Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Красота и ее женские образы
1.1. Красота чувственная: тип Манон Леско…………………………….7
1.2. Женщина-статуя: скульптурный мотив…………………………….11
1.3. Идеально-платоническая красота…………………………………..19
1.4. Женщина-загадка…………………………………………………….25
Глава 2. Красота и ее образы в природе
2.1. Пейзаж в творчестве И.С. Тургенева…………………………………33
2.2. Природа- храм или мастерская?………………………………………41
2.3. Повести о трагическом смысле любви и природы…………………..48
Заключение …………………………………………………………………..51
Список использованной литературы …………………………………………60
Новизна данной работы заключается в том, что большинство авторов при рассмотрении женских образов в творчестве Тургенева, как правило, исходят из того, что эти образы являются, в некотором роде, комментариями, приложениями мужских. В настоящей работе предпринята попытка, вслед за Писаревым, Лебедевым, Пустовойтом, Бялым, Топоровым и другими исследователями, осветить особую, самостоятельную роль этих образов в произведениях, обратив внимание на способы их создания и выделив основные, характерные черты тургеневских героинь.
Нельзя не согласиться с мнением известного исследователя творчества И.С. Тургенева с тем, что «главной чертой каждой тургеневской героини является восхитительная женственность». Однако это понятие раскрывает не все. Представление о женской красоте у автора более сложное.
Тургеневские героини соединяют в себе, казалось бы, несовместимые черты, такие как робость и твердость характера, мечтательность и целеустремленность, проявляющиеся во всем. Тургеневская женщина обладает чувством собственного достоинства, способна терпеливо и ровно строить отношения с людьми. А все это - те качества характера, которые испокон веков составляли идеал красоты русской женщины в самых разных сословных обществах.
При этом важно видеть в тургеневских женщинах и другое. Ее максимальную приближенность к природе, ее началам. Женщина – явление особого порядка, она как бы персонифицированное проявление природы. Подобно природе, она не вписывается в привычные рассудочные рамки. Она руководствуется нелогическими заключениями, а внерассудочными природными законами. Импульсивность, непредсказуемость как раз и составляют особую красоту, прелесть тургеневской девушки. Как и природа, женщина постоянна, но ее постоянство заключается в ее непрерывной изменчивости.
Объектом выпускной квалификационной работы является ряд произведений И.С. Тургенева, а ее предметом запечатленные в этих произведениях женские образы и образы природы как образы красоты.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в выявлении тургеневского представления о Красоте, олицетворенной в образах женщины и природы.
Задачи работы:
1. выявить способы создания женских образов и образов природы в творчестве писателя;
2. выделить типические черты женских образов у Тургенева: особенности внешности, характера, поведения, проявления чувств;
3. проанализировать ситуации, в которых максимально раскрываются главные качества героинь;
4. определить функции этих образов, их значение в конкретных произведениях, в творчестве И. С. Тургенева в целом.
Методы исследования. В данной работе используется историко-литературный, структурно-типологический и мотивный методы анализа.
Теоретическая база данной работы: сведения русского, советского и российского литературоведения, основные тезисы и положения по данной теме из критических статей ведущих русских и советских литераторов и тургеневедов, таких как Гинзбург, Писарев, Бялый, Пустовойт, Лебедев.
Практическая значимость работы
Данная работа может служить предварительным этапом к другому, более масштабному исследованию – о роли женских образов и образов природы в русской литературе XIX века; она также способна значительно облегчить подготовку к проведению уроков по знакомству с творчеством И. С. Тургенева, особенно – с его романами.
Подводя итог всей проделанной работе, необходимо отметить следующие положения.
Тургенев разработал особый тип романа, в котором повествование о личной судьбе героя превращается в цельную картину социально-политической и идейной жизни страны в определённый период её истории. Сменяющие друг друга герои его романов, представители разных идейных поколений, образовали в сознании читателей России и всего мира типический образ мыслящего русского человека, осознающего свою личную судьбу в неразрывной связи с судьбами своей страны. Точно так же и образы героинь Тургенева, при всём неповторимом своеобразии каждой из них, сложились в характерный для России единый образ «тургеневской героини», чьё сердце устроено так, что оно может полюбить только избранника России.
