Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ ПОНЯТИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Работа №66327

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
472
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования языковых понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных)... 8
1.1. Предпосылки формирования языковых понятий у
младших школьников 8
1.2. Формирование понятия «имя существительное» у
младших школьников на уроках русского языка 12
1.3. Методические условия формирования языковых
понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных) 21
Глава 2. Практическая работа по формированию языковых понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен
существительных) 40
2.1. Диагностика сформированности языкового понятия
«имя существительное» у младших школьников 40
2.2. Содержание работы по формированию языковых
понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных) 47
Заключение 55
Библиографический список 58
Приложение 64


Актуальность исследования. Меняются требования ФГОС к выпускнику начальной школы, стандарт предлагает не просто дать знания, научить добывать знания, научить учиться.
Системно-деятельностный подход предполагает, чтобы ребенок прослеживал путь к получению знаний, делал выводы, формировал понятия.
Особое внимание уделяется таким формам деятельности учащихся, которая ориентирует ребенка на обобщение материала. На уроках русского языка учитель включает детей в различные формы деятельности, где учащиеся формулируют самостоятельно языковые понятия.
Как отмечает Т.Г. Рамзаева, языковое понятие - форма мысли или знания, обобщающая некоторые предметы, характеризующая их сущность, отличающая эти предметы от всех остальных (Рамзаева, 2010).
Решая проблему формирования языковых понятий у учащихся начальных классов, следует помнить о том, что речь идёт не о заучивании словесного определения или формулировки правила, а о понятии как форме мысли и знания, так как только знание определения, даже подкреплённое нужными примерами, отнюдь не свидетельствует о сформированности понятия.
Освоение языковых понятий возможно при условии: интереса у младшего школьника к познанию понятия, который возникает, если содержание соединится с духовно-психической сущностью обучающегося; включенности индивидуальной психики в содержательность и наличия у обучающегося той или иной структуры сознания, которая определяется индивидуальным миром, поэтому у каждого индивида содержание принимает свою специфическую форму, и присоединяет другие (те или иные) элементы содержания; прохождения мысли ступеней сознания, самосознания, разума индивида.
Таким образом, осуществляя процесс усвоения языкового понятия, учитель с учащимися осуществляет качественное изменение своих знаний и умений, следовательно, индивид не только приближается к идее, но и идея переходит в разряд его ценности, имеющей свое осознанное назначение и занимающей определенное место в мировоззрении.
Теоретические основы формирования языковых понятий освещены в работах психологов и методистов: Е.Д. Божович, Ю.М. Жуковой, И.А. Зимней, А.Е. Ивановой, Т.А. Ладыженской, Е.Н. Пузанковой, Н.С. Рождественского, Л.А. Петровской и др. Учёными выявлена сущность языковых понятий, предложены условия её формирования. Однако они не затрагивают проблемы формирования языковых понятий в младшем школьном возрасте.
Проблемой формирования языковых понятий младших школьников в методике преподавания русского языка занимались многие лингвисты, психолингвисты и психологи: Е.А. Баринова, М.А. Бочарникова,
Т.М. Воителева, В.Г. Горецкий, Т.Г. Рамзаева, А.В. Текучев и др. Повышение эффективности обучения может быть успешно реализовано только при условии, если урочные занятия будут организованы с учетом принципов обучения русскому языку на основе современных подходов, методов и приёмов.
Система работы над темой «имя существительное» (как и над другой грамматической темой) представляет собой целенаправленный процесс, предполагающий строго определенную последовательность изучения грамматических признаков и обобщенного лексического значения данной части речи, научно обоснованную взаимосвязь компонентов знаний, а также постепенное усложнение упражнений, которые имеют своей конечной целью формирование навыков точного употребления имен существительных в речи и правильное их написание.
В связи с установленными выше фактами нами был обусловлен выбор темы выпускной квалификационной работы: «Формирование языковых понятий младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных)».
Проблема исследования: каковы методические условия
формирования языковых понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных).
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс языкового образования на уроках русского языка.
Предмет исследования: методические условия формирования
языковых понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных).
Гипотеза исследования. Формирование языковых понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных) будет эффективным, если:
- используются задания, направленные на классификацию и обоснование детьми решения грамматической задачи;
- реализуются различные виды заданий поискового и исследовательского характера на уроках русского языка (задания, направленные на овладение теоретическими знаниями, в которых используются самостоятельные виды работы, где необходим контроль и самоконтроль; связанные с решением проблемных задач).
