МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ И РФ (1991-2016)
|
Введение 3
Глава 1. Становление и развитие международных отношений между Турцией и Россией 10
1.1. «Зарождение» отношений между Российской и Османской империями
в XV - XVI вв 10
1.2. Развитие отношений Османской и Российской империй в XVII - XIX
вв 17
Глава 2. Международные отношения между Советским Союзом и Турецкой Республикой 25
2.1. Советско-турецкие отношения в первой половине XX в 25
2.2. Международные отношения между СССР и Турцией во второй половине
XX в 32
Глава 3. Основные направления развития международных отношений между
Российской Федерацией и Турецкой Республикой в XXI в 38
3.1. Современное политическое взаимодействие РФ и Турции на междуна-родной арене 38
3.2. «Крымский» и «Кавказский» вопросы как важные направления россий¬ско-турецких отношений 43
3.3. Торгово-экономическое сотрудничество России и Турции 53
Заключение 63
Список использованных источников и литературы 73
Глава 1. Становление и развитие международных отношений между Турцией и Россией 10
1.1. «Зарождение» отношений между Российской и Османской империями
в XV - XVI вв 10
1.2. Развитие отношений Османской и Российской империй в XVII - XIX
вв 17
Глава 2. Международные отношения между Советским Союзом и Турецкой Республикой 25
2.1. Советско-турецкие отношения в первой половине XX в 25
2.2. Международные отношения между СССР и Турцией во второй половине
XX в 32
Глава 3. Основные направления развития международных отношений между
Российской Федерацией и Турецкой Республикой в XXI в 38
3.1. Современное политическое взаимодействие РФ и Турции на междуна-родной арене 38
3.2. «Крымский» и «Кавказский» вопросы как важные направления россий¬ско-турецких отношений 43
3.3. Торгово-экономическое сотрудничество России и Турции 53
Заключение 63
Список использованных источников и литературы 73
Актуальность темы нашего исследования диктуется заметной акти-визацией за последние годы двусторонней российско-турецкой кооперации в различных сферах, что, бесспорно, выводит Турецкую Республику на лиди-рующие позиции среди деловых партнёров Российской Федерации. Если го-ворить о Турции, то для неё первостепенными всегда были внешнеэкономи-ческие контакты, ориентированные на усиление и непоколебимость показа¬телей её экономики. И взаимоотношения с Советской Россией, СССР и РФ полностью соответствовали турецким целям и задачам. В этих условиях, на наш взгляд, весьма важно обратиться к национальной истории двух этих го¬сударств, которые включали не только войны, но и нормальные, а иногда и дружественные отношения, и проследить эволюцию взаимных политических, торгово-экономических и культурных связей и оценить их значение для сис¬тем и народов двух государств.
С конца XX - начала XXI веков в отношениях между Российским и Ту-рецким государствами прослеживаются новые веяния, нуждающиеся в науч¬ном анализе. С момента распада СССР возникают новые геополитические реалии, расширяется взаимный торговый оборот, увеличиваются объёмы российских энергоресурсных поставок в ТР, меняется система внешнеэконо¬мических связей в РФ и их условий, создаются новые органы и институты - и это далеко не все явления, закладывающие фундамент двусторонних контак¬тов.
Насыщенная разного рода этапными событиями история складывания российско-турецкой кооперации нередко содержала напряжённую борьбу за право быть единоличным гегемоном в регионе от Каспийского до Чёрного морей, включающий Кавказ, проливы Босфор и Дарданеллы, дающие выход на средиземноморские просторы. Неоднократно накал страстей между Рос¬сией и ТР достигал такой точки, что разрешить сложившиеся между ними противоречия можно было только прибегнув к войне. Но и тут на помощь всегда приходили дипломатические меры урегулирования спорных ситуаций.
Первые попытки установить дипломатические отношения с Турецким государством были предприняты в 1492 г. Тогда ещё Иван III не знал, что за-вязывает контакты с государством, развивающимся синхронно с Россией и в чём-то похожим с ней. И там и тут огромные пространства, разные народы, включённые в один государственный организм, сосуществование различных конфессий, прежде всего, православия и ислама. Каждая из этих держав ис¬кала и находила свой путь государственного строительства и свою геополи¬тическую нишу развития.
Объектом исследования является внешняя политика Турецкой Рес-публики и Российской Федерации в конце XX - начале XXI века.
Предмет исследования - российско-турецкие отношения (1991-2016).
Хронологические рамки исследования по рассматриваемой теме ох-ватывают период с момента распада Советского Союза по 2016 год, когда была начата работа над ВКР.
Цель выпускной работы: изучить содержание российско-турецких отношений и проанализировать основные тенденции, особенности и направ¬ления их совместной деятельности в указанный период.
