УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ, КАК СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КОРРУПЦИ
НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ 12
1.1. Понятие и сущность коррупции в российской правовой науке и
законодательстве 12
1.2. Нормативно правовые основы регулирования противодействия
коррупции 24
1.3. Принципы противодействия коррупции в Российской Федерации 40
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА
ИТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 49
2.1. Конфликт интересов на государственной службе, как правовая категория 49
2.2. Механизм урегулирования конфликта интересов на государственной
службе 59
2.3. Проблемы предотвращения и разрешения конфликта интересов на государственной службе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
Список использованных источников и литературы 86
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КОРРУПЦИ
НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ 12
1.1. Понятие и сущность коррупции в российской правовой науке и
законодательстве 12
1.2. Нормативно правовые основы регулирования противодействия
коррупции 24
1.3. Принципы противодействия коррупции в Российской Федерации 40
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА
ИТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 49
2.1. Конфликт интересов на государственной службе, как правовая категория 49
2.2. Механизм урегулирования конфликта интересов на государственной
службе 59
2.3. Проблемы предотвращения и разрешения конфликта интересов на государственной службе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
Список использованных источников и литературы 86
Актуальность темы исследования заключается в том, что конфликт интересов в сфере государственной службы является относительно новым институтом современного российского служебного права. Его появление в отечественном законодательстве обусловлено не только правовой необходимостью, но и наличием международных обязательств Российской Федерации.
В частности, в Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. закрепляется, что «каждое государство-участник стремится в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства создавать, поддерживать и укреплять такие системы, какие способствуют прозрачности и предупреждают возникновение конфликта интересов».
Общество все чаще ожидает, что правительства обеспечат условия, при которых частные интересы, деловые и иные связи государственных чиновником не смогут скомпрометировать механизм принятия государственных решений или подорвать авторитет системы государственного управления.
Требования общества к государственным органам постоянно растут, поэтому неэффективно разрешенные конфликты интересов со стороны государственных чиновников способны поколебать доверие граждан к институтам государственной власти.
В стремительно изменяющихся условиях деятельности
государственного сектора тема конфликта интересов и путей его разрешения будет всегда сохранять актуальность.
В современной российской системе государственного управления сохраняются системные противоречия, не позволяющие реализовать в полной мере потенциал, заложенный в основе функционирования государственной службы.
Неблагоприятные тенденции в деятельности государственных органов проявляются, прежде всего, в неразвитости и низкой эффективности процедур, регламентирующих деятельность государственных гражданских служащих.
Указанные проблемы приводят к возникновению конфликта интересов, который выражается в злоупотреблении государственными служащими должностным положением и использовании служебных полномочий для удовлетворения личных интересов или иных интересов, не связанных с исполнением должностных обязанностей.
Особую значимость институт конфликта интересов приобретает, прежде всего, в контексте предупреждения и пресечения коррупции. Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом РФ1, в качестве одной из главных мер такого противодействия называет законодательное развитие механизма предупреждения коррупции и разрешения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 года № 147 руководителям федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов вменено в обязанность принимать действенные меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на государственной службе.
На урегулирование конфликта интересов государственных служащих направлены также положения нового Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» .
Вместе с тем, в настоящее время остаются неразработанными общетеоретические положения, отдельные процедуры урегулирования конфликта интересов в частности и производство по урегулированию конфликта интересов в целом, что требует принятия ряда новых нормативных положений. Кроме этого отсутствует надлежащая практика применения норм регулирующих данную сферу отношений.
Степень научной разработанности темы исследования конфликт интересов в сфере государственной службы стал предметом ряда диссертационных исследований. Отдельные вопросы урегулирования конфликта интересов рассмотрены в докторской диссертации Куракина А.В. «Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации» а также кандидатских диссертациях Матвеева Д. Д. «Правовое и организационное обеспечение разрешения конфликта интересов в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел», Севрюгина К.В. «Противодействие коррупции в системе государственной гражданской службы Российской Федерации: административно-правовое исследование».
Несмотря на активную разработку в последние годы отдельных аспектов конфликта интересов, комплексного изучения данного института в рамках специального исследования, посвященного конфликту интересов в системе государственной службы, не проводилось. Особенно неисследованными остаются процедурные нормы, объединенные в производство по урегулированию конфликта интересов. В представленной работе сделана попытка восполнить названный пробел.
