Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СВЕТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Работа №66255

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

гражданское право

Объем работы107
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
555
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 12
§1. Эволюция современного законодательства о некоммерческих организациях в России 12
§2. Особенности гражданской правосубъектности некоммерческих организаций 25
§3. Структуры органов управления в некоммерческом юридическом лице .. 37 §4. Формирование имущественной базы деятельности некоммерческих организаций 50
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА НЕКОТОРЫХ ВИДОВ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 59
§1. Казачье общество как новый вид некоммерческой организации 59
§2. Община коренных малочисленных народов Российской Федерации как форма некоммерческой корпорации 69
§3. Некоммерческие организации в сфере образования, осуществляющие свою деятельность по приоритетным направлениям общественно полезных услуг 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 96


Сегодня в России единственным подлинным институтом, выполняющим роль посредника в коммуникативном процессе между государством и обществом, являются некоммерческие организации, что, безусловно, не означает отсутствие в этой составляющей компоненте гражданского общества проблем.
Функционирование некоммерческих организаций позволяет удовлетворять различные политические, социальные, духовные потребности значительного круга лиц (учредителей, участников, членов организаций, благополучателей и пр.). Взаимодействуя с государством особым образом, они вносят весомый вклад в демократию общества, в укрепление механизма его саморегуляции. В таких условиях существенным фактором, оказывающим влияние на состояние гражданского общества и затрудняющим его развитие, становится несовершенство законодательства о некоммерческих организациях.
Термин "некоммерческие организации" давно и широко вошел в нашу жизнь. Однако законодательство о некоммерческих организациях в Российской Федерации появилось лишь в 1990-х годах, хотя в отдельных нормативных актах более раннего периода признавался особый статус организаций, действующих в общественных интересах. Конституцией РФ (ст. 30) гарантирована свобода деятельности общественных объединений и право граждан на объединение. С принятием первой части ГК РФ нормы о некоммерческих организациях были помещены в единый раздел "Некоммерческие организации".
В последние годы как в научной, так и в общественной среде отмечается повышенный интерес к проблеме определения правового статуса некоммерческих организаций.
Закономерной реакцией на такое положение является, с одной стороны, весьма активная работа законодателя по изменению и дополнению правовой базы в сфере правового регулирования деятельности некоммерческих организаций. С другой стороны, это вызывает активизацию теоретических исследований в данной области. Именно эти обстоятельства объясняют актуальность и объективную необходимость проведенного исследования.
Объектом настоящего исследования явились отношения в сфере правового регулирования деятельности некоммерческих организаций.
Предметом исследования послужили нормы гражданского законодательства, определяющие место некоммерческих организаций в системе субъектов гражданских правоотношений.
Цель настоящей работы заключается в изучении правового статуса некоммерческих организаций, их видов и выработке теоретических положений, которые послужили бы основой для совершенствования законодательства и практики его применения.
Достижение цели предполагается осуществить посредством решения следующих задач:
1) рассмотрение эволюции развития законодательства о некоммерческих организациях в России;
2) изучение особенностей гражданской правосубъектности
некоммерческих организаций;
3) определение структуры органов управления в некоммерческом юридическом лице и особенностей формирования их имущественной базы;
4) изучение особенностей правового статуса некоторых видов некоммерческих организаций.
Нормативную основу настоящего исследования составили Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также акты федеральных органов исполнительной власти.
Теоретическая основа исследования. При подготовке работы исследовались работы выдающихся российских ученых - представителей теории права и теории гражданского права, среди которых С.С. Алексеев, С.Н. Братусь, О.С. Иоффе, Е.А. Суханов, Ю.К. Толстой, Р.О. Халфина и др.
Основой для выполнения настоящего исследования послужили работы таких авторов, как М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, Л.О. Красавчикова, А.В. Барков, В.К. Андреев, А.П. Сергеев, Т.В. Кашанина, К.И. Скловский, М.Ю. Челышев и др.
Методологическая основа исследования. При работе над данной темой применялись общенаучные (исторический, логический, системный), частнонаучные (статистический) и специальные методы (сравнительно-правовой, формально-юридический) исследования.
Эмпирической основой диссертации являются акты Верховного Суда Российской Федерации , а также судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Научная новизна магистерской диссертации состоит в том, что избранное научное направление позволило выявить сущность и особенности некоммерческих организаций как субъекта гражданских правоотношений; установить особенности правового регулирования некоторых видов объектов некоммерческих организаций; обозначить основные проблемы определения правового статуса некоммерческих организаций. Кроме этого, в работе приведен ряд теоретических выводов и практических рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Некоммерческие организации обладают двойственной природой. С одной стороны, их можно рассматривать как способ формализации и институционализации самоуправляемой и независимой от государства деятельности гражданского общества. С другой стороны, с помощью деятельности некоммерческих организаций реализуются социальная, регулятивные и иные функции государства.
