Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИАЛОГ И ЕГО ФУНКЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

Работа №65673

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

английский язык

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
654
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения диалога 6
1.1. Различные подходы к изучению диалога 6
1.2. Виды и структура диалога 13
1.3. Особенности языка художественных произведений 17
1.4. Диалог в художественном произведении 21
Выводы по ГЛАВЕ I 25
ГЛАВА II. Функции различных видов диалога в художественном произведении 27
2.1. Изучение функции диалога-беседы в произведении У.С. Моэма
«Театр» 27
2.2. Роль диалога-спора в произведении С.Э. Филипс «Спичка» 33
2.3. Анализ способов достижения эквивалентности при переводе
синтаксических конструкций английского диалога в художественном тексте 44
Выводы по ГЛАВЕ II 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 66

В центре внимания данной работы находится изучение и описание характерных особенностей и функций диалога в художественных произведениях английской литературы.
Диалог - это естественная, широко распространенная форма речи, затрагивающая все сферы жизни на всех уровнях взаимоотношений людей (от межличностных до международных). Это делает его ценным объектом для изучения, так как исследование диалога дает возможность лингвистам разобрать речевую коммуникацию как процесс и результат, проанализировать языковой материал и средства речевого общения, используемые в диалогической речи, установить коммуникативную сущность высказываний.
Актуальность данной работы обуславливается тем, что на сегодняшний день изучение диалогической речи представляет собой одно из популярных направлений исследований в лингвистике, в рамках которого ведется научная деятельность, различная по направлениям, методикам, целям. Наблюдается тенденция к изменению характеристики, на которую делается упор в изучении: приоритетным становится коммуникативно- деятельностный подход, так как именно он с наибольшей полнотой и глубиной позволяет раскрывать свойства языка и текста. Подобная позиция невозможна без учёта различных проявлений речевой деятельности человека в процессе непосредственного речевого общения.
Объектом исследования выступает диалог как компонент художественных текстов.
Предметом исследования выступает проявление различных функциональных особенностей диалога в англоязычном художественном дискурсе.
Цель настоящей работы заключается в исследовании понятия диалога и рассмотрении его роли в английской художественной литературе.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) определить теоретические основы исследования посредством рассмотрения подходов к изучению понятий диалога;
2) выявить основные виды диалога;
3) проанализировать характеристики диалога в художественной литературе;
4) рассмотреть структурные особенности диалога;
5) изучить проявления различных функций диалога в художественном тексте;
6) описать структурно-семантические особенности изучаемых диалогов.
Диалог, как естественная форма общения, находится в точке пересечения исследовательских интересов представителей многих гуманитарных наук, изучающих различные аспекты человеческой деятельности, так или иначе связанных с реальной коммуникацией.
Теоретической базой исследования послужили работы, в которых заложены основы теории диалога (М.М. Бахтин, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Л.В. Щерба, Л.П. Якубинский), труды, связанные с семантико-синтаксической организацией разговорной речи (Е.А. Земская, Г.Г. Инфантова, О.А. Лаптева, О.Б. Сиротинина, Ю.М. Скребнев), работы, в которых разрабатываются проблемы описания языковой личности (Ю.Н. Караулов, В.И. Карасик, К.Ф. Седов, Л.М. Чурилина), проблемы речевого общения и теории дискурса ( Н.Д. Арутюнова, В.В. Богданов, М.Л. Макаров, Дж. Л. Остин, И.А. Стернин, В. Эдмондсон), проблемы изучения текста и текстовой деятельности (Н.С. Болотнова, Г.А. Золотова, О.Л. Каменская). Научными разработками и исследованиями по данной теме занимались такие ученые как И.В. Арнольд, Л.Г. Бабенко, М.М. Бахтин, А.Н. Васильева, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.К. Соловьева, Л.П. Якубинский и другие.
Фактическим материалом для исследования диалога являются диалогические фрагменты различных художественных произведений английской литературы, таких как «Театр» Сомерсета Моэма, «Спичка» С.Э. Филлипса, «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджера, «Золотая бита» П.Г. Вудхауза, «Повелитель мух» У. Голдинга.
В качестве главного в работе применен описательный метод, представленный приемами наблюдения, сопоставления, обобщения, интерпретации фактов языка. В работе употребляются также специальные методы исследования: метод структурирования диалогического фрагмента, метод комплексного (структурно-семантического, коммуникативно¬
прагматического, функционально-стилистического) анализа текста, метод интерпретационного анализа текста. Частично применяется статистический метод.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и списка источников фактического материала.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Диалог - это вид речи, характеризующийся сменой высказываний двух говорящих. Каждое высказывание, называемое репликой, обращено к собеседнику.