В соответствии с вышеуказанной целью исследования в работе были поставлены следующие задачи:
• изучить «зарождение» отношений между Российской и Осман¬ской империями в XV - XVI вв.;
• рассмотреть развитие отношений Османской и Российской импе¬рий в XVII - XIX вв.;
• проанализировать советско-турецкие отношения в первой поло¬вине XX века;
• изучить международные отношения между СССР и Турцией во второй половине XX века;
• проанализировать современное политическое взаимодействие РФ и Турции на международной арене;
• рассмотреть «Крымский» и «Кавказский» вопросы как важные направления российско-турецких отношений;
• изучить торгово-экономическое сотрудничество России и Турции в XXI веке.
Методологическая основа исследования опирается на принципы це-лостности и научной объективности. Также в ходе исследования применён принцип историзма, который предполагает рассмотрение исторических со¬бытий в контексте конкретных исторических условий с учётом динамики взаимной и временной связи с другими историческими явлениями и процес¬сами и требует комплексного подхода к изучению и обработки исторических источников и литературы. Кроме того, специфика нашего исследования обу¬словила необходимость использования методов теоретического, политиче¬ского, системного, структурно-функционального, сравнительного анализа и синтеза, представляющих нам комплексное видение проблемы.
Степень научной изученности проблемы. Российская историография, затрагивающая взаимоотношения Российской и Турецкой империй, доста¬точна обширна. Практическую значимость представляют исследования по выбранной нами теме, таких русских авторов, как Базылев Л.
1, Бондаревский Г.Л. и Греков И.Б. . В них раскрывается влияние ев-ропейских государств на русско-турецкие отношения. Отметим, что порой оно имело как негативные, так и позитивные последствия для обеих стран.
Вклад современных российских учёных, таких как Еремеев Д.Е .4, Ли¬вен Д. , Майер М.С. , Орешкова С.Ф. , Тверитинова А.С. , Фадеева И.Л. представляется более объективным в связи с тем, что основное внимание в их работах уделяется преодолению трудностей и препятствий при налаживании контактов России и Турции. Стоит подчеркнуть, что за всё время становле¬ния двусторонней кооперации их было немало, но благодаря высокому про-фессионализму дипломатических работников, обе страны благополучно справились с барьерами между ними.
Работы других исследователей - Гречко А. , Миллера А.Ф.2 и Поцхве- рии Б.М.3 затрагивают советский период в кооперации Турецкой Республики и России, а именно долгий путь от политики «нейтралитета» к налаживанию доверительных дипломатических отношений между двумя государствами.
Современную составляющую двусторонних отношений, их основные направления, цели и задачи исследуют в своих трудах Гичиев Н.С.4, Марке- донов С.М.5, Белокреницкий В.Я. и Ульченко Н.Ю.6, Шлыков П.В.7 и Ягья В.С.8.
Также в нашем исследовании были использованы работы турецких ав-торов, таких как, Армаоглу Ф.9, Курата А.Н.10, Курата Е.Т. , Мардина Ш.12, Орана Б.13, Ортайлы И.14, Тунайа Т.Л.15, Уната Ф.Р.16, Узунчаршилы И.Н.17 и
Ханиоглу С.М. , рассматривавших в своих работах влияние российской сто-роны на все сферы жизнедеятельности Турецкой Республики; а также на анг-лийском языке иностранных учёных - Гулмиры Гзаевой2, Кирка Г.3, Мехмета 4 5 6 7
Булута , Саммера Б.Х. , Томаса Л.В. и Тойнби А.
Источниковая база исследования базируется на документальных ма-териалах, регламентирующих турецко-российские взаимоотношения в раз¬ные периоды времени: Договоре между РСФСР и Турцией от 16 марта 1921 г.8, Карском договоре9, Андрусовском мирном соглашении10, Договоре об ос¬новах отношений Российской федерации и Турции , Конвенции о режиме Проливов12, Кючук-Кайнарджийском мирном договоре13, Локарнском согла¬шении14, Александропольском договоре15, Постановлении Правительства РФ № 129616, Постановлении Правительства РФ № 145717, Постановлении тельства РФ № 14581, Постановлении Правительства РФ № 8462, Протоколе о развитии двусторонних отношений между Арменией и Турцией от 10 октяб¬ря 2009 г. , Протоколе от установлении дипломатических отношений между Арменией и Турцией от 10 октября 2009 г. , Совместной декларации о новом этапе отношений между Россией и Турцией , Совместной Декларации об уг-лублении дружбы и многопланового партнёрства между РФ и ТР , Указе Президента РФ № 583 , Указе Президента РФ № 314 , Законе о вхождении Республики Крым в состав России , Ясском мирном договоре и Российско- турецком договоре между Косыгиным и Демирелем .
Данная источниковая база позволила, на наш взгляд, затронуть важные аспекты совместной российско-турецкой кооперации, а также заложила прочный фундамент для формирования инструментария долгосрочных основ их двусторонней деятельности.
Структура работы, включающая введение, основную часть, состоя¬щую из трёх глав, заключения, списка использованных источников и литера¬туры, обусловлена поставленной целью и задачами исследования.