Теоретической основой проведенного исследования составили выводы и положения отечественных ученых правоведов, среди которых: С.С. Алексеев, Г.В. Атаманчук, К.С. Вельский, О.В. Бочарников, А.Г. Братко, Б.В. Волженкин, А.Д. Градовский, А.А. Гришковец, Д.И. Дедов, A.M. Добровольский, И. Ермилин, А.Г. Здравомыслов, Д.А. Керимов, Ю.М. Козлов, Л.М. Колодкин, А.П. Коренев, Н.М. Коркунов, А.В. Кудашкин, М.В.
Костенников, А.В. Малько, А.Я. Малыгин, В.М. Манохин, С.Н. Махина, В.П. Мельников, В.М. Николайчик, B.C. Нечипоренко, А.Ф. Ноздрачев, А.В. Оболонский, Ю.Н. Старилов, Ю.А. Тихомиров, Н.Ю. Хаманева, В.Е. Чиркин, Л.И. Якобсон, П.С. Яни и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе выявления, предупреждения и урегулирования конфликта интересов в системе государственной службы.
Предметом исследования являются нормы административного законодательства, которые определяют механизм выявления, предупреждения и урегулирования конфликта интересов в системе государственной службы, а также международное и зарубежное законодательство в указанной сфере и практика правоприменения.
Цель исследования заключается в комплексном анализе института конфликта интересов в сфере государственной службы, научном осмыслении сущности этого административно-правового явления и разработке научных рекомендаций по совершенствованию законодательства в данной области.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующей группы задач, отражающих логическую последовательность предпринятого исследования:
- проанализировать понятие коррупции в российском законодательстве, а также изучить исторический путь развития данного понятия в отечественной юридической науке;
- изучить нормативно-правовую базу противодействия коррупции на государственной службе;
- рассмотреть принципы противодействия коррупции в Российской Федерации;
- изучить и проанализировать правовую категорию «конфликт интересов», выявит характерные черты и сущностные особенности указанной категории;
- рассмотреть механизм урегулирования конфликта интересов на государственной службе;
- выявить проблемы предотвращения и разрешения конфликта интересов на государственной службе.
Нормативно-правовую основу диссертационного исследования составляют международные акты, Конституция Российской Федерации федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие механизм выявления, предупреждения и пресечения конфликта интересов в сфере государственной службы; нормативно-правовые акты царской России и СССР, посвященные вопросам прохождения государственной службы, а также некоторые нормативные акты зарубежных стран.
Эмпирической базой диссертационного исследования стали нормативно-правовые акты, определяющие административно-правовой статус государственных корпораций, в частности: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, Постановления и Распоряжения Правительства Российской Федерации, судебных актов Конституционного Суда РФ, постановления арбитражных судов апелляционной и кассационной инстанций РФ.
Научная новизна диссертационной работы заключается в комплексном исследовании недостаточно изученной проблемы урегулирования конфликта интересов в системе государственной службы. На основе анализа действующего законодательства и практики правоприменения предложена дефиниция «конфликта интересов»; определено современное содержание института конфликта интересов, его признаков и правовых характеристик.
В результате проведенного сравнительно-правового анализа зарубежного законодательства автором определены основные направления заимствования положительного опыта. Выделены особенности правового регулирования конфликта интересов в сфере правоохранительной и военной службы.
Диссертантом впервые предлагается рассматривать совокупность процедур по урегулированию конфликта интересов в качестве целостного производства, предложены его принципы, стадии и субъекты.
Выявлены пробелы и недостатки законодательного и правоприменительного характера, высказаны предложения по совершенствованию действующего российского законодательства о конфликте интересов.
На защиту выносятся следующие основные выводы и положения:
1. Диссертантом установлено, что в административно-правовой науке отсутствует единое понимание термина «конфликт интересов». Большинство ученых наделяют данное определение рядом признаков и элементов, перегружающих его содержание и затрудняющих установление конфликта интересов на практике.
По мнению диссертанта, конфликт интересов следует рассматривать как конкретную жизненную ситуацию, при которой личная заинтересованность государственного служащего (должностного лица) может повлиять на профессионально объективное исполнение им должностных обязанностей, при условии наличия интересов государства.
