Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ИЗ СТРАН ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА (НА ПРИМЕРЕ НИУ «БЕЛГУ»)

Работа №70782

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы120
Год сдачи2016
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
328
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ
АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ИЗ СТРАН ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА 10
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОЙ
АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ИЗ СТРАН ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА (НА ПРИМЕРЕ НИУ «БЕЛГУ») 32
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА
СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ИЗ СТРАН ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА В НИУ «БЕЛГУ» 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы дипломного исследования. Привлечение иностранных студентов является важной составляющей образовательного процесса во всем мире, в том числе и в России. Грантовые программы для обучения за рубежом, распространенное сетевое обучение, системы двойных дипломов усиливают академическую мобильность. В результате этого в вузах всего мира постоянно растет доля иностранных студентов. Российская Федерация не является исключением.
На основании данных, представленных Организацией экономического сотрудничества и развития, в период с 2005 по 2015 гг. количество иностранных студентов в России увеличилось почти в два раза и составляет 186606 человек . Количество иностранных студентов в Белгородских вузах также постоянно растет и составляет более 3500 студентов, из них - 2200 студентов из НИУ «БелГУ» (более 100 студентов из Института управления).
Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года охватывает ряд мер по содействию образовательной миграции в Россию . Реализация данной Концепции должна способствовать разрешению проблем, препятствующих эффективному регулированию миграции и снижению социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с притоком мигрантов.
Стоит отметить, что вовлечение иностранных студентов в учебный процесс на базе российских вузов является важной и ответственной задачей в связи с высокой позицией российского образования на международной арене . Разрешение вопросов, связанных с адаптацией студентов-иностранцев, повышает престиж образовательных учреждений и, как следствие, престиж России за рубежом.
В частности, город Белгород является одним из привлекательных городов для иностранных граждан, в котором можно получить достойное образование. Многие иностранные студенты для обучения выбирают НИУ «БелГУ».
Студенты из других стран для НИУ «БелГУ» являются потенциальными экономическими инновациями из-за рубежа, а также обеспечивают возможность привлечения одаренных в сфере науки или искусства молодых людей к работе в рамках международных проектов. Более того, обучение иностранных студентов - это часть культурного обмена между странами, возможность получения новых знаний об иных обычаях, особенностях быта. Для интеграции Белгорода в международное образовательное пространство, повышения его привлекательности для студентов из других стран необходимо проводить эффективную адаптацию иностранных студентов. Отметим, что для студентов из дальнего зарубежья в нашей стране, городе и, в частности, в вузе ведется активная работа их по вовлечению в учебный процесс и адаптации к бытовым условиям. Однако особенно важна социальная адаптация студентов из стран постсоветского пространства, поскольку они также испытывают психологические, культурные и др. трудности в России (независимо от их знания русского языка, более понятной для приезжих образовательной и социальной среды).
Важно отметить, что адаптация иностранных студентов к новым социальным и культурным условиям при поступлении в университет является ключевым фактором, определяющим в большинстве случаев эффективность учебного процесса в целом. В связи с этим, проблема эффективности работы вуза по адаптации иностранных студентов имеет особую важность на современном этапе развития общества, что свидетельствует об актуальности темы дипломного исследования.
Степень научной разработанности темы дипломного исследования.
Исследование проблем социальной адаптации иностранных студентов представляет большой научный интерес, особенно в прикладном аспекте. До сих пор проблема адаптации иностранных студентов из стран постсоветского пространства не достаточно освещена в отечественной и зарубежной социально-педагогической науке. Научные публикации как российских, так и зарубежных исследователей посвящены узким специфическим проблемам. Поэтому интеграция теоретического и прикладного аспектов проблемы социальной адаптации иностранных студентов является важной характеристикой развития международного образовательного пространства.
Изучением разновидностей адаптации студентов-иностранцев занимались такие авторы, как М.И. Витковская и И.В. Троцук. Они выделили несколько видов адаптации иностранных студентов: физиологическая, психологическая и социальная. Особое значение в работе имеет социальная адаптация, которая позволяет студентам взаимодействовать с окружающими и интегрироваться в социальные и общественные процессы.
Важную роль в изучении социальной адаптации студентов играют работы Г.М. Андреевой, О.В. Куликовой . По их мнению, формирование или изменение социальных качеств субъекта происходит под воздействием новой окружающей среды. Так, О.В. Куликова к элементам, формирующим социальные качества человека, относит социально определенную цель его деятельности, социальные статусы и роли, ожидания в отношении этих статусов и ролей, нормы и ценности, которыми он руководствуется в процессе своей деятельности, уровень образования, активность и степень самостоятельности в принятии решений.
Существенный вклад в развитие социальной и психологической адаптации внесли современные отечественные учёные К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Б.Д. Парыгин, А.А. Реан.
Несмотря на значительное число работ в области адаптации иностранных студентов, представленные труды не содержат социологической и психологической информации по адаптации иностранных студентов из стран ближнего зарубежья и подходах к вовлечению таких иностранных студентов в социальную среду. Это определяет необходимость уточнения теоретических основ работы с иностранными студентами в современных условиях и разработки практических рекомендаций по совершенствованию условий социальной адаптации иностранных студентов ближнего зарубежья в НИУ «БелГУ».
