ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ И ЕГО
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
1.1. Понятие договора перевозки груза железнодорожным
транспортом 10
1.2. Правовое регулирование отношений, направленных на перевозку
грузов железнодорожным транспортом 31
ГЛАВА 2. ЭЛЕМЕНТЫ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
2.1. Субъекты договора перевозки грузов железнодорожным
транспортом 43
2.2. Предмет и форма договора перевозки грузов железнодорожным
транспортом 55
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ И
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
3.1. Права и обязанности сторон по договору перевозки грузов
железнодорожным транспортом 65
3.2. Ответственность по договору перевозки грузов
железнодорожным транспортом 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 105
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ И ЕГО
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
1.1. Понятие договора перевозки груза железнодорожным
транспортом 10
1.2. Правовое регулирование отношений, направленных на перевозку
грузов железнодорожным транспортом 31
ГЛАВА 2. ЭЛЕМЕНТЫ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
2.1. Субъекты договора перевозки грузов железнодорожным
транспортом 43
2.2. Предмет и форма договора перевозки грузов железнодорожным
транспортом 55
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ И
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
3.1. Права и обязанности сторон по договору перевозки грузов
железнодорожным транспортом 65
3.2. Ответственность по договору перевозки грузов
железнодорожным транспортом 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 105
Актуальность темы диссертационного исследования.
Железнодорожный транспорт РФ играет ключевую роль в модернизации экономики страны, в переходе на инновационный путь развития и стабильного роста. Обеспечение высокого качества работы железнодорожного транспорта создаёт предпосылки для выполнения таких важнейших функций государства, как защита суверенитета и безопасности страны, удовлетворение потребностей граждан и организаций в перевозках, создание надлежащих условий равномерного развития регионов .
Железнодорожный транспорт органично интегрирован в единую транспортную сеть РФ. Взаимодействуя с другими видами транспорта, железнодорожный транспорт является ведущим фактором всей транспортной системы РФ. Грузооборот железнодорожного транспорта в 2016 г. составил 2344 млрд. т/км, а его удельный вес в общем объеме грузооборота равен 45%. Свыше трети всего пассажиропотока страны приходится на железнодорожный транспорт. По грузоперевозкам РФ занимает первое место в Европе и второе в мире.
Реформа железнодорожного транспорта была возложена на созданное в 2003 г. - ОАО «РЖД» . Единственным акционером и учредителем ОАО «РЖД» является РФ. В настоящее время ОАО «РЖД» головная компания холдинга «Российские железные дороги», в который входят 143 дочерних и зависимых обществ. Размер уставного капитала на апрель 2018 года составляет 2 229 925 145 000 руб . Основной задачей создания компании и холдинга было развитие конкурентоспособного на российском и мировом рынках транспортного бизнеса. На холдинг так же возложены задачи по эффективному выполнению функций национального железнодорожного перевозчика грузов и пассажиров, развитие железнодорожной инфраструктуры общего пользования и всего железнодорожного хозяйства.
До 2010 года были созданы дочерние компании - специализированные операторы подвижного состава. К 2012 году весь парк вагонов на сети стал частным, свыше 80% товарооборота теперь обеспечивается путем привлечения независимых от РЖД операторов железнодорожного состава, контейнеров (коммерческих организаций), в функции которых входят услуги по предоставлению вагонов (контейнеров) юридическим или физическим лицам, а не перевозчику как было раньше.
На начальном этапе это привело к неконтролируемому росту количества грузовых вагонов на протяжении 2010-2015 гг., что создало серьезные технологические и организационные проблемы в управлении и содержании парка вагонов. Были проведены срочные мероприятия по ужесточению технического регулирования отношений по эксплуатации и ремонту грузовых вагонов, в итоге произошло сокращение вагонного парка. Потребовались законодательные изменения. В частности, принят ФЗ от 31 декабря 2014 г. № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», который ввел штраф за простой вагонов, перевозчику было предоставлено право на перемещение порожних вагонов, определена специфика их перевозки. Названные изменения направлены на стимулирование участников процесса перевозки к более эффективному использованию всего подвижного состава и инфраструктуры.
