ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия 6
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия 6
1.2 Факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность
предприятия 11
1.3 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 18
Глава 2 Анализ конкурентоспособности ООО «РемСтройСервис»... 26
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 26
2.2 Анализ конкурентоспособности предприятия 39
2.3 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности
предприятия 45
Заключение 58
Список литературы 62
Глава 1 Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия 6
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия 6
1.2 Факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность
предприятия 11
1.3 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 18
Глава 2 Анализ конкурентоспособности ООО «РемСтройСервис»... 26
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 26
2.2 Анализ конкурентоспособности предприятия 39
2.3 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности
предприятия 45
Заключение 58
Список литературы 62
Актуальность темы исследования заключается в том, что на современном этапе мирового развития экономики, характеризующегося массовой глобализацией, конкуренция, как движущая сила, вынуждает предприятия постоянно искать новые пути развития. Для предприятий в условиях глобализации особенно острым становится вопрос конкурентоспособности.
Конкуренция эффективно влияет на предпринимательскую деятельность предприятия. Негативные явления в экономике приводят к снижению спроса со стороны производителей товаров и услуг, что сказывается на объёмах реализации. При этом сам бизнес представляет собой сложный и противоречивый процесс, нуждающийся в совершенствовании механизмов управления и научно-методического обеспечения.
Анализ отечественной и зарубежной литературы, публикаций и исследований в области конкурентоспособности показывает, что в последние десятилетия эта тема привлекает много внимания. Российские экономисты анализируют проблему конкурентоспособности на мировых рынках с точки зрения экономики в целом или только дня отдельных видов продукции. В зарубежной литературе эта проблема анализируется в нескольких областях, однако, разработанные методики оценки конкурентоспособности у зарубежных экономистов предназначены для использования на зрелых рынках с развитой экономикой и, следовательно, могут быть применены к развивающейся экономике в России с серьезными ограничениями.
На основе современных представлений о природе конкуренции и конкурентных преимуществ, необходимо обосновать принципы, которые должны стать основой для формирования стратегии повышения конкурентоспособности предприятий: лидирующая роль руководства, ориентация на долгосрочную перспективу, увязка внутренних возможностей организации с рыночными потребностями, постоянное улучшение деятельности предприятия, сбалансированность интересов участников рыночной цепи, вовлеченность персонала в процесс формирования стратегии. Использование данных принципов позволит обеспечить синергетический эффект в процессе реализации стратегии. Внедрение комплексного подхода к созданию стратегии конкурентоспособности на практике позволит менеджменту организации сосредоточить внимание одновременно на нескольких видах деятельности предприятия, тем самым охватить всю сферу рыночных возможностей.
Объект исследования - конкурентоспособность ООО
«РемСтройСервис».
Предмет исследования - управление конкурентоспособностью ООО «РемСтройСервис» в условиях рыночной экономики.
Целью исследования является разработка мероприятий по
повышению конкурентоспособности ООО «РемСтройСервис».
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
— изучить теоретические аспекты понятия и сущности конкурентоспособности компании;
— исследовать факторы, оказывающие влияние на
конкурентоспособность предприятия;
— рассмотреть методы и критерии оценки конкурентоспособности предприятия;
— оценить текущее состояние конкурентоспособности ООО «РемСтройСервис»;
— разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «РемСтройСервис», оценить эффективность предложенных мероприятий.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды зарубежных и отечественных ученых посвященные проблемам конкурентоспособности.
Вопросом изучения конкурентоспособности предприятий, а также ее оценки посвящены работы многих авторов: А.Т. Айдинова, Ю.В. Антипова, М. Блауга, Е.П. Голубкова, А.А. Воронова, М.Ш. Габибовой, В.П. Горева, В.П. Еремеева, А.Н. Захарова, И.В. Иванова, В.В. Квасникова, И.Кирцнера, В.В, Клочкова, Ф.Котлера, В.В. Криворотова, А.П. Лернера, И.М. Лифица, К.Р. Макконнелла, М.Г. Миронова, Т. Парамоновой, С.А. Платонова, М. Портера, Р.А. Фатхутдинова и. т.д. Но, несмотря на значительное количество работ, посвященных данной проблеме, существуют некоторые различия в понимании категории «конкурентоспособность», что приводит к многовариантности определений, относительности, а также различию подходов к оценке и анализу конкурентоспособности на разных ее уровнях.