2. Унифицированные и общие для всех корпораций нормы, закрепленные в ст. 65.3 ГК РФ, в отношении некоммерческих организаций не выполняют, по сути, необходимую регулятивную функцию, поскольку к большинству из них неприменимы. Цели, виды и методы деятельности некоммерческих организаций, реализация ими определенного предназначения требуют специальных подходов к определению структуры и компетенции их органов, так как управление в данном случае осуществляется не только юридическими лицами, но и особыми общественно значимыми образованиями с публичным статусом.
3. С принятием новой редакции ГК РФ требуется отмена Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закона о НКО) в качестве единственно правильного шага как с общегосударственной точки зрения, так и с позиции кодификации современного российского гражданского законодательства. Признание Закона о НКО утратившим силу позволит диверсифицировать законодательный ресурс в отношении тех НКО, которые реально нуждаются в правовом регулировании, и не расходовать его на трансформацию того, что уже перешло из сферы "живого права" в категорию "мертвых законов".
4. Согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Это правило свидетельствует о специальной гражданской правоспособности некоммерческих организаций, предполагающей, что виды осуществляемой ими деятельности должны соответствовать целям их деятельности, в том числе неосновным. Критерии такого соответствия законодателем не предложены.
5. Оптимизация организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц также не привела к ожидаемым результатам. Их перечень, закрепленный в ГК РФ исчерпывающим образом, за три года дополнялся четыре раза. При этом существенные индивидуальные признаки у правовых форм, выделенных как самостоятельные, зачастую отсутствуют, во всяком случае в ГК РФ они отражения не нашли, как и все необходимые аспекты гражданско-правового статуса юридических лиц, созданных в этих формах.
6. Отмеченное указывает на необходимость проведения следующего этапа реформы законодательства о юридических лицах. Требуется уточнить признаки некоммерческих юридических лиц; закрепить критерии, позволяющие более четко определять объем и содержание их гражданской правоспособности; пересмотреть существующие подходы к характеру и условиям осуществления деятельности, приносящей некоммерческим организациям доход; усовершенствовать и расширить на уровне ГК РФ регламентацию статуса некоммерческих организаций отдельных форм.
7. Некоммерческие организации при всем разнообразии их целей и видов деятельности можно разделить на две группы: имеющие членство и не имеющие участников. Юридическое лицо, имеющее членство, безусловно предполагает систему органов управления, которая отражает это обстоятельство. Несмотря на большое количество специальных законов, регулирующих деятельность некоммерческих юридических лиц, имеющих членство, система органов управления определена в них одинаково или не определена вовсе.
8. Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются: 1) регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); 2) добровольные имущественные взносы и пожертвования; 3) выручка от реализации товаров, работ, услуг; 4) дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; 5) доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; 6) другие не запрещенные законом поступления.
9. Рассмотрение в настоящем исследовании лишь отдельных аспектов экономического и правового развития системы источников формирования имущественной основы деятельности НКО позволило выявить ряд проблем, препятствующих созданию материальной основы для развития некоммерческого сектора. Эти проблемы связаны, прежде всего, с порядком формирования и использования целевого капитала НКО, а причиной тому является непонимание целесообразности введения в российское законодательство категории "целевой капитал". Возможно, законодателю стоило бы принять во внимание то, что в принципе любая организация может создавать любые имущественные фонды и передавать их в доверительное управление для извлечения дохода.
10. Согласно п. 1 ст. 123.15 ГК РФ казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных законом, добровольно принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Из этого определения следуют три признака казачьих обществ: 1) они представляют собой объединения тех граждан, которые в добровольном порядке приняли обязательства публичного характера; 2) создаются только в определенных, нормативно закрепленных целях; 3) внесены в государственный реестр казачьих обществ в РФ. Ни один из этих признаков не характеризует казачье общество как самостоятельную организационно-правовую форму юридического лица, все они касаются особенностей, присущих ему как общественному образованию, способному выполнять публично значимые функции в связи с несением его членами государственной и иной службы. Особенности данных организаций, принципы их структуры и функционирования как субъектов гражданского оборота закрепления не нашли.
11. Еще одной проблемой является определение круга лиц, относящихся к членам некоммерческой корпорации, имеющей форму казачьего общества. Из содержащегося в ГК РФ определения казачьего общества следует, что таковыми являются только граждане, которые добровольно приняли на себя в установленном порядке обязательства по несению государственной или иной службы. Но данная норма не может служить ориентиром, ибо подобные обязательства способны принимать члены лишь тех казачьих обществ, которые уже сформированы и обладают статусом юридического лица.
12. Особого внимания заслуживают вопросы управления казачьими обществами. Согласно Основным положениям концепции государственной политики по отношению к казачеству, управление в казачьих обществах предполагает триединство государственного управления, казачьего самоуправления и местного самоуправления. Это правило, служащее базовым для казачьего общественного формирования с особым публичным предназначением, существенно влияет и на управление им как юридическим лицом. В результате общие нормы ГК РФ, обеспечивающие соблюдение единых для корпоративных организаций принципов, не могут применяться к казачьим обществам в полной мере.
