Введение 3
Глава I Северная Европа на рубеже X и XI вв.
Предпосылки создания Северной империи 13
Глава II. Первое норманнское завоевание Англии 39
Глава III. Кнут Великий как английский король 51
§ 3.1. Укрепление королевской власти 51
§ 3.2. Законодательство Кнута 57
§ 3.3. Социально-экономическое и политическое развитие
Англии в годы правления Кнута 69
Глава IV. Создание Северной империи 73
§ 4.1. Политика Кнута по отношению к кельтам
Британии 73
§ 4. 2. Место Дании в Северной империи 76
§ 4.3. Завоевание Норвегии и Швеции 77
§ 4.4. Славяне и Северная империя 89
§ 4.5. Политика Кнута в Европе 92
Заключение 95
Список использованных источников и литературы 100
Обращаясь к истории средних веков, можно отметить явление, свойственное этой эпохе - тенденцию к созданию государства, так или иначе воспроизводящего Римскую империю. Существование Византии, преемницы Рима, нисколько не препятствовало этому. По -видимому, именно такая форма государственного образования, где большие территории контролировались единым правителем и присоединялись в результате завоеваний, наиболее полно отвечали требованиям средних веков. Стоит оговориться - данные тенденции характерны, прежде всего, для раннего средневековья (V - XI вв.). С XII века начинаются диаметрально противоположные процессы, связанные с образованием национальных государств. И будущее было именно за такими государствами. Однако ни Империя Карла Великого, ни генетически связанная с ней Священная Римская Империя не достигли поставленной цели - создать настоящую империю по образцу римской. Государство Карла Великого просуществовало относительно недолго - примерно век или даже меньше. Священная Римская Империя являлось таковой только формально.
Причиной этого стали особенности данного исторического периода и каждого региона в отдельности. Развитие феодализма, слабость верховной королевской власти, которая в каждой отдельной стране была преодолена в разное время (без учёта Англии и периферийных европейских стран), появление и рост городов как самостоятельных очагов простого товарного производства создавали для имперских образований определённые проблемы. В средние века они представляли собой своеобразное явление. Говорить об империях нового типа можно уже применительно к Новому Времени.
Следует отметить, что из поля зрения историков-медиевистов часто ускользает государство, просуществовавшее очень недолго, но оставившее определённый след в Североевропейском регионе. Речь идёт о Северной Империи Кнута Великого (1016 - 1035).
Попытка создать универсальное имперское образование на севере европейского континента имело, по -видимому, несколько причин. Во - первых, упоминавшаяся попытка подражать Риму. Во -вторых, особенности развития Скандинавского региона. Основа политического объединения скандинавских стран была обусловлена их культурно-историческим единством. Исторические особенности многих стран Европы предопределили наличие региональных различий. Во Франции особым регионом является Юг, Италия чётко разделяется на Север и Юг, Испания также имеет разделение на этнокультурные области (Кастилия, Каталония, Галисия и др.). Даже такая небольшая страна, как Бельгия, до настоящего времени сохранила чёткую границу между фламандским Севером и валлонским Югом. В Скандинавии, несомненно, есть региональные различия. Данию, Норвегию и Швецию выделяли уже в раннее средневековье, к настоящему времени эти страны имеют разные языки. В природно -географическом аспекте можно выделить южную и северную Скандинавию. Однако и по сей день, и тем более в средние века различия между этими странами в культурном и этническом плане были незначительными. Общие условия жизни нивелировали различия. В-третьих, относительно высокий уровень развития производительных сил, которого достигла Дания. Развитие городских центров создавало условия для усиления королевской власти. В укреплении Датского государства главными составляющими были политическая гегемония конунгов, рост городских центров и христианизация. В конце Х — первой половине XI в. центральная власть в лице конунга стала обладать значительной силой, опиравшейся на возможность собирать большое войско и концентрировать значительные средства (материальные и трудовые) для военных экспедиций, строительства укреплений и городов. Если до этого поселения, возникавшие естественным образом, без вмешательства власти конунгов, были просто центрами товарного обмена, то с укреплением властных полномочий короли осознали потенциальную выгоду для себя контроля над городами. Власть располагала выраставшим из дружины аппаратом управления, совмещавшим пока различные функции — судебные, потестарные, фискальные, культовые. Феодализации общества способствовало формирование крупной земельной собственности. Стоит, однако, отметить, что хотя Дания в области развития феодальных институтов продвинулась дальше остальной Скандинавии, даже там она не приняла завершённых, классических черт. В идеологическом же укреплении власти немаловажную роль играла церковь, привнесшая в Данию организационные структуры, сложившиеся в Западной Европе. В-четвёртых, ослабление Англии в начале XI в. в результате продолжавшихся набегов викингов.