Цель, объект и предмет исследования определяют следующие задачи исследования:
1. Раскрыть предпосылки формирования языковых понятий у младших школьников
2. Рассмотреть особенности формирования понятия «имя существительное» у младших школьников на уроках русского языка.
3. Выявить методические условия формирования языковых понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных).
4. Организовать и провести практическую работу по формированию языковых понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных).
Методы исследования:
• изучение теории исследуемой проблемы;
• наблюдение;
• эксперимент;
• моделирование учебного процесса;
• анкетирование;
• изучение продуктов деятельности учащихся;
• тестирование
База исследования: МОУ «Октябрьская СОШ». В исследовании приняли участие ученики 3 класса. Общее число испытуемых составило 22 человека.
Практическая значимость работы состоит в определении и апробации методических условий формирования языковых понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительного).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируется научный аппарат: проблема, цель, объект, предмет, задачи, методы исследования, указана практическая значимость работы и краткое содержание.
В первой главе «Теоретико-методические основы формирования языковых понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных)» представлены особенности формирования языковых понятий как методическая проблема; охарактеризованы особенности формирования языковых понятий при изучении имен существительных; определены и описаны методические условия формирования языковых понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных).
Во второй главе «Практическая работа по формирования языковых понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных)» представлена диагностика сформированности языковых понятий у младших школьников; описана проводимая нами работа по формированию языковых понятий у младших школьников на уроках русского языка (на примере изучения имен существительных).
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
В приложении представлены материалы практической работы, проведённой в начальной школе.
Объем выпускной квалификационной работы 63 страницы. Она содержит 4 таблицы и 1 рисунок.
Список использованной литературы содержит 55 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Реализовав теоретический анализ специальной литературы, мы выяснили, что:
1. При формировании языковых понятий, с одной стороны, необходимо развивать у учащихся умение абстрагироваться от лексического значения конкретных слов и синтезировать то общее, грамматическое, что характерно для слов как определенной языковой категории, с другой стороны, важно развивать у школьников углубленное понимание лексического значения слова, иначе применение приобретенных грамматических знаний будет слишком узким и далеким от живой речевой практики, от непосредственного использования в целях общения. На первый взгляд это положение кажется противоречивым, на самом деле оно отражает сущность речевого развития учащихся: от практического (ситуативного) владения словом в речи, от ограниченного понимания лексического значения слов школьник переходит к более углубленному (многоаспектному) пониманию лексического значения слова, к пониманию взаимодействия лексического и грамматических значений в словах, что в конечном итоге создает основу для сознательного владения словом в речи.
2. Система работы над темой «имя существительное» (как и над другой
грамматической темой) представляет собой целенаправленный процесс, предполагающий строго определенную последовательность изучения грамматических признаков и обобщенного лексического значения данной части речи, научно обоснованную взаимосвязь компонентов знаний, а также постепенное усложнение упражнений, которые имеют своей конечной целью формирование навыков точного употребления имен существительных в речи и правильное их написание. Грамматические признаки имен существительных: существительные бывают мужского, женского или
среднего рода, изменяются по числам и падежам, могут быть одушевленными или неодушевленными; в предложении чаще употребляются в роли подлежащего или дополнения, реже - в роли сказуемого или обстоятельства; с именем существительным в роде, числе и падеже согласуется прилагательное, в числе - глагол (глагол прошедшего времени - в роде и числе). Однако для формирования грамматического понятия учащимся недостаточно осознать конкретный смысл слова - необходимо усвоение грамматических признаков слова в единстве с осознанием его лексического значения.
3. Основными методическими условиями, способствующими усвоению грамматических понятий, являются: активная умственная деятельность учащихся, заинтересованность учащихся в познании нового, опора на их речевой опыт, системность знаний, целенаправленная работа над формированием у школьников лингвистического отношения к языковым единицам.
Далее мы реализовали экспериментальную работу, целью которой было формирование языкового понятия «имя существительное» у младших школьников на уроках русского языка. Данная работа проходила в 2 этапа (констатирующий и формирующий).
На констатирующем этапе эксперимента в ходе выявления уровня сформированности языкового понятия «имя существительное» у младших школьников на уроках русского языка 6 младших школьника показали высокий результат, 8 младших школьников - средний и 8 учеников - низкий результат.
На втором этапе эксперимента была разработана и представлена работа по формированию языкового понятия «имя существительное» младших школьников на уроках русского языка посредством различных приёмов работы. На всех уроках следует применять задания исследовательского и проблемно-творческого характера, дидактические игры, а также занимательный материал.
