ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.1 Мотивация, как процесс управления персоналом. Теории мотивации 9
1.2 Процесс мотивации 16
1.3 Понятие мотивации, способы и виды 19
1.4 Премиальные системы оплаты труда 21
2 АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЧЕЛЯБИНСК ШИНА» 24
2.1 Организационная характеристика предприятия ООО «Челябинск Шина» 24
2.2 Маркетинговые аспекты деятельности предприятия
ООО «Челябинск Шина» 27
2.3 Анализ финансовых показателей деятельности
ООО «Челябинск Шина» 31
2.4 Анализ структуры и динамики товарооборота
ООО «Челябинск Шина» 38
2.5 Анализ состояния и эффективности использования основных фондов
и оборотных средств 41
2.6 Анализ состояния и эффективности использования трудовых
ресурсов предприятия. Анализ показателей по труду 44
3 ОЦЕНКА СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ЧЕЛЯБИНСК ШИНА» 53
3.1 Оценка действующей системы мотивации и стимулирования труда на
предприятии ООО «Челябинск Шина» 53
3.2 Программа мероприятий мотивации персонала 57
3.3 Разработка механизма повышения мотивации персонала через управление процессом адаптации, отбора персонала и профессионального выдвижения 66
3.4 Оценка экономической эффективности мероприятий, направленных
на мотивацию персонала в ООО «Челябинск Шина» 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 84
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
В последние годы произошли перемены в управлении бизнесом. Для достижения успеха компании на первое место выходит «человеческий фактор». Обученный и правильно организованный персонал определяет судьбу любой компании. Без вовлеченности и слабой мотивации всего персонала, невозможно эффективно управлять компанией. Успех организации зависит от качества работы каждого сотрудника, поэтому разумный руководитель заинтересован в создании хороших условий, в которых сотрудники могли бы выкладываться полностью.
Актуальность темы дипломной работы. Переход страны к рыночной экономике, выход на мировой уровень требует от предприятий высокого уровня эффективности труда и производства, а также конкурентоспособности продукции. Вопрос успешной мотивации персонала остается открытым. Каждый руководитель заинтересован в том, чтобы его сотрудники работали с высокой производительностью труда. Каждый сотрудник сам для себя определяет цели и задачи. Серьезная проблема, которая стоит перед руководителем, особенно малых фирм, является то, как заинтересовать своих сотрудников.
Теоретической базой для написания выпускной квалификационной работы и проведения исследования послужили труды Полякова И.А., Ремизова К.С., Герчиковой И.Н., Наумова А.И., Егоршина А.П., Мескона М.Х. и других авторов. Результатом анализа стало выбранное определение - «мотивация».
Мотивация - это процесс побуждения человека к деятельности для достижения четко поставленных целей и задач[8].
Актуальность проблемы мотивации. От разработки эффективной системы мотивации зависит повышение социальной и творческой активности, а также конечные результаты деятельности предприятий.
В России существуют некоторые проблемы мотивационной политики, а именно проблема взаимоотношений с руководством, неудовлетворенность вознаграждением, а также условиями труда и быта. Однако руководство не проявляет желания улучшать условия жизни и труда сотрудников, приносящих им прибыль. Стоит уделить особое внимание нематериальному стимулированию. Для этого существуют гибкие системы льгот.
На основе заявленной актуальности, были определены цель, объект, предмет и задачи исследования.
Цель исследования: оценить и проанализировать мотивацию персонала ООО «Челябинск Шина».
Объект исследования: ООО «Челябинск Шина».
Предмет исследования: системы мотивации персонала в ООО «Челябинск Шина».
Для проведения исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучение теоретических источников по вопросам мотивации.
2. Изучение экономической и социальной эффективности мотивации труда.
3. Анализ хозяйственной деятельности и персонала ООО «Челябинск Шина».
4. Анализ мотивации в ООО «Челябинск Шина».
5. Анализ проблем мотивации персонала в ООО «Челябинск Шина».
6. Разработка мероприятий по устранению проблем мотивации персонала в ООО «Челябинск Шина».
7. Разработка программ мероприятий мотивации персонала.
