Введение 3
I. Теоретическое изучение влияния дидактических игр на развитие произвольной памяти дошкольников 8
1.1. Особенности памяти дошкольников 8
1.2. Дидактические игры как средство развития произвольной памяти дошкольников 15
1.3. Методика и руководство проведения дидактических игр в
ДОУ 24
Выводы по I главе 34
II. Экспериментальное исследование эффективности влияния дидактических игр на развитие произвольной памяти
дошкольников 36
2.1.Организация, выборка и методы исследования 36
2.2. Анализ результатов исследования 42
2.3. Программа развития произвольной памяти дошкольников посредством дидактических игр 48
Выводы по 2 главе 55
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложения 65
Дошкольное детство - это период игры. В этом возрасте ребенок все стремится познать через игру. Игра - это отражение детьми взрослого, реального мира. Она таит в себе большие возможности для обучения детей в дошкольном учреждении. В дидактической игре познавательные задачи соединяются с игровыми. Через игру, в частности дидактические игры, ребенок, играя, учится.
Проблемой игры в обучении детей дошкольного возраста занимались и занимаются многие ученые педагоги и психологи. В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями, служит хорошим средством подготовки детей к школе.
Игра - один из видов человеческой деятельности,
отечественные ученые В.И. Истомин, В.И Устименко, Д.Н. Узнадзе, отмечают ценность игры, указывают на ее значение в формировании психических процессов. У детей дошкольного возраста игра составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность. Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие исследования. Одни из них направлены на изучение дидактических игр в педагогическом процессе.
Дидактические игры разнообразны по содержанию, по форме организации, по виду обучающих задач. В педагогике существует различные взгляды на классификацию дидактических игр. И, конечно же, важным моментом является руководство дидактическими играми, используемыми в работе с детьми дошкольного возраста, со стороны педагога
Актуальность исследования объясняется тем, что дидактические игры, направленные на развитие произвольной памяти обеспечивают развитие не только произвольной памяти детей, но и развивают их самостоятельную деятельность; самоконтроль, активность, организованность и творческий характер; умение подчиняться правилам и способность руководствоваться ими в игре
Объект исследования - произвольная память дошкольников.
Предмет исследования - влияние дидактической игры на развитие произвольной памяти дошкольников.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и
экспериментально проверить эффективность развития произвольной памяти дошкольников средствами дидактической игры.
Г ипотеза исследования: процесс развития произвольной памяти детей дошкольного возраста будет более эффективным, если:
- осуществлять структурирование содержания развития личности дошкольников на основе обобщенных методов, способов и приемов средствами дидактических игр;
- обеспечить реализацию специальных развивающих форм и методов дидактической игры, способствующих развитию произвольной памяти дошкольников;
- разработать специальные развивающие задания по развитию произвольной памяти дошкольников;
- обеспечить реализацию развивающих технологий по развитию произвольной памяти дошкольников в процессе дидактических игр.
Задачи исследования:
1. Раскрыть и обосновать сущность и содержание развития произвольной памяти дошкольников посредством дидактической игры.
2. Выявить обучающий потенциал дидактических игр, повышающих эффективность развития произвольной памяти дошкольников.
3. Разработать программу развития произвольной памяти дошкольников и определить логико-познавательные формы и методы её реализации средствами дидактической игры, разработать рекомендации, направленные на развитие произвольной памяти детей в ДОУ.
Методологические основы исследования: дидактическая игра, как
основа обучения детей (Ф. Фребель, М. Монтессори). Много внимания дидактической игре уделяли (К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, Е.И. Тихеева, Л.А, Венгер, А.П, Усова, В.Н. Аванесова). Многие ученые подчеркивали важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт детей, закреплять их знания, умения и навыки в различных сферах деятельности. (А.С. Макаренко, У.П. Усова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Е.И. Тихеева).
Методы исследования:
1.Теоретические (анализ философской, методической, психолого - педагогической литературы по проблеме исследования).
2.Эмпирические (Методика включает в себя 4 экспериментальные ситуации, которые максимально приближены к условиям жизни дошкольников. Каждая ситуация содержит два типа действий: действия по правилу, ограничивающие спонтанную активность ребенка активные, самостоятельные действия, предполагающие творческое начало: Ситуация «Сон», Ситуация «Конструктор», Ситуация «Рисунок», Ситуация «Игрушки».
3.Экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента).
4. Педагогическое моделирование, методы математической статистики (ф* критерий - угловое преобразования Фишера).
Экспериментальная база исследования: выборку составили дети
дошкольного возраста,МАДОУ №290 «Мурзилка»
Научная новизна исследования:
1.Выявлены и экспериментально проверены обучающие условия развития произвольной памяти дошкольников средствами дидактической игры:
- структурирование содержания развития произвольной памяти дошкольников посредством дидактических игр;
- реализация специальных форм и методов дидактической игры, способствующей развитию произвольной памяти детей;
- разработка специальных развивающих заданий дидактического характера;
- обеспечение реализации развивающих технологий обучения по развитию произвольной памяти дошкольников посредством дидактических игр.
