ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
Введение
3
Глава 1. Теоретические основы изучения этнической тол ерантности в межличностных отношениях
подростков 13
1.1. Понятие и определение толерантности и
этнической толерантности как научных категорий 13
1.2. Этническая идентичность и особенности ее
становления в детском
возрасте
24
1.3. Психологические особенности межличностных отношений учащихся подросткового
возраста 31
Выводы по
главе 38
Глава 2. Изучение и формирование этнической толерантности у подростков в условиях общеобразовательной организации 40
2.1. Описание процедуры, методов и методик
исследования 40
2.2. Анализ и интерпретация полученных
результатов 49
2.3. Формирование этнической толерантности у
учащихся подросткового возраста в процессе школьного обучения 61
Выводы по
главе 71
Заключение
74
Список литературы
77
Приложения
87
3
Глава 1. Теоретические основы изучения этнической тол ерантности в межличностных отношениях
подростков 13
1.1. Понятие и определение толерантности и
этнической толерантности как научных категорий 13
1.2. Этническая идентичность и особенности ее
становления в детском
возрасте
24
1.3. Психологические особенности межличностных отношений учащихся подросткового
возраста 31
Выводы по
главе 38
Глава 2. Изучение и формирование этнической толерантности у подростков в условиях общеобразовательной организации 40
2.1. Описание процедуры, методов и методик
исследования 40
2.2. Анализ и интерпретация полученных
результатов 49
2.3. Формирование этнической толерантности у
учащихся подросткового возраста в процессе школьного обучения 61
Выводы по
главе 71
Заключение
74
Список литературы
77
Приложения
87
Актуальность исследования. Развитие и становление современной цивилизации во многом зависит от индивидуальных особенностей людей, способных взаимодействовать с представителями иных культур, национальностей и этносов, признающих свободу, суверенность, права, традиции, законные интересы и ценности граждан других стран, которые отличаются своими убеждениями, взглядами, обычаями, этическими и моральными нормами, спецификой мировосприятия и миропонимания, т.е. проявляющих толерантное отношение к другим [Авксентьев, 2007; Пуртова, 2012].
Ключевую значимость толерантность, в том числе и этническая, приобретает в условиях усиливающейся глобализации, социальные последствия которой довольно неоднозначны: вместе с наращиванием масштабов
взаимодействия различных государств в различных сферах жизнедеятельности обостряется противостояние между народами, усиливается дестабилизация в обществе, растет агрессия и нетерпимость [Авксентьев, 2007; Бакулина, 2014; Клименко, 2012; Хансуарова, 2017].
Обстановка общественной непостоянности на этапе формирования новых актуально весомых ценностей, макросоциальные изменения, которые затрагивают экономические, политические и другие сферы жизни общества, порождают ломку устоявшихся классических стандартов и норм поведения, обусловливают крайне низкую степень культуры межнационального диалога, нередко являются фактором, формирующим деструкцию
мировоззрения и мировосприятия [Кулаченко, 2015; Кустов, 2018].
Следует отметить, что усложнение межэтнической обстановки и рост самосознания выходящих на мировую арену новых групп населения создают напряженность в межнациональных отношениях и способствуют возникновению социальных конфликтов, усложняющих межэтническую обстановку в мировом пространстве [Шахбанова, 2012].
В настоящее время актуальной становится проблема формирования у всех граждан, независимо от возраста, основ этнической толерантности, позитивного отношения к своей и представителям других национальностей, понимание значения каждого этноса в истории общества, науки и культуры. Эти идеи нашли свое воплощение в работах таких отечественных исследователей, как И.В. Абакумова, Л.Ц. Кагермазова (2013), А.Г. Асмолов (2013), С.Д. Бакулина (2014), С.Л. Братченко (2003), А.М. Валеев (2016), Е.Ю. Клепцова (2004), В.Г. Крысько (2014), А.В. Потапенко (2016), Г.У. Солдатова (1998), Т.Г. Стефаненко (2014), Ф.А. Темирова и Д.Х. Накохова (2015) и др.
Эти и другие авторы считают, что проблема толерантности становится необходимым аспектом межэтнического взаимодействия и межкультурной коммуникации как в мировом сообществе, а также и в нашей стране. Толерантность в условиях полиэтничности, взаимопроникновения и многообразия этнокультур, наций и народностей выступает главным принципом и абсолютным гарантом политической, экономической и социокультурной стабильности общества.
Следует отметить, что отрицательному воздействию нестабильных межнациональных отношений особенно подвержено подрастающее поколение, в частности, подростки, являющиеся наиболее сенситивными с позиции формирования осознанного отношения к «чужим» и «своему» этносам [Ефремкина, 2010].
Особенности взросления подростков наряду с выраженным стремлением к самоутверждению не всегда гармонируют с проявляющейся необходимостью в приобщении к изменившемуся межнациональному социокультурному пространству. В этой связи формирование этнической толерантности у молодежи является основой бесконфликтного сосуществования представителей разных культур, национальностей и этнических групп в будущем [Кулаченко, 2015; Шайгерова, 2016].