13. Согласно п. 1 ст. 123.16 ГК РФ общинами коренных малочисленных народов РФ являются добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам РФ и объединившихся по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признаку в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры. Из этого определения следуют три присущих общине коренных малочисленных народов признака. Во-первых, ее основой является добровольное объединение граждан, относящихся к коренным малочисленным народам РФ. Во-вторых, объединение осуществляется по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам. В-третьих, целью организации является защита исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры. Очевидно, что ни один из этих признаков не характеризует общину коренных малочисленных народов как самостоятельную организационно-правовую форму некоммерческого корпоративного юридического лица, все они касаются особенностей, присущих ей как общественному формированию, преследующему специфические общественно полезные цели и имеющему ограниченный круг возможных участников, объединившихся на основе определенных принципов.
14. Многие аспекты создания и деятельности юридических лиц, имеющих форму общин малочисленных народов, оставлены законодателем без внимания. К примеру, согласно специальным законам членство в общине может быть не только индивидуальным, но и коллективным (членство семей, родов). Однако вопрос о том, каким образом коллективные члены общин реализуют свои корпоративные права и обязанности, остался открытым.
15. Поверхностное внимание к особенностям правовой природы общин не позволило адаптировать их к российской системе юридических лиц, и свидетельствует о необходимости более детальной регламентации статуса этих некоммерческих организаций на уровне ГК РФ. В ГК РФ следует закрепить развернутые положения, отражающие особенности общин малочисленных народов как корпоративных юридических лиц, которые должны учитывать направленность и принципы их общественно полезной деятельности. Такой подход будет способствовать повышению стабильности гражданского оборота и результативности деятельности общин коренных малочисленных народов РФ по защите исконной среды обитания, сохранению и развитию традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.
16. Важной новеллой реформирования гражданского законодательства, касающейся изменений специального правового статуса некоммерческих организаций в сфере образования, является введение нового вида некоммерческих организаций - некоммерческой организации - исполнителя общественно полезных услуг (НОИОПУ). Во-первых, законодателем определено понятие некоммерческой организации как исполнителя общественно полезных услуг, к которой относится социально ориентированная некоммерческая организация. Во-вторых, основываясь на принципах прозрачности информации, в целях эффективности осуществления деятельности НОИОПУ законодатель ввел императивные нормы, определяющие требования к исполнителю общественно полезных услуг. Так, для осуществления деятельности НОИОПУ необходимым требованием является включение ее в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг, также определен и уполномоченный орган по ведению указанного реестра - Минюст России.
Практическая значимость и апробация результатов исследования состоит в возможности использования полученных автором результатов для дальнейшего совершенствования правового регулирования гражданского законодательства. Содержащиеся в работе концептуальные предложения и рекомендации могут быть использованы в законотворческой деятельности, а также судьями судов всех уровней, практическими работниками органов государственной власти и управления субъектов России. Материалы исследования могут представлять интерес для учебных заведений при изучении курса «Гражданское право» и иных специальных дисциплин.
Основные выводы и положения диссертационного исследования нашли свое отражение в ряде научных публикаций автора:
1. Структура, объем и содержание магистерской диссертации определены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов.
1. Некоммерческие организации обладают двойственной природой. С одной стороны, их можно рассматривать как способ формализации и институционализации самоуправляемой и независимой от государства деятельности гражданского общества. С этой точки зрения некоммерческие организации являются формой выражения гражданами своих интересов и проявления их общественной, публичной активности. С другой стороны, с помощью деятельности некоммерческих организаций реализуются социальная, регулятивные и иные функции государства. Поэтому развитие активности некоммерческих организаций в большинстве государств рассматривается в качестве инструмента повышения эффективности государственного управления.
2. Унифицированные и общие для всех корпораций нормы, закрепленные в ст. 65.3 ГК РФ, в отношении некоммерческих организаций не выполняют, по сути, необходимую регулятивную функцию, поскольку к большинству из них неприменимы. Цели, виды и методы деятельности некоммерческих организаций, реализация ими определенного предназначения требуют специальных, причем в большинстве случаев дифференцированных, подходов к определению структуры, порядка формирования, компетенции их органов, так как управление в данном случае осуществляется не только юридическими лицами, но и особыми общественно значимыми образованиями с публичным статусом.
3. С принятием новой редакции ГК РФ требуется отмена Закона о НКО в качестве единственно правильного шага как с общегосударственной точки зрения, так и с позиции кодификации современного российского гражданского законодательства. Признание Закона о НКО утратившим силу позволит диверсифицировать законодательный ресурс в отношении тех НКО, которые реально нуждаются в правовом регулировании, и не расходовать его на трансформацию того, что уже перешло из сферы "живого права" в категорию "мертвых законов".
4. Следует отметить, что с изменением ГК РФ проведенную реформу нельзя считать завершенной, поскольку для достижения ее целей необходимо внесение изменений в ряд действующих специальных законов, содержащих положения об организационно-правовых формах некоммерческих организаций, не соответствующих положениям ГК РФ в новой редакции.
5. Согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Это правило свидетельствует о специальной гражданской правоспособности некоммерческих организаций, предполагающей, что виды осуществляемой ими деятельности должны соответствовать целям их деятельности, в том числе неосновным. Критерии такого соответствия законодателем не предложены.
