Введение 3
Глава 1. СЛОВА С НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫМ КОМПОНЕНТОМ КАК СИСТЕМНОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.1 Слова с НКК как понятийный класс 8
1.2 Типология слов с национально-культурным компонентом 13
1.3 Диалектизмы как единицы языка с НКК 18
Глава 2. ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЛОВ С НКК
2.1 Роль словарной работы в освоении национально-маркированной
лексики на уроках русского языка 22
2.2 Традиционные и новые приемы словарной работы на уроках
русского языка 28
2.3 Этимологический анализ как прием работы со словами с НКК ... 40
Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛОВАМИ С НКК НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
3.1 Методические особенности работы с культурно-маркированной
лексикой на уроке 44
3.2 Практика работы со словами с НКК на уроках русского
языка 47
3.3 Слово с НКК как содержательный центр культуроориентированного
урока русского языка 51
Заключение 57
Список литературы 59
Приложение 64
Количественное и качественное возрастание словарного запаса молодого поколения - один из актуальных вопросов нынешнего излишне «рационального» времени. В условиях научного переворота в нашей лексике появилось множество новых слов, большинство из которых не всем понятны, а устаревшие слова, наоборот, теряют актуальность, не используются и переходят в пассивный словарный запас. А. И. Куприн говорил, что «язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры...». Поэтому сбережение русского языка, обращение к его истории, его архивам, является не праздным занятием любителей, а насущной необходимостью общества. Из этого следует, что одной из задач учителя русского языка является пополнение словарного резерва учащихся, в том числе пополнение культуроносной, ценностно-ориентированной лексикой.
Одной из дисциплин, помогающих анализировать слово с позиций культурного фона, культурной значимости, является лингвокультурология, которая, в свою очередь, оказывает огромное влияние на развитие современной методики преподавания родного языка в школе и вузе. По словам В.В. Воробьева, лингвокультурология - это «комплексная научная дисциплина синтезирующего типа, изучающая взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка в его функционировании и отражающая этот процесс как целостную структуру единиц в единстве их языкового и внеязыкового (культурного) содержания при помощи системных методов и с ориентацией на современные приоритеты и культурные установления (система норм и общечеловеческих ценностей)» [Воробьев 1997: 59].
Неоспорим и такой факт: изучение языка как «кода культуры» - это не только специально методическая, но и общепедагогическая задача, так как особое внимание к культуре и её распространению в школьном образовании возрастает; в настоящее время целью становится такое образование, которое помогает осмыслить и дополнить накопленные человечеством ценности и традиции. Язык является одним из важнейших свидетелей прошлой жизни
народа. Родной язык, родная речь передают особые реалии национальной жизни, имеют многовековую историю и составляют предмет гордости носителей национального языка. Эту мысль выражена и аргументирована работе В.А. Доманского «Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе» [см. Доманский 1991] и в ряде других изданий. Проблематика «Язык и культура» разносторонне рассматривается многими филологами: Н.Ф. Алефиренко, Е.М.
Верещагиным, А.А. Залевской, В.А. Масловой, В.Г. Костомаровым, С.А. Кошарной, А.Т. Хроленко, Н.М. Шанским и др.
Важным является то, что в новом ФГОСе говорится о необходимости культуроведческого подхода к обучению русскому языку. Однако данный вопрос изучен преимущественно в теоретическом и общепедагогическом плане, для методики преподавания русского языка это достаточно новое явление. Поэтому возникает вопрос о необходимости создания новой методической системы, которая могла бы обеспечить достижение этой цели наиболее эффективными и рациональными способами. Как путь достижения этой цели современными учеными и учителями рассматривается работа со словами с национально-культурным компонентом (далее - НКК).
Каждый этнос имеет свою историю и традиции, складывающиеся веками, которые необходимо передавать из поколения в поколения через слово. Каждый язык имеет значительное количество слов с НКК, внимание к изучению которых усиливается в XXI веке, веке глобализации и информатизации. Работа с уникальной лексикой рассматривается в качестве заслона этими нивелируемыми процессами. Единицы языка, которые перешли (или переходят - в связи с невостребованностью) в пассивный запас лексики, являются нитями, связывающими нас с историей своего народа и языка, поэтому их надо изучать как с лингвистических, так и методических позиций.