Актуальность формирования этнической толерантности в подростковый период возрастного развития определяется тем, что при её отсутствии в личностной сфере человека появляются такие черты, как агрессивность, жестокость, насилие по отношению к представителям других культур и национальностей [Темирова, Накохова, 2015].
В исследованиях отечественных авторов этническая толерантность как многогранная категория рассматривается через призму снисходительности к другим людям (С.Д. Бакулина, 2014), принятия и уважения культурных различий (Г.Д. Дмитриев, 2000), позитивного образа иной культуры (Ф.М. Малхозова, 1999 и др.), настроенности на конструктивный диалог с другими (Р.Р. Валитова, 1997), сочувствия и сострадания к другим (А.Г. Асмолов, 2013; Г.У. Солдатова, 1998).
Последние годы отмечены появлением новых исследований по проблемам толерантности вообще и этнической в частности, а также особенностям её формирования в разных возрастных группах (И.В. Абакумова, Л.Ц. Кагермазова, 2013; Г.М. Бреслав, 2017; Е.В. Клименко, 2012; А.С. Пуртова, 2012; Н.Э. Солынин, 2016; Ф.А. Темирова, Д.Х. Накохова, 2015).
В свое время особенности проявления феномена толерантности в общественной жизни нашли отражение в работах Р.Р. Валитовой (1997), В.А. Лекторского (1997),
А.А. Леонтьева (2008) и др.
Психолого-педагогические аспекты формирования толерантности рассматривались такими исследователями, как М.С. Кадыкова (2012), В.В. Куликова, С.С. Быкова (2017), Л.Б. Можейкина (2007), Л.Ф. Сербина (2011), П.В. Степанова (2003), А.Р. Хансуарова (2017), О.И. Юдина (2008) и др.
Особенности личностного становления и развития подростков достаточно полно изучены в отечественной психологии (Л.И. Божович, 2006; Л.С. Выготский, 2017; И.С. Кон, 1979; А.В. Мудрик, 2014; А.В. Петровский, 2013;
А.А. Реан, 2008, 2015; Д.И. Фельдштейн, 2006; Д.Б. Эльконин, 1995 и др.). Особое внимание данному возрасту уделялось потому, что именно в подростковый период происходят существенные личностные изменения, характеризующиеся в первую очередь становлением Я-концепции, формированием эталона личности и переструктурированием системы межличностных отношений [Фельдштейн, 2006].
Тем не менее, проведенный анализ научных исследований по выбранной для выпускной квалификационной работы теме показал, что, несмотря на устойчивый интерес многих исследователей к указанным выше вопросам, проблема особенностей проявления и формирования этнической толерантности применительно к подростковому возрасту в условиях общеобразовательной организации остаётся малоизученной.
Обобщая результаты доступных нам исследований, представленных в виде монографий и специальных статей, мы можем констатировать, что в психологической и педагогической науках накоплена определённая совокупность научных знаний, рассматриваемая нами как предпосылка для формирования этнической толерантности у подростков. Вместе с тем нам не удалось обнаружить специальных исследований, посвящённых формированию этнической толерантности у подростков в условиях организованной учебной деятельности. Это послужило основанием для проведения диагностической работы, направленной на выявление уровня сформированности этнической толерантности у представителей этого возраста. В свою очередь выявленный в процессе диагностики уровень этнической толерантности подростков позволит более четко определить формы и содержание работы по формированию у них в условиях общеобразовательной организации толерантного отношения к своим сверстникам, являющимся представителями разных этносов и культур.
В настоящее время актуализируется роль учебной деятельности подростков как одного из факторов их культурного развития. Это связано с тем, что образование не только обеспечивает стабильность общества, а также во многом определяет специфику и форму взаимоотношения людей в условиях расширяющейся сферы межкультурного взаимодействия. Ведущая роль в решении задачи формирования этнической толерантности у подростков принадлежит школе как одному их основных институтов социализации личности, в рамках которого осуществляется их учебная деятельность.
В условиях повышенной мобильности населения современная российская школа является отражением этнокультурных и социальных процессов, происходящих в обществе. Здесь возникают те же проблемы, связанные с взаимопониманием, принятием позиции другого человека, непохожего на тебя, человека с другими ценностями и нормами, что и в обществе в целом.
Образование молодежи, которое обеспечивает механизм передачи этнического наследия, призвано поддерживать интеграционные процессы, обеспечить формирование понимания и уважения других этносов и культур, ориентировать на развитие духовной составляющей общества.
Данные задачи призвана обеспечить этническая педагогизация общеобразовательных организаций, в ходе которой оптимально решаются задачи воспитания межэтнической толерантности и формирования культуры межнациональных отношений [Темирова, Накохова, 2015]. В этой связи нам представляется важной проблема проведения специальной психологической и педагогической работы с подростками по формированию у них толерантности именно в учебной деятельности, которая ориентирована на обеспечение процесса гармонизации между разными политическими, этническими, конфессиональными и другими социальными группами; на сохранение многообразия цивилизаций и народов; на готовность к осознанию и сотрудничеству с людьми, которые отличаются не только по языку, внешности, но и по убеждениям, культурным обычаям и верованиям.
