СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА МИГРАНТОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА МИГРАНТОВ В УСЛОВИЯХ
ВУЗА 8
1.1. Социальная адаптация студентов из числа мигрантов: сущность и
специфика 8
1.2. Факторы социальной адаптации студентов из числа мигрантов в
условиях ВУЗа 19
2. ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА МИГРАНТОВ
26
2.1. Анализ опыта и проблемы социальной адаптации студентов из числа 26 мигрантов (на базе НИУ «БелГУ»
2.2. Рекомендации по совершенствованию социальной адаптации 41
студентов из числа мигрантов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА МИГРАНТОВ В УСЛОВИЯХ
ВУЗА 8
1.1. Социальная адаптация студентов из числа мигрантов: сущность и
специфика 8
1.2. Факторы социальной адаптации студентов из числа мигрантов в
условиях ВУЗа 19
2. ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА МИГРАНТОВ
26
2.1. Анализ опыта и проблемы социальной адаптации студентов из числа 26 мигрантов (на базе НИУ «БелГУ»
2.2. Рекомендации по совершенствованию социальной адаптации 41
студентов из числа мигрантов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Актуальность темы исследования. Проблема социальной адаптации студентов из числа мигрантов определена расширением спектра способов и полей взаимодействия - экономического, социального, образовательного и культурного. Современный опыт международного сотрудничества в образовательной миграции, большой опыт в реализации программ студенческого обмена и научных стажировок свидетельствуют о массовом характере образовательной миграции студенчества.
Указанные обстоятельства актуализируют проблему социальной адаптации иностранных студентов в стране, где они обучаются. Сущность и содержание адаптации студентов из числа мигрантов является одной из первостепенных проблем для современной российской высшей школы.
Студенты из числа мигрантов представляют собой особую возрастную и социальную категорию обучающихся, для которой характерны весьма характерные проблемы. Данные проблемы имеют свою специфику. Перемена социального положения, макро и микроокружения, вхождение в чужую культурную и ментальную среду, разлука с семьей и близкими, материальные проблемы, непривычные жилищные условия, повышенная потребность в коммуникации, при этом страхом быть непонятым и отвергнутым, конфликт культур, возможные проблемы с одногруппниками и профессорско-преподавательским составом, ксенофобия - таковы основные проблемы студента из числа мигрантов.
Социальная адаптация студента из числа мигрантов - это сложный и неоднозначный процесс изменения потребностей и мотиваций, системы знаний, навыков, умений, а также установок менталитета в соответствии с иными задачами, целями, перспективами и условиями их реализации.
Успешная социальная адаптация студента из числа мигрантов играет значительную роль в образовательном процессе. Если студент тратит свои силы на преодоление барьеров, возникающими в процессе социализации в вузовской среде, то программа направления подготовки будет усвоена неудовлетворительно. В этой связи речь идет не столько о психическом и эмоциональном состоянии студента из числа мигрантов, и возникающем в этих условиях дискомфорте, сколько о потере возможности успешно освоить образовательную программу, ради которой и осуществлена образовательная миграция.
Таким образом, степень погружения студента из числа мигрантов в вузовский образовательный процесс зависит от степени успешности его социальной адаптации. Интеграция в отечественную систему высшего образования, результативность освоения программы направления подготовки, интеграция в академическую, социальную и культурную среду являются основополагающими в процессе социальной адаптации студентов из числа мигрантов.
Степень научной разработанности проблемы. Интерес ученых к проблеме образовательной миграции и особенностям адаптации студентов из числа мигрантов определился в XX столетии.
Видение в социологии процесса «адаптация» представлено в работах классиков социологической науки, представляющих адаптацию как механизм, приводящий к уравновешиванию внутреннюю и внешнюю среду (путем использования механизмов социального взаимодействия). Это работы западных социологов - Г. Спенсера, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Дж. Мида, Т. Парсонса. В данном ракурсе осмысливали понятие «адаптация» отечественные социологи - Л.В. Корель, П.С. Кузнецов, В.А. Петровский.
Понятие «миграция» разрабатывалось в исследованиях В.А. Ионцева, С.А. Панарина, Л.Л. Рыбаковского.
