Теория и методики преподавания раздела «Алгоритмизация и программирование» в школьном курсе информатики
|
Введение
Глава I. Теория и методика преподавания раздела «Алгоритмизация» в школьном курсе информатики
1.1 Методика введения понятия алгоритма
1.2 Методика обучения алгоритмизации на учебных исполнителях, работающих «в обстановке»
1.3 Методические проблемы изучения алгоритмов работы с величинами
Глава II. Теория и методика преподавания раздела «Программирование» в школьном курсе информатики
2.1 Элементы программирования в базовом курсе информатики
2.2. Требования к знаниям и умениям учащихся по линии алгоритмизации и программирования
Заключение
Литература
Глава I. Теория и методика преподавания раздела «Алгоритмизация» в школьном курсе информатики
1.1 Методика введения понятия алгоритма
1.2 Методика обучения алгоритмизации на учебных исполнителях, работающих «в обстановке»
1.3 Методические проблемы изучения алгоритмов работы с величинами
Глава II. Теория и методика преподавания раздела «Программирование» в школьном курсе информатики
2.1 Элементы программирования в базовом курсе информатики
2.2. Требования к знаниям и умениям учащихся по линии алгоритмизации и программирования
Заключение
Литература
Цель данной курсовой работы разработка теории и методики преподавания раздела «Алгоритмизация и программирование» в школьном курсе информатики.
В проекте стандарта и обязательном минимуме по информатике содержание алгоритмической линии определяется через следующий перечень понятий: алгоритм, свойства алгоритмов, исполнители алгоритмов, система команд исполнителя; формальное исполнение алгоритмов; основные алгоритмические конструкции; вспомогательные алгоритмы.
Изучение алгоритмизации в школьной информатике может иметь два целевых аспекта: первый - развивающий аспект, под которым понимается развитие алгоритмического (еще говорят - операционного) мышления учащихся; второй - программистский аспект. Составление программы для ЭВМ начинается с построения алгоритма; важнейшим качеством профессионального программиста является развитое алгоритмическое мышление. Если в первом школьном учебнике информатики [15. с. 54] в изучении алгоритмизации превалировал второй, программистский, аспект, то в дальнейшем стала больше подчеркиваться развивающая роль данной темы.
Вопрос о месте и объеме темы программирования в базовом курсе остается дискуссионным. В различных версиях обязательного минимума этот вопрос решался по-разному. Здесь также можно говорить о двух целевых аспектах, с которыми связано изучение программирования в школе. Первый аспект связан с усилением фундаментальной компоненты курса информатики. Ученикам даётся представление о том, что такое языки программирования, что представляет собой программа на языках программирования высокого уровня, как создается программа в среде современной системы программирования. Получив представление о языке машинных команд на материале учебных компьютеров и о языках высокого уровня, ученики будут осознанно воспринимать понятие «трансляция».
Второй аспект носит профориентационный характер. Профессия программиста в наше время является достаточно распространенной и престижной. Изучение программирования в рамках школьного курса позволяет ученикам испытать свои способности к такого рода деятельности. Безусловно, в большей степени эту задачу может решать профильный курс информатики в старших классах.
На схеме в приложении представлена структура основных понятий содержательной линии «Алгоритмизация и программирование», которая разделена на две ветви: ветвь алгоритмизации и ветвь программирования. Эти ветви имеют общую часть, которая начинается с блока «Алгоритмы работы с величинами». Из схемы, в частности, следует, что основой методики обучения алгоритмизации и программированию является методика структурного программирования. Структура ветви программирования носит характер обобщенной методической схемы, которая применима при любом уровне изучения программировании. На разных уровнях изучения может отличаться глубина и степень подробности раскрытия различных разделов схемы.
В проекте стандарта и обязательном минимуме по информатике содержание алгоритмической линии определяется через следующий перечень понятий: алгоритм, свойства алгоритмов, исполнители алгоритмов, система команд исполнителя; формальное исполнение алгоритмов; основные алгоритмические конструкции; вспомогательные алгоритмы.
Изучение алгоритмизации в школьной информатике может иметь два целевых аспекта: первый - развивающий аспект, под которым понимается развитие алгоритмического (еще говорят - операционного) мышления учащихся; второй - программистский аспект. Составление программы для ЭВМ начинается с построения алгоритма; важнейшим качеством профессионального программиста является развитое алгоритмическое мышление. Если в первом школьном учебнике информатики [15. с. 54] в изучении алгоритмизации превалировал второй, программистский, аспект, то в дальнейшем стала больше подчеркиваться развивающая роль данной темы.
Вопрос о месте и объеме темы программирования в базовом курсе остается дискуссионным. В различных версиях обязательного минимума этот вопрос решался по-разному. Здесь также можно говорить о двух целевых аспектах, с которыми связано изучение программирования в школе. Первый аспект связан с усилением фундаментальной компоненты курса информатики. Ученикам даётся представление о том, что такое языки программирования, что представляет собой программа на языках программирования высокого уровня, как создается программа в среде современной системы программирования. Получив представление о языке машинных команд на материале учебных компьютеров и о языках высокого уровня, ученики будут осознанно воспринимать понятие «трансляция».
Второй аспект носит профориентационный характер. Профессия программиста в наше время является достаточно распространенной и престижной. Изучение программирования в рамках школьного курса позволяет ученикам испытать свои способности к такого рода деятельности. Безусловно, в большей степени эту задачу может решать профильный курс информатики в старших классах.
На схеме в приложении представлена структура основных понятий содержательной линии «Алгоритмизация и программирование», которая разделена на две ветви: ветвь алгоритмизации и ветвь программирования. Эти ветви имеют общую часть, которая начинается с блока «Алгоритмы работы с величинами». Из схемы, в частности, следует, что основой методики обучения алгоритмизации и программированию является методика структурного программирования. Структура ветви программирования носит характер обобщенной методической схемы, которая применима при любом уровне изучения программировании. На разных уровнях изучения может отличаться глубина и степень подробности раскрытия различных разделов схемы.