Попытки создать универсальную Северную Империю
предпринимались и позднее, культурная общность в данном регионе сохранялась. Историческая память надолго создала образ единого северного государства, к которому часто пытались апеллировать в разное время (например, во время норвежской экспансии 1263 г.). Однако объединение Скандинавии в составе одного государства произошло в следующий раз только в рамках Кальмарской унии, подписанной в 1397 году (в этот союз вошла также Исландия). Столетия спустя память о Кнуте практически исчезла, превратившись в неясный призрак из прошлого, но есть определённая логика в том, что и экспансионистская деятельность короля Швеции Густава II Адольфа, и замыслы Карла XII в какой-то степени имеют своё происхождение в осознании севера Европы как единого имперского пространства. Образ Кнута был слишком далёк по времени от событий тех лет, к тому же традиционно он связывается, прежд е всего, с английской историей. Именно там он оставил по себе наиболее долгую память, связанную с его преобразованиями внутри страны и с тем, что именно там он провёл большую часть своего правления.
Источники по данной теме разнообразны, так как не ограничиваются только одной страной. Те или иные свидетельства можно найти у разных авторов, в различных регионах, так или иначе соприкасавшихся с Северной Империей. Не всегда источники могут дать достаточно информации, в таком случае приходят на помощь данные, полученные с помощью археологии. Исследователь также ограничен языковым барьером.
Главными нарративными источниками по данной эпохе для нас являются Англосаксонская хроника и «Панегирик королеве Эмме» . Эти документы были созданы в Англии, и именно в них содержатся многие важнейшие сведения по правлению короля Кнута. Учитывая его основное внимание именно к этому королевству, данный факт не вызывает удивления. Кроме того, это пример освещения личности короля в исключительно положительном свете, сравнимом с агиографическим произведением.
В несколько меньшем объёме важные сведения доносят до нас произведения знаменитых средневековых хронистов Адама Бременского и Гельмольда , а также Титмара Мерзебургского . В них даётся общая картина Европы, что помогает понять происходившие события не как отдельные эпизоды, а в русле общих процессов, происходивших в то время.
Новые сведения можно обнаружить в источниках более позднего времени. Примером такого труда, основанного на компиляции разрозненных фактов с добавлением нового материала, служит «История англов» английского хрониста XII в. Генриха Хантингдонского . Одним из самых важных исторических трудов средневековья является «История данов» Саксона Грамматика, подробно повествующий об истории Дании, в том числе и об эпохе Кнута. К сожалению, больше половины произведения не переведено на русский язык, и необходимые для данной темы главы невозможно использовать в исследовании.
Важным источником являются скандинавские саги. Феномен саги как предтечи современного романа изучается давно. Помимо своих литературных достоинств, саги являются уникальным историческим источником. Со скрупулезностью, недостижимой для других жанров средневековой литературы, саги рассказывают о событиях, отстоявших от времени их создания на два, три, четыре и более веков. Несомненно, это накладывает определённый отпечаток на их критическое изучение, не умаляя, однако, их ценность для исследователя.
