СЛОВА С НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫМ КОМПОНЕНТОМ КАК ЯЗЫКОВОЙ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
|
Введение 3
Глава 1. СЛОВА С НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫМ КОМПОНЕНТОМ КАК СИСТЕМНОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.1 Слова с НКК как понятийный класс 8
1.2 Типология слов с национально-культурным компонентом 13
1.3 Диалектизмы как единицы языка с НКК 18
Глава 2. ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЛОВ С НКК
2.1 Роль словарной работы в освоении национально-маркированной
лексики на уроках русского языка 22
2.2 Традиционные и новые приемы словарной работы на уроках
русского языка 28
2.3 Этимологический анализ как прием работы со словами с НКК ... 40
Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛОВАМИ С НКК НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
3.1 Методические особенности работы с культурно-маркированной
лексикой на уроке 44
3.2 Практика работы со словами с НКК на уроках русского
языка 47
3.3 Слово с НКК как содержательный центр культуроориентированного
урока русского языка 51
Заключение 57
Список литературы 59
Приложение 64
Глава 1. СЛОВА С НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫМ КОМПОНЕНТОМ КАК СИСТЕМНОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.1 Слова с НКК как понятийный класс 8
1.2 Типология слов с национально-культурным компонентом 13
1.3 Диалектизмы как единицы языка с НКК 18
Глава 2. ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЛОВ С НКК
2.1 Роль словарной работы в освоении национально-маркированной
лексики на уроках русского языка 22
2.2 Традиционные и новые приемы словарной работы на уроках
русского языка 28
2.3 Этимологический анализ как прием работы со словами с НКК ... 40
Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛОВАМИ С НКК НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
3.1 Методические особенности работы с культурно-маркированной
лексикой на уроке 44
3.2 Практика работы со словами с НКК на уроках русского
языка 47
3.3 Слово с НКК как содержательный центр культуроориентированного
урока русского языка 51
Заключение 57
Список литературы 59
Приложение 64
Количественное и качественное возрастание словарного запаса молодого поколения - один из актуальных вопросов нынешнего излишне «рационального» времени. В условиях научного переворота в нашей лексике появилось множество новых слов, большинство из которых не всем понятны, а устаревшие слова, наоборот, теряют актуальность, не используются и переходят в пассивный словарный запас. А. И. Куприн говорил, что «язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры...». Поэтому сбережение русского языка, обращение к его истории, его архивам, является не праздным занятием любителей, а насущной необходимостью общества. Из этого следует, что одной из задач учителя русского языка является пополнение словарного резерва учащихся, в том числе пополнение культуроносной, ценностно-ориентированной лексикой.
Одной из дисциплин, помогающих анализировать слово с позиций культурного фона, культурной значимости, является лингвокультурология, которая, в свою очередь, оказывает огромное влияние на развитие современной методики преподавания родного языка в школе и вузе. По словам В.В. Воробьева, лингвокультурология - это «комплексная научная дисциплина синтезирующего типа, изучающая взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка в его функционировании и отражающая этот процесс как целостную структуру единиц в единстве их языкового и внеязыкового (культурного) содержания при помощи системных методов и с ориентацией на современные приоритеты и культурные установления (система норм и общечеловеческих ценностей)» [Воробьев 1997: 59].
Неоспорим и такой факт: изучение языка как «кода культуры» - это не только специально методическая, но и общепедагогическая задача, так как особое внимание к культуре и её распространению в школьном образовании возрастает; в настоящее время целью становится такое образование, которое помогает осмыслить и дополнить накопленные человечеством ценности и традиции. Язык является одним из важнейших свидетелей прошлой жизни
народа. Родной язык, родная речь передают особые реалии национальной жизни, имеют многовековую историю и составляют предмет гордости носителей национального языка. Эту мысль выражена и аргументирована работе В.А. Доманского «Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе» [см. Доманский 1991] и в ряде других изданий. Проблематика «Язык и культура» разносторонне рассматривается многими филологами: Н.Ф. Алефиренко, Е.М.
Верещагиным, А.А. Залевской, В.А. Масловой, В.Г. Костомаровым, С.А. Кошарной, А.Т. Хроленко, Н.М. Шанским и др.
