ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 10
1.1 Содержание и роль маркетинговой деятельности предприятия 10
1.2 Методы и инструменты управления маркетинговой деятельностью
предприятия 15
1.3 Методика анализа маркетинговой деятельности предприятия и пути
повышения ее эффективности 22
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ПО ИМ.И. БУШУЕВА 36
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика
ООО «ПО им. И. Бушуева» 36
2.2 Анализ внутренней и внешней среды ООО «ПО
им. И. Бушуева» 43
2.3 Анализ эффективности маркетинговой деятельности ООО «ПО
им. И. Бушуева» 59
3 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО
ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ПО БУШУЕВА» 69
3.1 Разработка мероприятий по повышению эффективности
маркетинговой деятельности ООО «ПО им. И. Бушуева» 69
3.2 Оценка экономических результатов разработанных мероприятий по повышению эффективности маркетинговой деятельности ООО «ПО
им. И. Бушуева» 80
4 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 85
4.1 Краткое описание рассматриваемого объекта 85
4.2 Анализ опасных и вредных производственных факторов 86
4.3 Выбор нормативных значений факторов рабочей среды и трудового
процесса 88
4.4 Охрана труда 93
4.5 Производственная санитария 95
4.6 Эргономика и производственная эстетика 98
4.7 Противопожарная безопасность 100
4.8 Экологическая безопасность 101
4.9 Гражданская оборона 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 112
ПРИЛОЖЕНИЯ
Эффективность финансово-хозяйственной деятельности промышленных предприятий во многом определяется объемами производства и реализации продукции. Поскольку готовая продукция является конечным продуктом производственного процесса, а выручка от ее продажи - основным источником развития, то в современных условиях ужесточения конкуренции основной задачей каждого предприятия является его нацеленность на обеспечение завоевания и сохранения предпочтительной доли рынка и достижения превосходства над конкурентами.
Результатом современного экономического кризиса стала сложная ситуация практически во всех отраслях промышленности. Сократились доходы населения и прибыль предприятий. Каждая компания имеет свои методы борьбы с финансовыми потерями, одним из способов является намеренное завышение цен в целях получения максимальной выручки. При таком подходе можно забыть о постоянных клиентах и долгосрочных отношениях с дилерами. Поэтому для выживания в сложившихся экономических условиях снижения спроса необходимо проведение эффективной маркетинговой деятельности. Верно разработанная маркетинговая стратегия и высокое качество продукции играют главную роль в обеспечении конкурентоспособности предприятия.
Повышение эффективности сбытовой политики предшествует анализ оценки эффективности существующей сбытовой системы, как в целом, так и по отдельным ее элементам, соответствие проводимой фирмой сбытовой политики конкретным рыночным условиям. Анализу подвергаются не столько количественные показатели объемов продаж по продукту и по регионам, сколько весь комплекс факторов, оказывающих влияние на размеры сбыта: организация сбытовой сети, эффективность рекламы и других средств стимулирования сбыта, правильность выбора рынка, времени и способов выхода на рынок. Задачи сбыта изготовляемой продукции производитель должен расширять рациональным способом. Это дает ему определенный шанс выделиться по отношению к конкурентам. Сбыт продукции необходимо рассматривать как составляющий элемент маркетинга. Другие составляющие маркетинга - это продукция, цена и система продвижения. Прежде чем осуществлять непосредственное распределение продукции, надо удостовериться в том, чтобы товар был надлежащего качества, по приемлемой цене, и была проделана работа в области мер продвижения товара. Проблема сбыта решается уже на стадии разработки политики фирмы. В рамках маркетинговой деятельности осуществляется выбор наиболее эффективной системы, каналов и методов сбыта применительно к конкретно определенным рынкам. Это означает, что производство продукции с самого начала ориентируется на конкретные формы и методы сбыта, наиболее благоприятные условия. Поэтому маркетинговая деятельность имеет целью определение оптимальных направлений и средств, необходимых для обеспечения наибольшей эффективности процесса реализации товара, что предполагает обоснованный выбор организационных форм и методов сбытовой деятельности, ориентированных на достижение намечаемых конечных результатов. Учитывая данные аспекты, тема исследования является актуальной.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в основе деятельности современного предприятия лежит именно маркетинг. Для того чтобы обеспечить эффективное функционирование организации на основе маркетингового подхода необходима продуманная политика проведении комплексных маркетинговых мероприятий которые бы охватывали все стороны деятельности предприятия и были бы взаимосвязаны с другими его функциональным подсистемами. Такую комплексность и взаимосвязи способен обеспечить план маркетинговой деятельности предприятия.