Скорее всего, именно поэтому Тургенев вложил в образы своих героинь всё самое прекрасное, все те качества, которыми только может обладать идеальная женщина. Более всего он ценил в женщине душу, характер. То, как она проявляет себя в отношениях с любимым человеком, было для писателя главным критерием её оценки. Это подтверждал и Пустовойт, считавший, что «обаяние многих тургеневских героинь, несмотря на разницу их психологических типов, заключается в том, что их характеры раскрываются в момент напряжённого поэтического чувства, которому Тургенев научился у Пушкина. Как и его великий предшественник, Тургенев был очень чутким к миру человеческих переживаний, улавливал их тончайшие оттенки. Он с волнением наблюдал, как расцветают и преображаются молодые существа под влиянием светлой и облагораживающей любви». [51, 45]
Самым сложным писателю казался вопрос «о трагическом значении любви». Любовь рисовалась Тургеневу в соответствии с его философскими взглядами, стихийной и бессознательной силой, перед властью которой человек беззащитен. Многие критики отмечали, что писатель обычно испытывал волевые качества своих героев в их интимных отношениях, в их любви. Историк литературы И. И. Иванов заметил, что в произведениях Тургенева сердце русской женщины – пробный камень поведения героя, его решительности, его эмоций.
Тургенев в своих романах даёт понять читателю, что первое впечатление, которое производят девушки, очень часто бывает обманчивым; зачастую не оправдываются даже ожиданиях тех, кто провёл рядом с ними долгие годы. Только пройдя через испытание любовью, девушки раскрываются, показывая все свои сильные и слабые стороны. Например, в романе «Рудин» ошибалась Дарья Михайловна, говоря о героине: «Наташа, к счастью, холодна. Она будет счастлива». Прав оказывается Лежнёв, возражавший ей: «Наталья – не ребёнок, хотя, к несчастью, неопытна, как ребёнок. Вы увидите, эта девочка удивит всех нас. Страсти в ней сильные и характер тоже ой-ой!» [1, 124].
Для изображения женских образов Тургенев использует следующие способы: портретная характеристика, диалог, авторское повествование о детстве и юности героинь, музыка и другие способы.
Восхищаясь женской душой, Тургенев не оставался равнодушным и к внешней красоте, грации, манерам. Он очень тщательно и вдумчиво работал над созданием женских образов, подвергал их детальной проработке. Все движения, мимика, жесты, манеры, слова героинь должны были способствовать созданию у читателя максимально чёткого представления как о силе характеров девушек и глубине тех чувств, которые ими овладевают, так и об их внешнем облике. Портрет важен ещё и потому, что, по мнению писателя, внешность женщины оказывает значительное влияние на всю её жизнь, с чем трудно не согласиться.
Женские образы Тургенева оригинальны и узнаваемы, в способах их создания есть много общего. Несмотря на то, что писатель пользуется разнообразными способами характеристики героев, предпочтение он отдаёт диалогу и портрету.
Диалог в его романах играет настолько большую роль, что было бы неправильным сводить его к простому техническому приёму писателя. Возросшая роль диалога определяется тематикой, идейным содержанием произведения. В социально-политическом романе диалог даёт возможность развивать актуальные политические проблемы, освещая их с разных точек зрения. В диалоге раскрываются характеры героев. Именно в них обнаруживаются первостепенные качества тургеневских девушек, отражаются их взгляды, мнения, убеждения. Так же диалоги героинь с мужскими персонажами способствуют обнаружению полноты, глубины и силы чувств.
Кроме того, Тургенев постоянно прибегает к достаточно развёрнутой портретной характеристике, акцентируя внимание не на отдельных чертах внешности, а на общем впечатлении, которое производят девушки. От Одинцовой, например, «веет какой-то ласковой и мягкой силой». Про Марианну Синецкую писатель сообщает: «От всего её существа веяло чем-то сильным и смелым, чем-то стремительным и страстным», а про Елену Стахову: «Во всём её существе <…> было что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое, словом, что-то такое, что не могло всем нравиться, что даже отталкивало иных».[1, 566] С помощью детализированного портрета Тургенев желает пояснить, почему конкретная героиня производит то или иное впечатление.
Есть только одна деталь внешнего облика, которой писатель уделяет повышенное внимание, – глаза. Но, опять-таки, не сами глаза, не их форма или цвет, а выражение: «внимательный и задумчивый взгляд», «удивительное выражение доброты и кротости в умных глазах». Автор таким образом пытался раскрыть перед читателями души своих героинь.
Ещё одним характерным для Ивана Сергеевича способом создания женских образов является авторское повествование о детстве и юности героинь, о тех факторах, которые оказали влияние на становление их характеров.