С конца XX - начала XXI веков в отношениях между Российским и Ту-рецким государствами прослеживаются новые веяния, нуждающиеся в науч¬ном анализе. С момента распада СССР возникают новые геополитические реалии, расширяется взаимный торговый оборот, увеличиваются объёмы российских энергоресурсных поставок в ТР, меняется система внешнеэконо¬мических связей в РФ и их условий, создаются новые органы и институты - и это далеко не все явления, закладывающие фундамент двусторонних контак¬тов.
Насыщенная разного рода этапными событиями история складывания российско-турецкой кооперации нередко содержала напряжённую борьбу за право быть единоличным гегемоном в регионе от Каспийского до Чёрного морей, включающий Кавказ, проливы Босфор и Дарданеллы, дающие выход на средиземноморские просторы. Неоднократно накал страстей между Рос¬сией и ТР достигал такой точки, что разрешить сложившиеся между ними противоречия можно было только прибегнув к войне. Но и тут на помощь всегда приходили дипломатические меры урегулирования спорных ситуаций.
Первые попытки установить дипломатические отношения с Турецким государством были предприняты в 1492 г. Тогда ещё Иван III не знал, что за-вязывает контакты с государством, развивающимся синхронно с Россией и в чём-то похожим с ней. И там и тут огромные пространства, разные народы, включённые в один государственный организм, сосуществование различных конфессий, прежде всего, православия и ислама. Каждая из этих держав ис¬кала и находила свой путь государственного строительства и свою геополи¬тическую нишу развития.
Объектом исследования является внешняя политика Турецкой Рес-публики и Российской Федерации в конце XX - начале XXI века.
Предмет исследования - российско-турецкие отношения (1991-2016).
Хронологические рамки исследования по рассматриваемой теме ох-ватывают период с момента распада Советского Союза по 2016 год, когда была начата работа над ВКР.
Цель выпускной работы: изучить содержание российско-турецких отношений и проанализировать основные тенденции, особенности и направ¬ления их совместной деятельности в указанный период.
В соответствии с вышеуказанной целью исследования в работе были поставлены следующие задачи:
• изучить «зарождение» отношений между Российской и Осман¬ской империями в XV - XVI вв.;
• рассмотреть развитие отношений Османской и Российской импе¬рий в XVII - XIX вв.;
• проанализировать советско-турецкие отношения в первой поло¬вине XX века;
• изучить международные отношения между СССР и Турцией во второй половине XX века;
• проанализировать современное политическое взаимодействие РФ и Турции на международной арене;
• рассмотреть «Крымский» и «Кавказский» вопросы как важные направления российско-турецких отношений;
• изучить торгово-экономическое сотрудничество России и Турции в XXI веке.
Методологическая основа исследования опирается на принципы це-лостности и научной объективности. Также в ходе исследования применён принцип историзма, который предполагает рассмотрение исторических со¬бытий в контексте конкретных исторических условий с учётом динамики взаимной и временной связи с другими историческими явлениями и процес¬сами и требует комплексного подхода к изучению и обработки исторических источников и литературы. Кроме того, специфика нашего исследования обу¬словила необходимость использования методов теоретического, политиче¬ского, системного, структурно-функционального, сравнительного анализа и синтеза, представляющих нам комплексное видение проблемы.
Степень научной изученности проблемы. Российская историография, затрагивающая взаимоотношения Российской и Турецкой империй, доста¬точна обширна. Практическую значимость представляют исследования по выбранной нами теме, таких русских авторов, как Базылев Л.
1, Бондаревский Г.Л. и Греков И.Б. . В них раскрывается влияние ев-ропейских государств на русско-турецкие отношения. Отметим, что порой оно имело как негативные, так и позитивные последствия для обеих стран.
Вклад современных российских учёных, таких как Еремеев Д.Е .4, Ли¬вен Д. , Майер М.С. , Орешкова С.Ф. , Тверитинова А.С. , Фадеева И.Л. представляется более объективным в связи с тем, что основное внимание в их работах уделяется преодолению трудностей и препятствий при налаживании контактов России и Турции. Стоит подчеркнуть, что за всё время становле¬ния двусторонней кооперации их было немало, но благодаря высокому про-фессионализму дипломатических работников, обе страны благополучно справились с барьерами между ними.
Работы других исследователей - Гречко А. , Миллера А.Ф.2 и Поцхве- рии Б.М.3 затрагивают советский период в кооперации Турецкой Республики и России, а именно долгий путь от политики «нейтралитета» к налаживанию доверительных дипломатических отношений между двумя государствами.
Современную составляющую двусторонних отношений, их основные направления, цели и задачи исследуют в своих трудах Гичиев Н.С.4, Марке- донов С.М.5, Белокреницкий В.Я. и Ульченко Н.Ю.6, Шлыков П.В.7 и Ягья В.С.8.