Актуальность работы определяется потребностью изучения русского языка как феномена культуры и хранилища национальных ценностей. Анализ определенных единиц языка с национально-культурным компонентом позволяет глубже понять мировоззрение народа, его национальный колорит и менталитет. Работа с таким лексическим материалом позволяет достигать не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов, а задача достижения этих результатов обозначена во ФГОС. Исследуемый в работе пласт языка обладает мировоззренческим, духовно-нравственным, ценностным потенциалом, и этот факт увеличивает его значимость в решении воспитательных задач образования.
Таким образом, объектом исследования в работе являются слова с НКК в системе современного языка и в системе обучения.
Предмет исследования - методические особенности работы со словами с НКК на уроке русского языка в школе.
Цель данной дипломной работы - рассмотреть слова с НКК как языковое явление и дидактико-методический феномен, апробировать некоторые приемы работы с подобной лексикой в процессе изучения русского языка в школе (в 5-7 классах).
Цель предполагает постановку и решение ряда конкретных задач:
1) Определить границы понятия «лексика с национально-культурным компонентом», выработать критерии отбора соответствующих лексических единиц.
2) Выбрать подобную лексику из востребованных толковых словарей и школьных учебников.
3) Произвести тематическую классификацию выбранных
лексических единиц.
4) Синтезировать полученные знания, сделать обобщения о специфике методической работы со словами с НКК.
5) Разработать и апробировать на практике оптимальные приемы работы со словами с НКК.
6) Разработать уроки русского языка, включающие специальную работу со словами с НКК.
Методы исследования, использованные в процессе подготовки
работы:
• Анализ и синтез.
• Классификация.
• Наблюдение над языковым материалом и процессом обучения.
• Обобщение методического материала.
• Системный подход и комплексное рассмотрение проблемы и др.
Теоретическая значимость работы видится в рассмотрении нового понятийного класса «Слова с НКК» и сравнении их с традиционными тематическими группами лексики (архаизмами, историзмами, диалектизмами), в осмыслении форм и приемов работы с ними.
Определенная научная новизна данной работы проявляется в том, что в ней слова с НКК рассмотрены как оригинальный дидактический материал, произведено сравнение объекта с коррелируемыми научными понятиями и терминами, показаны пути включения материала в процесс обучения.
Практическая значимость заключается в том, что материал может быть использован другими учителями русского языка в практической предметной и во внеурочной деятельности, собранными материалами могут быть дополнены методические пособия для учителей и учащихся.
Апробация результатов исследования проводилась на конференциях разного уровня (студенческих и международного характера):
• на университетских научных конференциях в 2015 - 2017 гг;
• во Вторых Иосафовских чтениях, посвященных 310-летию со дня рождения Святителя Белгородского Иоасафа;
• форума «Белгородский диалог-2016» и др.,
а также на заседаниях методического объединения учителей МБОУ «СОШ №2 пос. Борисовка», в практической работе в качестве учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2 пос. Борисовка».
По результатам исследования опубликовано 5 статей, в частности:
а) «Национально-культурная лексика как транслятор культуры» (БГСХА, 2016); б) «Региональная специфика употребления пасхальной лексики» (БелГУ, 2016, Сыктывкар, 2016); в) «Культурно-маркированное слово «Пасха» на уроке русского языка» (БелГУ, 2016); г) «Пасха как слово с национально-культурным и региональным компонентом значения» (БелГУ, 2017).
Часть материалов исследования была представлена на конкурс «Русский язык и этнокультурная динамика», организованный СОФ НИУ «БелГУ», где работа была отмечена Дипломом за II место.
Структура дипломной работы.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений, в которые вынесен дополнительный дидактический и лингвистический материал для уроков русского языка для организации работы со словами с НКК.
