ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Сущность и определение понятия корпоративной культуры
организации 7
1.2 Пути и виды формирования корпоративной культуры
организации 13
1.3 Методы формирования, оценки и внедрения корпоративной
культуры 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦПАЛЬНОГО РАЙОНА «ВОЛОКОНОВСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 25
2.1 Организационно-экономическая характеристика администрации
Волоконовского района 25
2.2 Анализ системы управления персоналом и использования
трудового потенциала в организации 33
2.3 Оценка существующей корпоративной культуры в администрации
Волоконовского района 42
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦПАЛЬНОГО РАЙОНА «ВОЛОКОНОВСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 51
3.1 Перечень мероприятий по развитиию корпоративной культуры в администрации муниципального района «Волоконовский район» Белгородской области 51
3.2. Социальная и экономическая оценка эффективности предложенных мероприятий 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
Актуальность работы. На сегодняшний день, процесс изменений, протекающий в различных сферах, охватывает большое количество организаций. Необходимость выработки стратегии развития руководством недооценивается, а их внимание обычно направлено на ряд изменеий, вызванных ситуативными факторами.
Считается, одни из главнях считаются рациональные действия, который предполагат целенаправленную работу по максимальному увеличению прибыли, сокращению издержек и усилению контроля над трудовой деятельностью персонала. Это всегда дает положительные результаты на первых этапах подготовки и реализации программы развития, когда решаются вопросы собственности, вопросы, связанные с финансами, производством или структурой управления.
Очевидно, что руководители, проводящие процесс преобразования, сталкиваются с очень серьезными трудностями и проблемами. Главным образом эти трудности и проблемы связаны с сопротивлением, которое встречают организационные изменения со стороны всего персонала. Это обусловлено тем, что любая организация вне зависимости от ее размеров и сферы деятельности является не только технико-экономической, но и социальной системой, и трудности на пути реализации новых подходов и новой стратегии развития в значительной степени связаны с уже сложившейся корпоративной культурой.
Сегодня широко используется и применяется понятие корпоративная культура. И это - отнюдь не «дань моде», а отражение той реальной роли, которую играет корпоративная культура как системный фактор эффективного менеджмента.
Одной из основных задач, стоящих перед руководителями и менеджерами современной организации, является интеграция всего персонала вокруг ее основных целей и задач. На практике корпоративная культура проявляется:
• в системе ценностей, присущей конкретной организации;
• в общих принципах ведения дела;
• в традициях особенностях жизнедеятельности организации;
• в специфических нормах межличностных отношений и кадровой политике;
• в официальном кредо и неформальных убеждениях сотрудников организации.
Все выше перечисленные социокультурные факторы, действие многих из которых внешне не очень заметно, очень существенны для эффективного развития организаций [ 25, с. 89].
Еще несколько лет назад почти никто даже не знал столь распространенного на сегодняшний день словосочетания «корпоративная культура», хотя это и не значит, что раньше ее не существовало. Вне зависимости от наличия специальных терминов или подразделений организации, которые призваны ее формировать, корпоративная культура в той или иной форме существует практически в любой организации. Отличие лишь в том, что где-то она возникает, формируется и развивается стихийно, а где-то осознанно и целенаправленно.
В одних случаях это почти философская система, создаваемая годами, а в других — листок на стене, рекомендующий курить в отведенных для этого местах. Разумеется, повышение эффективности труда, лояльности
сотрудников к организации может дать только целенаправленно созданная корпоративная культура, причем учитывающая особенности и потребности конкретной организации.
Цель дипломной работы - разработка перечня мероприятий, направленных на развитие корпоративной культуры персонала в администрации муниципального района «Волоконовский район» Белгородской области.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• изучить теоретические и методические основы понятия корпоративной культуры персонала;
• проанализировать структуру и содержание корпоративной культуры персонала;
• рассмотреть методы формирования и внедрения корпоративной культуры персонала;
• проанализировать существующую систему управления персоналом организации и использование трудовых ресурсов организации;
• предложить перечень мероприятий по развитию корпоративной
культуры персонала в администрации муниципального района
«Волоконовский район» Белгородской области;
• оценить социально-экономическую эффективность, предлагаемых мероприятий и их влияние на организацию в целом.
Объект исследования - администрация муниципального района «Волоконовский район» Белгородской области.
