ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ
СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 9
1.1 Понятие, сущность и значение организационной структуры
предприятия 9
1.2 Типы организационных структур, их преимущества и недостатки 13
1.3 Эволюция методов проектирования организационных структур 24
Выводы по Главе 1 32
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ПРИМЕРЕ ООО «ГРАС» 34
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 34
2.2 Анализ и оценка действующей структуры управления 51
2.3 Анализ проблем управления предприятием 59
Выводы по Главе 2 62
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ООО «ГРАС» 64
3.1 Пути совершенствования организационной структуры предприятия 64
3.2 Оценка эффективности новой организационной структуры управления 73
Выводы по Главе 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 84
ПРИЛОЖЕНИЯ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Должностная инструкция начальника отдела маркетинга и развития (проект)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Должностная инструкция специалиста по маркетингу (проект) 91
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Должностная инструкция специалиста по рекламе (проект) 94
Повышение эффективности работы предприятия Rзначительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от четкой структуры предприятия и деятельное! и всех ее элементов н направлении выбранной цели.
Анализ состояния систем управления предприятиями показывает, что многие проблемы. возникающие при их функционировании. порождаются несовершенством организационных структур. Рыночная экономика в совокупности с требованиями современного этапа развития производства формулирует перед организационной структурой предприятия новые условия с точки зрения гибкости, динамичности, соответствия сложившейся рыночной конъюнктуре.
Необходимость совершенствования структуры управления на современном этапе определяется многими факторами. Это и оптимизация численности аппарата управления, его функций; внедрение автоматизированных систем управления и разработки систем принятия решения.
Упрощенно структура управления представляется как ее организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой н ее подразделениями целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками, ответственными за деятельность структурных подразделений организации.
Проблема совершенствования структуры управления предполагает уточнение функций подразделений, определение прав и обязанностей руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что сегодня для любою хозяйствующего субъекта большое значение имеет организационная структура управления, подходы к распределению обязанностей, принципы создания перспективной организации и т.д. Поэтому в настоящее время совершенствованию организационной структуры управления уделяется значительное внимание, гак как достижение основных целей организации возможно при эффективной структуре организации, построенной с учетом всех ее преимуществ.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка совершенствования структуры управления предприятия ООО «ГРАС».
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- изучить понятие сущность и значение организационной структуры предприятия;
- исследовать типы организационных структур, их преимущества и недостатки;
- показать эволюцию методов проектирования организационных структур дать организационно - экономическую характеристику предприятия ООО «ГРАС»;
- проанализировать и дать оценку действующей структуры управления: выявить и провести анализ проблем управления предприятием:
- разработать пути совершенствования организационной структуры управления на предприятии;
- дать оценку эффективности новой организационной структуры управления.
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «ГРАС».
Предметом исследования являются основы формирования и функционирования организационных структур управления предприятий.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы, определены цели и задачи, объект и предмет работы, определена теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе рассмотрена организационно-экономическая характеристика предприятия, дана оценка действующей структуры управления ООО «ГРАС», проведен анализ проблем управления предприятием.
Во второй главе изучено понятие организационной структуры управления предприятия, проведен анализ типов организационных структур, выявлены их преимущества и недостатки, исследована эффективность функционирования организационной структуры.
В третьей главе разработаны пути совершенствования организационном структуры управления, дана оценка эффективности новой организационной структуры управления.
В заключении сделаны выводы по проведенному исследованию.
Тема данной выпускной квалификационной работы «Совершенствование организационной структуры ООО «ГРАС» с учетом международного опыта».
Цель данной работы заключалась в следующем: разработка совершенствования структуры управления предприятия ООО «1 РАС».
Для достижения поставленной цели был поставлен ряд задач.
В параграфе 1.1 рассмотрены понятие, сущность и значение организационной структуры предприятия. Организационная структура управления предприятием представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их.
Эффективность работы предприятия существенно зависит от организационной формы, выбранной для управления им. Поэтому организационная структура управления должна соответствовать конкретному объекту управления (предприятию), его целям и условиям. Организационная структура управления предприятием - это внутренняя упорядоченность, согласованность и взаимодействие отдельных частей единого целого.
