ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей 15-16 лет 5
1.2. Понятие «сила». Виды силовых способностей 8
1.3. Средства и методы развития силы у старших школьников 13
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1. Методы исследования развития силы у старших школьников 27
2.2.Организация исследования 28
Глава 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ 30 ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Обоснование методики развития силы у старших школьников 30 средствами атлетической гимнастики
3.2. Экспериментальные данные методики развития силы у старших 37
школьников средствами атлетической гимнастики
ВЫВОДЫ 40
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность нашего исследования заключается в том, что проблема базовой силовой подготовки школьников представляет в настоящее время особый интерес в связи с выраженными изменениями социальных, экологических и экономических условий жизни общества. Изучение возрастной динамики мышечной силы школьников в процессе всего периода обучения позволяет выявить педагогические и физиологические закономерности в развитии силовых возможностей и на этой основе более объективно планировать силовые нагрузки с учетом возраста на уроках физического воспитания. Основной предпосылкой разработки методики базовой силовой подготовки школьников послужили сведения о специфичности силы мышц, являющиеся важнейшим фактором всестороннего физического развития человека в онтогенезе [1, 4, 10].
Сила - основополагающее физическое качество человека. Ее можно развивать с использованием различных средств. Но, как показали многочисленные исследования, наиболее эффективно она поддается тренировке, когда применяются отягощения, причем отягощения дозированные, т.е. учитывающие физические возможности того или иного занимающегося [8, 11, 17,]. Есть мнения, что дозированные отягощения
могут быть использованы в физическом воспитании школьников и учащейся молодежи [9, 18, 20].
Однако проблема, по мнению многих авторов, состоит в том, что в программе по физическому воспитанию учащихся силовой подготовке уделяется исключительно мало внимания, и она не является основополагающей. В этом мы видим недостаток данной программы. Создание системы массовой силовой подготовки школьников, по нашему мнению, поможет совершенствовать современную школьную программу.
Цель: разработать методику развития силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики.
Объект исследования: урок физической культуры в школе.
Предмет исследования: развитие силы у старших школьников.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности развития силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики.
2. Обосновать методику развития силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики.
3. Определить эффективность разработанной методики развития силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики.
4. Разработать практические рекомендации по развитию силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы; тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что развитие силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики будет эффективно, если использовать комплекс специальных силовых упражнений, которые будут выполняться методом многократных повторений до выраженного утомления.
Новизна исследования состоит в том, что в результате проведения педагогического эксперимента были получены научные данные, которые позволили эффективно развивать силовую выносливость, скоростно-силовые и собственно-силовые способности на уроке физической культуры в старших классах.
Практическая значимость. Разработанная методика развития силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики может быть использована в педагогической деятельности учителя по физической культуре.
База исследования: в педагогическом эксперименте принимали участие учащиеся 10 классов (24 юноши) МОУ Репенская СОШ.
Результаты проведенного исследования показали, что в среднем в контрольной группе юноши смогли подтянуться на перекладине 9 раз, в экспериментальной группе они смогли выполнить подтягивание 15 раз.
Сгибание разгибание рук в упоре лежа в контрольной группе юноши выполнили в среднем 24 раза, в экспериментальной - 35 раз соответственно.
Бег 30м с высокого старта в контрольной группе в среднем юноши пробежали за 4,7сек, в экспериментальной - 3,7сек.
Поднимание прямых ног в висе на перекладине в контрольной группе в среднем юноши смогли выполнить 12 раз, в экспериментальной - 22 раза.
Приседания в контрольной группе в среднем юноши выполнили 17 раз, в экспериментальной - 24 раза.
Таким образом, в ходе эксперимента мы выявили, что разработанная методика развития силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики является эффективной.
