ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИРОДЕ 9
1.1. Психолого-педагогические подходы к формированию экологических умений у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности в
природе 9
1.2. Экологические умения старших дошкольников: сущность, виды,
содержание 15
1.3. Педагогические условия формирования экологических умений у детей
старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности в природе 23
ГЛАВА II. ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИРОДЕ 36
2.1. Изучение исходного уровня сформированности экологических умений у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности в природе.. 36
2.2. Методические рекомендации по формированию экологических умений у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности в природе..47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, с принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» сформированы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства ставят экологическое образование в разряд центральных государственных проблем. Данные документы декларируют организацию в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого должно стать дошкольное. На первый план выходит необходимость переосмысления подходов к экологическому образованию детей дошкольного возраста.
Вопросами экологического образования детей дошкольного возраста занимались ученые Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, С.Н. Николаева, П.Г. Саморукова, Е.Ф. Терентьева и др. Они обращают внимание на то, что дошкольное образование закладывает фундамент экологического развития личности, который способствует начальному формированию экологической культуры.
Современные ученые Н.Н. Вересова, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и др., под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.
И.Д. Зверев и И.Т. Суравегина, авторы Концепции общего среднего экологического образования, трактуют экологическое образование как целенаправленно-организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками. Ученые отмечают, что целью экологического образования является необходимость формирования экологической культуры на основе овладения экологическими знаниями, умениями и ценностными ориентациями в отношениях с природой.
Содержание экологического образования дошкольников представляет собой единую систему взаимодействующих элементов: экологических знаний; экологических умений и навыков; творческой деятельности в природной среде; экологических ценностей.
Проблемой формирования экологических знаний, умений и навыков у детей на разных возрастных этапах занимались и занимаются такие ученые, как Н.М. Антипова, С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, А.М. Новикова, И.Т. Суравегина, Н.В. Чебышев и др.
Н.А. Менчинская, И.Я. Лернер, Т.И. Суравегина и В.М. Сенкевич определяют классификацию экологических знаний, умений и навыков в период дошкольного детства, подразделяют их на группы, виды и типы. Результаты исследований ученых отражают взаимодействие знаний и умений, знаний и навыков, умений и навыков.
К.К. Платонов и Н.Н. Моисеев рассматривают умения с позиций личностно-деятельностного подхода. Они отмечают, что формирование умений является одной из самых значимых целей обучения и воспитания.
Н.В. Чебышев в своих работах описывает характеристики умений, в которых раскрывает природу самих умений и их взаимосвязь со знаниями и навыками.
Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская и Г.И. Щукина определяют видовые признаки умений и выделяют в них интеллектуальную направленность и практический характер одновременно, таким образом, выделяя познавательные умения и практические умения.
По мнению ученых А.А. Плешакова, Л.П. Симоновой и др. очень важно формирование у старших дошкольников экологических знаний, умений и навыков, так как они необходимы каждому человеку, чтобы создать достойную человека среду, развить настолько современные производственные силы, которые могли бы обеспечить гармонию человека и природы.
Экологические знания, умения и навыки должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности. К тому же в процессе такой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок - окружающая среда». Так, Г.А. Ягодин отмечал, что «экологическое образование - это гораздо больше, чем знания, умения и навыки, это мировоззрение, это вера в приоритет жизни... Поэтому важнейшая часть образования состоит в конкретных действиях, поступках, закрепляющих и развивающих это мировоззрение» (50; с. 74). Одно дело - провести беседу о правилах поведения, и совсем другое - создать условия, в которых ребенок смог бы реализовать эти правила на практике.
В трудах ученых Н.И. Ветровой, Л.М. Маневцовой, А.К. Матвеевой и др. изучены возможности дошкольников в освоении умений трудовой деятельности в природе.
Задатки экологических умений присущи любому ребенку, только нужно суметь раскрыть и развить их. Ребенок должен не только овладевать материалом дошкольных программ, но и уметь применять его практически, находить решение любой проблемы; а это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для развития экологических умений у детей старшего дошкольного возраста.
Решение проблемы формирования экологических умений у детей играет важную роль в развитии экологического сознания и культуры личности, в становлении нового экологического направления в дошкольном экологическом образовании и в связи с этим представляется нам актуальным и имеющим важное педагогическое значение.
Актуальность вышеизложенного позволила определить тему выпускной квалификационной работы «Формирование экологических умений у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности в природе».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования экологических умений у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности в природе.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования экологических умений у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности в природе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования экологических умений у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности в природе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические подходы к формированию экологических умений у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности в природе.