6. Оптимизация организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц также не привела к ожидаемым результатам. Их перечень, закрепленный в ГК РФ исчерпывающим образом, за три года дополнялся четыре раза. При этом существенные индивидуальные признаки у правовых форм, выделенных как самостоятельные, зачастую отсутствуют, во всяком случае в ГК РФ они отражения не нашли, как и все необходимые аспекты гражданско-правового статуса юридических лиц, созданных в этих формах.
7. Отмеченное указывает на необходимость проведения следующего этапа реформы законодательства о юридических лицах, в ходе которого некоммерческим организациям следует уделить основное внимание. Требуется уточнить признаки некоммерческих юридических лиц; закрепить критерии, позволяющие более четко определять объем и содержание их гражданской правоспособности; пересмотреть существующие подходы к характеру и условиям осуществления деятельности, приносящей некоммерческим организациям доход; усовершенствовать и расширить на уровне ГК РФ регламентацию статуса некоммерческих организаций отдельных форм. При этом многообразие некоммерческих организаций, имеющих специфику в целях и путях их достижения, функциях и внутреннем устройстве, требует применения дифференцированных подходов к регламентации их гражданской правосубъектности.
8. Некоммерческие организации при всем разнообразии их целей и видов деятельности можно разделить на две группы: имеющие членство и не имеющие участников. Юридическое лицо, имеющее членство, безусловно предполагает систему органов управления, которая отражает это обстоятельство. Несмотря на большое количество специальных законов, регулирующих деятельность некоммерческих юридических лиц, имеющих членство, система органов управления определена в них одинаково или не определена вовсе.
9. Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются: 1) регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); 2) добровольные имущественные взносы и пожертвования; 3) выручка от реализации товаров, работ, услуг; 4) дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; 5) доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; 6) другие не запрещенные законом поступления
10. Рассмотрение в настоящем исследовании лишь отдельных аспектов экономического и правового развития системы источников формирования имущественной основы деятельности НКО позволило выявить ряд проблем, препятствующих созданию материальной основы для развития некоммерческого сектора. Эти проблемы связаны, прежде всего, с порядком формирования и использования целевого капитала НКО, а причиной тому является непонимание целесообразности введения в российское законодательство категории "целевой капитал". Возможно, законодателю стоило бы принять во внимание то, что в принципе любая организация может создавать любые имущественные фонды и передавать их в доверительное управление для извлечения дохода вне рамок Федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческими организациями".
11. Согласно п. 1 ст. 123.15 ГК РФ казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных законом, добровольно принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы.
Из этого определения следуют три признака казачьих обществ: 1) они представляют собой объединения тех граждан, которые в добровольном порядке приняли обязательства публичного характера; 2) создаются только в определенных, нормативно закрепленных целях; 3) внесены в государственный реестр казачьих обществ в РФ. Ни один из этих признаков не характеризует казачье общество как самостоятельную организационно-правовую форму юридического лица, все они касаются особенностей, присущих ему как общественному образованию, способному выполнять публично значимые функции в связи с несением его членами государственной и иной службы. Особенности данных организаций, принципы их структуры и функционирования как субъектов гражданского оборота закрепления не нашли.
12. Еще одной проблемой является определение круга лиц, относящихся к членам некоммерческой корпорации, имеющей форму казачьего общества. Из содержащегося в ГК РФ определения казачьего общества следует, что таковыми являются только граждане, которые добровольно приняли на себя в установленном порядке обязательства по несению государственной или иной службы. Но данная норма не может служить ориентиром, ибо, как отмечалось, подобные обязательства способны принимать члены лишь тех казачьих обществ, которые уже сформированы и обладают статусом юридического лица. Кроме того, следует учитывать, что сущность казачьих образований предполагает объединение в их рамках лиц разных категорий.
13. Особого внимания заслуживают вопросы управления казачьими обществами. Согласно Основным положениям концепции государственной политики по отношению к казачеству, управление в казачьих обществах предполагает триединство государственного управления, казачьего самоуправления и местного самоуправления. Это правило, служащее базовым для казачьего общественного формирования с особым публичным предназначением, существенно влияет и на управление им как юридическим лицом. В результате общие нормы ГК РФ, обеспечивающие соблюдение единых для корпоративных организаций принципов, не могут применяться к казачьим обществам в полной мере.
14. Казачье общество, являясь особым общественным формированием, не в полной мере укладывается в традиционное понятие корпоративного юридического лица. Однако это не может служить достаточным основанием для высказываемых суждений о несовместимости включения в ГК РФ норм о казачьем обществе с сутью гражданского права и гражданских правоотношений. В современных условиях необходим поиск и закрепление индивидуальных гражданско-правовых норм, которые бы обеспечили оптимальное организационное оформление казачьих обществ в качестве юридических лиц, учитывая при этом особенности их общественной природы, внутреннего устройства и характера осуществляемой публичной деятельности.
