотреть особенности формирования понятия «имя существительное» у младших школьников на уроках русского языка.
3. Выявить методические условия формирования языковых понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных).
4. Организовать и провести практическую работу по формированию языковых понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных).
Методы исследования:
• изучение теории исследуемой проблемы;
• наблюдение;
• эксперимент;
• моделирование учебного процесса;
• анкетирование;
• изучение продуктов деятельности учащихся;
• тестирование
База исследования: МОУ «Октябрьская СОШ». В исследовании приняли участие ученики 3 класса. Общее число испытуемых составило 22 человека.
Практическая значимость работы состоит в определении и апробации методических условий формирования языковых понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительного).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируется научный аппарат: проблема, цель, объект, предмет, задачи, методы исследования, указана практическая значимость работы и краткое содержание.
В первой главе «Теоретико-методические основы формирования языковых понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных)» представлены особенности формирования языковых понятий как методическая проблема; охарактеризованы особенности формирования языковых понятий при изучении имен существительных; определены и описаны методические условия формирования языковых понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных).
Во второй главе «Практическая работа по формирования языковых понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных)» представлена диагностика сформированности языковых понятий у младших школьников; описана проводимая нами работа по формированию языковых понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных).
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
В приложении представлены материалы практической работы, проведённой в начальной школе.
Объем выпускной квалификационной работы 63 страницы. Она содержит 4 таблицы и 1 рисунок.
Список использованной литературы содержит 55 источников.
Системно-деятельностный подход предполагает, чтобы ребенок прослеживал путь к получению знаний, делал выводы, формировал понятия.
Особое внимание уделяется таким формам деятельности учащихся, которая ориентирует ребенка на обобщение материала. На уроках русского языка учитель включает детей в различные формы деятельности, где учащиеся формулируют самостоятельно языковые понятия.
Как отмечает Т.Г. Рамзаева, языковое понятие - форма мысли или знания, обобщающая некоторые предметы, характеризующая их сущность, отличающая эти предметы от всех остальных (Рамзаева, 2010).
Решая проблему формирования языковых понятий у учащихся начальных классов, следует помнить о том, что речь идёт не о заучивании словесного определения или формулировки правила, а о понятии как форме мысли и знания, так как только знание определения, даже подкреплённое нужными примерами, отнюдь не свидетельствует о сформированности понятия.
Освоение языковых понятий возможно при условии: интереса у младшего школьника к познанию понятия, который возникает, если содержание соединится с духовно-психической сущностью обучающегося; включенности индивидуальной психики в содержательность и наличия у обучающегося той или иной структуры сознания, которая определяется индивидуальным миром, поэтому у каждого индивида содержание принимает свою специфическую форму, и присоединяет другие (те или иные) элементы содержания; прохождения мысли ступеней сознания, самосознания, разума индивида.
Таким образом, осуществляя процесс усвоения языкового понятия, учитель с учащимися осуществляет качественное изменение своих знаний и умений, следовательно, индивид не только приближается к идее, но и идея переходит в разряд его ценности, имеющей свое осознанное назначение и занимающей определенное место в мировоззрении.
Теоретические основы формирования языковых понятий освещены в работах психологов и методистов: Е.Д. Божович, Ю.М. Жуковой, И.А. Зимней, А.Е. Ивановой, Т.А. Ладыженской, Е.Н. Пузанковой, Н.С. Рождественского, Л.А. Петровской и др. Учёными выявлена сущность языковых понятий, предложены условия её формирования. Однако они не затрагивают проблемы формирования языковых понятий в младшем школьном возрасте.
Проблемой формирования языковых понятий младших школьников в методике преподавания русского языка занимались многие лингвисты, психолингвисты и психологи: Е.А. Баринова, М.А. Бочарникова,
Т.М. Воителева, В.Г. Горецкий, Т.Г. Рамзаева, А.В. Текучев и др. Повышение эффективности обучения может быть успешно реализовано только при условии, если урочные занятия будут организованы с учетом принципов обучения русскому языку на основе современных подходов, методов и приёмов.
Система работы над темой «имя существительное» (как и над другой грамматической темой) представляет собой целенаправленный процесс, предполагающий строго определенную последовательность изучения грамматических признаков и обобщенного лексического значения данной части речи, научно обоснованную взаимосвязь компонентов знаний, а также постепенное усложнение упражнений, которые имеют своей конечной целью формирование навыков точного употребления имен существительных в речи и правильное их написание.
В связи с установленными выше фактами нами был обусловлен выбор темы выпускной квалификационной работы: «Формирование языковых понятий младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных)».
Проблема исследования: каковы методические условия
формирования языковых понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных).