Особенно остро стоит данная проблема в поликультурных регионах, к которым полноправно можно отнести и Волгоградскую область, на территории которой вопросы этнической толерантности становятся особенно значимыми применительно к взаимодействию представителей разных культур. Вследствие этого в мультикультурном пространстве формирование этнической толерантности и толерантного сознания индивида выступает одной из основных задач образовательно-воспитательной деятельности. Основная роль в решении этой важной проблемы отводится школе.
В современном федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) прописаны не только прогнозируемые результаты образовательного процесса, касающиеся конкретных предметных знаний школьников, но и особенностей их личностного развития. В частности, это относится к таким целям образования и воспитания учащихся, как: 1) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; 2) участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических
особенностей rhttp://www.ug.ru/new standards/4].
Все вышеизложенное побудило нас выбрать проблему воспитания этнической толерантности у учащихся подросткового возраста в качестве темы выпускной квалификационной работы в следующей формулировке: «Формирование этнической толерантности у подростков в условиях общеобразовательной организации».
Объектом исследования выступает этническая толерантность как отсутствие у индивида негативного отношения к представителям другой национальности, иного этноса и культуры.
Предмет исследования - особенности проявления этнической толерантности у подростков в условиях школьного обучения.
Цель выпускной квалификационной работы - выявление особенностей проявления этнической толерантности у обучающихся подросткового возраста в условиях общеобразовательной организации и определение содержания, форм и методов работы с подростками по формированию у них этнической толерантности в процессе школьного обучения.
Гипотеза исследования. Приступая к исследованию, мы предположили, что:
1) современные подростки отличаются невысоким уровнем проявления этнической толерантности по отношению к своим сверстникам. При этом проявление этнической толерантности у подростков тесно связано с типом их этнической идентичности. Между типом этнической идентичности и уровнем этнической толерантности существует обратная (нелинейная) зависимость, т.е. чем сильнее выражена этническая идентичность, тем ниже уровень этнической толерантности, и наоборот: снижение уровня этнической идентичности ведёт к повышению уровня этнической толерантности;
2) для эффективного формирования этнической толерантности у учащихся подросткового возраста необходимо проведение с ними специальной психолого¬педагогической работы в условиях общеобразовательной организации.
Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы нами ставились и решались следующие задачи:
1) на основе анализа психолого-педагогических исследований выделить основные подходы к определению толерантности и этнической толерантности как научных категорий;
2) провести эмпирическое исследование по выявлению уровня этнической толерантности у обучающихся подросткового возраста в условиях общеобразовательной организации;
3) определить содержание, формы и методы работы с подростками по формированию у них этнической толерантности в процессе школьного обучения.
Методологической основой исследования послужили идеи и концептуальные положения, изложенные в работах авторов, затрагивающих проблемы толерантности вообще и этнической толерантности в частности: 1) анализ и развернутые характеристики проблемы психологии и педагогики толерантности С.Д. Бакулиной (2014), Е.О. Галицких (2004), В.М. Золотухиным (2001), Е.Ю. Клепцовой (2004), Е.Л. Кудриной (2013), Г.А. Лопушнян (2008), И.В. Марусевой (2016), М.С. Миримановой (2012), Г.У. Солдатовой и Л.А. Шайгеровой (2008), А.А. Халиловой (2011), О.А. Чебыкиной (2012); 2) основные положения Т.В. Болотиной (2010), Б.С. Гершунского (2007), О.В. Гуткина (2005), Л.И. Сёминой (2011) о формировании отношения обучающихся к толерантности как к общественной ценности;
3) концептуальные положения А.М. Байбакова (2012), П.В. Степанова (2003), Ф.А. Темировой, Д.Х. Накоховой (2015), Г.М. Шеламовой (2007) о влиянии образовательной среды и ее участников на формирование этнической толерантности у учащейся молодежи; 4) идеи Г.Г. Абдулкаримова (2012), Е.Л. Громовой (2016), Н.П. Едыговой (2002), С.А. Кадыковой (2014), Ф.М. Малхозовой (1999), М.С. Миримановой (2012) об особенностях воспитании этнической толерантности у учащихся в условиях общеобразовательной организации.
Методы и методики исследования:
I. Теоретические. Теоретический анализ научных исследований по выбранной проблеме; систематизация, обобщение и сопоставление полученных в диагностическом исследовании данных с результатами этого анализа.
II. Эмпирические.
1. Наблюдение за особенностями проявления этнической толерантности/интолерантности подростков в условиях общеобразовательной организации.
2. Опрос в виде беседы с последующим контент- анализом ответов респондентов:
- с подростками;
- со школьными педагогами, включая учителей- предметников и классных руководителей.
3. Тестирование с использованием следующих методик:
- «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова);
- «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгерова).
III. Математические. Статистическая проверка результатов эмпирического исследования проводилась с помощью такого метода математической статистики, как Н- критерий Краскела-Уоллиса (Kruskal-Wallis H-test). Расчёт полученных исследовательских показателей осуществлялся на основе использования компьютерного пакета программы SPSS.20.01 для социально-психологических наук.