Объектом выпускной квалификационной работы является ООО «Производственное Объединение им. И. Бушуева», которое выпускает электромагнитные муфты, экскаваторы и коммунальную технику.
Предмет исследования - маркетинговая деятельность ООО «ПО им. И. Бушуева».
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по повышению эффективности маркетинговой деятельности в ООО «ПО им. И. Бушуева».
Исходя из поставленной цели работы, ее основными задачами являются:
1) Раскрыть теоретико-методические основы маркетинговой деятельности предприятия.
2) Провести анализ и дать оценку маркетинговой деятельности ООО «ПО им. И. Бушуева».
3) Разработать мероприятия по повышению эффективности маркетинговой деятельности ООО «ПО им. И. Бушуева», оценить эффект от их внедрения.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы послужили учебная и научная литература авторов в области маркетинга и маркетинговой деятельности предприятий. Содержание и роль маркетинговой деятельности довольно обширно освещена в работах таких авторов как Белоусова С.Н., Герасимов Б.И., Герчикова И.Н., Голубков Е.В., Егошин А.П., Ноздрева А.П., Третьяк О.А. и других. Эти авторы первыми поддержали и стали развивать научные основы и разрабатывать рекомендации по внедрению маркетинга в практическую деятельность в условиях становления рынка. Методы и инструменты маркетинговой деятельности предприятий рассматриваются в работах Баркана Д.И., Ефимовой С.А., Каплиной С.А., Лукиной Р.И., Морозова Ю.В., Осмоловского Н.Р., Попова Е.В. и многих других исследователей.
Методической основой работы являлась методология анализа эффективности маркетинговой деятельности предприятий авторов Дружинина А.И., Илышевой Н.Н., Санникова А.А., Бест Р. Регулярно проблемы маркетинговой деятельности раскрываются в специальных периодических изданиях «Маркетинг в России и за рубежом», «Практический маркетинг», «Экономический анализ: теория и практика», «Управление продажами» и других. Методические аспекты применения маркетинговых инструментов нашли свое отражение в работах Беленова О.Н., Бурцевой Е.В., Моисеевой Н.К., Петросяна А.Д., Пономаревой А.Н. и других.
Информационной базой исследования являлась финансовая (бухгалтерская) отчетность и данные отдела сбыта ООО «ПО им. И. Бушуева» за 2013-2015 гг.
Выпускная квалификационная работа на тему «Маркетинговая деятельность предприятия» выполнялась с целью разработки мероприятий по повышению эффективности маркетинговой деятельности ООО «ПО имени И.Бушуева».
Предприятие специализируется на производстве электромагнитных муфт, экскаваторов и коммунальной техники. За период 2013-2014 гг. завод смог увеличить долю рынка своей продукции (выручка от продаж возросла более чем в 2 раза), обеспечивая при этом расходы и увеличивая прибыль. Однако в 2015 году удержать свои рыночные позиции предприятие не смогло, происходил регресс по всем ключевым показателям: выручка от продаж снизилась на 15,79%, прибыль от продаж - на 17,02%, чистая прибыль - на 23,98%, активы - на 38,08%. При этом качество и производительность ресурсов снизилось, а затраты на них возросли. Можно предположить, что произошло снижение конкурентоспособности выпускаемой продукции, что не позволило поддерживать объемы реализации и цену на приемлемом уровне для покрытия необходимых расходов и поддержания рентабельности, которая снижалась. Финансовые возможности предприятия также ограничивают его развитие: оно сильно зависит от внешних источников, финансируя свои затраты преимущественно за счет кредиторской задолженности (доля собственных источников в 2015 г. составляла чуть более 17% пассивов) и с трудом выполняя свои платежные обязательства.
Анализ внутренней и внешней среды функционирования ООО «ПО имени И. Бушуева» дал следующие результаты:
1) Субъектом маркетинговой деятельности является Отдел сбыта, который взаимодействует с другими службами предприятия и внешней средой (покупателями, поставщиками, конкурентами). Функциональные обязанности работников Отдела сбыта регламентированы Положением об отделе сбыта ООО «ПО им. И. Бушуева» и должностными инструкциями. Основными задачами Отдела сбыта являются: обеспечение выполнения заданий и обязательств по поставкам продукции в соответствии с заключенными договорами, рационализация работы сбытовой службы предприятия, снижение затрат на сбыт продукции.
