Учет и аудит расчетов с внебюджетными фондами в Чекмагушевском МУП по водоснабжению
|
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСЧЕТОВ С ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ 9
1.1 Понятие, характеристика и роль внебюджетных фондов 9
1.2 Нормативно-правовое регулирование расчетов с внебюджетными
фондами 15
1.3 Особенности формирования внебюджетных фондов в развитых
зарубежных странах 21
Выводы по разделу один 26
2 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ РАСЧЕТОВ С
ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ НА ПРИМЕРЕ ЧЕКМАГУШЕВСКОГО МУП ПО ВОДОСНАБЖЕНИЮ 2 8
2.1 Организационно-экономическая характеристика Чекмагушевского МУП
по водоснабжению 28
2.2 Особенности учета расчетов с внебюджетными фондами в
Чекмагушевском МУП по водоснабжению 40
2.3 Аудиторская проверка расчетов с внебюджетными фондами в
Чекмагушевском МУП по водоснабжению 53
Выводы по разделу два 6 5
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ РАСЧЕТОВ С
ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ В ЧЕКМАГУШЕВСКОМ МУП ПО ВОДОСНАБЖЕНИЮ 68
3.1 Недостатки в организации учета расчетов с внебюджетными фондами в
Чекмагушевском МУП по водоснабжению 68
3.2 Направления совершенствования организации бухгалтерского учета и
аудита расчетов с внебюджетными фондами в Чекмагушевском МУП по водоснабжению 73
Выводы по разделу три 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 82
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСЧЕТОВ С ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ 9
1.1 Понятие, характеристика и роль внебюджетных фондов 9
1.2 Нормативно-правовое регулирование расчетов с внебюджетными
фондами 15
1.3 Особенности формирования внебюджетных фондов в развитых
зарубежных странах 21
Выводы по разделу один 26
2 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ РАСЧЕТОВ С
ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ НА ПРИМЕРЕ ЧЕКМАГУШЕВСКОГО МУП ПО ВОДОСНАБЖЕНИЮ 2 8
2.1 Организационно-экономическая характеристика Чекмагушевского МУП
по водоснабжению 28
2.2 Особенности учета расчетов с внебюджетными фондами в
Чекмагушевском МУП по водоснабжению 40
2.3 Аудиторская проверка расчетов с внебюджетными фондами в
Чекмагушевском МУП по водоснабжению 53
Выводы по разделу два 6 5
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ РАСЧЕТОВ С
ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ В ЧЕКМАГУШЕВСКОМ МУП ПО ВОДОСНАБЖЕНИЮ 68
3.1 Недостатки в организации учета расчетов с внебюджетными фондами в
Чекмагушевском МУП по водоснабжению 68
3.2 Направления совершенствования организации бухгалтерского учета и
аудита расчетов с внебюджетными фондами в Чекмагушевском МУП по водоснабжению 73
Выводы по разделу три 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 82
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, которые образуются вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Они предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета. Таким образом, внебюджетные фонды являются одним из важных составляющих финансовой системы государства [10, с. 350].
Государственные внебюджетные фонды РФ включают в себя:
1) Пенсионный фонд Российской Федерации;
2) Фонд социального страхования Российской Федерации;
3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования [18, с. 125].
Актуальность данной темы определяется в том, что правильный бухгалтерский учет и своевременное начисление и уплата страховых взносов, юридическими лицами, предприятиями, организациями, дает возможность государству бесперебойно функционировать и обеспечивать страну услугами за счет внебюджетных фондов.
Кроме этого страховые взносы имеют достаточно большой вес при расчете прибыли организации, а своевременный расчет с внебюджетными фондами говорит о здоровом финансовом состоянии хозяйствующего субъекта . При нарушении порядка и сроков расчетов с внебюджетными фондами к организации применяются финансовые санкции в виде штрафов, недоимок, пеней, которые существенно могут повлиять на финансовое положение хозяйствующего субъекта с отрицательной стороны .
Целью выпускной квалификационной работы является изучение особенностей бухгалтерского учета и аудита расчетов с внебюджетными фондами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретическую основу расчетов с внебюджетными фондами, их понятие и характеристику;
- проанализировать нормативно-правовое регулирование расчетов с внебюджетными фондами;
- рассмотреть особенности формирования внебюджетных фондов в развитых зарубежных странах ;
- дать организационно-экономическую характеристику Чекмагушевского МУП по водоснабжению;
- выделить особенности учета расчетов с внебюджетными фондам в Чекмагушевском МУП по водоснабжению ;
- провести аудиторскую проверку расчетов с внебюджетными фондами фондам в Чекмагушевском МУП по водоснабжению ;
- рассмотреть и выявить недостатки в организации учета расчетов с внебюджетными фондами фондам в Чекмагушевском МУП по водоснабжению ;
- предложить пути совершенствования организации бухгалтерского учета и аудита расчетов с внебюджетными фондами Пв Чекмагушевском МУП по водоснабжению.
