ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами дидактической игры на уроках «Окружающего мира» 8
1.1. Сущность и содержание понятия «познавательные
универсальные учебные действия» 8
1.2. Значение дидактической игры в формировании
познавательных универсальных учебных действий младших школьников 15
1.3. Педагогические условия формирования познавательных
универсальных учебных действий младших школьников средствами дидактической игры на уроках «Окружающего мира» 25
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами дидактической игры на уроках «Окружающего мира» 37
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательных
универсальных учебных действий младших школьников 37
2.2. Содержание работы по формированию познавательных
универсальных учебных действий учащихся средствами дидактической игры на уроках «Окружающего мира» 44
Заключение 60
Библиографический список 64
Приложение 70
ВВЕДЕНИЕ
Актуальной проблемой образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с современным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. В ФГОС начального общего образования содержится характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщённые способы действий. Важная роль отводится использованию познавательных задач, под которыми понимают осмысление явлений и формулировку целей. Перед учителями стоит проблема выявления педагогических условий и поиска путей эффективного формирования умений, необходимых для осуществления познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. В то же время именно младший школьный возраст благоприятен для овладения познавательными универсальными учебными действиями.
К концепции развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников обращаются известные психологи и педагоги А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьева и другие.
Вопросы использования дидактических игр в образовательном процессе рассматривают исследователи О.С. Газман, Л.В. Кабанова, Г.И. Щукина, И.А. Петрова.
Сущность овладения обучающимися универсальными учебными действиями заключается в формировании способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта. Эти действия являются основой умения учиться, успешного усвоения новых знаний, умений и навыков, они оказывают огромное влияние на формирование учебно-познавательной деятельности младших школьников и познавательное развитие в целом. К числу познавательных универсальных учебных действий А.Г. Асмолов относит общеучебные действия, познавательные действия, а также действия постановки и решения проблемы (Асмолов, 2011, 86).
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. К началу младшего школьного возраста игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направление игры меняется. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры. Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Заметим, что игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатываются многими исследователями, среди которых В.Н. Аванесова, Ф.Н. Блехер, З.М. Богуславская, Е.Ф. Иваницкая, Е.И. Радинова, Е.И. Удальцова, А.П. Усова и многие др. Во многих исследованиях утвердилась взаимосвязь познавательной деятельности и дидактической игры.
Таким образом, мы сталкиваемся с противоречием между современными требованиями к организации учебно-познавательной деятельности учащихся и недостаточным владением учителями педагогическими технологиями, позволяющими в полной мере достигать задач формирования познавательных универсальных учебных действий в учебной деятельности.
Актуальность исследования обусловила выбор темы исследования: «Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами дидактической игры на уроках «Окружающего мира».
Проблема исследования: при каких педагогических условиях дидактическая игра становится эффективным средством формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках «Окружающего мира».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования познавательных
универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий средствами дидактической игры на уроках «Окружающего мира».
Гипотеза исследования: формирование познавательных
универсальных учебных действий младших школьников средствами дидактической игры на уроках «Окружающего мира» будет эффективным, если:
- содержание игры составляют дидактические задания, требующие выполнения логических операций: «сравнения», «выделения главного», «обобщения» и «классификации»;
- учащиеся по окончанию игры включаются в рефлексию познавательной деятельности.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Определить сущность и содержание понятия «познавательные универсальные учебные действия».
2. Определить значение дидактической игры в формировании познавательных универсальных учебных действий для детей младшего школьного возраста.
3. Охарактеризовать педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках «Окружающего мира».
4. Выявить уровень сформированности познавательных
универсальных учебных действий младших школьников.
5. В ходе экспериментальной работы апробировать педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий через дидактическую игру.
Методы исследования: теоретический анализ психолого¬
педагогической и методической литературы; тестирование; эксперимент.
База исследования: 4 «Б» класс МБОУ «Томаровская средняя
общеобразовательная школа №2 Яковлевского района Белгородской области».