Изложенное, на наш взгляд, убедительно свидетельствует об актуальности избранной темы исследования как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Степень научной разработанности темы исследования. Вопросам правового регулирования договора перевозки грузов железнодорожным транспортом цивилистическая доктрина уделяла существенное внимание как в советское, так и в постсоветское время. Данная проблематика нашла свое отражение в работах Г.Б. Астановского, М.А. Алахвердова, В.К Андреева, А.Г. Быкова, В.В. Витрянского, В.Г. Бакунина, Б.В. Ляндерса, А.Е. Егорова, О.С. Иоффе, Г.П. Савичева, С.В. Смирнова, Б.Б., Б.С. Хаскельберга и др. Среди диссертационных исследований следует выделить работы Б.В. Ляндерса, (Саратов, 1970 г.), М.С. Орданского, (Москва, 1985 г.), М. Пельцер (Ленинград, 1988 г.), Шайдуллиной В.К. (2016 г.) и др. Непосредственно договору перевозки груза железнодорожным транспортом посвящены работы А.А. Довгополова (М., 2006 г.), А.В. Расулова (2003 г.), Соловьевой М.А. (Краснодар, 2012) и др. Однако, помимо значительного количества проблем договора железнодорожной перевозки грузов, остающихся актуальными уже длительное время, в связи с интенсивным изменением нормативно-правовых актов в этой сфере и сопровождающими их изменениями правоприменительной практики, проблемы этого договора приобретают современную актуальность.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных цивилистов: Т.Е. Абовой, М.М. Агаркова, М.К. Александрова-Дольника, С.С. Алексеева, В.Г. Баукина, В.К. В.В. Витрянского, В.А. Гусакова, Л.М. Гринберга, В.А. Егиазарова, А.Е. Егорова, О.С. Иоффе, А.Г. Калпина, И.П. Либба, Б.В. Лянднрса, В.П. Мороза, М.Г. Масевича, Д.А. Медведева, А.В. Расулова, Я.И. Рапопорта, Г.П., М.С.Орданского., О.Н. Садикова, В.Т. Смирнова, Е.А. Суханова М.А. Тарасова, Б.С. Хаскельберга, Б.Б. Черепахина, Г.Ф. Шершеневича, К.К. Яичкова и др.
Целью диссертационного исследования является комплексные анализ цивилистических аспектов договора перевозки грузов железнодорожным транспортом и на этой основе разработка предложений и рекомендаций, направленных на его совершенствование.
Названная цель позволила сформулировать следующие задачи:
- сформулировать определение и исследовать правовую природу договора перевозки грузов железнодорожным транспортом;
- провести соотношение договора перевозки груза железнодорожным транспортом со смежными договорами;
- изучить источники их правового регулирования;
- определить права и обязанности, складывающиеся между субъектами договора перевозки грузов железнодорожным транспортом;
- выявить специфику ответственности участников этого договора в случае условий договора.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие между перевозчиком, грузоотправителем и грузополучателем в процессе исполнения обязательств по перевозке груза.
Предметом исследования выступают нормы гражданского права, регулирующие отношения по перевозке грузов железнодорожным транспортом.
Методологическую основу исследования составили методы: материалистической диалектики, исторический, сравнительно-правовой, формально-логический.
Нормативную основу исследования составили положения Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, транспортных кодексов и уставов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области перевозки грузов железнодорожным транспортом.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем осуществлена попытка проведения исследования на основе обновленного законодательства, в условиях реформирования железнодорожного транспорта, проблем договора перевозки груза железнодорожным транспортом, сформулированы положения, направленные на совершенствование рассматриваемого института.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Обоснованно, что по общему правилу договор перевозки грузов железнодорожным транспортом является реальным. Вместе с тем данный договор может выступать и в качестве консенсуального договора, так как содержание условий договора могут включать не только условия о доставке груза в пункт назначения, его выдаче и оплате, но и условия о подаче транспортных средств и предъявления грузов к перевозке. Признание консенсуального характера позволит расширить диспозитивные начала договора перевозки грузов железнодорожным транспортом, придаст единые правовые рамки для однородных видов отношений.
2. В целях устранения противоречий, дублирования норм, обеспечения единой правоприменительной практики в главе 40 ГК РФ следует закрепить комплекс правовых норм, определяющих единый правовой режим для перевозки грузов независимо от видов транспорта. Такой подход будет способствовать единообразной правоприменительной практике.
3. Систему договорных обязательств по перевозки грузов железнодорожным транспортом образуют два типа обязательств: рамочный договор (договор по организации перевозок грузов) и договор в пользу третьего лица (договор перевозки грузов).