Объектом исследования является Чекмагушевское Муниципальное унитарное предприятие по водоснабжению.
Предметом исследования являются расчеты с внебюджетными фондами на предприятии.
Теоретическую и методическую основу выпускной квалификационной работы составляют законодательные акты, регулирующие ведение учета и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды РФ, научно-учебные пособия по аудиту, бухгалтерскому учету и налогообложению, а именно Налоговый кодекс РФ, учебник для ВУЗов Сучилина А.А. «Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на предприятии. Методология проведения», справочно-правовая система «Гарант».
Государственные внебюджетные фонды РФ включают в себя:
1) Пенсионный фонд Российской Федерации;
2) Фонд социального страхования Российской Федерации;
3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования [18, с. 125].
Актуальность данной темы определяется в том, что правильный бухгалтерский учет и своевременное начисление и уплата страховых взносов, юридическими лицами, предприятиями, организациями, дает возможность государству бесперебойно функционировать и обеспечивать страну услугами за счет внебюджетных фондов.
Кроме этого страховые взносы имеют достаточно большой вес при расчете прибыли организации, а своевременный расчет с внебюджетными фондами говорит о здоровом финансовом состоянии хозяйствующего субъекта . При нарушении порядка и сроков расчетов с внебюджетными фондами к организации применяются финансовые санкции в виде штрафов, недоимок, пеней, которые существенно могут повлиять на финансовое положение хозяйствующего субъекта с отрицательной стороны .
Целью выпускной квалификационной работы является изучение особенностей бухгалтерского учета и аудита расчетов с внебюджетными фондами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретическую основу расчетов с внебюджетными фондами, их понятие и характеристику;
- проанализировать нормативно-правовое регулирование расчетов с внебюджетными фондами;
- рассмотреть особенности формирования внебюджетных фондов в развитых зарубежных странах ;
- дать организационно-экономическую характеристику Чекмагушевского МУП по водоснабжению;
- выделить особенности учета расчетов с внебюджетными фондам в Чекмагушевском МУП по водоснабжению ;
- провести аудиторскую проверку расчетов с внебюджетными фондами фондам в Чекмагушевском МУП по водоснабжению ;
- рассмотреть и выявить недостатки в организации учета расчетов с внебюджетными фондами фондам в Чекмагушевском МУП по водоснабжению ;
- предложить пути совершенствования организации бухгалтерского учета и аудита расчетов с внебюджетными фондами Пв Чекмагушевском МУП по водоснабжению.
Объектом исследования является Чекмагушевское Муниципальное унитарное предприятие по водоснабжению.
Предметом исследования являются расчеты с внебюджетными фондами на предприятии.
Теоретическую и методическую основу выпускной квалификационной работы составляют законодательные акты, регулирующие ведение учета и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды РФ, научно-учебные пособия по аудиту, бухгалтерскому учету и налогообложению, а именно Налоговый кодекс РФ, учебник для ВУЗов Сучилина А.А. «Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на предприятии. Методология проведения», справочно-правовая система «Гарант».
1 В ходе выпускной квалификационной работы была изучена теоретическая основа расчетов с внебюджетными фондами. Было доказано, что государственные внебюджетные фонды предназначены для финансирования конкретных социальных нужд общефедерального либо территориального назначения, и именно правильный бухгалтерский учет и своевременное начисление и уплата страховых взносов, юридическими лицами, предприятиями, организациями, дает возможность государству бесперебойно функционировать и обеспечивать страну услугами за счет внебюджетных фондов.
2 Проведен анализ нормативно-правового контроля начисления и уплаты страховых взносов. Было выделено, что для правильного и верного учета страховых взносов, их перечисления и для решения спорных вопросов, бухгалтер обязан руководствоваться Федеральным законом от 24.07.2009 (ред. от 13.07.2015) №212 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Так как данный Федеральный закон устанавливает последовательность исчисления и уплаты страховых взносов, объект обложения страховыми взносами, базу для их начисления, тарифы, расчетный и отчетный периоды, порядок внесения изменений в расчет по страховым взносам. Все перечисленные моменты являются основой для организации расчета страховых взносов во внебюджетные фонды и для их бухгалтерского учета.
