МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СИЛЫ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей 15-16 лет 5
1.2. Понятие «сила». Виды силовых способностей 8
1.3. Средства и методы развития силы у старших школьников 13
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1. Методы исследования развития силы у старших школьников 27
2.2.Организация исследования 28
Глава 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ 30 ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Обоснование методики развития силы у старших школьников 30 средствами атлетической гимнастики
3.2. Экспериментальные данные методики развития силы у старших 37
школьников средствами атлетической гимнастики
ВЫВОДЫ 40
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей 15-16 лет 5
1.2. Понятие «сила». Виды силовых способностей 8
1.3. Средства и методы развития силы у старших школьников 13
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1. Методы исследования развития силы у старших школьников 27
2.2.Организация исследования 28
Глава 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ 30 ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Обоснование методики развития силы у старших школьников 30 средствами атлетической гимнастики
3.2. Экспериментальные данные методики развития силы у старших 37
школьников средствами атлетической гимнастики
ВЫВОДЫ 40
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность нашего исследования заключается в том, что проблема базовой силовой подготовки школьников представляет в настоящее время особый интерес в связи с выраженными изменениями социальных, экологических и экономических условий жизни общества. Изучение возрастной динамики мышечной силы школьников в процессе всего периода обучения позволяет выявить педагогические и физиологические закономерности в развитии силовых возможностей и на этой основе более объективно планировать силовые нагрузки с учетом возраста на уроках физического воспитания. Основной предпосылкой разработки методики базовой силовой подготовки школьников послужили сведения о специфичности силы мышц, являющиеся важнейшим фактором всестороннего физического развития человека в онтогенезе [1, 4, 10].
Сила - основополагающее физическое качество человека. Ее можно развивать с использованием различных средств. Но, как показали многочисленные исследования, наиболее эффективно она поддается тренировке, когда применяются отягощения, причем отягощения дозированные, т.е. учитывающие физические возможности того или иного занимающегося [8, 11, 17,]. Есть мнения, что дозированные отягощения
могут быть использованы в физическом воспитании школьников и учащейся молодежи [9, 18, 20].
Однако проблема, по мнению многих авторов, состоит в том, что в программе по физическому воспитанию учащихся силовой подготовке уделяется исключительно мало внимания, и она не является основополагающей. В этом мы видим недостаток данной программы. Создание системы массовой силовой подготовки школьников, по нашему мнению, поможет совершенствовать современную школьную программу.
Цель: разработать методику развития силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики.
Объект исследования: урок физической культуры в школе.
Предмет исследования: развитие силы у старших школьников.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности развития силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики.
2. Обосновать методику развития силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики.
3. Определить эффективность разработанной методики развития силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики.
4. Разработать практические рекомендации по развитию силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы; тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что развитие силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики будет эффективно, если использовать комплекс специальных силовых упражнений, которые будут выполняться методом многократных повторений до выраженного утомления.
Новизна исследования состоит в том, что в результате проведения педагогического эксперимента были получены научные данные, которые позволили эффективно развивать силовую выносливость, скоростно-силовые и собственно-силовые способности на уроке физической культуры в старших классах.
Практическая значимость. Разработанная методика развития силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики может быть использована в педагогической деятельности учителя по физической культуре.
База исследования: в педагогическом эксперименте принимали участие учащиеся 10 классов (24 юноши) МОУ Репенская СОШ.
Сила - основополагающее физическое качество человека. Ее можно развивать с использованием различных средств. Но, как показали многочисленные исследования, наиболее эффективно она поддается тренировке, когда применяются отягощения, причем отягощения дозированные, т.е. учитывающие физические возможности того или иного занимающегося [8, 11, 17,]. Есть мнения, что дозированные отягощения
могут быть использованы в физическом воспитании школьников и учащейся молодежи [9, 18, 20].
Однако проблема, по мнению многих авторов, состоит в том, что в программе по физическому воспитанию учащихся силовой подготовке уделяется исключительно мало внимания, и она не является основополагающей. В этом мы видим недостаток данной программы. Создание системы массовой силовой подготовки школьников, по нашему мнению, поможет совершенствовать современную школьную программу.
Цель: разработать методику развития силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики.
Объект исследования: урок физической культуры в школе.
Предмет исследования: развитие силы у старших школьников.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности развития силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики.
2. Обосновать методику развития силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики.
3. Определить эффективность разработанной методики развития силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики.
4. Разработать практические рекомендации по развитию силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы; тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что развитие силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики будет эффективно, если использовать комплекс специальных силовых упражнений, которые будут выполняться методом многократных повторений до выраженного утомления.
