Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственное регулирование конкурентной среды на региональных товарных рынках (на примере Челябинской области)

Работа №65924

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы98
Год сдачи2017
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
377
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ
СРЕДЫ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ 11
1.1 Конкурентная среда на товарных рынках 11
1.2 Методы государственного регулирования конкурентной среды на
товарных рынках 19
1.3 Нормативно-правовое регулирование конкурентной среды на товарных
рынках в РФ 22
1.4 Методика анализа государственного регулирования конкурентной среды
на товарных рынках 32
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ
СРЕДЫ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 42
2.1 Анализ конкурентной среды на рынке цельномолочной продукции и
масла животного Челябинской области 42
2.2 Методы государственного регулирования конкурентной среды на рынке
цельномолочной продукции и масла животного 49
2.3 Проблемы государственного регулирования конкурентной среды на
региональных товарных рынках 57
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ 64
3.1 Основные направления совершенствование государственной политики
регулирования конкурентной среды на товарных рынках 64
3.2 Рекомендации по повышению эффективности политики
государственного регулирования конкурентной среды на рынке цельномолочной продукции и масла животного 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 97

Актуальность темы. В условиях глобализации и региональной интеграции с учетом современных внешнеполитических тенденций, выражающихся в санкционной политике ряда стран Запада против России, проблемы развития конкурентной среды на региональном уровне выходят на первое место. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года прямо говорит о том, что повышение национальной конкурентоспособности является комплексной задачей, реализация которой зависит от развития таких элементов как управление человеческим капиталом, экономическим потенциалом на уровне региона, транспортной инфраструктурой и многими другими составляющими. Достижение устойчивости экономической системы, как на уровне страны, так и на уровне отдельных регионов невозможно без конкурентного развития товарных рынков. Однако, до сих пор на развитие конкурентных сил оказывают негативное влияние доминирование монополий в отдельных отраслях промышленности, использование нерыночных принципов хозяйствования, участие теневого капитала в предпринимательской деятельности, использование недобросовестных методов конкурентной борьбы субъектами хозяйствования. Все эти негативные факторы сдерживают не только развитие конкурентных сил, но и тормозят социально-экономическое развитие страны в целом. В то же время неконтролируемое развитие конкурентных отношений на уровне региона таит в себе опасность формирования монополий и подчинения регионального рынка одной компании, так как любая компания стремится расширять границы своего рынка и в процессе захвата рынка действовать абсолютно нерыночными методами. Таким образом, проявляется противоречивость системы конкурентных отношений. Именно в этом проявляется актуальность исследования механизмов государственного регулирования конкурентной среды, так как без государственного регулирования любая конкурентная система стремится к тому, чтобы стать монополией, что ведет к нерациональному распределению ресурсов, сдерживанию инновационного
Объект дипломного проекта - система отношений, складывающихся в процессе государственного регулирования конкурентной среды на региональных товарных рынках.
Предмет дипломного проекта - механизмы государственного регулирования конкурентной среды на рынке цельномолочной продукции и масла животного в Челябинской области.
Цель дипломного проекта - анализ современных механизмов государственного регулирования конкурентной среды на региональных товарных рынках, а также разработка рекомендаций по повышению эффективности политики государственного регулирования конкурентной среды на региональных товарных рынках.
Задачи дипломного проекта:
1) Дать определение конкурентной среды на товарных рынках;
2) Обозначить основные методы государственного регулирования конкурентной среды на товарных рынках в регионе;
3) Описать нормативно-правовую базу государственного регулирования конкурентной среды на региональных товарных рынках;
4) Представить методику анализа государственного регулирования конкурентной среды на товарных рынках;
5) Проанализировать конкурентную среду на рынке цельномолочной продукции и масла животного Челябинской области;
6) Провести анализ методов государственного регулирования конкурентной среды на рынке цельномолочной продукции и масла животного;
7) Определить проблемы государственного регулирования конкурентной среды на региональных товарных рынках;
8) Определить основные направления совершенствование государственной политики регулирования конкурентной среды на товарных рынках;
9) Предложить рекомендации по повышению эффективности политики государственного регулирования конкурентной среды на рынке цельномолочной продукции и масла животного.