Для достижения поставленной цели, в ходе выполнения работы были решены следующие задачи:
1. Проведен анализ литературы по проблеме исследования. Анализ научно-методической литературы по теме исследования показал, что сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений). Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. Специфика развития подростков 15-16 лет в значительной мере определяется важнейшим биологическим фактором - половым созреванием. Данный возраст сопровождается существенными изменениями в деятельности всех физиологических систем, включая центральную нервную систему. При развитии силовых качеств у подростков 15-16 лет активно используется метод круговой тренировки, метод статических, изометрических усилий, игровой метод.
2. Теоретический анализ позволил разработать методику развития силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики, которая предполагает использование силовых упражнений и упражнений с гантелями. Разработанные комплексы специальных упражнений для развития силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики внедрены в учебный процесс экспериментальной группы.
3. Организация и проведение эксперимента позволили выявить достоверное (Р<0,05) увеличение развития силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики в экспериментальной группе. После проведения занятий с использованием экспериментального комплекса упражнений было проведено повторное тестирование контрольной и экспериментальной групп. В результате проведения тестов на определение показателей развития силы у старших школьников в экспериментальной группе были получены достоверно отличные данные.
4. Были разработаны практические рекомендации использования методики развития силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики.
1. Абрамовский И.Н. Зависимость между силой, весом и ростом спортсмена// Теор. и практ. физ. культ., 1968, №11, с. 17-19.
2. Анатомия человека: Учебник /М.Ф. Иваницкий, Б.А.Никитюка, А.А. Гладышев, Ф.В. Судзиловский. - М.: Тера-Спорт, 2003 - 624 с.
3. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М.: Медицина, 1968. - 166 с.
4. Ашмарин, Б. А. - Теория и методика физического воспитания:
Учебник / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина. - М.:
Просвещение, 1990.-287с.
5. 4. Ашмарин, Г. А. - Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учебное пособие /А.Г. Ашмарин.- М.: Просвещение, 1995.-287с.
6. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека: - М.: Теория и
практика физической культуры, 2000. - 275 с.
7. Башуков, С. М. Детский праздник /С.М. Башуков//Физическая культура в школе. - 1988. - № 5. - 39 с.
8. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина. 1966. - 166 с.
9. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 215 с.
10. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. -М.: Физкультура и спорт, 1980.- 136с.
11. Воробьев А.Н. Сила как физическое качество и методы ее развития// Тяжелая атлетика: Ежегодник-81. -М.: ФиС, 1981, с. 117-131.
12. Галеева, М.Р. - Методические рекомендации по развитию гибкости спортсмена: Учебное пособие /М.Р. Галеева. - Киев, 1980. - 56 с.
13. Гейнц, К. А. Ни дня без физкультуры /К. А. Гейнц// Физическая культура в школе. - 1990.- № 4.- 41с.
14. Дворкин Л.С. Силовые виды единоборств (тяжелая атлетика, гиревой спорт, силовое троеборье). Кубан. гос. ун-т.1997,- 365 с.
15. Дворкин Л.С. Спортивно-педагогические проблемы занятий тяжелой атлетикой с раннего подросткового возраста//Теор. и практ. физ. культ. 1996, № 12, с. 36-40.
16. Дворкин Л.С., Воробьев С.В., Хабаров А.А. Особенности интенсивной силовой подготовки юных атлетов 12-13 лет //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997, №4, с. 33-40.
17. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология: Учебник /Ю.А.
Ермолаев. - М., Возрастная физиология, 1985.- 34 с.
18. Журавлев, В. И. - Педагогика в системе наук о человеке: Учебное пособие /В.И. Журавлев. - М.: Педагогика, 1990.- 49 с.
19. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М.: ФиС, 1966.—200 с.
20. Зациорский В.М., Сергиенко Л.П. Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека/теория и практика физической культуры. — 1975.—№ 6. -С. 22-29.
21. Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости//Физиологический журнал, 1962
22. Иванов, В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов /В.В. Иванов// Спорт. - 1987.- № 8. - С. 43.