В параграфе 1.2 рассмотрены типы организационных структур, их преимущества и недостатки. Существуют различные классификации организационных структур управления предприятием. Различают два вида основных организационных структур управления предприятием: основные базисные и основные производные.
Все типы организационных структур обладают как преимуществами, так и недостатками. Каждое предприятие самостоятельно определяет тип организационной структуры.
В параграфе 1.3 изучена эволюция методов проектирования организационных структур. В результате изучения теории и практики управления можно выделить два подхода. Существуют два подхода к построению ОСУ: ситуационный подход, предполагающий существование статичных, оптимальных для конкретной ситуации стратегий и структур фирм и эволюционный подход, предполагающий необходимость непрерывной адаптации и развития.
В результате эволюции в области теории и практики управления сформировались актуальные концепции и подходы, которые могут быть использованы в основе управления предприятий.
В параграфе 2.1 выпускной квалификационной работы дана организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия. Проведённый анализ позволил определить, что ООО «ГРАС» функционирует рынке продукции профессиональной автохимии, моющих и чистящих средств для клининговых компаний. Организация имеет ряд преимуществ, связанных с организацией и особенностями действующего формата бизнеса, что позволяет ей удерживаться на рынке. Вместе с тем, существует ряд факторов, препятствующих СИХ) «ГРАС» занять более весомые рыночные позиции и обеспечивать желаемый уровень рентабельности бизнеса. К числу этих факторов были отнесены: затраты, выбор каналов распределения, маркетинговая политика. Эти факторы относятся к внутренней среде предприятия, потому требуется их более детальный анализ.
В параграфе 2.2 выпускной квалификационной работы произведен анализ и дана оценка действующей структуры управления исследуемого предприятия. В ходе анализа выяснилось, что в целом организационная структура ОСЮ «ГРАС» организована рационально. Её отличает функциональный тип организации, что соответствует текущему положению компании на рынке и создаст предпосылки для её дальнейшего развития и усложнения. Учитывая цели развития компании, организационная структура может усложняться как по горизонтали, так и по вертикали. Вместе с тем, в ходе анализа организационной структуры ООО «ГРАС» была выявлена проблема наличия дублирования функций в области управления, сбыта и маркетинга между несколькими подразделениями: генеральный директор, коммерческий директор, управление продаж. Дублирование функций приводит к недостаточному качеству их исполнения и результате предприятие лишено единого подразделения, которое комплексно реализовывало бы функцию управления маркетингом одну из важнейших функций, учитывая текущее положение компании на рынке продукции профессиональной автохимии, моющих и чистящих средств для клининговых компаний. Выявленные проблемы могут негативно отразиться на перспективном развитии ООО «ГРАС» и сохранении конкурентных преимуществ.
В параграфе 2.3 данной работы произведен анализ проблем управления предприятием ООО «ГРАС». В целях выявления и анализа проблем управления предприятием, была использована матрица Глайстера. По итогам составления матрицы Глайстера было проведено ранжирование проблем ООО «ГРАС». После анализа проблем, можно сделать вывод, что руководству ООО «ГРАС» необходимо менять сложившуюся ситуацию, поскольку ключевые показатели эффективности бизнеса снижаются, и дальнейшее развитие предприятия без решения выявленных проблем может привести организацию к потере конкурентных преимуществ и проигрышу в конкурентной борьбе. Стратегические цели развития ООО «ГРАС» тесно связаны с позиционированием предприятия на рынке и направлены на поиск новых клиентов, что невозможно реализовать в отсутствии подразделения, располагающего комплексной информацией о рынке, запросах потребителей и другой информации. Данная информация имеется в фрагментарном объёме и сё анализом и интерпретацией заняты отдельные работники, находящиеся в разных подразделениях. Высшим звеном управления, принимающим ответственные решения в области стратегии поведения предприятия на рынке, являются генеральный директор и коммерческий директор. Управление в ООО «ГРАС» затрудняется ввиду наличия дублирующих функций у отдельных работников и подразделений, что также препятствует его эффективности.