Результаты дипломного проекта имеют практическую значимость и могут применяться при разработке направлений регулирования конкурентной среды на рынке цельномолочной продукции и масла животного в Челябинской области.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, исследования сущности конкуренции позволили определить ее как некий механизм, обеспечивающий ускорение научно-технического прогресса, сбалансированное соотношение между общественным производством и общественными потребностями, регулирующий пропорции общественного производства. Конкуренция минимизирует риск производства ненужных или слишком дорогих для потребителя продуктов. Мировой опыт свидетельствует о том, что конкуренция является эффективным механизмом размещения факторов производства в местах, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу. Все это и обусловливает активное использование конкуренции в политике регулирования рыночных процессов как мощного инструмента обеспечения экономического развития государства. В настоящее время наиболее распространенными формами государственной помощи и поддержки являются прямые субсидии, освобождение от налогов, государственные кредиты под льготные проценты, предоставление предприятиям земельных участков и другой государственной собственности безвозмездно либо на благоприятных условиях, беспроцентные либо низкопроцентные ссуды, полное замещение затрат в случае успеха проекта, отсрочка налоговых и социальных платежей в бюджет, предпочтительный доступ к государственным контрактам. Бессистемная реализация этих мер, имеющая место в настоящее время, затрудняет становление конкурентных отношений и выводит на передний план задачу создания нормативной базы государственной помощи для выравнивания условий хозяйствования с обязательной регламентацией ее отдельных видов.
Рынок молока и молокопродуктов - это сложная система институтов в сфере производства и обращения, носящая региональный характер, что обусловливает уровень, на котором должны исследоваться и решаться многие проблемы регулирования наряду с решением макроэкономических вопросов функционирования экономики АПК в целом. Система государственного регулирования молочного рынка включает цели, задачи, уровни, субъекты,
объекты и механизм регулирования, объединяющие разрабатываемые и используемые государственными органами методы, способы, средства практической реализации регулирующих воздействий. Основу методики должны формировать системное и комплексное изучение, выявление и обобщение влияния ключевых факторов на выбор организационно-экономических инструментов регулирования, а также устройство единого механизма по формированию устойчивых конкурентных преимуществ национального и регионального молочно-продуктового подкомплекса АПК. Проанализировав структуру молочного рынка Челябинской области, можно сделать общий вывод в настоящее время почти весь объём спроса покрывается за счёт продукции местных производителей, рынок цельномолочной продукции и масла животного является высококонцентированным, что негативно отражается на малом и среднем бизнесе.
Учитывая долгосрочный характер развития молочной отрасли, механизм государственного регулирования, особенно его предложение, должен обеспечивать согласование действий его участников в долгосрочном, средне- и краткосрочном периоде. Это реализуется на основе программно-целевого и проектного подхода. Представленная схема, описывающая механизм государственного регулирования рынка молока и молочных продуктов. В представленном механизме акцент будет делаться на регулировании предложения за счет развития собственного производства, при одновременном стимулировании спроса с учетом рекомендуемых норм. Именно обоснование стратегических направлений регулирования спроса и предложения на рынке молока и молочных продуктов позволяет достичь поставленных целей в области создания для участников молочной отрасли условий, при которых они функционируют наиболее результативно. Блок адаптации необходим для учета особенностей регионального рынка молока и их изменений во времени. Блок мониторинга и контроля позволяет оценить результаты регулирования и реализации программ, инвестиционных проектов. Рынок молока и молочной продукции в сложившихся условиях обладает признаками неустойчивой отрасли, которая нуждается в увеличении государственной поддержки. Проведены расчеты необходимого объема государственной поддержки молочной отрасли исходя из уровня потребления 330 и 300 кг на душу населения, при нормативном уровне ввозимого на территорию области молока 10% от объема потребления. Таким образом, реализация целевого сценария развития молочной отрасли и рынка молока позволит увеличить производство и товарность молока-сырья, повысить качество и уменьшить сезонность его производства за счет модернизации и внедрения новейших современных технологий, обеспечив рост производства молочных продуктов в 1,9 раза на душу населения. Комплексное решение обозначенных задач в рамках определенных стратегических направлений позволит обеспечить восстановление и развитие молочной отрасли, создать условия для увеличения объемов производства и потребления молока и молочных продуктов, снизить количество попадаемой на прилавки некачественной молочной продукции.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
2. Федеральный закон РФ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (в ред. 03.07.2016 г.)
3. Указ Президента РФ от 06.08.2014 № 560 (в ред. 29.06.2016) «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»
4. Постановление Правительства РФ от 7 августа 2014 г. № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320 и от 29 июня 2016 г. № 305»
5. Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 (ред. от 20.07.2016) «Об
утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 № 18026)
6. Приказ ФАС России от 24 января 2012 г. № 35 «Об утверждении Порядка ведения и наполнения базы данных аналитических отчетов о состоянии конкуренции на товарных рынках»
7. План мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции в Челябинской области на 2016-2018 гг. (утв. Губернатором Челябинской области 22.02.2017 г.)