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе выступления с докладом по теме исследования на научно-практической конференции в рамках Научной сессии НИУ «БелГУ» на заседании секции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в изучении предметны дисциплин» (17 апреля 2018 г., Белгород); через публикацию статьи в сборнике научных трудов по материалам Международной научно - практической конференции «Теоретические и методологические проблемы современной педагогики и психологии» (04 декабря 2017 г., Магнитогорск).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обосновывается актуальность выбора темы, определены проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза и методы исследования.
В первой главе дается определение понятия «познавательные универсальные учебные действия», выявляются их особенности, раскрывается сущность дидактической игры, ее значение в обучении детей младшего школьного возраста; выявляются педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами дидактической игры на уроках «Окружающего мира».
Во второй главе описывается диагностика и результаты уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий учеников 4 класса, описано содержание экспериментальной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами дидактической игры на уроках «Окружающего мира».
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, формулируются выводы.
Библиографический список: 58 источников.
В приложение помещены методики, таблицы результатов исследования.
Целью начального общего образования с введением ФГОС становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Иными словами важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Для младшего школьника игровая деятельность не теряет своей роли, так как возрастные особенности детей, проявляющиеся в недостаточной устойчивости произвольности внимания, преобладании наглядно-образного типа мышления, обуславливают необходимость применения дидактических игр. У младших школьников недостаточно сформирована познавательная мотивация, это проявляется в том, что мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу, а дидактическая игра позволяет преодолевать указанные трудности.
Игра не потеряла своей значимости в современном обучении детей, она постоянно изменяется, обновляется и совершенствуется. Применение игры в обучении не только благотворно влияет на изучение учебного материала, но и на развитие познавательных универсальных учебных действий.
В ходе исследования мы убедились, что формирование познавательных универсальных учебных действий средствами дидактической игры на уроках «Окружающего мира» протекает более эффективно, так как игровая деятельность в младшем школьном возрасте не теряет своей актуальности. Она не только вызывает интерес учащихся к изучаемому материалу, активизирует познавательную деятельность младших школьников, но и помогает обогатить и разнообразить образовательный процесс.
В ходе исследования была достигнута его цель и выполнены все поставленные задачи.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил нам выявить сущность и определить критерии оценки уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Познавательные УУД - это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Критериями сформированности познавательных УУД у младших школьников являются: способность к выполнению операций «обобщение» и «классификация»; способность к выполнению операции «выделение существенных признаков предметов и явлений», способность выявлять сходство и различие объектов.
Диагностика уровня сформированности познавательных УУД по указанным критериям выявила, что лучше всего младшие школьники выполняют операции «обобщение» и «классификация» (85% справляются с заданиями на высоком уровне и 15% на среднем уровне). Способность к выделению существенных признаков сформирована слабее - на высоком уровне у 42% учащихся, на среднем - у 50%, на низком - у 8%. И хуже всего сформирована операция «сравнение»: на высоком уровне только у 8% учащихся, у 50% - среднем и у 42% - на низком.
В целом экспериментальное исследование показало, что у большинства младших школьников (у 64%) средний уровень сформированности познавательных УУД, только у 28% учащихся высокий уровень и у 8% - низкий.
В ходе экспериментальной работы мы убедились, что для формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий уроки «Окружающего мира» желательно проводить с использованием не только дидактических игр, но и различных игровых приёмов. Важно, чтобы используемые учителем задания и игры мотивировали учащихся к лучшему усвоению учебного материала. Для этого необходимо использовать разнообразные дидактические игры и задания, способствующие развитию познавательного интереса к изучаемой информации, а так же формированию различных познавательных операций. Очень важно, чтобы дидактическая игра была связана с темой урока.
Теоретическое исследование и наши наблюдения за детьми в ходе проведенных уроков по предмету «Окружающий мир» в рамках разработанного нами проекта, подтвердили правомерность выдвинутой гипотезы. Формирование познавательных УУД на уроках «Окружающего мира» средствами дидактических игр будет эффективным, если:
- содержание игры составляют дидактические задания, требующие выполнения логических операций: «сравнения», «выделения главного», «обобщения» и «классификации»;
- учащиеся по окончанию игры включаются в рефлексию познавательной деятельности.
