Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Работа №66069

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы45
Год сдачи2018
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
263
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Характеристика понятий «социальный интеллект» и «профессиональная идентичность» и
их исследование в современной психолог 6
1.1 Социальный интеллект, формирование, структура, функции, обзор литературы 7
1.2 Психологическая сущность профессиональной идентичности, обзор литературы 19
1.3 Психологические аспекты взаимосвязи социального интеллекта и профессиональной
идентичности 33
2 Исследование взаимосвязи социального интеллекта и профессиональной идентичности
будущих педагогов 36
2.1 Организация исследования 36
2.2 Результаты исследования 37
Заключение 41
Список литературы 43


В современных условиях подготовка специалистов с высоким уровнем профессиональной компетентности и разносторонним личностным развитием, способных к непрерывному самосовершенствованию, постоянному пополнению и расширению спектра своих знаний и умений, т.е. способных учиться всю жизнь, является одной из центральных задач современного высшего образования.
В частности, понимание процесса общения и поведения людей, адаптацию к различным системам взаимоотношений определяет особая совокупная способность - социальный интеллект, где эффективность поведения, взаимоотношений, общения и обучения видится во взаимосвязанном развитии представлений о своём месте в социальной и профессиональной среде.
Социальный интеллект - способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации будущего специалиста и находится в тесной взаимосвязи с динамичным развитием видения своего места в социальной и профессиональной среде.
Профессиональная идентичность выражает концептуальное
представление человека о своем месте в профессиональной группе. Она наделяет человека ценностными ориентирами, позволяя ему ориентироваться в мире профессий, а также обеспечивая максимально широкие возможности для самореализации.
Целью исследования является изучение связи развития социального интеллекта и профессиональной идентичности в динамике профессионального обучения будущих педагогов.
Объектом исследования является социально-личностное развитие будущих педагогов. 

социального интеллекта и профессиональной идентичности личности в динамике профессионального обучения будущих педагогов.
В качестве основной гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что имеется связь развития социального интеллекта и профессиональной идентичности с динамикой профессионального обучения будущих педагогов.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1 Изучить основные теоретические подходы к интерпретации понятия «социальный интеллект» и «профессиональная идентичность» и к проблеме их исследования.
2 Определить психодиагностический инструментарий, позволяющий адекватно решить проблему выявления развития социального интеллекта и профессиональной идентичности личности в динамике профессионального обучения будущих педагогов.
3 Определить уровень развития социального интеллекта и профессиональной идентичности личности (на примере студентов ДВФУ) и на этой основе изучить особенности взаимосвязи развития социального интеллекта и профессиональной идентичности личности в динамике профессионального обучения у студентов 2 и 3 курса Школы педагогики ДВФУ.
Методы и методики исследования проблемы данной работы: теоретический анализ научной литературы, опрос студентов при помощи методики «Социальный интеллект» тест Дж. Гилфорда и М. Салливена и тест- опросника "Профессиональная идентичность" А.А. Азбеля и А.Г. Грецова; статистический анализ результатов с помощью расчета средних величин коэффициента корреляции Спирмена, коэффициента внутренней согласованности теста а-Кринбаха.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволило выделить основные направления исследований социального интеллекта и профессиональной идентичности. Было установлено, что имеется связь развития социального интеллекта и профессиональной идентичности с динамикой профессионального обучения будущих педагогов. Профессионально-педагогическое обучение способствует развитию социального интеллекта будущих педагогов, причем это происходит независимо от статуса профессиональной идентичности студентов.
В рамках этого была определена цель исследования: изучение связи развития социального интеллекта и профессиональной идентичности в динамике профессионального обучения будущих педагогов. Для исследования социального интеллекта и профессиональной идентичности произведен опрос студентов при помощи методики «Социальный интеллект» тест Дж. Гилфорда и М. Салливена и тест-опросника "Профессиональная идентичность" А.А. Азбеля и А.Г. Грецова. В целом эмпирическое исследование связи развития социального интеллекта и профессиональной идентичности с динамикой профессионального обучения будущих педагогов, позволяет сформулировать следующие выводы.
1 Обнаружена связь между уровнем социального интеллекта и курсом обучения студентов: чем выше курс, тем выше показатель социального интеллекта в целом и показатель понимания вербальной экспрессии.
2 Выяснилось также, что имеется связь между статусом профессиональной идентичности и курсом обучения студентов. С ростом курса обучения увеличивается статус сформированная профессиональной идентичности и статусом моратория.
3 В целом, на третьем курсе все показатели социального интеллекта выше, чем на втором. Интересно также, что на втором курсе имеются студенты со статусом навязанной профессиональной идентичности, но нет студентов со
статусом моратория. А на третьем курсе, наоборот, имеются студенты со статусом моратория, но нет студентов со статусом навязанной идентичности.
Приведенные эмпирические данные позволили подтвердить основную гипотезу работы - имеется связь развития социального интеллекта и профессиональной идентичности с динамикой профессионального обучения будущих педагогов.
Таким образом, профессионально-педагогическое обучение способствует развитию социального интеллекта будущих педагогов, причем это происходит независимо от статуса профессиональной идентичности студентов.