2) Сбыт продукции осуществляется по двум каналам: каналу прямого маркетинга (канал нулевого уровня), который состоит из производителя и потребителя, и одноуровневому распределительному каналу, включающего в себя одного посредника - промышленного дистрибьютора. Основной объем продукции реализуется посредством прямого маркетинга (более 80% всех поставок). В то же время проведенная оценка показала, что одноуровневый канал распределения характеризуется большей эффективностью. Основными аргументами в пользу выбора одноуровневого канала является наибольшая прибыльность и оперативность сделки за счет снижения издержек обращения и увеличения прибыли в результате ускорения оборота капитала.
3) Из всей совокупности поставок продукции наибольший удельный вес приходится на Уральский и Центральный регионы страны (более 60% поставок). Изменения региональной структуры поставок повлекли за собой изменения и в ассортиментной структуре поставляемой продукции, которая менялась в сторону увеличения удельного веса продаж экскаваторов (с 29,4% до 31,7%) и сокращения удельного веса электромагнитных муфт (с 64,9% до 62,9%) и коммунальных машин (с 5,7 до 5,4%) за период 2013-2015 гг.
4) Анализ рынка поставщиков материально-производственных ресурсов показал, что несмотря на зависимость от одного поставщика (ООО «ТД Урал- Фактор», доля которого в поставках находится на уровне 60%), рыночное окружение в виде поставщиков создает определенные предпосылки для повышения эффективности деятельности предприятия и конкурентоспособности его продукции, т.к. качество основного поставщика оценивается как высокое.
5) Система оценки качества в ООО «ПО им. И. Бушуева» разработана с учетом соответствующих элементов, приведенных в Международных стандартах ИСО серии 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества». С целью контроля качества продукции на предприятии создано структурное подразделение - Отдел технического контроля, его деятельность регламентируется Положением об Отделе технического контроля.
6) В рамках системы ценообразования на предприятии определены субъекты и этапы ценообразования, методы, стратегии и инструменты формирования цен на реализуемую продукцию. Субъектами ценообразования являются сотрудники бухгалтерии и Отдела сбыта. Ценообразование осуществляется по ряду этапов: постановка цели, расчет целевой суммы чистой прибыли; анализ внутренних возможностей предприятия, планирование дохода и рентабельности продаж; сбор и анализ информации об основных конкурентах с целью формирования базовых цен; анализ финансовых решений в ценообразовании. В качестве методов формирования цен на продукцию используются затратный метод (метод полных затрат) и рыночные методы (на основе оценки конкурентной ситуации на рынке, либо оценки отношения потребителя к продукции). Стратегия ценообразования предусматривает использование долговременной устойчивой цены и эластичной цены. В то же время на предприятии отсутствует упорядоченная система скидок.
7) Основными видами рекламы, как средства продвижения продукции на рынок, в ООО «ПО им. И. Бушуева» являются: реклама сотрудниками отдела сбыта (предложения по электронной почте, звонки и визиты) и реклама на сайте компании.
8) Результаты инвентаризации ценностей, проводимой с целью определения конкурентных преимуществ ООО «ПО им. И. Бушуева», показали, что основными конкурентными преимуществами предприятия являются: наличие высокотехнологичного оборудования; применение современных материалов, комплектующих изделий и технологии производства; высокий профессионализм работников; эффективная система менеджмента. В то же время негативными проявлениями в деятельности предприятия являются: отсутствие новых разработок и технологических решений; сильная зависимость от поставщика и удорожание материальных ресурсов; нехватка высококвалифицированных кадров редких профессий; неэффективная ценовая политика; неустойчивость финансового состояния и низкие инвестиционные возможности.
9) По результатам проведенной оценки конкурентоспособности продукции ООО «ПО им. И. Бушуева» и основных конкурентов установлено, что предприятие в соответствии с суммарной взвешенной рейтинговой оценкой, установленной методом экспертных оценок, занимает 2-е место среди компаний- конкурентов. Анализ позволил выделить компании-конкуренты, составляющие наибольшую конкурентную угрозу ООО «ПО им. И. Бушуева» по приоритетным параметрам с точки зрения потребителя (заказчика). Таковыми параметрами, в частности, являются: цена и методы стимулирования сбыта.