Проблемы и факторы социальной адаптации студентов из числа мигрантов в рамках образовательного процесса в высшем учебном заведении рассмотрены в трудах Д.А. Андреевой, Л.Ю. Гречкиной, О.Г. Доморовской, О.А. Овсяник.
Направления социальной адаптации студентов в образовательной миграции проанализированы в исследованиях Е.Н. Шпета, Е.В. Шинкаренко.
В работах Т.В. Бурковской, А.С. Ильиной, Т.Г. Калугиной проанализированы проблемы педагогического воздействия на социальную адаптацию студентов из числа мигрантов в социально-культурной деятельности высшего учебного заведения.
Исследования М.С. Жирова, И.Б. Игнатовой, Д.А. Кулабухова, Т.В. Никулиной посвящены специфике социокультурной адаптации студентов из числа мигрантов.
Важным для рассмотрения особенностей социальной адаптации студентов из числа мигрантов являются работы отечественных ученых, в которых представлен анализ специфики кризиса идентичности студентов- мигрантов, методов преодоления ксенофобии в процессе организации образовательной и воспитательной деятельности со студентами из числа мигрантов. Это труды А.В. Антоненко, Л.А. Апанасюк, Н.К. Грамотуновой, В.Г. Морозова, Е.И. Лебедевой.
Таким образом, данная проблема исследована довольно широко. Однако многие аспекты социальной адаптации студентов из числа мигрантов требуют более детального изучения.
Объект исследования - социальная адаптация студентов из числа мигрантов.
Предмет исследования - особенности социальной адаптации студентов из числа мигрантов в условиях высшего учебного заведения.
Цель исследования - раскрыть сущность и специфику социальной адаптации студентов из числа мигрантов; разработать рекомендации по совершенствованию социальной адаптации студентов из числа мигрантов в условиях вуза.
Основными задачами исследования являются:
- раскрыть сущность, содержание, специфику социальной адаптации студентов из числа мигрантов;
- охарактеризовать опыт социальной адаптации студентов из числа мигрантов в условиях ВУза;
- выявить проблемы и разработать рекомендации по совершенствованию социальной адаптации студентов из числа мигрантов в условиях вуза.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют концепции образовательной миграции Г.М. Андреевой, Н.М. Лебедевой, В.И. Мукомеля, Т.Н. Юдиной); теории культуры межнациональных отношений, образования студентов из числа мигрантов В.В. Абраменковой, Г.Н. Волкова, М.Н. Кузьмина; идеи индивидуального подхода в образовательном процессе Л.В. Байбородовой, Т.В. Бурлаковой,
В.И. Долговой В.А. Ясвина.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, анализ документации и статистических данных, массовый опрос и опрос экспертов, интервьюирование, методы анализа эмпирических данных.
Эмпирическую базу исследования составили нормативно-правовые документы различного уровня, в частности ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012), отчетные документы Департамента социальной политики НИУ «БелГУ»; результаты эмпирического исследования, посвященного проблемам образовательной миграции, а также результаты социологических исследований АН. Суховой (2014);
О.И. Михайленко (2015); Е.Н. Шпет (2017).
Теоретико-практическая значимость исследования состоит в рассмотрении сущности и специфики социальной адаптации студентов из числа мигрантов, определении факторов социальной адаптации студентов из числа мигрантов в условиях ВУЗа, анализе опыта и диагностике проблем социальной адаптации студентов из числа мигрантов в условиях ВУЗа, разработке рекомендаций по совершенствованию социальной адаптации студентов из числа мигрантов в условиях ВУЗа.
Апробация результатов выпускной квалификационной работы. Результаты исследования были апробированы в ходе прохождения преддипломной практики в Белгородском государственном национальном исследовательском университете, обсуждены на рабочем совещании в отделе социально-воспитательной работы Департамента социальной политики НИУ «БелГУ» и приняты к сведению.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения
Указанные обстоятельства актуализируют проблему социальной адаптации иностранных студентов в стране, где они обучаются. Сущность и содержание адаптации студентов из числа мигрантов является одной из первостепенных проблем для современной российской высшей школы.