Также в нашем исследовании были использованы работы турецких ав-торов, таких как, Армаоглу Ф.9, Курата А.Н.10, Курата Е.Т. , Мардина Ш.12, Орана Б.13, Ортайлы И.14, Тунайа Т.Л.15, Уната Ф.Р.16, Узунчаршилы И.Н.17 и
Ханиоглу С.М. , рассматривавших в своих работах влияние российской сто-роны на все сферы жизнедеятельности Турецкой Республики; а также на анг-лийском языке иностранных учёных - Гулмиры Гзаевой2, Кирка Г.3, Мехмета 4 5 6 7
Булута , Саммера Б.Х. , Томаса Л.В. и Тойнби А.
Источниковая база исследования базируется на документальных ма-териалах, регламентирующих турецко-российские взаимоотношения в раз¬ные периоды времени: Договоре между РСФСР и Турцией от 16 марта 1921 г.8, Карском договоре9, Андрусовском мирном соглашении10, Договоре об ос¬новах отношений Российской федерации и Турции , Конвенции о режиме Проливов12, Кючук-Кайнарджийском мирном договоре13, Локарнском согла¬шении14, Александропольском договоре15, Постановлении Правительства РФ № 129616, Постановлении Правительства РФ № 145717, Постановлении тельства РФ № 14581, Постановлении Правительства РФ № 8462, Протоколе о развитии двусторонних отношений между Арменией и Турцией от 10 октяб¬ря 2009 г. , Протоколе от установлении дипломатических отношений между Арменией и Турцией от 10 октября 2009 г. , Совместной декларации о новом этапе отношений между Россией и Турцией , Совместной Декларации об уг-лублении дружбы и многопланового партнёрства между РФ и ТР , Указе Президента РФ № 583 , Указе Президента РФ № 314 , Законе о вхождении Республики Крым в состав России , Ясском мирном договоре и Российско- турецком договоре между Косыгиным и Демирелем .
Данная источниковая база позволила, на наш взгляд, затронуть важные аспекты совместной российско-турецкой кооперации, а также заложила прочный фундамент для формирования инструментария долгосрочных основ их двусторонней деятельности.
Структура работы, включающая введение, основную часть, состоя¬щую из трёх глав, заключения, списка использованных источников и литера¬туры, обусловлена поставленной целью и задачами исследования.
История отношений Российского и Османского государств включает многие громкие победы и завоевания. Данное противостояние было начато ещё при Рюриковичах и закончилось только во время правления последнего из Романовых. Османская и Российская империи воевали двенадцать раз (1569, 1677 - 1681,1686 - 1699,1711 - 1713, 1735 - 1739, 1768 - 1774, 1787 - 1791, 1806 - 1812, 1828 - 1829, 1853 - 1856, 1877 - 1878, 1914 - 1918). Ни с од¬ной другой страной больше ни та, ни другая империя не воевали. И хотя за 500 с лишним лет межгосударственных сношений на период войн не прихо¬дится более 50 лет (и это по самым оптимальным расчётам - от мира до мира, а не только по военным действиям), и в России, и в Османской империи сформировалось мнение друг о друге как о враге.
Данная позиция бытовала среди турецкой элиты и в первой половине XX в. Во время Второй мировой войны Турция отказалась от дружественных соседских контактов с Советским Союзом. Политика балансирования между фашистским блоком и англо-американскими союзниками, при этом поддер¬живая антисоветскую точку зрения, завершила поворот ТР от дружественной кооперации с Советской Россией к участию в военно-политических комби¬нациях западных держав, начавшийся ещё во второй половине 30-х гг. Дан¬ный факт подтверждается подписанием Турции с Германией пакта «О друж¬бе и нейтралитете» за 4 дня до нападения второй на Советское государство. Он означал присоединение ТР к фашистской контрсоветской политике Гер¬мании.
Таким образом, заложенная Лениным и Ататюрком как дружественная и выгодная для обоих государств кооперация, в течение Второй мировой войны перетекла сначала в русло турецкого «нейтралитета», занимаемого между фашистской Германией и СССР, а затем в империалистическую ори-ентацию внешнеполитического курса ТР и контрсоветские кампании.
В начале второй половины XX в., боясь усиления влияния своего Со-ветского соседа, Турецкая Республика вступила в НАТО, став «правой ру-кой» США. Оказывались тщетными все действия советских дипломатов по смягчению напряжённости в отношениях двух государств. Виной этому стал режим Баяра - Мендереса, развивавший военно-политическую кооперацию с западными государствами. Лишь весной 1960 г. правительствам двух стран удаётся договориться о взаимном посещении стран. Но сразу осуществить договорённость не удаётся из-за начавшегося государственного переворота в ТР 27 мая.
Свержение партии Демократов и падение былого режима в Турецкой стране дали надежду советским лидерам на потепление климата в двусторон¬них отношениях. Однако, чтобы растопить льды недоверия, образовывав¬шиеся всю первую половину XX века, дипломатии Советской России при¬шлось приложить немалые усилия.