Эмпирическую базу исследования составляет финансовая отчетность ООО «РемСтройСервис», на основе которой производились основные расчеты и анализировались финансовые результаты деятельности.
Методы исследования. В процессе исследования использовались следующие методы: метод анализа документов, экономико-математические методы, метод сравнения, расчетно-аналитический метод, метод обработки данных с помощью информационных технологий, графическое и табличное представление материалов, группировка, прогнозирование.
Практическая значимость исследования заключается в направленности его результатов на повышения конкурентоспособности предприятия па рынке строительных услуг.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы
Конкуренция эффективно влияет на предпринимательскую деятельность предприятия. Негативные явления в экономике приводят к снижению спроса со стороны производителей товаров и услуг, что сказывается на объёмах реализации. При этом сам бизнес представляет собой сложный и противоречивый процесс, нуждающийся в совершенствовании механизмов управления и научно-методического обеспечения.
Анализ отечественной и зарубежной литературы, публикаций и исследований в области конкурентоспособности показывает, что в последние десятилетия эта тема привлекает много внимания. Российские экономисты анализируют проблему конкурентоспособности на мировых рынках с точки зрения экономики в целом или только дня отдельных видов продукции. В зарубежной литературе эта проблема анализируется в нескольких областях, однако, разработанные методики оценки конкурентоспособности у зарубежных экономистов предназначены для использования на зрелых рынках с развитой экономикой и, следовательно, могут быть применены к развивающейся экономике в России с серьезными ограничениями.
На основе современных представлений о природе конкуренции и конкурентных преимуществ, необходимо обосновать принципы, которые должны стать основой для формирования стратегии повышения конкурентоспособности предприятий: лидирующая роль руководства, ориентация на долгосрочную перспективу, увязка внутренних возможностей организации с рыночными потребностями, постоянное улучшение деятельности предприятия, сбалансированность интересов участников рыночной цепи, вовлеченность персонала в процесс формирования стратегии. Использование данных принципов позволит обеспечить синергетический эффект в процессе реализации стратегии. Внедрение комплексного подхода к созданию стратегии конкурентоспособности на практике позволит менеджменту организации сосредоточить внимание одновременно на нескольких видах деятельности предприятия, тем самым охватить всю сферу рыночных возможностей.
Объект исследования - конкурентоспособность ООО
«РемСтройСервис».
Предмет исследования - управление конкурентоспособностью ООО «РемСтройСервис» в условиях рыночной экономики.
Целью исследования является разработка мероприятий по
повышению конкурентоспособности ООО «РемСтройСервис».
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
— изучить теоретические аспекты понятия и сущности конкурентоспособности компании;
— исследовать факторы, оказывающие влияние на
конкурентоспособность предприятия;
— рассмотреть методы и критерии оценки конкурентоспособности предприятия;
— оценить текущее состояние конкурентоспособности ООО «РемСтройСервис»;
— разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «РемСтройСервис», оценить эффективность предложенных мероприятий.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды зарубежных и отечественных ученых посвященные проблемам конкурентоспособности.
Вопросом изучения конкурентоспособности предприятий, а также ее оценки посвящены работы многих авторов: А.Т. Айдинова, Ю.В. Антипова, М. Блауга, Е.П. Голубкова, А.А. Воронова, М.Ш. Габибовой, В.П. Горева, В.П. Еремеева, А.Н. Захарова, И.В. Иванова, В.В. Квасникова, И.Кирцнера, В.В, Клочкова, Ф.Котлера, В.В. Криворотова, А.П. Лернера, И.М. Лифица, К.Р. Макконнелла, М.Г. Миронова, Т. Парамоновой, С.А. Платонова, М. Портера, Р.А. Фатхутдинова и. т.д. Но, несмотря на значительное количество работ, посвященных данной проблеме, существуют некоторые различия в понимании категории «конкурентоспособность», что приводит к многовариантности определений, относительности, а также различию подходов к оценке и анализу конкурентоспособности на разных ее уровнях.
Эмпирическую базу исследования составляет финансовая отчетность ООО «РемСтройСервис», на основе которой производились основные расчеты и анализировались финансовые результаты деятельности.
Методы исследования. В процессе исследования использовались следующие методы: метод анализа документов, экономико-математические методы, метод сравнения, расчетно-аналитический метод, метод обработки данных с помощью информационных технологий, графическое и табличное представление материалов, группировка, прогнозирование.
