Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в процессе воспитания детей мигрантов

Работа №65411

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
360
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Система взаимоотношения ДОО и семьи в процессе воспитания ребенка дошкольного возраста 7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам
взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей 7
1.2. Современные формы взаимодействия ДОО и семьи 13
1.3. Психолого-педагогическое сопровождение детей-мигрантов в ДОО.. 23
Выводы по первой главе 30
Глава II. Экспериментальное исследование проблемы взаимодействия ДОО и семьи детей мигрантов 32
2.1. Результаты мониторинга особенностей пребывания детей-мигрантов в
ДОО и взаимодействия с семьей 32
2.2. Система работы педагога с семьями детей-мигрантов 43
2.3. Анализ системы работы 47
Выводы по второй главе 50
Заключение 53
Список использованных источников 55
Приложения 60

Актуальность темы исследования. В последние годы в связи с происходящими по всему миру социальными изменениями значимо усиливаются процессы миграции населения. Людей все менее удерживает традиционный уклад жизни, социальные связи, природно-средовые условия проживания и жизнедеятельности.
Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или регион, где иные культурные традиции, другой язык, приводит к дезориентации ребенка-дошкольника из семьи мигрантов, и, в связи с этим, все более актуальной для педагогики становится проблема социальной адаптации ребенка к новым условиям жизни, изменившемуся социуму.
Степень разработанности темы. В работах Е.В. Бондаревской, О.А. Кравцовой, Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой отражены вопросы педагогической поддержки детей-мигрантов в инокультурной социальнопедагогической среде. Однако проблема социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста недостаточно изучена.
Анализ трудов Н.М. Аксариной, Н.Д. Ватутиной, Г.Г. Григорьевой, Р.В. Тонково-Ямпольской и др. показывает, что хорошо изучена в педагогике раннего возраста проблема адаптации ребенка к условиям детского сада.
В психолого-педагогических исследованиях много внимания было уделено проблеме межличностных отношений ребенка со сверстниками и взрослыми (В.Н. Белкина, М.И. Лисина, Я.Л. Коломинский, Е.А. Кудрявцева И.М. Марковская, Т.А. Репина, М.А. Панфилова, Е.О. Смирнова, А.С. Спиваковская и др.); изучению межличностных отношений, складывающихся в детской группе (Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева, А.П. Усова, Д. Нэргуй, Ш.
Содномваанчиг и др.). Исследования (Т.Н. Бабаева, Н.А. Бойченко, Р.С. Буре, Т.А. Владимирова, Л.С. Коломинский, А.Д. Кошелева, М.И. Лисина, Т.А. Репина, О.А. Шаграева и др.) свидетельствуют, что результатом успешной адаптации ребенка к детскому саду является его эмоциональное благополучие. Однако в настоящее время не разработаны теоретические основы педагогического сопровождения иноязычного ребенка и не разработаны педагогические условия, определяющие эмоциональное благополучие ребенка из семьи мигрантов в период его адаптации к дошкольному учреждению.
Таким образом, анализ современного состояния проблемы социальной адаптации детей из семей мигрантов позволил выявить противоречие между ростом контингента таких воспитанников в дошкольных учреждениях, осознанием тяжести адаптационного периода для ребенка и недостаточной готовностью педагогов к созданию условий, обеспечивающих адаптацию детей к новой социальной среде через взаимодействие с их родителями.
Необходимость разрешения названного противоречия, а также актуальность исследования проблемы социальной адаптации ребенка из семьи мигрантов и значимость результатов данного исследования для педагогической практики послужили основанием для выбора темы исследования: «Психолого-педагогические основы взаимодействия ДОО и семьи детей мигрантов».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста из семей мигрантов в дошкольных учреждениях.
Объект исследования - социальная адаптация детей из семей мигрантов в дошкольных учреждениях.
Предмет исследования - взаимодействие ДОО и семьи детей мигрантов в условиях социальной адаптации.
Гипотеза исследования:
Эмоциональное благополучие ребенка старшего дошкольного возраста из семьи мигрантов, как показатель эффективности взаимодействия педагогов и родителей в период привыкания к детскому саду, обеспечивается совокупностью педагогических условий социальной адаптации:
- взаимная толерантность, открытость и принятие педагогами и родителями культуры и национальных традиций воспитания;
- проектирование педагогами образовательного процесса на основе
принципов культурологического и деятельностного подхода,
обеспечивающих активное освоение детьми ценностей и социальных норм, способов поведения, воспитание дружеских взаимоотношений;
- использование активных методов обучения для освоения иноязычным ребенком способов речевого общения;
- при конструировании системы взаимодействия с родителями детей мигрантов.
Цель, объект, предмет и гипотеза определяют необходимость в постановке и решении следующих задач исследования:
- провести анализ психолого-педагогической литературы по вопросам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей;
- рассмотреть особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи;
- провести мониторинг социальных характеристик семьи детей мигрантов;
- раскрыть современные формы взаимодействия ДОО и семьи;
- исследовать эмпирически систему психолого-педагогическое сопровождение детей-мигрантов в ДОО;
- изучить уровень социокультурной адаптации и эмоционального благополучия детей мигрантов в ДОО.
