ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ НАДЗОРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 12
1.1. Понятие и основные направления юридической политики 12
1.2. Понятие и значение надзорного направления в юридической политике
современного Российского государства 20
1.3. Основные механизмы формирования и реализации надзорной
деятельности современной России 28
ГЛАВА 2. ПРОКУРАТУРА КАК ОСНОВНОЙ ОРГАН, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ НАДЗОРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ 38
2.1. Юридическое закрепление надзорных полномочий прокуратуры России 38
2.2. Правовые и организационные средства реализации надзорного
направления в юридической политике современной России 60
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОКУРАТУРЫ КАК
ОРГАНА, РЕАЛИЗУЮЩЕГО НАДЗОРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В
ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ 72
3.1. Основные показатели деятельности Прокуратуры России 72
3.2. Основные направления совершенствования надзорной деятельности
Прокуратуры России 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 100
Актуальность темы магистерской диссертации. Роль прокуратуры в реализации политики, проводимой государством, неоспорима. Деятельность прокуратуры, как справедливо отметил Е.Р. Ергашев, представляет собой основную и неотъемлемую часть механизма исполнения законов 1. На данном этапе перед российской прокуратурой стоят задачи обеспечения законности и правопорядка, всесторонней защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства .
Вопросы правового статуса прокуратуры, проблемы прокурорского надзора в различных областях широко обсуждаются в современной научной литературе. Однако, деятельность прокуратуры рассматривается, как правило, исключительно с юридических позиций, вне взаимосвязи с реализуемой государством юридической политикой в области надзора. В современной науке практически не используется понятие «надзорная политика», не раскрываются ее признаки, несмотря на то, что надзорная политика выступает одним из основных направлений юридической политики государства. Вместе с тем, исследование деятельности прокуратуры Российской Федерации (далее - РФ) с точки зрения ее участия в надзорной политике государства, носящее междисциплинарный характер, находящееся на стыке юриспруденции и политологии, представляется актуальным и перспективным, в том числе для разрешения практических проблем, возникающих в деятельности органов прокуратуры РФ.
Значительная часть практических проблем в данной сфере связана с порочной практикой, основанной на придании чрезмерного значения статистическим показателям деятельности прокуратуры, в результате чего органы прокуратуры сосредоточены на повышении статистических показателей объема выполненной работы вместо совершенствования качества осуществляемой ими надзорной деятельности. На данном этапе не сформулирована система показателей, позволяющих всесторонним образом оценивать эффективность деятельности прокуратуры по реализации надзорного направления юридической политики государства.
Проведение в жизнь надзорной политики государства усложняется и ввиду существования иных проблем в деятельности органов прокуратуры, связанных с низким качеством организации работы и управления в органах прокуратуры, недостаточной профессиональной подготовленностью прокурорских работников, низким качеством и результативностью актов прокурорского реагирования, в результате чего прокурорское вмешательство во многих случаях не приводит к каким-либо положительным изменениям в состоянии законности в той или иной сфере.
Представляется, что анализ деятельности прокуратуры РФ с точки зрения политологического подхода, рассмотрение прокуратуры РФ в неразрывной связи с надзорной политикой государства позволит сформулировать положения, применимые для совершенствования практической деятельности органов прокуратуры. Выбранный для исследования подход позволит взглянуть на систему прокуратуры под другим углом, отразив основные механизмы формирования надзорной политики государства, средства ее реализации.
Изложенное подчеркивает актуальность изучения обозначенных в диссертации проблем, требующих научного освещения и имеющих существенное значение для практической деятельности современного российского государства. Настоящая работа направлена на заполнение указанных выше пробелов в научном знании в исследуемой области.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе организационно-правового оформления и реализации надзорной политики в деятельности органов прокуратуры РФ.
Предметом исследования являются основные закономерности формирования, функционирования и реализации надзорной политики государства, которые изучаются во взаимосвязи с правовым регулированием данной деятельности, а также актуальные теоретические и практические проблемы совершенствования реализации надзорного направления юридической политики в государственно-правовой практике деятельности органов прокуратуры РФ.
Целью исследования выступает установление роли и значения деятельности прокуратуры РФ в контексте формирования и реализации надзорной политики государства, выделение основных проблем и ориентиров в надзорной политике современной России, обоснование теоретических выводов и рекомендаций, направленных на совершенствование деятельности прокуратуры РФ по реализации надзорной политики государства .