Факторами, повлиявшими на турецкую сторону и зародившими тен-денцию сближения с Советским Союзом, послужили серьёзные экономиче-ские тяжбы первой. Подтолкнула к «шагу навстречу» Стране Советов и ту-рецкая изолированность на мировом театре действий, заработанная участием ТР в агрессивных блоках и ориентацией на союз с империалистическими странами. Во внешнеполитической области причиной стал кипрский вопрос.
Однако союзнический взгляд правительства ТР на Страну Советов не находил общего отклика среди турецкой элиты. Более того, само правитель-ство не было едино.
В феврале 1965 г. в результате парламентских выборов Народно-республиканскую партию сменяет Партия справедливости, которая обвиняла свою предшественницу в крайне левой политике. Однако и при правительст¬вах Демиреля продолжается курс на Советскую Россию. Начинается обмен делегациями, официальные визиты Косыгина А.Н. и Спиридонова И.В. в Турцию, Феридуна Джемаля Эркина, Сулеймана Демиреля, Исхана Чаглаян- гиля и Джевдета Суная в СССР, пересмотр ранее заключённых договоров, двусторонние переговоры, что, несомненно, запустило процесс к развитию дружественных соседских взаимоотношений со Страной Советов.
Долговременную основу экономические связи ТР и Советской России приобрели в 1984 г. с подписанием Долгосрочной программы развития эко-номического, торгового и научно-технического взаимодействия в результате посещения Тихоновым Н.А. соседнего государства. Постепенно в обоюдном диалоге сторонами начинают затрагиваться политические вопросы и между-народные проблемы.
Важнейший за всю историю османо-российских, советско-турецких и российско-турецких отношений акт, регламентирующий основные принципы двусторонних отношений, был подписан тоже во второй половине XX в.
Таким образом, пройдя нелёгкий путь от скрытой за «нейтралитетом» конфронтации к очень медленному избавлению от антисоветских настроев, оба государства, всё таки, смогли наладить свои отношения и достигнуть не-кий статус-кво спустя век. На их пути было много препятствий и преград как со стороны внешних акторов, так и внутренних. Однако, новый этап взаимо-действия России и Турции ознаменовался переходом от соперничества и конкуренции к широкой и многоплановой кооперации только лишь с пре-кращением существования СССР и биполярной системы международных от-ношений.
В истории современных политических российско-турецких отношений выделилось несколько стадий.
• 1991-2000 гг. - период, когда наблюдавшееся соперничество ме-жду двумя государствами в энергетической, этнической и региональной об-ластях всячески препятствовало должному развитию взаимоотношений меж-ду ними. Поэтому турецкие учёные прозвали его «потерянными годами».
• 2001-2008 гг. - «годы поиска», во время которых обе страны, ус-тав от вреда конфронтации, стали искать связи, которые бы укрепили дву-стороннее доверие и соответствовали интересам обеих сторон. Именно на данный период приходится расцвет экономических контактов ТР и РФ.
• 2008-2012 гг. - «время сотрудничества», когда формируется стра¬тегическая энергетическая кооперация, вводится безвизовый режим и закла¬дывается базовая правовая составляющая турецко-российских отношений: свыше 60 документов.
Однако, несмотря на пройденный путь к политической турецко-российской кооперации, происходит взаимное накапливание разногласий и противоречий, что «сгущает тучи» над отношениями двух стран. И это не удивительно, ведь в случае столкновения интересов, каждая сторона будет действовать в свою пользу, оставляя позади улыбки и дружественную рито-рику.
Неожиданный удар по российско-турецким отношениям был нанесён Турцией 24 ноября 2015 г., когда её ВВС уничтожили российский военный самолёт над сирийским воздушным пространством. После семимесячной «заморозки» политических контактов со стороны РФ, в конце июня 2016 г. Москва всё же получила официальные извинения за гибель российского пи-лота. Также в послании Путину Эрдоган выражал заинтересованность в во-зобновлении отношений и урегулировании последствий данной ситуации, а также готовность активно взаимодействовать в контртеррористической борь¬бе.
Начало политическому диалогу было положено 29 июня 2016 г.
Но, не успев ещё вернуть былое доверие друг к другу, 19 декабря 2016 г. в Анкаре происходит очередная «провокация» турецко-российских отно¬шений. На открытии выставки, посвящённой российской тематике, был со¬вершён террористический акт, в результате которого РФ лишилась своего Посла в ТР - Карлова А.Г. Однако в этот раз «заморозки» отношений не по-следовало, а наоборот, страны попытались сохранить достигнутый уровень политического диалога и пришли к выводы о необходимости принятия всех мер для безопасности граждан России, российский учреждений и их сотруд-ников.
Однако, международные отношения не мыслимы без рисков и проти-воречий. Так, несмотря на «стратегическую кооперацию» между двумя госу¬дарствами, они всё ещё остаются экономическими и геополитическими кон¬курентами в черноморском и южнокавказском регионах.