8. Разработка механизма повышения мотивации персонала через управление процессом адаптации.
9. Оценка действующей системы мотивации и стимулирования труда на предприятии ООО «Челябинск Шина».
10. Оценка экономической эффективности мероприятий, направленных на мотивацию персонала в ООО «Челябинск Шина».
Для получения результатов исследования были использованы методы: тестирования, опроса, анкетирования и собеседования.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы можно использовать для улучшения системы мотивации персонала ООО «Челябинск Шина». Также позволит решить такие проблемы, как трудности при создании согласованной команды, увеличить связь результатов труда исполнителей и поощрения, повысить эффективность стимулирования руководителя на подчиненных. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка и приложений. В первом разделе рассмотрены теоретические аспекты мотивации, во втором - представлен анализ хозяйственной деятельности в ООО «Челябинск Шина», в третьем разделе проведена оценка действующей системы мотивации в ООО «Челябинск Шина», выявлено влияние на экономические показатели, а также разработан и предложен к внедрению механизм повышения мотивации за счет программы по усовершенствованию мотивации персонала.
В настоящее время мотивация персонала - это значительная проблема многих предприятий. Так как плохо мотивированный персонал препятствует улучшению качества предлагаемых услуг, а также увеличению прибыли организации.
Среди средств, которые могут использоваться в ООО «Челябинск Шина» в качестве нематериального вознаграждения, выделены и исследованы следующие: морально-психологическое стимулирование; организация работ; стимулирование свободным временем; стимулирование профессиональным и личностным развитием; постановка целей; оценка и контроль; информирование; участие в управлении; проектирование рабочего места; обращение к наиболее значимым для работника ценностям.
Исследование системы мотивации кадров на предприятии ООО «Челябинск Шина» позволил сделать следующие выводы:
Заработной платой не удовлетворены около 20% персонала ООО «Челябинск Шина», режимом работы также около 22%. Разнообразие работы и высокая заработная плата оказались важными для 55% опрашиваемых.
Самостоятельность в выполнении работ и престиж профессии отметили 77% человек. Благоприятные условия труда и благоприятный психологический климат являются важными для 55% респондентов. Санитарно-гигиеническими условиями труда - 55,55%, отношением с коллегами - 100%, отношениями с непосредственным руководителем - 88,88%.
Все респонденты ответили, что материальное стимулирование является наиболее важным мотивирующим фактором для них. Важность морального стимулирования отметили только 55%, а трудовой настрой коллектива - 11%.
Оценивая систему управления персоналом на предприятии, хотелось бы отметить, что итоги основной деятельности компании напрямую связаны с результатами деятельности по управлению персоналом. Руководство компании должно уделять внимание системе стратегического управления персоналом. Среди существенных недостатков, обнаруженных в ходе нашего исследования, выявились следующие: отсутствие прописанных регламентированных положений, отсутствие работы с кадровым резервом и работы по планированию трудовой карьеры работников.
На преддипломной практике был предложен проект «Метод 360 градусов», после внедрения проекта фирма будет получать на 10% больше выручки от реализации. Балансовая прибыль составит 5591 тыс. рублей уже в 3-й месяц реализации проекта, с каждым последующим месяцем прибыль будет увеличиваться. Общий показатель прибыли вырастет с 3650,16 тыс. рублей до 4472,8 тыс. рублей, таким образом, план более чем реалистичен к применению в практике деятельности ООО «Челябинск Шина».
Так же к внедрению была предложена программа «Совершенствование процесса материальной мотивации персонала». В течение 1 месяца ООО «Челябинск Шина» возместит первоначальные затраты. Исходя из анализа экономических показателей, можно сделать вывод, что предлагаемый проект целесообразен для реализации, экономически привлекателен и выгоден. Денежные средства на реализацию проекта относительно невелики, а полученный эффект во много раз превосходит эти затраты.
Затраты на проведение необходимых мероприятий невелики, они окупятся в первом же месяце. А эффект от внедрения значителен, так как это поспособствует увеличению прибыли предприятия за счет эффективной мотивации персонала, а следовательно, качественного обслуживания клиентов, также значительно улучшит внутренний климат среди рабочего персонала.