Практическая значимость исследования. Результаты нашей выпускной квалификационной работы могут быть полезны школьным педагогам (учителям- предметникам, классным руководителям) и психологам системы образования для эффективной организации образовательно-воспитательной деятельности с учащимися подросткового возраста. Представленные в нашей работе материалы могут быть использованы: 1) в рамках проведения коррекционной работы по предупреждению и нейтрализации разных форм отклоняющегося поведения подростков, касающегося интолерантного отношения к людям другой национальности и культуры; 3) в работе с педагогами и родителями с целью оказания им психологической помощи в организации конструктивного взаимодействия с детьми подросткового возраста; 4) в оказании психолого¬педагогической поддержки самим подросткам в установлении доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и значимыми взрослыми.
Материалы ВКР могут также использоваться преподавателями и студентами вузов в процессе профессионального обучения будущих педагогов, психологов системы образования, социальных педагогов в содержании таких учебных курсов, как «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности», «Психология развития и возрастная психология», «Психолого¬педагогическое взаимодействие участников
образовательного процесса», «Педагогическая психология», «Социальная психология», «Психолого-педагогическая коррекция», «Конфликтология», «Психология семьи и семейного воспитания», а также стать основой курсов по выбору студентов.
База исследования. Диагностическая часть выпускной квалификационной работы проводилась на базе МОУ Лицей № 2 города Волгограда. Всего исследованием было охвачено 60 человек - учащихся 8-х классов в возрасте 14 - 15 лет (из них 36 девочек и 24 мальчика).
Апробация материалов исследования
осуществлялись в виде выступлений на научных конференциях студентов ВГСПУ (апрель 2017, 2018, 2019 гг.), а также в процессе подготовки научных статей для участия во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ студентов «Наука онлайн!» (2018, 2019 г.). Научная статья «Изучение этнической толерантности» в конкурсе 2018 г. была отмечена Дипломом III степени. Научная статья «Консультирование школьных педагогов по проблеме формирования этнической толерантности у подростков» в конкурсе 2019 г. была отмечена Дипломом II степени. Для участия в Международной педагогической дистанционной конференции «Педагогика и образование» (май 2019 г.) была подготовлена научная статья «Просвещение школьных педагогов по проблеме формирования этнической толерантности у подростков», которая опубликована на Педагогическом портале «Солнечный свет» (https://solncesvet.ru/uploads/ 2019/05/03/29187cfc2f6c42e39daacf62efeccfbe.pdf)
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 98 наименований, и 2 приложения. Основные исследовательские данные представлены в 5 таблицах и проиллюстрированы 5 рисунками.
18
Ключевую значимость толерантность, в том числе и этническая, приобретает в условиях усиливающейся глобализации, социальные последствия которой довольно неоднозначны: вместе с наращиванием масштабов
взаимодействия различных государств в различных сферах жизнедеятельности обостряется противостояние между народами, усиливается дестабилизация в обществе, растет агрессия и нетерпимость [Авксентьев, 2007; Бакулина, 2014; Клименко, 2012; Хансуарова, 2017].
Обстановка общественной непостоянности на этапе формирования новых актуально весомых ценностей, макросоциальные изменения, которые затрагивают экономические, политические и другие сферы жизни общества, порождают ломку устоявшихся классических стандартов и норм поведения, обусловливают крайне низкую степень культуры межнационального диалога, нередко являются фактором, формирующим деструкцию
мировоззрения и мировосприятия [Кулаченко, 2015; Кустов, 2018].
Следует отметить, что усложнение межэтнической обстановки и рост самосознания выходящих на мировую арену новых групп населения создают напряженность в межнациональных отношениях и способствуют возникновению социальных конфликтов, усложняющих межэтническую обстановку в мировом пространстве [Шахбанова, 2012].
В настоящее время актуальной становится проблема формирования у всех граждан, независимо от возраста, основ этнической толерантности, позитивного отношения к своей и представителям других национальностей, понимание значения каждого этноса в истории общества, науки и культуры. Эти идеи нашли свое воплощение в работах таких отечественных исследователей, как И.В. Абакумова, Л.Ц. Кагермазова (2013), А.Г. Асмолов (2013), С.Д. Бакулина (2014), С.Л. Братченко (2003), А.М. Валеев (2016), Е.Ю. Клепцова (2004), В.Г. Крысько (2014), А.В. Потапенко (2016), Г.У. Солдатова (1998), Т.Г. Стефаненко (2014), Ф.А. Темирова и Д.Х. Накохова (2015) и др.
Эти и другие авторы считают, что проблема толерантности становится необходимым аспектом межэтнического взаимодействия и межкультурной коммуникации как в мировом сообществе, а также и в нашей стране. Толерантность в условиях полиэтничности, взаимопроникновения и многообразия этнокультур, наций и народностей выступает главным принципом и абсолютным гарантом политической, экономической и социокультурной стабильности общества.
Следует отметить, что отрицательному воздействию нестабильных межнациональных отношений особенно подвержено подрастающее поколение, в частности, подростки, являющиеся наиболее сенситивными с позиции формирования осознанного отношения к «чужим» и «своему» этносам [Ефремкина, 2010].