Важным является то, что в новом ФГОСе говорится о необходимости культуроведческого подхода к обучению русскому языку. Однако данный вопрос изучен преимущественно в теоретическом и общепедагогическом плане, для методики преподавания русского языка это достаточно новое явление. Поэтому возникает вопрос о необходимости создания новой методической системы, которая могла бы обеспечить достижение этой цели наиболее эффективными и рациональными способами. Как путь достижения этой цели современными учеными и учителями рассматривается работа со словами с национально-культурным компонентом (далее - НКК).
Каждый этнос имеет свою историю и традиции, складывающиеся веками, которые необходимо передавать из поколения в поколения через слово. Каждый язык имеет значительное количество слов с НКК, внимание к изучению которых усиливается в XXI веке, веке глобализации и информатизации. Работа с уникальной лексикой рассматривается в качестве заслона этими нивелируемыми процессами. Единицы языка, которые перешли (или переходят - в связи с невостребованностью) в пассивный запас лексики, являются нитями, связывающими нас с историей своего народа и языка, поэтому их надо изучать как с лингвистических, так и методических позиций.
Актуальность работы определяется потребностью изучения русского языка как феномена культуры и хранилища национальных ценностей. Анализ определенных единиц языка с национально-культурным компонентом позволяет глубже понять мировоззрение народа, его национальный колорит и менталитет. Работа с таким лексическим материалом позволяет достигать не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов, а задача достижения этих результатов обозначена во ФГОС. Исследуемый в работе пласт языка обладает мировоззренческим, духовно-нравственным, ценностным потенциалом, и этот факт увеличивает его значимость в решении воспитательных задач образования.
Таким образом, объектом исследования в работе являются слова с НКК в системе современного языка и в системе обучения.
Предмет исследования - методические особенности работы со словами с НКК на уроке русского языка в школе.
Цель данной дипломной работы - рассмотреть слова с НКК как языковое явление и дидактико-методический феномен, апробировать некоторые приемы работы с подобной лексикой в процессе изучения русского языка в школе (в 5-7 классах).
Цель предполагает постановку и решение ряда конкретных задач:
1) Определить границы понятия «лексика с национально-культурным компонентом», выработать критерии отбора соответствующих лексических единиц.
2) Выбрать подобную лексику из востребованных толковых словарей и школьных учебников.
3) Произвести тематическую классификацию выбранных
лексических единиц.
4) Синтезировать полученные знания, сделать обобщения о специфике методической работы со словами с НКК.
5) Разработать и апробировать на практике оптимальные приемы работы со словами с НКК.
6) Разработать уроки русского языка, включающие специальную работу со словами с НКК.
Методы исследования, использованные в процессе подготовки
работы:
• Анализ и синтез.
• Классификация.
• Наблюдение над языковым материалом и процессом обучения.
• Обобщение методического материала.
• Системный подход и комплексное рассмотрение проблемы и др.
Теоретическая значимость работы видится в рассмотрении нового понятийного класса «Слова с НКК» и сравнении их с традиционными тематическими группами лексики (архаизмами, историзмами, диалектизмами), в осмыслении форм и приемов работы с ними.
Определенная научная новизна данной работы проявляется в том, что в ней слова с НКК рассмотрены как оригинальный дидактический материал, произведено сравнение объекта с коррелируемыми научными понятиями и терминами, показаны пути включения материала в процесс обучения.
Практическая значимость заключается в том, что материал может быть использован другими учителями русского языка в практической предметной и во внеурочной деятельности, собранными материалами могут быть дополнены методические пособия для учителей и учащихся.
Апробация результатов исследования проводилась на конференциях разного уровня (студенческих и международного характера):
• на университетских научных конференциях в 2015 - 2017 гг;
• во Вторых Иосафовских чтениях, посвященных 310-летию со дня рождения Святителя Белгородского Иоасафа;
• форума «Белгородский диалог-2016» и др.,
а также на заседаниях методического объединения учителей МБОУ «СОШ №2 пос. Борисовка», в практической работе в качестве учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2 пос. Борисовка».
По результатам исследования опубликовано 5 статей, в частности:
а) «Национально-культурная лексика как транслятор культуры» (БГСХА, 2016); б) «Региональная специфика употребления пасхальной лексики» (БелГУ, 2016, Сыктывкар, 2016); в) «Культурно-маркированное слово «Пасха» на уроке русского языка» (БелГУ, 2016); г) «Пасха как слово с национально-культурным и региональным компонентом значения» (БелГУ, 2017).
