Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Российско-турецкие отношения в конце XX - начале XXI вв

Работа №97696

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы96
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
785
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Российская Федерация и Турецкая Республика в современном
мире 9
1.1. Основные параметры современной системы международных
отношений 9
1.2. Геополитическая характеристика Российской Федерации и Турецкой
Республики 18
1.3. Концептуальные основы российско-турецких отношений 32
Глава 2. Основные направления сотрудничества Российской Федерации и Турецкой Республики в конце XX - XXI вв 42
2.1. Политическое, энергетическое и экономическое сотрудничество РФ и
Турции 42
2.2. Взаимоотношения России и Турции в сферах туризма, культуры и
образования 53
2.3. Перспективы развития российско-турецких отношений 62
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 76
Приложения 88

В настоящее время проблема изучения внешней политики Турецкой Республики по отношению к Российской Федерации является достаточно актуальной темой. Современная политика данного государства неоднозначна, непредсказуема, а иногда необъяснима. Сотрудничество, конфликты, вновь дружеские отношения - данное непостоянство вызывает определенные сомнения в дружественных намерениях государства, тем самым Турция теряет доверие в Ближневосточном регионе. По этим причинам данная тема заставляет проявить огромный интерес к изучению причин такого поведения в исторических корнях Турецкой Республики.
Стоит отметить, что данное государство обладает уникальным географическим положением, но, не смотря на эту особенность, испытывает сложности с собственными военными и экономическими ресурсами. Также отсутствие месторождений нефти и затрудненное развитие тяжёлой индустрии, как следствие отсутствие собственного военно-промышленного комплекса, делают Турецкую Республику зависимой от импорта вооружений и сотрудничества с экономически развитыми странами не только в своем регионе, но и по всему миру.
Турция в послевоенное время являлась стратегическим сторонником и союзником Соединенных Штатов Америки и западного мира, в целом, также ориентируясь и на европейские страны. В 1952 г. она вступила в НАТО, и до сегодняшнего момента фактически сохраняет свое присутствие в данном блоке, что ставит под вопрос доверительные отношения именно с Российской Федерацией.
Несмотря на это, от сотрудничества с Россией Турецкая Республика получает существенные дивиденды, которые ей так важны. Успешно реализуются такие энергетические проекты, строительство АЭС «Аккую» и проект «Турецкого потока». Помимо этого, Турция в ближайшее время планирует закупку мощнейшего вооружения у Российской Федерации, что приводит к некоторым конфликтам в диалоге с западной стороной. Такое положение ситуации говорит о том, что Турецкая Республика постепенно разворачивает свой внешнеполитический курс в противоположную сторону, тем самым еще больше доказывая союзникам, что ей можно доверять.
Также большой интерес к изучению вызывают перспективы российско- турецких отношений. В связи с таким непостоянством внешнеполитических ценностей Турецкой Республики, несостоятельность концепций А. Давутоглу приводят её к еще большим сложностям ведения стратегических действий на Ближнем востоке и в мире в целом.
Объектом исследования в данной работе будут международные отношения в Европе в постбиполярный период.
Предметом исследования являются отношения между Россией и Турцией с 1991 г. по настоящее время.
Территориальные и хронологические рамки исследования.
Основное внимание в исследовании отношений двух государств - Турции и России, уделяется периоду с 1991, а именно с момента распада СССР, по 2018 гг. После распада Советского Союза России пришлось вновь налаживать все взаимоотношения, как фактически, так и документально. Турция оказывала необходимую экономическую помощь. С этих времен и начался её разворот внешней политики от Запада в сторону России. Также интересы обеих стран соприкасаются в Ближневосточном регионе. Они характеризуются проявлением лидерских амбциций для училения влияния в данном регионе.
Степень изученности темы. Историография внешней политики Турции и России представлена в трудах современных авторов, российскими, западными и турецкими исследователями, политологами и дипломатами.
Российский исследователь А.Д. Богатуров занимался изучением внешней политики России и современных глобальных проблем, а Российский политолог, доктор политических наук, Николай Баранов и В.Г. Барановский изучали основные параметры современной системы международных отношений и ее трансформацию в начале XXI в.
Британско-канадский политолог Барри Бузан в рамках английской школы изучал теорию и социальную структуру глобализации. А американский профессор политических наук Джеймс Розенау изучал глобализационные процессы. Также трансформацию государственных функций в условиях глобализации изучала историк Т.А. Васильева.
Российский политолог и историк В.И. Мизин описал новые аспекты стратегии национальной безопасности России. Актуальные вопросы геополитики современной России изучала кандидат политических наук Л.М. Мусина. А. Бовдунов рассуждал о возможностях угрозы военного конфликта между НАТО и Россией. А о проблемах национальной безопасности Турции рассуждал турецкий журналист Tuncay Mollaveisoglu.