Анализ маркетинговой деятельности ООО «ПО им. И. Бушуева» позволил сделать вывод о недостаточной ее эффективности. Этот вывод подтверждается следующими аргументами:
1) Затраты на маркетинг и сбыт возрастали на протяжении 2013-2015 гг. и по темпам динамки опережали выручку от продаж (а в 2015 г. при темпе прироста коммерческих расходов в 25,28%, выручка от продаж, вообще, снизилась на 15,79%). Это позволяет говорить о том, что дополнительные маркетинговые и сбытовые затраты не дали адекватного результата в виде прироста объемов продаж.
2) Увеличение маркетинговых затрат происходило по всем элементам. В поэлементной структуре маркетинговых затрат преобладали расходы на содержание коммерческой службы и транспортировку продукции (более 44% всех затрат на маркетинг и сбыт в 2015 г.). В структуре маркетинговых затрат в разрезе функций физического распределения продукции преобладают расходы на управление запасами готовой продукции и затраты на транспортировку продукции (более 50% всех затрат на маркетинг в 2015 г.).
3) Эффективность собственной сбытовой сети за период 2014-2015 годы снижалась, о чем свидетельствует падение объема реализации продукции, приходящегося на 1 работника отдела сбыта (на 7529 тыс. руб./чел.), а также снижение объема продаж, полученного с каждого рубля, вложенного на стимулирование сбыта (на 10,63 руб./руб.). В то же время эффективность сбытовых каналов с участием посредников повышалась (рентабельность продукции, реализованной через посредников за 2013-2015 гг. увеличилась с 1,23 до 2,72%).
4) Оценка эффективности маркетинговой деятельности предприятия показала, что, несмотря на увеличение чистой прибыли от маркетинга (более чем в 2 раза за анализируемый период), в разные отчетные периоды происходило снижение маркетинговой рентабельности продаж (с 6,0 до 5,68% за 2013-2014 годы) и маркетинговой рентабельности инвестиций (со 118,67 до 110,94% за 2014-2015 гг.). А это позволят говорить о снижении доли чистой прибыли от маркетинга в выручке от продаж и эффективности издержек на маркетинг.
С целью совершенствования маркетинговой деятельности в ООО «ПО имени И.Бушуева» рекомендовано:
1) Разработать и внедрить систему мотивации менеджеров отдела сбыта, основанную на уровне дохода менеджера, так называемого грейда. Грейдирование в отличии от существующей системы премирования, основанной на процентах от продаж, одновременно фокусирует сотрудников отдела сбыта и на выполнение плана, и на достижение задач по развитию своих клиентов либо территорий. Для целей мотивации разработана шкала бонусов за выполнение плана продаж и в зависимости от достижения поставленной цели для каждого уровня дохода менеджера (грейда), проведена оценка экономического результата от внедрения мероприятия. Расчеты показали, что в результате внедрения предлагаемой системы мотивации прогнозируется увеличение выручки от продаж на 12 млн. 813 тыс. руб. или на 10%.
2) С целью симулирования сбыта продукции рекомендовано и экономически обосновано участие предприятия в промышленной выставке «Экспоцентр» (Москва). В процессе обоснования мероприятия рассчитаны затраты, связанные с участием в выставке, а также объемы возможных сделок и соответствующий доход предприятия. Расчеты показали, что от участия в выставке ожидается прирост выручки от продаж на 9 млн. 152 тыс. руб. или на 7,14% за счет установления новых контактов. Кроме того, участие в выставке поможет решить следующие задачи: определить запросы рынка и новые потенциальные рынки сбыта, осуществить поддержку дилеров.
3) Для продвижения продукции на рынок рекомендовано организовать рекламную кампанию. В качестве метода рекламы использовать Интернет- рекламу, в качестве рекламных инструментов использовать контекстную и баннерную рекламу, т.к именно эти инструменты являются наиболее подходящими для рекламы продукции производственно-технического назначения. Расчеты показали, что в качестве эффекта от проведения рекламной акции можно ожидать увеличение выручки от продаж на 6 млн. 406 тыс. руб. или на 10%. Каждый рубль затрат на рекламу обеспечит 14,33 руб. прибыли от продаж.