Задачи исследования определяются в соответствии с поставленной целью:
- сформулировать понятие и основные направления юридической политики;
- проанализировать надзорные механизмы юридической политики;
- выявить основные механизмы формирования и реализации надзорной деятельности;
- определить место прокуратуры в системе разделения властей;
- сформулировать предмет ведения и компетенцию прокуратуры в надзорном направлении деятельности РФ ;
- охарактеризовать основные средства реализации надзорного направления в юридической политике;
- определить основные показатели деятельности прокуратуры;
- сформулировать основные направления совершенствования надзорной деятельности прокуратуры.
Методологическая основа исследования представлена комплексом различных методов познания как общенаучных, так и отдельных наук (общей теории государства и права, политологии), используемых автором комплексно, что, в свою очередь, позволяет более полно раскрыть объект исследования. Основным методом, используемым в настоящей работе, выступает диалектический метод. Наряду с основами диалектики, в работе используются такие общенаучные методы познания, как анализ и синтез, абстрагирование, сравнительный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, системно-структурный подход к исследуемому явлению. Специальную и частнонаучную методологию исследования представляют формально-юридический метод, метод государственного и правового моделирования.
Теоретической основой исследования выступили работы ведущих ученых-обществоведов по теории государства и права, политологии, прокурорскому надзору. Основой для формирования теоретических положений о юридической политике и ее надзорном направлении стали труды отечественных правоведов в области теории государства и права: Я.В. Бакарджиева , В.Г. Графского , А.П. Коробовой , М.А. Костенко , А.В. Малько , Н.И. Матузова . В своих научных работах указанные авторы затрагивают проблемы формирования и реализации правовой политики государства, однако четкое разграничение правовой и юридической политики не проводится, несмотря на то, что указанные термины не являются тождественными по своему содержанию.
Существенный вклад в решение проблемы определения места прокуратуры РФ в системе разделения властей, вопроса о возможности выделения надзорной (либо контрольной) ветви власти, внесли такие ученые, как С.А. Авакьян , Т.А. Ашурбеков , М.В. Баглай , В.Г. Бессарабов , Н.В. Мельников10 11 12 , А.Ю. Ульянов , В.Е. Чиркин и ряд других авторов, анализирующих в своих научных трудах место надзорных органов, в том числе органов прокуратуры РФ, с учетом разделения властей в системе органов государственной власти в РФ.
Значительную часть теоретических источников настоящего исследования составили научные работы таких авторов, как К.И. Амирбеков , О.Р. Безсалий , Е.Р. Ергашев , С.И. Литвиненко , М.А. Магомедов , Х.М. Омарова , В.Ю. Шобухин , А.Е. Чечетин . В работах указанных авторов раскрываются вопросы организации и управления в органах прокуратуры, проблемы осуществления прокурорского надзора.
Степень научной разработанности темы исследования. В научных исследованиях проблемы осуществления надзорной деятельности прокуратуры с точки зрения реализации надзорной политики государства представлены лишь частично, преимущественно через призму изучения государственной политики государства в целом, а также правовой политики в рамках общей теории государства и права. Специальные исследования данной проблематики носят единичный характер. При этом отдельные аспекты политико¬юридических проблем развития российского общества достаточно активно обсуждаются в научной литературе. Определение понятия «надзорная политика государства» в научной литературе на данный момент не сформулировано, как и научно не проработаны механизмы формирования надзорной политики, средства ее реализации.
Основные источники исследования определяются задачами диссертации и комплексным подходом к решению задач данного исследования, которые обусловлены его направленностью. Использованные источники можно разделить на следующие группы: 1) Источники нормативной правовой направленности; 2) Правоприменительные источники; 3) Статистические источники.
Источники нормативной правовой направленности включают Конституцию РФ , федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ, которые отражают отдельные аспекты надзорной политики. К их числу относятся, в частности, Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» , Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» , Кодекс РФ об
административных правонарушениях , а также многочисленные приказы, указания и распоряжения Генеральной прокуратуры РФ, посредством которых обеспечивается функционирование системы прокуратуры РФ и реализация надзорной политики государства.
Источники результатов правоприменительной деятельности включают в себя решения судов общей юрисдикции, акты Верховного Суда РФ по вопросам, связанным с реализацией полномочий прокурора, принятием мер прокурорского реагирования.
Статистические источники позволяют подкрепить теоретические положения работы количественными данными о надзорной деятельности органов прокуратуры за последние годы как в целом в России, так и в Свердловской области.
Практическая значимость результатов исследования проявляется в ее применимости в деятельности органов прокуратуры, непосредственно реализующих государственную политику по надзорному направлению. В результате проведенного исследования сформулирован ряд предложений по совершенствованию практической деятельности органов прокуратуры РФ, а также по внедрению новых показателей для оценки эффективности реализации органами прокуратуры надзорной политики государства.