Изучением геополитики Османской империи занимались еще в конце XIX-начале XX в. такие мыслители, как Джон Маккиндер в своей работе «Географическая ось истории». Его последователь - известный американский геополитик Николас Спикман считал географическое положение Турции уникальным, а также важнейшим пунктом в отношении взаимодействующих государств, называемым контактной зоной.
Отечественные авторы А.А. Сотниченко и А.Г. Дугин также занимались исследованием особенного геополитического положения Турецкой республики...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе данного исследования рассматривались отношения между Россией и Турцией в современной системе международных отношений. Было обозначено понятие постбиполярной системы международных отношений, причины ее формирования, а также её особенности. Описана геополитическая характеристика Турецкой Республики и геополитическая характеристика Российской Федерации. Были определены концептуальные основы российско- турецких отношений, их правовая база. Исследовались дипломатические, экономические и энергетические отношения между Россией и Турцией, а также российско-турецкие отношения в сфере туризма, культуры и образования. Была произведена оценка перспектив развития российско- турецких отношений, а также раскрыты их внешнеполитические цели.
Россию и Турцию объединяют географическое положение: обе страны находятся на обеих частях континента. Также у государств схожие процессы развития: от империй - через революции и гражданские войны. При этом геополитическая составляющая, а именно конкуренция в регионах своих интересов была и является неотъемлемой частью российско-турецких отношений во времена всех процессов развития сотрудничества.
Отношения России и Турции в исследуемый период практически на протяжении всех 30 лет носили дружественный характер. Исключением стал инцидент со сбитым российским бомбардировщиком Су-24 в 2015 г. Но спустя всего полгода оба государства начали восстановление всех связей, и уже сегодня мы можем увидеть полноценный разносторонний диалог обеих стран.
Последнее тридцатилетие условно можно разделить на три этапа:
1. С момента распада СССР до начала президентского срока В.В. Путина - период характерен лишь экономическим сотрудничеством между странами, а также экономической взаимопомощью Турецкой Республики в связи со становлением нового государства - Российская Федерация. С распадом СССР отношения между Россией и Турцией также характеризовались попытками Турции усилить своё влияние на новые независимые государства, что привело к определенной конфронтации на постсоветском пространстве.
2. С начала XXI в. по 2011 г. - сотрудничество России и Турции
является более разноплановым. Основное качество
взаимоотношений - энергетическое сотрудничество, которое является приоритетным для обеих стран. Также активно развивается торгово-экономическое сотрудничество, гуманитарное и даже сотрудничество в вопросах безопасности, что показало способность России и Турции находить точки соприкосновения в тех областях схожих интересов. Однако разрыв торгово-экономических связей и угроза заморозки таких крупных энергетических проектов как АЭС «Аккую» и «Турецкий поток» после событий 2015 г., показал неспособность существующих договорённостей в экономической сфере противостоять политическим потрясениям. Определенно это связано с отсутствием взаимного доверия.
3. С 2011 г. начало проявляться столкновение российско-турецких интересов на Ближнем Востоке. Желание Турецкой Республики установить ведущие позиции на территориях бывшей Османской Империи, и вовлечённость России в региональные процессы привели к новой трансформации двусторонних отношений. И несмотря на то, что сегодня позиции ТР и РФ относительно схожи, любая дестабилизация обстановки в регионе может разжечь новый конфликт и затянувшийся кризис в отношениях.
Однако на сегодняшний день существуют и серьезные вопросы в дружественных намерениях Турции. Например, энергетическое сотрудничество показывает противоречия, которые ярче всего проявляются в конкурентных проектах по транспортировке энергоресурсов в обход России.
Турция в них принимает полноценное участие и делает активные шаги для их реализации.
Также в результате изучения внешнеполитических документов и официальных выступлений на высшем уровне были определены следующие интересы и разногласия между Россией и Турцией:
Интересы России:
• Обеспечение устойчивости системы МО и международного права, предотвращение смены режимов и интервенций без согласия Совета Безопасности ООН или официальных просьб властей государств;
• Обеспечение внутренней стабильности в регионе;
• Наращивание влияния как в регионе, так и в мире;
• Поддержка дружественных режимов, создание и развитие долгосрочных геополитических альянсов;
• Обеспечение своего военного присутствия, мирное урегулирование сирийского конфликта;
• Укрепление дружественных отношений и сотрудничество с некоторыми странами Ближнего Востока;
• Более выгодный экспорт энергоресурсов, развитие новых проектов.
• Экспорт военного вооружения;
• Инвестирование со стороны экономически сильных государств в экономику России.
Интересы Турции:
• Ведение независимой внешней политики;
• Установление регионального лидерства на территориях бывшей Османской Империи и укрепление своих позиций в соседних регионах;
• Расширение границ за счёт Сирии и Ирака по турецкому «Национальному пакту» 1920 г.;
• Нейтрализация угроз, исходящих от курдского народа, недопущение создания государственных образований;
• Налаживание сотрудничества со странами региона в торгово­экономической, культурно-гуманитарной и социальной сферах, а также включение государств региона в интеграционные процессы.