Уровень развития современной компьютерной техники и ее программного обеспечения занял новую качественную ступень.
Базовый школьный курс информатики ориентируется в основном на изучение прикладного программного обеспечения и средств КИТ. Однако алгоритмизация и программирование занимают в нем важное место, т.к. приемы работы со средствами КИТ рассматриваются как алгоритмы, строящиеся в рамках соответствующей системы команд.
Из рассмотренных в ходе работы подходов к преподаванию программирования наиболее выгодным для такого курса является преподавание структурного программирования как теоретической дисциплины с использованием инструментального средства - языка программирования высокого уровня. Этот подход позволяет сформировать у обучаемых как раз тот необходимый алгоритмический стиль мышления, являющийся основой при изучении не только информатики, но и других технических дисциплин.
В качестве инструментального средства может быть использован один из процедурных языков высокого уровня. Желательно, чтобы это был Паскаль или Бейсик, т.к. эти языки первоначально разрабатывались для учебных целей.
Однако во многих случаях выбор языка программирования определяется наличием технических средств.
Анализ возможностей Бейсик - системы показывает, что она успешно может применятся в учебном процессе.
При изучении любого процедурного языка программирования обучаемые часто сталкиваются с трудностями перехода от алгоритмических конструкций к конструкциям языка.
Одной из форм контроля знаний и навыков обучаемых по работе с Паскалем является домашнее задание.
Большая часть пользователей современных персональных компьютеров не программирует и не нуждается в этом. Сегодня созданы обширные программные средства компьютерных информационных технологий (КИТ), позволяющих работать с ЭВМ непрограммирующему пользователю. Поэтому минимальным уровнем компьютерной грамотности является овладение средствами компьютерных информационных технологий.
Однако ошибочно было бы ориентировать курс только на практическое освоение работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, базами данных и пр. Тогда информатика быстро бы потеряла значение как самостоятельная учебная дисциплина.
Изучение информатики в школе должно преследовать две цели: общеобразовательную и прагматическую. Общеобразовательная цель заключается в освоении учащимся фундаментальных понятий современной информатики. Прагматическая - в получении практических навыков с аппаратными и программными средствами современных ЭВМ. Курс школьной информатики содержательно и методически должен быть построен так, чтобы обе задачи - общеобразовательная и прагматическая - решались параллельно.
Базовый школьный курс информатики ориентируется в основном на изучение прикладного программного обеспечения и средств КИТ. Однако алгоритмизация и программирование занимают в нем важное место, т.к. приемы работы со средствами КИТ рассматриваются как алгоритмы, строящиеся в рамках соответствующей системы команд.
Из рассмотренных в ходе работы подходов к преподаванию программирования наиболее выгодным для такого курса является преподавание структурного программирования как теоретической дисциплины с использованием инструментального средства - языка программирования высокого уровня. Этот подход позволяет сформировать у обучаемых как раз тот необходимый алгоритмический стиль мышления, являющийся основой при изучении не только информатики, но и других технических дисциплин.
В качестве инструментального средства может быть использован один из процедурных языков высокого уровня. Желательно, чтобы это был Паскаль или Бейсик, т.к. эти языки первоначально разрабатывались для учебных целей.
Однако во многих случаях выбор языка программирования определяется наличием технических средств.
Анализ возможностей Бейсик - системы показывает, что она успешно может применятся в учебном процессе.
При изучении любого процедурного языка программирования обучаемые часто сталкиваются с трудностями перехода от алгоритмических конструкций к конструкциям языка.
Одной из форм контроля знаний и навыков обучаемых по работе с Паскалем является домашнее задание.
Большая часть пользователей современных персональных компьютеров не программирует и не нуждается в этом. Сегодня созданы обширные программные средства компьютерных информационных технологий (КИТ), позволяющих работать с ЭВМ непрограммирующему пользователю. Поэтому минимальным уровнем компьютерной грамотности является овладение средствами компьютерных информационных технологий.
Однако ошибочно было бы ориентировать курс только на практическое освоение работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, базами данных и пр. Тогда информатика быстро бы потеряла значение как самостоятельная учебная дисциплина.
Изучение информатики в школе должно преследовать две цели: общеобразовательную и прагматическую. Общеобразовательная цель заключается в освоении учащимся фундаментальных понятий современной информатики. Прагматическая - в получении практических навыков с аппаратными и программными средствами современных ЭВМ. Курс школьной информатики содержательно и методически должен быть построен так, чтобы обе задачи - общеобразовательная и прагматическая - решались параллельно.
Подобные работы
- Методические аспекты изучения раздела «Алгоритмизация и
программирование» в современном
школьном курсе информатики
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2014 - Исследование модульного курса «Визуальное программирование» и исследование его влияния на усвоение обучающимися основ объектно-ориентированного программирования
Магистерская диссертация, программирование. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ТЕХНОЛОГИИ ГЕЙМИФИКАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ИГРОВОЙ СРЕДЫ
ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON НА
УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В 9 КЛАССЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Активные методы обучения в развитии алгоритмической культуры учащихся в базовом курсе информатики
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - Основы программирования на языке Python» для старшеклассников в процессе внеурочной работы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Дидактическое обеспечение раздела "Функциональное программирование" в дисциплине "Языки программирования"
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческих способностей старшеклассников в процессе программирования дидактических компьютерных игр во взаимосвязи общего и дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020 - Проектирование обучающей системы по
программированию для формирования алгоритмического мышления
старшеклассников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018