Теоретико-методологические основы исследования: современные концепции и теории социализации личности, концепция взаимоотношений детства и общества; положения об адаптации личности как процессе социализации-индивидуализации; философские и педагогические
концепции взаимодействия участников образовательного пространства; исследования по дошкольной педагогике о взаимодействии детского сада и семьи в воспитании
Методика исследования: теоретический анализ психолого педагогической литературы по исследуемой проблеме; педагогический эксперимент; анкетирование; опрос; беседы с воспитателями, родителями и детьми, методы математической статистики.
База проведения исследования: МАДОО № 228
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении можно подвести следующие итоги по проделанной работе:
1. Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста из семей мигрантов представляет собой комплексный феномен, связанный с интеграцией ребенка в новую социальную среду. Анализ современных психолого-педагогических исследований, позволяет рассматривать социальную адаптацию ребенка из семьи мигрантов к дошкольному учреждению в контексте социализации. Социальная адаптация предполагает освоение ребенком новых для него социальных ценностей и социального опыта; новых социальных ролей и позиций, значимых как для самого ребенка, так и его социального окружения (сверстники, родители, педагоги).
Критериями адаптации являются эмоциональное благополучие в группе сверстников, установление дружеских взаимоотношений, толерантность.
2. Базовым условием, обеспечивающим социальную адаптацию ребенка из семьи мигрантов в дошкольном учреждении, является взаимодействие педагогов и родителей, направленное на оптимизацию взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми, сближение целей совместной деятельности, ценностных ориентаций, усвоение социальных норм поведения, традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру. Взаимодействие педагогов и родителей в организации адаптационного периода следует понимать, как совместную, взаимодополняющую деятельность, в которой каждый из субъектов взаимодействия в полной мере использует потенциал детского сада и семьи для решения общей задачи - помощи ребенку в социальной адаптации, гармонизации отношений с окружающими.
3. В ходе исследования подтверждено предположение, что эффективными педагогическими условиями, способствующими социальной адаптации ребенка старшего дошкольного возраста из семьи мигрантов к детскому саду, являются взаимная толерантность, открытость и принятие педагогами и родителями культуры и национальных традиций воспитания; проектирование педагогами образовательного процесса на основе принципов культурологического и деятельностного подхода, обеспечивающих активное освоение детьми ценностей и социальных норм, способов поведений, воспитание дружеских взаимоотношений; использование активных методов обучения для освоения иноязычным ребенком способов речевого общения.
4. В ходе исследования разработана модель и доказана эффективность поэтапной педагогической технологии взаимодействия педагогов и родителей в процессе адаптации ребенка из семьи мигрантов в группу сверстников.



1. Абульханова - Славская, К. А. Деятельность и психология личности. / К. А. Абульханова - Славская. — М.: Наука, 2014. — 335с.
2. Александров Д.А., Иванюшина В.А, Титкова В.В. Дети- мигранты в российских школах. Выпуск 1. / Препринт НУЛ СОН НИУ ВШЭ, 2016 (www.slon.hse.spb.ru)
3. Андреева, Г. М. Социальная психология: Учебник. / Г. М. Андреева. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд-во МГУ, 2015. - 363с.
4. Анисимова Е. В. Организация совместной работы ДОУ с семьей по формированию коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста // Детский сад и семья: аспекты взаимодействия: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (заочной) / Е. В. Анисимова. - М.: Казань: редакционно-издательский центр, 2011.
5. Бабаева Т. И. Творческое сотрудничество детского сада и семьи как фактор воспитания готовности дошкольников к обучению в школе / Т.И. Бабаева // Альманах «Детство». - № 1. - 2015. - С. 56-71
6. Баразгова Е.С. Противоречия в формировании социокультурной идентичности детей трансграничных мигрантов / Е.С. Баразгова, М.Н. Вандышев // Известия Уральского государственного университета. - 2015. - № 1(72). - С. 229-240
7. Беловалов В.А. Этнокультурная направленность содержания образования / В.А. Беловалов, С.П. Беловалова //Педагогика образования и наука. - 2015. - №4. - с. 54
8. Белухин Д.А. Как возненавидеть себя, детей и педагогику / Д.А. Белухин. - М.: Дашков и К, 2015. - 128 с.
9. Библер B.C. Диалог культур. Опыт определения / В.С. Библер // Вопросы философии. - 2016. - №6. - с. 31-42
10. Бритвина И.Б. Мигранты как объект социальной работы: Учебное пособие / И.Б. Бритвина. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. - 248 с.
11. Виноградова Н.А. Детский сад и семья / Н.А. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик. - 20-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2016. - 340с.
12. Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения / З.Т. Гасанов //Педагогика. - 2016. - №6. - с. 51-55
13. Глейзер Г.Д. Мультиэтнические общества: Проблемы
демографического, религиозного и культурного разнообразия / Г.Д. Глейзер // Этнограф. Обозрение. - 2015. - №6 - с. 101-103
14. Григорьев В.П. Культура языка и языковая политика / В.П. Григорьев // ОНС. - 2015. - №1 - с.143-157
15. Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи / Т.А. Данилина // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 1. - С. 41
16. Демин Л.М. Взаимодействие культур и проблема взаимных культурных влияний / Л.М. Демин. - М.: РУДН, 2015. - 176 с.
17. Дюжакова М.В. Актуальные проблемы образования России в контексте миграционных процессов / М.В. Дюжакова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. «Общественные и гуманитарные науки». - 2015. - № 12 (88). - С. 122-123
18. Есиркепов Ж. М. Педагогическое взаимодействие как основа образовательного процесса на занятиях по физической культуре в вузе / Ж. М. Есиркепов, Ж. А. Егизбаев // Молодой ученый. — 2014. — №20. - С. 60-62
19. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. - М.: Педагогика, 2012. - 160с.
20. Загик Л. В. Воспитателю о работе с семьей / Л. В. Загик, Т. А.Куликова, Т. А. Маркова и др. - М.: Просвещение, 2013. - 192с.
21. Заринов И.Ю. Время искать общий язык: Проблемы
интеграции различных этнических теорий и концепций / И.Ю. Заринов // Этнограф. Обозрение. - 2015. - №2 - с.3-18
22. Зверева О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера. - 2015. - 80с.
23. Зорина Н. Н. Профессионально-личностная готовность студентов - будущих педагогов детских дошкольных учреждений к взаимодействию с семьей в мультикультурной образовательной среде Эстонии: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07: защищена 21.12.2011 / Н. Н. Зорина. - М.: Псков, 2015. - 242с.
24. Кларина Л.М. Развитие субъектности детей дошкольного возраста / Л.М. Кларина // Новые ценности образования. - 2014. - № 3 (33). - С. 38 - 47
25. Кротова Т. В. Практическая подготовка педагогов к сотрудничеству с родителями / Кротова Т. В., Комарова О.А. // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 3 - С. 70-73
26. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности / П.С. Кузнецов. - С.: Изд.Сарат.ун-та, 2014. - 73 с.
27. Макаров А.Я. Особенности этнокультурной адаптации детей мигрантов в московских школах / А.Я. Макаров // Социологические исследования. - 2015. - № 8. - С. 94-101
28. Можейко А. В. Педагогические условия социальной адаптации детей-мигрантов средствами художественно-творческой деятельности: Дис. канд. пед. наук / А.В. Можайко. - Тамбов, 2015. - 223 с.
29. На крыльях детства: основная примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.В. Микляевой. — М.: ИД Карапуз, 2014. — 269 с.
30. Набок И.Л. Педагогика межнационального общения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению «Педагогика» / И.Л. Набок. - М.: Академия, 2016. - 304 с.
31. Никитина Т. О. Практикум для родителей «Семья и семейные отношения» / Т. О. Никитина, Т. О. Евсеева // Воспитатель ДОО. - 2013. - № 8. - С. 21 - 25
32. Образовательная программа дошкольного образования «Образование для процветания» / Под руководством Т.С. Комаровой. - М.: АСИ, 2014. - 240с.
33. Основная образовательная программа дошкольного образования «Березка» / Бабич К. И., Вылегжанина О. Ю., Загвоздкин В.К. - М.: Национальное образование, 2017. - 176с.
34. Педагогический терминологический словарь. - СПб: Российская национальная библиотека, 2016. - 280с.
35. Петерина С.В. Педагогика и психология межнационального общения / С.В. Петерина. - Ростов-на-Дону, 2013. - 140 с.
36. Почебут Л. Кросс-культурная и этническая психология: учебное пособие / Л. Почебут. - СПб: Питер, 2012. - 336 с.
37. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» / Под редакцией Е. В. Соловьевой - М.: Москва, «Просвещение», 2014. - 242с.
38. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». / Под общей ред. Л. Г. Петерсон, И.А. Лыковой. М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2014. - 315с.
39. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности: учебное пособие / под ред. Г.У. Солдатовой. - М.: Смысл, 2015. - 479 с.
40. Семенов Ю.И. Этнос, нация, диаспора / Ю.И. Семенов // Этнограф. Обозрение. - 2016. - с.34-40
41. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей / О. В. Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2014. - 77с.
42. Титов В.Н. Межкультурная коммуникация как фактор адаптации иммигрантов к городской среде / В.Н. Титов // ОНС. - 2013 - №6 - с. 128-139
43. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / Ю.М. Тонкова, Н.Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-74
44. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 179 г. Москва // Российская газета. - 2013. от 25 ноября. - №6241. - С. 2-9.
45. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от
13.07.2015) «Об образовании в РФ» // Российская газета. - 2012. от 31 декабря. - №5976. - С. 2- 11
46. Юдина Т. Н. Миграция: словарь основных терминов: Учебное пособие / Т.Н. Юдина. - М.: Изд-во РГСУ; Академический проект, 2017. - 472 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