8. Авдашева, С.Б., Розанова, Н.М. Теория организации отраслевых рынков. - М.: Магистр. - 2010. - 320 с.
9. Авдашева, С.Б., Шаститко, А.Е. Предварительный антимонопольный контроль. - М.: Кнорус. - 2016. - 79 с.
10. Александров, Ю.Л., Юшкова, Л.В. Условия функционирования субъектов сферы услуг в системе конкурентных отношений. // Российское предпринимательство. - 2015. - № 3. - с. 62-66.
11. Алешин, Д. А., Положихина, М. А. Современные подходы ФАС России к анализу состояния конкурентной среды на товарных рынках. // Современная конкуренция. - 2013. - № 2. - с. 44-50.
12. Антосик, Л.В. Анализ барьеров входа на товарные рынки регионов. // Региональная экономика: теория и практика. - 2014. - № 4. - с. 5-11.
13. Бочарников, В.П., Бочарников, И.В., Свешников, С.В. Основы системного анализа и управления организациями. - М.: ДМК Пресс. - 2015. - 286 с.
14. Воронцов, П.П. Актуальные вопросы оценки состояния конкуренции на товарном рынке. // Российское предпринимательство. - 2013. - № 3. - с. 67-70.
15. Герасименко, Н.А. ФАС: проблемы антимонопольного
регулирования. - М.: Кнорус. - 2015. - 55 с.
16. Гераськин, М.И., Манахов, В.В. Анализ кривых спроса на товарных и финансовых рынках монополистической конкуренции. // Актуальные проблемы экономики и права. - 2016. - № 7. - с. 111-118.
17. Гешев, А.В. Анализ конкурентной среды региона. // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2013. - № 1. - с. 25-31.
18. Григоренко, И.В. Сравнительно-правовой анализ деятельности антимонопольных служб и развития добросовестной конкуренции на товарных рынках. // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2015. - № 1. - с. 36-41.
19. Джуха, В.М., Курицын, А.В., Штапова, И.С. Экономика отраслевых рынков. - М.: Кнорус. - 2016. - 288 с.
20. Дмитриева, Д.М. Антимонопольная политика в области стратегических альянсов. - М.: Кнорус. - 2015. - 88 с.
21. Зевайкина, Н.А. Понятие и структура энергетического товарного рынка в Российской Федерации. // Основы экономики, управления и права. - 2015. - № 2. - с. 107-112.
22. Зуева, О.Н. Влияние домашних хозяйств на формирование и развитие товарных рынков. // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2015. - № 4. - с. 44-48.
23. Иванова, М.Б. Снижение неопределенности характеристик рынка при стратегическом планировании в транспортно-экспедиторской компании. // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. - 2016. - № 2. - с. 25-35.
24. Князева, И.В. Антимонопольная политика в России. - М.: Омега-Л. - 2015. - 512 с.
25. Князева, И.В. Антимонопольное регулирование экономического поведения субъектов. - М.: Кнорус. - 2016. - 58 с.
26. Кожухова, Л. И., Беспаленко, Р. О., Тихомиров, Е. А. Методы определения границ товарных рынков, ориентированных на потребителя. // Лесной вестник / Forestry bulletin. - 2016. - № 2. - с. 32-38.
27. Колесник, Г.И. Недобросовестная конкуренция как объект антимонопольного контроля. // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2015.
- № 3. - с. 40-48.
28. Конкурентное право России (под ред. И. Артемьев, С. Пузыревский, А. Сушкевич). - М.: Изд-во ВШЭ. - 2014. - 496 с.
29. Коновалов, Д.В. Влияние конкурентной среды на рынке безалкогольных напитков на стратегическое развитие предприятий . // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2014.
- № 2. - с. 66-72.
30. Кудрявцев, К.А. Выбор потребителей и влияние недобросовестной конкуренции на хозяйствующие субъекты-конкуренты. // Регионология. - 2016. - № 1. - с. 201-212.
31. Кузнецов, А.А. Хеджирование рисков на товарных рынках в России как проблема обеспечения экономической безопасности. // Юридическая наука и
32. Матвеев, Р.И. Оптимизация инновационно-инвестиционных стратегий в условиях дуополистической конкуренции. // Terra Economicus. - 2015. - № 3. - с. 6-9.