При анализе мотивации персонала были выявлены основные проблемы мотивации персонала в ООО «Челябинск Шина»:
1) неконкурентоспособные ставки оплаты;
2) несправедливая структура оплаты;
3) работа в праздники и выходные дни;
4) отсутствие возможности для продвижения, обучения или повышения квалификации, развития опыта, карьерного роста;
5) неэффективная процедура отбора и оценки кандидатов;
6) отсутствие контроля за адаптацией;
Неудовлетворенность заработной платой персонала - один из самых существенных проблем мотивации всех групп персонала ООО «Челябинск Шина».
Результатом исследований выпускной квалификационной работы является реализация поставленной цели, оценка системы мотивации персонала и влияние на экономические показатели (на примере ООО «Челябинск Шина»).
В соответствии с достигнутой целью решены следующие задачи:
1. Проведен теоретический анализ систем мотивации персонала.
2. Изучена экономическая и социальная эффективность мотивации труда.
3. Проведен анализ хозяйственной деятельности и персонала ООО «Челябинск Шина».
4. Проведен анализ мотивации в ООО «Челябинск Шина».
5. Сформулирован ряд предложений по совершенствованию системы мотивации в ООО «Челябинск Шина».
В результате теоретического и практического изучения проблемы мотивации труда в управлении персоналом сделаны следующие выводы:
1) Мотивация является одной из основных функций управления, которая позволяет направлять действия коллектива предприятия на достижение поставленных целей.
2) Основу содержания процесса мотивирования составляют различные материальные и нематериальные стимулы, связанные с денежным вознаграждением человека за определенные действия, «мотивирующей» организацией процесса управления, соответствующей постановкой целей и задач организации, возможностью личности удовлетворить потребности высшего порядка (потребности во власти, уважении, самореализации и т.д.).
3) Правильно организованная система мотивирующих воздействий, основанная на знании мотивационной структуры и общих закономерностей ее развития, увеличивает производительность и качество производственного процесса или обслуживания, позволяет реализовывать потенциальные возможности сотрудников, повысить удовлетворенность работников трудом.
4) Организационная структура предприятия и работа системы управления персоналом ООО «Челябинск Шина», создают условия для формирования ряда мотивационных факторов, в числе которых рассматриваются:
а) организация рабочего места, условий труда;
б) материальное стимулирование, социальная защита;
в) повышение профессиональной квалификации работников.
5) Результаты исследования мотивационной сферы работников ООО «Челябинск Шина», показали, что в качестве характеристик системы мотивации персонала представлены направленность на достижение успеха, преобладание материальных стимулирующих факторов и пожелание персонала занимать более активную позицию в системе управления предприятием.
6) Сформулированы рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала ООО «Челябинск Шина», которые опираются на систему актуальных потребностей персонала и включают в себя управление карьерным ростом, применение новых способов оплаты и премирования, развитие персонала и организацию обучения, создание благоприятных условий труда и отдыха.
Предложенные рекомендации направлены на оптимизацию системы управления персоналом ООО «Челябинск Шина» повышение уровня престижа фирмы, улучшение качества предлагаемых услуг, увеличение прибыли организации.
1. Бухалков, М.И. Совершенствование организации и нормирование труда в со-временном производстве: учебное пособие / М.И. Бухалков. - Самара: Изд-во СамГТУ, 2010. - 98с.
2. Веснин, В.Р. Основы менеджмента / В.Р. Веснин. - М.: ООО ТД «Элит-2000», 2012 - 256 с.
3. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе / В.Р. Веснин. - М: Юристъ, 2010. - 496 с.
4. Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник / И.Н. Герчикова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2012. - 480 с.
5. Горбачев, А.И. Управление персоналом / А.И. Горбачев, Л.В. Вагина. - М.: РАГС, 2009. - 173 с.
6. Гордиенко, Ю.Ф. Управление персоналом / Ю.Ф. Гордиенко, Д.В. Обухов, С.И. Самыгин. - Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 2015. - 352с.
7. Горемыкин, В.А. Планирование на предприятии / В.А. Горемыкин, Э.Р. Буту- лов, А.Ю. Богомолов. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2014. - 415с.
