СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 10 ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОТЕКАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
КОНФЛИКТОВ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Понятие «конфликт» и виды конфликтов в психологической науке 10
1.2. Психофизиологические и социально-психологические особенности 17 пожилого возраста
1.3. Психологические особенности протекания межличностных 22 конфликтов у пожилых людей
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, ЭТАПЫ, МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ 26 ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПРОТЕКАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПОЖИЛОМ
ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация эмпирического исследования психологических 26 особенностей протекания межличностных конфликтов в пожилом возрасте
2.2. Методики исследования психологических особенностей протекания 28 межличностных конфликтов в пожилом возрасте
Выводы по главе 2 30
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ 32 ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОТЕКАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
КОНФЛИКТОВ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ
3.1. Результаты эмпирического исследования психологических 32 особенностей протекания межличностных конфликтов у лиц пожилого возраста с высоким и низким уровнем межличностного эмоционального интеллекта
3.2. Гуманитарный инновационный проект «Программа 49
психологической работы с пожилыми людьми по укреплению эмоциональных и социальных навыков для профилактики конфликтов»
Выводы по главе 3 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 62
Актуальность исследования связана с тем, что доля пожилых людей в мире в настоящее время стремительно увеличивается. При этом проблемы, с которыми сталкиваются пожилые люди, со временем меняют форму, но не общую концепцию. По оценкам ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) доля пожилых людей в период с 2015 по 2050 год увеличится с 12% до 22% .
В современном мире эта проблема особенно актуальна, так как пожилым людям сложнее адаптироваться к изменениям во всех сферах человеческой жизнедеятельности, чем представителям других возрастных групп. Пониженный эмоциональный интеллект может служить катализатором конфликтов в любом возрасте, однако кризис пожилого возраста значительно увеличивает его значимость. Пожилые люди могут считать себя ненужными и бессознательно искать подтверждение этой навязчивой мысли при разговоре с другими людьми. Физиологические возрастные изменения - ухудшение слуха или зрения, а также возможные неполадки при общении через современные технологии способствуют этому.
Повышенная вероятность возникновения конфликтной ситуации с пожилым человек в качестве субъекта конфликта также обусловлена таким явлением, как кризис пожилого возраста. Данное явление усугубляет такие негативные состояния как ощущение социальной несостоятельности и изолированности, озлобленность на социум, негативная реакция на возникшие в силу возрастных изменений ограничения.
Возникающие конфликты сложны в разрешении, так как одной из особенностей пожилого возраста является ригидность поведения и мышления. вследствие этого возникают трудности в определении предмета конфликта, так как часто целью создания конфликтной ситуации является привлечение
внимания значимых для пожилого человека личностей, а не получение определенной выгоды.
В свою очередь, развитый эмоциональный интеллект способствует разрешению конфликтных ситуаций, так как развитый навык эмоционального интеллекта подразумевает способности к распознаванию и контролю эмоций, пониманию мотиваций и намерений другого человека. Это гибкий навык, который возможно развивать в любом возрасте. Поэтому изучение психологических особенностей протекания межличностных конфликтов в пожилом возрасте, а также различие выбора стратегии поведения в конфликтной ситуации у пожилых людей с различным уровнем межличностного эмоционального интеллекта особенно важно в современном мире.
Степень разработанности проблемы исследования.
Исследования конфликтов в пожилом возрасте немногочисленны, однако в научной литературе встречаются психологические исследования особенностей пожилого возраста и социальных конфликтов.
Б. Г. Ананьев рассматривает возраст как основную характеристику жизни. Он считает, что необходимо комплексно подходить к изучению особенностей старения, принимая во внимание не только психологические, но также психофизические и социальные факторы . Б. Г. Ананьев считает, что развитие человека не останавливается в какой-то определенный момент, человек развивается на протяжении всего онтогенеза. Этот принцип также встречается в работах В.А. Аверина , Е. В. Рыбалко .
Другой подход к изучению развития личности - субъектный подход, лег в основу работ С. Л. Рубинштейна , К.А. Абульхановой-Славской , Коржовой Е.Ю .
Природу конфликта в психологической науке начали изучать в середине ХХвека. З.Фрейд выделяет либидозную и агрессивную потребности человека, которые влияют на возникновение конфликтов . К.Хорни выделяла нормальный и невротический конфликт, рассматривая роль бессознательных процессов и социальных взаимодействий на развитие конфликтов . К. Лоренц выделяет агрессию как основную причину возникновения конфликтов .
Также стоит отметить, что конфликты в психологической науке изучались такими исследователями, как С.Сигеле, У. Мак-Дугалл, А.Бандура, А.Басс, К.Левин, Л.Линдслей, Д.Креч, Г.Гурвич, Д.Морено, С.Додд,
Э.Дженигс.
