Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АНАЛИЗ ПРЕДСТАРТОВЫХ СОСТОЯНИЙ ПЛОВЦОВ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

Работа №66201

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
267
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Анализ литературных источников по исследуемой теме 6
1.1 Структура психологической подготовленности пловцов 6
1.2 Психологический стресс у пловцов на соревнованиях 14
1.3 Предстартовые состояния пловцов 18
1.4 Задачи и основные мероприятия психологической подготовки пловцов к соревнованиям 22
Глава II. Методы и организация исследования 28
2.1. Методы исследования 28
2.2. Организация исследования 30
Глава III. Результаты исследования, их обсуждения и рекомендации 32
3.1. Рекомендации для спортсменов массовых разрядов перед соревнованиями 32
3.2. Результаты исследования, опросов, анкетирования 35
3.3. Заключение по главе 44
Глава IV. Анализ предстартовых состояний пловцов высокой квалификации 46
4.1. Рекомендации для спортсменов высокой квалификации перед соревнованиями 46
4.2. Результаты исследования, опросов, анкетирования 47
4.3. Заключение по главе 63
Выводы 64
Практические рекомендации 66
Список использованной литературы 67


Известно, что одна из задач подготовки спортсмена к соревнованию - создать у него состояние психической готовности. Выраженным признаком этого состояния является уровень эмоциональной возбудимости, определяемый как субъективными, так и объективными методами.
Создание психологической готовности пловца к соревнованиям, проблема в достаточной степени сложная и в некоторой степени отличается интимными компонентами, для чего требуется длительное время наблюдения за его поведением в различных ситуациях. Для ликвидации имеющего место случаев отклоняющегося поведения у пловцов необходимо, использование педагогически обоснованной деятельности тренера и его рекомендаций: с учетом индивидуальных особенностей, членов спортивной команды и самого спортсмена по преодолению этих негативных проявлений. Также показана принципиальная возможность улучшения результативности пловца путем искусственного повышения его статуса в команде, в случае его причинной обусловленности.
В литературе крайне мало данных о динамике психических процессов в предстартовый период. Поэтому мы поставили задачу изучить характеристики предстартового состояния спортсменов на основе изменения таких психических процессов, как процессы внимания, тревожности и некоторые проявления мыслительной деятельности, связанной со скоростью переработки информации в режиме информационного поиска.
В основе рабочей гипотезы предполагалось, что учет психологических свойств личности спортсменов спортивного плавания, позволит им более рационально и грамотно настраиваться перед соревнованиями.
Целью настоящего исследования было выяснить, как особенности предстартовых состояний у пловцов перед соревнованиями влияют на результат выступления.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать специализированную литературу и раскрыть значение психологических свойств личности спортсменов.
2. Провести анализ психологических свойств личности спортсменов и их динамику в предстартовый период.
3. Разработать практические рекомендации по учету психологических свойств личности спортсменов и их динамике в процессе соревновательного периода.
Объект исследования: психологическая подготовка пловцов в
соревновательный период.
Предмет исследования: психологические свойства личности и их динамика в соревновательный период.
Методы исследования: анализ и обобщение литературных источников; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; изучение и обобщение тренерского опыта; психологическое тестирование;
психологический опросник; методы математической статистики.
Методологическая база исследований: концепция управления системой подготовки юных спортсменов (В.П.Филин, М.Я.Набатникова), концепция развития систем спортивной подготовки (В.К.Бальсевич), концепция многокомпонентности функциональной подготовленности спортсменов
(В.С.Фомин, И.Н.Солопов), представление о факторной обусловленности различных сторон физической подготовленности спортсменов и этапности включения функциональных резервов организма в обеспечение специальной физической работоспособности (В.С.Мищенко; С.Н.Кучкин; В.С.Горожанин, Ю.В.Верхошанский), концепция комплексной целенаправленной оптимизации функциональной подготовленности спортсменов (А.И.Шамардин,
И.Н.Солопов).
Новизна исследования: заключается в том, что данное исследование проведено на пловцах не только массовых разрядов со званиями от 2 взрослого до Кандидата в Мастера Спорта, но и на пловцах высокой квалификации от звания Мастера Спорта до Заслуженного Мастера Спорта. Так же выявлены особенности психологии пловцов в пред и после соревновательный периоды, что может поспособствовать к правильному поведению и смене обстановки.
Теоретическая и практическая значимость выполненного исследования состоит в дополнении и развитии теории и методики тренировки в плавании положениями диссертации о психологической подготовке (физических упражнений) в соответствии с задачами соревновательного периода и этапностью формирования психологических свойств личности.
Разработанные средства и методические подходы позволят существенно повысить эффективность психологической подготовки квалифицированных пловцов в соревновательном периоде. Полученные результаты могут быть использованы при разработки программ учебно-тренировочного процесса для ДЮСШ, СДЮШОР по плаванию в группах спортивного совершенствования.
Полученный материал может быть использован для совершенствования и оптимизации тренировочного процесса в других циклических видах спорта.