Создание указанных выше педагогических условий формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами дидактической игры способствует познавательному интересу к изучаемому предмету, повышает качество знаний, формирует положительные мотивы учения, позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала, способствует формированию и развитию различных познавательных операций.
Мы считаем, что использование дидактических игр, рефлексивных приёмов познавательной деятельности на уроках «Окружающего мира» действительно способствуют формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Таким образом, для формирования познавательных УУД и успешного обучения необходимо включать младшего школьника в рефлексию познавательной деятельности, использовать на уроках различные виды
63 дидактических игр, побуждать учащихся самостоятельно выделять и ставить познавательные задачи.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов интересующей нас проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в поиске новых путей, методов и средств формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках «Окружающего мира».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн. для учителя / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2011. - 287 с.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /
А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 151с.
3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1985. - 256 с.
4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. - 172 с.
5. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Академия, 2010. - 338 с.
6. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1-4 классы. Методика
обучения / Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2002. - 240 с.
7. Ворновская Н.И. Формирование познавательных интересов младших школьников (на материале историко-культурного краеведения): автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Надежда Ивановна Ворновская. - Калининград, 2003. - 18 с.
8. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983. - 192с.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 96 с.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1996. - 132с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 98с.
12. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во «Смысл», 2004. - 512 с.
13. Газман О.С. В школу - с игрой: Кн. Для учителя. / О.С. Газман, Н.Е. Харитонова. - М.: Просвещение, 1991. - 96 с.
14. Горленко Н.М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н.М. Горленко, О.В. Запятая, В.Б. Лебединцев, Т.Ф. Ушева // Народное образование. - 2012. - № 4. - С. 153-160.
15. Дмитриева И.М. Формирование познавательного интереса у
младших школьников в структуре общей способности к учению: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Ирина Михайловна Дмитриева. -
Н. Новгород: НГПУ, 2003. - 17 с.
16. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 класс. / О.И. Дмитриева, О.А. Мокрушина. - М.: Изд-во «ВАКО», 2004. - 368 с.
17. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Изд-во «Питер», 2002. - 368 с.
18. Елисеева Д.С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника / Д.С. Елисеева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2013. - С. 91-94. [Офиц. сайт]. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3543/ (дата обращения: 21.01.2018).
19. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников / А.З. Зак. - М.: Педагогика, 2011. - 238 с.
20. Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей: доп. пособие для родителей и педагогов / А.З. Зак. - Ярославль: Академия развития, 1998. - 192 с.
21. Занков Л.Е. Наглядности и активизация учащихся в обучении / Л.Е. Занков. - М.: Просвещение, 1960. - 164 с.
22. Ильин В.С. Проблема воспитания потребности в знаниях у школьников / В.С. Ильин. - Ростов-на-Дону: Ростовское книжн. изд-во, 1971. - 224 с.
23. Кайнова А.Л. Особенности использования игровых технологий для активизации познавательной деятельности учащихся / А.Л. Кайнова // Конструирование оптимального образовательного пространства «учащийся- преподаватель»: проблемы и находки: материалы науч. практ. конф. / ГрГУ им. Я. Купалы; отв. ред. А.В. Богданович. - Гродно: ГрГУ, 2008. - С.80-84. [Офиц. сайт]. URL:https://author24.ru/readyworks/statya/pedagogika/25495891/ (дата обращения: 17.12. 2017).
24. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности /
A. В. Карпов. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - 424 с.
25. Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилаев. - М.: Академия, 2008. - 246 с.
26. Крупская Н. К. О дошкольном воспитании: монография / Н.К. Крупская. -2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1973. - 288 с.
27. Ксензова М.Р. Дидактические игры на уроках окружающего мира как средство развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников / М.Р. Ксензова // «Народное образование. Педагогика» [Офиц. сайт]. URL: https://elibrary.ru/31774788/ (дата обращения: 02.02.2018).
28. Кукушин С.В. Педагогика начального образования / под общ. ред.