2. В ходе проведенного нами анализа принципов противодействия было выявлено отсутствие принципа закрепляющего социальную ответственность государственного и муниципального служащего в сфере противодействия коррупции.
Так, целесообразно внести изменения в статью 3 Федерального закона Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» путем закрепления принципа социальной ответственности государственного и муниципального служащего в сфере противодействия коррупции.
Данный принцип должен прослеживаться в моральном отношении его к обществу и государству, государственным органам и государственной (муниципальной) службе как организации, к своей профессиональной среде, которые определяют его поведение, возлагают на него обязательства по выполнению его служебного долга и предусматривают его способность предвидеть результаты управленческих действий, поступков и готовность отвечать за их последствие.
3. Представляется излишним законодательное закрепление обязательности наличия признака возникновения конфликта интересов как способность привести к причинению вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации. Ведь противоречие личной заинтересованности интересам государства само по себе уже несет негативное влияние в сфере государственно-служебных отношений, а наличие вреда выступает здесь как второстепенный элемент, перегружающий определение конфликта интересов.
В связи с этим предлагается внести соответствующие изменения в нормы, содержащие определение конфликта интересов, закрепленные в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральном законе от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
4. Круг лиц, состоящих в родстве, свойстве, совместное и подконтрольное прохождение государственной службы которых не допускается, закрепленный в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. №79- ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», является не полным. Сюда следует отнести братьев и сестер родителей, их детей, детей братьев и сестер гражданского служащего (его супруга). Указанное ограничение следует распространить и на случаи опосредованного подчинения, а также определить критерии для наличия непосредственной подчиненности. Одним из признаков непосредственной подчиненности предлагается рассматривать такое соотношение должностей, при котором у одного из указанных лиц имеется возможность налагать дисциплинарные взыскания и поощрять другого.
Теоретическая значимость исследования. Сформулированные в работе теоретические положения и выводы развивают и дополняют ряд разделов общей теории права и государства, посвященных проблематике функций государства, теорий нормотворчества, правоприменения, толкования, а также разделов, раскрывающих сущность и социальное назначение права, роль правосознания и правовой культуры в жизни общества, взаимосвязь права и нравственности.
Поставленные в диссертации вопросы урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе России, целесообразности, полезности и реальности конкретных его форм и методов определяют особо важный в практическом применении аспект фундаментальных проблем современной науки о государстве и праве, а их теоретическое осмысление и развитие обусловливает научную значимость и ценность проведенного исследования.
Практическая значимость исследования. Полученные в диссертации выводы могут использоваться при чтении курсов лекций по теории права и государства, конституционному, уголовному, административному, налоговому, гражданскому, экологическому праву. Результаты исследования позволяют конкретизировать рекомендации по дальнейшей разработке фундаментальных вопросов в сфере урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе, определить пути совершенствования нормотворческой, интерпретационной и правоприменительной деятельности.
Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке учебной, методической литературы, а также в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений.
Материалы диссертации могут применяться комиссиями по урегулированию конфликта интересов, а также аттестационными комиссиями при осуществлении основной деятельности в качестве практического пособия, а также использоваться в нормотворческой и исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов Российской Федерации.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования отражены в двух научных статьях, опубликованы в российских рецензируемых научных изданиях. Основные положения диссертации отражены в следующих работах автора:
Фомин Ю.Г. К вопросу о понятии «Конфликт интересов на государственной службе» // Перспективы развития и совершенствования административного законодательства: сборник научных трудов по
материалам научно-практического круглого стола, посвященного Дню сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, г. Белгород, 10 ноября 2017 г.- Белгород: «Эпицентр», 2017. - с. 29.
Фомин Ю.Г. Коррупция, как правовой феномен // Актуальные проблемы административного права: сборник научных трудов по материалам научно-практического круглого стола, посвященного Дню Конституции Российской Федерации г. Белгород, 12 декабря 2017г. - Белгород:
«Эпицентр», 2017. - с. 41.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
В частности, в Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. закрепляется, что «каждое государство-участник стремится в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства создавать, поддерживать и укреплять такие системы, какие способствуют прозрачности и предупреждают возникновение конфликта интересов».