Апробация результатов исследования заключается в его рецензировании и обсуждении на научно-исследовательском семинаре.
Объем и структура диссертационного исследования соответствует нормативным требованиям, предъявляемым к магистерской диссертации. Структура работы определяется целью и задачами исследования: оно состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, библиографического списка.
Исследование деятельности Прокуратуры РФ с позиций концепции надзорной политики позволяет сделать ряд выводов, представляющих интерес для понимания механизмов формирования и реализации надзорного направления юридической политики в России, а также повышения эффективности государственного надзора, осуществляемого органами прокуратуры.
1. Сформулировано авторское определение юридической политики, под которой предложено понимать политику, проводимую в государственно- правовой сфере жизнедеятельности общества, осуществляемую посредством юридического инструментария, направленную на совершенствование, комплексное развитие и поддержание эффективного функционирования юридической сферы государства, режима законности и правопорядка.
2. Исследование деятельности прокуратуры в рамках политологического подхода позволило рассмотреть функционирование органов прокуратуры в контексте проводимой государством надзорной политики. При рассмотрении деятельности прокуратуры с точки зрения надзорного направления юридической политики стало возможным проведение более глубокого исследования процесса функционирования системы прокуратуры в целом, порядка принятия решений по управлению надзорной деятельностью, средств, при помощи которых органами прокуратуры реализуется надзорная политика. Исследование деятельности прокуратуры как органа надзорной политики через призму юридической политики позволило выявить основные признаки надзорной политики, определить механизмы ее формирования и реализации в механизме государства.
3. Сформулировано авторское определение надзорной политики государства, под которой предлагается понимать направление юридической политики, составляющее методологическую основу правоприменительной деятельности и представляющее собой научно обоснованную четкую программу управленческих действий, последовательно осуществляемых субъектами государственного надзора на систематической основе в целях обеспечения законности и правопорядка.
4. Установлено, что формирование и реализация надзорной политики включает в себя законодательное регулирование деятельности надзорных органов, определение целей и задач надзорной политики, определение субъектов, на которых возлагается реализация основных направлений надзора . Следующий уровень формирования и реализации надзорной политики заключается в управлении системой прокуратуры РФ, в обеспечении ее функционирования. Важнейшими средствами реализации надзорной политики в системе прокуратуры выступают издание Генеральной прокуратурой РФ приказов, указаний, распоряжений, разъяснений, методических рекомендаций.
5. Обосновано выделение надзорной власти как самостоятельной ветви власти наряду с законодательной, исполнительной и судебной. Установлено, что надзорная власть осуществляется прокуратурой РФ как органом общего надзора за законностью и различными федеральными службами, осуществляющими надзор в отдельных сферах. Особенности данного направления государственной деятельности в системе разделения властей заключаются в осуществлении независимого внешнего надзора за исполнением законов, в том числе в отношении органов исполнительной власти. Значимость надзорной ветви власти заключается в том, что ее органами реализуется надзорная политика государства, в ходе которой обеспечивается соблюдение законов всеми субъектами права посредством реагирования на выявленные нарушения и принятия мер для их пресечения, привлечения нарушителей к ответственности, что позволяет поддерживать законность и правопорядок в государстве.
6. Сформулирован вывод о том, что компетенцию прокуратуры составляют ее полномочия, представляющие собой средства юридической надзорной политики: 1) полномочия по выявлению нарушений закона (связанные с беспрепятственным посещением поднадзорных органов и организаций, доступом к документам и информации, правом требовать от контролирующих органов проведения проверок или выделения специалистов для проведения прокурорских проверок); 2) полномочия по реагированию на выявленные нарушения (вынесение прокурором протеста, представления об устранении нарушений закона, постановления о возбуждении производства об административном правонарушении); 3) полномочия по предотвращению правонарушений (вынесение прокурором предостережения о недопустимости нарушения закона); 4) полномочия по защите прав и свобод граждан (рассматривать сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба). Перечисленные полномочия в своей совокупности способствуют достижению целей осуществляемой прокуратурой надзорной политики, заключающихся в обеспечении законности и правопорядка.
7. Сформулирована классификация средств реализации надзорной политики, которые предложено разделить на правовые и организационные. Правовые средства реализации надзора включают в себя, во-первых, издание в системе прокуратуры различных нормативно-правовых актов (приказы, указания, распоряжения Генеральной прокуратуры РФ), а также актов рекомендательного характера (методические рекомендации, письма, разъяснения), и во-вторых, правовые средства прокурора, которые делятся на средства выявления нарушений (прокурорская проверка) и средства реагирования на выявленные нарушения (протест, представление об устранении нарушений закона, постановление о возбуждении административного производства и предостережение о недопустимости нарушения закона). Организационные средства реализации надзорной политики, в свою очередь, включают в себя подбор и расстановку кадров, распределение обязанностей между прокурорскими работниками, планирование работы, ведение учета и статистической отчетности, координацию деятельности правоохранительных органов, взаимодействие с другими надзорными органами; проведение семинаров, конференций, повышения квалификации прокурорских работников. Системное применение правовых и организационных средств надзорной политики обеспечивает эффективность ее осуществления, достижение ее целей и задач.