Оценка экономических результатов разработанных мероприятий по повышению эффективности маркетинговой деятельности ООО «ПО им. Ивана Бушуева» позволила сделать вывод о том, что внедрение данных мероприятий является целесообразным по следующим причинам:
- происходит увеличение рентабельности продаж на 1,35 пункта, которая прогнозируется в 3,47%;
- маркетинговая рентабельность продаж, показывающая удельный вес чистой прибыли от маркетинга в выручке от продажи продукции, увеличивается на 6,20 пункта и прогнозируется на уровне 13,28%;
- рентабельность инвестиций в маркетинг также повышается (на 148,92 пункта), что позволяет говорить о повышении эффективности издержек на маркетинг.
Таким образом, разработанные мероприятия будут способствовать повышению эффективности маркетинговой деятельности ООО «ПО им. И. Бушуева» и могут быть рекомендованы на рассмотрение руководства предприятия.
1 Азаров, В.И. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. / под ред. В.В. Гутенева. - М.: Волгоград: ПринТерра, 2015. - 512 с.
2 Арустамов, Э.А., Безопасность жизнедеятельности: учебник. / Э.А. Арустамов. - М.: «Академия», 2014. - 426 с.
3 Баздникин, А.С. Цены и ценообразование: учебное пособие для вузов. / А.С. Баздникин. - М.: Юрайт, 2014. - 332 с.
4 Баркан, Д.И. Эффективное управление сбытом: учебник. / Д.И. Баркан. - М.: Академия, 2015. - 347 с.
5 Басовский, Л.Е. Управление качеством: учебник. / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 209 с.
6 Беленов, О.И. Учетно-аналитическое обеспечение маркетинговой деятельности экономического субъекта / О.И. Беленов, С.В. Булгакова // Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - №13(412). - С.24-34.
7 Белоусова, С.Н. Маркетинг: учебник. / С.Н. Белоусова, А.Г. Белоусов. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2014. - 224 с.
8 Бондин, В.И. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. / В.И. Бондин. - Ростов - н/Д.: Феникс, 2014. - 352 с.
9 Бурцев, В.В. Контроль и совершенствование управления сбытом в коммерческой организации / В.В. Бурцев // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - №7. - С. 11-17.
10 Бурцев, В.В. Реализация готовой продукции /В.В. Бурцев // Управление продажами. - 2014. - №3. - С.7-12.
11 Герасимов, Б.И. Маркетинг: учебник пособие. / Б.И. Герасимов, В.В. Жариков, М.В. Жарикова. - М.: ИНФРА-М, Форум, 2016. - 320 с.
12 Герчикова, И.Н. Маркетинг: организация, технология: учебник. / И.Н. Герчикова. - М.: Высшая школа, 2014. - 258 с.
13 Гладких, И.В. Ценовая стратегия компании: ориентация на потребителя: учебное пособие. / И.В. Гладких. - М.: Высшая школа менеджмента, 2013. - 472 с.
14 Голубков, Е.П. Основы маркетинга: учебник. / Е.В. Голубков. - М.: Финпресс, 2013. - 687 с.
15 Голубков, Е.М. Антикризисный маркетинг: экономический кризис и возможности маркетинга в преодолении кризисных явлений / Е.М. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - № 3. - С. 17-24.
16 Графкина, М.В. Охрана труда и производственная безопасность: учебное пособие. / М.В. Графкина. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014. - 424 с.
17 Домбровская, И.Т. Как построить систему премирования? Реформирование системы оплаты: каковы его цели и задачи? Как «увязать» зарплату сотрудника с результатами его труда и квалификации? / И.Т. Домбровская // Справочник по управлению персоналом. - 2014. - С. 18-22.
18 Донцова, Л.В. Анализ бухгалтерской отчетности: учебное пособие. / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. - М.: Дело и Сервис, 2014. - 304 с.
19 Дружинин, А.И. Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий: учебное пособие. / под ред. Дунаева О.Н. - Екатеринбург: УГТУ,
2014. -287 с.
20 Егошин, А.П. Маркетинг организации: учебник для вузов. / А.П. Егошин. - Спб.: Питер, 2016. - 384 с.
21 Ефимова, С.А. Управление сбытом или как увеличить объем продаж: практическое пособие. / С.А. Ефимова. - М.: Прогресс, 2014. - 396 с.
22 Илышева, Н.Н. Методологические особенности стратегического конкурентного и стратегического маркетингового анализа / Н.Н. Илышева, Т.Б. Варлачева, Т.С. Селевич // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. №39 (217).-С. 45-52.
23 Исаев, А.В. Перспективы роста рынка электронной коммерции / А.В. Исаев // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2016. - №4(286). - С.16-23.