Повествование о любви Лизы Калитиной и Лаврецкого в романе «Дворянское гнездо» Тургенев предваряет рассказом о детстве героини, говорит о том, что оно прошло «под влиянием няни – простой русской женщины Агафьи Власьевны, которая воспитала Лизу. Рассказывая девочке поэтичные религиозные предания, Агафья толковала их как бунт против несправедливости, царящей в мире. Под влиянием этих рассказов Лиза с юных лет чутко относилась к людским страданиям, доискивалась правды, стремилась делать добро. С детства Лиза была погружена в мир религиозных представлений и преданий».
Важнейшей особенностью типичных тургеневских героинь является ярко выраженное природное начало, что обусловлено тургеневской концепцией природы. В своих поступках тургеневская женщина руководствуется не логикой, а чувствами, внерассудочными законами природы. Именно эта непредсказуемость лежит в основе обаяния типичных героинь Тургенева. Желая показать тесную взаимосвязь женщины и природы, писатель избрал пейзажные зарисовки одним из важнейших способов раскрытия образов своих героинь.
В качестве иллюстрации этого способа можно привести пример из романа «Рудин», в котором накануне любовного объяснения стоит жаркий, светлый, лучезарный день; возникает сверкающий алмазами дождевых капель радостный и в то же время тревожный пейзаж... Но тревога, в конце концов, сменяется свежестью и тишиной. В этом пейзаже заключена своеобразная оценка души Натальи, её личности, оценка, не переводимая на язык других понятий... Но по своей прозрачной ясности и не нуждающаяся в таком переводе. В сцене у Авдюхина пруда мы видим пейзаж противоположного характера, но того же смысла и назначения: заброшенный пруд, «дряхлый дубовый лес, вымерший и засохший». Это рудинский пейзаж, принимающий участие также в оценке характера и натуры героя.
Определённую роль в создании образов тургеневских девушек играет и музыка. Чаще всего она сопровождает героинь в моменты предельного раскрытия их характеров, вызванного чувством любви к мужчине. Музыка поэтизирует взаимоотношения героев, усиливает эмоциональный фон их романтических встреч и признаний. Например, разговоры Лаврецкого и Лизы происходят на фоне музыки, поэтизирующей их взаимоотношения и чувства. Музыка Лемма сопровождает лучшие движения души героя романа и поэтические объяснения влюблённых.
Способы создания женских и мужских образов у Тургенева сильно различаются. При создании мужских образов больше внимания уделяется монологам, причём как обращённым к собеседнику, так и внутренним, а внимание к портретным деталям направлено более на пропорциональность, черт лица, соразмерность частей тела, нежели на конкретные черты или производимое впечатление.
Главной чертой каждой тургеневской героини является восхитительная женственность. Они соединяют в себе, казалось бы, несовместимые черты, такие как робость и твёрдость характера, мечтательность и целеустремлённость, проявляющиеся во всём, в особенности, в отношениях с любимым мужчиной. Тургеневская женщина обладает чувством собственного достоинства, способна терпеливо и ровно строить отношения с людьми. А всё это – те качества характера, которые испокон веков составляли идеал красоты русской женщины в самых разных сословных обществах.
Героини Тургенева занимают одни из главных или главные места в произведениях. Например, в романе «Дым» главная героиня – Ирина, а не её возлюбленный Литвинов, в «Нови» – Марианна, а не Нежданов или Соломин. Именно от их решений и действий зависит то, как сложится (или не сложится вовсе) жизнь героев-мужчин. И хотя у каждой из девушек Тургенева свои переживания, своя жизнь, свои заботы и тревоги, всех их объединяет жажда великих дел, сила характера, великое чувство любви и желание быть счастливыми вместе с теми, кого они любят.
Героинями, достойными называться типичными тургеневскими девушками, в рассмотренных романах являются, на наш взгляд, следующие: Наталья Ласунская («Рудин»), Елена Стахова («Накануне»), Татьяна («Дым»), Марианна Синецкая («Новь»).
Им присущи скромность, мечтательность, высокая нравственная чистота, твёрдость воли. Они никогда не теряют чувства собственного достоинства. У них богатый внутренний мир. Тургеневские девушки внимательны к себе и к окружающим, вдумчивы, достаточно смелы и независимы, жаждут деятельности, подвига. Они занимают активную жизненную позицию, интересуются будущим страны, народа и готовы пожертвовать своим благополучием, положением и даже своей жизнью на благо Родины, если это потребуется.
