Введение 3
1 Сущность и значение потребительского спроса 5
1.1 Понятие, характеристика и виды потребительского спроса 5
1.2 Показатели и факторы формирования спроса на потребительские товары 14
2 Характеристика спроса Свердловской области 22
2.1 Анализ объема и структуры потребительского спроса 22
2.2 Анализ факторов влияющих на спрос 27
3 Перспективы развития отрасли 33
Заключение 40
Список литературы 43
дополнение к курсовой1.doc
ГЛОССАРИЙ.doc
Торговля является одной из основных отраслей народного хозяйства, поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Ее можно рассматривать как вид предпринимательской деятельности, связанной с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям.
В процессе розничной торговли производятся различные операции, связанные с доведением товара непосредственно до населения. При этом выполняются определенные торговые и технологические функции.
К основным торговым функциям следует отнести:
• Изучение покупательского спроса на товары;
• Формирование ассортимента товаров;
• Оказание торговых услуг покупателям;
• Рекламирование товаров и услуг.
Формирование рынка сопровождается структурными изменениями в экономике, трансформацией отношений собственности, обеспечивая экономическую независимость и ответственность субъектов хозяйствования.
Центр тяжести экономической реформы активно перемещается в регионы, в которых предусматриваются не только структурные обновления экономики, но и ускоренное развитие региональных рынков потребительских товаров, и решение социальных задач. Целями развития региональной экономики является рост эффективности процессов воспроизводства и повышение уровня жизни населения.
Основная задача торговли состоит в организации рынка. Непосредственное формирование и развитие товарных рынков торговля осуществляет через сеть торговых предприятий. Идет сложная перестройка хозяйственных отношений производителей, оптовых и розничных покупателей, что особенно ярко проявляется в региональном аспекте.
Чтобы отрасль активно развивалась, нужно грамотно организовать работу торговых предприятий. Для этого нужно анализировать хозяйственную деятельность, как предприятий, так и отрасли в целом. Именно анализ хозяйственной деятельности является научной базой принятия управленческих решений. Для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, проводить анализ спроса на товары и сопоставлять его изменениями доходов населения.
Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, менеджер и другие специалисты экономического профиля должны хорошо владеть современными методами экономических исследований.
Целью работы стало изучить потребительский спрос, его анализ и прогнозирование в торговле. Для этого мне нужно определить сущность и значение потребительского спроса, его виды и показатели, и факторы формирования спроса на потребительские товары. Я также должна проанализировать объем и структуру потребительского спроса Свердловской области, и факторы, влияющие на спрос. А также предложить пути совершенствования отрасли, предварительно дав прогноз развития потребительского спроса.
Моя работа состоит из введения, трех разделов и заключения. Методологической основой работы являются приемы статистики: сравнение, балансовый метод, графический способ, способ табличного отражения аналитических данных, использование относительных и средних величин в анализе хозяйственной деятельности.
Теоретической основой работы являются русские ученые: Николаева Т.Н., Родионова Н.Р., Савицкая Г.В.Кравченко Л.Я.
В последние пять лет потребительский рынок России развивается быстрыми темпами-10-156% прироста ежегодно в основном благодаря предприятиям розничной торговли, общепита и бытового обслуживания. Они занимают первые места в списке наиболее прибыльных подотраслей российской экономики. По оценкам Федеральной службы государственной статистики (ФСГС), объем розничной торговли превысил 120млрд долл. в 2002г., 150млрд долл. в 2003-м и практически достиг 180млрд долл. в 2004 году.
Подобное стремительное увеличение товарооборота отражает рост потребления населения и личных доходов граждан. По оценке компании «Тройка-Диалог», частное потребление в настоящее время почти на 20% превышает аналогичный показатель последних лет советской эпохи.
Залог активного роста потребительского спроса - сохраняющаяся динамика реальных располагаемых доходов на селения, которые за 2005г. увеличились на 7,8%, в то время как оборот розничной торговли - на 12,1%.
Основа роста доходов - повышение заработной платы. Она за последние 4 года росла активными темпами. Всего за период с 2000 по 2005г. средний заработок по России вырос на 75,8%.
По прогнозу МЭРТ, к 2008г. доходы населения увеличатся на 40%, можно ожидать аналогичного роста и объемов товарооборота. Во многом это будет зависеть от динамики уровня инфляции.
Благодаря позитивным переменам в структуре денежных доходов, росту реальной заработной платы, социальных трансфертов, с 2000г. начала меняться и структура потребления.
Во-первых, стали повышаться стандарты питания, в частности, увеличились объемы потребляемых мяса, молока, фруктов.
Во-вторых, сначала стабилизировалась, а затем начала снижаться доля расходов на товары первой необходимости. Причем, если в 2000г. рост благосостояния в большей степени способствовал покупкам одежды и обуви (их доля в расходах повысилась тогда до 15,5%), то в настоящее время интересы потребителей склоняются в пользу транспортных средств, бытовой электроники, предметов отдыха и развлечений.