В результате исследования можно сделать вывод о том, что сложная геополитическая ситуация, а также политические и экономические интересы могут стать гарантом продолжения трансформации российско-турецких отношений в положительную сторону и в ближайшем будущем.
Наличие большого количества договоров и соглашений между Российской Федерацией и Турецкой Республикой помогло лучше определить приоритетные сферы сотрудничества и проблемные вопросы, которые в последствии будут создавать основу для новых соглашений и, тем самым, способствуя углублению и диверсификации взаимоотношений.
Анализ российско-турецкого сотрудничества показал, что исторической особенностью этих отношений является волнообразный характер или траекторию синусоиды, то есть на протяжении всего времени прослеживалось отсутствие стабильного и поступательного развития диалога.
Несмотря на это, перспективы развития отношений обеих стран больше положительные, нежели плачевные. Надежда на тесное сотрудничество и общие интересы присутствуют с обеих сторон. Конечно, доля определенных сомнений в целесообразности такого доверительного диалога присутствует, ведь политика Эрдогана достаточно резка и непредсказуема, а российская сторона старается относиться максимально лояльно и прагматично ко всем возникающим перед ней вызовам.


1. Баранов Н., Основные параметры современной системы
международных отношений. 19.06.2016. Режим доступа: http://nicbar.ru/politology/study/kurs-sovremennye-mezhdunarodnye- otnosheniya/144-lektsiya-4-rossijsko-amerikanskie-otnosheniya#top (Дата
обращения: 6.11.2017)
2. Барановский В., Трансформация мировой системы в 2000-х годах. Режим доступа: http: //www.intertrends .ru/old/twenty-second/002.htm (Дата обращения: 16.05.2018)
3. Беленький А. Мединский и Куртулмуш обсудили «перекрестный» год
культуры. Daily Storm. 14.03.2018. Режим доступа:
https://dailystorm.ru/news/medinskiy-i-kurtulmush-obsudili-perekrestnyy- god-kultury (Дата обращения: 4.04.2018)
4. Белоусова А., Какими теперь будут отношения России и Турции? Провэд.рф. 15.11.2017. Режим доступа: http://провэд.рф/article/45051- kakimi-tepepy-budut-otnosheniya-possii-i-tuptsii.html (Дата обращения: 5.05.2018)
5. Бовдунов А., «До края и обратно»: насколько велика угроза военного конфликта между НАТО и Россией. 8.02.2018. Режим доступа: https://russian.rt.com/world/article/478441-evropa-rossiya-voyna- munhenskiy-doklad (Дата обращения: 10.04.2018)
6. Бурмистрова С., Эрдоган и Путин запустили строительство АЭС «Аккую» в Турции. РБК. 3.04.2018. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/03/04/2018/5ac387ee9a79472a4f288a66 (Дата обращения: 2.05.2018)
7. В Анкаре одну из улиц назовут именем погибшего посла Андрея
Карлова. Russia Today. 20.12.2016. Режим доступа:
https://russian.rt.com/world/news/343295-ankara-ulica-ima-posol (Дата обращения: 4.04.2018)
8. Виза в Турцию в 2018 году: нужна ли россиянам и как ее оформить. Виза Инфо. 25.10.2017. Режим доступа: http: //viza-info .ru/aziya/viza-v-turciyu- dlya-rossiyan.html (Дата обращения: 17.05.2018)
9. Веселов А., «Что нового в концепции внешней политики России». ИАР ТАСС. 2.12.2016. Режим доступа: http://tass.ru/politika/3835736 (Дата обращения: 17.01.2018)
10. Внешнеполитическая стратегия России на 2018 г. Pars Today. 11.01.2018.
Режим доступа: http://parstoday.com/ru/news/russia-i81415 (Дата
обращения: 20.05.2018)
11. Враги Эрдогана: как Турция изменилась после попытки переворота.
РБК. 16.07.2017. Режим доступа:
https://www.rbc.ru/politics/16/07/2017/5968c05f9a7947370110c79a (Дата обращения: 15.01.2018)
12. Встреча Путина и Эрдогана продолжалась полтора часа. РИА Новости.
3.04.2018. Режим доступа:
https://ria.ru/politics/20180403/1517854765.html (Дата обращения: I. 06.2018)
13. Встречи Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана. Досье.
II. 12.2017. ИАР ТАСС. Режим доступа: http://tass.ru/info/4802541 (Дата обращения: 6.05.2018)
14. Выставочный зал в Анкаре назовут в память об убитом российском после. Russia Today. 20.12.2016. Режим доступа:
https://russian.rt.com/world/news/343445-zal-ankara-karlov (Дата
обращения: 4.04.2018)
15. ВЦИОМ: Православными себя считают 75% россиян. РБК. 30.10.2010.
Режим доступа: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/20100330161117.shtml
(Дата обращения: 10.12.2017)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