Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Работа №66154

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
285
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы рефлексии как неотъемлемого компонента образовательной деятельности обучающихся 7
1.1.Определение понятия «рефлексия» и его генезис 7
1.2. Место рефлексии в организации учебного процесса по иностранному языку, ее виды и формы 10
Выводы по главе 1 28
Глава II. Технология развития критического мышления студентов как способ реализации их рефлексивных умений 30
2.1. Сущность критического мышления и его значение в современном
образовании 30
2.2. Учет когнитивных стилей студентов и их индивидуально¬
психологических особенностей в процессе развития и совершенствования критического мышления на занятиях по иностранному языку 41
2.3. Апробация технологии развития критического мышления с
применением различных приемов рефлексии в процессе обучения говорению и чтению на иностранном языке 47
Выводы по главе II 65
Заключение 67
Список использованной литературы 69
Приложение 1 73


С развитием современного общества информация становится доступной для каждого человека, и он должен ориентироваться в ее потоке. Каждый индивидуум усваивает и осмысливает информацию в процессе коммуникации, т.е. во время общения, просмотра телепередач, новостей и т.д. Эффективность коммуникации зависит от умения человека правильно принять и передать информацию.
Способность вовремя получать информацию для решения соответствующего вопроса - это залог успеха в жизни современного общества, но также следует отметить, что в мире важную роль играют иностранные языки как средство межкультурной коммуникации.
Многие ученые считают, что коммуникация будет эффективна лишь тогда, когда человек будет обладать критическим мышлением, поэтому сегодня одной из главных целей является развитие критического мышления обучающихся, так как человек должен уметь принимать информацию, критически ее оценивать на основе сформированных рефлексивных умений и применять. Наряду с этим рефлексия является источником развития у индивидуума умения логично мыслить, независимо ни от чего принимать решения, учитывая как свое мнение, так и мнения других, а также умение отказаться от личных предубеждений в пользу новых идей и возможностей.
Рефлексивная деятельность объединяет в себе исследовательскую и проектную деятельности, связанные с готовностью решать проблемы, что в настоящее время является важной задачей учебного процесса. Развитие критического мышления студентов при изучении иностранных языков позволяет найти взаимопонимание между носителями различных языков и культур. Формирование критического мышления во время расширения информационного пространства приобретает особую важность, т.к. критическое мышление в процессе образования - это совокупность умений и навыков, которые обуславливают высокий уровень исследовательской культуры преподавателя и обучающегося. Критическое мышление определяют также как оценочное и рефлексивное мышление, основывающееся на личном опыте и проверенной информации. Развитие умений и навыков критического мышления помогает определить свой образовательный путь для изучения определенных тем и решения отдельных задач.
Таким образом, тема данной работы является актуальной, так как современное общество нуждается в личности, которая обладает конкретными качествами мышления.
Целью данной работы является анализ и определение эффективности применения технологии развития критического мышления с использованием рефлексии на занятиях по иностранному языку.
Объект исследования - процесс развития критического мышления обучающихся на занятиях по иностранному языку как основы формирования рефлексивных умений.
Предметом исследования являются методы и приемы развития критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку.
Предположение о том, что применение технологии критического мышления с использованием различных приемов рефлексии на занятиях по иностранному языку позволяет повысить уровень знаний и сформированность речевых навыков и умений студентов, выступает в качестве гипотезы исследования.
Для того чтобы проверить выдвинутую гипотезу, следует решить следующие задачи:
1. изучить и проанализировать исследования, связанные с развитием критического мышления у учащихся;
2. рассмотреть определение понятия «рефлексия»;
3.определить место рефлексии в организации учебного процесса по иностранному языку, рассмотреть ее виды и формы;
4. проанализировать методику использования технологии критического мышления в учебном процессе;
5. разработать и провести занятия на основе технологии развития критического мышления и использования различных приемов рефлексии для подтверждения гипотезы исследования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: изучение и анализ теории, педагогическое наблюдение, анализ занятий по иностранному языку, беседы с преподавателями иностранного языка, опытно-экспериментальное обучение, подведение итогов и сравнение результатов.
Теоретическую основу исследования составили работы известных отечественных и зарубежных ученых, таких как Н.Г. Алексеев, А.С. Арсеньев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д. Дьюи, Ю.В. Громыко, Ж. Пиаже, В.В. Рубцов и др.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования представленных материалов студентами-магистрантами, преподавателями на занятиях по иностранным языкам. Материалы исследования были представлены на студенческих научно-практических конференциях по итогам научно-исследовательской работы 2016 года в рамках ИМКиМО и НИУ «БелГУ» и нашли отражение в статьях «Использование технологии развития критического мышления на занятиях по испанскому языку», «Обучение иностранному языку на основе использования элементов технологии развития критического мышления».