Достоверность полученных результатов обеспечена надежной методологической базой исследования, разнообразием и адекватностью использованных методов, значительным количеством экспериментальных групп, репрезентативностью выборок испытуемых, корректностью статистической обработки данных с привлечением компьютерных программ.
Апробация результатов исследования. Основные положения работы доложены на заседании кафедры спортивных дисциплин ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский
университет».
Структура и объём текста диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций и списка литературы. Она изложена на 67 страницах компьютерного текста, содержит 24 таблиц. Список литературы охватывает 46 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. В настоящее время спортивные соревнования, проводимые на разных уровнях характеризуются предельным напряжением и высокой плотностью результатов. В этих условиях первостепенное значение приобретает психологическая подготовка спортсменов. Планирование и проведение психологической подготовке основано на предварительной психодиагностике, которая в свою очередь позволяет успешное проведение психодиагностики спортсменов в широком диапазоне квалификаций, что обеспечивает качественную психологическую подготовку.
2. Анализ данных психологического тестирования позволяет с одной стороны выявить связь показателей, характеризующих личность спортсмена с устойчивостью, мобилизационностью, контролем; с другой стороны - использовать эти показатели для управления тренировкой и психологической подготовкой спортсмена.
3. В целом, представленные данные позволяют судить о различной степени проявления психологических показателей у спортсменов пловцов. Анализ материалов исследования показал, что для обследованного контингента характерны несколько выше среднего такие личностные показатели, как доминантность, общительность, приобретательство, чувство юмора; значительно ниже среднего - чувство страха.
4. Личностные опросники Айзенка также могут быть успешно применены для психодиагностики и управления тренировочным процессом. Данные исследования подкрепляют утверждение о том, что спортсмены циклических видов спорта являются эмоционально здоровыми, устойчивыми и уравновешенными людьми со склонностью скорее к экстраверсии.
5. Полученные разные данные для группы пловцов можно объяснить различной адаптацией психики спортсменов к стрессовым ситуациям на разных этапах соревновательного периода.
6. Спортсмены высокого класса более приспособлены к участию в соревнованиях и имеют меньший уровень тревожности, в сравнении со
спортсменами массовых разрядов. Но стоит учитывать, что соревнования более высокого уровня на спортсменах высокого класса сказываются иначе, чем соревнования отборочного типа.
7. Сравнив одних и тех же спортсменов, ставших за время проведения исследования высококвалифицированными пловцами, можно с убеждением сказать, что уровень их тревожности, в значительной мере, уменьшился, уровень ригидности остался на том же уровне или стал ниже после соревнований, это связано с тем, что спортсмен научился адаптировать свой организм к соревновательным условиям. Уровень ситуативной тревожности в значительной мере стал меньше, что говорит нам об их умении настраиваться перед соревнованиями.


1. Бака М.М. Физическая и военно-прикладная подготовка допризывной молодежи/Учебно-методическое пособие. - М.: Советский спорт, 2004. - 280 с., ил.
2. Булгакова Н. Ж. Плавание в пионерском лагере. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Физкультура и спорт, 1989.— 128 с, ил.
3. Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора-
общественника. — М.: Физкультура и спорт, 2004. — 160 с.
4. Бутович Н.А. Плавание: Учеб. для студентов спорт, фак. ин-тов
физкультуры / Н.А. Бутович, И.В. Вражневский, СМ. Гордон. - М.:
Физкультура и спорт, 1965. - 397 с.
5. Валентинов Б.В. Плавание: Справочник. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 141с.
6. Ваньков А.А. Плавание и переправы вплавь / А.А. Ваньков, А.А. Дехаев, В.В. Дулинец, Н.И. Плеханов. - Л.: ВИФК, 1951.-288 с.
7. Ванькова Ж.С. Обучение технике спортивных способов плавания: Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт, 2000. — 84 с.
8. Викулов А.Д. Плавание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.— М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 368 с.
9. Волегов В.П. Ускоренное обучение плаванию молодежи / В.П. Волегов // Плавание. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - С. 50-54.
10. Вржесневский И.В. Плавание: Учеб. для техникумов физ. культуры.
— М.: Физкультура и спорт, 1992. — 336 с.
11. Выкупов А.Д. Плавание : Учеб. для студентов пед. ун-тов и ин-тов.
— М., 1996. — 387 с
12. Высоцкий Ю. М. Прикладное плавание: Учебное пособие. - Санкт- Петербург: СПб.: Изд-во БПА, 2002. - 158 с.
13. Ганчар Иван Теория преподавания плавания: технологии обучения и совершенствования: Ч. 1. Монография. — Одесса: Астропринт, 2006. — 512 с, 500 рис., 88 табл.
14. Ганчар И.Л. Технология обучения плаванию: Учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. -271 с.
15. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. - М.: Академия, 2001. - 264 с.
16. Жукова О.Т. Научитесь плавать (в помощь начинающим). — М.: Физкультура и спорт, 2004. — 80 с.
17. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. — М.: Высшая школа, 1978. — 144 с.
18. Каунсилмен Д. Наука о плавании /Сокр. пер. с англ. Э.А.Голубевой, Н.М.Заики, Т.К.Инясевской / Д. Каунсилмен. - М.: Физкультура и спорт, 1972.¬429 с.