Типичная тургеневская девушка способна на глубокую и сильную любовь, склонна к самоотвержению ради любимого и его идеалов. Она буквально перевоплощается, охваченная этим чувством. Она готова идти со своим избранником до конца, причём не имеет значения, что придётся пережить в связи с этим. Тургеневская девушка не может любить «чуть-чуть», наполовину, её принцип в любви – всё или ничего. Чувства её слишком сильны и она отдаётся им целиком, без остатка; того же она требует и от мужчины. Честность в отношениях для неё превыше всего.
И далеко позади таких женщин остаются «мужские персонажи, одержимые любовью как наваждением, от которого нельзя избавиться иначе, чем найдя успокоение в смерти. Также и те герои, которые просто недостойны подлинной и большой любви, которые убегают от неё в последний момент, хотя и по-разному: ничего не сказав и как бы канув в воду, ища жалкие объяснения для своего оправдания или обдав ледяным холодом влюблённую девушку».
Тургенев, всегда веривший в мужество, духовные силы и ум женщины, связывал с её деятельностью большие надежды. Он положительно относился самореализации женщин, к эмансипации (истинной, а не утрированной до комизма, как в пародийном образе Кукшиной). «Блестящее будущее за тем народом, - говорил он, - который поставит женщину не только наравне с мужчиной, а выше его». Тургенев в романе «Новь» устами Соломина выражает своё мнение по поводу современниц: «Вы уже теперь, все вы, русские женщины, дельнее и выше нас, мужчин».
Пейзаж как средство выражения авторской позиции передает настроения героев, их сердечные бури и штили. У Тургенева пейзаж играет огромную роль не только в «Отцах и детях», но и во всех его произведениях. Он не только отражает переживания героев, но и выполняет свою наиболее важную функцию — переводит ситуацию в вечный план, подчеркивая мысли автора о вечности и бесконечности природы, позицию по отношению к вечным проблемам человечества.
Создание элегического эмоционального тона – посредством включения лунного пейзажа автору удается погрузить читателя в мир тоски, печали, грез, тайны. Эта функция ярко представлена в лунных пейзажах Тургенева.
Лунный пейзаж является составляющей романтического пейзажа, потому что мотив ночи становится аллегорической завязкой драматических событий, окутан тайной и мистикой. Использование лунного пейзажа придает романтические черты их творчеству.
Картины природы в «Отцах и детях» – это ещё и самостоятельный образ родины, образ России. Символизируя родину, пейзаж у Тургенева выражает идею мироздания, идею вечного движения жизни, красоты бытия.
Мастерство писателя- художника ощутимо проступает в том, что он использует картины природы для передачи психологических нюансов в ощущениях персонажей.
Пейзаж у Тургенева включен в систему нравственных отношений людей. Нелепость, вздорность затеянной Базаровым и Павлом Петровичем дуэли оттеняется описанием «славного, свежего» утра: «…маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной глазури, мелкая роса высыпала на листьях и травах, блестела серебром на паутинках; тёмная зелень, казалось, ещё хранила румяный цвет зари; со всего неба сыпались песни жаворонков» [1, 475].
1. И. С. Тургенев. Избранные произведения. Авторский сборник. Лениздат., 1982 г.
2. Алексеев М.П. Тургенев и Марлинский. В кн.: Творческий путь И.С.Тургенева под ред. Бродского. – Пг.,2003.
3. Алисов П.Ф. Сборник литературных и политических статей. – Женева, 2007.
4. Андреев Л.Г. Современная литература Франции. 60-е годы. – М.,2007.
5. Андреева А. «Призраки», как исповедь Тургенва. Вестник Европы. – 2004. - №9.
6. Афанасьев В., Боголепов П. Тропа к Тургеневу. – М., 2003.
7. Бальмонт К. Избранное, стихотворения, переводы, статьи.- М. Художественная литература., 1980.
8. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М.,2005.
9. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 2005.
10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 2001.
11. В.П. Боткин и И.С. Тургенев. Неизданная переписка. – М.,2000.
12. Бочаров С. Этические вопросы психологической прозы. Вопросы литературы. – 2005. - №3.
13. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. – Л.,2005.
14. Величкина И.И. Новый жанр в творчестве И.С. Тургенева. В кн.: Проблемы идейно-эстетического анализа худ. лит-ры в вузовских курсах в свете решений Съезда КПСС. – М.,2002.
15. Ветринский Ч. Муза – Вампир. Творчество Тургенева. – М., 2000.
16. Виноградов И.И. Повести и рассказы Тургенева 60-х годов. И.С.Тургенев. Соч. в 10-ти томах. Т. 7. – М.,2002.
17. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. – М., 2007.
18. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. – Л., 2007.
19. Гинзбург Л.Я. (Без заглавия). HYPERLINK Юрий Юрий Тынянов. Писатель и учёный. Воспоминания. Размышления. Встречи. – М., 2006.
20. Головко В.М. Художественно-философские искания позднего Тургенева. – Свердловск, 2004.
21.Головко В.М. Поэтика русской повести. – Саратов,2002.
22. Головко В.М. Жанровое своеобразие «Странной истории» И.С. Тургенева (к проблеме жанра «студии»). – М., 2003.
23. Гуминский В.М. Путешествие. HYPERLINK ЛЭС ЛЭС. – М., 2001.
24. Добролюбов Н.А. Собр. Соч. в 3-х томах. – М., 2006. – Т.3.
25. Достоевский и Тургенев. – М., 2003. – Т.73.
26. Достоевский Ф.М. Письма. – М.-Л., 2003. – Т.1.
27. Кийко Е.И. Комментарии. И.С.Тургенев. Полн. Собр. Соч. и писем: в 30 томах. – М., 2001. – Т.7.
28. Кийко Е.И. «Призраки». Реминисценции из Шопенгауэра. Тургеневский сборник, вып. 3. – М., 2007.
29. Кожинов В.В. Содержательность литературных форм. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры. – М., 2004.
30. Кожинов В.В. Жанр литературный. КЛЭ. – М., 2005. – Т.2.
31. Кожинов В.В. К проблеме литературных родов и жанров. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры. – М.,2004.
32. Краткая литературная энциклопедия. – М., 2004. – Т.1-8.
33. Курляндская Г.Б. «Таинственные повести»И.С.Тургенева : (проблема метода и мировоззрения). Учен. Зап. Курск. Пед. Ин-та. Т.74: Третий межвузовский тургеневский сб. – Орёл, 2001.
34. Лавров П.Л. И.С.Тургенев и развитие русского общества. Литературное наследство. – М., 2007. – Т. 76.
35. Лейдерман Н.Л. К определению категории жанра. Жанр и композиция литературного произведения межвузовский сб. Вып. 3. – Калининград, 2006.
36. Литературное наследство, т.76. И.С. Тургенев. Новые материалы и исследования. – М., 2007.
37. Литературный энциклопедический словарь./ под общей редакцией В.М. Кожевникова/. – М., 2007.
38. Минералов, Ю. И. “Иван Сергеевич Тургенев.” В сб.: Минералов, Ю. И. История русской литературы XIX века (40—60-е годы). Учебное пособие. М., Высшая школа, 2003.
39. Михайлов А.В. Новелла. – КЛЭ, т.5. – М., 2001.
40. Муратов А.Б. И.С.Тургенев после «Отцов и детей» (60-е годы). – Л., 2002.
41. Муратов А.Б. Тургенев – новеллист. – Л., 2005.
42. Муратов А.Б. Повести и рассказы 60-х годов. И.С. Тургенев. Собр. Соч.: в 12-ти томах. – М., 2005. – т.7.
43. Наркевич А.Ю. Автобиография. КЛЭ, т.1. – М., 2003.
44. Нигматуллина Ю.Г. О характере психологического конфликта в повести-воспоминании И.С. Тургенева 60-70-х годов. HYPERLINK Учён Учён . Зап. Казанск. Ун-та. – 2003. –т.123. – кн.8.
45. Новикова Е.Г. Проблема малого жанра в эстетике И.С.Тургенева. Проблемы метода и жанра. – Томск,2001.
46. Никитина Н.С. «Призраки». Неоконченная статья М.М. Ковалевского. Тургеневский сб., вып.2. – М., 2006.
47. Осьмакова Л.Н. «Таинственные» повести и рассказы И.С. Тургенева в контексте естественно-научных открытий второй половины XIX века. Научн. Докл. Высш.шк. Филологич. Науки. – 2004. - №1.
48. Петров С.М. И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. – М., 2001.
49. Покусаев Е.И. Примечания. И.С. Тургенев. Собр. Соч. в 30-ти т. Сочинения, т.7. – М., 2001.
50. Полякова Л.И. Повести И.С. Тургенева 70-х годов. – Киев,2003.
51. Пустовойт П.С. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» и идейная борьба 60-х г. 20в. –М.:-Наука, 1965 – 438с.
52. Шаталов С. Е. Художественный мир И. С. Тургенева. - М., 1979 г.