Особенности взросления подростков наряду с выраженным стремлением к самоутверждению не всегда гармонируют с проявляющейся необходимостью в приобщении к изменившемуся межнациональному социокультурному пространству. В этой связи формирование этнической толерантности у молодежи является основой бесконфликтного сосуществования представителей разных культур, национальностей и этнических групп в будущем [Кулаченко, 2015; Шайгерова, 2016].
Актуальность формирования этнической толерантности в подростковый период возрастного развития определяется тем, что при её отсутствии в личностной сфере человека появляются такие черты, как агрессивность, жестокость, насилие по отношению к представителям других культур и национальностей [Темирова, Накохова, 2015].
В исследованиях отечественных авторов этническая толерантность как многогранная категория рассматривается через призму снисходительности к другим людям (С.Д. Бакулина, 2014), принятия и уважения культурных различий (Г.Д. Дмитриев, 2000), позитивного образа иной культуры (Ф.М. Малхозова, 1999 и др.), настроенности на конструктивный диалог с другими (Р.Р. Валитова, 1997), сочувствия и сострадания к другим (А.Г. Асмолов, 2013; Г.У. Солдатова, 1998).
Последние годы отмечены появлением новых исследований по проблемам толерантности вообще и этнической в частности, а также особенностям её формирования в разных возрастных группах (И.В. Абакумова, Л.Ц. Кагермазова, 2013; Г.М. Бреслав, 2017; Е.В. Клименко, 2012; А.С. Пуртова, 2012; Н.Э. Солынин, 2016; Ф.А. Темирова, Д.Х. Накохова, 2015).
В свое время особенности проявления феномена толерантности в общественной жизни нашли отражение в работах Р.Р. Валитовой (1997), В.А. Лекторского (1997),
А.А. Леонтьева (2008) и др.
Психолого-педагогические аспекты формирования толерантности рассматривались такими исследователями, как М.С. Кадыкова (2012), В.В. Куликова, С.С. Быкова (2017), Л.Б. Можейкина (2007), Л.Ф. Сербина (2011), П.В. Степанова (2003), А.Р. Хансуарова (2017), О.И. Юдина (2008) и др.
Особенности личностного становления и развития подростков достаточно полно изучены в отечественной психологии (Л.И. Божович, 2006; Л.С. Выготский, 2017; И.С. Кон, 1979; А.В. Мудрик, 2014; А.В. Петровский, 2013;
А.А. Реан, 2008, 2015; Д.И. Фельдштейн, 2006; Д.Б. Эльконин, 1995 и др.). Особое внимание данному возрасту уделялось потому, что именно в подростковый период происходят существенные личностные изменения, характеризующиеся в первую очередь становлением Я-концепции, формированием эталона личности и переструктурированием системы межличностных отношений [Фельдштейн, 2006].
Тем не менее, проведенный анализ научных исследований по выбранной для выпускной квалификационной работы теме показал, что, несмотря на устойчивый интерес многих исследователей к указанным выше вопросам, проблема особенностей проявления и формирования этнической толерантности применительно к подростковому возрасту в условиях общеобразовательной организации остаётся малоизученной.
Обобщая результаты доступных нам исследований, представленных в виде монографий и специальных статей, мы можем констатировать, что в психологической и педагогической науках накоплена определённая совокупность научных знаний, рассматриваемая нами как предпосылка для формирования этнической толерантности у подростков. Вместе с тем нам не удалось обнаружить специальных исследований, посвящённых формированию этнической толерантности у подростков в условиях организованной учебной деятельности. Это послужило основанием для проведения диагностической работы, направленной на выявление уровня сформированности этнической толерантности у представителей этого возраста. В свою очередь выявленный в процессе диагностики уровень этнической толерантности подростков позволит более четко определить формы и содержание работы по формированию у них в условиях общеобразовательной организации толерантного отношения к своим сверстникам, являющимся представителями разных этносов и культур.
В настоящее время актуализируется роль учебной деятельности подростков как одного из факторов их культурного развития. Это связано с тем, что образование не только обеспечивает стабильность общества, а также во многом определяет специфику и форму взаимоотношения людей в условиях расширяющейся сферы межкультурного взаимодействия. Ведущая роль в решении задачи формирования этнической толерантности у подростков принадлежит школе как одному их основных институтов социализации личности, в рамках которого осуществляется их учебная деятельность.
В условиях повышенной мобильности населения современная российская школа является отражением этнокультурных и социальных процессов, происходящих в обществе. Здесь возникают те же проблемы, связанные с взаимопониманием, принятием позиции другого человека, непохожего на тебя, человека с другими ценностями и нормами, что и в обществе в целом.
Образование молодежи, которое обеспечивает механизм передачи этнического наследия, призвано поддерживать интеграционные процессы, обеспечить формирование понимания и уважения других этносов и культур, ориентировать на развитие духовной составляющей общества.
Данные задачи призвана обеспечить этническая педагогизация общеобразовательных организаций, в ходе которой оптимально решаются задачи воспитания межэтнической толерантности и формирования культуры межнациональных отношений [Темирова, Накохова, 2015]. В этой связи нам представляется важной проблема проведения специальной психологической и педагогической работы с подростками по формированию у них толерантности именно в учебной деятельности, которая ориентирована на обеспечение процесса гармонизации между разными политическими, этническими, конфессиональными и другими социальными группами; на сохранение многообразия цивилизаций и народов; на готовность к осознанию и сотрудничеству с людьми, которые отличаются не только по языку, внешности, но и по убеждениям, культурным обычаям и верованиям.