3 Было обнаружено, что в зарубежных странах очень значителен объем средств, в которых концентрируются специальные фонды, поэтому они занимают важное место в финансовой системе. Во Франции специальные фонды по величине сравниваются с государственным бюджетом страны, в Японии специальные фонды финансируют больше половины государственных расходов.
Самыми значительными внебюджетными фондами в развитых зарубежных странах стали фонды социального страхования. Хотя в некоторых странах они входят в государственный бюджет и называются целевыми бюджетными фондами.
4 В ходе работы была изучена организационно-экономическая характеристика Чекмагушевского МУП по водоснабжению. Было выделено, что за 2013-2014 гг. в Чекмагушевском МУП по водоснабжению величина чистой прибыли предприятия увеличилась в 5 раз (в 2014 по сравнению с 2013 на 400%). Следует отметить, что в 2014 г. наблюдался существенный прирост выручки от реализации (+56,59 % в 2014), так же как и себестоимости. Учитывая, что прирост себестоимости произошел пропорционально росту выручки от реализации, и это могло быть вызвано тремя факторами:
- увеличением производства и объемов продаж;
- инфляционными процессами;
- увеличением стоимости тарифа водоснабжения для физических и юридических лиц.
5 В бухгалтерии ЧМУП по водоснабжению полностью автоматизирована система начисления и расчетов страховых взносов. Система расчета заработной платы, пособия и иных выплат ведется на основе типовой конфигурации «Зарплата и Управление персоналом» системы программ «1С: Бухгалтерия предприятия 8.2» . В этой автоматизированной программе решаются следующие задачи ::
- расчет заработной платы;
- учет результатов производственной и хозяйственной деятельности;
- исчисление регламентированных законодательством налогов и взносов с фонда оплаты труда;
- отражение начисленной зарплаты и налогов в затратах предприятия.
6 Была проведена аудиторская проверка расчетов с внебюджетными фондами в Чекмагушевском МУП по водоснабжению. Проверке и анализу подлежали платежные поручения, первичные документы, регистры бухгалтерского учета, отчетность по всем внебюджетным фондам и другие документы. В ходе проведения данной проверки было определено, что во всех отчислениях правильно определена база обложения и ставка страховых взносов. Сумма страховых взносов во внебюджетные фонды была подсчитана правильно.
7 В ходе аудиторской проверки были рассмотрены и выявлены недочеты в организации учета расчетов с внебюджетными фондами в Чекмагушевском МУП по водоснабжению:
— в учетной политике не содержится сведений о ведении учета в рамках расчетов по налогам и с внебюджетными фондами, не указаны производимые выплаты предприятия.
— несоответствие показателей формы 4-ФСС и РСВ-1 за год 2014 года и с начала расчетного периода. При анализе выявлено несоответствие облагаемой базы в форме РСВ-1.
— несоответствие кодов по ОКВЭД в формах 4-ФСС и РСВ-1
8 В завершении аудиторской проверки было составлено аудиторское заключение, а так же предложены пути совершенствования организации бухгалтерского учета и аудита расчетов с внебюджетными фондами Пв Чекмагушевском МУП по водоснабжению:
— рекомендуется доработать учетную политику по ряду выявленных недостатков, так как учетная политика должна полно отражать систему ведения учета в организации.
— в 2015 году, путем уменьшения перечисления страховых взносов в ПФР И ФОМС по сравнению с начисленными суммами привести остатки к нулям. А по ФСС необходимо осуществить возврат суммы превышения расходов по социальному страхованию.
— начиная с 2016 года подать заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности с кодом ОКВЭД 41.00.1 1 «Сбор и очистка воды», и начинать уплачивать страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в Фонд социального страхования по ставке 0,2 %.
При выполнении данных рекомендаций в дальнейшем Чекмагушевское МУП по водоснабжению может избежать излишней уплаты страховых взносов.
В качестве улучшения бухгалтерского учета расчетов с внебюджетными фондами предложены следующие мероприятия:
— произвести сверку взаиморасчетов с внебюджетными фондами для устранения возможных сальдовых ошибок прошлых отчетных периодов;
— делегировать полномочия ведения бухгалтерского учета начислений в социальные фонды бухгалтеру, как ответственному за формирование расчетной информации для указанных начислений. В качестве такой расчетной информации выступают начисления работникам по заработной плате.
2 Проведен анализ нормативно-правового контроля начисления и уплаты страховых взносов. Было выделено, что для правильного и верного учета страховых взносов, их перечисления и для решения спорных вопросов, бухгалтер обязан руководствоваться Федеральным законом от 24.07.2009 (ред. от 13.07.2015) №212 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Так как данный Федеральный закон устанавливает последовательность исчисления и уплаты страховых взносов, объект обложения страховыми взносами, базу для их начисления, тарифы, расчетный и отчетный периоды, порядок внесения изменений в расчет по страховым взносам. Все перечисленные моменты являются основой для организации расчета страховых взносов во внебюджетные фонды и для их бухгалтерского учета.
