Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тургеневское представление о Красоте

Работа №6550

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы38стр.
Год сдачи2010
Стоимость6000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
806
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Красота и ее женские образы
1.1. Красота чувственная: тип Манон Леско…………………………….7
1.2. Женщина-статуя: скульптурный мотив…………………………….11
1.3. Идеально-платоническая красота…………………………………..19
1.4. Женщина-загадка…………………………………………………….25
Глава 2. Красота и ее образы в природе
2.1. Пейзаж в творчестве И.С. Тургенева…………………………………33
2.2. Природа- храм или мастерская?………………………………………41
2.3. Повести о трагическом смысле любви и природы…………………..48
Заключение …………………………………………………………………..51
Список использованной литературы …………………………………………60


Новизна данной работы заключается в том, что большинство авторов при рассмотрении женских образов в творчестве Тургенева, как правило, исходят из того, что эти образы являются, в некотором роде, комментариями, приложениями мужских. В настоящей работе предпринята попытка, вслед за Писаревым, Лебедевым, Пустовойтом, Бялым, Топоровым и другими исследователями, осветить особую, самостоятельную роль этих образов в произведениях, обратив внимание на способы их создания и выделив основные, характерные черты тургеневских героинь.
Нельзя не согласиться с мнением известного исследователя творчества И.С. Тургенева с тем, что «главной чертой каждой тургеневской героини является восхитительная женственность». Однако это понятие раскрывает не все. Представление о женской красоте у автора более сложное.
Тургеневские героини соединяют в себе, казалось бы, несовместимые черты, такие как робость и твердость характера, мечтательность и целеустремленность, проявляющиеся во всем. Тургеневская женщина обладает чувством собственного достоинства, способна терпеливо и ровно строить отношения с людьми. А все это - те качества характера, которые испокон веков составляли идеал красоты русской женщины в самых разных сословных обществах.
При этом важно видеть в тургеневских женщинах и другое. Ее максимальную приближенность к природе, ее началам. Женщина – явление особого порядка, она как бы персонифицированное проявление природы. Подобно природе, она не вписывается в привычные рассудочные рамки. Она руководствуется нелогическими заключениями, а внерассудочными природными законами. Импульсивность, непредсказуемость как раз и составляют особую красоту, прелесть тургеневской девушки. Как и природа, женщина постоянна, но ее постоянство заключается в ее непрерывной изменчивости.
Объектом выпускной квалификационной работы является ряд произведений И.С. Тургенева, а ее предметом запечатленные в этих произведениях женские образы и образы природы как образы красоты.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в выявлении тургеневского представления о Красоте, олицетворенной в образах женщины и природы.
Задачи работы:
1. выявить способы создания женских образов и образов природы в творчестве писателя;
2. выделить типические черты женских образов у Тургенева: особенности внешности, характера, поведения, проявления чувств;
3. проанализировать ситуации, в которых максимально раскрываются главные качества героинь;
4. определить функции этих образов, их значение в конкретных произведениях, в творчестве И. С. Тургенева в целом.
Методы исследования. В данной работе используется историко-литературный, структурно-типологический и мотивный методы анализа.
Теоретическая база данной работы: сведения русского, советского и российского литературоведения, основные тезисы и положения по данной теме из критических статей ведущих русских и советских литераторов и тургеневедов, таких как Гинзбург, Писарев, Бялый, Пустовойт, Лебедев.
Практическая значимость работы
Данная работа может служить предварительным этапом к другому, более масштабному исследованию – о роли женских образов и образов природы в русской литературе XIX века; она также способна значительно облегчить подготовку к проведению уроков по знакомству с творчеством И. С. Тургенева, особенно – с его романами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог всей проделанной работе, необходимо отметить следующие положения.
Тургенев разработал особый тип романа, в котором повествование о личной судьбе героя превращается в цельную картину социально-политической и идейной жизни страны в определённый период её истории. Сменяющие друг друга герои его романов, представители разных идейных поколений, образовали в сознании читателей России и всего мира типический образ мыслящего русского человека, осознающего свою личную судьбу в неразрывной связи с судьбами своей страны. Точно так же и образы героинь Тургенева, при всём неповторимом своеобразии каждой из них, сложились в характерный для России единый образ «тургеневской героини», чьё сердце устроено так, что оно может полюбить только избранника России.