15. Согласно п. 1 ст. 123.16 ГК РФ общинами коренных малочисленных народов РФ являются добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам РФ и объединившихся по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признаку в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры. Из этого определения следуют три присущих общине коренных малочисленных народов признака. Во-первых, ее основой является добровольное объединение граждан, относящихся к коренным малочисленным народам РФ. Во-вторых, объединение осуществляется по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам. В-третьих, целью организации является защита исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры. Очевидно, что ни один из этих признаков не характеризует общину коренных малочисленных народов как самостоятельную организационно-правовую форму некоммерческого корпоративного юридического лица, все они касаются особенностей, присущих ей как общественному формированию, преследующему специфические общественно полезные цели и имеющему ограниченный круг возможных участников, объединившихся на основе определенных принципов.
16. Многие аспекты создания и деятельности юридических лиц, имеющих форму общин малочисленных народов, оставлены законодателем без внимания. К примеру, согласно специальным законам членство в общине может быть не только индивидуальным, но и коллективным (членство семей, родов). Однако вопрос о том, каким образом коллективные члены общин реализуют свои корпоративные права и обязанности, остался открытым.
17. Поверхностное внимание к особенностям правовой природы общин не позволило адаптировать их к российской системе юридических лиц, и свидетельствует о необходимости более детальной регламентации статуса этих некоммерческих организаций на уровне ГК РФ. В ГК РФ следует закрепить развернутые положения, отражающие особенности общин малочисленных народов как корпоративных юридических лиц, которые должны учитывать направленность и принципы их общественно полезной деятельности. Такой подход будет способствовать повышению стабильности гражданского оборота и результативности деятельности общин коренных малочисленных народов РФ по защите исконной среды обитания, сохранению и развитию традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.
18. Важной новеллой реформирования гражданского законодательства, касающейся изменений специального правового статуса некоммерческих организаций в сфере образования, является введение нового вида некоммерческих организаций - некоммерческой организации - исполнителя общественно полезных услуг (НОИОПУ). Во-первых, законодателем определено понятие некоммерческой организации как исполнителя общественно полезных услуг, к которой относится социально ориентированная некоммерческая организация. Во-вторых, основываясь на принципах прозрачности информации, в целях эффективности осуществления деятельности НОИОПУ законодатель ввел императивные нормы, определяющие требования к исполнителю общественно полезных услуг. Так, для осуществления деятельности НОИОПУ необходимым требованием является включение ее в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг, также определен и уполномоченный орган по ведению указанного реестра - Минюст России.
В качестве общего вывода по теме исследования можно отметить необходимость проведения следующего этапа реформы законодательства о юридических лицах, в процессе которого следует уточнить признаки некоммерческих юридических лиц; закрепить критерии, позволяющие более четко определять объем и содержание их гражданской правоспособности; пересмотреть существующие подходы к характеру и условиям осуществления деятельности, приносящей некоммерческим организациям доход; усовершенствовать и расширить на уровне ГК РФ регламентацию статуса некоммерческих организаций отдельных форм. При этом многообразие некоммерческих организаций, имеющих специфику в целях и путях их достижения, функциях и внутреннем устройстве, требует применения дифференцированных подходов к регламентации их гражданской правосубъектности.



1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6- ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11- ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; СЗ РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. №3-ФКЗ «О Верховном Суде РФ» // СЗ. - 2014. - № 430. - Ст. 4394.
3. Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ // СЗ 1996. № 5. Ст. 410.
4. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст.3301.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета. № 256. 31.12.2001.
6. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
7. Федеральный закон Российской Федерации «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2957.
8. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2208.
9. Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 30. Ст. 3122.
10. Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" // СЗ РФ. 29.06.2015. N 149. Ст. 5462.
11. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 300-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6061; СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
12. Постановление Правительства РФ от 26 января 2017 г. N 89 "О реестре некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг" // СЗ РФ. 2017. N 6. Ст. 937.
13. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 93 "О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ" // СЗ РФ. 2010. N 10. Ст. 1081.
14. Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 г. N 631-р // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2493.
15. Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, утв. распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 г. N 631-р // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2493.
16. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255 // СЗ РФ. 2000. N 14. Ст. 1493.
17. Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 536-р // СЗ РФ. 2006. N 17 (ч. 2). Ст. 1905.
18. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 2043-р // СЗ РФ. 2009. N 3. Ст. 423.
19. Письмо Минобрнауки России от 14 сентября 2016 г. N 02-860 "О направлении Методических рекомендаций" // Администратор образования.
2016. N 21.
20. Приказ Минобрнауки России от 1 ноября 2016 г. N 1368 "Об организации в Министерстве образования и науки Российской Федерации проектной деятельности в рамках стратегического направления Российской Федерации "Образование" и о внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации" // Вестник образования России. 2016. N 23.
21. Приказ Минобрнауки России от 29 марта 2017 г. N 287 "О координационном совете проектной деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации" // Вестник образования России. 2017. N 73.
22. Приказ Минобрнауки России от 18 ноября 2016 г. N 1452 "Об утверждении положения об организации проектной деятельности в Министерстве образования и науки Российской Федерации" // Вестник образования России. 2016. N 87.