И Турецкая Республика, и Российская Федерация в течение многих ве-ков боролись за «место под солнцем» на Чёрном море, где полуостров Крым занимал важное стратегическое значение. По сей день данная проблема оста¬ётся актуальной для обоих государств.
После распада СССР Турция, «положив глаз» на Черноморский регион, видела в нём, прежде всего, судоходный коридор, который открыл бы ей аль¬тернативные транспортные и торговые пути в Восточную и Северную Евро¬пу, а также Кавказское направление и Центральной Азии. По мнению турец¬ких властей, это центр, где сходились наиболее существенные распредели¬тельные линии. Более того, влияние на Чёрном море показало бы, что ТР яв¬ляется региональной силой, которая может влиять на мировую политику.
Однако, из-за гражданской войны на Украине, несмотря на все несо-гласия и возражения со стороны мировой общественности, 16 марта 2014 г. в Крыму состоялся референдум за вхождение в состав России. Около 97% крымчан проголосовало «за». Не приняли участие в голосовании только лишь крымские татары, имевшие тесную связь с ТР. Уже 18 марта было под¬писано соглашение, на основе которого Крым стал российским.
Отметим, что большинство членов ООН не признало референдум в Крыму. Более того, были введены санкции против Российской Федерации.
Что касается Турции, то она не соглашалась с законностью референду-ма, однако резких заявлений её представители всё же избегали. И это не уди-вительно, ведь некорректные высказывания или поведение в адрес России, а также присоединение к контрроссийским санкциям могут означать крах ту-рецкой экономики.
Таким образом, в современной мировой политике Чёрное море являет-ся ключевым регионом для глобальных держав и транспортным маршрутом нефти и газа из Каспийского бассейна в Центральную Азию и на западные рынки. А учитывая найденные здесь недавно запасы нефти, повышается и его энергетической роль. Кроме всего прочего, оно находится в месте, кото-рое позволяет контролировать Кавказ. Таким образом, как мы видим, Черно¬морский регион является очень важным и необходимым объектом и для Тур¬ции, и для России. Будущее российско-турецких отношений являются опре¬деляющими для сотрудничества и безопасности Чёрного моря.
Вопрос Проливов до сих пор остаётся важным и деликатным в турецко¬российских отношениях. Однако, как отмечают иностранные журналисты, «В.В.Путин добился выхода к незамерзающим морям при помощи торгово¬экономических связей, чего не смогли сделать Пётр I, Николай II и Сталин военными методами».
Другим нерешённым вопросом на ближневосточной арене в российско - турецких отношениях является Кавказский. Несмотря на всё внимание ми-ровой общественности к украинским событиям и на Ближнем Востоке Боль-шой Кавказ всё ещё остаётся стратегически важным объектом.
Таким образом, стремясь занять лидирующую позицию на Ближнем Востоке и предпринимая попытки усиления своего влияния в Кавказской ме-стности, Турция, желая того или нет, будет вытеснять Россию из системы от-ношений с государствами данного региона. Чего РФ, конечно же, позволить не может. Поэтому, от состояния российско-турецкого климата в их отноше-ниях традиционно будет зависеть положение дел в Южном Кавказе, что по-требует от обоих государств проведения взвешенной, осмотрительной поли-тики.
Что же касается экономической стороны двусторонних отношений, то невольно появляется вопрос - есть ли противоречия между этими государст-вами и в экономических аспектах? Исходя из нашего исследования, можно сделать вывод, что, да, и касаются они, взаимозависимости ТР от энергетиче¬ских поставок РФ, так и турецкого транзитного потенциала. Безусловно, что данная зависимость не нравится им обеим.
Данная позиция бытовала среди турецкой элиты и в первой половине XX в. Во время Второй мировой войны Турция отказалась от дружественных соседских контактов с Советским Союзом. Политика балансирования между фашистским блоком и англо-американскими союзниками, при этом поддер¬живая антисоветскую точку зрения, завершила поворот ТР от дружественной кооперации с Советской Россией к участию в военно-политических комби¬нациях западных держав, начавшийся ещё во второй половине 30-х гг. Дан¬ный факт подтверждается подписанием Турции с Германией пакта «О друж¬бе и нейтралитете» за 4 дня до нападения второй на Советское государство. Он означал присоединение ТР к фашистской контрсоветской политике Гер¬мании.
Таким образом, заложенная Лениным и Ататюрком как дружественная и выгодная для обоих государств кооперация, в течение Второй мировой войны перетекла сначала в русло турецкого «нейтралитета», занимаемого между фашистской Германией и СССР, а затем в империалистическую ори-ентацию внешнеполитического курса ТР и контрсоветские кампании.
В начале второй половины XX в., боясь усиления влияния своего Со-ветского соседа, Турецкая Республика вступила в НАТО, став «правой ру-кой» США. Оказывались тщетными все действия советских дипломатов по смягчению напряжённости в отношениях двух государств. Виной этому стал режим Баяра - Мендереса, развивавший военно-политическую кооперацию с западными государствами. Лишь весной 1960 г. правительствам двух стран удаётся договориться о взаимном посещении стран. Но сразу осуществить договорённость не удаётся из-за начавшегося государственного переворота в ТР 27 мая.