Часть материалов исследования была представлена на конкурс «Русский язык и этнокультурная динамика», организованный СОФ НИУ «БелГУ», где работа была отмечена Дипломом за II место.
Структура дипломной работы.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений, в которые вынесен дополнительный дидактический и лингвистический материал для уроков русского языка для организации работы со словами с НКК.
Одной из дисциплин, помогающих анализировать слово с позиций культурного фона, культурной значимости, является лингвокультурология, которая, в свою очередь, оказывает огромное влияние на развитие современной методики преподавания родного языка в школе и вузе. По словам В.В. Воробьева, лингвокультурология - это «комплексная научная дисциплина синтезирующего типа, изучающая взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка в его функционировании и отражающая этот процесс как целостную структуру единиц в единстве их языкового и внеязыкового (культурного) содержания при помощи системных методов и с ориентацией на современные приоритеты и культурные установления (система норм и общечеловеческих ценностей)» [Воробьев 1997: 59].
Неоспорим и такой факт: изучение языка как «кода культуры» - это не только специально методическая, но и общепедагогическая задача, так как особое внимание к культуре и её распространению в школьном образовании возрастает; в настоящее время целью становится такое образование, которое помогает осмыслить и дополнить накопленные человечеством ценности и традиции. Язык является одним из важнейших свидетелей прошлой жизни
народа. Родной язык, родная речь передают особые реалии национальной жизни, имеют многовековую историю и составляют предмет гордости носителей национального языка. Эту мысль выражена и аргументирована работе В.А. Доманского «Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе» [см. Доманский 1991] и в ряде других изданий. Проблематика «Язык и культура» разносторонне рассматривается многими филологами: Н.Ф. Алефиренко, Е.М.
Верещагиным, А.А. Залевской, В.А. Масловой, В.Г. Костомаровым, С.А. Кошарной, А.Т. Хроленко, Н.М. Шанским и др.
Важным является то, что в новом ФГОСе говорится о необходимости культуроведческого подхода к обучению русскому языку. Однако данный вопрос изучен преимущественно в теоретическом и общепедагогическом плане, для методики преподавания русского языка это достаточно новое явление. Поэтому возникает вопрос о необходимости создания новой методической системы, которая могла бы обеспечить достижение этой цели наиболее эффективными и рациональными способами. Как путь достижения этой цели современными учеными и учителями рассматривается работа со словами с национально-культурным компонентом (далее - НКК).
Каждый этнос имеет свою историю и традиции, складывающиеся веками, которые необходимо передавать из поколения в поколения через слово. Каждый язык имеет значительное количество слов с НКК, внимание к изучению которых усиливается в XXI веке, веке глобализации и информатизации. Работа с уникальной лексикой рассматривается в качестве заслона этими нивелируемыми процессами. Единицы языка, которые перешли (или переходят - в связи с невостребованностью) в пассивный запас лексики, являются нитями, связывающими нас с историей своего народа и языка, поэтому их надо изучать как с лингвистических, так и методических позиций.
Актуальность работы определяется потребностью изучения русского языка как феномена культуры и хранилища национальных ценностей. Анализ определенных единиц языка с национально-культурным компонентом позволяет глубже понять мировоззрение народа, его национальный колорит и менталитет. Работа с таким лексическим материалом позволяет достигать не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов, а задача достижения этих результатов обозначена во ФГОС. Исследуемый в работе пласт языка обладает мировоззренческим, духовно-нравственным, ценностным потенциалом, и этот факт увеличивает его значимость в решении воспитательных задач образования.
Таким образом, объектом исследования в работе являются слова с НКК в системе современного языка и в системе обучения.
Предмет исследования - методические особенности работы со словами с НКК на уроке русского языка в школе.
Цель данной дипломной работы - рассмотреть слова с НКК как языковое явление и дидактико-методический феномен, апробировать некоторые приемы работы с подобной лексикой в процессе изучения русского языка в школе (в 5-7 классах).
Цель предполагает постановку и решение ряда конкретных задач:
1) Определить границы понятия «лексика с национально-культурным компонентом», выработать критерии отбора соответствующих лексических единиц.
2) Выбрать подобную лексику из востребованных толковых словарей и школьных учебников.
3) Произвести тематическую классификацию выбранных
лексических единиц.
4) Синтезировать полученные знания, сделать обобщения о специфике методической работы со словами с НКК.
5) Разработать и апробировать на практике оптимальные приемы работы со словами с НКК.