2. Определить сущность, виды и содержание экологических умений старших дошкольников.
3. Раскрыть и теоретически обосновать педагогические условия эффективного формирования экологических умений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить уровень сформированности экологических умений у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности в природе.
5. Разработать методические рекомендации по формированию экологических умений у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности в природе.
Гипотеза исследования: мы исходили из предположения о том, что формирование экологических умений у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности в природе будет эффективно, если:
- обогащать развивающую предметно-пространственную среду в группе и на территории детского сада;
- осуществлять непосредственное взаимодействие старших дошкольников с объектами природы;
- обеспечивать мотивационную основу, позитивный настрой детей на необходимость определенных действий в процессе выполнения задания;
- использовать объяснение и показ способов выполнения деятельности для определения детьми наиболее рациональной последовательности выполнения операций, из которых складывается алгоритм действий.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ научной и методической психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий);
3) качественный и количественный анализ результатов исследования.
Исследование выполнялось в несколько этапов:
Первый этап (май 2016 г.) - определение темы выпускной
квалификационной работы, изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение проблемы, цели, объекта, предмета, гипотезы, задач, составление плана исследования; подготовка материала теоретической части.
Второй этап (сентябрь 2016 г. - апрель 2017 г.) - разработка плана экспериментальной работы, проведение и анализ результатов педагогического эксперимента.
Третий этап (май 2017 г.) - обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы; оформление выпускной квалификационной работы и подготовка ее к защите.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 46 «Колокольчик» города Белгорода, старшая группа.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа над исследованием на тему «Формирование экологических умений у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности в природе» позволила сделать следующие выводы.
В соответствии с первой, второй и третьей задачей исследования нами на основе анализа психолого-педагогической литературы были изучены теоретические положения, позволяющие раскрыть психолого-педагогические подходы к формированию экологических умений у детей старшего дошкольного возраста. Мы определили основы формирования экологических умений старших дошкольников, которые включают в себя: определение категории «умение» в тесной взаимосвязи с категориями «знание», «навык», «действие». Понятие «умение» вообще - это сложное структурное сочетание чувственных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности, формирующихся и проявляющихся в сознательном, целесообразном, успешном осуществлении системы перцептивных, мыслительных, волевых, сенсомоторных и других действий, обеспечивающих достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания.
Что касается собственно экологического умения, то оно представляет собой мотивированную систему действий, осуществляемых в познавательном и практическом плане, охватывающих изучение, использование и охрану окружающей природной среды, с учетом меры и нормы рационального природопользования. Формирование экологических умений у детей старшего дошкольного возраста представляет собой целенаправленный систематический процесс освоения их компонентов: познавательного и практического и связи между ними.
В ходе анализа методической литературы мы выделили сущностные характеристики экологических умений. Экологические умения - это сложные умения, связанные с выполнением деятельности и поведения в окружающей
природе, основанное на системе конкретных знаний и навыков, а также практические действия по оценке воздействия человека на природу, которые может и должен выполнять ребенок старшего дошкольного возраста.
Мы выделили следующие виды экологических умений старших дошкольников:
- познавательные экологические умения: усвоение экологических знаний, формирование представлений в системе «ребенок - природа», проведение наблюдений и исследований в природе и оформление их результатов, определение объектов природы, описание их состояния, установление причинно-следственных связей, самостоятельно применять знания о природе при анализе новых ситуаций, овладение приемами исследовательской работы;
- практические экологические умения: создавать для живых организмов благоприятные условия (с учетом их потребностей), выполнять правила поведения в природе; применять практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе (поливать растения, рыхлить почву, очищать листья от пыли), оказывать посильную помощь живому объекту природы при нарушении его целостности, не наносить ущерб и относиться с осторожностью в процессе ухода за живыми организмами, проявлять самостоятельность.
Содержание экологических умений старших дошкольников представляет собой единую систему взаимодействующих элементов: экологических знаний, экологических умений и навыков, творческой деятельности в природной среде и экологических ценностей.
Развитие компонентов экологических умений проходит начальный, репродуктивный и продуктивный уровни.
Для формирования экологических умений требуется понимание дошкольниками структуры самого умения, многократное его повторение, упражнение в применении действий по образцу, инструкции, правилу, самостоятельное применение. Успех формирования экологических умений в трудовой деятельности в природе у детей старшего дошкольного возраста достигается при соблюдении следующих педагогических условий:
- обогащать развивающую предметно-пространственную среду в группе и на территории детского сада;
- осуществлять непосредственное взаимодействие старших дошкольников с объектами природы;
- обеспечивать мотивационную основу, позитивный настрой детей на необходимость определенных действий в процессе выполнения задания;
- использовать объяснение и показ способов выполнения деятельности для определения детьми наиболее рациональной последовательности выполнения операций, из которых складывается алгоритм действий.