Скорее всего, именно поэтому Тургенев вложил в образы своих героинь всё самое прекрасное, все те качества, которыми только может обладать идеальная женщина. Более всего он ценил в женщине душу, характер. То, как она проявляет себя в отношениях с любимым человеком, было для писателя главным критерием её оценки. Это подтверждал и Пустовойт, считавший, что «обаяние многих тургеневских героинь, несмотря на разницу их психологических типов, заключается в том, что их характеры раскрываются в момент напряжённого поэтического чувства, которому Тургенев научился у Пушкина. Как и его великий предшественник, Тургенев был очень чутким к миру человеческих переживаний, улавливал их тончайшие оттенки. Он с волнением наблюдал, как расцветают и преображаются молодые существа под влиянием светлой и облагораживающей любви». [51, 45]
Самым сложным писателю казался вопрос «о трагическом значении любви». Любовь рисовалась Тургеневу в соответствии с его философскими взглядами, стихийной и бессознательной силой, перед властью которой человек беззащитен. Многие критики отмечали, что писатель обычно испытывал волевые качества своих героев в их интимных отношениях, в их любви. Историк литературы И. И. Иванов заметил, что в произведениях Тургенева сердце русской женщины – пробный камень поведения героя, его решительности, его эмоций.
Тургенев в своих романах даёт понять читателю, что первое впечатление, которое производят девушки, очень часто бывает обманчивым; зачастую не оправдываются даже ожиданиях тех, кто провёл рядом с ними долгие годы. Только пройдя через испытание любовью, девушки раскрываются, показывая все свои сильные и слабые стороны. Например, в романе «Рудин» ошибалась Дарья Михайловна, говоря о героине: «Наташа, к счастью, холодна. Она будет счастлива». Прав оказывается Лежнёв, возражавший ей: «Наталья – не ребёнок, хотя, к несчастью, неопытна, как ребёнок. Вы увидите, эта девочка удивит всех нас. Страсти в ней сильные и характер тоже ой-ой!» [1, 124].
Для изображения женских образов Тургенев использует следующие способы: портретная характеристика, диалог, авторское повествование о детстве и юности героинь, музыка и другие способы.
Восхищаясь женской душой, Тургенев не оставался равнодушным и к внешней красоте, грации, манерам. Он очень тщательно и вдумчиво работал над созданием женских образов, подвергал их детальной проработке. Все движения, мимика, жесты, манеры, слова героинь должны были способствовать созданию у читателя максимально чёткого представления как о силе характеров девушек и глубине тех чувств, которые ими овладевают, так и об их внешнем облике. Портрет важен ещё и потому, что, по мнению писателя, внешность женщины оказывает значительное влияние на всю её жизнь, с чем трудно не согласиться.
Женские образы Тургенева оригинальны и узнаваемы, в способах их создания есть много общего. Несмотря на то, что писатель пользуется разнообразными способами характеристики героев, предпочтение он отдаёт диалогу и портрету.
Диалог в его романах играет настолько большую роль, что было бы неправильным сводить его к простому техническому приёму писателя. Возросшая роль диалога определяется тематикой, идейным содержанием произведения. В социально-политическом романе диалог даёт возможность развивать актуальные политические проблемы, освещая их с разных точек зрения. В диалоге раскрываются характеры героев. Именно в них обнаруживаются первостепенные качества тургеневских девушек, отражаются их взгляды, мнения, убеждения. Так же диалоги героинь с мужскими персонажами способствуют обнаружению полноты, глубины и силы чувств.
Кроме того, Тургенев постоянно прибегает к достаточно развёрнутой портретной характеристике, акцентируя внимание не на отдельных чертах внешности, а на общем впечатлении, которое производят девушки. От Одинцовой, например, «веет какой-то ласковой и мягкой силой». Про Марианну Синецкую писатель сообщает: «От всего её существа веяло чем-то сильным и смелым, чем-то стремительным и страстным», а про Елену Стахову: «Во всём её существе <…> было что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое, словом, что-то такое, что не могло всем нравиться, что даже отталкивало иных».[1, 566] С помощью детализированного портрета Тургенев желает пояснить, почему конкретная героиня производит то или иное впечатление.
Есть только одна деталь внешнего облика, которой писатель уделяет повышенное внимание, – глаза. Но, опять-таки, не сами глаза, не их форма или цвет, а выражение: «внимательный и задумчивый взгляд», «удивительное выражение доброты и кротости в умных глазах». Автор таким образом пытался раскрыть перед читателями души своих героинь.
Ещё одним характерным для Ивана Сергеевича способом создания женских образов является авторское повествование о детстве и юности героинь, о тех факторах, которые оказали влияние на становление их характеров.