Студенты из числа мигрантов представляют собой особую возрастную и социальную категорию обучающихся, для которой характерны весьма характерные проблемы. Данные проблемы имеют свою специфику. Перемена социального положения, макро и микроокружения, вхождение в чужую культурную и ментальную среду, разлука с семьей и близкими, материальные проблемы, непривычные жилищные условия, повышенная потребность в коммуникации, при этом страхом быть непонятым и отвергнутым, конфликт культур, возможные проблемы с одногруппниками и профессорско-преподавательским составом, ксенофобия - таковы основные проблемы студента из числа мигрантов.
Социальная адаптация студента из числа мигрантов - это сложный и неоднозначный процесс изменения потребностей и мотиваций, системы знаний, навыков, умений, а также установок менталитета в соответствии с иными задачами, целями, перспективами и условиями их реализации.
Успешная социальная адаптация студента из числа мигрантов играет значительную роль в образовательном процессе. Если студент тратит свои силы на преодоление барьеров, возникающими в процессе социализации в вузовской среде, то программа направления подготовки будет усвоена неудовлетворительно. В этой связи речь идет не столько о психическом и эмоциональном состоянии студента из числа мигрантов, и возникающем в этих условиях дискомфорте, сколько о потере возможности успешно освоить образовательную программу, ради которой и осуществлена образовательная миграция.
Таким образом, степень погружения студента из числа мигрантов в вузовский образовательный процесс зависит от степени успешности его социальной адаптации. Интеграция в отечественную систему высшего образования, результативность освоения программы направления подготовки, интеграция в академическую, социальную и культурную среду являются основополагающими в процессе социальной адаптации студентов из числа мигрантов.
Степень научной разработанности проблемы. Интерес ученых к проблеме образовательной миграции и особенностям адаптации студентов из числа мигрантов определился в XX столетии.
Видение в социологии процесса «адаптация» представлено в работах классиков социологической науки, представляющих адаптацию как механизм, приводящий к уравновешиванию внутреннюю и внешнюю среду (путем использования механизмов социального взаимодействия). Это работы западных социологов - Г. Спенсера, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Дж. Мида, Т. Парсонса. В данном ракурсе осмысливали понятие «адаптация» отечественные социологи - Л.В. Корель, П.С. Кузнецов, В.А. Петровский.
Понятие «миграция» разрабатывалось в исследованиях В.А. Ионцева, С.А. Панарина, Л.Л. Рыбаковского.
Проблемы и факторы социальной адаптации студентов из числа мигрантов в рамках образовательного процесса в высшем учебном заведении рассмотрены в трудах Д.А. Андреевой, Л.Ю. Гречкиной, О.Г. Доморовской, О.А. Овсяник.
Направления социальной адаптации студентов в образовательной миграции проанализированы в исследованиях Е.Н. Шпета, Е.В. Шинкаренко.
В работах Т.В. Бурковской, А.С. Ильиной, Т.Г. Калугиной проанализированы проблемы педагогического воздействия на социальную адаптацию студентов из числа мигрантов в социально-культурной деятельности высшего учебного заведения.
Исследования М.С. Жирова, И.Б. Игнатовой, Д.А. Кулабухова, Т.В. Никулиной посвящены специфике социокультурной адаптации студентов из числа мигрантов.
Важным для рассмотрения особенностей социальной адаптации студентов из числа мигрантов являются работы отечественных ученых, в которых представлен анализ специфики кризиса идентичности студентов- мигрантов, методов преодоления ксенофобии в процессе организации образовательной и воспитательной деятельности со студентами из числа мигрантов. Это труды А.В. Антоненко, Л.А. Апанасюк, Н.К. Грамотуновой, В.Г. Морозова, Е.И. Лебедевой.
Таким образом, данная проблема исследована довольно широко. Однако многие аспекты социальной адаптации студентов из числа мигрантов требуют более детального изучения.
Объект исследования - социальная адаптация студентов из числа мигрантов.
Предмет исследования - особенности социальной адаптации студентов из числа мигрантов в условиях высшего учебного заведения.
Цель исследования - раскрыть сущность и специфику социальной адаптации студентов из числа мигрантов; разработать рекомендации по совершенствованию социальной адаптации студентов из числа мигрантов в условиях вуза.