Общество все чаще ожидает, что правительства обеспечат условия, при которых частные интересы, деловые и иные связи государственных чиновником не смогут скомпрометировать механизм принятия государственных решений или подорвать авторитет системы государственного управления.
Требования общества к государственным органам постоянно растут, поэтому неэффективно разрешенные конфликты интересов со стороны государственных чиновников способны поколебать доверие граждан к институтам государственной власти.
В стремительно изменяющихся условиях деятельности
государственного сектора тема конфликта интересов и путей его разрешения будет всегда сохранять актуальность.
В современной российской системе государственного управления сохраняются системные противоречия, не позволяющие реализовать в полной мере потенциал, заложенный в основе функционирования государственной службы.
Неблагоприятные тенденции в деятельности государственных органов проявляются, прежде всего, в неразвитости и низкой эффективности процедур, регламентирующих деятельность государственных гражданских служащих.
Указанные проблемы приводят к возникновению конфликта интересов, который выражается в злоупотреблении государственными служащими должностным положением и использовании служебных полномочий для удовлетворения личных интересов или иных интересов, не связанных с исполнением должностных обязанностей.
Особую значимость институт конфликта интересов приобретает, прежде всего, в контексте предупреждения и пресечения коррупции. Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом РФ1, в качестве одной из главных мер такого противодействия называет законодательное развитие механизма предупреждения коррупции и разрешения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 года № 147 руководителям федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов вменено в обязанность принимать действенные меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на государственной службе.
На урегулирование конфликта интересов государственных служащих направлены также положения нового Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» .
Вместе с тем, в настоящее время остаются неразработанными общетеоретические положения, отдельные процедуры урегулирования конфликта интересов в частности и производство по урегулированию конфликта интересов в целом, что требует принятия ряда новых нормативных положений. Кроме этого отсутствует надлежащая практика применения норм регулирующих данную сферу отношений.
Степень научной разработанности темы исследования конфликт интересов в сфере государственной службы стал предметом ряда диссертационных исследований. Отдельные вопросы урегулирования конфликта интересов рассмотрены в докторской диссертации Куракина А.В. «Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации» а также кандидатских диссертациях Матвеева Д. Д. «Правовое и организационное обеспечение разрешения конфликта интересов в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел», Севрюгина К.В. «Противодействие коррупции в системе государственной гражданской службы Российской Федерации: административно-правовое исследование».
Несмотря на активную разработку в последние годы отдельных аспектов конфликта интересов, комплексного изучения данного института в рамках специального исследования, посвященного конфликту интересов в системе государственной службы, не проводилось. Особенно неисследованными остаются процедурные нормы, объединенные в производство по урегулированию конфликта интересов. В представленной работе сделана попытка восполнить названный пробел.
Теоретической основой проведенного исследования составили выводы и положения отечественных ученых правоведов, среди которых: С.С. Алексеев, Г.В. Атаманчук, К.С. Вельский, О.В. Бочарников, А.Г. Братко, Б.В. Волженкин, А.Д. Градовский, А.А. Гришковец, Д.И. Дедов, A.M. Добровольский, И. Ермилин, А.Г. Здравомыслов, Д.А. Керимов, Ю.М. Козлов, Л.М. Колодкин, А.П. Коренев, Н.М. Коркунов, А.В. Кудашкин, М.В.
Костенников, А.В. Малько, А.Я. Малыгин, В.М. Манохин, С.Н. Махина, В.П. Мельников, В.М. Николайчик, B.C. Нечипоренко, А.Ф. Ноздрачев, А.В. Оболонский, Ю.Н. Старилов, Ю.А. Тихомиров, Н.Ю. Хаманева, В.Е. Чиркин, Л.И. Якобсон, П.С. Яни и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе выявления, предупреждения и урегулирования конфликта интересов в системе государственной службы.
Предметом исследования являются нормы административного законодательства, которые определяют механизм выявления, предупреждения и урегулирования конфликта интересов в системе государственной службы, а также международное и зарубежное законодательство в указанной сфере и практика правоприменения.