Новизна исследования состоит в том, что в результате проведения педагогического эксперимента были получены научные данные, которые позволили эффективно развивать силовую выносливость, скоростно-силовые и собственно-силовые способности на уроке физической культуры в старших классах.
Практическая значимость. Разработанная методика развития силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики может быть использована в педагогической деятельности учителя по физической культуре.
База исследования: в педагогическом эксперименте принимали участие учащиеся 10 классов (24 юноши) МОУ Репенская СОШ.
Результаты проведенного исследования показали, что в среднем в контрольной группе юноши смогли подтянуться на перекладине 9 раз, в экспериментальной группе они смогли выполнить подтягивание 15 раз.
Сгибание разгибание рук в упоре лежа в контрольной группе юноши выполнили в среднем 24 раза, в экспериментальной - 35 раз соответственно.
Бег 30м с высокого старта в контрольной группе в среднем юноши пробежали за 4,7сек, в экспериментальной - 3,7сек.
Поднимание прямых ног в висе на перекладине в контрольной группе в среднем юноши смогли выполнить 12 раз, в экспериментальной - 22 раза.
Приседания в контрольной группе в среднем юноши выполнили 17 раз, в экспериментальной - 24 раза.
Таким образом, в ходе эксперимента мы выявили, что разработанная методика развития силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики является эффективной.
Для достижения поставленной цели, в ходе выполнения работы были решены следующие задачи:
1. Проведен анализ литературы по проблеме исследования. Анализ научно-методической литературы по теме исследования показал, что сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений). Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. Специфика развития подростков 15-16 лет в значительной мере определяется важнейшим биологическим фактором - половым созреванием. Данный возраст сопровождается существенными изменениями в деятельности всех физиологических систем, включая центральную нервную систему. При развитии силовых качеств у подростков 15-16 лет активно используется метод круговой тренировки, метод статических, изометрических усилий, игровой метод.
2. Теоретический анализ позволил разработать методику развития силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики, которая предполагает использование силовых упражнений и упражнений с гантелями. Разработанные комплексы специальных упражнений для развития силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики внедрены в учебный процесс экспериментальной группы.
3. Организация и проведение эксперимента позволили выявить достоверное (Р<0,05) увеличение развития силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики в экспериментальной группе. После проведения занятий с использованием экспериментального комплекса упражнений было проведено повторное тестирование контрольной и экспериментальной групп. В результате проведения тестов на определение показателей развития силы у старших школьников в экспериментальной группе были получены достоверно отличные данные.
4. Были разработаны практические рекомендации использования методики развития силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики.
Сгибание разгибание рук в упоре лежа в контрольной группе юноши выполнили в среднем 24 раза, в экспериментальной - 35 раз соответственно.
Бег 30м с высокого старта в контрольной группе в среднем юноши пробежали за 4,7сек, в экспериментальной - 3,7сек.
Поднимание прямых ног в висе на перекладине в контрольной группе в среднем юноши смогли выполнить 12 раз, в экспериментальной - 22 раза.
Приседания в контрольной группе в среднем юноши выполнили 17 раз, в экспериментальной - 24 раза.
Таким образом, в ходе эксперимента мы выявили, что разработанная методика развития силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики является эффективной.
Для достижения поставленной цели, в ходе выполнения работы были решены следующие задачи:
1. Проведен анализ литературы по проблеме исследования. Анализ научно-методической литературы по теме исследования показал, что сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений). Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. Специфика развития подростков 15-16 лет в значительной мере определяется важнейшим биологическим фактором - половым созреванием. Данный возраст сопровождается существенными изменениями в деятельности всех физиологических систем, включая центральную нервную систему. При развитии силовых качеств у подростков 15-16 лет активно используется метод круговой тренировки, метод статических, изометрических усилий, игровой метод.
2. Теоретический анализ позволил разработать методику развития силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики, которая предполагает использование силовых упражнений и упражнений с гантелями. Разработанные комплексы специальных упражнений для развития силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики внедрены в учебный процесс экспериментальной группы.
3. Организация и проведение эксперимента позволили выявить достоверное (Р<0,05) увеличение развития силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики в экспериментальной группе. После проведения занятий с использованием экспериментального комплекса упражнений было проведено повторное тестирование контрольной и экспериментальной групп. В результате проведения тестов на определение показателей развития силы у старших школьников в экспериментальной группе были получены достоверно отличные данные.
4. Были разработаны практические рекомендации использования методики развития силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики.