Предмет исследования - уровень и содержательные характеристики корпоративной культуры администрации муниципального района «Волоконовский район» Белгородской области.
Степень научной разработанности. Проблемы формирования и развития корпоративной культуры организации изучали следующие ученые: А.Н. Асаула, А. Я. Кибанов, В.А. Спивак, В.А. Щербина, а также другие российских ученые. Различные методики анализа корпоративной культуры рассмотрены в работах зарубежных исследователей, таких как: К. Камерона, Р. Квина,У. Оучи, Т. Питерса, Дж. Рорбаха, В. Сате, Р. Уотерман.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что предложенные мероприятия по развитию корпоративной культуры организации будут направлены на оперативное решение производственных, экономических и социальных задач развития в администрации муниципального района «Волоконовский район» Белгородской области, а также обеспечению стратегии развития организации.
Основными методами, используемые в работе являются:
• метод анкетирования;
• структурный метод;
• метод количественного и качественного анализа данных;
• метод SWOT-анализ.
Информационная база исследования. Для написания дипломной работы нами были изучены и использованы такие документы, как :расс периодические издания, устав администрации муниципального района «Вооконовский район» Белгородской области, ее нормативно-правовые акты и локальные акты,а так же годовая бухгалтерская и статистическая отчетность организации за 2014-2016 год.
Дипломная работа имеет следующую структуру и состоит из:
• введения,
• трех взаимосвязанных глав,
• заключения,
• списка использованной литературы,
• приложений.
В дипломной работе нами были рассмотрены понятия и сущность корпоративной культуры, ее структура и содержание, а также методы диагностики, акторы, влияющие на ее формирования и развитие, и внедрения корпоративной культуры организации.
Итак, корпоративная культура определяется как набор наиболее важных положений, применяемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях и нормах, дающих людям ориентиры их поведения и действий. В корпоративной культуре можно выделить три уровня:
• поверхностный,
• подповерхностный,
• «глубинный».
Среди ее функций принципиальное значение имеют:
• системообразующая,
• регулирующая,
• мотивационная.
Ознакомившись с организационно-экономической характеристикой администрации Волоконовского района, мы изучили корпоративную структуру организации. Проведя анализ системы управления, ознакомились с основными кадровыми процессами , определили состав сотрудников по полу, возрасту, трудовому стажу, образованию, оценили размер заработной платы сотрудников.
Анализ корпоративной культуры администрации Волоконовского района проводился путем бесед, опроса и анкетирования сотрудников. Таким образом, определился ее вид, имеющийся стиль управления и ценности.
Главными негативными чертами является отсутствие системы дополнительного вознаграждения, отсутствие нематериальных
вознаграждений, что, несомненно, отрицательно сказывается на психологическом климате в администрации.
Были предложены пути развития корпоративной культуры организации через создание основных элементов корпоративной культуры - доработке Положения о корпоративной культуре, организацию морального стимулирования сотрудников посредством Доски Почета, расширение информации о сотрудниках и размещение общей информации о сотрудниках администрации Волоконовского района на общем сайте.
Доработка Положения о корпоративной культуре позволит сплотить персонал, выработать командный дух, привить сотрудникам ценности, которых придерживается организация.
Таким образом, можно сделать вывод, что в результате внедрения предложенных мероприятий повысится уровень корпоративной культуры администрации Волоконовского района, повысится удовлетворенность персонала условиями работы, сплоченность коллектива. После реализации разработанных рекомендаций корпоративную культуру администрации Волоконовского района можно будет охарактеризовать как сильную. Сильная корпоративная культура характеризуется тем, что ключевые корпоративные ценности активно поддерживаются и разделяются почти всеми служащими администрации.
Как правило, чем больше сотрудников признает ключевые ценности, чем более они преданы им, тем сильнее корпоративная культура и, соответственно сильная культура обладает большим влиянием на поведение сотрудников.
Одним из заметных результатов сильной корпоративной культуры является низкая текучесть кадров. Сильная корпоративная культура демонстрирует единодушие в мнении сотрудников о том, что является целью Администрации Волоконовского района и за что выступает администрация. Все вышеперечисленное, в свою очередь, рождает сплоченность среди сотрудников, верность и преданность организации, а, следовательно, желание покинуть его у работников пропадает.