В середине 2003г. фонд «Индекс потребительских настроений» Центра развития совместно с ВЦИОМ провел очередное исследование, прогнозирующее дальнейшее повышение потребительской активности в России. Главными факторами этого прогноза называют позитивные сдвиги в сфере занятости т расширение потребительского кредитования. Кредиты позволили вовлечь в число активных потребителей более Шировкие слои населения из так называемой низшей части среднего класса. Среди их покупательских предпочтений фигурируют видеомагнитофоны, стиральные машины-автоматы, микроволновые печи, то есть те товары, которые не интересуют более зажиточные прослойки, ухе имеющие эти изделия и ориентирующиеся на более дорогие товары длительного пользования, такие как автомобили, мебель, недвижимость и т.п.
Увеличивающийся спрос на высококачественные товары длительного пользования объективно ведет к росту импорта, особенно в тех секторах и ценовых сегментах, где иностранные производители находятся вне конкуренции. В 2005г. импорт вырос примерно на 25%, что много, хотя и не больше, чем в предыдущие годы. В 2006г. проблема конкуренции с импортными товарами обострилась, прежде всего, в легкой, пищевой и автомобильной промышленности.
Несомненно, также, что по мере дальнейшего улучшения экономиче6ской ситуации в стране российский потребительский рынок будет постепенно приближаться по структуре к рынкам западных стран. В первую очередь более совершенной станет его инфраструктура, доля нецивилизованной рыночной торговли на продуктовых и вещевых рынках будет сокращаться, продолжиться процесс универсализации торговых предприятий, в которых посетители смогут делать все виды покупок. За последние 10 лет количество таких торговых центров выросло с 9% до 35%.
В первой половине 2005г. впервые за несколько последних лет доля отечественных производителей в удовлетворении внутреннего спроса оказалась выше, чем импортеров, что позволяет российским смежникам потребительского рынка нарасчивать выпуск потребительских товаров.
Внутренний потребительский рынок по-прежнему плохо оценен и недостаточно обсчитан официальной статистикой. Однако, по общему мнению, он остается важным движущим моментом экономического роста. По оценкам МЭРТ, в первой половине 2005г. рост ВВП (на 7,4%) обеспечивали три основных фактора: рост доходов населения, инвестиций и экспорта. Вклад каждого из них составил примерно 1/4, 1/4 и 1/2 соответственно.
По общим итогам 2005г. общий рост ВВП составил 7,1%, из которых примерно 3,5%- внутренние факторы, в первую очередь высокий потребительский спрос.
В процессе работы я выяснила сущность и значение потребительского спроса, изучила его виды, показатели и факторы формирования спроса на потребительские товары. Также я проанализировала объем и структуру потребительского проса Свердловской области, и факторы, влияющие на спрос. А также на основе представленных данных постаралась сделать прогноз развития потребительского спроса и отрасли в целом.
1. Егорова Н.Р., Николаева Т.Н. Экономика отрасли: торговля потребительскими
товарами: Учебное пособие.- Екб.:Изд-во Урал.гос.эконом.ун-та, 2004.-262с.
2. Памбухчиянц О.В. Технология розничной торговли.- М.: «Дашков и Ко», 2002.-284с.
3. Экономический анализ в торговле/ Под ред. М.И.Баканова.- М.: Финансы и статистика, 2005.-400с.
4. Барщевская В. Хуже не будет? //Российская торговля.- 2006.-№1-2.-С.8-9.
5. Мясинин Е.Б. Потребительский рынок России- прогноз на ближайшие годы//Российская торговля.- 2005.-№12.-С.6-11.
6. Малашенко И. Реальные параметры потребительского рынка// Российская торговля.-2005.-№7-8.-С.14-16.
7. Юрченко А. Реальные параметры потребительского рынка России// Современная торговля.-2005.-№10.-С.4-5.
8. Борисов А.И. Розничная торговля в России- движение к цивилизованному рынку// Современная торговля.-2005.-№1.-С.12-14.
9. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация/ Под ред. Л.А.Брагина.- М.: ИНФРА-М, 2000.-560с.
10. Николаева Т.Н. Адаптация торговли к условиям рынка.- Екб.: Изд-во Уральского государственного экономического университета, 1995.-168с.
11. Баканов М.И. Теория анализа хозяйственной деятельности. -М.:Финансы и статистика, 2000.-583с.
12. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное
пособие.- Минск: Новое знание,2002.-704с.
13. Ньюмен Э., Кален П. Розничная торговля: организация и управление.- СПб.:
Питер, 2005.-416с.
14. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли: Учебник для вузов.- М.:
Дашков и Ко, 2004.-700с.
15. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле.- М.: ООО
«Новое знание», 2003.-526с.
16. Егоров В.Ф. Организация торговли.- СПб.: Питер, 2004.-352с.
17. Манько А.В. Коммерция.- М.: Финансы и статистика, 2002.-256с.
18. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов.- М.:
Дашков и Ко, 2003.-504с.
19. Петров П.В., Соломатин А.Н. Экономика товарного обращения.- М.:
ИНФРА-М, 2001.-220с.
20. Экономика и организация деятельности торгового предприятия/ Под ред.
А.Н.Соломатина.- М.:ИНФРА-М, 2000.-295с.