4. Отсутствие технических и технологических возможностей перевозчика является основанием к отказу к заключению договора перевозки груза (ст. 789 ГК РФ). В результате устраняются начала публичности данного договора. Вместе с тем такое основание носит расширительный характер и может повлечь злоупотребление со стороны перевозчика. В этой связи необходимо четко определить содержание понятий «технических и технологических возможностей».
5. Необходимо привести в соответствие нормы ст. 114 Устава железнодорожного транспорта с нормами п.2 ст. 793 ГК в плане установления запрета на заключение соглашений транспортных организаций с отправителями грузов об ограничении или устранении ответственности перевозчика. В частности, ст. 114 УЖТ допускает возможность такого ограничения не только на основе устава, как это предусмотрено в ст. 793 ГК РФ, но и на основе иных правовых актов РФ. Такое расширительное толкование может повлечь нарушение прав и законных интересов грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров.
6. П.2 ст. 796 ГК РФ предусматривает ограничение ответственности перевозчика в размере реального ущерба при перевозке груза. Данная норма требует изменения с точки зрения соблюдения начала равенства субъектов гражданского права и приведения ее в соответствие со ст. 393 ГК РФ, предусматривающую имущественную ответственность в полном объеме для случав, когда перевозчик причинил вред в форме умысла или грубой неосторожности.
Теоретическая значимость исследования состоит в возможности использования содержащихся в работе положений, выводов, рекомендаций при проведении дальнейших теоретических исследований по проблемам перевозки грузов железнодорожным транспортом.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в диссертации выводы и положения могут быть применены в правотворческой и правоприменительной деятельности по
совершенствованию и применению договора перевозки груза железнодорожным транспортом.
Апробация результатов исследования. Магистерская диссертация выполнена, рассмотрена и одобрена на кафедре гражданского права и процесса НИУ Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Отдельные выводы и предложения исследования нашли отражение в форме докладов и сообщений на научных, научно-практических конференциях по вопросам гражданского права различного уровня.
Отдельные теоретические положения настоящего исследования получили отражение в научных публикациях автора и находятся в электронном архиве открытого доступа НИУ «БелГУ».
Структура и содержание работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, три главы, объединяющие шесть параграфов и список использованной литературы.
Железнодорожный транспорт РФ играет ключевую роль в модернизации экономики страны, в переходе на инновационный путь развития и стабильного роста. Обеспечение высокого качества работы железнодорожного транспорта создаёт предпосылки для выполнения таких важнейших функций государства, как защита суверенитета и безопасности страны, удовлетворение потребностей граждан и организаций в перевозках, создание надлежащих условий равномерного развития регионов .
Железнодорожный транспорт органично интегрирован в единую транспортную сеть РФ. Взаимодействуя с другими видами транспорта, железнодорожный транспорт является ведущим фактором всей транспортной системы РФ. Грузооборот железнодорожного транспорта в 2016 г. составил 2344 млрд. т/км, а его удельный вес в общем объеме грузооборота равен 45%. Свыше трети всего пассажиропотока страны приходится на железнодорожный транспорт. По грузоперевозкам РФ занимает первое место в Европе и второе в мире.
Реформа железнодорожного транспорта была возложена на созданное в 2003 г. - ОАО «РЖД» . Единственным акционером и учредителем ОАО «РЖД» является РФ. В настоящее время ОАО «РЖД» головная компания холдинга «Российские железные дороги», в который входят 143 дочерних и зависимых обществ. Размер уставного капитала на апрель 2018 года составляет 2 229 925 145 000 руб . Основной задачей создания компании и холдинга было развитие конкурентоспособного на российском и мировом рынках транспортного бизнеса. На холдинг так же возложены задачи по эффективному выполнению функций национального железнодорожного перевозчика грузов и пассажиров, развитие железнодорожной инфраструктуры общего пользования и всего железнодорожного хозяйства.
До 2010 года были созданы дочерние компании - специализированные операторы подвижного состава. К 2012 году весь парк вагонов на сети стал частным, свыше 80% товарооборота теперь обеспечивается путем привлечения независимых от РЖД операторов железнодорожного состава, контейнеров (коммерческих организаций), в функции которых входят услуги по предоставлению вагонов (контейнеров) юридическим или физическим лицам, а не перевозчику как было раньше.
