Государственное регулирование конкурентной среды на региональных товарных рынках (на примере Челябинской области)
|
Введение
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ
СРЕДЫ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ 11
1.1 Конкурентная среда на товарных рынках 11
1.2 Методы государственного регулирования конкурентной среды на
товарных рынках 19
1.3 Нормативно-правовое регулирование конкурентной среды на товарных
рынках в РФ 22
1.4 Методика анализа государственного регулирования конкурентной среды
на товарных рынках 32
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ
СРЕДЫ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 42
2.1 Анализ конкурентной среды на рынке цельномолочной продукции и
масла животного Челябинской области 42
2.2 Методы государственного регулирования конкурентной среды на рынке
цельномолочной продукции и масла животного 49
2.3 Проблемы государственного регулирования конкурентной среды на
региональных товарных рынках 57
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ 64
3.1 Основные направления совершенствование государственной политики
регулирования конкурентной среды на товарных рынках 64
3.2 Рекомендации по повышению эффективности политики
государственного регулирования конкурентной среды на рынке цельномолочной продукции и масла животного 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 97
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ
СРЕДЫ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ 11
1.1 Конкурентная среда на товарных рынках 11
1.2 Методы государственного регулирования конкурентной среды на
товарных рынках 19
1.3 Нормативно-правовое регулирование конкурентной среды на товарных
рынках в РФ 22
1.4 Методика анализа государственного регулирования конкурентной среды
на товарных рынках 32
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ
СРЕДЫ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 42
2.1 Анализ конкурентной среды на рынке цельномолочной продукции и
масла животного Челябинской области 42
2.2 Методы государственного регулирования конкурентной среды на рынке
цельномолочной продукции и масла животного 49
2.3 Проблемы государственного регулирования конкурентной среды на
региональных товарных рынках 57
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ 64
3.1 Основные направления совершенствование государственной политики
регулирования конкурентной среды на товарных рынках 64
3.2 Рекомендации по повышению эффективности политики
государственного регулирования конкурентной среды на рынке цельномолочной продукции и масла животного 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 97
Актуальность темы. В условиях глобализации и региональной интеграции с учетом современных внешнеполитических тенденций, выражающихся в санкционной политике ряда стран Запада против России, проблемы развития конкурентной среды на региональном уровне выходят на первое место. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года прямо говорит о том, что повышение национальной конкурентоспособности является комплексной задачей, реализация которой зависит от развития таких элементов как управление человеческим капиталом, экономическим потенциалом на уровне региона, транспортной инфраструктурой и многими другими составляющими. Достижение устойчивости экономической системы, как на уровне страны, так и на уровне отдельных регионов невозможно без конкурентного развития товарных рынков. Однако, до сих пор на развитие конкурентных сил оказывают негативное влияние доминирование монополий в отдельных отраслях промышленности, использование нерыночных принципов хозяйствования, участие теневого капитала в предпринимательской деятельности, использование недобросовестных методов конкурентной борьбы субъектами хозяйствования. Все эти негативные факторы сдерживают не только развитие конкурентных сил, но и тормозят социально-экономическое развитие страны в целом. В то же время неконтролируемое развитие конкурентных отношений на уровне региона таит в себе опасность формирования монополий и подчинения регионального рынка одной компании, так как любая компания стремится расширять границы своего рынка и в процессе захвата рынка действовать абсолютно нерыночными методами. Таким образом, проявляется противоречивость системы конкурентных отношений. Именно в этом проявляется актуальность исследования механизмов государственного регулирования конкурентной среды, так как без государственного регулирования любая конкурентная система стремится к тому, чтобы стать монополией, что ведет к нерациональному распределению ресурсов, сдерживанию инновационного
Объект дипломного проекта - система отношений, складывающихся в процессе государственного регулирования конкурентной среды на региональных товарных рынках.
Предмет дипломного проекта - механизмы государственного регулирования конкурентной среды на рынке цельномолочной продукции и масла животного в Челябинской области.
Цель дипломного проекта - анализ современных механизмов государственного регулирования конкурентной среды на региональных товарных рынках, а также разработка рекомендаций по повышению эффективности политики государственного регулирования конкурентной среды на региональных товарных рынках.
Задачи дипломного проекта:
1) Дать определение конкурентной среды на товарных рынках;
2) Обозначить основные методы государственного регулирования конкурентной среды на товарных рынках в регионе;
3) Описать нормативно-правовую базу государственного регулирования конкурентной среды на региональных товарных рынках;
4) Представить методику анализа государственного регулирования конкурентной среды на товарных рынках;
5) Проанализировать конкурентную среду на рынке цельномолочной продукции и масла животного Челябинской области;
6) Провести анализ методов государственного регулирования конкурентной среды на рынке цельномолочной продукции и масла животного;
7) Определить проблемы государственного регулирования конкурентной среды на региональных товарных рынках;
8) Определить основные направления совершенствование государственной политики регулирования конкурентной среды на товарных рынках;
9) Предложить рекомендации по повышению эффективности политики государственного регулирования конкурентной среды на рынке цельномолочной продукции и масла животного.