Проблемы языка как культурно-исторической среды обсуждаются второе десятилетие, и тем не менее в ней и по сей день немало спорных позиций и нерешенных вопросов.
Однако, несмотря на наличие трудностей и «белых пятен», в настоящее время уже намечаются пути решения проблемы. В первую очередь нужно отметить, что отчасти она уже решается в учебниках нового поколения. В эти учебники и учебные пособия уже включены сведения о русском языке как средстве выражения культуры народа, о самобытности, своеобразии, красоте, эстетической ценности русского языка и русского слова.
Уроки формирования культуроведческой компетенции требуют также пересмотра сложившейся методики организации уроков русского языка, апробирования и включения в структуру урока новых, в большей степени соответствующих новому направлению приемов и форм работы со словом.
В связи с развитием лингвистики и ее внедрением в практику преподавания русского языка, возникла необходимость выделения и характеристики специальной группы лексики - слов с НКК. До сих пор не выработан единый термин для обозначения данной группы слов. Учеными используются следующие обозначения данной тематической группы лексики: культурные универсалии, лингвокультуремы, культурно -
специфичные слова и др. Некоторыми исследователями в группу слов с НКК вкладываются также: историзмы, архаизмы, все виды топонимов,
маркированная лексика, религионимы. В своей работе мы активнее других использовали диалектизмы и регионализмы.
Не только сами слова с НКК требуют тщательной систематизации, но приемы работы со словами с НКК требуют обобщения, включения традиционных и новых форм работы. К основным приемам работы со словами с НКК могут быть отнесены: словарная работа, разноуровневые задания, исследовательская работа, ролевая игра, творческий диктант и др.
Работа со словом с национально-культурной спецификой значения может проходить в виде: попутной словарной работы, локального упражнения в процессе работы, части анализа текста и т.п.
Словарная работа - традиционная на уроках русского языка, претерпевает в настоящее время изменения при работе со словами с НКК. Этимологический анализ является эффективным приемом работы на уроках русского языка.
Эффективная практическая работа со словами с НКК осуществляется на основе анализа текстов, в том числе поэтических текстов местных (белгородских) авторов.
Слова с НКК могут быть структурным центром урока развития речи или культуроориентированного урока русского языка.
Мы считаем, что проделанная нами работа может найти применение в школьном обучении. Тем более что в требованиях современных образовательныху стандартов подобные приемы и формы работы в школе не просто возможны, но востребованы и актуальны.
Также есть все основания для вывода о перспективах исследования о лингвистическом и методическом потенциале слов с НКК, т.к. требуют дальнейшего расширения, конкретизации, уточнения как сама группа слов с НКК, так и приёмы и формы работы с данными словами на разных этапах освоения школьного курса русского языка.
Исследуемый в работе пласт языка обладает мировоззренческим, духовно-нравственным, ценностным потенциалом, и этот факт увеличивает его значимость в решении воспитательных задач образования.
1. Алефиренко, Н.Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка [Текст]: учебное пособие / Н. Ф. Алефиренко. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 282 с.
2. Алефиренко, Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: [Текст]: учебное пособие / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Флинта: Наука, 2005. - 416 с.
3. Агашкова, Н.Г. Основа речевого развития школьника [Текст] / Н.Г. Агашкова. - М.: Дрофа, 2007. - 322 с.
4. Азанова, Г.И. Организация словарной работы [Текст] / Г.И. Азанова // Русский язык в школе. - №5. - 2003. - С. 27
5. Аномович, Е.А. Русский язык в старших классах [Текст] / Е.А. Аномович. - М.: Просвещение, 2005. - 451с.
6. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О.С. Ахманова. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - 985 с.
7. Бавыкина, Г. Н. Формирование словаря у детей младшего и среднего дошкольного возраста [Текст] / Г.Н. Бавыкина: автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1977.
8. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка [Текст] / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Н.А. Ипполитова, П.Ф. Ивченков. - М.: Просвещение, 1990. - 357 с.