33. Медушевская, И., Скворцова, В., Ягафарова, Е. Конкуренция и конкурентные преимущества. - М.: LAP Lambert Academic Publishing. - 2014. - 268 с.
34. Муратова, Е.В. Теоретические проблемы формирования правовых понятий в сфере обеспечения добросовестной конкуренции в законодательстве о предпринимательской деятельности. // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2014. - № 3. - с. 66-68.
35. Назарова, У.А. Монопсония на рынке труда и ее влияние на
современные социально-трудовые отношения. // Российское
предпринимательство. - 2014. - № 2. - с. 102-110.
36. Овсянникова, Т.Ю., Югова, И.В. Конкурентная среда на рынке жилой
недвижимости: особенности и закономерности. // Вестник Томского
государственного университета. Экономика. - 2014. - № 4. - с. 198-203.
37. Овчинникова, Ю. Недобросовестная конкуренция и реклама. - М.: LAP Lambert Academic Publishing. - 2014. - 112 с.
38. Одесс, В.И. Ценностной фактор важнейший элемент конкурентоспособности продукции, реализуемой на товарном рынке . // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2015. - № 4. - с. 103-118.
39. Орифов, А.О., Сираева, З.Р. Некоторые особенности конкуренции на рынке банковских услуг и их отличительные характеристики от конкуренции на товарном рынке. // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук. - 2014. - № 2. - с. 54-65.
40. Романова, Л.Е. Проблемы анализа рыночных структур. // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки.
- 2015. - № 3. - с. 25-30.
41. Силин, Я.П., Чумаков, А.И. Теоретические положения регионального товарного рынка. // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2014. - № 2-3. - с. 152-161.
42. Скворцова, В.А., Медушевская, И.Е. Государственное регулирование конкуренции в современной экономике России. // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2015. - № 3. - с. 107-112.
43. Смирнова, Е.В. Методика определения структуры товарного рынка. // Управление экономическими системами: электроннный научный журнал. - 2014.
- № 1. - с. 84-92.
44. Смирнова, О.О., Богданов, Д.Д. Антимонопольное регулирование розничной торговли. - М.: Кнорус. - 2016. - 92 с.
45. Соколов, А.Ю. Административная ответственность за
недобросовестную конкуренцию. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. - 2014. - № 1. - с. 112-120.
46. Сулакшина, А.С. Проблемы совершенствования уголовной ответственности за соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию, на товарных рынках России. // Власть.
- 2012. - № 1. - с. 5-17.
47. Сушкевич, А.Г. Новации в антимонопольном регулировании. - М.: Кнорус. - 2016. - 107 с.
48. Татаринова, С.С. Определение понятия «Товарный рынок» для целей антимонопольного законодательства. // Вестник Самарского государственного университета. - 2014. - № 6. - с. 41-48.
49. Татаринова, С.С. Правовое регулирование определения границ товарного рынка. // Основы экономики, управления и права. - 2014. - № 7. - с. 28¬38.
50. Татаринова, С.С. Сравнительная характеристика правового регулирования конкуренции в Российской Федерации и зарубежных странах. // Основы экономики, управления и права,2015. - № 2. - с. 202-215.
51. Татаркин, А.И., Муфтиев, Г.Г., Царев, И.В. Обеспечение сбалансированности регионального товарного рынка. // Экономика региона. - 2014. - № 1-2. - с. 58-62.
52. Ткаченко, Д.Д. Экономико-математическая модель различных форм кооперации компаний в инновационных разработках в условиях конкуренции на товарном рынке. // Управление экономическими системами: электроннный научный журнал. - 2014. - № 3. - с. 96-112.
53. Шай, О. Организация отраслевых рынков. - М.: Изд-во ВШЭ. - 2014.
- 504 с.
54. Шульдякова, В.В. Специфика поведения государства-монопсониста на товарном рынке. // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2015. - № 1. - с. 161-170.
55. Щербина, М.В. Определение уровня конкуренции на товарных рынках Российской Федерации: отраслевой анализ. // Экономика. Налоги. Право.
- 2014. - № 5. - с. 13-17.
56. Юсупова, Г.Ф. Теория отраслевых рынков. - М.: Изд-во ВШЭ. - 2014.
- 280 с.
57. Якобашвили, Д.М. Особенности конкуренции и государственного регулирования рынков молочной и соковой продукции. - М.: Кнорус. - 2015. - 117 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