Основными задачами исследования являются:
- раскрыть сущность, содержание, специфику социальной адаптации студентов из числа мигрантов;
- охарактеризовать опыт социальной адаптации студентов из числа мигрантов в условиях ВУза;
- выявить проблемы и разработать рекомендации по совершенствованию социальной адаптации студентов из числа мигрантов в условиях вуза.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют концепции образовательной миграции Г.М. Андреевой, Н.М. Лебедевой, В.И. Мукомеля, Т.Н. Юдиной); теории культуры межнациональных отношений, образования студентов из числа мигрантов В.В. Абраменковой, Г.Н. Волкова, М.Н. Кузьмина; идеи индивидуального подхода в образовательном процессе Л.В. Байбородовой, Т.В. Бурлаковой,
В.И. Долговой В.А. Ясвина.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, анализ документации и статистических данных, массовый опрос и опрос экспертов, интервьюирование, методы анализа эмпирических данных.
Эмпирическую базу исследования составили нормативно-правовые документы различного уровня, в частности ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012), отчетные документы Департамента социальной политики НИУ «БелГУ»; результаты эмпирического исследования, посвященного проблемам образовательной миграции, а также результаты социологических исследований АН. Суховой (2014);
О.И. Михайленко (2015); Е.Н. Шпет (2017).
Теоретико-практическая значимость исследования состоит в рассмотрении сущности и специфики социальной адаптации студентов из числа мигрантов, определении факторов социальной адаптации студентов из числа мигрантов в условиях ВУЗа, анализе опыта и диагностике проблем социальной адаптации студентов из числа мигрантов в условиях ВУЗа, разработке рекомендаций по совершенствованию социальной адаптации студентов из числа мигрантов в условиях ВУЗа.
Апробация результатов выпускной квалификационной работы. Результаты исследования были апробированы в ходе прохождения преддипломной практики в Белгородском государственном национальном исследовательском университете, обсуждены на рабочем совещании в отделе социально-воспитательной работы Департамента социальной политики НИУ «БелГУ» и приняты к сведению.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения
Решение проблем социальной адаптации студентов из числа мигрантов является одной из приоритетных задач высших учебных заведений Российской Федерации в связи с расширением экономического, социального и культурного полей взаимодействия. Практики международного сотрудничества, увеличение практик студенческого обмена и стажировок актуализируют данную проблему.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
- раскрыта сущность, содержание, специфика социальной адаптации студентов из числа мигрантов;
- проанализирован опыт социальной адаптации студентов из числа мигрантов;
- выявлены проблемы и разработаны рекомендации по
совершенствованию социальной адаптации студентов из числа мигрантов в условиях вуза.
Студенты из числа мигрантов представляют собой особую возрастную и социальную категорию обучающихся, для которой характерны весьма характерные проблемы. Данные проблемы имеют свою специфику. Перемена социального положения, макро и микроокружения, вхождение в чужую культурную и ментальную среду, разлука с семьей и близкими, материальные проблемы, непривычные жилищные условия, повышенная потребность в коммуникации, при этом страхом быть непонятым и отвергнутым, конфликт культур, возможные проблемы с одногруппниками и профессорско-преподавательским составом, ксенофобия - таковы основные проблемы студента из числа мигрантов.
Социальная адаптация студента из числа мигрантов - это достаточно сложный, многосторонний и многозначный процесс перестройки потребностно-мотивационной сферы, системы выработанных навыков, умений в соответствии с новыми задачами, целями, перспективами и условиями их реализации.
Успешная социальная адаптация студента из числа мигрантов играет значительную роль в образовательном процессе. Если студент тратит свои силы на преодоление барьеров, возникающими в процессе социализации в вузовской среде, то программа направления подготовки будет усвоена неудовлетворительно. В этой связи речь идет не столько о психическом и эмоциональном состоянии студента из числа мигрантов, и возникающем в этих условиях дискомфорте, сколько о потере возможности успешно освоить образовательную программу, ради которой и осуществлена образовательная миграция.
На наш взгляд, степень погружения студента из числа мигрантов в вузовский образовательный процесс зависит от степени успешности его социальной адаптации. Интеграция в отечественную систему высшего образования, эффективность учебной деятельности, успешное социальное взаимодействие в академической, социальной и культурной средах являются основополагающими в процессе социальной адаптации иностранных студентов.