Четвертая задача исследования была реализована в процессе экспериментальной работы с детьми старшего дошкольного возраста муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 46 «Колокольчик», города
Белгорода.
В процессе экспериментальной работы мы выявили педагогические условия эффективного формирования экологических умений у детей старшего дошкольного возраста. Так, результаты обследования детей старшей группы по проведенным диагностикам показали, что у детей преобладают средний и низкий уровни сформированности экологических умений. Средний уровень присутствует у 10 детей (50%). К среднему уровню относятся дети, которые принимают цель, поставленную взрослым, но при условии игровой или практической мотивации, самостоятельно ее не ставят. Сформированы практические экологические умения ухода за растениями, но действия не всегда целесообразны. Проявляют в целом положительное, избирательной направленности отношение к природе. Пользуются набором картинок с изображением действий по удалению пыли с растений, но затрудняются в правильной последовательности их выкладывания, прибегают к помощи воспитателя и только после этого осуществляют отдельные действия достаточно самостоятельно, но некачественно. Предпочитают ухаживать только за теми объектами, которые их привлекают. Детей увлекает процесс выполнения экологически направленных действий, а не получение качественного результата, важного для жизни живого. Выделяют отдельные правила взаимодействия с растениями и умеют применять их. Затрудняются в оценке состояния растения. Низкий уровень присутствует у 6 детей (30%). Дети не принимают цель, поставленную воспитателем вне игровой мотивации, самостоятельно ее не ставят. Действуют неосознанно, механически или подражательно. Характерно неустойчивое отношение к растениям, без выраженной положительной направленности. Не знают о последовательности действий при уходе за растениями. Не умеют объяснить необходимость такой последовательности. Высокий уровень выявлен у 4 детей (20%). К высокому уровню относятся дети, которые были активны, инициативны. Дети самостоятельно владеют экологическими умениями, умеют принимать цель, мотивированную не только игровой и практической, но и познавательной задачей. Знают последовательность действий ухода за растениями, умеют объяснить необходимость такой последовательности. Умеют использовать для этого различные способы познания: устанавливать причинно-следственные связи между состоянием объекта и необходимостью удовлетворения его потребностей, умение прогнозировать последствия своих действий и действий других. Умеют выполнять действия по уходу за растениями, достигая результата самостоятельно. Получаемый результат хорошего качества. Уверенно ориентируются в правилах ухода за растениями, стараются их придерживаться. Умеют оценить состояние растений (ориентируясь на потребности) и правильно определяют зависимость растений от окружающих факторов. Умеют самостоятельно найти источник информации по той или иной проблеме.
В соответствии с пятой задачей мы разработали методические рекомендации по формированию экологических умений у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности в природе. Выявлено, что использование разнообразных форм и методов работы по формированию экологических умений у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности в природе, таких как экологическая развивающая предметно-пространственная среда, оформление «Доски желаний», экологические дидактические игры, лабораторные опыты, наблюдения за объектами живой природы, помогают достичь желаемого результата и правильно построить педагогу образовательный процесс со всеми воспитанниками.
Обобщая результаты исследования, можно сделать вывод об эффективности выделенной совокупности педагогических условий, а также о том, что задачи исследования в целом решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Артемова Л. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М., 1992. - 65 с.
2. Вербицкий А.А. Формирование экологической культуры в контекстном обучении. - Самара, 2007. - 185 с.
3. Вересов Н. Мы - земляне. Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2012. № 12. - С. 29-34.
4. Водянова О. Разработка экологического паспорта детского сада // Справочник руководителя ДОУ. - 2012. - № 4. - С. 58-68.
5. Ворошилова В.М. Педагогические условия организации процесса развития экологически направленной деятельности дошкольников при взаимодействии с природой: дис. канд. пед. наук / В.М. Ворошилова. - Екатеринбург. - 2002. - 243 с.
6. Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей
дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших
педагогических учебных заведений. - Нижневартовск: Изд-во
Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. - 326 с.
7. Гордеева Д.С. Траектория развития проблемы становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста / Д.С. Гордеева // Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. - № 3. - С. 46-54.
8. Глазачев С.Н. Экологическая культура и образование / Под ред. В.И. Данилова, Д.Ж. Марковича. - М., 2009. - 208 с.
9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы - [Электронный ресурс] - Режим доступа: ййр://минобрнауки.рф
10. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 363 с.
11. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 352 с.
12. Закон об образовании в РФ - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.federalniy-zakon.ru/zakon-ob-obrazovanii-rf-poslednyaya- redakciya-2016/
13. Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Кудрявцева Е.М. Экологическое образование школьников. - М.: Педагогика, 2001. - 266 с.
14. Захлебный А.Н. На экологической тропе. - М.: Знание, 2006. - 122 с.
15. Зверев И.Д. Экология в начальном образовании. - М.: Просвещение, 2009. - 318 с.
16. Зенина Т. На планете все твое и все мое // Дошкольное воспитание. - 2016. - №7. - С. 43-51.
17. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М.: Творческий центр, 2013. - С. 42-44.
18. Камнева Л.А., Кондратьева Н.Н., Маневцова Л.М., Терентьева Е.Ф. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. - 319 с.
19. Кондратьева Н.Н. и др. Мы: Программа экологического образования детей. - 2-еизд., испр.,доп. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. - 204 с.
20. Лернер И.Я. Проблема методов обучения и пути ее исследования // Вопросы методов педагогических исследований. - М., 1999. - С. 40-55.
21. Листок на ладоши: методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников. / Под редакцией Л.М. Маневцовой. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 112 с.
22. Максимова М.Ю. Формирование у дошкольников субъективного отношения к природе // Воспитатель ДОУ. - 2015. - № 5. - С.38-41.
23. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология. - М., 2006. - 299 с.
24. Маневцова Л.М. Использование элементов поисковой деятельности в формировании познавательных интересов старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - № 3. - 2014. - С. 23-28.
25. Менчинская Н.А., Богоявленский Д.Н. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка М.: Воронеж: Модэк,
2014. - 512 с.
26. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой, - СПб.: АКЦИДЕНТ, - 2008. - 319 с.
27. Моисеев Н.Н. Экологическое образование и экологизация образования. - М., - 2009. - 198 с.
28. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. Методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждениях. - М.: Новая школа, 2013 - С. 18-22.
29. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2011. - 184 с.
30. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. Рекомендации педагогам, родителям и гувернёрам. - М.: Мозайка- синтез, 2012. - С. 19-39.
31. Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка // Дошкольная педагогика. - 2013. - № 9 - С. 6-8.
32. Новикова Ж.Л., Сахарова В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника. Разумного, ответственного, самостоятельного, инициативного, наблюдательного, коммуникативного, активного: в мире природы. Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Владос, 2005. - 154с.
33. Новоселова С.Л. Предметная среда детства развивающая. - М.: ПЕР СЭ, 1995. - 176 с.
34. Платонов К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. - М.: Педагогика, 2006. - 255 с.
35. Платонов К.К. О знаниях, навыках и умениях. - М.: Педагогика, 2009. - 109 с.
36. Плешаков А.А. Зеленый дом. Методическое пособие для учителей начальных классов. - М.: Просвещение, 2007. - 80 с.
37. Потапова Т.В. Экологическая лаборатория в детском саду // Методист ДОУ. - 2016. - №7. - С.4-45.
38. Профессиональная педагогика. Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. / Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. - М.: ЭГВЕС, 2010. - 456 с.
39. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - Томск: ТПУ, 2011. - 159 с.
40. Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды // Дошкольное воспитание. - 2013. № 3. - С. 23-41.
41. Саморукова П.Г., Кондратьева Н.Н. и др. Мы. Программа экологического образования детей. / Кондратьева Н.Н. и др.; - 2-е изд., испр.и доп. - СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2010. - С.70-78.
42. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т.А. Серебрякова. - М.: Академия, 2008. - 98 с.
43. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 160 с.
44. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. - М.:
Просвещение, 2005. - 378 с.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
46. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (с изменениями на 28 декабря 2016 года) (редакция, действующая с 1 марта 2017 года) - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.federalniy- zakon.ru/zakon-ob-ohrane-okrugayshei-srede-rf-poslednyaya-redakciya- 2017/
47. Чебышев В.В. Основы экологии. Учебное пособие. - М.: Новая волна, 2010. - 448 с.
48. Шиленок Т.А., Каменская Т.В. Организация экологической среды в ДОУ как педагогическое условие развития экологической культуры детей // Экология и образование. - 2013. - № 1-2.
49. Шилова В.С., Трикула Л.Н. Педагогические основы формирования социально-экологического стереотипа поведения школьников. Белгород, 2008. - 236 с.
50. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.
51. Ягодин Г.А., Третьякова Л.Г. Проблемы экологического образования. - Казань, 1990. - 178 с.