19. Каунсилмен, Д. Спортивное плавание /Пер. с англ. Л.П.Макаренко / Д. Каунсилмен. — М.: Физкультура и спорт, 1982. - 208 с.
20. Козлов А.И. Основы техники спортивного и прикладного плавания: Пособие для студентов заоч. отд. фак. физ. воспитания. — Белгород, 1971. — 40 с.
21. Кононов С. В. Развитие специальных физических качеств в процессе обучения прикладному плаванию студентов железнодорожных вузов : диссертация... кандидата педагогических наук: Санкт-Петербург, 2007.- 123 с.
22. Курамшин Ю.Ф. Теория и практика физической культуры: Учебник /Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.
23. Лебедев А. В. Делающим первые шаги в науке: Учебное пособие для студентов старших курсов, аспирантов и соискателей. - СПб.: Образование, 2006 - 418 с.
24. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания: теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры/ Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991.
- 543 с, ил.
25. Меньшуткина Т. Г. Теоретические и методические основы оздоровительно-рекреационной работы по плаванию с женщинами / Меньшуткина Т. Г..- СПб.: ПИО СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1999. -192 с.
26. Никитский Б. Н. Плавание: Учебник для студентов фак. физ. Воспитания пед. ин-тов. по спец. № 2114 «Физ. воспитание». — М: Прос-вещение, 1981. — 304 с, ил.
27. Никитский Б.Н., Инясевский К.А., Васильев В.С., Гордон С.М. Плавание: Учеб. для студентов фак. физ.воспитания пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1987. — 296 с.
28. Новосельцев О.В. Плавание и легководолазная подготовка: Учебник / Под ред. проф. О.В. Новосельцева. - СПб.: ВИФК, 2003. - 340 с.
29. Основы математической статистики: Учебное пособие для ин-тов физ. культ./ Под ред. В.С. Иванова. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 176 с.
30. Плавание: Изд. 2-е, переработанное и дополненное. Под ред. И. В. Вржесневский. — М. Физкультура и спорт., 1969. — 307 с. с ил.
31. Плавание. Программа для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ) / Под ред. Л.П. Макаренко и Т.М. Абсалямова. — М., 2005. — 147 с.
32. Плавание (плавание, водное поло, прыжки в воду). Под общей ред. А. К. Дмитриева и Н. Ф. Столбова. ФиС - М. 1959 - 462 с.
33. Плавание: Учебник для ин-тов физ. кул. Под ред. Н. Ж. Булгаковой.
— М.: Физкультура и спорт., 1979. — 320 с. с ил.
34. Плавание: Учебник для пед. фак. ин-тов физ. культ./Под ред. Н. Ж. Булгаковой. — М.: Физкультура и спорт, 1984. — 283 с, ил.
35. Плеханов Н.И. Плавание: Учеб. для слушателей факультета ВДКФФКиС при ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта / Н.И. Плеханов, A.M. Тихонов. - Л.: КВИФКиС, 1967.
36. Пыжова И. В. Непрерывное физическое воспитание спасателей на воде в образовательной системе «кадент-студент» на начальном этапе профессионального обучения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Пыжова И. В.; СПб ГПУ - СПб., 2007.- 23 с.
37. Рубин А. В. Применение дыхательных упражнений с элементами холодо - гипоксии - гиперкапнического воздействия в подготовке пловцов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Рубин А. В.; СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, НИИФ им. А. А. Ухтомского СПбГУ - СПб., 2004.- 23 с.
38. Спортивное и военно-прикладное плавание: Учебник / Под ред. проф. О. В. Новосельцева. - СПб.: ВИФК, 2005. - 584 с.
39. Тарасов В.В. Прикладное плавание в процессе профессионального образования курсантов ВМУЗов / В.В. Тарасов, Г.А. Яковлев, И.В. Русакова. - СПб.: ГАФК, 1998 - 197 с.
40. Тихонов A.M. Плавание: Учеб.-метод, пособие/ A.M. Тихонов, Б.М. Чепелкин, Ю.А. Семенов. -М.: Воениздат, 1985. — 166 с.
41. Турчанинов С. Ю. Плавание - жизненно важный навык: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Турчанинов С. Ю.; ЯГПУ им. К. Д. Ушинского - Ярославль, 2005.- 22 с.
42. Фирсов З.П. Плавание для всех. — М.: Физкультура и спорт, 2003. — 64 с.
43. Черняев Э. Г., Чепелев В. И. Учите детей плавать. — К.: Рад. школа, 1984.—80 с.
44. Чуриков А.И. Подготовка студентов вузов России к уверенным действиям в условиях водной среды / А.И. Чуриков.- СПб.: ОМ-Пресс, 2004. - 142 с.
45. Яковлев Г. А. Содержание и направленность оздоровительного и прикладного плавания курсантов военно-морского учебного заведения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Яковлев Г. А; СПб ВИФК - СПб., 2001.- 22 с.
46. Яхонтов Е. Р. Методология спортивно-педагогических исследований: Курс лекций / Е. Р. Яхонтов. - 3-е изд., стереотипное - СПб.: Олимп, 2008. - 187 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