8. Установлено, что для обеспечения всесторонней и объективной оценки эффективности деятельности органов прокуратуры необходимо сбалансированное сочетание количественных и качественных показателей. К количественным показателям относятся статистические сведения о деятельности прокуратуры за определенный период, в том числе в их сравнении с предыдущими периодами. Качественные показатели более разнообразны и включают в себя своевременность и правомерность прокурорского вмешательства, полноту принимаемых мер; полноту использования возможностей межведомственного взаимодействия; качество актов прокурорского реагирования, их обоснованность и законность изложенных в них требований; фактическое восстановление нарушенных прав; состояние законности после принятия мер прокурорского реагирования. Установлено, что показатели деятельности прокуратуры оцениваются обществом и государством при помощи таких организационно-правовых институтов, как ежегодный доклад Генерального прокурора РФ о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению; аналитические материалы Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов РФ; межведомственные запросы. Важную роль играет оценка обществом деятельности прокуратуры, которая отражается, в частности, в социологических опросах, а также посредством публикаций в СМИ, которые в демократическом обществе служат одним из важнейших источников информации о качестве деятельности органов государственной власти.
9. Совершенствование надзорной деятельности прокуратуры РФ должно осуществляться на четкой нормативно-правовой основе, включающей приказы, указания, распоряжения Генеральной прокуратуры РФ, а также акты рекомендательного характера (методические рекомендации, письма, разъяснения), по следующим направлениям: 1) переход от оценки эффективности деятельности прокуратуры исключительно на основании количественных статистических показателей к использованию показателей, отражающих качество надзорной деятельности, ее результативность; 2) вынесение на публичное обсуждение различных общественно значимых вопросов в сфере надзора за исполнением законов; проведение общественного мониторинга деятельности органов прокуратуры; активное освещение деятельности органов прокуратуры в СМИ; 3) согласование деятельности прокуратуры с органами государственной власти в вопросах надзорной политики; 4) обеспечение комплексного характера надзорной деятельности прокуратуры, которая должна включать изучение причин, повлекших совершение нарушений, и условий, им способствовавших, профилактику нарушений закона; 5) обеспечение контроля за исполнением мер прокурорского реагирования в целях восстановления нарушенных прав и укрепления законности; 6) правильная расстановка приоритетов в надзорной деятельности, повышение внимания к существенным нарушениям закона; 7) повышение качества организации работы в органах прокуратуры, а также уровня профессиональной подготовки прокурорских работников; 8) внедрение электронных систем оценки прокурорских работников.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ. 16.03.2020. № 11. Ст. 1416.
3. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 10.02.2014. № 6. Ст. 548.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (Ч. 1). Ст. 1.
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 18.11.2002. № 46. Ст. 4532.
6. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 28.07.2014. № 30 (Часть I). Ст. 4213.
7. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства РФ. 20.07.2009. № 29. Ст. 3609.
8. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. № 52 (Ч. 1). Ст. 6249.
9. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 26.07.2019) // Собрание законодательства РФ. 20.11.1995. № 47. Ст. 4472.
10. Указ Президента РФ от 21.11.2012 № 1563 «О классных чинах прокурорских работников органов и организаций прокуратуры РФ» (ред. от 25.04.2019) // Собрание законодательства РФ. 26.11.2012. № 48. Ст. 6662.
11. Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» (ред. от 03.02.2020) // Собрание законодательства РФ. 02.01.2006. № 1. Ст. 118.
12. Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 28.01.2019) // Собрание законодательства РФ. 12.07.2010. № 28. Ст. 3706.
13. Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (ред. от 10.07.2017) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства РФ. 08.03.2010. № 10. Ст. 1084.
14. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (ред. от 15.04.2020)// Собрание законодательства РФ. 04.10.2004. № 40. Ст. 3961.
15. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения» (ред. от 26.11.2019) // Собрание законодательства РФ. 12.07.2004. № 28. Ст. 2900.
16. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 (ред. от 21.02.2018) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» // Собрание законодательства РФ. 12.07.2004. № 28. Ст. 2901.