1 Аминов, Н.А., Молоканов М.В.. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов. Психологический журнал / Н. А. Аминов, М. В. Молоканов. - М., 1992. - № 5; 104 с.
2 Андреева, И. Н. Гендерные различия в сфере эмоционального интеллекта [Электронный ресурс] / И.Н. Андреева : - Доклад. - Режим доступа: https://andreeva.by/gendernye-razlichiya-v-vyrazhennosti-komponentov- emocionalnogo-intellekta.html
3 Айзенк, Г. Ю. Интеллект: новый взгляд. Вопросы психологии / Г.Ю. Айзенк. - М. : Академия, 1995. - 131 с.
4 Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления / Дж. Гилфорд, A.M. Матюшкина. - М. : Эксмо, 1965. - 456 с.
5 Грецов, А. Г. Узнай себя. Психологические тесты для подростков / А. Г. Грецов, А. А. Азбель. - СПб. : Питер, 2006. 155 с.
6 Гузь, А. В. Педагогические условия профессиональной идентификации будущего учителя : автореф. дисс. к. пед. наук / Гузь А. В. - М., 1997. - 20 с.
7 Гусева, И. В. Взаимосвязь эмоционального и социального интеллекта с профессиональными склонностями / И.В. Гусева, И.О. Морозова. - М. : Смысл, 2015. 83 с.
8 Джемс, У. Психология / У. Джемс. - М. : Генезис, 1991. - 367 с.
9 Емельянов, Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности : автореф. дис. д-ра психол. наук / Емельянов Ю. Н. - Л., 1991. -36 с.
10 Ермолаева, Е.П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиогенеза. Психологический журнал / Е.П. Ермолаева. - М., 1998. т.19. - № 4. 124 с.
11 Завалишена, Д. Н. Способы идентификации человека с профессией. Психология субъекта профессиональной деятельности / Д.Н. Завалишена. - Ярославль. : Эксмо, 2001. - 365 с.
12 Зеер, Э.Ф. Психология профессии / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург. : Урал, 2000. - 245 с.
13 Каргина, Г.П. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности / Г.П. Каргина. - Ярославль. : Аверс Пресс, 2003. - 130 с.
14 Климов, Е. А. Психология профессионала / Е.А. Климов. - М. : Речь, 1996. - 397 с.
15 Климов, Е.А. Гипотеза “метелок” и развитие профессии психолога. / Е.А. Климов. - М. : Академия, 1992. - 49 с.
16 Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов-на-Дону. : Смысл, 1996. - 296 с.
17 Климов, Е.А. Развивающийся человек в мире профессий / Е.А. Климов. - Обнинск. : Модек, 1993. - 342 с.
18 Куницына, В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение. Теоретические и прикладные вопросы психологии / В.Н. Куницына. - СПб. : Питер, 1995. - с. 451
19 Кэнтор, Н. Личность и социальный интеллект / Н. Кэнтор. - СПб. : Питер, 1987. - 312с.
20 Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Д.В. Люсин, Д.В. Ушакова. - М. : Институт психологии РАН, 2004. 264 с.
21 Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М. : Речь, 1996.- 298 с.
22 Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб. : Питер, 1997. 365 с.
23 Михайлова, (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта (Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена): Руководство по использованию / Е.С. Михайлова (Алешина). - СПб. : Иматон, 1996.- 53 с.
24 Овсянникова, В. В. Динамика «образа своей профессии» в зависимости от степени приобщения к ней. Вопросы психологии / В.В. Овсянникова. - М. : Эксмо, 1981.- 435 с.
25 Петровский, А., Петровский В. «Я» В «Других» и «другие » во «мне». Популярная психология: Хрестоматия. / А. Петровский, В. Петровский. - М. : Наука, 1990. - 303с.
26 Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда / Н.С. Пряжников. - М. : Воронеж, 1997. - 287 с.
27 Фрейд, З. Массовая психология и анализ человеческого «Я». «Я» и «Оно». Труды разных лет / З. Фрейд. - Тбилиси. : Модек, 1991. - 563 с.
28 Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э.Фромм. - М. : Академия, 1998. - 436 с.
29 Фромм, Э. Бегство от свобод / Э.Фромм. - М. : Академия развития, 1992. - 327 с.
30 Хамитова, И.Ю. Развитие профессиональной идентичности психотерапевта. Шесть стадий супервизии. Семейная психология и семейная терапия / И.Ю. Хамитова. - М. :Эксмо, 1999. - 98с.
31 Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность : монография / Шнейдер Л. Б. - М., МОСУ, 2001. - 256 с.
32 Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М. : Генезис, 1996. -285 с.
33 Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - М. : Генезис, 1996. - 436 с.
34 Эриксон, Э. Молодой Лютер / Э. Эриксон. - М. : Генезис, 1996. - 328 с.
35 AllportG. W. Personality: A Psychological Interpretation. - NY, 1937. -P. 313-516.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