Значительная часть этих произведений повествует о событиях IX - XI вв. Одним из самых кульминационных моментов этой эпохи было создание и краткое существование Северной Империи датского короля Кнута Великого (1016 - 1035). Сохранилось немало источников, описывающих времена его правления, но они разрозненны, и информация бывает часто крайне скупой. Одним из произведений средневековых авторов, где Кнут занимает важное место, является «Сага об Олаве Святом». Она входит в огромный труд, написанный знаменитым Снорри Стурлуссоным, который получил название «Хеймскрингла» или «Круг Земной» . Также стоит упомянуть большой сборник саг под названием «Книга с плоского острова» или «Flateyjarbok», на который часто ссылаются зарубежные авторы.
Исторические сочинения Скандинавии представлены не одними только сагами. Там создавались труды и в русле общеевропейской традиции. Помимо уже упомянутого Саксона Грамматика одним из произведений такого рода является «История о древних норвежских королях» Теодорика Монаха, где в центре внимания находится, как понятно, Норвегия, но и Дании Кнута отводится место в повествовании .
Важнейшим источником по социальному развитию общества в правление Кнута в Англии является сборник законов короля Кнута, дающий возможность составить представление не только о законодательстве и судопроизводстве времён Кнута Великого, но и о многих явлениях 9 социально-экономической и политической жизни.
Таким образом, источниковая база даёт возможность подробного рассмотрения развития стран Северной Европы времён создания и существования державы Кнута Великого.
Обращаясь к вопросу о степени изученности интересующей нас проблемы в историографии, следует отметить, что историческая наука нечасто обращалась к личности Кнута Могучего. Однако в общих работах ему всегда уделялось определённое внимание. Работавший в Англии итальянский историк-гуманист Полидор Вергилий в своей «Истории Англии», написанной в XVI в., посвящает правлению Кнута целую главу. В целом, он относится к нему положительно, по сравнению с нормандцами, подчёркивает его благородность и благодеяния, а также мудрое правление и законы .
Знаменитый шотландский философ Дэвид Юм в своей «Истории Англии» упоминает определённую жестокость короля и причинение зла населению Англии, но в целом характеризует его как «могущественнейшего» правителя своего времени, который отличался справедливостью и мудростью, за что заслужил любовь своих подданных .
Классики датской исторической науки в своих обзорных трудах непременно уделяли внимание правлению Кнута. Однако уже они заложили традицию, по которой характеристика его жизни и деятельности освещалась по большей части в русле истории Англии, хотя он оказал большое влияние на ход событий в Скандинавии. К доступным мне работам относится труд Голберга и Малета, который изучал в большей степени историю культуры и мифологии .
Начало научному изучению данной темы положила работа английского историка Ларсона . В его книге сведена вместе большая часть имеющейся информации о Кнуте. Большое внимание автор уделил разделу, посвящённому взаимоотношениям с церковью, взаимодействие со Скандинавией раскрыто не так полно. Многие положения археологии, материальных свидетельств уже устарели, что, однако, не снижает значения этого исследования.
В многочисленных работах общего характера, как зарубежных, так и отечественных, Кнут так или иначе упоминается. Список может быть очень большим, можно упомянуть и Джона Грина, и знаменитого британского политика У. Черчилля, и советскую исследовательницу В. Штокмар . В работах, посвящённых англосаксонскому периоду, данному правителю уделяют большее внимание, хотя чаще всего лишь для того, чтобы кратко описать ход завоевания датчанами Англии и последующее восстановление старой королевской династии в лице Эдуарда Исповедника .
Обширная информация по истории Лондона, в том числе и относящаяся ко времени правления Кнута, содержится в монографии Л. Н. Черновой .
В случае с работами исследователей Скандинавии и эпохи викингов внимание данной теме уделяется ещё меньше, иногда ограничиваясь одним лишь упоминанием имени и парой фактов. В работе советского археолога Г.С. Лебедева дан более подробный анализ, хотя и он не очень большого объёма .