Так, по результатам экспериментальной работы был сделан вывод о необходимости повышения уровня сформированности языкового понятия «имя существительное» младших школьников на уроках русского языка.
Таким образом, поставленные задачи исследования были достигнуты. Гипотеза нашла свое отражение.



1. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку/Л.И. Айдарова. - М.:Просвещение, 2008. - 176 с.
2. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальныхклассах/ под.ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичевой. - М.:Просвещение, 2013. - 166 с.
3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - М., 1969. - С. 271.
4. Багичева Н.В. Формирование общей языковой культуры ребенка младшего школьного возраста /И.В. Багичева// Филологическое образование в период детства : материалы Всеросс. науч. -практич. конференции «Содержание филологи - ческого образования в период детства», Екатеринбург, 15-16 апреля 2014 года; отв. ред. Е. Б. Плаксина / Урал. гос. пед. ун -т. Екатеринбург, 2014. - С. 5-9.
5. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов. - М., 1990. - 300с.
6. Белошапкова В.А.Современный русский язык / В.А. Белошапкова. - М., 2009. - 211с.
7. Бельчиков Ю.А. Русский язык - богатство, достояние русской национальной культуры / Ю.А. Бельчиков. - М, 2001. - 240с.
8. Берков В.Ф. Понятие. Всемирная энциклопедия: Философия / Главн.
науч. ред., сост. А.А. Грицанов. - М.: АСТ, Мн.: Харверст,
Современный литератор, 2010. - 312 с.
9. Брызгунова Е.А. Интонация и синтаксис. Современный русский язык / Е.А. Брызгунов. - М., 1997. - 390с.
10. Буланова С.Ю. Пресса: усвоение младшими школьниками
синтаксических структур сложных предложений / С.Ю. Буланова // Начальная школа и образование. - 2010. - №11. - С. 15-19.
11. Виноградова Н.Ф. Сборник программ к комплекту «Начальная школа XXI века»/ Н.Ф. Виноградова. - М., 2017. - 400 с.
12. Вопросы психологии усвоения грамматики и орфографии / Под ред. Д.Н. Богоявленского. - М.:Просвещение, 2011. - 144 с.
13. Выготский Л.С. Мышление и речь/Л.С. Выготский. - 5-е изд., испр. - М.: Лабиринт, 2002. - 90 с.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.
- М.: Педагогика-Пресс, 2006. - 322 с.
15. Гальперин П.Р. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для СПО / под ред. Т.И. Зиновьевой. - М.: Изд-во Юрайт, 2016. - 483 с.
16. Гловинская М.Я. Активные процессы в грамматике / М.Я.
Головинская, Е.А. Земской. - М., 1996. - 250с.
17. Гойхман О.Я. Русский язык и культура речи / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина. - М., 2004. - 410с.
18. Головин Б.Н. Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи / Б.Н. Головин. - М., 2009. - 395с.
19. Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах/П.С. Жедек. - Томск: Пеленг, 2012.
- 221 с.
20. Журовой Л.Е. Беседы с учителем: Третий класс четырехлетней начальной школы / Л.Е. Журовой. - М., 2008. - 384 с.
21. Зак А.З. Различия в мыслительной деятельности младших школьников. Воронеж: Наука, 2000.
22.Зеленина Л.М. Русский язык «Школа России» Концепция и программы для начальных классов/ Л.М. Зеленина, Т.Х. Хохлова. - М.: Просвещение, 2017. - 112 с.
23. Иванов С.В. Русский язык: Учебник для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений/ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. - М., 2017. - 142 с.
24. Иванов С.В. Русский язык: Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. - М., 2017. - 142 с.
25. Иванов С.В. Русский язык: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. - М., 2017. - 142 с.
26. Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в
общеобразовательных учреждениях. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2009. - 132 с.
27. Колычева Г.Ю. Пресса: Формирование навыков культуры речи при изучении имени существительного /Г.Ю. Колычева // Начальная школа и образование. - 2008. - №12. - С.36-39.
28. Кусова М.Л. Развитие языковой личности ребенка в период детства: лингвистический, психолингвистический, лингводидактический аспекты /М.Л. Кусова, А.С. Демышева: монография. - Екатеринбург: Издатель Калинина Г. П., 2009. - 246 с.
29. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах/М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская - М.:Просвещение, 2007. - 78 с.
30. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах/ М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М..: Академия, 2010. - 122 с.
31. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи: Учено-методическое пособие для преподавателей и студентов пед. учеб. заведений / Под ред. Т.П.Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 90 с.
32. Методические основы языкового образования и литературного
развития младших школьников: Пособие для студентов факультета начального обучения и учителей начальных классов / Под ред. Т.Г. Рамзаевой. - СПб.: Специальная литература, 2010. - 190 с.
33. Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи/ С.В. Ожегов. - М., 1974. - 169с.
34. Подзорова С.В. К вопросу о формировании языковой компетенции в
процессе изучения орфографии в начальной школе /С.В. Подзорова// Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: матер. XXI международной научно-практической конференции (24-25
декабря 2014 г., Москва. - М.: Изд-во Институт стратегических
исследований, 2014. - 316 с.
35. Подзорова С.В. Основные положения формирования языковых понятий у младших школьников в процессе изучения «Имени существительного» /С.В. Подзорова// Образование и наука: современные тренды: коллективная монография / Гл. ред. О.Н. Широков. - Чебоксары: ЦНС «Интеркативплюс», 2016. - 276 с.
36. Подзорова С.В. Проблема формирования универсальных учебных
действий младших школьников /С.В. Подзорова// Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина. - М.: Изд. дом
«Образование и наука». 2015. - №1-2. - С. 4-12.
37. Подзорова С.В. Формирование универсальных учебных действий в период обучения грамоте /С.В. Подзорова// Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства: матер. всероссийской научно-практической конф. с международным участием (17 -18 апреля 2014 г.). - Новосибирск: НГПУ, 2014. - Часть 1. - 231 с.
38. Подзорова С.В. Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения раздела «Состав слова» в начальной школе /С.В. Подзорова// Смальта. — Новосибирск. 2015. - №3. - С. 80-83.
39. Подзорова С.В. Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения графики в период обучения грамоте /С.В. Подзорова. - Новосибирск - 2014. - №5 - С. 115-117.
40. Подзорова С.В. Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения раздела «Морфология» в начальной школе /С.В.
Подзорова// Мастерство педагога и инновации в образовании: матер. II Международной научно- практической конф. 15июля 2015 г. - М.: Изд- во Институт стратегических исследований, 2015. - № 8(3) - 83 с.
41. Подзорова С.В. Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения раздела «Имя существительное» в начальной школе /С.В. Подзорова// Символ науки. - Уфа. 2015. - № 6. - С. 280-284.
42. Попова З.Д. Язык и национальная картина мира/ З.Д. Попова, И.А. Стернин. - Воронеж. гос. ун -т. Воронеж, 2012. - 59 с.
43. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка: Начальные классы/Т.Г. Рамзаева.
- М.:Просвещение, 2007. - 189 с.
44. Рахманова Л.И. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология / Л.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева. - М., 2007. - 400с.
45. Репкин В.В. Русский язык: Учебник для начальных классов/В.В. Репкин. - М,:Просвещение, 2009. - 190 с.
46. Реформатский А.А. Введение в языкознание / Под ред. В.А. Виноградова. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 187 с.
47. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. /Под ред. М.С. Соловейчик.- М., Просвещение, 2009. - 288 с.
48. Синцов Е.В. Русский язык и культура речи / Е.В. Синцов. - М. 2009.
- 160с.
49. Скворцов Л.И. Основы культуры речи / Л.И. Скворцов. - М., 1984. - 410с.
50. Солганик Г. Я. Стилистика современного русского языка и культура речи / Г.Я. Солганик, Т.С. Дроняева. - М., 2002. - 385с.
51. Ушакова Е.В. Оценочные средства для формирования языковых понятий у младших школьников (на материале дисциплины «русский язык») /Е.В. Ушакова// Развитие человека в современном мире. - 2014.
- №2. - С. 235-240.
52. Ушакова Е.В. Средства формирования УУД младших школьников (метапредметные результаты) при работе с текстом на уроках русского
языка /Е.В. Ушакова// Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы научно¬
практического семинара / Под редакцией Г.С. Чесноковой, Е.В. Ушаковой. - Новосибирск: Изд -во: НГПУ, 2016. -264 с.
53. Федосюк М. Ю. Русский язык / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженский.
- М., 2000. - 245с.
54. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах/Г.А. Фомичева. - М.:Просвещение, 2009. - 121 с.
55. Юртаев С.В. Языковое образование и речевое развитие младших школьников: учебное пособие/ С.В. Юртаев. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 238 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