Свержение партии Демократов и падение былого режима в Турецкой стране дали надежду советским лидерам на потепление климата в двусторон¬них отношениях. Однако, чтобы растопить льды недоверия, образовывав¬шиеся всю первую половину XX века, дипломатии Советской России при¬шлось приложить немалые усилия.
Факторами, повлиявшими на турецкую сторону и зародившими тен-денцию сближения с Советским Союзом, послужили серьёзные экономиче-ские тяжбы первой. Подтолкнула к «шагу навстречу» Стране Советов и ту-рецкая изолированность на мировом театре действий, заработанная участием ТР в агрессивных блоках и ориентацией на союз с империалистическими странами. Во внешнеполитической области причиной стал кипрский вопрос.
Однако союзнический взгляд правительства ТР на Страну Советов не находил общего отклика среди турецкой элиты. Более того, само правитель-ство не было едино.
В феврале 1965 г. в результате парламентских выборов Народно-республиканскую партию сменяет Партия справедливости, которая обвиняла свою предшественницу в крайне левой политике. Однако и при правительст¬вах Демиреля продолжается курс на Советскую Россию. Начинается обмен делегациями, официальные визиты Косыгина А.Н. и Спиридонова И.В. в Турцию, Феридуна Джемаля Эркина, Сулеймана Демиреля, Исхана Чаглаян- гиля и Джевдета Суная в СССР, пересмотр ранее заключённых договоров, двусторонние переговоры, что, несомненно, запустило процесс к развитию дружественных соседских взаимоотношений со Страной Советов.
Долговременную основу экономические связи ТР и Советской России приобрели в 1984 г. с подписанием Долгосрочной программы развития эко-номического, торгового и научно-технического взаимодействия в результате посещения Тихоновым Н.А. соседнего государства. Постепенно в обоюдном диалоге сторонами начинают затрагиваться политические вопросы и между-народные проблемы.
Важнейший за всю историю османо-российских, советско-турецких и российско-турецких отношений акт, регламентирующий основные принципы двусторонних отношений, был подписан тоже во второй половине XX в.
Таким образом, пройдя нелёгкий путь от скрытой за «нейтралитетом» конфронтации к очень медленному избавлению от антисоветских настроев, оба государства, всё таки, смогли наладить свои отношения и достигнуть не-кий статус-кво спустя век. На их пути было много препятствий и преград как со стороны внешних акторов, так и внутренних. Однако, новый этап взаимо-действия России и Турции ознаменовался переходом от соперничества и конкуренции к широкой и многоплановой кооперации только лишь с пре-кращением существования СССР и биполярной системы международных от-ношений.
В истории современных политических российско-турецких отношений выделилось несколько стадий.
• 1991-2000 гг. - период, когда наблюдавшееся соперничество ме-жду двумя государствами в энергетической, этнической и региональной об-ластях всячески препятствовало должному развитию взаимоотношений меж-ду ними. Поэтому турецкие учёные прозвали его «потерянными годами».
• 2001-2008 гг. - «годы поиска», во время которых обе страны, ус-тав от вреда конфронтации, стали искать связи, которые бы укрепили дву-стороннее доверие и соответствовали интересам обеих сторон. Именно на данный период приходится расцвет экономических контактов ТР и РФ.
• 2008-2012 гг. - «время сотрудничества», когда формируется стра¬тегическая энергетическая кооперация, вводится безвизовый режим и закла¬дывается базовая правовая составляющая турецко-российских отношений: свыше 60 документов.
Однако, несмотря на пройденный путь к политической турецко-российской кооперации, происходит взаимное накапливание разногласий и противоречий, что «сгущает тучи» над отношениями двух стран. И это не удивительно, ведь в случае столкновения интересов, каждая сторона будет действовать в свою пользу, оставляя позади улыбки и дружественную рито-рику.
Неожиданный удар по российско-турецким отношениям был нанесён Турцией 24 ноября 2015 г., когда её ВВС уничтожили российский военный самолёт над сирийским воздушным пространством. После семимесячной «заморозки» политических контактов со стороны РФ, в конце июня 2016 г. Москва всё же получила официальные извинения за гибель российского пи-лота. Также в послании Путину Эрдоган выражал заинтересованность в во-зобновлении отношений и урегулировании последствий данной ситуации, а также готовность активно взаимодействовать в контртеррористической борь¬бе.
Начало политическому диалогу было положено 29 июня 2016 г.
Но, не успев ещё вернуть былое доверие друг к другу, 19 декабря 2016 г. в Анкаре происходит очередная «провокация» турецко-российских отно¬шений. На открытии выставки, посвящённой российской тематике, был со¬вершён террористический акт, в результате которого РФ лишилась своего Посла в ТР - Карлова А.Г. Однако в этот раз «заморозки» отношений не по-следовало, а наоборот, страны попытались сохранить достигнутый уровень политического диалога и пришли к выводы о необходимости принятия всех мер для безопасности граждан России, российский учреждений и их сотруд-ников.