Повествование о любви Лизы Калитиной и Лаврецкого в романе «Дворянское гнездо» Тургенев предваряет рассказом о детстве героини, говорит о том, что оно прошло «под влиянием няни – простой русской женщины Агафьи Власьевны, которая воспитала Лизу. Рассказывая девочке поэтичные религиозные предания, Агафья толковала их как бунт против несправедливости, царящей в мире. Под влиянием этих рассказов Лиза с юных лет чутко относилась к людским страданиям, доискивалась правды, стремилась делать добро. С детства Лиза была погружена в мир религиозных представлений и преданий».
Важнейшей особенностью типичных тургеневских героинь является ярко выраженное природное начало, что обусловлено тургеневской концепцией природы. В своих поступках тургеневская женщина руководствуется не логикой, а чувствами, внерассудочными законами природы. Именно эта непредсказуемость лежит в основе обаяния типичных героинь Тургенева. Желая показать тесную взаимосвязь женщины и природы, писатель избрал пейзажные зарисовки одним из важнейших способов раскрытия образов своих героинь.
В качестве иллюстрации этого способа можно привести пример из романа «Рудин», в котором накануне любовного объяснения стоит жаркий, светлый, лучезарный день; возникает сверкающий алмазами дождевых капель радостный и в то же время тревожный пейзаж... Но тревога, в конце концов, сменяется свежестью и тишиной. В этом пейзаже заключена своеобразная оценка души Натальи, её личности, оценка, не переводимая на язык других понятий... Но по своей прозрачной ясности и не нуждающаяся в таком переводе. В сцене у Авдюхина пруда мы видим пейзаж противоположного характера, но того же смысла и назначения: заброшенный пруд, «дряхлый дубовый лес, вымерший и засохший». Это рудинский пейзаж, принимающий участие также в оценке характера и натуры героя.
Определённую роль в создании образов тургеневских девушек играет и музыка. Чаще всего она сопровождает героинь в моменты предельного раскрытия их характеров, вызванного чувством любви к мужчине. Музыка поэтизирует взаимоотношения героев, усиливает эмоциональный фон их романтических встреч и признаний. Например, разговоры Лаврецкого и Лизы происходят на фоне музыки, поэтизирующей их взаимоотношения и чувства. Музыка Лемма сопровождает лучшие движения души героя романа и поэтические объяснения влюблённых.
Способы создания женских и мужских образов у Тургенева сильно различаются. При создании мужских образов больше внимания уделяется монологам, причём как обращённым к собеседнику, так и внутренним, а внимание к портретным деталям направлено более на пропорциональность, черт лица, соразмерность частей тела, нежели на конкретные черты или производимое впечатление.
Главной чертой каждой тургеневской героини является восхитительная женственность. Они соединяют в себе, казалось бы, несовместимые черты, такие как робость и твёрдость характера, мечтательность и целеустремлённость, проявляющиеся во всём, в особенности, в отношениях с любимым мужчиной. Тургеневская женщина обладает чувством собственного достоинства, способна терпеливо и ровно строить отношения с людьми. А всё это – те качества характера, которые испокон веков составляли идеал красоты русской женщины в самых разных сословных обществах.
Героини Тургенева занимают одни из главных или главные места в произведениях. Например, в романе «Дым» главная героиня – Ирина, а не её возлюбленный Литвинов, в «Нови» – Марианна, а не Нежданов или Соломин. Именно от их решений и действий зависит то, как сложится (или не сложится вовсе) жизнь героев-мужчин. И хотя у каждой из девушек Тургенева свои переживания, своя жизнь, свои заботы и тревоги, всех их объединяет жажда великих дел, сила характера, великое чувство любви и желание быть счастливыми вместе с теми, кого они любят.
Героинями, достойными называться типичными тургеневскими девушками, в рассмотренных романах являются, на наш взгляд, следующие: Наталья Ласунская («Рудин»), Елена Стахова («Накануне»), Татьяна («Дым»), Марианна Синецкая («Новь»).
Им присущи скромность, мечтательность, высокая нравственная чистота, твёрдость воли. Они никогда не теряют чувства собственного достоинства. У них богатый внутренний мир. Тургеневские девушки внимательны к себе и к окружающим, вдумчивы, достаточно смелы и независимы, жаждут деятельности, подвига. Они занимают активную жизненную позицию, интересуются будущим страны, народа и готовы пожертвовать своим благополучием, положением и даже своей жизнью на благо Родины, если это потребуется.