В известной общей работе по истории Скандинавии А.С. Кана данному правителю посвящено лишь краткое описание. «Кнут носил гордый титул короля всей Англии и Дании, и Норвегии, и части Швеции. Жил он главным образом в Британии, старался привлечь на свою сторону местных феодалов и церковь, расширял их привилегии, содействовал закрепощению крестьян, поощрял ассимиляцию датской знати в Англии» .
Современная литература к личности правителя Северной Империи, как и вообще к данной тематике обращается нечасто. Можно вспомнить статью
А.В. Назаренко, сообщающую крайне интересные сведения касательно взаимоотношений Руси и Англии . Активно изучением эпохи Кнута занимается М.М. Горелов .
Из зарубежных исследователей необходимо назвать Уолкера, работа которого посвящена последним годам англосаксонской эпохи, однако начало исследования охватывает годы правления Кнута в Англии и возвышения Годвина, отца последнего до Завоевания короля Гарольда II . Самой новой работой посвящённой Кнуту, является исследование Т. Болтона . Она имеет наибольший охват источников на данный момент, и качество его анализа выше, чем у всех прочих авторов. Тем не менее, исследователь основное внимание уделяет организации власти и административному устройству империи, однако почти не затрагивает причин, предпосылок образования этого государства, дальнейших исторических последствий.
Из общих работ были использованы «История Дании» и академическая серия «Всеобщая история» .
При изучении вопросов, связанных с политикой Кнута Великого по отношению к славянскому миру, была использована специальная литература по истории балтийских славян. Её круг не очень велик: дореволюционные работы А.Ф. Гильдерфинга «История балтийских славян» (1874) и А.И. Павинского «Прибалтийские славяне» (1871) . Из общих работ можно вспомнить также курс лекций М.К. Любавского «История западных славян (прибалтийских, чехов и поляков)» . Наибольшей полнотой и обстоятельностью отличается работа советского слависта В. Д. Королюка «Государство Готшалка (XI в.)» .
Подводя итог рассмотрению степени изученности темы настоящей работы следует, с одной стороны, отметить, обширность и разнообразие научной литературы, в той или иной степени касающейся истории Северной империи Кнута Великого, с другой стороны, — отсутствие монографических исследований, целью которых было бы её специальное, по возможности полное и систематическое осмысление.
Последняя и представляет собой цель нашей работы. Достижение этой цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач. Во -первых, мы должны выявить исторические предпосылки возникновения империи Кнута. Во-вторых, нашей задачей будет изучение процесса становления его державы. В-третьих, мы рассмотрим особенности правления Кнута в Англии и других землях Северной империи. Наконец, в-четвёртых, в круг наших задач входит осмысление исторических последствий правления Кнута Великого для Англии и Скандинавии.
Если говорить о личности самого Кнута Великого, то, как это характерно для всего средневековья, его образ идеализирован и практически невозможно что-либо сказать о нём самом.
Как уже упоминалось, он был женат два раза: на Эльфгифу, дочери убитого элдормена Эльфхельма, он женился примерно, в 1013 г. ; на Эмме, вдове Этельреда Неразумного, в 1017 г. Известно о четырех детях: от первого брака Свейн и Гарольд, от второго - Хардакнут и дочь Гунхильда. Его дочь вышла замуж в 1036 г. за императора Генриха III, что являлось также результатом имперской политики Кнута. Стоит сказать, что никто из его детей не прожил долго: Гунхильда умерла уже в 1038 г., Свейн, по - видимому, в начале 1036 г., Гарольд в 1040 г., и Хардакнут в 1042 г. Сам Кнут прожил достаточно и умер 12 ноября 1035 г .
Он был похоронен в Винчестере, в Олд-Минстере. Таким образом, смерть настигла его в возрасте примерно 40 лет. Видимо, он не обладал крепким здоровьем, как и его потомство. По поводу его внешности мы знаем немного. Сохранилось множество схематичных изображений на монетах и идеализированных образов в средневековых миниатюрах, хотя, возможно, в них есть доля истины. Единственное описание оставила нам Сага о Кнютлингах: «Кнут король был крепкого сложения и очень силён, был самым статным мужчиной во всех отношениях, кроме его носа, который был тонким и немного с горбинкой. Он был прекрасен видом, был обилен прекрасными волосами, а также глазами, превосходящие большинство мужей как в красоте, так и по остроте зрения» . В целом — это образ идеального правителя.