17. Приказ Генпрокуратуры России от 11.03.2020 № 146 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
18. Приказ Генпрокуратуры России от 27.11.2019 № 830 «Об утверждении Концепции безопасности органов и организаций прокуратуры РФ» // Законность. 2020. № 1.
19. Приказ Генпрокуратуры России от 10.10.2019 № 715 «Об организации деятельности прокуратур городов с районным делением» // Законность. 2019. № 11.
20. Приказ Генпрокуратуры России от 02.08.2018 № 471 «Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию» // Законность. 2018. № 9.
21. Приказ Генпрокуратуры России от 14.09.2017 № 627 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года» // Законность. 2017. № 12.
22. Приказ Генпрокуратуры России от 03.03.2017 № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере» // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
23. Приказ Генпрокуратуры России от 11.05.2016 № 276 «Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации» (ред. от 23.12.2019) // Законность. 2016. № 8.
24. Приказ Генерального прокурора РФ от 07.02.2013 № 58 «Об утверждении Положения о применении общих подходов при подготовке и проведении проверок деятельности прокуратур субъектов РФ и приравненных к ним прокуратур» // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
25. Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» (ред. от 21.09.2018) // Законность. 2013. № 4.
26. Приказ Генпрокуратуры России от 16.01.2012 № 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» // Законность. 2012. № 3.
27. Приказ Генпрокуратуры России от 29.12.2011 № 450 «О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации» (ред. от 11.12.2018) // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
28. Приказ Генпрокуратуры России от 24.11.2008 № 243 (ред. от 15.03.2018) «Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления» // СПС «КонсультантПлюс».
29. Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» (ред. от 21.06.2016) // Законность. 2008. № 3.
30. Приказ Генпрокуратуры России от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» (ред. от 20.02.2020) // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
31. Приказ Генпрокуратуры России от 17.09.2007 № 144 (ред. от 26.08.2019) «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления» // СПС «КонсультантПлюс».
32. Положение о Главном управлении по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации (утв. Генпрокуратурой России 11.10.2017) // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
33. Указание Генпрокуратуры России от 20.02.2020 N 84/23 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере функционирования железнодорожного транспорта» // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
34. Указание Генпрокуратуры России от 19.03.2020 № 175/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
35. Указание Генпрокуратуры России от 18.03.2020 № 170/7 «Об активизации прокурорского надзора за исполнением требований законодательства о целевом использовании бюджетных средств» // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
36. Указание Генпрокуратуры России от 06.03.2020 № 137/9 «О совершенствовании работы по рассмотрению обращений и приему граждан в органах прокуратуры РФ» // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
37. Указание Генпрокуратуры России от 21.09.2018 № 602/27 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов при выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений экстремистской направленности» // Законность. 2018. № 11.
38. Распоряжение Генпрокуратуры России от 03.03.2017 № 139/7р «Об
организации проведения в органах прокуратуры Российской Федерации Всероссийского дня приема предпринимателей» (ред. от 21.08.2019) //
Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
39. Распоряжение Генпрокуратуры России от 16.05.2016 № 288/7р «Об организации надзора за исполнением законов межрегиональными территориальными органами федеральных государственных органов» // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
40. Информационное письмо Генпрокуратуры России от 06.11.2018 № 86- 13-2018/Ид9392-18 «Об отдельных вопросах практики применения статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Законность. 2019. № 1.
41. Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 20.07.2012 № 76/2-146-2012 «Об упорядочении направления поручений о проведении проверок в федеральные контролирующие органы» // СПС «КонсультантПлюс».
42. Методические рекомендации по организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об обращении с отходами производства и потребления (утв. Генпрокуратурой России 28.12.2018 N 74/3-34-2018) // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
43. Письмо Генпрокуратуры РФ от 27.02.2004 № 36-12-2004 «О Методических рекомендациях по организации работы прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административных правонарушениях» // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
44. Информационное письмо прокуратуры Свердловской области от 16.06.2016 № 16/3-09-2016 «О недостатках в организации и осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности» // Архив прокуратуры Свердловской области. 2016.
45. Ведомственный план Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2020 год (утв. Россельхознадзором 31.03.2020) // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Правоприменительная практика и статистика России
46. Заключение Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 № 1-З «О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не вступивших в силу положений Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции РФ порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента РФ» // Собрание законодательства РФ. 23.03.2020. № 12. Ст. 1855.
47. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 2-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений «Агора», регионального общественного фонда «Международный стандарт» в Республике Башкортостан и гражданки С.А. Ганнушкиной» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2015. № 2.
48. Определение Конституционного Суда РФ от 24.03.2005 № 110-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Будко Александра Павловича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре РФ» // СПС «КонсультантПлюс».