3 Было обнаружено, что в зарубежных странах очень значителен объем средств, в которых концентрируются специальные фонды, поэтому они занимают важное место в финансовой системе. Во Франции специальные фонды по величине сравниваются с государственным бюджетом страны, в Японии специальные фонды финансируют больше половины государственных расходов.
Самыми значительными внебюджетными фондами в развитых зарубежных странах стали фонды социального страхования. Хотя в некоторых странах они входят в государственный бюджет и называются целевыми бюджетными фондами.
4 В ходе работы была изучена организационно-экономическая характеристика Чекмагушевского МУП по водоснабжению. Было выделено, что за 2013-2014 гг. в Чекмагушевском МУП по водоснабжению величина чистой прибыли предприятия увеличилась в 5 раз (в 2014 по сравнению с 2013 на 400%). Следует отметить, что в 2014 г. наблюдался существенный прирост выручки от реализации (+56,59 % в 2014), так же как и себестоимости. Учитывая, что прирост себестоимости произошел пропорционально росту выручки от реализации, и это могло быть вызвано тремя факторами:
- увеличением производства и объемов продаж;
- инфляционными процессами;
- увеличением стоимости тарифа водоснабжения для физических и юридических лиц.
5 В бухгалтерии ЧМУП по водоснабжению полностью автоматизирована система начисления и расчетов страховых взносов. Система расчета заработной платы, пособия и иных выплат ведется на основе типовой конфигурации «Зарплата и Управление персоналом» системы программ «1С: Бухгалтерия предприятия 8.2» . В этой автоматизированной программе решаются следующие задачи ::
- расчет заработной платы;
- учет результатов производственной и хозяйственной деятельности;
- исчисление регламентированных законодательством налогов и взносов с фонда оплаты труда;
- отражение начисленной зарплаты и налогов в затратах предприятия.
6 Была проведена аудиторская проверка расчетов с внебюджетными фондами в Чекмагушевском МУП по водоснабжению. Проверке и анализу подлежали платежные поручения, первичные документы, регистры бухгалтерского учета, отчетность по всем внебюджетным фондам и другие документы. В ходе проведения данной проверки было определено, что во всех отчислениях правильно определена база обложения и ставка страховых взносов. Сумма страховых взносов во внебюджетные фонды была подсчитана правильно.
7 В ходе аудиторской проверки были рассмотрены и выявлены недочеты в организации учета расчетов с внебюджетными фондами в Чекмагушевском МУП по водоснабжению:
— в учетной политике не содержится сведений о ведении учета в рамках расчетов по налогам и с внебюджетными фондами, не указаны производимые выплаты предприятия.
— несоответствие показателей формы 4-ФСС и РСВ-1 за год 2014 года и с начала расчетного периода. При анализе выявлено несоответствие облагаемой базы в форме РСВ-1.
— несоответствие кодов по ОКВЭД в формах 4-ФСС и РСВ-1
8 В завершении аудиторской проверки было составлено аудиторское заключение, а так же предложены пути совершенствования организации бухгалтерского учета и аудита расчетов с внебюджетными фондами Пв Чекмагушевском МУП по водоснабжению:
— рекомендуется доработать учетную политику по ряду выявленных недостатков, так как учетная политика должна полно отражать систему ведения учета в организации.
— в 2015 году, путем уменьшения перечисления страховых взносов в ПФР И ФОМС по сравнению с начисленными суммами привести остатки к нулям. А по ФСС необходимо осуществить возврат суммы превышения расходов по социальному страхованию.
— начиная с 2016 года подать заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности с кодом ОКВЭД 41.00.1 1 «Сбор и очистка воды», и начинать уплачивать страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в Фонд социального страхования по ставке 0,2 %.
При выполнении данных рекомендаций в дальнейшем Чекмагушевское МУП по водоснабжению может избежать излишней уплаты страховых взносов.
В качестве улучшения бухгалтерского учета расчетов с внебюджетными фондами предложены следующие мероприятия:
— произвести сверку взаиморасчетов с внебюджетными фондами для устранения возможных сальдовых ошибок прошлых отчетных периодов;
— делегировать полномочия ведения бухгалтерского учета начислений в социальные фонды бухгалтеру, как ответственному за формирование расчетной информации для указанных начислений. В качестве такой расчетной информации выступают начисления работникам по заработной плате.