Образ короля со временем стал иметь мало общего с реальным прототипом. Кнут вполне мог быть действительно верующим человеком, однако та жестокость, которую он проявлял по отношению к врагам и тем, кто стоял у него на пути, не должны оставлять нам сомнений по поводу его личности. Это был человек своего времени, воспринимавший религию настолько, насколько ему она была выгодна. Тем не менее, народная молва оставила, по-видимому, неплохую память о короле. Спустя пару веков сохранилась легенда, что дорога, пролегавшая от аббатства Рамси через болота, была простроена по приказу Кнута . Память, сохранившаяся на таком, если можно выразиться, микроуровне, касающаяся бытовых явлений, не возникает на пустом месте, так что легенда вполне может иметь реальную основу.
Конечно же, самая известная история рассказывает нам о том, как во время прогулки на берегу моря (Полидор Вергилий добавляет, что это произошло рядом с Саутгемптоном ) король постоянно слышал лесть о своём величии. Тогда он попытался повелевать волнами, сев на трон рядом с берегом. Но после того как они промочили ему ноги, он признал бессилие земных королей и снял с себя корону, признав, что только Господь обладает настоящей властью . Очевидно, что история навеяна христианской идеей смирения и покорности, а также подчинения светской власти духовной.
Что касается образа этого правителя в современной культуре, то здесь его постигла такая же участь, что и в науке. Целый ряд более известных правителей и исторических личностей затмевают фигуру короля Кнута. В многочисленных приключенческих и исторических романах об эпохе викингов главными героями становятся Олав Святой, Рагнар Лодброк и другие. В тоже время, например, королю Альфреду посвящена целая серия романов - «Саксонские хроники» Бернарда Корнуэлла, в 2014 г. вышла уже 8-я книга этого цикла. У Алексея Константиновича Толстого есть стихотворение «Канут», однако оно посвящено, насколько можно понять, Кнуту IV, другому правителю Дании XI века. Похожая ситуация в кинематографе: предпочтение отдаётся Рагнару Лодброку (например, в настоящее время идёт показ сериала «Викинги», где этот персонаж является главным героем). В многочисленных компьютерных играх, посвящённых средневековью и, в частности, Англии, так или иначе упоминаются многие исторические деятели, но Кнут никогда (например, Civilization V). Единственное упоминание короля, известное мне, имеется в музыке. Одна из песен группы Rebellion с альбома 2005 г. «Sagas of Iceland - the history of the Vikings Vol. 1» посвящена ему.
Каким бы образом перечисленные территории ни входили в государство Кнута, в какой бы форме ни существовала их зависимость, к 1030 году статус короля, как и его государства, достиг своего максимума. Несмотря на то, что в большинстве источников его титулом является «король», он мог считаться вторым по силе правителем в Европе, после германского императора. Он контролировал два важных и больших по территории региона - Скандинавии и Британские острова (большей частью), а также два важнейших европейских моря: Северное и Балтийское. Господствуя над проливами Скагеррак и Каттегат, Кнут держал в своих руках основные торговые пути Севера. Несомненно, всё то, чего он добился, было весьма шатким и зыбким. Однако его усилия в дальнейшем могли превратить наспех завоеванные территории для единого и консолидированного в будущем государства. Однако этому не суждено было случиться, король вскоре умер, и государство распалось через несколько лет.