24 Каплина, С.А. Организация коммерческой деятельности: учебник. / С.А. Каплина. - М.: Прогресс, 2015. - 447 с.
25 Кукин, И.П. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда): учебное пособие для вузов. / П.П.Кукин, В.Л. Лапин, Н.Л. Пономарев. - М.: Высшая школа, 2014. - 416 с.
26 Кутлалиев, А. Эффективность рекламы: методическое пособие. / А. Кутлалиев, А. Попов. - М.: Эксмо, 2014.-416с.
27 Лукина, Р.П. Искусство управления каналами сбыта: учебное пособие. / Р.И. Лукина. - М.: Академия, 2013. - 243 с.
28 Лукичева, Т.А. Маркетинг: учебник и практикум для академического бакалавриата. / Т.А. Лукичева, Н.И. Молчанов. - М.: Юрайт, 2016. - 370 с.
29 Мельник, М.В. Экономический анализ в аудите: учебное пособие для студентов вузов. / М.В. Мельник, В.Г. Когденко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 543 с.
30 Моисеева, И.К. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии: учебное пособие. / И.К. Моисеева, М.В. Конышева. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 304 с.
31 Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: учебник. / Ю.В. Морозов. - М.: Хронограф, 2015. - 398 с.
32 Мусиенко, Д.О. Сущность маркетинговой деятельности на предприятиях / Д.О. Мусиенко // Молодой ученый. - 2013. - №6. - С. 383-386.
33 Ноздрева, А.П. Маркетинг: учебник. / А.П. Ноздрева. - М.: Аспект-Пресс, 2016.-448 с.
34 Осмоловский, Н.Р. Сбыт продукции или как увеличить продажи: практическое пособие. / Н.Р. Осмоловский. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 189 с.
35 Петросян, А.Д. Методы продвижения продукции в системе маркетинга промышленных корпораций: учебное пособие. / А.Д. Петросян. - М.: Знание, 2014.-312 с.
36 Пономарева, А.Н. Коммуникационный маркетинг: креативные средства и инструменты: учебное пособие. / А.Н. Пономарева. - М.: ИНФРА-М, Риор, 2016. - 247 с.
37 Попов, Е.В. Продвижение товара: учебник. / Е.В. Попов. - Екатеринбург: Наука, 2013. - 350 с.
38 Портер, М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов: учебник. / М. Портер. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. - 454 с.
39 Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие. / Г.В. Савицкая - М.: ИНФРА-М, 2013. - 272 с.
40 Санников, А.А. Эффективное управление сбытом: учебное пособие. / А.А. Санников. - М.: Прогресс, 2014. - 389 с.
41 Сапронов, Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. / Ю.Г. Сапронов. - М.: Юрайт, 2015.-336 с.
42 Соловьев, Б.А. Маркетинг: учебник. / Б.А. Соловьев. - М.: ИНФРА-М,
2015. -387 с.
43 Соловьева, Д.В. Маркетинговый анализ бизнес-портфеля компании / Д.В. Соловьева // Практический маркетинг. - 2015. - №05 (219). - С.29-40.
44 Третьяк, О.А. Маркетинг. Новые ориентиры модели управления: учебник. / О. А. Третьяк. - М.: Проспект, 2016.-416с.
45 Хван, Т.А. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для студентов вузов. / Т.А. Хван, И.А. Хван. - Ростов-н/Д: Феникс, 2014. - 432 с.
46 Бест, Р. Эффективность и рентабельность маркетинга / Р. Бест // http://www.niarketing.spb.ru/lib-nini/strategy/cost_efficiency.htni.
47 Граб, В.И. Процедура оценки поставщиков и качества покупных изделий, материалов / В.И. Граб, Т.В. Паникова // chrome-extension/index.html.
48 Гусев, Э.Б. Экономические аспекты выставочной деятельности. Стоимость участия в выставке. Составление бюджета / Э.Б. Гусев // http://evartist.narod.ru/textll/06.htm.
49 Жарников, Д. Методика оценки эффективности выставки / Д. Жарников // http://www.cfin.ru.
50 Зинкевич, А. Система мотивации отдела продаж / А. Зинкевич // http://azinkevich.com/.
51 Официальный сайт ЦВК «Экспоцентр» // http://www.metobr-expo.ru.
52 Рентабельность организаций (без субъектов малого предпринимательства) Российской Федерации // http://www.gks.ru.