Цель, объект, предмет и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении сформулированы тема и цель работы, объект и предмет исследования, поставлены задачи и определены методы их решения.
В первой главе дано определение понятия «рефлексия» и его генезис, а также место рефлексии в организации учебного процесса по иностранному языку, ее виды и формы.
Во второй главе рассмотрена сущность критического мышления и его значение в современном образовании, проанализированы когнитивные стили студентов и их индивидуально-психологические особенности, которые должны в полной мере учитываться в процессе развития и совершенствования критического мышления на занятиях по иностранному языку, представлены описание и результаты применения технологии развития критического мышления с использованием различных приемов рефлексии в процессе обучения говорению и чтению на иностранном языке.
В заключении сделаны выводы и подведены итоги исследования.
Список использованной литературы включает издания отечественных и зарубежных авторов, а также электронные ресурсы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие информационного сообщества ведет к появлению глобальной образовательной общности людей. Доступность всех информационных ресурсов заставляет оперировать различной информацией, среди которой существуют противоречивые, недостоверные мнения. Жизнь и образование требуют от человека умения отделить ценное и полезное от ненужного, необходима также устойчивость к информационному потоку. Главным качеством, который характеризует такую устойчивость, является критическое мышление.
Цель современного образование - сформировать всесторонне развитую личность студента, которая будет готова к успешной учебной и профессиональной деятельности, даже в условиях конкуренции, как в жизненных ситуациях, так и на рынке труда. Главное внимание акцентируется на интеллектуальном развитии учащегося, без которого он вряд ли сможет найти решения при возникновении проблем. Таким образом, сейчас всеобъемлюще используется технология развития критического мышления через говорение и чтение на занятиях по иностранному языку.
В основу формирования критического мышления студентов легли умение выделять основные цели и задачи, высокий уровень оценки, восприимчивости и обработки информации. Критическое мышление подразумевает наличие навыков рефлексии к своей мыслительной деятельности, умение работать с понятиями, суждениями, вопросами, и поэтому разумно развивать критическое мышление на занятиях в университете.
Рефлексия может выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, способы деятельности, отражать внутреннее состояние человека.
Под технологией развития критического мышления понимается система педагогических стратегий и приемов, которые в свою очередь направлены на создания критического мышления обучающихся. Критическое мышление студентов предполагает анализ и оценку огромного количества информации, логическое построение суждений, выявление проблем и их решение. Эта технология направлена на формирование интеллектуальных способностей, где иностранный язык является средством получения информации и средством коммуникации.
Главные задачи технологии развития критического мышления заключаются в том, чтобы научить находить объективную оценку в познаваемом объекте, собирать нужную информацию и проверять надежность ее источников, выявлять проблему, всесторонне рассматривать ее, разрабатывать способы достижения целей, четко выражать свою точку зрения, сравнивать свое и чужое мнения, исправлять собственные ошибки, с уважением относиться к другим участникам процесса обучения и их идеям.
Мы изучили и проанализировали исследования, которые представлены в научной литературе по проблеме развития критического мышления, познакомились с различными видами и приемами рефлексии, которые используются для формирования критического мышления, изучили методику применения технологии развития критического мышления, подготовили и провели занятия с использованием приемов рефлексии. Таким образом, задачи, поставленные в данном исследовании, решены.



1. Алексеев Н. А. Развитие критического мышления / Н. А. Алексеева. - М.: Наука, 2000. - 190 с.
2. Арендт Х. Технология развития критического мышления / Ханна Арендт. - М.: Просвещение, 2003. - 230 с.
3. Аристотель. Философское наследие. Т. 4 / Аристотель. - М.: Мысль, 1986. - 830 с.
4. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-методическое пособие. М.: Мирос, 2002. - 176 с.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь // Психология развития человека. - М.: Смысл; ЭКСМО, 2005. - 1136с.
6. Гегель Г. В. Ф. Наука логики: [перевод с немецкого]. Т. 1 / Георг
Вильгельм Фридрих Гегель; Академия наук СССР, Институт
философии. - М.: Мысль, 1970. - 500 с.
7. Громова О. Критическое мышление: как это по-русски? / О. Громова // Первое сентября. - 2001. - 16 янв. - С. 3.
8. Гузеев В. В. Теория и практика интегральной образовательной технологии / В. В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2001. - 223 с.
9. Гуткина Н. И. О психологической сущности рефлексивных ожиданий. — В книге: Психология личности: теория и эксперимент. М.: 1982, с. 100 — 108.
10. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. 3-е издание, переработанное и дополненное - М.: Академический Проект, 2000. - 190 с.
11. Джонсон Р. Х. Рефлексия как механизм личностного развития / Ральф. Х. Джонсон. - М.: Наука, 2001. - 350 с.
12. Дубровина И. В. Психология: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессиональнго образования / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; под ред. И. В. Дубровиной. - 6-е издание, стер. - М.: Академия, 2007. - 460 с.
13. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Джон Дьюи; перевод с английского Н. М. Никольской под редакцией Ю. С. Рассказова. - М.: Лабиринт, 1999. - 189 с.
14. Жевахов Н. Истины педагогической технологии / Н. Жевахов. - М.: Просвещение, 2001. - 250 с.
15. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 284с.
16. Захарова А. В. Формирование критического мышления / А. В. Захарова. - М.: Наука, 2001. - 270 с.
17. Кант И. Критика чистого разума / И. Кант; перевод с немецкого Н. Лосского. - М.: Мысль, 1994. - 592 с. - (Философское наследие, Т. 118).
18. Кассен Б. Эффект софистики / Б. Кассен; перевод с французского А. Россиуса. - М. ; СПб.: Московский философский фонд: Университетская книга: Культурная инициатива, 2000. - 238 с.
19. Клустер Д. Что такое критическое мышление / Дэвид Клустер // Критическое мышление и новые виды грамотности.—М. : ЦГЛ, 2005.— С. 5—13.
20. Ковалев Б.П. и др. Психология школьного конфликта: социально-перцептивные и рефлексивные аспекты / Б.П. Ковалев, С.В.Кондратьева, Л.А.Семчук — Гродно: ГрГУ, 2001. — 171 с.
21. Колесникова И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: справочное пособие / И.Л. Колесникова, О.А. Долгина. -М.:Дрофа, 2008. - 431 с.
22. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. - СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2006. - 192 с.
23. Крысин Л. П. Словарь иностранных слов / Л. П. Крысин. - М.: ЭКСМО, 2007. - 480 с.
24. Ладенко И.С. Феномен рефлексивного стиля мышления и генетическая логика // Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации. — Новосибирск, 1995. .65.
25. Лейбниц Г. В. Философское наследие. Т. 4 / Г. В. Лейбниц. - М.: Мысль, 1989. - 554 с.
26. Локк Д. Мысли о воспитании / Д. Локк // Народное образование. - 1999.
- № 9. - С. 244-254.
27. Липман М. Critical thinking: What can it be? Educational Leadership - 1988. (46) N 1 с.38-43.
28. Муканов М. М. Технология развития критического мышления / М. М. Муканов. - М.: Наука, 2000. - 300 с.
29. Низовская И. А. Словарь программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо»: Учебно-методическое пособие. — Бишкек: ОФЦИР, 2003. — 148 с.
30. Новикова Е. Р. Настольная книга школьного психолога / Е. Р. Новикова.
- М.: ЭКСМО, 2008. - 382 с.
31. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Наука, 1997. - 4000 с.
32. Платон. Диалоги / Платон; составитель, редактор издания и автор вступительной статьи А. Ф. Лосев; перевод с древнегреческого С. Я. Шейнман-Тонштейн ; примечание А. А. Тахо-Годи; АН СССР. Институт философии. - М.: Мысль, 1986. - 607 с. - (Философское наследие, Т. 98).
33. Прохоров А. М. Советский энциклопедический словарь / А. М. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, 1978. - 600 с.
34. Соловова Е. Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка / Е. Н. Соловова. - М.: Глосса - Пресс, 2004. - 336 с.
35. Соловова Е.Н. Практикум к базовому курсу методики обучения иностранным языкам : Учебное пособие для вузов / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2004. - 192 с.
36. Темпл Ч. Рефлексия как способ развития критического мышления / Чарльз Темпл. - М.: Наука, 2001. - 190 с.
37. Фихте И. Г. Сочинения: в 2 т. Т. 1. / И. Г. Фихте; составление и примечания В. Волжского. - СПб.: МИФРИЛ, 1993. - 687 с.
38. Фрейре П. Как развить критическое мышление / Пауло Фрейре. - М.: Наука, 2002. - 170 с.
39. Хуторской А. В. Современная дидактика / А. В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
40. Щедровицкий П. Г. Избранные труды / П. Г. Щедровицкий. - М.: Школа Культурной Политики, 1995. - С. 449-496.
41. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования (статьи и
лекции) / П. Г. Щедровичкий. - М.: Педагогический центр
«Эксперимент», 1993. - 200 с.
42. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб.: Издательство “Питер”,2000. - 512с.
43. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - С.60-67.
44. Учебно-методический журнал Английский язык в школе / English at school №4(12)/2005.
45. Учебно-методический журнал Английский язык в школе / Endlish at school №2(14)/2006.
46. Журнал English Teaching Forum Number 3 2010.
47. Электронный ресурс http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-
psychology/134-other-psychology/792-refle
48. Электронный ресурс http://moluch.ru/archive/54/7340/
49. Электронный ресурс http://psyera.ru/ponyatie-refleksii-i-ee-sushchnost- 750.htm



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