Имелось несколько причин, по которым данное государство оставалось единым на протяжении многих лет, что цементировало его. Во -первых, король в каждой отдельном регионе привлекал к управлению местные силы. В Скандинавии христианизация была поверхностной, и в борьбе за власть он использовал бондов, остававшихся язычниками. В Англии после первых лет правления, когда властью в провинциях (эрлствах) повсеместно обладали датчане, соратники Кнута, впоследствии в ключевых регионах ставленниками правителя были англосаксы. Во -вторых, законодательство гарантировало каждому равные права и обязанности, равное наказание за преступление, вне зависимости от этнического происхождения. Датчане и англичане, таким образом, оказались на равном положении. За прошедшие примерно 150 лет с образования области датского права англичане (англосаксы) и датчане воспринимали себя если не родственными народами, то довольно близкими по материальной культуре и языку. Наконец, в - третьих, в той или иной степени государство связывало христианство. На территории Норвегии оно практически не было распространенно, однако и не запрещалось.
Ещё более важным обстоятельством является то, что захватчики и завоеванные находились примерно на одном уровне социально - экономического развития. Датчане не отнимали землю у землевладельцев, не меняли основы поземельных отношений землепользования. Количество датчан, получивших землю в Англии, было относительно невелико. Сильного сопротивления после завоевания не было, в отличие от ситуации полвека спустя, во время нормандского завоевания. Взаимная ассимиляция датчан и англичан происходило уже больше века, и завоевание было отчасти логическим завершением всей скандинавской экспансии с конца VIII в. Свергнув законную королевскую династию Уэссекса, Кнут фактически продолжал её дело, опираясь на традиции законотворчества, проводя сбалансированную внутреннюю политику по интеграции новых территорий, центром которых была наиболее развитая метрополия - Англия.
Власть императора была сосредоточена в Англии, и основное внимание для него привлекала именно она. Период его правления был для Британии крайне важным временем - не внося принципиально новых изменений, он пытался развивать страну в русле сложившихся в предшествующий период тенденций. Правление и его последствия не производят столь сильного впечатления, как владычество Вильгельма Завоевателя, который повторил успех Кнута Могучего (кстати, он был родственником его жены Эммы). Но оно, как мне представляется, показало, что у Англии была реальная возможность развиваться поступательно, без последующих внутренних конфликтов и внешних завоеваний. Можно многое объяснить крайней фрагментарностью источников, но едва ли отсутствие записей о внутренних волнениях и бунтах в Англии следует считать простой случайностью.
Что же касается Скандинавии, то здесь Кнут пытался править силой и хитростью (можно, пожалуй, сказать: кнутом и пряником): уничтожал врагов, подкупал возможных союзников, устранял конкурентов. В своих попытках утвердиться в этом регионе он закрывал глаза на язычество. Земли, которые он не мог захватить силой оружия, он пытался вовлечь в выгодный для себя союз, с заделом на будущее (например, в случае с ободритами). Можно, на наш взгляд, высказать предположение: если бы его правление продлилось несколько дольше, возможно, история Англии и Северной Европы приобрела несколько иное направление развития, нежели то, какое пробило себе дорогу в реальной исторической действительности
I. Источники
1. Агишев С. Ю. Теодорик Монах и его «История о древних норвежских королях» / Пер. и примеч. С. Ю. Агишева. М., 2013.
2. Адемар Шабаннский.
http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Ademar Cabannensis 2/frametext3.htm
3. Адам Бременский. Деяния архиепископов Гамбургской церкви. / Пер.
Л. В.Разумовской // Славянские хроники. М., 2011.
4. Алкуин. Житие Святого Виллиброрда //
http ://www. pravoslavie. ru/put/32751. htm
5. Англосаксонская хроника /Пер. З. Ю. Метлицкой. СПб., 2010.
6. Англосаксонская хроника. // brude.narod.ru/asc2.htm
7. Анналы королевства франков. Г. 777 //
http://www.vostlit. info/T exts/rus 17/Annales regni francorum/frametext1.ht m
8. Беовульф. / Пер. В. Тихомирова. СПб., 2010.
9. Гельмольд. Славянская хроника. / Пер. Л. В. Разумовской. М., 1963.