1. Абдулова, Т.П. Психологические основы менеджмента: учебно-методическое пособие. М.: Мибирея-Бибинформ, 2012. - 315 с.
2. Аксакова, Н.В. Корпоративная культура корпоративных стандартов: понятие, структура, особенности /Н.В. Аксакова //Управление персоналом. - 2013. -№12. - С.53-56
3. Беляцкий, Н.П., Велесько С.Е., Ройш П. Управление персоналом: Учебное пособие. - М.: Экоперспектива, 2011. - 352с.
4. Богатырев, М.Н. Корпоративная культура предприятия. //
Проблемы теории и практики управления, 2010. - №1, с. 15 - 16.
5. Быков, В. Корпоративная культура в системе социально-трудовых отношений /В. Быков, Н. Пичко //Общество и экономика. - 2014. - №3. - С. 136-144.
6. Васильев, Г.А. Организационное поведение: Учебное пособие для студентов вузов // Г.А. Васильев, Е.М. Деева, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 255 с.
7. Валюженич, Н.Е. Корпоративная культура и трудовая мотивация как факторы лояльного отношения персонала к организации // Управление персоналом.- 2012. - № 16. - 22с.
8. Веселова, Н.Г. Социальное управление и элементы его культуры/ Под ред. В.А.Трайнева. - М.: ИТК «Дашков и К», 2014. - 340с.
9. Веснин, В.Р. «Корпоративная культура» / В.Р. Веснин
//Социально-гуманитарные знания. - 2013 г. - 254с.
10. Галимова, Е.Я. Корпоративная культура: Учебное пособие по курсу «Организационное развитие систем управления». - М.: Профиздат: МГУК, 2010. - 347 с.
11. Гулей, И.А. Корпоративная культура: диагностика,
формирование и проектирование; учеб. Пособие/ И.А. Гулей // Эпицентр,
2015. - 95 с.
12. Дубинина, М.В. Корпоративная этика как инструмент социального менеджмента/ М.В. Дубинина // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. -172с.
13. Дугина, О. Корпоративная культура и организационные изменения/ О. Дугина // Управление персоналом. - 2014 - № 12. - С.10.
14. Жемчугова, А.М. Человек и организация. Две главные цели человека - единство и борьба противоположностей. / А.М. Жемчугова, М.К. Жемчугов // Проблемы экономики и менеджмента. - 2012 г. - №8. - С.9.
15. Зайцев, Л.Г., Соколова М.И. Организационное поведение: Учебник. - М.: ЭкономистЪ, 2015. - 665 с.
16. Занковский, А.Н. Корпоративная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Корпоративная психология». - 2-е изд. - М.: Флита, 2010. - 648с.
17. Иванова, С.В. Корпоративная культура: традиции и
современность. // Справочник кадровика, 2008. - №8, С. 47-48.
18. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. 6-е изд., стереотип. - Мн.: Новое знание, 2010. - 336с.
19. Капитонов, Э.А. Корпоративная культура и PR: Учебное пособие. - М.: Ростов-на-Дону: Издательство «Печать», 2009. - 275 с.
20. Карташова, Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 220с.
21. Катков, В.С. Формирование корпоративной культуры на промышленном предприятии. //Управление персоналом. 2011. - 216 с.
22. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 638с.
23. Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений // Учебное пособие для студентов вузов - М.: ИНФРА-М, 2011. - 361 с.
24. Кирьянова, Е.М. Учет влияния самооценки на эффективность работы специалистов в процессе управления персоналом // Консультант директора. -2010. - № 16. - С.10-14.
25. Котлер, Ф. Основы маркетинга: Учебное пособие. // пер. с англ. - 2-е европ. изд.- М., СПб.; К.: Вильямс, 2007. - 944 с.
26. Красовский, Ю.Д. Организационное поведение. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 237 с.
27. Кузнецов, Л.А. Ценности как ключевой элемент корпоративной культуры. // Управление персоналом, 2012. - №11, С. 31 - 37.
28. Лютенс, Ф. Организационное поведение: Пер. с англ. 7-го изд. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 692с.
29. Макеева, В.Г. Культура предпринимательства: учебное пособие. - М.:ИНФРА-М, 2009. - 247 с.
30. Магура, М., Курбатова, М.К. Культура организации // Управление персоналом. - 2013. - № 13-14.