Цель исследования заключается в комплексном анализе института конфликта интересов в сфере государственной службы, научном осмыслении сущности этого административно-правового явления и разработке научных рекомендаций по совершенствованию законодательства в данной области.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующей группы задач, отражающих логическую последовательность предпринятого исследования:
- проанализировать понятие коррупции в российском законодательстве, а также изучить исторический путь развития данного понятия в отечественной юридической науке;
- изучить нормативно-правовую базу противодействия коррупции на государственной службе;
- рассмотреть принципы противодействия коррупции в Российской Федерации;
- изучить и проанализировать правовую категорию «конфликт интересов», выявит характерные черты и сущностные особенности указанной категории;
- рассмотреть механизм урегулирования конфликта интересов на государственной службе;
- выявить проблемы предотвращения и разрешения конфликта интересов на государственной службе.
Нормативно-правовую основу диссертационного исследования составляют международные акты, Конституция Российской Федерации федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие механизм выявления, предупреждения и пресечения конфликта интересов в сфере государственной службы; нормативно-правовые акты царской России и СССР, посвященные вопросам прохождения государственной службы, а также некоторые нормативные акты зарубежных стран.
Эмпирической базой диссертационного исследования стали нормативно-правовые акты, определяющие административно-правовой статус государственных корпораций, в частности: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, Постановления и Распоряжения Правительства Российской Федерации, судебных актов Конституционного Суда РФ, постановления арбитражных судов апелляционной и кассационной инстанций РФ.
Научная новизна диссертационной работы заключается в комплексном исследовании недостаточно изученной проблемы урегулирования конфликта интересов в системе государственной службы. На основе анализа действующего законодательства и практики правоприменения предложена дефиниция «конфликта интересов»; определено современное содержание института конфликта интересов, его признаков и правовых характеристик.
В результате проведенного сравнительно-правового анализа зарубежного законодательства автором определены основные направления заимствования положительного опыта. Выделены особенности правового регулирования конфликта интересов в сфере правоохранительной и военной службы.
Диссертантом впервые предлагается рассматривать совокупность процедур по урегулированию конфликта интересов в качестве целостного производства, предложены его принципы, стадии и субъекты.
Выявлены пробелы и недостатки законодательного и правоприменительного характера, высказаны предложения по совершенствованию действующего российского законодательства о конфликте интересов.
На защиту выносятся следующие основные выводы и положения:
1. Диссертантом установлено, что в административно-правовой науке отсутствует единое понимание термина «конфликт интересов». Большинство ученых наделяют данное определение рядом признаков и элементов, перегружающих его содержание и затрудняющих установление конфликта интересов на практике.
По мнению диссертанта, конфликт интересов следует рассматривать как конкретную жизненную ситуацию, при которой личная заинтересованность государственного служащего (должностного лица) может повлиять на профессионально объективное исполнение им должностных обязанностей, при условии наличия интересов государства.
2. В ходе проведенного нами анализа принципов противодействия было выявлено отсутствие принципа закрепляющего социальную ответственность государственного и муниципального служащего в сфере противодействия коррупции.
Так, целесообразно внести изменения в статью 3 Федерального закона Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» путем закрепления принципа социальной ответственности государственного и муниципального служащего в сфере противодействия коррупции.
Данный принцип должен прослеживаться в моральном отношении его к обществу и государству, государственным органам и государственной (муниципальной) службе как организации, к своей профессиональной среде, которые определяют его поведение, возлагают на него обязательства по выполнению его служебного долга и предусматривают его способность предвидеть результаты управленческих действий, поступков и готовность отвечать за их последствие.
3. Представляется излишним законодательное закрепление обязательности наличия признака возникновения конфликта интересов как способность привести к причинению вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации. Ведь противоречие личной заинтересованности интересам государства само по себе уже несет негативное влияние в сфере государственно-служебных отношений, а наличие вреда выступает здесь как второстепенный элемент, перегружающий определение конфликта интересов.
В связи с этим предлагается внести соответствующие изменения в нормы, содержащие определение конфликта интересов, закрепленные в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральном законе от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
4. Круг лиц, состоящих в родстве, свойстве, совместное и подконтрольное прохождение государственной службы которых не допускается, закрепленный в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. №79- ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», является не полным. Сюда следует отнести братьев и сестер родителей, их детей, детей братьев и сестер гражданского служащего (его супруга). Указанное ограничение следует распространить и на случаи опосредованного подчинения, а также определить критерии для наличия непосредственной подчиненности. Одним из признаков непосредственной подчиненности предлагается рассматривать такое соотношение должностей, при котором у одного из указанных лиц имеется возможность налагать дисциплинарные взыскания и поощрять другого.