10. Генрих Хантингдонский. История англов. VI, 10 / Приложение к дипломной работе С.Г. Мереминского.
11. Древнеанглийская поэзия / Пер. В. Г. Тихомирова. М., 1982.
12. Орозий короля Альфреда // Матузова В. И. Английские средневековые источники IX - XIII вв. М., 1979.
13. Панегирик королеве Эмме // http://www.ulfdalir.ru/sources/43/592/594
14. Снорри Стурлуссон. Круг Земной // Пер. М. И. Стеблин-Каменский.
М., 1980. http ://norse.ulver.com/src/konung/heimskringla/olaf-helg/ru.html
15. Титмар Мерзебургский. Хроника. / Пер. И. В. Дьяконова. М., 2009
16. Ancient laws and institutes of England. L., 1840. Pp. 396 - 464.
II. Исследования
1. Андерссон И. История Швеции. М., 1951.
2. Всемирная история. Т. 2. М., 2011. С. 195 - 203.
3. Гильдерфинг А. Ф. История балтийских славян. Т. IV. СПб., 1874.
4. Глебов А. Г. Англия в раннее средневековье. СПб, 2007. С. 53.
5. Глебов А. Г. Некоторые проблемы городского развития Англии в ранний англосаксонский период (VII-IX вв.) // Средневековый город. Вып. 15. Саратов, 2002. С. 13 - 27.
6. ГореловМ. М. Датское и нормандское завоевания Англии в XI в.: итоги и последствия // Средние века. Вып. 64. М., 2003. С. 220 - 245
7. Горелов М. М. «Панегирик королеве Эмме»: свидетельство исторической памяти или политическая пропаганда? // Диалог со временем. № 33. М., 2010. С. 151 - 165.
8. Грин Дж. Р. История английского народа. Минск, 2007.
9. Гуревич А. Я. Походы викингов. СПб., 2007.
10. История Дании с Древнейших времён до начала XX в. М., 1996.
11. История датская, сочиненная господином Голбергом, которую сократил и приписал к ней свои примечания надворный советник Яков Козельский. Ч. 2. СПб. 1766.
12. Кан А. С. История скандинавских стран. М., 1980.
13. Кертман Л.Е. География, история и культура Англии. М., 1979.
14. Королюк В.Д. Государство Готшалка (XI в.) // Славянский сборник. М., 1947.
15. Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе. Л., 1985.
16. Левицкий Я.А. Города и городское ремесло в Англии в X-XII вв. М., 1960.
17. Любавский М. К. История западных славян. М., 1918.
18. Малета Г. Введение в историю датскую, в котором рассуждается о вере, законах, нравах, и обыкновениях древних датчан. Ч. 1. СПб., 1785.
19. Мельникова Е. А. Меч и лира: англосаксонское общество в истории и эпосе. М., 1987.
20. Назаренко А. В. О русско-датском союзе в первой половине XI в. // Древнейшие государства Восточной Европы: 1990 год. М., 1991.
21. Павинский А. И. Прибалтийские славяне (историческое исследование). СПб., 1871.
22. Полидор Вергилий. История Англии.
http ://www. philolo gical. bham. ac.uk/polverg/7 eng. html
23. Савело К. Ф. Раннефеодальная Англия. Л., 1977.
24. Уолкер Й. В. Гарольд, последний король англосаксов. Спб.; М., 2014.
25. Хольгер А. Викинги. СПб., 2006.
26. Чернова Л. Н. Правящая элита Лондона XIV - XVI вв. Саратов, 2005.
27. Черчилль У. С. Рождение Британии. Смоленск, 2007.
28. Штокмар В. В. История Англии в средние века. Л., 1973.
29. Юм Д. История Англии. http://oll. libertyfUnd.org/titles/hume-the-history- of-england-vol-1
30. Bolton T. The empire of Cnut the Great: conquest and the consolidation of power in Northern Europe in the early eleventh century. Leiden, 2009.
31. Larson L. M. Canute the Great, 995 - 1035. NY.; L., 1912.