Проблемы пронизывают все уровни управления: организации, подразделений и индивидуума. Поэтому, для ООО «ГРАС» целесообразна разработка комплексного решения, которое оказало бы влияние на весь комплекс проблем. В целом проведённая комплексная оценка эффективности организации управления в ООО «ГРАС» позволяет сделать вывод о том. что хотя деятельность предприятия и является прибыльной, вместе с тем организация управления не способствует успешному участию в конкурентной борьбе на рынке продукции профессиональной автохимии, моющих и чистящих средств для клининговых компаний. Этому препятствует отсутствие развитой маркетинговой службы в ООО «ГРАС», которая проводила бы комплексные .маркетинговые исследования с целью обеспечения информационно-аналитической поддержки развития предприятия. Следует особо указать на то обстоятельство, что у сильных троков рынка (ООО «ПКФ Химитек») подобные подразделения имеются.
В параграфе 3.1 были разработаны пути совершенствования организационной структуры предприятия. На основе анализа организационно-экономических показателей ООО «ГРАС» и выявлению существующих проблем был разработан проект совершенствования организационной структуры, в рамках которого было предложено: создать подразделение маркетинга и развития, что позволит централизовать важные в сложившихся условиях внешней среды функции управления рынком и увязать их с задачами развития предприятия, так же это будет способствовать снижению управленческой нагрузки на генерального и коммерческого директоров; распределить сотрудников договорного отдела по подразделениям снабжения и сбыта в целях формирования оптимального управления процессами заключения договоров в области сбыта и снабжения. Распределение сотрудников договорного отдела по подразделениям снабжения и сбыта позволит исключить дублирование функций и оптимизировать управление договорными отношениями. В целом, реализация проекта совершенствования организационной структуры позволит усилить конкурентные позиции ООО «ГРАС» и обеспечить достижение стратегических целей развития.
В параграфе 3.2 произведена оценка эффективности новой ОСУ предприятия. Реализация проекта совершенствования организационной структуры для ООО «ГРАС» является экономически целесообразной. Реализация проекта выгодна ООО «ГРАС», поскольку затраты на его реализацию покрываются экономическими выгодами, что проявляется в приросте прибыли от продаж по итогам функционирования предприятия. Начатый реализовываться с июня 2016 года проект, с ноября 2016 года экономически оправдает себя и начнет генерировать положительный поток доходов. Срок окупаемости проекта составляет 5 месяцев 11 дней. За год реализации проект сгенерирует дополнительный доход в размере 894,6 тыс. рублей. Общая доходность проекта оценивается на уровне 111.1%
Таким образом, в рамках исследования был провиден анализ международного опыта и произведена оценка его применения в целях совершенствования организационной структуры ООО «ГРАС». В работе был проведен комплексный анализ деятельности предприятия с помощью методов PEST, конкурентного анализа М. Портера, SNW, BKG. и SWOT-анализа. На основе полученных данных были сформулированы ключевые ориентиры развития предприятия, исходя из сложившейся ситуации во внешней среде с учетом особенностей развития конкретного бизнеса. Был проведен анализ и оценка действующей организационной структуры и представлены варианты ее совершенствования с учетом международного опыта и практики совершенствования организационных структур.
В целом, реализация проекта совершенствования организационной структуры позволит усилить конкурентные позиции ООО «ГРАС» и обеспечить достижение стратегических целей развития. Учитывая общий экономический эффект проект рекомендуется к внедрению.
1 Абрамов, Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений [Текст] / Н. Абрамов. - М.: Русские словари. 1999. - С. 528.
2 Агафонов, А. Ю. Планирование деятельности фирмы: Учебно¬методическое пособие [Текст] / А. IO. Агафонов. М., Самара: Базрах. 2000. 335 с.
3 Алексеев. С.С. Новое в управлении экономикой предприятия: Справ. - метод. Пособие [Текст] / С.С. Алексеев. - М.:Проспект, 2009.
4 Бжезинский. 3. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие [Текст] ! 3. Бжезинский. - Независимая газета. 1999, 24 ноября.