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс языкового образования на уроках русского языка.
Предмет исследования: методические условия формирования
языковых понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных).
Гипотеза исследования. Формирование языковых понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных) будет эффективным, если:
- используются задания, направленные на классификацию и обоснование детьми решения грамматической задачи;
- реализуются различные виды заданий поискового и исследовательского характера на уроках русского языка (задания, направленные на овладение теоретическими знаниями, в которых используются самостоятельные виды работы, где необходим контроль и самоконтроль; связанные с решением проблемных задач).
Цель, объект и предмет исследования определяют следующие задачи исследования:
1. Раскрыть предпосылки формирования языковых понятий у младших школьников
2. Рассмотреть особенности формирования понятия «имя существительное» у младших школьников на уроках русского языка.
3. Выявить методические условия формирования языковых понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных).
4. Организовать и провести практическую работу по формированию языковых понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных).
Методы исследования:
• изучение теории исследуемой проблемы;
• наблюдение;
• эксперимент;
• моделирование учебного процесса;
• анкетирование;
• изучение продуктов деятельности учащихся;
• тестирование
База исследования: МОУ «Октябрьская СОШ». В исследовании приняли участие ученики 3 класса. Общее число испытуемых составило 22 человека.
Практическая значимость работы состоит в определении и апробации методических условий формирования языковых понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительного).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируется научный аппарат: проблема, цель, объект, предмет, задачи, методы исследования, указана практическая значимость работы и краткое содержание.
В первой главе «Теоретико-методические основы формирования языковых понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных)» представлены особенности формирования языковых понятий как методическая проблема; охарактеризованы особенности формирования языковых понятий при изучении имен существительных; определены и описаны методические условия формирования языковых понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных).
Во второй главе «Практическая работа по формирования языковых понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных)» представлена диагностика сформированности языковых понятий у младших школьников; описана проводимая нами работа по формированию языковых понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных).
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
В приложении представлены материалы практической работы, проведённой в начальной школе.
Объем выпускной квалификационной работы 63 страницы. Она содержит 4 таблицы и 1 рисунок.
Список использованной литературы содержит 55 источников.
Реализовав теоретический анализ специальной литературы, мы выяснили, что:
1. При формировании языковых понятий, с одной стороны, необходимо развивать у учащихся умение абстрагироваться от лексического значения конкретных слов и синтезировать то общее, грамматическое, что характерно для слов как определенной языковой категории, с другой стороны, важно развивать у школьников углубленное понимание лексического значения слова, иначе применение приобретенных грамматических знаний будет слишком узким и далеким от живой речевой практики, от непосредственного использования в целях общения. На первый взгляд это положение кажется противоречивым, на самом деле оно отражает сущность речевого развития учащихся: от практического (ситуативного) владения словом в речи, от ограниченного понимания лексического значения слов школьник переходит к более углубленному (многоаспектному) пониманию лексического значения слова, к пониманию взаимодействия лексического и грамматических значений в словах, что в конечном итоге создает основу для сознательного владения словом в речи.
2. Система работы над темой «имя существительное» (как и над другой
грамматической темой) представляет собой целенаправленный процесс, предполагающий строго определенную последовательность изучения грамматических признаков и обобщенного лексического значения данной части речи, научно обоснованную взаимосвязь компонентов знаний, а также постепенное усложнение упражнений, которые имеют своей конечной целью формирование навыков точного употребления имен существительных в речи и правильное их написание. Грамматические признаки имен существительных: существительные бывают мужского, женского или
среднего рода, изменяются по числам и падежам, могут быть одушевленными или неодушевленными; в предложении чаще употребляются в роли подлежащего или дополнения, реже - в роли сказуемого или обстоятельства; с именем существительным в роде, числе и падеже согласуется прилагательное, в числе - глагол (глагол прошедшего времени - в роде и числе). Однако для формирования грамматического понятия учащимся недостаточно осознать конкретный смысл слова - необходимо усвоение грамматических признаков слова в единстве с осознанием его лексического значения.
3. Основными методическими условиями, способствующими усвоению грамматических понятий, являются: активная умственная деятельность учащихся, заинтересованность учащихся в познании нового, опора на их речевой опыт, системность знаний, целенаправленная работа над формированием у школьников лингвистического отношения к языковым единицам.
Далее мы реализовали экспериментальную работу, целью которой было формирование языкового понятия «имя существительное» у младших школьников на уроках русского языка. Данная работа проходила в 2 этапа (констатирующий и формирующий).