Однако, международные отношения не мыслимы без рисков и проти-воречий. Так, несмотря на «стратегическую кооперацию» между двумя госу¬дарствами, они всё ещё остаются экономическими и геополитическими кон¬курентами в черноморском и южнокавказском регионах.
И Турецкая Республика, и Российская Федерация в течение многих ве-ков боролись за «место под солнцем» на Чёрном море, где полуостров Крым занимал важное стратегическое значение. По сей день данная проблема оста¬ётся актуальной для обоих государств.
После распада СССР Турция, «положив глаз» на Черноморский регион, видела в нём, прежде всего, судоходный коридор, который открыл бы ей аль¬тернативные транспортные и торговые пути в Восточную и Северную Евро¬пу, а также Кавказское направление и Центральной Азии. По мнению турец¬ких властей, это центр, где сходились наиболее существенные распредели¬тельные линии. Более того, влияние на Чёрном море показало бы, что ТР яв¬ляется региональной силой, которая может влиять на мировую политику.
Однако, из-за гражданской войны на Украине, несмотря на все несо-гласия и возражения со стороны мировой общественности, 16 марта 2014 г. в Крыму состоялся референдум за вхождение в состав России. Около 97% крымчан проголосовало «за». Не приняли участие в голосовании только лишь крымские татары, имевшие тесную связь с ТР. Уже 18 марта было под¬писано соглашение, на основе которого Крым стал российским.
Отметим, что большинство членов ООН не признало референдум в Крыму. Более того, были введены санкции против Российской Федерации.
Что касается Турции, то она не соглашалась с законностью референду-ма, однако резких заявлений её представители всё же избегали. И это не уди-вительно, ведь некорректные высказывания или поведение в адрес России, а также присоединение к контрроссийским санкциям могут означать крах ту-рецкой экономики.
Таким образом, в современной мировой политике Чёрное море являет-ся ключевым регионом для глобальных держав и транспортным маршрутом нефти и газа из Каспийского бассейна в Центральную Азию и на западные рынки. А учитывая найденные здесь недавно запасы нефти, повышается и его энергетической роль. Кроме всего прочего, оно находится в месте, кото-рое позволяет контролировать Кавказ. Таким образом, как мы видим, Черно¬морский регион является очень важным и необходимым объектом и для Тур¬ции, и для России. Будущее российско-турецких отношений являются опре¬деляющими для сотрудничества и безопасности Чёрного моря.
Вопрос Проливов до сих пор остаётся важным и деликатным в турецко¬российских отношениях. Однако, как отмечают иностранные журналисты, «В.В.Путин добился выхода к незамерзающим морям при помощи торгово¬экономических связей, чего не смогли сделать Пётр I, Николай II и Сталин военными методами».
Другим нерешённым вопросом на ближневосточной арене в российско - турецких отношениях является Кавказский. Несмотря на всё внимание ми-ровой общественности к украинским событиям и на Ближнем Востоке Боль-шой Кавказ всё ещё остаётся стратегически важным объектом.
Таким образом, стремясь занять лидирующую позицию на Ближнем Востоке и предпринимая попытки усиления своего влияния в Кавказской ме-стности, Турция, желая того или нет, будет вытеснять Россию из системы от-ношений с государствами данного региона. Чего РФ, конечно же, позволить не может. Поэтому, от состояния российско-турецкого климата в их отноше-ниях традиционно будет зависеть положение дел в Южном Кавказе, что по-требует от обоих государств проведения взвешенной, осмотрительной поли-тики.
Что же касается экономической стороны двусторонних отношений, то невольно появляется вопрос - есть ли противоречия между этими государст-вами и в экономических аспектах? Исходя из нашего исследования, можно сделать вывод, что, да, и касаются они, взаимозависимости ТР от энергетиче¬ских поставок РФ, так и турецкого транзитного потенциала. Безусловно, что данная зависимость не нравится им обеим.
Подобные работы
- Ближневосточный регион в геополитике Турецкой республики в XXI веке
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Ближневосточный регион в геополитике Турецкой республики в XXI веке
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Российско-турецкие отношения в конце XX - начале XXI вв
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Особенности, проблемы и кризисные явления в российско-турецком взаимодействии, их влияние на состояние двусторонних отношений
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Основные направления внешней политики Турции в начале XXI века
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023 - ПРОБЛЕМА ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ПОРАЖЕНИЯ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ
ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ (1923-1945 ГГ.)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Египетско-российские отношения и их влияние на ливийский кризис
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2022 - РОЛЬ И МЕСТО ТУРЦИИ В БЛОКЕ НАТО В ПОСТБИПОЛЯРНЫЙ ПЕРИОД
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Система международных экономических отношений Турции на современном этапе (2008-2018 гг.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