Анализ научной литературы позволил определить проблему исследования, состоящую в необходимости изучению особенностей конфликтности и протекания конфликтов в пожилом возрасте.
Цель исследования: изучение особенностей протекания
межличностных конфликтов в пожилом возрасте.
Объект исследования: социально-психологические особенности
пожилого возраста.
Предмет исследования: особенности протекания конфликтов в пожилом возрасте в зависимости от уровня развития межличностного эмоционального интеллекта.
Цель, объект и предмет исследования определили гипотезу исследования: пожилые люди с высоким уровнем межличностного эмоционального интеллекта предпочитают выбор стратегии поведения в конфликте, ориентированной на интересы партнера, в то время как пожилые люди с низким уровнем межличностного эмоционального интеллекта выбирают стратегии, ориентированные на удовлетворение собственных интересов.
Основную гипотезу исследования можно конкретизировать в частных гипотезах исследования:
- Пожилые люди с низким уровнем межличностного эмоционального интеллекта избегают построения близких отношений, в то время как уровень избегания у пожилых людей со средним и высоким уровнем межличностного эмоционального интеллекта значительно ниже;
- Пожилые люди с низким уровнем межличностного эмоционального интеллекта ведут себя в конфликтах более агрессивно, чем пожилые люди с высоким уровнем межличностного эмоционального интеллекта.
Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературных научных источников по проблеме психологических особенностей протекания межличностных конфликтов в пожилом возрасте.
2. Разработать программу исследования психологических особенностей протекания конфликта у пожилых людей.
3. Провести сравнительный анализ особенностей протекания конфликтных ситуаций у пожилых людей с различным уровнем межличностного эмоционального интеллекта.
4. На основе теоретического и эмпирического исследования разработать программу психологической работы с пожилыми людьми по укреплению эмоциональных и социальных навыков для профилактики конфликтов, и оформить её в гуманитарный инновационный проект.
Теоретико-методологической основой послужили принцип развития на протяжении всего онтогенеза (Б.Г.Ананьев, Е.Ф.Рыбалко, В.А.Аверин и др.), субъектный подход к развитию личности (С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский и др.),
Эмпирические основы исследования составили методы исследования, методический инструментарий и эмпирическая база исследования.
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе были использованы такие методы, как теоретический анализ проблемы исследования в психологической литературе; констатирующий эксперимент; методы статистической обработки данных (t-критерий Стьюдента).
Методический инструментарий представлен комплексом методик: опросник «Эмоциональный интеллект» Д.В. Люсина, методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса, шкала близких отношений К.Бреннан и Р.К.Фрейли (адаптация Т.В.Казанцевой), опросник привязанности к близким людям Н.В. Сабельниковой и Д.В. Каширского; методика диагностики самооценки психических состояний по Г.Айзенку, семантический дифференциал "Я в межличностных отношениях».
Эмпирической базой исследования выступило отделение дневного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов ГБУСО «Пятигорский комплексный центр социального обслуживания населения». Выборка респондентов составила 21 человек, из них пожилые люди со средним и высоким уровнем МЭИ (межличностного эмоционального интеллекта) - 11 человек; и пожилые люди с низким уровнем МЭИ - 10 человек. Возраст респондентов от 62 до 80 лет.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в следующем:
1. Рассмотрены социально-психологические особенности пожилого возраста и взаимосвязь конфликтного поведения с уровнем развития навыков установления эмоциональных связей у пожилых людей.
2. Проведено исследование по изучению особенностей протекания конфликтов у пожилых людей, разработана программа по формированию навыков установление социальных и эмоциональных связей для снижения конфликтности в пожилом возрасте.
3. Конечный продукт выпускной квалификационной работы может быть использован в превентивных целях снижения возникновения конфликтных ситуаций с пожилыми людьми путем распространения информации о бесконфликтной коммуникации с пожилыми людьми.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Выпускная квалификационная работа проиллюстрирована 9 таблицами и 6 рисунками. Библиографический список состоит из 58 источников, из них 4 источника на иностранных языках.
В исследовании были изучены психологические особенности пожилых людей, их психоэмоциональные состояния, влияющие на возникновение конфликтных ситуаций и протекание межличностных конфликтов. Доля пожилых людей в обществе неизменно растет, при этом другие социальные группы мало информированы о психологических особенностях пожилого возраста, вследствие чего стигматизируют и изолируют пожилых людей. Так как пожилые люди входят в группу повышенной конфликтности, важно понимать, что при общении с ними необходимо соблюдать определенные методы бесконфликтного общения.
В ходе исследования подтвердилась гипотеза, что характер протекания конфликтной ситуации в пожилом возрасте различается в зависимости от уровня развития межличностного эмоционального интеллекта.