В художественной литературе диалоги выступают как яркий стилистический прием, средство оживления рассказа.
Что касается цитированного диалога, то такой диалог выполняет различные функции:
1) делает речь разнообразней, сменяет авторский монолог диалогом;
2) осуществляет живую речь, характеризующую героев;
3) в плавной форме показывает основную идею повести, которая в изложении от автора могла бы казаться слишком нравоучительной.
В диалоге важную роль выполняют авторские ремарки, комментарии, направляющие читательское восприятие.
В диалоге обычно раскрываются характеры. Диалогическая речь - средство создания образа, причем такой образ воплощает в себе детальное описание внешнего и внутреннего образа героя.
Функции диалога многообразны. Он может нести в себе функцию передачи информации - в таком диалоге мы имеем возможность узнать о различных важных фактах, значимых событиях, известных людях, явлениях природы и т.д.
Также диалог может содержать воздействующую функцию, то есть при осуществлении данной функции, автор желает после прочтения диалогической речи вывести читателя на различного рода эмоции, чувства, заставить задуматься над теми или иными вещами. Данная функция является одной из самых значимых в художественной литературе.
Диалог - это всегда разговорная речь, несущая в себе коммуникативную функцию. Именно разговорная речь, простая, неосложненная различными оборотами в речи делает понимание такой речи проще, ярче, краше. Такая речь всегда оживленная. Когда читаешь такой диалог, создается ощущение будто автор разговаривает с тобой, а не только в героя произведения.
Главная функция, которая присутствует во всех произведениях, которую автор изначально закладывает в свое произведение - это эстетическая функция. Это то, что делает речь, язык четким, богатым, красивым.
Художественно-эстетические функции диалогов многообразны, они зависят от индивидуального стиля писателя, от особенностей и норм того или иного жанра и от других факторов.
Отмечают четыре главных подхода к изучению диалога: этнометодологический, социопсихологический, литературоведческий и лингвистический. Целью изучения речевого общения, и в частности диалога, с этнометодологической позиции является анализ традиций разговора в сфере культуры примитивных народов. Социопсихологическое исследование диалога направлено на изучение речевого взаимодействия в малых группах современного общества. Литературоведческий подход осуществляется в исследовании литературных диалогов и текстов драматических произведений. Лингвистические исследования основываются на аутентичных диалогах, в таких исследованиях берется за основу нахождение связей в пределах разговора.


1. Антология речевых жанров. Повседневная коммуникация: Монографическое издание // под ред. проф. К.Ф. Седова. - М.: Лабиринт, 2007. - 320 с.
2. Арнольд И.В. Проблемы диалогизма, интертекстуальности и герменевтики (в интерпретации художественного текста). - СПб.: Образование, 1995. - 59 с.
3. Артюшков И.В. Внутренняя речь и ее изображение в художественной литературе (на материале романов Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого). - М.: МПГУ, 2003. - 347 с.
4. Арутюнова Н.Д. Диалогическая модальность и явление цитации // Человеческий фактор в языке. Коммуниция, модальность, дейксис. - М.: Наука, 1992. - С.52-79.
5. Арутюнова Н.Д., Падучева Е.В. Истоки, проблемы и категории прагматики // Новое в зарубежном языкознании. - М.: Прогресс, 1985. - Вып. 17. - С. 3-42.
6. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. - М.: Наука, 1976. - 383 с.
7. Арутюнова Н.Д. Речеповеденческие акты в зеркале чужой речи // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. - М.: Наука, 1992. - С. 40-52.
8. Арутюнова Н.Д. Фактор адресата // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. - 1981. - Т. 40. - Вып. 4. - С. 356-367.
9. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ
художественного текста: Теория и практика. - М.: Флинта, 2003. - 532 с.
10. Бабенко Л.Г. Обозначение эмоций в языке и речи. - Свердловск: УрГУ, 1989. - 98 с.
11. Байрамуков P.M. Способ представления речевого акта угрозы в рассказах В.М. Шукшина // «Горький, мучительный талант». Материалы V Всероссийской юбилейной научной конференции. - Барнаул: Изд-во Алт.ун- та, 2000. - С. 42-65.