На начальном этапе это привело к неконтролируемому росту количества грузовых вагонов на протяжении 2010-2015 гг., что создало серьезные технологические и организационные проблемы в управлении и содержании парка вагонов. Были проведены срочные мероприятия по ужесточению технического регулирования отношений по эксплуатации и ремонту грузовых вагонов, в итоге произошло сокращение вагонного парка. Потребовались законодательные изменения. В частности, принят ФЗ от 31 декабря 2014 г. № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», который ввел штраф за простой вагонов, перевозчику было предоставлено право на перемещение порожних вагонов, определена специфика их перевозки. Названные изменения направлены на стимулирование участников процесса перевозки к более эффективному использованию всего подвижного состава и инфраструктуры.
Изложенное, на наш взгляд, убедительно свидетельствует об актуальности избранной темы исследования как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Степень научной разработанности темы исследования. Вопросам правового регулирования договора перевозки грузов железнодорожным транспортом цивилистическая доктрина уделяла существенное внимание как в советское, так и в постсоветское время. Данная проблематика нашла свое отражение в работах Г.Б. Астановского, М.А. Алахвердова, В.К Андреева, А.Г. Быкова, В.В. Витрянского, В.Г. Бакунина, Б.В. Ляндерса, А.Е. Егорова, О.С. Иоффе, Г.П. Савичева, С.В. Смирнова, Б.Б., Б.С. Хаскельберга и др. Среди диссертационных исследований следует выделить работы Б.В. Ляндерса, (Саратов, 1970 г.), М.С. Орданского, (Москва, 1985 г.), М. Пельцер (Ленинград, 1988 г.), Шайдуллиной В.К. (2016 г.) и др. Непосредственно договору перевозки груза железнодорожным транспортом посвящены работы А.А. Довгополова (М., 2006 г.), А.В. Расулова (2003 г.), Соловьевой М.А. (Краснодар, 2012) и др. Однако, помимо значительного количества проблем договора железнодорожной перевозки грузов, остающихся актуальными уже длительное время, в связи с интенсивным изменением нормативно-правовых актов в этой сфере и сопровождающими их изменениями правоприменительной практики, проблемы этого договора приобретают современную актуальность.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных цивилистов: Т.Е. Абовой, М.М. Агаркова, М.К. Александрова-Дольника, С.С. Алексеева, В.Г. Баукина, В.К. В.В. Витрянского, В.А. Гусакова, Л.М. Гринберга, В.А. Егиазарова, А.Е. Егорова, О.С. Иоффе, А.Г. Калпина, И.П. Либба, Б.В. Лянднрса, В.П. Мороза, М.Г. Масевича, Д.А. Медведева, А.В. Расулова, Я.И. Рапопорта, Г.П., М.С.Орданского., О.Н. Садикова, В.Т. Смирнова, Е.А. Суханова М.А. Тарасова, Б.С. Хаскельберга, Б.Б. Черепахина, Г.Ф. Шершеневича, К.К. Яичкова и др.
Целью диссертационного исследования является комплексные анализ цивилистических аспектов договора перевозки грузов железнодорожным транспортом и на этой основе разработка предложений и рекомендаций, направленных на его совершенствование.
Названная цель позволила сформулировать следующие задачи:
- сформулировать определение и исследовать правовую природу договора перевозки грузов железнодорожным транспортом;
- провести соотношение договора перевозки груза железнодорожным транспортом со смежными договорами;
- изучить источники их правового регулирования;
- определить права и обязанности, складывающиеся между субъектами договора перевозки грузов железнодорожным транспортом;
- выявить специфику ответственности участников этого договора в случае условий договора.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие между перевозчиком, грузоотправителем и грузополучателем в процессе исполнения обязательств по перевозке груза.
Предметом исследования выступают нормы гражданского права, регулирующие отношения по перевозке грузов железнодорожным транспортом.
Методологическую основу исследования составили методы: материалистической диалектики, исторический, сравнительно-правовой, формально-логический.