5 Бирих, А.К. .Анализ финансовой отчетности: Пер. с англ | Гскст] / А К. Бирих. - М.:АСТ:Хранитель, 2007. - С.557.
6 Богатуров, А.Д. Анализ финансовой отчетности: Пер. с англ | Текст] •' А.Д. Богатуров. - М.. 2003. - С. 601.
7 Бунин И.М. Самоучитель по финансовым расчетам. - Режим доступа: [Электронный ресурс) http://vw.cpt.ru/bunin.php.
8 Бурдьё, П. Менеджмент [Текст] /11. Бурдьё; пер. с фр. / сост.. общ.ред. и предисл. Н. А. Шматко. - М.: Socio-Logos, 1993. - 336 с.
9 Вебер, М. Финансовый анализ [Текст] / М. Вебер: пер. с нем. М.: Юрист, 1994.- 804 с.
10 Журавлев, В. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятий [Текст] / В. Журавлев; пер. с нем. - М.: Мысль. 1990. - 452 с.
11 Генис, А. Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами [Текст] / А. Генис: пер. с англ. - М.: Независимая газета. 1997 256 с.
12 Горных, А.А. Диагностика деятельности акционерного общества. Энциклопедия [Текст] / А.А. Горных. - Минск. 2001. - С. 609.
13 Гудмен. Н. Способы создания мирон [Текст] / II. Гудмен. М.: Праксис, 2001. - С. 376.
14 Гэлбрейт, Дж. К. Новое индустриальное общество [Текст] / Дж. I элбрсйт; пер. с англ. - М.; СПб.: ACT: Транзиткнига. 2004 602 с.
15 Дворецкий, И. X. Латинско-русский словарь [Текст] / И. X. Дворецкий. - М.: Русский язык. 1986. - 840 с.
16 Джеймисон, Ф. Постмодернизм и общество потребления [Текст] Ф. Джеймисон. - М.:Логос, 2000.
17 Ефремова, Г.Ф. Большой современный толковый словарь русского языка [Текст]/Т.Ф. Ефремова. - М.2006, - С. 987.
18 Захаров, А. В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности [Текст] / А. В. Захаров И Вопросы философии. -003.- №9.-С. 3-16.
19 Зиммель, Г. Управление финансовой деятельностью предприятия Проблемы, концепции и методы [Текст] / Г. Зиммель: пер. с нем. М.: Юрист,1996.-671 с.
20 Ивин, А. А. Бухгалтерский учет и финансово-экономический анализ [Текст] / А. А. Ивин. - М.: Высш, шк., 2006. - 390 с.
21 Иноземцев. В. Л. Финансовое состояние предприятия: Методы оценки [Текст] / В. Л. Иноземцев. М.: Academia. 1999. 724 с.
22 Ирхин, Ю. Финансовый менеджмент: Учебное пособие [Текст] / К). Ирхин. - М., 2006. - С. 18.
23 Ирхин, Ю.В., Золотов В.Д., Золотова Л.В. Анализ финансово- экономической деятельности предприятия: Учебник для вузов: Учебник [текст) / Ю.В. Ирхин. - М.: Юристъ, 2001. - С. 112.
24 Сорокин, II. Менеджмент организации [Текст] / II. Сорокин. - М.. 1992 - С. 429.
25 Каган, М.С. Основы менеджмента [Текст] / М.С. Каган. - СПб. 1998. - С. 351.
26 Кастсльс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Текст] / М. Кастельс. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.
27 Керимов. Д.А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права [текст] / Д.А. Керимов. - М.. 2001. - С. 520
28 Коммуникация [Текст] // Большой энциклопедический словарь. XI.: Советская энциклопедия (БСЭ), 1997. - С. 386.
29 Кузнецов, С.А. Большой толковый словарь русского языка (Текст | С.А. Кузнецов. - CI16.: 11о три нт, 2000. - С. 1414.
30 Леви-Стросс, К. Бухгалтерская отчетность: составление и анализ [Текст] / К. Леви-Стросс. - М.: Наука, 198.3.