49. Определение Конституционного Суда РФ от 24.02.2005 № 84-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Моторичевой Ирины Ивановны на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
50. Определение Конституционного Суда РФ от 25.03.2004 № 84-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Королева Владислава Анатольевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 3, 4 и 5 Федерального закона «О прокуратуре РФ» // СПС «КонсультантПлюс».
51. Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 19.03.2019 № АПЛ19-75 // СПС «КонсультантПлюс».
52. Определение Верховного Суда РФ от 27.12.2017 № 310-АД17-19687 по делу № А64-1102/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
53. Решение Верховного Суда РФ от 1 ноября 2019 г. по делу № 12 - 365/2018. URL: https://sudact.ru/vsrf/doc/r88g0vnoIZgu/ (дата обращения: 27.06.2020).
54. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13.10.2017 № Ф10-3717/2017 по делу № А64-1102/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
55. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.06.2020 № Ф09-1535/20 по делу № А71-8447/2019 // СПС «КонсультантПлюс».
56. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.07.2020 № Ф03-2000/2020 по делу № А24-6270/2019 // СПС «КонсультантПлюс».
57. Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 26.02.2020 № 88а-3309/2020 // СПС «КонсультантПлюс».
58. Решение Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 30 января 2020 г. по делу № 12-111/2019. URL: https://sudact.ru/regular/doc/8SiebbyY9wJT/ (дата обращения: 26.07.2020).
59. Решение Красногорского городского суда Московской области от 30
ноября 2015 г. по делу № 2-5182/2015. URL:
https://sudact.ru/regular/doc/mPs6valRcZVf/ (дата обращения: 26.07.2020).
60. Решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 26 ноября 2018 г. по делу № 2 -2740/2018. URL: https: //sudact.ru/regular/doc/QZAKMzrEkt1W/ (дата обращения: 26.07.2020).
61. Решение Каменского районного суда Свердловской области от 16
мая 2016 г. по делу № 2-262/2016. URL:
https://sudact.ru/regular/doc/koBXU13tax10/ (дата обращения: 26.07.2020).
62. Решение Шиловского районного суда Рязанской области от 3 декабря
2019 г. по делу № 2-414/2019. URL:
https://sudact.ru/regular/doc/qcBoATzMMCVb/ (дата обращения: 26.07.2020).
63. Решение Коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 15 февраля 2018 г. «Об итогах работы органов прокуратуры за 2017 год и о задачах по укреплению законности и правопорядка на 2018 год». URL: http://kremlin.ru/events/president/news/60100 (дата обращения: 27.06.2020).
64. Ведомственная статистика за 12 месяцев 2019 года. Прокуратура Свердловской области. URL: http://prokurat-so.ru/vedomstvennaya-statistika-za- mesyacev-goda-60171 (дата обращения: 27.06.2020).
65. Состояние надзора в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Ведомственная статистика за 12 месяцев 2019 года. Прокуратура Свердловской области. URL: http://prokurat-so.ru/vedomstvennaya-statistika-za- mesyacev-goda-60171 (дата обращения: 27.06.2020).
66. Доклад Генерального прокурора РФ на расширенном заседании
коллегии, посвященном итогам работы органов прокуратуры за 2019 год и задачам по укреплению законности и правопорядка на 2020 год https ://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1809484/ (дата обращения:
26.07.2020).
Монографии, учебники, учебные пособия, словари
67. Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации. М., 1996. 385 с.
68. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2006. 463 с.
69. Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1999. 396 с.
70. Государственное право Российской Федерации: учебник / под ред. O.E. Кутафина. М., 1996. 587 с.
71. Даев В.Г., Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора. Л., 1990. 298 с.
72. Джагарян А.А. Конституционно-правовые основы государственного контроля в Российской Федерации. М.: Формула права, 2008. 235 с.
73. Ергашев Е.Р. Предостережение о недопустимости нарушения закона как надзорный акт прокурорского реагирования: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2009. 19 с.
74. Ергашев Е.Р. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник. М.: Юрайт, 2012. 392 с.
75. Конин Н.М. Российское административное право. Общая часть: курс лекций. Саратов: СГАП, 2001. 462 с.
76. Коробова А.П. Понятие и структура правовой политики // Правовая политика: теория и практика: монография / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2006. 357 с.
77. Чуковская Д.И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект. Л., 1985. 258 с.
78. Малько А.В. Формы реализации и виды правовой политики // Российская правовая политика: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2003. 286 с.
79. Малюгин С.В. Законодательная политика в современной России: проблемы теории и практики: монография / под ред. С.В. Кодана. М.: Юрлитинформ, 2015. 184 с.