Практическая значимость исследования заключается в направленности его результатов на повышения конкурентоспособности предприятия па рынке строительных услуг.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы
Итак, по результатам исследования можно сформулировать следующие выводы.
1. Конкурентоспособностью предприятия является его первенство над конкурентами в рыночной среде, оцененное субъектами рынка, которое достигнуто без потерь для окружающих. Она определяется конкурентоспособностью конкретных производимых товаров и уровнем конкурентных возможностей, характеризующих способность компании в настоящем и будущем времени создавать, производить, реализовывать, а так же обслуживать продукцию (услуги), которые превосходят аналоги конкурентов по критерию «цена-качество».
Категории «конкурентоспособность предприятия» и
«конкурентоспособность товара» имеют тесную имманентную связь, поскольку производитель передает свойства конкурентоспособности своим товарам или услугам.
Трудность формирования основательного методологического подхода к повышению конкурентоспособности компании определяется следующими показателями:
— авторы-исследователи не дают однозначных трактовок понятия «конкурентоспособность» и предлагают противоречивые определения, которые охватывают только определенные аспекты конкурентоспособности, или же предпринимают попытки для комплексной характеристики понятия;
— в зависимости от поставленных целей и выбора методов оценки повышения конкурентоспособности предприятия, меняются и факторы, которые принимают участие в оценке, их значение, качественный и количественный состав;
— методы оценивания конкурентоспособности предприятия, которые используются в мировой практике, и имеющие некоторый экономический интерес со стороны субъектов хозяйствования, не учитывают научных подходов к менеджменту;
— в настоящее время, в условиях сложившейся рыночной экономики сеть необходимость применять систем и комплексные подходы для оценки конкурентоспособности, которые будут учитывать специфику рыночных отношений в Российской Федерации;
— подразделения, в функции которых входит рассмотрение вопросов управления маркетингом, созданные в отечественных коммерческих структурах, не всегда способны осуществлять анализ конкурентоспособности в связи с нехваткой методической поддержки, квалифицированных кадров, информационного и технического обеспечения
На сегодняшний день активно используются две группы методов и моделей оценки конкурентоспособности предприятия: расчетные (оценка на основе расчета доли рынка, метод рейтинговой оценки, потребительной стоимости, теория эффективной конкуренции) и теоретические (SWOT- анализ, матрица БКГ, матрица конкуренции по М. Портеру, PEST-анализ, метод «многоугольник конкурентоспособности предприятия»).
К сожалению, такие методы не могут дать полное представление о степени конкурентоспособности фирмы, в связи с тем что они не охватывают вес аспекты деятельности конкретной компании. Лучший результат даст использование комбинации нескольких методов анализа.
2. Объектом для анализа послужило ООО «РемСтройСервис» г. Кировск.
По результатам анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности ООО «РемСтройСервис» за 2015-2017 гг. показал, что объемы деятельности имеют тенденцию к уменьшению, безусловно, отрицательно характеризует финансовое положение организации.
Объём реализации в денежном выражении в ООО «РемСтройСервис» уменьшился в 2017 году по сравнению с 2016 годом - на 4,28%. Если рассматривать экономическое развитие ООО «РемСтройСервис» за 2015-2017 года, то можно отметить как положительные, так и отрицательные тенденции.
К положительным тенденциям можно отнести увеличение: капитала и резервов, валюты баланса. Отрицательные тенденции: уменьшение выручки от продаж, прибыли от продаж, чистой прибыли, рентабельности продаж.
Результаты SWOT-анализа показали, что «слабыми» сторонами компании являются организация маркетинга па предприятии, неэффективная организационная структура предприятия, цеповая политика, зависимость от поставщиков и недостаточная ориентация па потребителя.
Основными результатами SWOT-анализа отметим необходимость выработки направлений совершенствования деятельности компании по привлечению клиентов, использовании передовых технологий, изучении рынка и повышении лояльности клиентов.
ООО «РемСтройСервис» имеет выгодные конкурентные преимущества по параметрам «качество», «расположение», преимущества среднего уровня - «цепа и система скидок» и «ассортимент». Также отмстим и основные моменты, которые необходимо доработать: «интернет-продажи» и
«реклама». Эти моменты непосредственно связаны с каналами продаж и работой с клиентами. Следовательно, их необходимо совершенствовать в первую очередь.