2.Разработана и реализована программа развития произвольной памяти дошкольников в процессе дидактической игры. В модель включены следующие компоненты: цель, задачи; структура; технологии,
обеспечивающие эффективность и качество развития произвольной памяти дошкольников и применяемые комплексно, как целостная совокупность дидактических, психологических и методических процедур; взаимосвязанная деятельность воспитателя и ребенка с использованием эффективного содержания, форм и методов дидактических игр; показатели развития произвольной памяти дошкольников.
Теоретическая значимость исследования состоит в углублении теоретических подходов развития произвольной памяти дошкольников средствами дидактической игры: воспитательно-познавательной ценности содержания, полноты и правильности отражаемых представлений; целесообразности, активности, организованности и творческого характера игровых действий; подчинение правилам и способность руководствоваться ими в игре с учетом интересов отдельных детей и всех играющих; целенаправленное использование игрушек и игровых материалов; доброжелательность отношений и радостный настрой детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выявлены обучающие возможности дидактической игры: возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи, расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Продуманная реализация дидактических игр ставит педагога ДОУ перед необходимостью постоянно воздействовать на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использует ее в целях умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
Представленные в исследовании материалы могут быть использованы воспитателями в процессе развития по повышению эффективности данного процесса в целом и развития личности дошкольников.
Структура бакалаврской работы: исследование состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложения, таблиц и рисунков.
Дидактическая игра является одним из основных средств обучения дошкольников. Преимущество игры перед любой другой деятельностью в том, что ребенок с удовольствием и добровольно подчиняется правилам. Это делает его поведение осмысленным и осознанным. Произвольное поведение в дошкольном возрасте формируется в ведущей для этого периода игровой деятельности. Игра упорядочивает не только поведение ребенка, помогает понять себя, свое отношение к миру. В игре ребенок учится контролировать и оценивать себя, учиться действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребенка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение произвольным. Большое значение имеет совместный характер игры, в котором педагог побуждает ребенка к соблюдению правил, т. е. к сознательному управлению своими действиями
Игра для дошкольников - это способ познания окружающего мира. С помощью дидактических игр развиваются познавательные процессы, в том числе и память. В детском саду должны быть разнообразные дидактические игры, организованное обучение является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, а также развивает у них мышление, память.
Характерной особенностью дидактических игр является то, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Созданные в дидактических целях, они остаются играми. Играя, дети решают дидактическую задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. Игровые действия составляют основу дидактической игры. Без них невозможна сама игра. Обязательным компонентом дидактической игры является её правила, благодаря которым педагог управляет поведением детей. Особое значение имеет дидактическая игра для становления разных форм произвольного поведения детей - от элементарных до самых сложных. Сознательная цель - сосредоточится, запомнить что-то раньше и легче всего выделяется в игре. Игра формирует произвольное поведение. Дидактические игры, направленные на развитие произвольной памяти должны отвечать следующим требованиям: процесс запоминания должен начинаться со специального организованного восприятия, направленного на такие признаки объекта, как цвет, форма, величина, пространственное расположение частей объекта и объектов относительно друг друга, их количество; процесс запоминания должен опираться на мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных свойств объектов; должно быть предусмотрено усложнение дидактических игр, заключающееся в изменении количественных (уменьшение времени экспозиции, узнавания или воспроизведения) и качественных (усложнение содержания, увеличение деталей у запоминаемых объектов) показателей материала игры, её правил; в процессе игры необходимо обеспечивать рациональное сочетание руководства педагога самостоятельной деятельности детей.
Таким образом, одним из средств развития произвольной памяти является дидактическая игра, поскольку детям легче усвоить задачу, запомнить, опосредованную игровым мотивом.
Сравнивая результаты констатирующего и итогового экспериментов можно сделать вывод о том, что при целенаправленном, систематичном, поэтапном обучении у детей улучшились показатели произвольного внимания. Проведённое нами исследование и экспериментальная работа и статистический анализ результатов исследования с помощью ф - критерия Фишера, позволяют сделать вывод, что данная проблема имеет решение. Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что в контрольной группе дошкольников не произошло каких-либо статистически достоверных изменений, в то время как в экспериментальной группе после проведённых психолого-педагогических занятий по эффективному развитию произвольной памяти дошкольников средствами дидактических игр по высокому и низкому уровню развития произвольной памяти
дошкольников. Дети умеют анализировать предметы, используя зрительное, тактильное, слуховое восприятие; развита активность детей и
произвольность психических процессов; самостоятельность их мышления; самостоятельность и устойчивость внимания; наблюдается повышенный интерес к решению умственных задач, сосредоточенность и направленность; быстро и точно запоминают изображения; сохраняют и оперируют имеющимися представлениями.
Цель нашего исследования достигнута, гипотеза доказана, задачи решены. Материал данного исследования может быть полезен родителям и воспитателям ДОУ, а так же воспитателям, психологам, педагогам- психологам для работы с дошкольниками.