Особенно остро стоит данная проблема в поликультурных регионах, к которым полноправно можно отнести и Волгоградскую область, на территории которой вопросы этнической толерантности становятся особенно значимыми применительно к взаимодействию представителей разных культур. Вследствие этого в мультикультурном пространстве формирование этнической толерантности и толерантного сознания индивида выступает одной из основных задач образовательно-воспитательной деятельности. Основная роль в решении этой важной проблемы отводится школе.
В современном федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) прописаны не только прогнозируемые результаты образовательного процесса, касающиеся конкретных предметных знаний школьников, но и особенностей их личностного развития. В частности, это относится к таким целям образования и воспитания учащихся, как: 1) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; 2) участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических
особенностей rhttp://www.ug.ru/new standards/4].
Все вышеизложенное побудило нас выбрать проблему воспитания этнической толерантности у учащихся подросткового возраста в качестве темы выпускной квалификационной работы в следующей формулировке: «Формирование этнической толерантности у подростков в условиях общеобразовательной организации».
Объектом исследования выступает этническая толерантность как отсутствие у индивида негативного отношения к представителям другой национальности, иного этноса и культуры.
Предмет исследования - особенности проявления этнической толерантности у подростков в условиях школьного обучения.
Цель выпускной квалификационной работы - выявление особенностей проявления этнической толерантности у обучающихся подросткового возраста в условиях общеобразовательной организации и определение содержания, форм и методов работы с подростками по формированию у них этнической толерантности в процессе школьного обучения.
Гипотеза исследования. Приступая к исследованию, мы предположили, что:
1) современные подростки отличаются невысоким уровнем проявления этнической толерантности по отношению к своим сверстникам. При этом проявление этнической толерантности у подростков тесно связано с типом их этнической идентичности. Между типом этнической идентичности и уровнем этнической толерантности существует обратная (нелинейная) зависимость, т.е. чем сильнее выражена этническая идентичность, тем ниже уровень этнической толерантности, и наоборот: снижение уровня этнической идентичности ведёт к повышению уровня этнической толерантности;
2) для эффективного формирования этнической толерантности у учащихся подросткового возраста необходимо проведение с ними специальной психолого¬педагогической работы в условиях общеобразовательной организации.
Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы нами ставились и решались следующие задачи:
1) на основе анализа психолого-педагогических исследований выделить основные подходы к определению толерантности и этнической толерантности как научных категорий;
2) провести эмпирическое исследование по выявлению уровня этнической толерантности у обучающихся подросткового возраста в условиях общеобразовательной организации;
3) определить содержание, формы и методы работы с подростками по формированию у них этнической толерантности в процессе школьного обучения.
Методологической основой исследования послужили идеи и концептуальные положения, изложенные в работах авторов, затрагивающих проблемы толерантности вообще и этнической толерантности в частности: 1) анализ и развернутые характеристики проблемы психологии и педагогики толерантности С.Д. Бакулиной (2014), Е.О. Галицких (2004), В.М. Золотухиным (2001), Е.Ю. Клепцовой (2004), Е.Л. Кудриной (2013), Г.А. Лопушнян (2008), И.В. Марусевой (2016), М.С. Миримановой (2012), Г.У. Солдатовой и Л.А. Шайгеровой (2008), А.А. Халиловой (2011), О.А. Чебыкиной (2012); 2) основные положения Т.В. Болотиной (2010), Б.С. Гершунского (2007), О.В. Гуткина (2005), Л.И. Сёминой (2011) о формировании отношения обучающихся к толерантности как к общественной ценности;
3) концептуальные положения А.М. Байбакова (2012), П.В. Степанова (2003), Ф.А. Темировой, Д.Х. Накоховой (2015), Г.М. Шеламовой (2007) о влиянии образовательной среды и ее участников на формирование этнической толерантности у учащейся молодежи; 4) идеи Г.Г. Абдулкаримова (2012), Е.Л. Громовой (2016), Н.П. Едыговой (2002), С.А. Кадыковой (2014), Ф.М. Малхозовой (1999), М.С. Миримановой (2012) об особенностях воспитании этнической толерантности у учащихся в условиях общеобразовательной организации.
Методы и методики исследования:
I. Теоретические. Теоретический анализ научных исследований по выбранной проблеме; систематизация, обобщение и сопоставление полученных в диагностическом исследовании данных с результатами этого анализа.
II. Эмпирические.
1. Наблюдение за особенностями проявления этнической толерантности/интолерантности подростков в условиях общеобразовательной организации.
2. Опрос в виде беседы с последующим контент- анализом ответов респондентов:
- с подростками;
- со школьными педагогами, включая учителей- предметников и классных руководителей.
3. Тестирование с использованием следующих методик:
- «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова);
- «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгерова).