Нормативную основу исследования составили положения Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, транспортных кодексов и уставов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области перевозки грузов железнодорожным транспортом.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем осуществлена попытка проведения исследования на основе обновленного законодательства, в условиях реформирования железнодорожного транспорта, проблем договора перевозки груза железнодорожным транспортом, сформулированы положения, направленные на совершенствование рассматриваемого института.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Обоснованно, что по общему правилу договор перевозки грузов железнодорожным транспортом является реальным. Вместе с тем данный договор может выступать и в качестве консенсуального договора, так как содержание условий договора могут включать не только условия о доставке груза в пункт назначения, его выдаче и оплате, но и условия о подаче транспортных средств и предъявления грузов к перевозке. Признание консенсуального характера позволит расширить диспозитивные начала договора перевозки грузов железнодорожным транспортом, придаст единые правовые рамки для однородных видов отношений.
2. В целях устранения противоречий, дублирования норм, обеспечения единой правоприменительной практики в главе 40 ГК РФ следует закрепить комплекс правовых норм, определяющих единый правовой режим для перевозки грузов независимо от видов транспорта. Такой подход будет способствовать единообразной правоприменительной практике.
3. Систему договорных обязательств по перевозки грузов железнодорожным транспортом образуют два типа обязательств: рамочный договор (договор по организации перевозок грузов) и договор в пользу третьего лица (договор перевозки грузов).
4. Отсутствие технических и технологических возможностей перевозчика является основанием к отказу к заключению договора перевозки груза (ст. 789 ГК РФ). В результате устраняются начала публичности данного договора. Вместе с тем такое основание носит расширительный характер и может повлечь злоупотребление со стороны перевозчика. В этой связи необходимо четко определить содержание понятий «технических и технологических возможностей».
5. Необходимо привести в соответствие нормы ст. 114 Устава железнодорожного транспорта с нормами п.2 ст. 793 ГК в плане установления запрета на заключение соглашений транспортных организаций с отправителями грузов об ограничении или устранении ответственности перевозчика. В частности, ст. 114 УЖТ допускает возможность такого ограничения не только на основе устава, как это предусмотрено в ст. 793 ГК РФ, но и на основе иных правовых актов РФ. Такое расширительное толкование может повлечь нарушение прав и законных интересов грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров.
6. П.2 ст. 796 ГК РФ предусматривает ограничение ответственности перевозчика в размере реального ущерба при перевозке груза. Данная норма требует изменения с точки зрения соблюдения начала равенства субъектов гражданского права и приведения ее в соответствие со ст. 393 ГК РФ, предусматривающую имущественную ответственность в полном объеме для случав, когда перевозчик причинил вред в форме умысла или грубой неосторожности.
Теоретическая значимость исследования состоит в возможности использования содержащихся в работе положений, выводов, рекомендаций при проведении дальнейших теоретических исследований по проблемам перевозки грузов железнодорожным транспортом.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в диссертации выводы и положения могут быть применены в правотворческой и правоприменительной деятельности по
совершенствованию и применению договора перевозки груза железнодорожным транспортом.
Апробация результатов исследования. Магистерская диссертация выполнена, рассмотрена и одобрена на кафедре гражданского права и процесса НИУ Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Отдельные выводы и предложения исследования нашли отражение в форме докладов и сообщений на научных, научно-практических конференциях по вопросам гражданского права различного уровня.
Отдельные теоретические положения настоящего исследования получили отражение в научных публикациях автора и находятся в электронном архиве открытого доступа НИУ «БелГУ».
Структура и содержание работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, три главы, объединяющие шесть параграфов и список использованной литературы.
Железнодорожный транспорт РФ является самым востребованным и превосходит другие виды транспорта по объёмам перевозки грузов. В единой экономической системе страны он является связующим звеном. Обеспечение высокого качества работы железнодорожного транспорта создаёт предпосылки для выполнения таких важнейших функций государства, как защита суверенитета и безопасности страны, удовлетворение потребностей граждан и организаций в перевозках, создание надлежащих условий равномерного развития регионов.
Длительный период железнодорожный транспорт находился в состоянии стагнации. Только в последние годы обозначилась тенденция развития в соответствии с потребностями и уровнем цивилизованного рыночного хозяйства. Правительство РФ инициировало структурную перестройку всей железнодорожной системы, среди которых важнейшее место отведено перевозке грузов. В целях повышения эффективности были созданы условия для развития конкуренции, создания мощной инфраструктуры. Потребовались новые правовые инструментарии.