6) Разработать уроки русского языка, включающие специальную работу со словами с НКК.
Методы исследования, использованные в процессе подготовки
работы:
• Анализ и синтез.
• Классификация.
• Наблюдение над языковым материалом и процессом обучения.
• Обобщение методического материала.
• Системный подход и комплексное рассмотрение проблемы и др.
Теоретическая значимость работы видится в рассмотрении нового понятийного класса «Слова с НКК» и сравнении их с традиционными тематическими группами лексики (архаизмами, историзмами, диалектизмами), в осмыслении форм и приемов работы с ними.
Определенная научная новизна данной работы проявляется в том, что в ней слова с НКК рассмотрены как оригинальный дидактический материал, произведено сравнение объекта с коррелируемыми научными понятиями и терминами, показаны пути включения материала в процесс обучения.
Практическая значимость заключается в том, что материал может быть использован другими учителями русского языка в практической предметной и во внеурочной деятельности, собранными материалами могут быть дополнены методические пособия для учителей и учащихся.
Апробация результатов исследования проводилась на конференциях разного уровня (студенческих и международного характера):
• на университетских научных конференциях в 2015 - 2017 гг;
• во Вторых Иосафовских чтениях, посвященных 310-летию со дня рождения Святителя Белгородского Иоасафа;
• форума «Белгородский диалог-2016» и др.,
а также на заседаниях методического объединения учителей МБОУ «СОШ №2 пос. Борисовка», в практической работе в качестве учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2 пос. Борисовка».
По результатам исследования опубликовано 5 статей, в частности:
а) «Национально-культурная лексика как транслятор культуры» (БГСХА, 2016); б) «Региональная специфика употребления пасхальной лексики» (БелГУ, 2016, Сыктывкар, 2016); в) «Культурно-маркированное слово «Пасха» на уроке русского языка» (БелГУ, 2016); г) «Пасха как слово с национально-культурным и региональным компонентом значения» (БелГУ, 2017).
Часть материалов исследования была представлена на конкурс «Русский язык и этнокультурная динамика», организованный СОФ НИУ «БелГУ», где работа была отмечена Дипломом за II место.
Структура дипломной работы.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений, в которые вынесен дополнительный дидактический и лингвистический материал для уроков русского языка для организации работы со словами с НКК.
Проблемы языка как культурно-исторической среды обсуждаются второе десятилетие, и тем не менее в ней и по сей день немало спорных позиций и нерешенных вопросов.
Однако, несмотря на наличие трудностей и «белых пятен», в настоящее время уже намечаются пути решения проблемы. В первую очередь нужно отметить, что отчасти она уже решается в учебниках нового поколения. В эти учебники и учебные пособия уже включены сведения о русском языке как средстве выражения культуры народа, о самобытности, своеобразии, красоте, эстетической ценности русского языка и русского слова.
Уроки формирования культуроведческой компетенции требуют также пересмотра сложившейся методики организации уроков русского языка, апробирования и включения в структуру урока новых, в большей степени соответствующих новому направлению приемов и форм работы со словом.
В связи с развитием лингвистики и ее внедрением в практику преподавания русского языка, возникла необходимость выделения и характеристики специальной группы лексики - слов с НКК. До сих пор не выработан единый термин для обозначения данной группы слов. Учеными используются следующие обозначения данной тематической группы лексики: культурные универсалии, лингвокультуремы, культурно -
специфичные слова и др. Некоторыми исследователями в группу слов с НКК вкладываются также: историзмы, архаизмы, все виды топонимов,
маркированная лексика, религионимы. В своей работе мы активнее других использовали диалектизмы и регионализмы.
Не только сами слова с НКК требуют тщательной систематизации, но приемы работы со словами с НКК требуют обобщения, включения традиционных и новых форм работы. К основным приемам работы со словами с НКК могут быть отнесены: словарная работа, разноуровневые задания, исследовательская работа, ролевая игра, творческий диктант и др.
Работа со словом с национально-культурной спецификой значения может проходить в виде: попутной словарной работы, локального упражнения в процессе работы, части анализа текста и т.п.
Словарная работа - традиционная на уроках русского языка, претерпевает в настоящее время изменения при работе со словами с НКК. Этимологический анализ является эффективным приемом работы на уроках русского языка.
Эффективная практическая работа со словами с НКК осуществляется на основе анализа текстов, в том числе поэтических текстов местных (белгородских) авторов.