23. Закон Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2003 г. 82-3 N 175-III "О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера" // СПС «КонсультантПлюс».
24. Закон Красноярского края от 1 июля 2003 г. N 7-1215 "Основы правовых гарантий коренных малочисленных народов Севера Красноярского края" // СПС «КонсультантПлюс».
25. Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 19 ноября 2001 г. N 73- оз "Об общинах коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе" // СПС «КонсультантПлюс».
26. Закон Эвенкийского автономного округа от 16 октября 2000 г. N 178 "Об общинах коренных малочисленных народов Севера в Эвенкийском автономном округе" // СПС «КонсультантПлюс».
27. Закон Камчатского края от 18 сентября 2008 г. N 126 "Об общинах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Камчатском крае" // СПС «КонсультантПлюс».
28. Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Приказом ФСФР России от 10 октября 2006 г. N 06-117/пз-н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов государственной власти. 2007. N 4.
29. Концепции развития гражданского законодательства о юридических лицах // Вестник гражданского права. 2009. N 2.
30. Устав войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское": утв.
Приказом Минрегиона РФ от 10 мая 2011 г. N 205 // СПС
"КонсультантПлюс".
31. Устав Пятигорского районного казачьего общества // СПС "КонсультантПлюс".
32. Внутренний устав казачьего общества: утв. на заседании Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви 5 сентября 2012 г. // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2515015.htlm.
33. Письмо Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463 "О Кодексе корпоративного управления" // Вестник Банка России. № 40. 18.04.2014.
Монографии и научные статьи
1. Абросимова Е.А. Правовое положение ассоциаций содействия торговле // Коммерческое право. 2012. N 2. С. 75 - 81.
2. Абросимова Е.А. Функциональные особенности саморегулируемых организаций в сфере торговли // Законодательство. 2013. N 11. С. 15 - 21.
3. Абросимова Е.А. Некоммерческие организации в экономике: проблемы правового регулирования // Журнал российского права. 2016. N 1. С. 9 - 13.
4. Андреев В.К. Развитие понятия юридического лица // Гражданское право. 2014. N 4. С. 27 - 37.
5. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учеб. курс. М., 2007. Т. 1. 440 с.
6. Агеев А.Б. Создание современной системы корпоративного управления в акционерных обществах: вопросы теории и практики. М.: Волтерс Клувер, 2010. 796 с.
7. Александрова А.А. Роль кодексов корпоративного управления в гражданско-правовом регулировании организации и деятельности юридических лиц. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. 37 с.
8. Андреасян Г.Г. Совершенствование системы привлечения и использования целевого капитала (эндаументов) некоммерческих организаций социальной сферы: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2011. 150 с.
9. Андреев В.К. Развитие понятия юридического лица // Гражданское право. 2014. N 4. С. 77 - 85.
10. Башарина Е.Н. Корпоративная социальная ответственность в системе управления организацией: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2008. 48 с.
11. Барков А.В., Лескова Ю.Г. Исполнитель общественно полезных услуг: повысит ли новый правовой статус некоммерческих организаций их конкурентоспособность на рынке социальных услуг? // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 2016. Т. 2. N 66. С. 75 - 81.
12. Беликов И. Кодекс корпоративного управления: содержание, статус и механизмы реализации // Рынок ценных бумаг. 2000. N 17 (176). С. 55-61.
13. Брагинский М.И. Юридические лица // Хозяйство и право. 1988. N 3. С. 35 - 50.
14. Бухвалов А.В., Ильина Ю.Б., Бандалюк О.В. Электронное корпоративное управление и проблемы раскрытия информации: сравнительное пилотное исследование. Научные доклады N 23(R), СПб.: НИИ менеджмента СПбГУ, 2016. 790 с.
15. Василенко Е.В. Корпоративная социальная ответственность в современной России: политологический аспект. Автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2009. 38 с.
16. Воробьева Ю.Ю. Религиозные организации как институт гражданского
общества: особенности правового статуса // Административное и
муниципальное право. 2015. N 8. С. 75 - 83.
17. Гаджиев Г.А. Основные экономические права (Сравнительное исследование конституционно-правовых институтов России и зарубежных государств): дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006. 308 с.
18. Голубов Г. Приходько И. Чудо света времен развитого капитализма // Закон. 2012. №2. С. 59 - 66.
19. Гражданское право: Учебник. В 3-х ч. 4.1. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2014. 632 с.
20. Гражданский кодекс Российской Федерации. Юридические лица: Постатейный комментарий к главе 4 / под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2014. 619 с.
21. Гританс Я.М. Корпоративные отношения: правовое регулирование организационных форм. М.: Волтерс Клувер, 2015. 388 с.
22. Гришаев С.П. Доверительное управление целевым капиталом некоммерческих организаций // СПС "КонсультантПлюс".
23. Гутников О.В. Содержание корпоративных отношений // Журнал российского права. 2013. N 1. С. 32-39.
24. Данельян А.А. Корпорация и корпоративные конфликты. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016. 44 с.