23. Иванов, А.В. От уроков к дням здоровья и спорта/А.В. Иванов// Физическая культура в школе. - 1996.- № 8. - 44с.
24. Козлова, В.И. Физиология развития ребенка: Учебное пособие /В.И. Козлова, Д.А. Фарбер. - М.: Терра-спорт, 1983.- 31.
25. Костенок, П.И. Физиология мышечной деятельности, труда и спорта /П.И. Костенок// Физиология человека - 1997. - Т.23, № 6. - С. 65-73.
26. Коца, Я.М Спортивная физиология: Учебник /Я.М. Коца. - М.: 1983. - 39c.
27. Мартиросов Э.Г. Методы исследования в спортивной
антропологии /Э.Г. Мартиросов// Физиология человека. - 1982. - №7. - С.
194
28. Масленников, С. М. Родительский час в спортивном зале /С.М. Масленников//Физическая культура в школе.- 1990.- № 1. - 54с.
29. Матвеев, Л.П. - Теория и методика физического воспитания: Учебник /Л.П. Матвеев. - М., 1991. - 65 с.
30. Матвеев, Л. П. - Теория и методика физического воспитания.
T.I: Учебник /Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1976. -
169,190,209,229 с.
31. Матвеева, О. П. - Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы (I-XI классов): Программа /О.П. Матвеева. - М.: Просвещение, 1995.-215с.
32. Матвеев, Л. П. - Теория и методика физического воспитания. TII: Учебник /Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1976.-173с.
33. Морозов, О. В. Успех в разнообразии форм занятий /О.В. Морозов// Физическая культура в школе. - 1991.- № 5.- 41с.
34. Никитюк Б.А. Интегративно-антропологические основы физического воспитания и детско-юношеского спорта //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, - 1998, № 2, с. 6-9.
35. Портных, Ю. И. - Спортивные игры и методика преподавания: Учебное пособие /Ю.И. Портных. - М.: Физкультура и спорт, 1986.-219с.
36. Программа /О.П. Матвеева. - М.: Просвещение, 1996. - 43 с.
37. Программа общеобразовательных учебных заведений. Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей /Подг. В.И.Ляхом, Г.Б.Мейксоном. - Просвещение, 1993.-64 с.
38. Розенблат В.В., Устьянцев С.Л. Утомление при динамической и статической мышечной деятельности человека//Физиология человека.- 1989.
39. Саркисова Н.Г. Специальная силовая подготовка гимнастов высокой квалификации в условиях комплексного вариативного использования переменных режимов сопротивлений: Автореф. канд. дис. Майкоп, 2000. - 27 с.
40. Сальников В.А. Соотношение возрастного и индивидуального в структуре сенситивных и критических периодов развития //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1997. - №4. - С. 8-12
41. Тамбиева А.П. Возрастное развитие и способность ифференцировать силу мышц кисти. Науч. конф. по возрастной морфол., физиол. и биохим. - М.: АПН РСФСР, 1962, с. 246-251.
42. Туманян Г.С., Мартиросов Э.Г. Телосложение и спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 237 с.
43. Фаламеев А.И. Вариативность методики тренировки тяжелоатлета. Тяжелая атлетика. Ежегодник-74. - М.: ФиС, 1974, с. 17-20.
44. Хрипкова А.Г., Колосов Д.В. Мальчик - подросток - юноша. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982. - 207 с.
45. Теория и методика гимнастики. Под ред. В.И.Филипповича. М., «Просвещение», 1971.
46. Фарфель B.C. Управление движениями в спорте. - М.:
Физкультура и спорт, 1975. - 208 с.
47. Филин В.П. Возрастные изменения быстроты, мышечной силы и скоростно-силовых качеств //Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов /Под общей ред. В.П.Филина. - М.: Физкультура и спорт, 1968. - C.I 1-24.
48. Черняк А.В. Методика тренировки в условиях ДЮСШ //Тяжелая атлетика. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - С. 19-23.