Слова с НКК могут быть структурным центром урока развития речи или культуроориентированного урока русского языка.
Мы считаем, что проделанная нами работа может найти применение в школьном обучении. Тем более что в требованиях современных образовательныху стандартов подобные приемы и формы работы в школе не просто возможны, но востребованы и актуальны.
Также есть все основания для вывода о перспективах исследования о лингвистическом и методическом потенциале слов с НКК, т.к. требуют дальнейшего расширения, конкретизации, уточнения как сама группа слов с НКК, так и приёмы и формы работы с данными словами на разных этапах освоения школьного курса русского языка.
Исследуемый в работе пласт языка обладает мировоззренческим, духовно-нравственным, ценностным потенциалом, и этот факт увеличивает его значимость в решении воспитательных задач образования.
Однако, несмотря на наличие трудностей и «белых пятен», в настоящее время уже намечаются пути решения проблемы. В первую очередь нужно отметить, что отчасти она уже решается в учебниках нового поколения. В эти учебники и учебные пособия уже включены сведения о русском языке как средстве выражения культуры народа, о самобытности, своеобразии, красоте, эстетической ценности русского языка и русского слова.
Уроки формирования культуроведческой компетенции требуют также пересмотра сложившейся методики организации уроков русского языка, апробирования и включения в структуру урока новых, в большей степени соответствующих новому направлению приемов и форм работы со словом.
В связи с развитием лингвистики и ее внедрением в практику преподавания русского языка, возникла необходимость выделения и характеристики специальной группы лексики - слов с НКК. До сих пор не выработан единый термин для обозначения данной группы слов. Учеными используются следующие обозначения данной тематической группы лексики: культурные универсалии, лингвокультуремы, культурно -
специфичные слова и др. Некоторыми исследователями в группу слов с НКК вкладываются также: историзмы, архаизмы, все виды топонимов,
маркированная лексика, религионимы. В своей работе мы активнее других использовали диалектизмы и регионализмы.
Не только сами слова с НКК требуют тщательной систематизации, но приемы работы со словами с НКК требуют обобщения, включения традиционных и новых форм работы. К основным приемам работы со словами с НКК могут быть отнесены: словарная работа, разноуровневые задания, исследовательская работа, ролевая игра, творческий диктант и др.
Работа со словом с национально-культурной спецификой значения может проходить в виде: попутной словарной работы, локального упражнения в процессе работы, части анализа текста и т.п.
Словарная работа - традиционная на уроках русского языка, претерпевает в настоящее время изменения при работе со словами с НКК. Этимологический анализ является эффективным приемом работы на уроках русского языка.
Эффективная практическая работа со словами с НКК осуществляется на основе анализа текстов, в том числе поэтических текстов местных (белгородских) авторов.
Слова с НКК могут быть структурным центром урока развития речи или культуроориентированного урока русского языка.
Мы считаем, что проделанная нами работа может найти применение в школьном обучении. Тем более что в требованиях современных образовательныху стандартов подобные приемы и формы работы в школе не просто возможны, но востребованы и актуальны.
Также есть все основания для вывода о перспективах исследования о лингвистическом и методическом потенциале слов с НКК, т.к. требуют дальнейшего расширения, конкретизации, уточнения как сама группа слов с НКК, так и приёмы и формы работы с данными словами на разных этапах освоения школьного курса русского языка.
Исследуемый в работе пласт языка обладает мировоззренческим, духовно-нравственным, ценностным потенциалом, и этот факт увеличивает его значимость в решении воспитательных задач образования.
Подобные работы
- СЛОВА С НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫМ КОМПОНЕНТОМ КАК ЯЗЫКОВОЙ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО КОММЕНТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ КЛАССИКИ (НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗОК А.С. ПУШКИНА)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - ПЕРЕДАЧА НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ПЕРЕВОДА
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2022 - РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ТОПОНИМОВ)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Лингводидактические трудности освоения французских фразеологических единиц
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА КАК НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН И ЕЕ РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ КОММУНИКАТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ ЦВЕТОНАИМЕНОВАНИЙ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Языковые и лингвокультурные характеристики военного песенного дискурса в русском языке (на фоне китайского языка)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2021 - Реализация лингвокультуроведческого подхода на уроках русского языка в начальной школе (на материале жанра загадки)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019