25. Дедов Д.И. Конфликт интересов: научно-практическое издание. М.: Волтерс Клувер, 2014. 822 с.
26. Джагарян А. Конституционная природа муниципальных учреждений и ее отражение в зеркале реформы бюджетной сферы // Сравнительное конституционное обозрение. 2013. N 3. С. 70 - 81.
27. Договорное право России: реформирование, проблемы и тенденции развития: Монография / Е.Е. Богданова, Л.Ю. Василевская, Е.С. Гринь и др.; под общ. ред. Л.Ю. Василевской. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2016. 771 с.
28. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за
2015 год. М., 2015. 254 с.
29. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за
2016 год. М., 2016. 320 с.
30. Долинская Л.М. Участие работников в корпоративном управлении в Германии // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 7. С. 23 - 33.
31. Диденко П.А. Правовое регулирование отношений корпоративного управления в США, ЕС и России: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 161 с.
32. Житов С.А. Право и корпоративные нормы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2010. 34 с.
33. Интервью Л.А. Новоселовой "Наше законодательство динамично меняется, а не динамично развивается" // Закон. 2011. N 3. С. 7 - 12.
34. Ковалев С.П., Яшина Е.Р., Лукичев К.Е. К вопросу о месте целевых капиталов некоммерческих организаций в сфере финансово-правового регулирования // Финансовое право. 2016. N 1. С. 7 - 10.
35. Кашанина Т.В. Корпоративное право. (Право хозяйственных товариществ и обществ): Учебник для вузов. М., 2009. 894 с.
36. Константинов Г.Н. Системы корпоративного управления // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 7. С. 89-95.
37. Концепция единого ГПК, одобренная Комитетом по гражданскому,
уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Государственной Думы от 8 декабря 2014 г. N 124(1) // СПС
"КонсультантПлюс".
38. Корпоративное право. Актуальные проблемы теории и практики / под ред. В.А. Белова. М., 2009. 432 с.
39. Корпоративное право. Учебный курс / под ред. И.С. Шиткиной, Е.П. Губина. М., 2011. 630 с.
40. Красавчиков О.А. Гражданские организационно-правовые отношения // Категории науки гражданского права. Избранные труды. М., 2005. Т. 1. 455 с.
41. Косякин К.С. Субъективное право юридического лица на управление внутренними делами: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 154 с.
42. Кулик А.А. Корпоративные права в системе гражданских прав: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 145 с.
43. Кутьева Д.А., Макарова В.А. Особенности управления финансовыми ресурсами в некоммерческой организации. СПб., 2014.
44. Кущенко А.А. Корпоративные отношения как предмет правового регулирования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2014. 33 с.
45. Лавров М.В. Риск в сфере корпоративного контроля: гражданско- правовые аспекты. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. 43 с.
46. Лескова Ю.Г. Правовое положение учреждений по российскому законодательству: Дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2004. 237 с.
47. Ломакин Д.В. Корпоративные правоотношения: общая теория и правила ее применения в хозяйственных обществах. М., 2008.
48. Лысенко В.В. Конституционно-правовые основы внутригосударственной и международной деятельности общественных объединений (в контексте опыта Российской Федерации, Республики Молдова и Приднестровья): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2016.
49. Мерсиянова И.В., Якобсон Л.И. Негосударственные некоммерческие организации: институциональная среда и эффективность деятельности. М.,
2017.
50. Могилевский С.Д., Самойлов И.А. Корпорации в России: правовой статус и основы деятельности: учебное пособие. М.: Дело, 2016. 431 с.
51. Мозолин В.П. Современная доктрина и гражданское законодательство. М.: Юстицинформ, 2008. 835 с.
52. Мозолин В.П. Корпорации, монополии и право США. М., 1966. 654 с.
53. Осипенко О.В. Новейший корпоративный шантаж: истоки, технологии, методы подавления и профилактики. Статья вторая. Косвенные иски: заточка гринмейлера или крик отчаяния добросовестного миноритария? // Слияния и поглощения. 2007. № 1 - 2 (47 - 48).
54. Петникова О.В. Права участников корпоративных отношений по праву Великобритании: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 51 с.
55. Подсевалова Е.Н. Совершенствование финансового механизма привлечения и использования целевого капитала некоммерческих организаций в системе профессионального образования: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2013. 153 с.
56. Подольская А.П., Харламова Е.Е. Целевой капитал как источник финансирования некоммерческой организации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2016. N 15. С. 22 - 31.
57. Потапов В.А. Корпоративные нормативные акты как вид локальных актов. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 49 с.
58. Прочанкина И.В. Согласование интересов участников корпоративных отношений как фактор повышения эффективности управления корпорацией. Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2009. 62 с.
59. Рилка О. Драгнева, Вильям Б. Саймонс. Пересмотр корпоративного управления: можно ли с помощью концепции сторон, заинтересованных в результатах деятельности компании, избежать "дикого" капитализма в Восточной Европе // Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. М.: Статут. 2012. 657 с.
60. Рожкова М.А. Корпоративные отношения и возникающие из них споры // Вестник ВАС. 2015. N 9. С. 139-144.