Результаты дипломного проекта имеют практическую значимость и могут применяться при разработке направлений регулирования конкурентной среды на рынке цельномолочной продукции и масла животного в Челябинской области.
Объект дипломного проекта - система отношений, складывающихся в процессе государственного регулирования конкурентной среды на региональных товарных рынках.
Предмет дипломного проекта - механизмы государственного регулирования конкурентной среды на рынке цельномолочной продукции и масла животного в Челябинской области.
Цель дипломного проекта - анализ современных механизмов государственного регулирования конкурентной среды на региональных товарных рынках, а также разработка рекомендаций по повышению эффективности политики государственного регулирования конкурентной среды на региональных товарных рынках.
Задачи дипломного проекта:
1) Дать определение конкурентной среды на товарных рынках;
2) Обозначить основные методы государственного регулирования конкурентной среды на товарных рынках в регионе;
3) Описать нормативно-правовую базу государственного регулирования конкурентной среды на региональных товарных рынках;
4) Представить методику анализа государственного регулирования конкурентной среды на товарных рынках;
5) Проанализировать конкурентную среду на рынке цельномолочной продукции и масла животного Челябинской области;
6) Провести анализ методов государственного регулирования конкурентной среды на рынке цельномолочной продукции и масла животного;
7) Определить проблемы государственного регулирования конкурентной среды на региональных товарных рынках;
8) Определить основные направления совершенствование государственной политики регулирования конкурентной среды на товарных рынках;
9) Предложить рекомендации по повышению эффективности политики государственного регулирования конкурентной среды на рынке цельномолочной продукции и масла животного.
Результаты дипломного проекта имеют практическую значимость и могут применяться при разработке направлений регулирования конкурентной среды на рынке цельномолочной продукции и масла животного в Челябинской области.
Таким образом, исследования сущности конкуренции позволили определить ее как некий механизм, обеспечивающий ускорение научно-технического прогресса, сбалансированное соотношение между общественным производством и общественными потребностями, регулирующий пропорции общественного производства. Конкуренция минимизирует риск производства ненужных или слишком дорогих для потребителя продуктов. Мировой опыт свидетельствует о том, что конкуренция является эффективным механизмом размещения факторов производства в местах, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу. Все это и обусловливает активное использование конкуренции в политике регулирования рыночных процессов как мощного инструмента обеспечения экономического развития государства. В настоящее время наиболее распространенными формами государственной помощи и поддержки являются прямые субсидии, освобождение от налогов, государственные кредиты под льготные проценты, предоставление предприятиям земельных участков и другой государственной собственности безвозмездно либо на благоприятных условиях, беспроцентные либо низкопроцентные ссуды, полное замещение затрат в случае успеха проекта, отсрочка налоговых и социальных платежей в бюджет, предпочтительный доступ к государственным контрактам. Бессистемная реализация этих мер, имеющая место в настоящее время, затрудняет становление конкурентных отношений и выводит на передний план задачу создания нормативной базы государственной помощи для выравнивания условий хозяйствования с обязательной регламентацией ее отдельных видов.
Рынок молока и молокопродуктов - это сложная система институтов в сфере производства и обращения, носящая региональный характер, что обусловливает уровень, на котором должны исследоваться и решаться многие проблемы регулирования наряду с решением макроэкономических вопросов функционирования экономики АПК в целом. Система государственного регулирования молочного рынка включает цели, задачи, уровни, субъекты,
объекты и механизм регулирования, объединяющие разрабатываемые и используемые государственными органами методы, способы, средства практической реализации регулирующих воздействий. Основу методики должны формировать системное и комплексное изучение, выявление и обобщение влияния ключевых факторов на выбор организационно-экономических инструментов регулирования, а также устройство единого механизма по формированию устойчивых конкурентных преимуществ национального и регионального молочно-продуктового подкомплекса АПК. Проанализировав структуру молочного рынка Челябинской области, можно сделать общий вывод в настоящее время почти весь объём спроса покрывается за счёт продукции местных производителей, рынок цельномолочной продукции и масла животного является высококонцентированным, что негативно отражается на малом и среднем бизнесе.