9. Барановская, И.А. Лексические игры. Словарная работа на уроках русского языка в 5-6 классах [Текст] / И.А. Барановская // 1 Сентября. - Русский язык. - № 6. - 2003. - С. 13
10. Беляева, О.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку [Текст] / О.В. Беляева, О.А. Даценко. - М.: ВАКО, 2009. - 369 с.
11. Введенская, Л.А. Русское слово: Факультатив. курс «Лексика и фразеология рус. яз. (8-9 кл.)» [Текст] / Л.А. Введенская, М.Т. Баранов, Ю.А. Гвоздарев: пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1991. - 144 с.
12. Вежбицкая, А. Семантические универсалии и описание языков [Текст] / А. Вежбицкая. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 616 с.
13. Верещагин, Е.М. Лингвострановедческая теория слова [Текст] / Е.М. Верещагин, В. Г. Костомаров. - М.: Просвещение, 1980. - 320 с.
14. Воробьев, В.В. О понятии лингвокультурологии и ее компонентах [Текст] / В.В. Воробьев // Язык и культура: Сб. докл. 2 -я междунар. конф. - Киев, 1993. - С. 42-48.
13. Воробьев, В.В. Лингвокультурология (теория и методы) [Текст] / В.В. Воробьев: Монография. - М.: РУДН, 1997. - 331 с.
14. Гак, В.Г. Язык как форма самовыражения народа [Текст] / В.Г. Гак // Язык как средство трансляции культуры. - Москва.: Наука, 2000. - С. 54¬68.
15. Гумбольдт, В. Характер языка и характер народа [Текст] / Вильгельм фон Гумбольдт // Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. - 451 с.
16. Доманский, В. А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе [Текст] / В.А. Доманский. - М.: Просвещение, 1999. - 385 с.
17. Журавлев, В.К. Внешние и внутренние факторы языковой эволюции [Текст] / В.К. Журавлев. - М.: Наука, 1982. - 328 с.
18. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации [Текст] / Н.И.Жинкин. - М.: Наука, 1982. - 157 с.
19. Залевская, А.А. Национально-культурная специфика картины мира и различные подходы к ее исследованию [Текст] / А.А. Залевская // Языковое сознание и образ мира. Сборник статей. - М.: Институт языкознания РАН, 2000. - С. 39-54.
20. Комлев, Н.Г. О культурном компоненте лексического значения [Текст] / Н. Г. Комлев // Вестн. Москов. ун-та. Сер. Филология. - 1966. - № 5. - С.43-50.
21. Кацнельсон, С.Д. Содержание слова, значение и обозначение [Текст] / С.Д. Кацнельсон. - М.:Л.: Наука, 1965.-112 с.
22. Киселева, Л.А. Проблемы исследования русского языка как средства воздействия [Текст] / Л.А. Киселева. - Л.: ЛГУ, 1979. - 180 с.
23. Комлев, Н.Г. О культурном компоненте лексического значения слова [Текст] / Н.Г. Комлев // Вестник МГУ. Серия: Филология. -1966. - № 4.
- С. 43-50.
24. Комлев, Н.Г. Компоненты содержательной структуры слова [Текст] / Н.Г. Комлев // Методы изучения лексики. - М.: Моск. ун-та, 1969. - 192 с.
25. Е. Корнейко. Сборник упражнений по русскому языку на региональном материале (V класс) [Текст] / Е. Корнейко, Т. Новикова. - Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2016.- 75 с.
26. Липкина, А.И. Работа над устной речью учащихся [Текст] / А.И. Липкина. - М.: Просвещение, 2007. - 169 с.
27. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в школе [Текст] / М.Р. Львов. - М.: Дрофа, 2006. - 245 с.
28. Львов, М.Р. Методики русского языка [Текст] / М.Р. Львов. - СПб.: Питер, 2006. - 378 с.
29. Малова, Л.М. Выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма [Текст] / Л.М. Малова //1 Сентября. Русский язык/.- №
10. - 2006. - С. 21-23
30. Розенталь, Д.Э. Современный русский язык [Текст] / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. - М.: Айрис-Пресс, 2007. - 207 с.