1. Афонькина, Ю., Урунтаева, Г. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников [Текст] / Афонькина Ю., Урунтаева Г. // Дошкольное воспитание. - 1992. - №1 - С.12
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга. [Текст] /Абрамова Г.С. - 2011. С. 506-518.
3. Арина, Г.А., Николаева Н.А. Часто болеющие дети. Какие они?// Школа здоровья. [Текст] / Арина Г.А., Николаева Н.А. - 2010. - Т. 2. - № 3. -
С.116-124.
4. Асмолов, А.Г. Принципы организации памяти человека [Текст] /Асмолов А.Г. М., 2009.
5. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду. [Текст] /Бондаренко А. К. - М. : Просвещение, 2010.
Блонский, П.П. Память и мышление. 2009. [Текст] / Блонский П.П.
6. Божович, Л.И. Проблема формирования личности в онтогенезе. [Текст] / Божович Л.И. - М. Педагогика. - 2009.
7. Буре, Р.С. Готовим детей к школе: Кн. для воспитателя детского сада [Текст] / Буре Р.С. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с.
8. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. [Текст] / Веккер Л.М. - М.: Смысл, 2013.
9. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика. 2010.-231с.
10. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. М.В. Гамезо и др. М.: Просвещение. 2011. -154с.
11. Возрастные и индивидуальные различия памяти [Текст] / Под ред. А.А. Смирнова. М.: 2013. -198с.
12. Выготский, Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти [Текст] / Выготский Л.С. М.: 2009. 161с.
13. Веракса, Н.Е., Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Текст] / Веракса Н.Е., Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - М. : Мозаика-Синтез. 2010 . - 224 с.
14. Гальперин, П.Я. Введение в психологию. [Текст] / Гальперин П.Я. - М.: Книжный дом «Университет», 2009.-176с.
15. Гиппенрейтер, Ю.Б., Введение в общую психологию. Курс лекций. [Текст] / Гиппенрейтер Ю.Б., М., 2009. -231с.
16. Годфруа, Ж. Что такое психология? В 2 т. Т.1. [Текст] / Годфруа Ж. М.: Мир, 2010.-398с.
17. Голубева, Индивидуальные особенности памяти человека [Текст] / Голубева М., 2011.-294с.
18. Дружинин В.Н. Психология общих способностей [Текст] / Дружинин В.Н. СПб., 2009. -211с.
19. Дьяченко, О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников [Текст] / Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. М.: Педагогика. 2012.-312с.
20. «Детская психология» с основами «Общей психологии» в тематических понятиях».(2 часть) [Текст] / сост. Н.В. Захарюта, Армавир.
2014. -208с.
21. Доскова, В. М., Прокофьева А. Г. Развивающие игры для детей [Текст] В. М. Доскова, А. Г. Прокофьева. - М. Просвещение. 2012. -285с.
22. Житникова, Л Учите детей запоминать [Текст] / Л. Житникова - М. Просвещение. 2012. -311с.
23.Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание [Текст] / Зинченко П.И. М., 2013.-295с.
24. Истомина, З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников.// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.
Ч.2. [Текст] / Истомина З.М. - М: Просвещение. 2011. -194с.
25. Ильина, М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я.. Тесты для детей [Текст] / М.Н.Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева Дельта. 2012.-112с.
26. Истомина, З.М. Развитие памяти [Текст] / З.М. Истомина. - М. 2013.-256с.
27. Клацки, Р. Память человека [Текст] / Клацки Р. Структура и процессы. М. 2011. -233с.
28. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет [Текст] / И.Ю. Кулагина. М. 2012.-371с.
29. Леонтьев, А.Н. Развитие высших форм запоминания. [Текст] / Леонтьев А.Н. М., 2010 -167с.
30. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина М.
2009. -299с.
31. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов Просвещение 2011.216с.
32. Панова, Е.Н. Дидактические игры и занятия в детском саду [Текст] / Е. Н. Панова Воронеж. 2013. - 78 с.
33. Психологическая диагностика развития детей [Текст] / сост. Н.В. Захарюта. Армавир. 2012. -101с.
34. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 5-е изд., испр. и доп.
— М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 2008 с.
35. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. [Текст] / Рубинштейн С.Л. М., 2009. -302с.
36. Стародубцева И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников [Текст] / И. В. Стародубцева - М: АРКТИ, 2010 .
- 68 с.
37. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста [Текст] / под редакцией С.Ю. Циркина, Санкт-Петербург, 2011. - 234с.
38. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. М. 2009.-143с.
39. Урунтаева, Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. М., 2009. -213с.
40. Фридман, Л.М.. Психология детей и подростков. Справочник для учителей и воспитателей [Текст] /Л.М. Фридман. М., 2013. -234с.
41. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти детей [Текст]/Л.В. Черемошкина. Ярославль, 2011. -362с.
42. Шаграева, О.А. Детская психология. Теоретический и практический курс. [Текст] / О.А. Шаграева. М. 2011.-265с.