12. Балаян А.Р. Основные коммуникативные характеристики диалога: ав-тореф. дис. канд. филол. наук. - М., 1971. - 19 с.
13. Баранникова Л.И. Формирование современной научной парадигмы в лингвистике. Функциональный подход к языку//Язык и общество. - Саратов, 1995. - Вып. 10. - С. 3-15.
14. Барт Р. Лингвистика текста // Текст: аспекты изучения. Поэтика. Прагматика. Семантика. - М.: УРСС, 2001. - С. 168 - 176.
15. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров//Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. - М.: Художественная литература, 1986. - С. 428-473.
16. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. - М.: Наука, 1983, - 191 с.
17. Беляева А.В., Майклз С. Монолог, диалог и полилог в ситуациях общения // Психологические исследования общения / под. ред. Б.Ф. Ломова. - М.: Наука, 1985. - С. 219-244.
18. Бенвенист Э. Общая лингвистика. - М.: Прогресс, 1974. - 446 с.
19. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - СПб.: Лениздат, 1992. - 399 с.
20. Биличенко Н.А. Структура характеров в прозе В.М.Шукшина // Структура литературного произведения: Сборник научных трудов. - Л.: Наука, Лен.отд., 1984. - С. 83-100.
21. Бинова Г.П. Творческая эволюция Василия Шукшина. Нравственно-философские искания и жанрово-стилевые особенности художественной системы. - Брно, 1988. - 137 с.
22. Богданов В.В. Речевое общение: прагматические и семантические аспекты. Учебное пособие. - Л.: ЛГУ, 1990. - 87 с.
23. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. Учебное пособие.
- М.: Флинта: Наука, 2007. - 520 с.
24. Большакова А.Ю. Русская «деревенская» проза // В.М.Шукшин: взгляд из XXI века. Тезисы докладов. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. - С. 42-44.
25. Борисова М.Б. Концепт «чудак» в художественном мире М.Горького // Говорящий и слушающий: языковая личность, текст, проблемы обучения. Материалы Международной конференции. - СПб.: РГПУ, 2001. - С. 362-370.
26. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. Учебное пособие. - М.: Лабиринт, 1998. - 332 с.
27. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концентуализация мира (на материале русской грамматики). - М.: Школа «Мастера русской культуры», 1997. - 574 с.
28. Бырдина Г.В. Динамическая структура русской диалогической речи. Учебное пособие. - Тверь: Твер.ГУ, 1992. - 84 с.
29. Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. - М.: Прогресс, 1993. -501 с.
30. Вальков П.В. Некоторые синтаксические особенности диалогической речи: Автореф. дис. канд. филол. наук. - М., 1955. - 18 с.
31. Валюсинская З.В. Вопросы изучения диалога в работах советских лингвистов // Синтаксис текста. - М.: Наука, 1979. - С. 299 - 314.
32. Васильева А.Н. Художественная речь. Курс лекций по стилистике.
- М.: Русский язык, 1983. - 256 с.
33. Васильева И.И. О значении идей М.М. Бахтина о диалоге и диалогических отношениях для психологии общения // Психологические исследования общения. Отв. ред Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1985. - С. 81-94.
34. Васильев В.К., Широкова С.В. Архетипические образы «злой» и «доброй» жены в творчестве В.М. Шукшина // В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Тезисы докладов IV Всероссийской научно-практической конференции. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1997. - С. 44-45.
35. Вежбицкая А. Речевые жанры // Жанры речи. - Саратов: Колледж, 1997. - С. 99-111.
36. Виноградов В.В. О художественной прозе. - М., 1930. - С. 37-39.
37. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: КомКнига, 2006. - 144 с.
38. Дадян С.Р. Конфликтный диалог в художественном произведении (на материале англоязычной художественной литературы XX - начала XXI
в.): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Ростов-на-Дону, 2012. - 24 с.
39. Диалог: теоретические проблемы и методы исследования. Сб . аналитич. обзоров. - М.: АН СССР, ИНИОН, 1991. - 160 с.
40. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Московский психолого-социальный институт. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с.
41. Змиевская Н.А. Еще раз о диалоге в художественном тексте // Стилистические аспекты языковой коммуникации: сборник научных трудов МГЛУ; Вып. 496. - М., 2004. - С. 87-98.
42. Иванова Т.Н. Конфликтный диалог: логика развития и структурные элементы. // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. Том 13. Выпуск 4. - 2012. - С. 233-240.