B. С. Кукушина, А.В. Болдыревой-Вараксиной. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов- на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. - 592 с.
29. Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления: Пособие для учителя / В.В. Лайло. - М.: Дрофа, 2010. - 96 с.
30. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - 4-е. изд., испр. и доп.- М.: Издательство Академии педагогических наук, 2002. - 331 с.
31. Лопатина М.С. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами дидактической игры на уроках «Окружающего мира» / М.С. Лопатина // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Теоретические и методологические проблемы современной педагогики и психологии» (Магнитогорск, 04.12.2017 г.). / в 3 ч. Ч.2 - Стерлитамак: АМИ, 2017. - 215 с.
32. Минскин В.И. От игры к знаниям: Пособие для учителя / В.И. Минскин. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2012. - 185 с.
33. Моисеева М.Г. Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе / М.Г. Моисеева // Начальная школа. - 2012. - № 5. - С.35-40.
34. Мостова О.Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников / Н.О. Мостова, И.Н. Агафонова. - СПб.: Служба практической психологии в системе образования. Вып. 9. - СПб.: ЛАППО, 2005. - 288 с.
35. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. пед. учеб. завед. /
В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2012. - 512 с.
36. Петерсон Л.Г. Программа надпредметного курса «Мир деятельности» по формированию общеучебных организационно- рефлексивных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся 1-4 классов общеобразовательной начальной школы. / Л.Г. Петерсон - М.: Национальное образование, 2009. - 53 с.
37. Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн. 3: Теория и технологии воспитания: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 463 с.
38. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр: Методические рекомендации к педагогическим исследованиям игры / под редакцией А. Акшиной, Т. Акшиной, Т. Жарковой. - М.: Просвещение, 2000. - 312 с.
39. Развитие мышления и познавательных способностей младших школьников. Конспекты занятий, упражнения и задания / авт.-сост. Л.А. Абъятанова, Т.А. Иванова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 87 с.
40. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в
образовании / Е.И. Рогов: Учебное пособие: В 2 кн.- 2-е изд., перераб. и доп..
- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 1996. - 384 с.
41. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (практическое руководство) / С.Я. Рубинштейн. - СПб: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 168 с.
42. Савенков Л.И. Детская одаренность в познавательной сфере / Л.И. Савенков // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 5. - С.22-26.
43. Семаго Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 17 с.
44. Семенов И.Н. Развитие проблематики рефлексии, и ее изучение на факультете психологии Высшей школы экономики / И.Н. Семенов // Психология: Высш. шк. экономики. - 2007. - № 3. - С.67-73.
45. Слепович Е.С. Игровая деятельность младших школьников / Е.С. Слепович. - М.: Педагогика, 2010. - 206 с.
46. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры / А.А. Смоленцева.
- М.: Просвещение, 2012. - 105 с.
47. Степанов С.Ю. Психология думающего учителя. Рефлексия /
С.Ю. Степанов. - М.: Эксмо-Сидиком, 2008. - 148 с.
48. Степанова О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе / О.А. Степанова, О.А. Рыдзе. - М.: Просвещение, 2011. - 177 с.
49. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Киев: Радянська школа, 1974. - 288 с.
50. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. - М.: Просвещение, 2011. - 259 с.
51. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Том 1. Теоретические проблемы педагогики / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1974. - 584 с.
52. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт
педагогической антропологии. Том 2 / К.Д. Ушинский. - М.: Книга по Требованию, 2014. - 628 с.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 6-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. - 53 с. (Стандарты второго поколения).
54. Философский словарь / под ред. М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина. - 2-е. изд. -М.: Политиздат, 1963. - 544 с.
55. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования // под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 79 с. (Стандарты второго поколения).
56. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4-х т. Том 4. / С.Т. Шацкий. - М.: Просвещение, 1965. - 324 с.
57. Шкуратова Ж.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира / Ж.А. Шкуратова // «Социальная сеть работников образования» [Офиц. сайт]. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/materialy-mo/201547787/ (дата обращения: 10.12.2017).
58. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 228 с.