31 Лиотар, Ж.-Ф. Основы предпринимательской деятельности [Текст] / Ж.-Ф. Лиотар; пер. с фр. Н. А. Шматко. М., СПб.: Институт экспериментальной социологии: Алетейя, 1998. - 159 с.
32 Макконелл, К.Р. Стратегия управления: теория и реальность [Текст] К.Р. Макконелл. - .М.: ИНФРА, 2003.
33 Макиавелли, Н. Современные методы анализа финансового положения [ Текст] / Н. Макиавелли. - М.: IБтанега, I990. 79 с.
34 Мамардашвили, М. К. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции [Текст] / М. К. Мамардашвили. - М.: Политиздат, 1991. 87 с.
35 Мартьянов. В. С. Финансовый анализ субъекта хозяйствования: Справочное пособие [Текст] / В. С- Мартьянов. - М.: Рос.полит, энпикл (РОСПЭН), 2010.-346 с.
36 Моль, А. Финансовый анализ: Учеб. Пособие [Текст] / А. Молы пер с фр. М.: Прогресс, 1973. - 406 с.
37 Мотрошилова, Н.В. Экспертная диагностика и аудт финансово¬хозяйственного положения предприятия [Текст] / Н.В. Мотрошилова. 2009. №6.-С. 37.
38 Ожегов, С.И. Теория анализа хозяйственной деятельности [Текст] / С.И. Ожегов. - М.: Азбуковник. 1999. - С. 847.
39 Панарин, А.С. Теория экономического анализа |Текст] / А.С. Панарин. - М.:Проспект. 2004.
40 Петухов, В. А. Теория экономического анализа [Текст] / R Л. Петухов. - М.: Центр Карнеги. 2001. 222 с.
41 Познер В. Цитаты. - Режим доступа: [Электронный ресурс] http://citaty.info/charactei7vladitnir-pozner (дата обращения- 29.04.2014).
42 Прохоров. А. VI. Философский энциклопедический словарь [Текст] Л..VI. Прохоров. - М.: «Советская энциклопедия», 1983. - С. 478.
43 Пугачев. В.П. Финансы и статистика (Текст] / В.П. Пугачев. ■ М.:Эксмо.
2004. - С. 549.
44 Резник, Ю. М. Финансы предприятий [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mvw.mzst.rU/pages/l3-iu.m.-rcvnik-gra74idanskoe-obshhestvo-v.htrnl.
45 Рубинштейн, С. Л. Управление персоналом для современных руководителей [Текст] / С. Я. Рубинштейн. - СПб.: 11итер. 2003. - 508 с.
46 Словарь русского языка: в 4-х т. 3-е изд. Т. 3 [Текст] М.: Русский язык, 1985.- 1198 с.
47 Сорокин. II. А. Финансы и статистика | Гекст] / П. А. Сорокин. - VI.: Политиздат. 1992. - 543 с.
48 Сорос. Дж. Полное руководство для менеджера по продажам [Текст] / Дж. Сорос. - М., 1997. С. 14
49 Фан, И.Б. Бухгалтерский учет и финансовый анализ на коммерческих предприятиях: практическое руководство [Текст] / И. Б. Фан. Екатеринбург: УрО РАН, 2006.-313 с.
50 Философия: Энциклопедический словарь / пол рея. А. А Ивина [Текст] - М.: I ардарики, 2004. 1072 с.
51 Ушаков. Д.Н. Экономика предприятия [ Гекст] / Д.П. Ушаков. - М.. 2000. - С. 479.
52 Хангтинтон, С. Экономико-статистический анализ [Текст] / С. Хангтинтон; nep. - VI.: ACT, 2003.-603 с
53 Юзвишин, И.И. Основы информаниолгии. Учебник для высших и средних учебных заведений, курсов повышения квалификации и самообразования [Текст] / И.И. Юзвишин. - М., 2000. - С. 483.
54 Top News. - Режим доступа: (Электронный ресурс] http://www.topnews.ru/citation_374_0_l.html(дата обращения: 29.04.2016).