43. Изотова Н.В. Диалог и монолог как формы речи: сравнительная характеристика // Известия Южного Федерального округа. Филологические науки. - 2012. - №. 1. - С. 60-67.
44. Изотова Н. В. Диалогические структуры в языке А. П. Чехова : дис. ... д-ра филол. наук. - М., 2006. - 359 с.
45. Колокольцева Т.Н. Специфические коммуникативные единицы
диалогической речи. - Волгоград: Издательство Волгоградского
университета, 2001. - 260 с.
46. Лагутин В.И. Проблемы анализа художественного диалога. - Кишинев.: Штиинца, 1991. - 98 с.
47. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - 3-е изд. - М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. - 287 с.
48. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А.Г. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. - 384 с.
49. Максимов В.И. Русский язык и культура речи / В. И. Максимов. - М.: Гардарики, 2000. - 412 с.
50. Мегаева К. Диалог у Достоевского // Дагестанский университет. Сборник научных сообщений (Филология). - Махачкала, 1964. - 46 с.
51. Панова Ю.С. Коммуникативные типы диалогов и их языковые признаки // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2008. - №1. - С. 238-242.
52. Романова В.М. Коммуникативный конфликт как социально-лингвистический феномен // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - №10. - С. 281-286.
53. Русская филология: Вестник Харьковского национального педагогического университета имени Г.С. Сковороды. - 2015. - № 2. - С. 9¬
10.
54. Современные американские пьесы. Учеб. пособие. - Л.:
Просвещение, 1981. - 150 с.
55. Современный английский театр. Сборник. - М.: Радуга, 1984. - 480 с.
56. Соловьева А.К. О некоторых общих вопросах диалога // Вопросы языкознания. - 1965. - №. 6. - С. 103-110.
57. Хмырова Э. А. Функция диалога в контексте формирования концепта произведения // Проблемы лингвистики и методики обучения иностранным языкам: традиции и стратегия обновления. - Тамбов, 2001. - С. 158-161.
58. Хундснуршер Ф. Основы, развитие и перспективы анализа диалога.// Вопросы языкознания. - 1998 г. - №2. - С.38-49.
59. Чахоян Л.П. Синтаксис диалогической речи современного английского языка. - М.: Высшая школа, 1979. - 168 с.
60. Чичерин А.В. Ритм образа: Стилистические проблемы. - М.: Советский писатель, 1973. - 280 с.
61. Штелинг Д.А. Грамматическая семантика английского языка. Фактор человека в языке: Учебное пособие. - М.: МГИМО, ЧеРо, 1996. - 254 с.
62. Шестакова Т. Э. Дистантные связи диалогических реплик в тексте драмы: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Ярославль, 2005. - 24 с.
63. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность / Ред. Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич; Акад. наук СССР, Отд-ние лит. и яз., Комис. по истории филол. наук. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1974. - 427 с.
64. Якубинский Л.П. О диалогической речи // Якубинский Л.П. Избранные работы. Язык и его функционирование. - М.: Наука, 1986. - С. 17-58.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ
1. Большой энциклопедический словарь (БЭС). Под ред. В.Н. Ярцевой.
2 изд.-е. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - 684 с.
2. Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. - Ростов н/Д, Феникс, 2009. - С. 84.
3. Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов- на-Дону, 2010, - С. 103.
4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., - М., 1997 - 54 с.
5. Ярцев В. Н. Лингвистический энциклопедический словарь / В. Н. Ярцев. - М.: Современная энциклопедия, 1990. - 80 с.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
1. Feehan C. Rocky Mountain Miracle. // A Christine Feehan Holiday Treasury. - Simon and Schuster, 2008. - P. 215-502.
2. Golding W. Lord of the Flies. - Penguin, 1959. - 208 p.
3. Maugham Somerset. Theatre // Classical literature. М., Изд-во «Юпитер- Интер», 2009. - P. 5-28.
4. Phillips S.E. Hot Shot. - Simon and Schuster, 1991. - P. 307 - 389.
5. Sajer G. The Forgotten Soldier. - Potomac Books, 2000. - 465 p.
6. Salinger J.D. The Catcher in the Rye. - Bantam Books, 1981. - P. 200-422.
7. Shaw I. The Young Lions. - University of Chicago Press, 2000. - P. 220¬248.
8. Wodehouse P.G. The Gold Bat - A & C Black, 1904. - P. 110-198.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