По результатам оценки конкурентоспособности предприятия во второй главе, выделим основные проблемы ООО «РемСтройСервис»:
-предприятие практически не использует инновационные технологии производства, что объясняет частые случаи брака продукции;
-предприятие не составляет четких медиапланов, реклама и продвижение товаров проходят нерегулярно, а также отсутствуют лица, ответственные за пиар-продвижение продукции и предприятия;
-предприятие в своей конкурентной стратегии не предусматривает использование современных Интернет-средств продвижения товаров и обратной связи с клиентами.
3. Для решения проблем существующей конкурентной стратегии ООО «РемСтройСервис» предлагается утвердить конкурентную стратегию в новой редакции, учитывая следующие мероприятия:
— внедрение повой технологии изготовления теплиц (теплиц- термосов);
— составление медиаплана ООО «РемСтройСервис»;
— создание пиар-службы ООО «РемСтройСервис», ответственной за реализацию конкурентной стратегии и продвижение предприятия, его товаров и услуг на рынке;
— внедрение современных инструментов роста продаж, конкурентоспособности предприятия и лояльности клиентов - использование социальной сети.
Общий экономический эффект от мероприятий производственной и маркетинговой направленности составит 34330,3 тыс. руб.
Качественными характеристиками эффективности обновленной конкурентной стратегии можно определить:
— повышение степени информированности жителей г. Кировск и области о деятельности фирмы;
— рост заинтересованности в посещении фирмы;
— повышение конкурентоспособности предприятия.
Согласно прогнозу, ООО «РемСтройСервис» улучшит конкурентные преимущества по параметрам «цена и система скидок», «ассортимент», «интернет-продажи» и (реклама», что позволит на равных конкурировать с лидером рынка г. Кировск - ООО «Строй Альянс».
Проведенная оценка эффективности доказывает положительное влияние предложенных мероприятий на результаты деятельности ООО «РемСтройСервис» и его конкурентоспособность.
1. Конкурентоспособностью предприятия является его первенство над конкурентами в рыночной среде, оцененное субъектами рынка, которое достигнуто без потерь для окружающих. Она определяется конкурентоспособностью конкретных производимых товаров и уровнем конкурентных возможностей, характеризующих способность компании в настоящем и будущем времени создавать, производить, реализовывать, а так же обслуживать продукцию (услуги), которые превосходят аналоги конкурентов по критерию «цена-качество».
Категории «конкурентоспособность предприятия» и
«конкурентоспособность товара» имеют тесную имманентную связь, поскольку производитель передает свойства конкурентоспособности своим товарам или услугам.
Трудность формирования основательного методологического подхода к повышению конкурентоспособности компании определяется следующими показателями:
— авторы-исследователи не дают однозначных трактовок понятия «конкурентоспособность» и предлагают противоречивые определения, которые охватывают только определенные аспекты конкурентоспособности, или же предпринимают попытки для комплексной характеристики понятия;
— в зависимости от поставленных целей и выбора методов оценки повышения конкурентоспособности предприятия, меняются и факторы, которые принимают участие в оценке, их значение, качественный и количественный состав;
— методы оценивания конкурентоспособности предприятия, которые используются в мировой практике, и имеющие некоторый экономический интерес со стороны субъектов хозяйствования, не учитывают научных подходов к менеджменту;
— в настоящее время, в условиях сложившейся рыночной экономики сеть необходимость применять систем и комплексные подходы для оценки конкурентоспособности, которые будут учитывать специфику рыночных отношений в Российской Федерации;
— подразделения, в функции которых входит рассмотрение вопросов управления маркетингом, созданные в отечественных коммерческих структурах, не всегда способны осуществлять анализ конкурентоспособности в связи с нехваткой методической поддержки, квалифицированных кадров, информационного и технического обеспечения
На сегодняшний день активно используются две группы методов и моделей оценки конкурентоспособности предприятия: расчетные (оценка на основе расчета доли рынка, метод рейтинговой оценки, потребительной стоимости, теория эффективной конкуренции) и теоретические (SWOT- анализ, матрица БКГ, матрица конкуренции по М. Портеру, PEST-анализ, метод «многоугольник конкурентоспособности предприятия»).
К сожалению, такие методы не могут дать полное представление о степени конкурентоспособности фирмы, в связи с тем что они не охватывают вес аспекты деятельности конкретной компании. Лучший результат даст использование комбинации нескольких методов анализа.