80. Настольная книга прокурора / под ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус. М.: Юрайт, 2014. 481 с.
81. Петрухин И.Л. Прокурорский надзор и судебная власть. М., 2001. 329 с.
82. Правовая организация управления в органах прокуратуры: монография / С.Н. Братановский, А.А. Муканбеткалиев. М.: РИОР, 2012. 492 с.
83. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998. 616 с.
84. Чиркин В.Е. Контрольная власть. М.: Юристъ, 2008. 465 с.
Авторефераты и диссертации
85. Ашурбеков Т.А. Правовые и организационные основы надзорной и иной функциональной деятельности прокуратуры в сфере национальной безопасности: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. 26 с.
86. Бессарабов В.Г. Прокуратура в системе органов государственного контроля в Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001. 27 с.
87. Ергашев Е.Р. Организация работы городской (районной) прокуратуры: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2003. 26 с.
88. Малюгин С.В. Законодательная политика современного Российского государства: понятие, основные характеристики и направления реализации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2011. 35 с.
89. Мельников Н.В. Прокуратура России и ее роль в обеспечении конституционных прав и свобод граждан: автореф. дис. . д-ра юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2001. 27 с.
90. Стерлинг М.Р. Правовое регулирование организации контрольной и надзорной деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004. 26 с.
91. Шобухин В.Ю. Правовой статус прокуратуры и прокурорских работников Российской Федерации: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. 26 с.
Научные статьи
92. Амирбеков К.И. Внутрисистемная экспертная оценка прокурорской деятельности: концептуальный подход // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. № 3 (41). С. 38-45.
93. Андриянов В.Н. Контрольная власть в системе разделения властей и ее реализация в современной России // Известия Байкальского государственного университета. 2011. № 1. С. 61-66.
94. Бакарджиев Я.В. Юридическая политика: подходы к понятию и содержанию // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2006. № 5 (60). С. 8-13.
95. Бакарджиев Я.В. О соотношении юридической политики и правовой политики как политико-правовых явлений // Современное право. 2009. № 3. С. 33-35.
96. Безсалий О.Р. Контроль за исполнением требований, изложенных в предостережении прокурора // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2016. № 4. С. 248-251.
97. Братановский С.Н., Стрельников В.В. Проблемы правового обеспечения деятельности российской прокуратуры // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2010. № 4 (291). С. 240-250.
98. Галиев Ф.Ф. Протест прокурора как акт правоприменительный // Правовое государство: теория и практика. 2012. № 3 (29). С. 76-80.
99. Графский В.Г. История права и правоведения: актуальные проблемы и темы // Евгению Алексеевичу Скрипилеву - ученики и коллеги. Екатеринбург, 2003. С. 13-17.
100. Гулягин А.Ю. Организация деятельности и управление в органах прокуратуры // Российский следователь. 2011. № 5. С. 30-33.
101. Елькина А.В. Организация работы в органах прокуратуры // Бизнес, менеджмент и право. 2019. № 2. С. 18-22.
102. Елькина А.В., Тювин А.А. Правовое обеспечение организации работы прокуратуры закрытого административно-территориального образования // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 1 (110). С. 161-167.
103. Жубрин Р.В. Оценка эффективности деятельности органов прокуратуры // Законность. 2014. № 12 (962). С. 46-47.
104. Жубрин Р.В., Андреев Б.В. Методологические вопросы анализа эмпирических результатов оценки эффективности деятельности органов прокуратуры // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2016. № 5 (55). С. 27-32.
105. Ивановская Л. Стратегия управления персоналом // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2009. № 1. С. 42 -46.
106. Ижаева Ф.А., Агаджанян В.Я. Статус прокуратуры в системе разделения властей // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2012. № 10. С. 157-161.
107. Исаков Н.В. Политические и юридические основы современной правовой политики: теоретико-правовой анализ // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2014. № 4. С. 379-383.
108. Казаков В.В. К вопросу о должной организации аналитической работы в прокуратуре города, района // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2019. № 3 (71). С. 31-37.
109. Капинус О.С., Андреев Б.В., Казарина А.Х. Проблемы совершенствования внутрисистемной оценки работы органов прокуратуры // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. № 5 (31). 2012. С. 3-14.
110. Клочков В.Г. Проблемы измерения и оценки эффективности прокурорского надзора по защите прав и свобод человека // Безопасность бизнеса. 2008. № 1. С. 29-34.
111. Кобец П.Н. Теоретические аспекты современной государственно - правовой политики, как отдельного вида правовой политики Российской Федерации // Инновационная наука. 2016. № 9 (21). С. 244-246.