В настоящее время железнодорожный транспорт органично интегрирован в единую транспортную сеть России. Взаимодействуя с другими видами транспорта, железнодорожный транспорт является ведущим фактором всей транспортной системы РФ. Свыше трети всего пассажиропотока страны приходится на железнодорожный транспорт. По грузоперевозкам РФ занимает первое место в Европе и второе в мире.
Реформа железнодорожного транспорта была возложена на созданное в 2003 г. - ОАО «РЖД». Единственным акционером и учредителем ОАО «РЖД» является РФ. В настоящее время ОАО «РЖД» головная компания холдинга «Российские железные дороги», в который входят 143 дочерних и зависимых обществ. На холдинг возложены задачи по эффективному выполнению функций национального железнодорожного перевозчика грузов и пассажиров, развитие железнодорожной инфраструктуры общего пользования и всего железнодорожного хозяйства.
На начальном этапе развития холдинга наблюдался неконтролируемый рост количества грузовых вагонов на протяжении 2010-2015 гг., что создало серьезные технологические и организационные проблемы в управлении и содержании парка вагонов. Были проведены срочные мероприятия по ужесточению технического регулирования отношений по эксплуатации и ремонту грузовых вагонов, в итоге произошло сокращение вагонного парка. Потребовались законодательные изменения. В частности, принят ФЗ от 31 декабря 2014 г. № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», который ввел штраф за простой вагонов, перевозчику было предоставлено право на перемещение порожних вагонов, определена специфика их перевозки. Названные изменения направлены на стимулирование участников процесса перевозки к более эффективному использованию всего подвижного состава и инфраструктуры.
В ходе проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:
1. Обоснованно, что по общему правилу договор перевозки грузов железнодорожным транспортом является реальным. Вместе с тем данный договор может выступать и в качестве консенсуального договора, так как содержание условий договора могут включать не только условия о доставке груза в пункт назначения, его выдаче и оплате, но и условия о подаче транспортных средств и предъявления грузов к перевозке. Признание консенсуального характера позволит расширить диспозитивные начала договора перевозки грузов железнодорожным транспортом, придаст единые правовые рамки для однородных видов отношений.
2. В целях устранения противоречий, дублирования норм, обеспечения единой правоприменительной практики в главе 40 ГК РФ следует закрепить комплекс правовых норм, определяющих единый правовой режим для перевозки грузов независимо от видов транспорта. Такой подход будет способствовать единообразной правоприменительной практике.
3. Систему договорных обязательств по перевозки грузов железнодорожным транспортом образуют два типа обязательств: рамочный договор (договор по организации перевозок грузов) и договор в пользу третьего лица (договор перевозки грузов).
4. Отсутствие технических и технологических возможностей перевозчика является основанием к отказу к заключению договора перевозки груза (ст. 789 ГК РФ). В результате устраняются начала публичности данного договора. Вместе с тем такое основание носит расширительный характер и может повлечь злоупотребление со стороны перевозчика. В этой связи необходимо четко определить содержание понятий «технических и технологических возможностей».
5. Необходимо привести в соответствие нормы ст. 114 Устава железнодорожного транспорта с нормами п.2 ст. 793 ГК в плане установления запрета на заключение соглашений транспортных организаций с отправителями грузов об ограничении или устранении ответственности перевозчика. В частности, ст. 114 УЖТ допускает возможность такого ограничения не только на основе устава, как это предусмотрено в ст. 793 ГК РФ, но и на основе иных правовых актов РФ. Такое расширительное толкование может повлечь нарушение прав и законных интересов грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров.
6. П.2 ст. 796 ГК РФ предусматривает ограничение ответственности перевозчика в размере реального ущерба при перевозке груза. Данная норма требует изменения с точки зрения соблюдения начала равенства субъектов гражданского права и приведения ее в соответствие со ст. 393 ГК РФ,
предусматривающую имущественную ответственность в полном объеме для случав, когда перевозчик причинил вред в форме умысла или грубой неосторожности.
Сформулированные предложения направлены на теоретическое обоснование необходимости дальнейшего совершенствования института договора перевозки грузов железнодорожным транспортом.
Длительный период железнодорожный транспорт находился в состоянии стагнации. Только в последние годы обозначилась тенденция развития в соответствии с потребностями и уровнем цивилизованного рыночного хозяйства. Правительство РФ инициировало структурную перестройку всей железнодорожной системы, среди которых важнейшее место отведено перевозке грузов. В целях повышения эффективности были созданы условия для развития конкуренции, создания мощной инфраструктуры. Потребовались новые правовые инструментарии.