Теоретическая значимость исследования. Сформулированные в работе теоретические положения и выводы развивают и дополняют ряд разделов общей теории права и государства, посвященных проблематике функций государства, теорий нормотворчества, правоприменения, толкования, а также разделов, раскрывающих сущность и социальное назначение права, роль правосознания и правовой культуры в жизни общества, взаимосвязь права и нравственности.
Поставленные в диссертации вопросы урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе России, целесообразности, полезности и реальности конкретных его форм и методов определяют особо важный в практическом применении аспект фундаментальных проблем современной науки о государстве и праве, а их теоретическое осмысление и развитие обусловливает научную значимость и ценность проведенного исследования.
Практическая значимость исследования. Полученные в диссертации выводы могут использоваться при чтении курсов лекций по теории права и государства, конституционному, уголовному, административному, налоговому, гражданскому, экологическому праву. Результаты исследования позволяют конкретизировать рекомендации по дальнейшей разработке фундаментальных вопросов в сфере урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе, определить пути совершенствования нормотворческой, интерпретационной и правоприменительной деятельности.
Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке учебной, методической литературы, а также в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений.
Материалы диссертации могут применяться комиссиями по урегулированию конфликта интересов, а также аттестационными комиссиями при осуществлении основной деятельности в качестве практического пособия, а также использоваться в нормотворческой и исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов Российской Федерации.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования отражены в двух научных статьях, опубликованы в российских рецензируемых научных изданиях. Основные положения диссертации отражены в следующих работах автора:
Фомин Ю.Г. К вопросу о понятии «Конфликт интересов на государственной службе» // Перспективы развития и совершенствования административного законодательства: сборник научных трудов по
материалам научно-практического круглого стола, посвященного Дню сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, г. Белгород, 10 ноября 2017 г.- Белгород: «Эпицентр», 2017. - с. 29.
Фомин Ю.Г. Коррупция, как правовой феномен // Актуальные проблемы административного права: сборник научных трудов по материалам научно-практического круглого стола, посвященного Дню Конституции Российской Федерации г. Белгород, 12 декабря 2017г. - Белгород:
«Эпицентр», 2017. - с. 41.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Коррупция негативно сказывается на всех сферах общественной жизни. Она приводит к росту теневой экономики, нарушению конкурентных рыночных механизмов, уменьшению налоговых поступлений, ослаблению государственного бюджета. В результате снижается работоспособность государственного аппарата управления, уменьшается доверие населения к представителям власти, падает престиж страны на международной арене. Из- за развития коррупционных практик происходит увеличение имущественного неравенства и бедности основной части населения. Коррупция прямо содействует криминализации общества, укреплению организованной преступности и дискредитации права как основного инструмента регуляции жизни государства и общества.
В представленном диссертационном исследовании были рассмотрены наиболее значимые аспекты конфликта интересов, как одной из форм проявления коррупции на государственной гражданской службе.
Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, коррупция представляет собой социальный феномен.
Сущность коррупции как государственно-правового явления проявляется в деятельности государственных служащих, их взаимоотношениях с другими членами общества, связанных с использованием ими своего должностного положения в личных корыстных целях, приносящих ущерб государственным и общественным интересам.
Коррупция является универсальным явлением, поскольку она, возникнув вместе с человеческой цивилизацией объективно присуща всем моделям социального устройства.
Так, например, первое упоминание о коррупции в системе государственной службы, нашедшее отражение в древнейшем из известных человечеству памятнике государственности - архивах Древнего Вавилона, - относится ко второй половине XXIV в. до н. э.
Во-вторых, определение правовой категории «коррупция», которое закреплено в ныне действующем законодательстве, является размытым и не в полной мере отражает смысл данного понятия.
По нашему мнению, в перспективе усовершенствования дефиниции коррупции необходим отказ от размытых формулировок.