Типичная тургеневская девушка способна на глубокую и сильную любовь, склонна к самоотвержению ради любимого и его идеалов. Она буквально перевоплощается, охваченная этим чувством. Она готова идти со своим избранником до конца, причём не имеет значения, что придётся пережить в связи с этим. Тургеневская девушка не может любить «чуть-чуть», наполовину, её принцип в любви – всё или ничего. Чувства её слишком сильны и она отдаётся им целиком, без остатка; того же она требует и от мужчины. Честность в отношениях для неё превыше всего.
И далеко позади таких женщин остаются «мужские персонажи, одержимые любовью как наваждением, от которого нельзя избавиться иначе, чем найдя успокоение в смерти. Также и те герои, которые просто недостойны подлинной и большой любви, которые убегают от неё в последний момент, хотя и по-разному: ничего не сказав и как бы канув в воду, ища жалкие объяснения для своего оправдания или обдав ледяным холодом влюблённую девушку».
Тургенев, всегда веривший в мужество, духовные силы и ум женщины, связывал с её деятельностью большие надежды. Он положительно относился самореализации женщин, к эмансипации (истинной, а не утрированной до комизма, как в пародийном образе Кукшиной). «Блестящее будущее за тем народом, - говорил он, - который поставит женщину не только наравне с мужчиной, а выше его». Тургенев в романе «Новь» устами Соломина выражает своё мнение по поводу современниц: «Вы уже теперь, все вы, русские женщины, дельнее и выше нас, мужчин».
Пейзаж как средство выражения авторской позиции передает настроения героев, их сердечные бури и штили. У Тургенева пейзаж играет огромную роль не только в «Отцах и детях», но и во всех его произведениях. Он не только отражает переживания героев, но и выполняет свою наиболее важную функцию — переводит ситуацию в вечный план, подчеркивая мысли автора о вечности и бесконечности природы, позицию по отношению к вечным проблемам человечества.
Создание элегического эмоционального тона – посредством включения лунного пейзажа автору удается погрузить читателя в мир тоски, печали, грез, тайны. Эта функция ярко представлена в лунных пейзажах Тургенева.
Лунный пейзаж является составляющей романтического пейзажа, потому что мотив ночи становится аллегорической завязкой драматических событий, окутан тайной и мистикой. Использование лунного пейзажа придает романтические черты их творчеству.
Картины природы в «Отцах и детях» – это ещё и самостоятельный образ родины, образ России. Символизируя родину, пейзаж у Тургенева выражает идею мироздания, идею вечного движения жизни, красоты бытия.
Мастерство писателя- художника ощутимо проступает в том, что он использует картины природы для передачи психологических нюансов в ощущениях персонажей.
Пейзаж у Тургенева включен в систему нравственных отношений людей. Нелепость, вздорность затеянной Базаровым и Павлом Петровичем дуэли оттеняется описанием «славного, свежего» утра: «…маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной глазури, мелкая роса высыпала на листьях и травах, блестела серебром на паутинках; тёмная зелень, казалось, ещё хранила румяный цвет зари; со всего неба сыпались песни жаворонков» [1, 475].




1. И. С. Тургенев. Избранные произведения. Авторский сборник. Лениздат., 1982 г.
2. Алексеев М.П. Тургенев и Марлинский. В кн.: Творческий путь И.С.Тургенева под ред. Бродского. – Пг.,2003.
3. Алисов П.Ф. Сборник литературных и политических статей. – Женева, 2007.
4. Андреев Л.Г. Современная литература Франции. 60-е годы. – М.,2007.
5. Андреева А. «Призраки», как исповедь Тургенва. Вестник Европы. – 2004. - №9.
6. Афанасьев В., Боголепов П. Тропа к Тургеневу. – М., 2003.
7. Бальмонт К. Избранное, стихотворения, переводы, статьи.- М. Художественная литература., 1980.
8. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М.,2005.
9. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 2005.
10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 2001.
11. В.П. Боткин и И.С. Тургенев. Неизданная переписка. – М.,2000.
12. Бочаров С. Этические вопросы психологической прозы. Вопросы литературы. – 2005. - №3.
13. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. – Л.,2005.
14. Величкина И.И. Новый жанр в творчестве И.С. Тургенева. В кн.: Проблемы идейно-эстетического анализа худ. лит-ры в вузовских курсах в свете решений Съезда КПСС. – М.,2002.
15. Ветринский Ч. Муза – Вампир. Творчество Тургенева. – М., 2000.
16. Виноградов И.И. Повести и рассказы Тургенева 60-х годов. И.С.Тургенев. Соч. в 10-ти томах. Т. 7. – М.,2002.
17. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. – М., 2007.
18. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. – Л., 2007.
19. Гинзбург Л.Я. (Без заглавия). HYPERLINK Юрий Юрий Тынянов. Писатель и учёный. Воспоминания. Размышления. Встречи. – М., 2006.
20. Головко В.М. Художественно-философские искания позднего Тургенева. – Свердловск, 2004.
21.Головко В.М. Поэтика русской повести. – Саратов,2002.
22. Головко В.М. Жанровое своеобразие «Странной истории» И.С. Тургенева (к проблеме жанра «студии»). – М., 2003.
23. Гуминский В.М. Путешествие. HYPERLINK ЛЭС ЛЭС. – М., 2001.
24. Добролюбов Н.А. Собр. Соч. в 3-х томах. – М., 2006. – Т.3.
25. Достоевский и Тургенев. – М., 2003. – Т.73.
26. Достоевский Ф.М. Письма. – М.-Л., 2003. – Т.1.
27. Кийко Е.И. Комментарии. И.С.Тургенев. Полн. Собр. Соч. и писем: в 30 томах. – М., 2001. – Т.7.
28. Кийко Е.И. «Призраки». Реминисценции из Шопенгауэра. Тургеневский сборник, вып. 3. – М., 2007.
29. Кожинов В.В. Содержательность литературных форм. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры. – М., 2004.
30. Кожинов В.В. Жанр литературный. КЛЭ. – М., 2005. – Т.2.
31. Кожинов В.В. К проблеме литературных родов и жанров. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры. – М.,2004.
32. Краткая литературная энциклопедия. – М., 2004. – Т.1-8.
33. Курляндская Г.Б. «Таинственные повести»И.С.Тургенева : (проблема метода и мировоззрения). Учен. Зап. Курск. Пед. Ин-та. Т.74: Третий межвузовский тургеневский сб. – Орёл, 2001.
34. Лавров П.Л. И.С.Тургенев и развитие русского общества. Литературное наследство. – М., 2007. – Т. 76.
35. Лейдерман Н.Л. К определению категории жанра. Жанр и композиция литературного произведения межвузовский сб. Вып. 3. – Калининград, 2006.
36. Литературное наследство, т.76. И.С. Тургенев. Новые материалы и исследования. – М., 2007.
37. Литературный энциклопедический словарь./ под общей редакцией В.М. Кожевникова/. – М., 2007.
38. Минералов, Ю. И. “Иван Сергеевич Тургенев.” В сб.: Минералов, Ю. И. История русской литературы XIX века (40—60-е годы). Учебное пособие. М., Высшая школа, 2003.
39. Михайлов А.В. Новелла. – КЛЭ, т.5. – М., 2001.
40. Муратов А.Б. И.С.Тургенев после «Отцов и детей» (60-е годы). – Л., 2002.
41. Муратов А.Б. Тургенев – новеллист. – Л., 2005.
42. Муратов А.Б. Повести и рассказы 60-х годов. И.С. Тургенев. Собр. Соч.: в 12-ти томах. – М., 2005. – т.7.
43. Наркевич А.Ю. Автобиография. КЛЭ, т.1. – М., 2003.
44. Нигматуллина Ю.Г. О характере психологического конфликта в повести-воспоминании И.С. Тургенева 60-70-х годов. HYPERLINK Учён Учён . Зап. Казанск. Ун-та. – 2003. –т.123. – кн.8.
45. Новикова Е.Г. Проблема малого жанра в эстетике И.С.Тургенева. Проблемы метода и жанра. – Томск,2001.
46. Никитина Н.С. «Призраки». Неоконченная статья М.М. Ковалевского. Тургеневский сб., вып.2. – М., 2006.
47. Осьмакова Л.Н. «Таинственные» повести и рассказы И.С. Тургенева в контексте естественно-научных открытий второй половины XIX века. Научн. Докл. Высш.шк. Филологич. Науки. – 2004. - №1.
48. Петров С.М. И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. – М., 2001.
49. Покусаев Е.И. Примечания. И.С. Тургенев. Собр. Соч. в 30-ти т. Сочинения, т.7. – М., 2001.
50. Полякова Л.И. Повести И.С. Тургенева 70-х годов. – Киев,2003.
51. Пустовойт П.С. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» и идейная борьба 60-х г. 20в. –М.:-Наука, 1965 – 438с.
52. Шаталов С. Е. Художественный мир И. С. Тургенева. - М., 1979 г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