61. Ручкина Г.Ф., Купызин В.В. Социальная ответственность субъектов предпринимательской деятельности и правовое регулирование отношений по распределению прибыли // Предпринимательское право. 2010. N 1. С. 36-47.
62. Савченко В.Е. Современное предпринимательство. Экономические и организационные основы. Учеб. пособие для вузов. М.: Известия, 2016. 400 с.
63. Сарбаш С.В. Восстановление корпоративного контроля // Вестник гражданского права. 2008. N 4. С. 75-84.
64. Сергеев В.В. О юридических лицах публичного права // Банковское право. 2013. N 2. С. 11 - 18.
65. Серова О.А. Новые виды некоммерческих организаций: публичные элементы в правовом статусе казачьих компаний и общин коренных малочисленных народов // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 7. С. 74 - 81.
66. Сойфер Т.В. Экономическая деятельность некоммерческих организаций и ее гражданско-правовое обеспечение // Журнал российского права. 2016. N 1. С. 22 - 30.
67. Сонькин Н.Б. Организационно-правовые проблемы формирования российского корпоративного права. Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. 45 с.
68. Серебрякова А.А. Отношения хозяйственных обществ с управляющей организацией (управляющим) в системе корпоративного управления // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 7. С. 27-34.
69. Степанов Д.И. Новые положения Гражданского кодекса о юридических лицах // Закон. 2014. N 7. С. 71-74.
70. Степанов П.В. Принципы регулирования корпоративных отношений // Хозяйство и право. 2002. N 3. С. 47-54.
71. Суханов Е.А. Очерк сравнительного корпоративного права // Е.А. Суханов. Проблемы реформирования Гражданского кодекса России. М., 2011. 655 с.
72. Тимаева И.А., Челышев М.Ю. Система средств защиты от злоупотребления правом в корпоративных отношениях: гражданско- правовые и межотраслевые характеристики // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. N 5. С. 45-56.
73. Тимаева И.А. Злоупотребление правом в корпоративных отношениях: вопросы квалификации, способы гражданско-правовой защиты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2007. 34 с.
74. Уваров А.А. Вопросы конституционно-правового статуса общественных некоммерческих организаций // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 9.
75. Челышев М.Ю. Система межотраслевых связей гражданского права: цивилистическое исследование. Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Казань, 2009. 54 с.
76. Челышева Н.Ю. Целевой капитал некоммерческих организаций как объект гражданско-правовых отношений: теоретическое и практическое значение // Юрист. 2015. N 9. С. 28 - 31.
77. Шайдуров И.В. Приносящая доход деятельность в гражданском законодательстве России // Власть Закона. 2016. N 3. С. 199 - 206.
78. Шляго Н.Н. Принципы функционирования некоммерческих организаций // Контроллинг. Технологии управления. 2011. N 5. С. 99 - 106.
Судебная практика
79. Постановление Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 № 90 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации" // Вестник ВАС РФ. № 2. 2010.
80. Постановление Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 № 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" // Вестник ВАС РФ". № 1. 2004.
81. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК".
82. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 марта 2015 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 278 и статьи 279 ТК и абзаца второго пункта 4 статьи 69 Федерального закона "Об акционерных обществах" в связи с запросами Волховского городского суда Ленинградской области, Октябрьского районного суда города Ставрополя и жалобами ряда граждан" // СЗ РФ. 2015. N 13. Ст. 1209.
83. Определение Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2014 г. N 2737-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Быкова А.С., Туракина А.М. и других на нарушение их конституционных прав положениями ст. ст. 5, 11 и 22 Федерального закона "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ" и п. 2 ст. 61 ГК РФ"; Определение Верховного Суда РФ от 13 августа 2002 г. N 58-Г02-23 // СПС "КонсультантПлюс".
84. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбит¬ражного Суда РФ "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 1 июля 1996 года №6/8. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. №9. С.5-20.
85. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбит¬ражного Суда РФ "О некоторых вопросах, применения Федерального закона "Об акционерных обществах" от 2 апреля 1997 года №4/8. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. №6. С. 1-6.
86. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ "О применении п.3 ст.94 Федерального закона "Об акционерных обществах" от 5 февраля 1998 года №4/2. // Бюллетень Верхов-ного Суда РФ. 1998. №4. С.З.
87. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ "Обзор практики разрешения споров по сделкам, связанным с размещением и обращением акций" от 21 апреля 1998 года №33. // Хозяйство и право. 1998. №9. С. 85-92.
88. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31 марта 2006 г. по делу N Ф04-2109/2005(14105-А75-11.
89. Определение ВАС РФ от 27 августа 2013 г. N ВАС-11906/13 // СПС "КонсультантПлюс".
90. Решение суда по интеллектуальным правам от 4 декабря 2013 г. по делу N СИП-122/2013 // СПС "КонсультантПлюс".
91. Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 15 мая 2013 г. по делу N 33-1486 // СПС "КонсультантПлюс".
92. Апелляционное определение Верховного Суда Республики Алтай от 4 марта 2015 г. по делу N 33-190 // СПС "КонсультантПлюс".


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