31. Мазилкина, Е.И., Паничкина, Г.Г. Адаптация в коллективе или как грамотно себя зарекомендовать. // Альфа-Пресс. - 2016. - № 12. - 28с.
32. Медведева, Г.П. Этика социальной работы. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2011. - 213 с.
33. Менеджмент: Учебник для вузов // М.М. Масимцов, А.В. Игнатьева, М.А. Комаров и др.; Под ред. М.М. Масимцова, И.В. Игнатьевой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011. - 343с.
34. Моргунов, Е. Корпоративная культура: единство или
множественность / Е. Моргунов //Управление персоналом - 2010. - №6. - С.26-30.
35. Корпоративная культура: Учебник // Под ред. Шаталовой Н.И. - М.: Издательство «Экзамен», 2012. - 652 с.
36. Мясоедова, Т.Г. Корпоративная культура российских корпораций/ Т.Г. Мясоедова, Н.И. Малышева // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - № 3. - С. 144.
37. Корпоративная культура в схемах и таблицах // Сост. Т.О. Соломанидина, О.Н. Волгина. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2010. - 226 с.
38. Организационные структуры управления производством // Под ред. Б.З. Мильнера. — М.: Экономика, 2010. - 412с.
39. Корпоративная психология // Сост. И общая редакция Л.В. Винокурова; И.И. Скрипюка - СПб.: Питер, 2009. - 512с.
40. Основы менеджмента: Учебник для вузов // Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березина, Н.А. Кислякова и др.; Под ред. Д.Д. Вачугова. - М.: Высш. Школа,
2016. - 367с.
41. Померанцева, Е.П. Система корпоративной идентификации и корпоративная культура. М.: Изд. Дом Гребенщикова, 2010. - 308 с.
42. Причина, О.С. Доминантный статус корпоративной культуры в организации // Наше дело, 2011. - №6, С. 38 - 41.
43. Родин, О.В. Концепция корпоративной культуры: происхождение и сущность. - М.: Школа Бизнеса МГУ, ТОО «Барма», 2010. - 319 с.
44. Руководство и культура организации: Учебное пособие; под ред. А.Н.Чаплина. - Красноярск: Издательство КГУ, 2010. - 311 с.
45. Румянцева, З. П. Менеджмент организации: Учебное пособие / Под ред. З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. - М. - СП6., 2012. - 89с.
46. Сергеев, И.В. Экономика предприятия: учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2011. - 97с.
47. Симонова, Л.М. Кросс-культурные взаимодействия в международном предпринимательстве: учебное пособие для вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 113с.
48. Смехов, Н.С. Корпоративная культура, инновации и управление изменениями. // Кадровый менеджмент, 2013. - №5, с. 45 - 47.
49. Соломанидина, Т.С., Кишеня, В.В. Корпоративная культура и климат: взаимозависимость и влияние на эффективность работы компании / Управление персоналом. - № 4. - 2015. - 11с.
50. Соломандина, Т.О. Корпоративная культура компании/ Т.О. Соломандина. - М: «Инфра-М», 2014. - 303с.
51. Спивак, В.А. Корпоративная культура // Учебник для вузов - Спб: Питер, 2012. - 367 с.
52. Стеклова, О.Е. Корпоративная культура: Учебное пособие - Ульяновск: УлГТУ, 2015. - 127 с.
53. Субочев, Н.С. Корпоративная культура как социальный идеал. // Социально-гуманитарные знания, 2015. - №2, с. 23 - 26.
54. Тарелкина, Т.А. Корпоративная культура предприятия // Управление персоналом. - 2009. - №17. - С. 56-59.
55. Технологии кадрового менеджмента: Учебно-практическое
пособие; под ред. И.В. Мишуровой - М.: ИКЦ «МарТ», 2014. - 368 с.
56. Шейн, Э. Корпоративная культура и лидерство. // Пер. с англ. В.Н. Швидко. - СПб.: Питер, 2008 - 532 с.
57. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно- практическое пособие. Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: ЗАО «Бизнес- школа», 2013. - 368с.
58. Устав администрации муниципального района «Волоконовский район» Белгородской области.
59. Штатное расписание администрации муниципального района «Волоконовский район» Белгородской области. Инфра-М», 2013. -280 с.