31. Никитина, С.Е. О концептуальном анализе в народной культуре [Текст]: логический анализ языка: культурные концепты / С.Е. Никитина.
- М.: Наука, 1991. - С. 117-123.
32. Никитина, С.Е. Устная культура и языковое сознание [Текст] /
С.Е. Никитина. - М.: Наука 1993.-189 с.
33. Новикова, Л.И. Культуроведческий аспект обучения русскому языку в 5-9 классах как средство постижения учащимися национальной культуры: монография / Л.И. Новикова. - М.: Прометей, 2005. - 400с.
34. Новикова, Т.Ф. Дидактические траектории в работе со словом [Текст] / Т.Ф. Новикова // Русский язык в школе. - М.: 2011.- №11. - С.3-10
35. Новикова, Т.Ф. Культуроориентированные приемы работы с текстом и со словом в тексте [Текст] / Т.Ф. Новикова // Русский язык в школе. - М.:2011. - №12. - С.3-9
36. Новикова, Т.Ф. Регионализмы как единицы языка с национально - культурным компонентом значения [Текст] / Т.Ф. Новикова // Фразеология и когнитивистика: материалы 1 -й Международной научной конференции: в 2 т. / отв.ред. проф.Н.Ф.Алефиренко. - Белгород: БелГУ, 2008. - 372 с.
37. Новикова, Т.Ф. Пространство слова. Формирование
этнокультурной компетенции учащихся на уроках словесности [Текст] / Т.Ф. Новикова // Русский язык в школе. - М.: 2004.- №5. - С.22-26
38. Новикова, Т.Ф. Урок одного слова: путь от значения к смыслам [Текст] / Т.Ф. Новикова // Русский язык в школе. - М.: 2012.- №1. - С.9-15
39. Новикова, Т.Ф. Устаревшая лексика как лингвокультурный феномен и ее роль в формировании интереса к родному языку [Текст] / Т.Ф. Новикова, С.Е. Терехова // Белгород: Научные ведомости Белгородского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2014.- №6 (177). -
С.19-26
40. Нещименко, Г.П. Язык и культура в истории этноса [Текст] / Г.П. Нещименко, С.А. Арутюнов, А.Р. Багдасаров, Н.В. Белоусов и др. - М., 1994.-С.78-79.
41. Нещименко, Г.П. К постановке проблемы «Язык как средство трансляции культуры» [Текст] / Г.П. Нещименко. - М., 2000.- С.28-60.
42. Ощепкова, В.В. Учебное пособие по страноведению [Текст] / В.В.
Ощепкова. - М.: Новая школа, 1995. - 289 с.
43. Пахнова, Т.М. Среда как средство приобщения к культуре [Текст] / Т.М. Пахнова // Русский язык в школе. - М.: № 4-5, 2003. - С. 14-16
С.
44. Телия, В.Н. Язык. Семиотика. Культура [Текст] / В.Н. Телия. - М.
- 1996. - 286 с.
45. Шанский, Н.М. О национально маркированной номинации в русском языке [Текст] / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва // Русский язык в школе. - 1997.- №6. - С.79-83
46. Яковлева, Е.С. О понятии «культурная память» в применении к семантике слова [Текст] / Е.С. Яковлева // Вопросы языкознания. - 1998. - №3. - С.43-73.
47. Шмелёв, А.Д. Русская ментальность в зеркале лексических данных [Текст] / А.Д. Шмелев // Основы лингвокультурологии. - 1998. - С. 50-56.
48. Яковлева, В.И. Слово о словарном слове [Текст] / В.И. Яковлева.
- М., 1989. - 247 с.
49. Мой язык - русский. Электронный ресурс:
http: //www.mylanguage.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=351767
50. Учебно-методический материал. Электронный ресурс: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/12/29/urok-v-5-klasse-po- teme-dialektnye-professionalnye-slova