В ходе исследования нами выявлены факторы, влияющие на результативность социальной адаптации студентов из числа мигрантов: степень сходства или различия между культурами: язык, религия, уровень образования, климат, кухня; особенности культуры, в которой воспитывались студенты из числа мигрантов; особенности страны пребывания; психологическая атмосфера и эмоциональное самочувствие студентов в учебной группе; удовлетворенность (неудовлетворенность) группой и стилем общения с преподавателями и группой; новая педагогическая система, недостаточная довузовская подготовка, языковой барьер, организация учебного процесса, система контроля и оценивания знаний, установление контактов в межнациональной учебной группе с представителями зарубежных стран.
Установлено, что НИУ «БелГУ» занимает лидирующие позиции среди высших учебных заведений Российской Федерации и является весьма привлекательным для обучения иностранных студентов. В настоящее время в университете обучается 2700 иностранных студентов, из них 488 студентов прибыли из Украины (Юго-Восток страны). В университете созданы оптимальные условия для их образования, проживания, реализации научно¬творческого потенциала, адаптации в новой социокультурной среде.
Для диагностики проблем социальной адаптации студентов из числа мигрантов в условиях НИУ «БелГУ» нами было проведено социологическое исследование. Его объектом выступили студенты, вынужденно покинувшие территорию Украины и обучающиеся в настоящее время В НИУ «БелГУ».
В результате исследования мы пришли к следующим выводам.
1. Особенности социальной адаптации студентов из числа мигрантов
определяются комплексом факторов: психофизиологических, учебно¬
познавательных, социокультурных, бытовых.
2. Проблемы социальной адаптации студентов из числа мигрантов обусловлены включением личности в новую социокультурную и учебно- познавательную среду, где происходит формирование структуры устойчивых личностных отношений ко всем компонентам образовательного процесса.
4. Процесс адаптации студентов из числа мигрантов к образовательной среде НИУ «БелГУ» должен быть организованным, целенаправленным, комплексным. Большая роль в социальной адаптации студентов-мигрантов должна отводиться кураторам академических групп, студенческому совету общежитий, оперативному студенческому оперативному отряду, союзу украинских студентов.
Анализ теоретических основ исследования социальной адаптации студентов из числа мигрантов в условиях ВУЗа, анализ опыта Белгородского государственного национального исследовательского университета по социальной адаптации студентов из числа мигрантов и результаты социологического исследования позволили нам разработать рекомендации по
совершенствованию социальной адаптации студентов из числа мигрантов в условиях Белгородского государственного национального
исследовательского университета:
• расширение практик многоуровнего взаимодействия: «студент- мигрант - социокультурное пространство - преподаватель»;
• применение индивидуального подхода к студентам из числа мигрантов с учетом индивидуальных особенностей и потребностей;
• введение в образовательный процесс новых практико-ориентированных учебных спецкурсов, программ с учетом запросов и интересов студентов из числа мигрантов;
• качественное улучшение языковой подготовки студентов, направленной на развитие практико-ориентированных навыков изучения русского языка как иностранного (для студентов дальнего зарубежья);
• развитие социокультурной компетентности через совместную досуговую деятельность с участием людей, знающих и принимающих особенности языка и национальной культуры других стран;
• привлечение студентов из числа мигрантов к научно-исследовательской работе через участие в студенческих олимпиадах, научно¬практических конференциях, семинарах и др.;
• оказание социально-психологической помощи студентам из числа мигрантов в процессе их социальной адаптации;
• создание групп взаимопомощи студентов из числа мигрантов;
• проектирование и внедрение в ВУЗе программ индивидуального сопровождения студентов из числа мигрантов, системы индивидуального кураторства (тьюторство), полноценного учета индивидуально¬психологических особенностей личности, включения студентов из числа мигрантов в широкий социальный контекст взаимодействия и жизнедеятельности;
• подготовка профессорско-педагогического состава университета к работе со студентами-мигрантами в процессе их адаптации в ВУЗе на основе специально созданных программ, спецкурсов и семинаров (например, программа спецкурса «Основы работы со студентами-мигрантами»); формирование готовности педагогов, работающих со студентами- мигрантами, к проведению индивидуальных, малогрупповых работ;
• проведение социологических исследований, направленных на выявление проблем студентов из числа мигрантов;
• расширение практик обмена опытом по социальной адаптации студентов из числа мигрантов, обсуждение достигнутых результатов на различных площадках;
• создание в каникулярное время интернациональных студенческих стройотрядов, активное привлечение студентов-иностранцев к ремонту и благоустройству общежитий университета.