На констатирующем этапе эксперимента в ходе выявления уровня сформированности языкового понятия «имя существительное» у младших школьников на уроках русского языка 6 младших школьника показали высокий результат, 8 младших школьников - средний и 8 учеников - низкий результат.
На втором этапе эксперимента была разработана и представлена работа по формированию языкового понятия «имя существительное» младших школьников на уроках русского языка посредством различных приёмов работы. На всех уроках следует применять задания исследовательского и проблемно-творческого характера, дидактические игры, а также занимательный материал.
Так, по результатам экспериментальной работы был сделан вывод о необходимости повышения уровня сформированности языкового понятия «имя существительное» младших школьников на уроках русского языка.
Таким образом, поставленные задачи исследования были достигнуты. Гипотеза нашла свое отражение.
1. При формировании языковых понятий, с одной стороны, необходимо развивать у учащихся умение абстрагироваться от лексического значения конкретных слов и синтезировать то общее, грамматическое, что характерно для слов как определенной языковой категории, с другой стороны, важно развивать у школьников углубленное понимание лексического значения слова, иначе применение приобретенных грамматических знаний будет слишком узким и далеким от живой речевой практики, от непосредственного использования в целях общения. На первый взгляд это положение кажется противоречивым, на самом деле оно отражает сущность речевого развития учащихся: от практического (ситуативного) владения словом в речи, от ограниченного понимания лексического значения слов школьник переходит к более углубленному (многоаспектному) пониманию лексического значения слова, к пониманию взаимодействия лексического и грамматических значений в словах, что в конечном итоге создает основу для сознательного владения словом в речи.
2. Система работы над темой «имя существительное» (как и над другой
грамматической темой) представляет собой целенаправленный процесс, предполагающий строго определенную последовательность изучения грамматических признаков и обобщенного лексического значения данной части речи, научно обоснованную взаимосвязь компонентов знаний, а также постепенное усложнение упражнений, которые имеют своей конечной целью формирование навыков точного употребления имен существительных в речи и правильное их написание. Грамматические признаки имен существительных: существительные бывают мужского, женского или
среднего рода, изменяются по числам и падежам, могут быть одушевленными или неодушевленными; в предложении чаще употребляются в роли подлежащего или дополнения, реже - в роли сказуемого или обстоятельства; с именем существительным в роде, числе и падеже согласуется прилагательное, в числе - глагол (глагол прошедшего времени - в роде и числе). Однако для формирования грамматического понятия учащимся недостаточно осознать конкретный смысл слова - необходимо усвоение грамматических признаков слова в единстве с осознанием его лексического значения.
3. Основными методическими условиями, способствующими усвоению грамматических понятий, являются: активная умственная деятельность учащихся, заинтересованность учащихся в познании нового, опора на их речевой опыт, системность знаний, целенаправленная работа над формированием у школьников лингвистического отношения к языковым единицам.
Далее мы реализовали экспериментальную работу, целью которой было формирование языкового понятия «имя существительное» у младших школьников на уроках русского языка. Данная работа проходила в 2 этапа (констатирующий и формирующий).
На констатирующем этапе эксперимента в ходе выявления уровня сформированности языкового понятия «имя существительное» у младших школьников на уроках русского языка 6 младших школьника показали высокий результат, 8 младших школьников - средний и 8 учеников - низкий результат.
На втором этапе эксперимента была разработана и представлена работа по формированию языкового понятия «имя существительное» младших школьников на уроках русского языка посредством различных приёмов работы. На всех уроках следует применять задания исследовательского и проблемно-творческого характера, дидактические игры, а также занимательный материал.
Так, по результатам экспериментальной работы был сделан вывод о необходимости повышения уровня сформированности языкового понятия «имя существительное» младших школьников на уроках русского языка.
Таким образом, поставленные задачи исследования были достигнуты. Гипотеза нашла свое отражение.
Подобные работы
- Организация словарной работы с младшими школьниками на уроках русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПРОВЕДЕНИ СЛОВАРНО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ГЛАГОЛОВ РЕЧИ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - РАБОТА ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЛАГОЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВ-АРТЕФАКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ
АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Лингвострановедческие реалии как элемент учебных материалов на старшем этапе (в английском и русских языках)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
ПРИ ФОРМИРОВАНИИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ РОДА И ЧИСЛА ИМЕНИ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2018 - РАБОТА НАД ФОРМИРОВАНИЕМ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОНЯТИЯ «КАТЕГОРИЯ РОДА ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ» (НА
МАТЕРИАЛЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕГО РОДА)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - Развитие познавательного интереса младших школьников при изучении имён существительных (Государственный Гуманитарно-Технологический Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - Метод полного физического реагирования как средство развития
языковой компетенции учащихся начальных классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