Учитывая долгосрочный характер развития молочной отрасли, механизм государственного регулирования, особенно его предложение, должен обеспечивать согласование действий его участников в долгосрочном, средне- и краткосрочном периоде. Это реализуется на основе программно-целевого и проектного подхода. Представленная схема, описывающая механизм государственного регулирования рынка молока и молочных продуктов. В представленном механизме акцент будет делаться на регулировании предложения за счет развития собственного производства, при одновременном стимулировании спроса с учетом рекомендуемых норм. Именно обоснование стратегических направлений регулирования спроса и предложения на рынке молока и молочных продуктов позволяет достичь поставленных целей в области создания для участников молочной отрасли условий, при которых они функционируют наиболее результативно. Блок адаптации необходим для учета особенностей регионального рынка молока и их изменений во времени. Блок мониторинга и контроля позволяет оценить результаты регулирования и реализации программ, инвестиционных проектов. Рынок молока и молочной продукции в сложившихся условиях обладает признаками неустойчивой отрасли, которая нуждается в увеличении государственной поддержки. Проведены расчеты необходимого объема государственной поддержки молочной отрасли исходя из уровня потребления 330 и 300 кг на душу населения, при нормативном уровне ввозимого на территорию области молока 10% от объема потребления. Таким образом, реализация целевого сценария развития молочной отрасли и рынка молока позволит увеличить производство и товарность молока-сырья, повысить качество и уменьшить сезонность его производства за счет модернизации и внедрения новейших современных технологий, обеспечив рост производства молочных продуктов в 1,9 раза на душу населения. Комплексное решение обозначенных задач в рамках определенных стратегических направлений позволит обеспечить восстановление и развитие молочной отрасли, создать условия для увеличения объемов производства и потребления молока и молочных продуктов, снизить количество попадаемой на прилавки некачественной молочной продукции.
Рынок молока и молокопродуктов - это сложная система институтов в сфере производства и обращения, носящая региональный характер, что обусловливает уровень, на котором должны исследоваться и решаться многие проблемы регулирования наряду с решением макроэкономических вопросов функционирования экономики АПК в целом. Система государственного регулирования молочного рынка включает цели, задачи, уровни, субъекты,
объекты и механизм регулирования, объединяющие разрабатываемые и используемые государственными органами методы, способы, средства практической реализации регулирующих воздействий. Основу методики должны формировать системное и комплексное изучение, выявление и обобщение влияния ключевых факторов на выбор организационно-экономических инструментов регулирования, а также устройство единого механизма по формированию устойчивых конкурентных преимуществ национального и регионального молочно-продуктового подкомплекса АПК. Проанализировав структуру молочного рынка Челябинской области, можно сделать общий вывод в настоящее время почти весь объём спроса покрывается за счёт продукции местных производителей, рынок цельномолочной продукции и масла животного является высококонцентированным, что негативно отражается на малом и среднем бизнесе.
Учитывая долгосрочный характер развития молочной отрасли, механизм государственного регулирования, особенно его предложение, должен обеспечивать согласование действий его участников в долгосрочном, средне- и краткосрочном периоде. Это реализуется на основе программно-целевого и проектного подхода. Представленная схема, описывающая механизм государственного регулирования рынка молока и молочных продуктов. В представленном механизме акцент будет делаться на регулировании предложения за счет развития собственного производства, при одновременном стимулировании спроса с учетом рекомендуемых норм. Именно обоснование стратегических направлений регулирования спроса и предложения на рынке молока и молочных продуктов позволяет достичь поставленных целей в области создания для участников молочной отрасли условий, при которых они функционируют наиболее результативно. Блок адаптации необходим для учета особенностей регионального рынка молока и их изменений во времени. Блок мониторинга и контроля позволяет оценить результаты регулирования и реализации программ, инвестиционных проектов. Рынок молока и молочной продукции в сложившихся условиях обладает признаками неустойчивой отрасли, которая нуждается в увеличении государственной поддержки. Проведены расчеты необходимого объема государственной поддержки молочной отрасли исходя из уровня потребления 330 и 300 кг на душу населения, при нормативном уровне ввозимого на территорию области молока 10% от объема потребления. Таким образом, реализация целевого сценария развития молочной отрасли и рынка молока позволит увеличить производство и товарность молока-сырья, повысить качество и уменьшить сезонность его производства за счет модернизации и внедрения новейших современных технологий, обеспечив рост производства молочных продуктов в 1,9 раза на душу населения. Комплексное решение обозначенных задач в рамках определенных стратегических направлений позволит обеспечить восстановление и развитие молочной отрасли, создать условия для увеличения объемов производства и потребления молока и молочных продуктов, снизить количество попадаемой на прилавки некачественной молочной продукции.
Подобные работы
- Государственное регулирование конкурентной среды на региональных товарных рынках (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2017 - Государственное регулирование конкурентной среды на региональных товарных рынках (на примере Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - Государственная политика поддержки малого и среднего бизнеса (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Разработка модели влияния ассортимента продукции на финансовое состояние предприятия (на примере ОАО «Молоко»)
Главы к дипломным работам, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - Государственная поддержка малого бизнеса
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - РЕКЛАМНАЯ КАМПАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СРЕДСТВАМИ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Инструменты формирования рыночной политики предприятия на основе концепции маркетинга партнерских отношений
Главы к дипломным работам, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование механизма сервисного обслуживания клиентов региональной аптечной сети
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2018 - Влияние внешних факторов на устойчивость предприятия (на материалах АО «ЧРЗ «Полёт»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019