Внедрение разработанных рекомендаций по совершенствованию социальной адаптации студентов из числа мигрантов в условиях Белгородского государственного национального исследовательского университета позволит повысить результативность данного процесса в ВУЗе.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
- раскрыта сущность, содержание, специфика социальной адаптации студентов из числа мигрантов;
- проанализирован опыт социальной адаптации студентов из числа мигрантов;
- выявлены проблемы и разработаны рекомендации по
совершенствованию социальной адаптации студентов из числа мигрантов в условиях вуза.
Студенты из числа мигрантов представляют собой особую возрастную и социальную категорию обучающихся, для которой характерны весьма характерные проблемы. Данные проблемы имеют свою специфику. Перемена социального положения, макро и микроокружения, вхождение в чужую культурную и ментальную среду, разлука с семьей и близкими, материальные проблемы, непривычные жилищные условия, повышенная потребность в коммуникации, при этом страхом быть непонятым и отвергнутым, конфликт культур, возможные проблемы с одногруппниками и профессорско-преподавательским составом, ксенофобия - таковы основные проблемы студента из числа мигрантов.
Социальная адаптация студента из числа мигрантов - это достаточно сложный, многосторонний и многозначный процесс перестройки потребностно-мотивационной сферы, системы выработанных навыков, умений в соответствии с новыми задачами, целями, перспективами и условиями их реализации.
Успешная социальная адаптация студента из числа мигрантов играет значительную роль в образовательном процессе. Если студент тратит свои силы на преодоление барьеров, возникающими в процессе социализации в вузовской среде, то программа направления подготовки будет усвоена неудовлетворительно. В этой связи речь идет не столько о психическом и эмоциональном состоянии студента из числа мигрантов, и возникающем в этих условиях дискомфорте, сколько о потере возможности успешно освоить образовательную программу, ради которой и осуществлена образовательная миграция.
На наш взгляд, степень погружения студента из числа мигрантов в вузовский образовательный процесс зависит от степени успешности его социальной адаптации. Интеграция в отечественную систему высшего образования, эффективность учебной деятельности, успешное социальное взаимодействие в академической, социальной и культурной средах являются основополагающими в процессе социальной адаптации иностранных студентов.
В ходе исследования нами выявлены факторы, влияющие на результативность социальной адаптации студентов из числа мигрантов: степень сходства или различия между культурами: язык, религия, уровень образования, климат, кухня; особенности культуры, в которой воспитывались студенты из числа мигрантов; особенности страны пребывания; психологическая атмосфера и эмоциональное самочувствие студентов в учебной группе; удовлетворенность (неудовлетворенность) группой и стилем общения с преподавателями и группой; новая педагогическая система, недостаточная довузовская подготовка, языковой барьер, организация учебного процесса, система контроля и оценивания знаний, установление контактов в межнациональной учебной группе с представителями зарубежных стран.
Установлено, что НИУ «БелГУ» занимает лидирующие позиции среди высших учебных заведений Российской Федерации и является весьма привлекательным для обучения иностранных студентов. В настоящее время в университете обучается 2700 иностранных студентов, из них 488 студентов прибыли из Украины (Юго-Восток страны). В университете созданы оптимальные условия для их образования, проживания, реализации научно¬творческого потенциала, адаптации в новой социокультурной среде.
Для диагностики проблем социальной адаптации студентов из числа мигрантов в условиях НИУ «БелГУ» нами было проведено социологическое исследование. Его объектом выступили студенты, вынужденно покинувшие территорию Украины и обучающиеся в настоящее время В НИУ «БелГУ».
В результате исследования мы пришли к следующим выводам.