112. Кобзарев Ф.М. К вопросу о понятийных основах теории организации работы и управления в органах прокуратуры // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2016. № 6 (56). С. 5-12.
113. Кобзарев Ф.М. Оценка эффективности координационной деятельности прокуратуры по борьбе с преступностью // Законность. 2014. № 11 (961). С. 20-23.
114. Коробова А.П. Понятие и структура правовой политики // Правовая политика: теория и практика: монография / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2006. С. 97-102.
115. Костенко М.А. Классификация средств правовой политики // Современное право. 2010. № 8. С. 7-9.
116. Литвиненко С.И. Делать не что, а как (системный подход к деятельности прокуратуры в Санкт-Петербурге) // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2012. № 2 (28). С. 3-5.
117. Магомедов М.А. Оценка эффективности реализации полномочий прокурора в концепции их доктринальной модели // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 2. С. 206-210.
118. Максимов В.А. К вопросу об организации и методике планирования работы в прокуратуре города, района // Бизнес в законе. 2008. № 3. С. 191-193.
119. Малько А.В. Конституционная политика - правовая основа государственной политики // Социология и право. 2011. № 5 (11). С. 12-18.
120. Малюгин С.В. Законодательная политика государства: понятие, содержание и значение // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2011. № 1. С. 52-54.
121. Марченко Д.Э. Уголовно-исполнительная политика как часть правовой политики российского государства в сфере юридической ответственности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2017. № 2 (29). С. 55-58.
122. Матузов Н.И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики // Правоведение. 1997. № 4. С. 15-19.
123. Миронов А.Н. Юридическая технология как средство реализации правовой политики // Политика и общество. 2008. № 10 (46). С. 16-20.
124. Мыцыков А. Как оценивать деятельность прокуратуры? // Законность. 2007. № 9. С. 38-43.
125. Омарова Х.М. Оценка эффективности координационной деятельности прокуратуры по борьбе с преступностью // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 7. С. 127-128.
126. Погодина Н.А., Карелин К.В. Соотношение контроля и надзора в российской правовой системе // Российская юстиция. 2012. № 3. С. 72-74.
127. Протасов В.Н. Правовая политика и политика в праве // Вестник Российской правовой академии. 2018. № 1. С. 12-16.
128. Рамазанова Э.Т., Агарабаданова Н.Р. Роль прокуратуры Российской Федерации в координации деятельности правоохранительных органов: проблемы и меры повышения эффективности // Юридический вестник ДГУ.
2014. № 3. С. 79-82.
129. Рыбаков О.Ю., Тихонова С.В. Правовая политика как управление позитивным правом: новая версия теории правовой политики // Lex russica.
2015. Т. 100. № 3. С. 7-18.
130. Рябцев В.П. Развитие теоретических основ организации деятельности прокуратуры // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2013. № 2 (34). С. 23-29.
131. Самигуллин В.К. Правовая политика как разновидность политики // Правовое государство: теория и практика. 2010. № 4 (22). С. 10-14.
132. Свечников Н.И., Абрамова Е.А. Прокурорский надзор за соблюдением федерального законодательства // Вестник Пензенского государственного университета. 2018. № 1 (21). С. 8-13.
133. Сушина Т.Е. К вопросу о совершенствовании методических и организационных основ прокурорского надзора // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2017. № 6 (62). С. 55-62.
134. Ульянов А.Ю. Конституционализация института прокуратуры как закономерный этап развития Российской государственности // Вестник Томского государственного университета. Право. 2016. № 3 (21). С. 90-99.
135. Филоненко Т.В., Гайворонская Я.В. Антикоррупционная политика в системе мер правовой политики // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3. С. 109-119.
136. Чечетин А.Е. О совершенствовании прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 3. С. 134-139.
137. Чупракова Е.Г., Плотникова Г.Н. К вопросу о конституционно- правовом статусе прокуратуры в Российской Федерации // Colloquium-journal. 2019. № 12 (36). С. 127-129.
138. Шевченко В.Ю. Взаимодействие органов законодательной власти и прокуратуры Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод человека // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. № 3 (116).
С. 64-67.
139. Шобухин В.Ю. К вопросу о конституционно-правовом регулировании статуса Российской прокуратуры // Российское право: Образование. Практика. Наука. 2015. № 4 (88). С. 73-78.
140. Шобухин В.Ю. К вопросу о праве законодательной инициативы прокурора // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2009. № 4. С. 230 - 232.
141. Шундиков К.В. О некоторых методологических проблемах формирования научного понятия правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. № 1. С. 6-15.
142. Шундиков К.В. Юридические средства реализации правовой политики // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1997. № 4 (219). С. 149-150.