III. Математические. Статистическая проверка результатов эмпирического исследования проводилась с помощью такого метода математической статистики, как Н- критерий Краскела-Уоллиса (Kruskal-Wallis H-test). Расчёт полученных исследовательских показателей осуществлялся на основе использования компьютерного пакета программы SPSS.20.01 для социально-психологических наук.
Практическая значимость исследования. Результаты нашей выпускной квалификационной работы могут быть полезны школьным педагогам (учителям- предметникам, классным руководителям) и психологам системы образования для эффективной организации образовательно-воспитательной деятельности с учащимися подросткового возраста. Представленные в нашей работе материалы могут быть использованы: 1) в рамках проведения коррекционной работы по предупреждению и нейтрализации разных форм отклоняющегося поведения подростков, касающегося интолерантного отношения к людям другой национальности и культуры; 3) в работе с педагогами и родителями с целью оказания им психологической помощи в организации конструктивного взаимодействия с детьми подросткового возраста; 4) в оказании психолого¬педагогической поддержки самим подросткам в установлении доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и значимыми взрослыми.
Материалы ВКР могут также использоваться преподавателями и студентами вузов в процессе профессионального обучения будущих педагогов, психологов системы образования, социальных педагогов в содержании таких учебных курсов, как «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности», «Психология развития и возрастная психология», «Психолого¬педагогическое взаимодействие участников
образовательного процесса», «Педагогическая психология», «Социальная психология», «Психолого-педагогическая коррекция», «Конфликтология», «Психология семьи и семейного воспитания», а также стать основой курсов по выбору студентов.
База исследования. Диагностическая часть выпускной квалификационной работы проводилась на базе МОУ Лицей № 2 города Волгограда. Всего исследованием было охвачено 60 человек - учащихся 8-х классов в возрасте 14 - 15 лет (из них 36 девочек и 24 мальчика).
Апробация материалов исследования
осуществлялись в виде выступлений на научных конференциях студентов ВГСПУ (апрель 2017, 2018, 2019 гг.), а также в процессе подготовки научных статей для участия во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ студентов «Наука онлайн!» (2018, 2019 г.). Научная статья «Изучение этнической толерантности» в конкурсе 2018 г. была отмечена Дипломом III степени. Научная статья «Консультирование школьных педагогов по проблеме формирования этнической толерантности у подростков» в конкурсе 2019 г. была отмечена Дипломом II степени. Для участия в Международной педагогической дистанционной конференции «Педагогика и образование» (май 2019 г.) была подготовлена научная статья «Просвещение школьных педагогов по проблеме формирования этнической толерантности у подростков», которая опубликована на Педагогическом портале «Солнечный свет» (https://solncesvet.ru/uploads/ 2019/05/03/29187cfc2f6c42e39daacf62efeccfbe.pdf)
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 98 наименований, и 2 приложения. Основные исследовательские данные представлены в 5 таблицах и проиллюстрированы 5 рисунками.
18
Аналитический обзор психолого-педагогических исследований и результаты нашего небольшого эмпирического изыскания по вопросам проявления этнической толерантности в межличностных отношениях подростков было выявлено, что выбранная нами для выпускной квалификационной работы проблема является актуальной как в теоретическом, так и практическом планах.
При решении поставленных в своей работе задач мы опирались на многочисленные источники, в которых изложена информация по основным положениям нашего исследования.
В ходе анализа психологических исследований, представленных в виде монографий и научных статей, был сделан вывод, что толерантность в психологическом контексте есть сформированная на подсознательном уровне «естественная» положительная установка индивида по отношению к окружающему его дифференцированному (многонациональному) социуму, заключающаяся в конструктивно-доброжелательной его оценке и отказе от противостояния.
Подростковый возраст сенситивен к формированию толерантности вообще и этнической в частности, поскольку ему свойственны изменения в соотношении нервных процессов возбуждения и торможения, что служит основой для формирования самоконтроля и сознательной регуляции поведения. Данные исследований других авторов и результаты нашей диагностики свидетельствуют о том, что только половина подростков проявляют этническую толерантность в межличностных отношениях со сверстниками других национальностей.
В процессе диагностической работы по определению типов этнической идентичности подростков было установлено, что в изучаемой нами выборке учащихся подросткового возраста преобладают этноизоляционизм и позитивная этническая идентичность, что сопоставимо с так называемой нормой. У незначительного количества подростков выявлена склонность к этноэгоизму и этнонигилизму. Наименее выражены этническая индифферентность и этнофанатизм.
При определении индекса этнической толерантности было установлено, что большинство респондентов имеют низкий его уровень. Только четвертая часть нашей исследовательской выборки отличается высоким уровнем сформированности этнической толерантности.
Достоверность полученных в процессе диагностики данных была подтверждена результатами корреляционного анализа, которые оказались статистически значимыми, т.е. подтвердилось, что любое проявление типа этнической идентичности в поведении оказывает влияние на уровень этнической толерантности/интолерантности подростков. Между типом этнической идентичности и уровнем этнической толерантности существует обратная (нелинейная) зависимость, т.е. чем сильнее выражена этническая идентичность, тем ниже уровень этнической толерантности. А это значит, что первая часть рабочей гипотезы нашла свое подтверждение.