1. Особенности социальной адаптации студентов из числа мигрантов
определяются комплексом факторов: психофизиологических, учебно¬
познавательных, социокультурных, бытовых.
2. Проблемы социальной адаптации студентов из числа мигрантов обусловлены включением личности в новую социокультурную и учебно- познавательную среду, где происходит формирование структуры устойчивых личностных отношений ко всем компонентам образовательного процесса.
4. Процесс адаптации студентов из числа мигрантов к образовательной среде НИУ «БелГУ» должен быть организованным, целенаправленным, комплексным. Большая роль в социальной адаптации студентов-мигрантов должна отводиться кураторам академических групп, студенческому совету общежитий, оперативному студенческому оперативному отряду, союзу украинских студентов.
Анализ теоретических основ исследования социальной адаптации студентов из числа мигрантов в условиях ВУЗа, анализ опыта Белгородского государственного национального исследовательского университета по социальной адаптации студентов из числа мигрантов и результаты социологического исследования позволили нам разработать рекомендации по
совершенствованию социальной адаптации студентов из числа мигрантов в условиях Белгородского государственного национального
исследовательского университета:
• расширение практик многоуровнего взаимодействия: «студент- мигрант - социокультурное пространство - преподаватель»;
• применение индивидуального подхода к студентам из числа мигрантов с учетом индивидуальных особенностей и потребностей;
• введение в образовательный процесс новых практико-ориентированных учебных спецкурсов, программ с учетом запросов и интересов студентов из числа мигрантов;
• качественное улучшение языковой подготовки студентов, направленной на развитие практико-ориентированных навыков изучения русского языка как иностранного (для студентов дальнего зарубежья);
• развитие социокультурной компетентности через совместную досуговую деятельность с участием людей, знающих и принимающих особенности языка и национальной культуры других стран;
• привлечение студентов из числа мигрантов к научно-исследовательской работе через участие в студенческих олимпиадах, научно¬практических конференциях, семинарах и др.;
• оказание социально-психологической помощи студентам из числа мигрантов в процессе их социальной адаптации;
• создание групп взаимопомощи студентов из числа мигрантов;
• проектирование и внедрение в ВУЗе программ индивидуального сопровождения студентов из числа мигрантов, системы индивидуального кураторства (тьюторство), полноценного учета индивидуально¬психологических особенностей личности, включения студентов из числа мигрантов в широкий социальный контекст взаимодействия и жизнедеятельности;
• подготовка профессорско-педагогического состава университета к работе со студентами-мигрантами в процессе их адаптации в ВУЗе на основе специально созданных программ, спецкурсов и семинаров (например, программа спецкурса «Основы работы со студентами-мигрантами»); формирование готовности педагогов, работающих со студентами- мигрантами, к проведению индивидуальных, малогрупповых работ;
• проведение социологических исследований, направленных на выявление проблем студентов из числа мигрантов;
• расширение практик обмена опытом по социальной адаптации студентов из числа мигрантов, обсуждение достигнутых результатов на различных площадках;
• создание в каникулярное время интернациональных студенческих стройотрядов, активное привлечение студентов-иностранцев к ремонту и благоустройству общежитий университета.
Внедрение разработанных рекомендаций по совершенствованию социальной адаптации студентов из числа мигрантов в условиях Белгородского государственного национального исследовательского университета позволит повысить результативность данного процесса в ВУЗе.
Подобные работы
- Педагогическое сопровождение социальной адаптации студентов из КНР, обучающихся по программе "Международный менеджмент", к российской системе образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ИЗ СТРАН ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА (НА ПРИМЕРЕ НИУ «БЕЛГУ»)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - Социальная адаптация сельской молодежи в студенческой среде
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2012 - ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ТРАСЛОКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МИГРАНТОВ В ТОМСКЕ ИЗ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Бакалаврская работа, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2025 - СТРАТЕГИИ И ИНСТРУМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ СТУДЕНТОВ ТГУ ИЗ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ КОНЦЕПЦИИ АНТРОПОЛОГИИ ДЕЙСТВИЯ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Проблемы кросс-культурной адаптации детей из семей мигрантов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - Особенности социально-психологической адаптации иностранных студентов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