По результатам исследования были выявлены значимые различия в способности определять эмоции, чувства и интересы других людей и навыках межличностного общения и влияния на других людей. Обе группы показали высокий уровень ригидности мышления, предпочтительными стратегиями поведения оказались стратегии, предполагающие удовлетворение интересов только одной стороны либо игнорирование конфликта. При этом пожилые люди с высоким уровнем межличностного эмоционального интеллекта чаще ставят интересы других людей и отношения с ними выше собственных интересов.
Данное исследование позволило определить потребность в повышении уровня межличностного эмоционального интеллекта у пожилых людей и создании методического пособия для уменьшения количества возникновений конфликтных ситуаций при коммуникации с пожилыми людьми.
На основе анализа результатов проведенного исследования был спроектирован и разработан конечный продукт выпускной квалификационной работы, оформленный в виде методического пособия по бесконфликтному общению с пожилыми людьми. Пособие представлено в виде информационной брошюры, написанной понятным для широкой аудитории языком. Целевой аудиторией конечного продукта выпускной квалификационной работы являются социальные работники, члены семей пожилых людей.
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова- Славская. - М.: Мысль, 1991. - 155 с.
2. Аверин, В.А. Психология среднего возраста, старения, смерти / В.А. Аверин под. ред. А.А. Реана. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - С.10-47
3. Александрова, Н.Х. Особенности субъектности человека на поздних этапах онтогенеза. Автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. - М., 2000. - 50 с.
4. Александрова, М.Д. Отечественные исследования социальных аспектов старения / М. Д. Александрова // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - 416 с.
5. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
6. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 2000. - С.63-64
7. Анцыферова, Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. - 1996. - №6.
8. Анцыферова, Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости // Психологический журнал. - 2001. - Т.22. - №2. - С.3-15
9. Анцыферова, Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии / Л. И. Анцыферова. - М.: Институт психологии РАН. - 2006. - 415 с.
10. Балашова, Е.Ю. Культурно-исторические детерминанты старения: прошлое и настоящее // Психологические исследования: электронный научный журнал. - 2017. - Т. 10. № 54. - С. 3
11. Вдовина, М.В. Межпоколенные конфликты в современной семье / М. В. Вдовина. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005. - 285 с.
12. Веселкова, И.Н. Проблемы здоровья и медико-социального обслуживания пожилых людей / И.Н.Веселкова, Е. В. Землянова // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003.
13. Волынская, Л.Б. Смысл середины жизни: подведение итогов как основа дальнейшего пути // Психология зрелости и старения. - 2002. - №1. - С. 18-26
14. Всемирный доклад о старении и здоровье ВОЗ [Электронный ресурс] /
Всемирная организация здравоохранения, 2016 - Режим доступа:
https: //www.afro. who .int/sites/default/files/2017-
06/9789244565049 гш.рс11(дата обращения: 04.04.2020)
15. Всемирная организация здравоохранения: сайт[Электронный
ресурс]/ Всемирная организация здравоохранения, 2020. -Режим доступа: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/mental-
health-of-older-adults (дата обращения: 12.03.2020)
16. Гальтон, Ф. Наследственность таланта: его законы и последствия / Ф.Гальтон - М.: Мысль, 1996. - 272 с
17. Гасанова, П.Г. Психология одиночества / П. Г. Гасанова, М.К. Омарова.
- Киев: ООО "Финансовая Рада Украины", 2017. - С.55-56
18. Головей, Л.А. К проблеме развития субъекта деятельности // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ. - 2007. - №11 - С. 29-40
19. Головей, Л.А.Психологическая зрелость личности / Под ред. Л.А. Головей. СПб.: Скифия-принт. - 2014. - 240 с.
20. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога - Минск: Харвест, 1998. - С. 90
21. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. - СПб., 2003. - С. 79-88, 205-207, 330-353
22. Гришина, Н.В. Психология конфликта 3-е изд. / Н. В. Гришина. - Спб.: Питер, 2018. - С.57-60
23. Дерманова, И.Б. Личностная зрелость: к определению
психологического содержания // Вестник Санкт-Петербургского университетата. Сер. 12. - 2010. - № 4. - С. 68-73
24. Дмитриев, А.В. Конфликтология / А. В. Дмитриев. - М.: Гардарики, 2000. - С.53-74
25. Духновский, С.В. Диагностика межличностных отношений / С.В. Духновский. - СПб.:Речь, 2010. - С.73-77
26. Ермолаева, М.В. Структура эмоциональных переживаний в старости / М. В. Ермолаева // Мир психологическии. - 1999. - №2, с.123-132
27. Казанцева, Т. В. Адаптация модифицированной методики «опыт близких отношений» к. Бреннан и р. К. Фрейли / Т. В. Казанцева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - С.39-43
28. Козлова, Т.З. Саморегуляция и самооценка пенсионеров. // Психология зрелости и старения. - 2006. - №2. - С. 49 - 63
29. Коржова, Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека / Е.Ю. Коржова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Издательство «СОЮЗ». - 2002. - 334 с.