В настоящее время железнодорожный транспорт органично интегрирован в единую транспортную сеть России. Взаимодействуя с другими видами транспорта, железнодорожный транспорт является ведущим фактором всей транспортной системы РФ. Свыше трети всего пассажиропотока страны приходится на железнодорожный транспорт. По грузоперевозкам РФ занимает первое место в Европе и второе в мире.
Реформа железнодорожного транспорта была возложена на созданное в 2003 г. - ОАО «РЖД». Единственным акционером и учредителем ОАО «РЖД» является РФ. В настоящее время ОАО «РЖД» головная компания холдинга «Российские железные дороги», в который входят 143 дочерних и зависимых обществ. На холдинг возложены задачи по эффективному выполнению функций национального железнодорожного перевозчика грузов и пассажиров, развитие железнодорожной инфраструктуры общего пользования и всего железнодорожного хозяйства.
На начальном этапе развития холдинга наблюдался неконтролируемый рост количества грузовых вагонов на протяжении 2010-2015 гг., что создало серьезные технологические и организационные проблемы в управлении и содержании парка вагонов. Были проведены срочные мероприятия по ужесточению технического регулирования отношений по эксплуатации и ремонту грузовых вагонов, в итоге произошло сокращение вагонного парка. Потребовались законодательные изменения. В частности, принят ФЗ от 31 декабря 2014 г. № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», который ввел штраф за простой вагонов, перевозчику было предоставлено право на перемещение порожних вагонов, определена специфика их перевозки. Названные изменения направлены на стимулирование участников процесса перевозки к более эффективному использованию всего подвижного состава и инфраструктуры.
В ходе проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:
1. Обоснованно, что по общему правилу договор перевозки грузов железнодорожным транспортом является реальным. Вместе с тем данный договор может выступать и в качестве консенсуального договора, так как содержание условий договора могут включать не только условия о доставке груза в пункт назначения, его выдаче и оплате, но и условия о подаче транспортных средств и предъявления грузов к перевозке. Признание консенсуального характера позволит расширить диспозитивные начала договора перевозки грузов железнодорожным транспортом, придаст единые правовые рамки для однородных видов отношений.
2. В целях устранения противоречий, дублирования норм, обеспечения единой правоприменительной практики в главе 40 ГК РФ следует закрепить комплекс правовых норм, определяющих единый правовой режим для перевозки грузов независимо от видов транспорта. Такой подход будет способствовать единообразной правоприменительной практике.
3. Систему договорных обязательств по перевозки грузов железнодорожным транспортом образуют два типа обязательств: рамочный договор (договор по организации перевозок грузов) и договор в пользу третьего лица (договор перевозки грузов).
4. Отсутствие технических и технологических возможностей перевозчика является основанием к отказу к заключению договора перевозки груза (ст. 789 ГК РФ). В результате устраняются начала публичности данного договора. Вместе с тем такое основание носит расширительный характер и может повлечь злоупотребление со стороны перевозчика. В этой связи необходимо четко определить содержание понятий «технических и технологических возможностей».
5. Необходимо привести в соответствие нормы ст. 114 Устава железнодорожного транспорта с нормами п.2 ст. 793 ГК в плане установления запрета на заключение соглашений транспортных организаций с отправителями грузов об ограничении или устранении ответственности перевозчика. В частности, ст. 114 УЖТ допускает возможность такого ограничения не только на основе устава, как это предусмотрено в ст. 793 ГК РФ, но и на основе иных правовых актов РФ. Такое расширительное толкование может повлечь нарушение прав и законных интересов грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров.
6. П.2 ст. 796 ГК РФ предусматривает ограничение ответственности перевозчика в размере реального ущерба при перевозке груза. Данная норма требует изменения с точки зрения соблюдения начала равенства субъектов гражданского права и приведения ее в соответствие со ст. 393 ГК РФ,
предусматривающую имущественную ответственность в полном объеме для случав, когда перевозчик причинил вред в форме умысла или грубой неосторожности.
Сформулированные предложения направлены на теоретическое обоснование необходимости дальнейшего совершенствования института договора перевозки грузов железнодорожным транспортом.