В целях повышения результативности антикоррупционной политики целесообразно принятие программных (базовых) антикоррупционных нормативных правовых актов, включающих комплексное, исчерпывающее определение понятия коррупции.
Одним из вариантов подобного универсального определения может служить, на наш взгляд, следующее: «Коррупция - это незаконное получение субъектами, указанными в части 2 настоящей статьи, имущественной и (или) неимущественной выгоды для себя или для третьих лиц, в том числе с использованием своих должностных полномочий или связанных с ними возможностей, а равно предоставление такой выгоды другими физическими и юридическими лицами». При этом отдельными определениями в части 2 статьи 1 закона должны быть раскрыты понятия субъекта коррупции, имущественной и неимущественной выгоды, отдельной нормой закона произведена категоризация коррупционных нарушений. Полагаем, что предлагаемое совершенствование дефиниции коррупции повысит качество Федерального закона «О противодействии коррупции»2 и соответственно эффективность его правоприменения.
В-третьих, за последние годы в Российской Федерации была создана система антикоррупционного законодательства и разработан соответствующий нормативный инструментарий, позволяющий бороться с этим негативным явлением.
В-четвертых, в настоящее время основные принципы, на которых основывается противодействие коррупции в России, достаточно полно определены ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Однако, по нашему мнению, целесообразно внести изменения в указанную статью путем закрепления принципа социальной ответственности государственного и муниципального служащего в сфере противодействия коррупции. Данный принцип должен прослеживаться в моральном отношении его к обществу и государству, государственным органам и государственной (муниципальной) службе как организации, к своей профессиональной среде, которые определяют его поведение, возлагают на него обязательства по выполнению его служебного долга и предусматривают его способность предвидеть результаты управленческих действий, поступков и готовность отвечать за их последствие.
В-пятых, одним из важнейших механизмов борьбы с коррупцией на государственной службе рассматривается предотвращение конфликта интересов.
Данный механизм не является абсолютно новым для отечественного законодательства. Оно используется на протяжении уже достаточно длительного времени, в том числе и применительно к публичным служебным отношениям.
Система управления конфликтом интересов на российской государственной гражданской службе находится в стадии становления. Данные, полученные в результате исследования доказали, что применяемый в настоящее время в нашей стране подход к управлению конфликтом интересов не является целостным и системным, поскольку содержит внутренние противоречия и не влияет в значительной мере на повышение эффективности деятельности государственных органов.
В-шестых, потенциал комиссий по урегулированию конфликта интересов существенно недооценен и используется не в полной мере. Необходимо постоянно совершенствовать работу комиссий, обобщать практику рассмотренных комиссиями дел, анализировать обстоятельства, способствующие возникновению конфликта интересов и нарушений требований к служебному поведению, разрабатывать рекомендации по их устранению в государственном органе. Члены комиссии совместно с ответственными по этике должны разрабатывать предложения по осуществлению мероприятий, направленных на предупреждение нарушений государственными гражданскими служащими требований к служебному поведению, на управление конфликтом интересов.
Таким образом, совершенствование механизма управления конфликтом интересов на государственной гражданской службе является одним из важнейших направлений совершенствования государственной гражданской службы в целом. Указанный механизм делает возможной последовательную работу по формированию надлежащего служебного поведения на государственной гражданской службе, направленного на реализацию не личных интересов служащих, а интересов граждан, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
В представленном диссертационном исследовании были рассмотрены наиболее значимые аспекты конфликта интересов, как одной из форм проявления коррупции на государственной гражданской службе.
Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, коррупция представляет собой социальный феномен.
Сущность коррупции как государственно-правового явления проявляется в деятельности государственных служащих, их взаимоотношениях с другими членами общества, связанных с использованием ими своего должностного положения в личных корыстных целях, приносящих ущерб государственным и общественным интересам.
Коррупция является универсальным явлением, поскольку она, возникнув вместе с человеческой цивилизацией объективно присуща всем моделям социального устройства.
Так, например, первое упоминание о коррупции в системе государственной службы, нашедшее отражение в древнейшем из известных человечеству памятнике государственности - архивах Древнего Вавилона, - относится ко второй половине XXIV в. до н. э.
Во-вторых, определение правовой категории «коррупция», которое закреплено в ныне действующем законодательстве, является размытым и не в полной мере отражает смысл данного понятия.