30. Краснова, О.В. Психология личности пожилых людей и лиц с ограничениями здоровья / О. В. Краснова, И.Н. Галасюк, Т.В. Шинина.
- Москва, 2010. - С.72-80
31. Лоренц, К. Агрессия, или так называемое зло / К. Лоренц — «АСТ», 2017. - 134 с.
32. Лукин, Ю.Ф. Конфликтология: управление конфликтами / Ю. Ф. Лукин
- М.: Академический проект, 2007. - С. 140-142
33. Люсин, Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4.
- С. 3-22
34. Мещеряков, Б. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм - Еврознак, 2003. - 672 с.
35. Никифоров, Г.С. Геронтопсихология: учеб. Пособие / под ред. Г.С.Никифорова. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского ун¬та, 2007. - 391 с.
36. Новикова, И.А. Особенности эмоциональной сферы лиц пожилого возраста с пограничными психическими расстройствами / И. А. Новикова, А.Г. Соловьев, В.В. Местечко // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2014. - N 4 (27) [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://mprj.ru (дата обращения: 04.04.2020)
37. Осин, Е. Н. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства / Е. Н.Осин, Д. А. Леонтьев // Психология. Журнал ВШЭ. - 2013. - №1. - С.55-81.
38.Опросник Басса-Дарки (вар.Осницкого) [Электронный ресурс] -
https://psytests.org/aggression/bussdurkee.html
39. Парфенова, О.А. Забота о пожилых гражданах в государственных
социальных сервисах: дис. канд. социолог. наук. [Электронный ресурс] // О.А. Парфенова. -СПб., 2016. - Режим
доступа:https://search.rsl.ru/ru/record/01005547902 (дата обращения: 25.03.2020)
40. Пигров, К.С. Экзистенциальный смысл настоящей старости // Философия старости. Геронтософия: сборник материалов конференции. Серия "Symposium". - СПб, 2002. - вып. 24. С.5-15
41. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
42. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е. Ф. Рыбалко. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1990. - 221 с.
43. Рыбалко, Е.Ф. Избранные труды по психологии. Дифференциально психологические проблемы развития человека / Е. Ф. Рыбалко под ред. Л.А.Головей. - СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та. - 2010. - 347 с.
44. Сабельникова, Н.В. Опросник привязанности к близким людям / Сабельникова Н.В. // Психологический журнал. - 2015. - №4. - С.84-97
45. Смолькин, А. А. Бедность и социальный статус пожилых людей в современной России [Электронный ресурс]// Мониторинг. 2010. №3 (97). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/bednost-i-sotsialnyy- status-pozhilyh-lyudey-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 20.03.2020)
46. Стрижицкая, О.Ю. Основы психогеронтологии. — Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета. - 2016. - 76 c.
47. Теория инстинктов социального поведения У.Макдугалла
[Электронный ресурс] - https://studopedia.su/19 72072 teoriya-instinktov- sotsialnogo-povedeniya-umakdugalla.html
48. Фрейд, З. Психология бессознательного: сб. произведений / З. Фрейд. - М.:Просвещение. - 1989. - 448 с.
49. Фролькис, В.В. Старение мозга / В.В. Фролькис. - Л.:Наука, 1991. - 277 с.
50. Холостова, Е.И. Пожилой человек в обществе / Е.И. Холостова. - М.: Социально-технологический институт, 1999. - 320 с.
51. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени 3-е изд. - М.: Академический проект, 2009. - 208с.
52. Хузеева, Г.Р. Межпоколенное взаимодействие пожилых и молодых людей: специфика коммуникации и образа старости // Психологические исследованияю - 2017. - Т.51, № 10. - С. 10
53. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - Спб.: Питер-Пресс, 2008. - 608 с.
54.Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013 [Электронный ресурс] // Академик, 2000-2020. Режим доступа:
https: //psychology_pedagogy. academic .ru/17784/Старение (дата
обращения: 17.12.2019)
55. Cumming, E. Growing old: The process of disengagement // Cumming E., Henry W.E. - N.Y.: Basic books, 1961
56. Neugarten, B.L. The Measurement of Life Satisfaction //Neugarten B.L.; Havighurst R.J.; Tobin S.S.-Journal of Gerontology, 1961, Vol. 16. - P.134 - 143
57. Strehler, B.L. General theory of mortality and aging // Strehler B.L., Mildvan A.S. - Science. 1960. Vol.132. P.14—21.
58. Tucker, J.S. Age-related changes in the associations of social network ties with mortality risk // Tucker J.S., Schwartz J.E., Clark K.M., Friedman H.S. - Psychology and Aging. - 1999.- Vol. 14. - P. 564-571