2. Объектом для анализа послужило ООО «РемСтройСервис» г. Кировск.
По результатам анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности ООО «РемСтройСервис» за 2015-2017 гг. показал, что объемы деятельности имеют тенденцию к уменьшению, безусловно, отрицательно характеризует финансовое положение организации.
Объём реализации в денежном выражении в ООО «РемСтройСервис» уменьшился в 2017 году по сравнению с 2016 годом - на 4,28%. Если рассматривать экономическое развитие ООО «РемСтройСервис» за 2015-2017 года, то можно отметить как положительные, так и отрицательные тенденции.
К положительным тенденциям можно отнести увеличение: капитала и резервов, валюты баланса. Отрицательные тенденции: уменьшение выручки от продаж, прибыли от продаж, чистой прибыли, рентабельности продаж.
Результаты SWOT-анализа показали, что «слабыми» сторонами компании являются организация маркетинга па предприятии, неэффективная организационная структура предприятия, цеповая политика, зависимость от поставщиков и недостаточная ориентация па потребителя.
Основными результатами SWOT-анализа отметим необходимость выработки направлений совершенствования деятельности компании по привлечению клиентов, использовании передовых технологий, изучении рынка и повышении лояльности клиентов.
ООО «РемСтройСервис» имеет выгодные конкурентные преимущества по параметрам «качество», «расположение», преимущества среднего уровня - «цепа и система скидок» и «ассортимент». Также отмстим и основные моменты, которые необходимо доработать: «интернет-продажи» и
«реклама». Эти моменты непосредственно связаны с каналами продаж и работой с клиентами. Следовательно, их необходимо совершенствовать в первую очередь.
По результатам оценки конкурентоспособности предприятия во второй главе, выделим основные проблемы ООО «РемСтройСервис»:
-предприятие практически не использует инновационные технологии производства, что объясняет частые случаи брака продукции;
-предприятие не составляет четких медиапланов, реклама и продвижение товаров проходят нерегулярно, а также отсутствуют лица, ответственные за пиар-продвижение продукции и предприятия;
-предприятие в своей конкурентной стратегии не предусматривает использование современных Интернет-средств продвижения товаров и обратной связи с клиентами.
3. Для решения проблем существующей конкурентной стратегии ООО «РемСтройСервис» предлагается утвердить конкурентную стратегию в новой редакции, учитывая следующие мероприятия:
— внедрение повой технологии изготовления теплиц (теплиц- термосов);
— составление медиаплана ООО «РемСтройСервис»;
— создание пиар-службы ООО «РемСтройСервис», ответственной за реализацию конкурентной стратегии и продвижение предприятия, его товаров и услуг на рынке;
— внедрение современных инструментов роста продаж, конкурентоспособности предприятия и лояльности клиентов - использование социальной сети.
Общий экономический эффект от мероприятий производственной и маркетинговой направленности составит 34330,3 тыс. руб.
Качественными характеристиками эффективности обновленной конкурентной стратегии можно определить:
— повышение степени информированности жителей г. Кировск и области о деятельности фирмы;
— рост заинтересованности в посещении фирмы;
— повышение конкурентоспособности предприятия.
Согласно прогнозу, ООО «РемСтройСервис» улучшит конкурентные преимущества по параметрам «цена и система скидок», «ассортимент», «интернет-продажи» и (реклама», что позволит на равных конкурировать с лидером рынка г. Кировск - ООО «Строй Альянс».
Проведенная оценка эффективности доказывает положительное влияние предложенных мероприятий на результаты деятельности ООО «РемСтройСервис» и его конкурентоспособность.
Подобные работы
- АНАЛИЗ И ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ
Магистерская диссертация, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Повышение конкурентоспособности предприятия в период кризиса
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «БАЛТИК ЭКЗОТИК»)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2018 - Разработка путей повышения конкурентоспособности предприятия на примере ИП Семенов
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Повышение конкурентоспособности предприятия (на примере АЗС ООО «Эверест-Ойл»)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия сферы услуг на материалах ООО «Линс-Интек»
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - Повышение конкурентоспособности угледобывающего предприятия применением технологии Lean Production
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Пути повышения конкурентоспособности предприятия в сфере розничной торговли (Управление конкурентоспособностью предприятия, Уральский государственный экономический университет (УрГЭУ) )
Курсовые работы, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2020