8. Грачев, М. В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпо-рации / М.В. Грачев. - М.: Дело, 2014. - 218 с.
9. Егоршин, А.П. Управление персоналом / А.П. Егоршин. - Нижний Новгород: Изд-во ИНФРА-М, 2010. - 720с.
10. Емельянов, Е.Н. Экономика / Е.Н. Емельянов, С.Е. Поварницына. - М.: Ваша Миссия, 2010. - 218 с.
11. Иванющенкова, М. Труд на докризисном уровне / М. Иванющенкова, Ю. Фу- колова // Комерсантъ Деньги. - 2011. - С. 8 - 11.
12. Келлер-Пфрундер, А. Индивидуализация экономики персонала / А. Келлер- Пфрундер // Проблемы теории и практики управления. - 2012.- № 2.
13. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: учебник / А.Я. Кибанов. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 440 с.
14. Козлов, В.В. Управление конфликтом / В.В. Козлов, А.А. Козлова. - М.: Изд-во «Экзамен», 2009. - 224 с.
15. Комарова, Н.Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы // Чело-век и труд / Н.Н. Комарова. -2015. - №10. - С.27 -35.
16. Коротков, Э.М. Концепция российского менеджмента: учебное пособие / Э.М. Коротков. - М.: Дека, 2009. - 196 с.
17. Коршнева, А.Г. Управление организацией: учебник. / А.Г. Коршнева. - М.: ИНФРА-М, 2013 - 236 с.
18. Кузнецова, Н.В. Мотивационный менеджмент: учебное пособие / Н.В. Кузне-цова. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2011. - 277 с.
19. Лебедев, О.Т. Основы менеджмента / О.Т. Лебедев, А.Р. Каньковская. - СПб.: Изд-во Владос, 2013. - 345 с.
20. Максимцов, М.М. Менеджмент / М.М. Максимцов, А.В. Игнатьева. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014. - 289 с.
21. Мексон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мексон, М. Альберт, Ф. Хеоури; пер. с англ. А. Тополева. - М.: «Дело ЛТД», 2011. - 704с.
22. Мишурова, И.В. Управление мотивацией персонала: Учебно-практическое пособие / И.В. Мишурова, П.В. Кутелев. - Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2011.-240 с.
23. Моисеева, Н.К. Мотивация трудовой деятельности: учебник / Н.К. Моисеева. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 456 с.
24. Негашев, Е.В. Мотивация персонала //Вопросы экономики / Е.В. Негашев, 2010. - №2.
25.Оучи, У.Г. Методы организации производства: японский и американский подходы / У.Г. Оучи. - М.: Экономика, 2009. - 344с.
26. Поляков, И.А. Справочник экономиста по труду / И.А. Поляков, К.С. Ремизов. - М.: Экономика, 2014. - 509с.
27. Пристанева, А.А Рынок труда: занятость и безработица // Вопросы экономики / А.А. Пристанева. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 432с.
28. Пшенников, В.В., Основы менеджмента. 27 уроков для нас / В.В. Пшенников. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 321 с.
29. Савеленок, Е.И. Идеология компании и изменения в организации. // Проблемы теории и практики управления / Е.И. Савеленок. - 2012. - №6.
30. Хекхаузен,Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен; пер. с англ. - СПб.: Изд-во Речь, 2014. - 240 с.
31. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации / С.В. Шекшня. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2015. - 353 с.
32. Практический журнал по кадровой работе «Кадровое дело». -www.kdelo.ru/kd. pl/22.
33. Сайт «Конструктор успеха». - http://constructorus.ru/teoriya-motivacii-abraxama- maslou/html.
34. Экономическая библиотека. -http://economy-lib.com/teoriya-i-metodologiya-trudovoy-motivatsii-rabotnikov-potrebitelskoy-kooperatsii#1.
35. Информационно-правовая база данных Lexpro. -
http ://online.l expro .ru/do cument/21917328.
36. ИК-сообщество и публикации. - http://www.hr-portal.ru/article/diagnostika- tekuchesti-personala-v-torgovle.