По нашему мнению, в перспективе усовершенствования дефиниции коррупции необходим отказ от размытых формулировок.
В целях повышения результативности антикоррупционной политики целесообразно принятие программных (базовых) антикоррупционных нормативных правовых актов, включающих комплексное, исчерпывающее определение понятия коррупции.
Одним из вариантов подобного универсального определения может служить, на наш взгляд, следующее: «Коррупция - это незаконное получение субъектами, указанными в части 2 настоящей статьи, имущественной и (или) неимущественной выгоды для себя или для третьих лиц, в том числе с использованием своих должностных полномочий или связанных с ними возможностей, а равно предоставление такой выгоды другими физическими и юридическими лицами». При этом отдельными определениями в части 2 статьи 1 закона должны быть раскрыты понятия субъекта коррупции, имущественной и неимущественной выгоды, отдельной нормой закона произведена категоризация коррупционных нарушений. Полагаем, что предлагаемое совершенствование дефиниции коррупции повысит качество Федерального закона «О противодействии коррупции»2 и соответственно эффективность его правоприменения.
В-третьих, за последние годы в Российской Федерации была создана система антикоррупционного законодательства и разработан соответствующий нормативный инструментарий, позволяющий бороться с этим негативным явлением.
В-четвертых, в настоящее время основные принципы, на которых основывается противодействие коррупции в России, достаточно полно определены ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Однако, по нашему мнению, целесообразно внести изменения в указанную статью путем закрепления принципа социальной ответственности государственного и муниципального служащего в сфере противодействия коррупции. Данный принцип должен прослеживаться в моральном отношении его к обществу и государству, государственным органам и государственной (муниципальной) службе как организации, к своей профессиональной среде, которые определяют его поведение, возлагают на него обязательства по выполнению его служебного долга и предусматривают его способность предвидеть результаты управленческих действий, поступков и готовность отвечать за их последствие.
В-пятых, одним из важнейших механизмов борьбы с коррупцией на государственной службе рассматривается предотвращение конфликта интересов.
Данный механизм не является абсолютно новым для отечественного законодательства. Оно используется на протяжении уже достаточно длительного времени, в том числе и применительно к публичным служебным отношениям.
Система управления конфликтом интересов на российской государственной гражданской службе находится в стадии становления. Данные, полученные в результате исследования доказали, что применяемый в настоящее время в нашей стране подход к управлению конфликтом интересов не является целостным и системным, поскольку содержит внутренние противоречия и не влияет в значительной мере на повышение эффективности деятельности государственных органов.
В-шестых, потенциал комиссий по урегулированию конфликта интересов существенно недооценен и используется не в полной мере. Необходимо постоянно совершенствовать работу комиссий, обобщать практику рассмотренных комиссиями дел, анализировать обстоятельства, способствующие возникновению конфликта интересов и нарушений требований к служебному поведению, разрабатывать рекомендации по их устранению в государственном органе. Члены комиссии совместно с ответственными по этике должны разрабатывать предложения по осуществлению мероприятий, направленных на предупреждение нарушений государственными гражданскими служащими требований к служебному поведению, на управление конфликтом интересов.
Таким образом, совершенствование механизма управления конфликтом интересов на государственной гражданской службе является одним из важнейших направлений совершенствования государственной гражданской службы в целом. Указанный механизм делает возможной последовательную работу по формированию надлежащего служебного поведения на государственной гражданской службе, направленного на реализацию не личных интересов служащих, а интересов граждан, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Подобные работы
- Урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2019 - УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ КАК ОДНА ИЗ МЕР
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Бакалаврская работа, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - КОРРУПЦИЯ В СИСТЕМАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ РОССИИ И ГЕРМАНИИ И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2011 - Конфликт интересов на государственной гражданской службе в Российской Федерации: подходы к определению и проблемы правовой квалификации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Коррупция и конфликт интересов на государственной службе
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Правовые основы и порядок урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Дальневосточный институт управления))
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Противодействие коррупции в органах государственной власти в
Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2017 - Правовое администрирование налога на добавленную стоимость
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2021 - Коррупция в сфере государственного управления: понятие, причины и предупреждение
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2021