Для эффективного формирования этнической толерантности у подростков необходима целенаправленная психолого-педагогическая работа в условиях образовательной организации. Такая работа должна проводиться учителями-предметниками и классными руководителями как во время урочных занятий, так и в процессе специально организованной внеклассной и внешкольной деятельности. Существенную помощь школьным педагогам в формировании этнической толерантности у учащихся подросткового возраста может оказать опыт других учителей. Школьный психолог также может внести свой вклад в эту работу путем проведения специальных занятий, например, посредством проведения мини-тренингов, участие в которых будет способствовать успешной интеграции подростов в полиэтническую социокультурную среду.
Всё вышеизложенное даёт основание для следующего заключения: рабочая гипотеза исследования подтвердилась, поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.
Вместе с тем мы не считаем, что содержанием своей выпускной работы нам удалось ответить на все вопросы, связанные с формированием этнической толерантности у подростков в условиях школьного обучения. Полагаем, что в изучении рассматриваемой нами проблемы имеются перспективные линии дальнейших исследований. В частности, имеет смысл детально рассмотреть эту проблему применительно к учащимся городских и сельских школ, а также к подросткам, обучающимся в разных типах общеобразовательных организаций (школах, гимназиях, лицеях, кадетских корпусах). Интересным может оказаться и аспект, связанный с тем, как семья и взаимоотношения в ней влияют на формирование этнической идентичности у детей разного возраста.
При решении поставленных в своей работе задач мы опирались на многочисленные источники, в которых изложена информация по основным положениям нашего исследования.
В ходе анализа психологических исследований, представленных в виде монографий и научных статей, был сделан вывод, что толерантность в психологическом контексте есть сформированная на подсознательном уровне «естественная» положительная установка индивида по отношению к окружающему его дифференцированному (многонациональному) социуму, заключающаяся в конструктивно-доброжелательной его оценке и отказе от противостояния.
Подростковый возраст сенситивен к формированию толерантности вообще и этнической в частности, поскольку ему свойственны изменения в соотношении нервных процессов возбуждения и торможения, что служит основой для формирования самоконтроля и сознательной регуляции поведения. Данные исследований других авторов и результаты нашей диагностики свидетельствуют о том, что только половина подростков проявляют этническую толерантность в межличностных отношениях со сверстниками других национальностей.
В процессе диагностической работы по определению типов этнической идентичности подростков было установлено, что в изучаемой нами выборке учащихся подросткового возраста преобладают этноизоляционизм и позитивная этническая идентичность, что сопоставимо с так называемой нормой. У незначительного количества подростков выявлена склонность к этноэгоизму и этнонигилизму. Наименее выражены этническая индифферентность и этнофанатизм.
При определении индекса этнической толерантности было установлено, что большинство респондентов имеют низкий его уровень. Только четвертая часть нашей исследовательской выборки отличается высоким уровнем сформированности этнической толерантности.
Достоверность полученных в процессе диагностики данных была подтверждена результатами корреляционного анализа, которые оказались статистически значимыми, т.е. подтвердилось, что любое проявление типа этнической идентичности в поведении оказывает влияние на уровень этнической толерантности/интолерантности подростков. Между типом этнической идентичности и уровнем этнической толерантности существует обратная (нелинейная) зависимость, т.е. чем сильнее выражена этническая идентичность, тем ниже уровень этнической толерантности. А это значит, что первая часть рабочей гипотезы нашла свое подтверждение.
Для эффективного формирования этнической толерантности у подростков необходима целенаправленная психолого-педагогическая работа в условиях образовательной организации. Такая работа должна проводиться учителями-предметниками и классными руководителями как во время урочных занятий, так и в процессе специально организованной внеклассной и внешкольной деятельности. Существенную помощь школьным педагогам в формировании этнической толерантности у учащихся подросткового возраста может оказать опыт других учителей. Школьный психолог также может внести свой вклад в эту работу путем проведения специальных занятий, например, посредством проведения мини-тренингов, участие в которых будет способствовать успешной интеграции подростов в полиэтническую социокультурную среду.
Всё вышеизложенное даёт основание для следующего заключения: рабочая гипотеза исследования подтвердилась, поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.
Вместе с тем мы не считаем, что содержанием своей выпускной работы нам удалось ответить на все вопросы, связанные с формированием этнической толерантности у подростков в условиях школьного обучения. Полагаем, что в изучении рассматриваемой нами проблемы имеются перспективные линии дальнейших исследований. В частности, имеет смысл детально рассмотреть эту проблему применительно к учащимся городских и сельских школ, а также к подросткам, обучающимся в разных типах общеобразовательных организаций (школах, гимназиях, лицеях, кадетских корпусах). Интересным может оказаться и аспект, связанный с тем, как семья и взаимоотношения в ней влияют на формирование этнической идентичности у детей разного возраста.
Подобные работы
- Формирование межэтнической толерантности у подростков
Главы к дипломным работам, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2013 - Формирование этнической толерантности старшеклассников в процессе преподавания общественных дисциплин
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2013 - РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНИНГА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИОНННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2013 - Проблема воспитания межкультурной толерантности и много религиозной среде современного Татарстана
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАЛЫХ ГРУПП
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