Проблема дипломного исследования заключается в противоречии между высокой социальной значимостью организации процесса социальной адаптации иностранных студентов из стран постсоветского пространства и недостаточно эффективными методами работы в данной сфере деятельности образовательного учреждения.
Объектом дипломного исследования является процесс социальной адаптации студентов из стран постсоветского пространства.
В качестве предмета дипломного исследования выступают особенности работы по социальной адаптации студентов - жителей стран постсоветского пространства, обучающихся в НИУ «БелГУ».
Целью дипломной работы является разработка практических рекомендаций по совершенствованию процесса социальной адаптации иностранных студентов НИУ «БелГУ» из стран постсоветского пространства.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи дипломного исследования:
1. Изучить теоретические основы социальной адаптации иностранных студентов.
2. Проанализировать процесс социальной адаптации студентов ближнего зарубежья, обучающихся в НИУ «БелГУ» (на примере Института управления).
3. Разработать проект и предложить методы совершенствования процесса социальной адаптации студентов из стран постсоветского пространства.
Теоретико-методологические основы дипломного исследования. При написании дипломного исследования были рассмотрены положения, разработанные специалистами разных областей научного знания (социологии, педагогики, психологии). В ходе разработки теоретико-методологической основы исследования были использованы:
1) теоретические положения, разработанные Л.В. Корель в сфере социальной адаптации ;
2) положения П.С. Кузнецова о роли потребностей в ходе адаптации ;
3) положения В.П. Козырькова, Л.Л. Шпак, базирующиеся на изучении содержания и структуры социокультурной адаптации.
Для понимания феномена социальной адаптации иностранных студентов немаловажное значение имеют основные положения теорий личностно-ориентированного подхода (Ю.К. Бабанский, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, Г.К. Селевко, В.А. Сластенин и др.), системного подхода (И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин и др. ), положения теории этнокультурной адаптации (К.Т. Ветчинкина, Н.М. Лебедева ), а также социокультурный подход Питирима Сорокина.
Исследование базируется на комплексе различных методов, направленных на достижение цели. Так, используются методы социологических исследований (анкетный опрос, экспертный опрос), и общенаучные методы (сравнение, анализ нормативной и методической документации, теоретическое обобщение педагогической, психологической и социологической информации по теме дипломного исследования).
Эмпирическая база дипломного исследования включает в себя:
1. Нормативно-правовые документы по вопросам обучения иностранных студентов в России, Белгородской области, городе Белгороде .
2. Материалы официальных сайтов Федеральной службы государственной статистики .
3. Результаты авторских социологических исследований:
а) авторское пилотное исследование «Социальная адаптация иностранных студентов постсоветского пространства к студенческой жизни в Институте управления НИУ «БелГУ»» (N=69), март 2016 г. Научный руководитель - Шмигирилова Л.Н.;
б) экспертный опрос работников вуза международной и социально- воспитательной сфер (N=16), март-апрель 2016 г. Научный руководитель - Шмигирилова Л.Н.
Научно-практическая значимость дипломного исследования заключается в том, что полученные результаты и разработанные практические рекомендации могут стать основой для создания принципиально нового, научно-обоснованного и подкрепленного исследованиями механизма эффективной работы по социальной адаптации иностранных студентов в НИУ «БелГУ». Реализованные проектные предложения позволят повысить уровень межнациональной коммуникации, как одной из проблем молодежной политики и развить межкультурную компетенцию, а также привлечь иностранных студентов, как потенциальных кадров в сфере ГМП. Кроме того, положения проекта, разработанного в рамках дипломной работы, можно применять в практической деятельности НИУ «БелГУ» и иных структурах при составлении программ работы со студентами-иностранцами не только в вузах города Белгорода, но и в образовательных учреждений других регионов.
Результаты исследований и систематизированные знания в области работы по осуществлению адаптации иностранцев могут быть использованы при разработке учебных материалов для специалистов в области международного управления вуза.
Апробация результатов дипломного исследования.
Разработанный проект в рамках дипломного исследования был представлен в конкурсе студенческих проектов «Мой район» Института управления НИУ «БелГУ» (25 мая 2016 года), результаты пилотного исследования были опубликованы в международном научно-практическом журнале «Экономика и социум» №6 (25), 2016.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящей дипломной работе был рассмотрен процесс социальной адаптации иностранных студентов, который связан с высокой значимостью организации эффективных методов работы со студентами из стран постсоветского пространства.
На основании теоретических основ было выявлено, что социальная адаптация личности определяется как непрерывный процесс приспособления людей к новым условиям социальной среды и предстает перед исследователями своими разнообразными сторонами - в качестве различных предметов изучения. Изучением процесса социальной адаптации иностранных студентов в российских вузах занимаются представители разных направлений, которые отражают одну из сторон адаптации.
Главным положением, которое было изучено при раскрытии содержания понятия социальной адаптации, послужило положение о социокультурном подходе социолога Питирима Сорокина. На его основании мы определяем социальную адаптацию как неразрывную триаду: «личность, культура, общество». Это позволяет нам рассматривать социальную адаптацию иностранных студентов из стран постсоветского пространства через призму этих компонентов. То есть как процесс, в котором личность адаптируется к деятельности (учебной, научной и др.), приобретает знания и навыки, привыкает к новому образу жизни в обществе (бытовым условиям), принимает культурные нормы, ценности, а также взаимодействует с социальной средой, развивает коммуникативные способности (язык, навыки общения). Целостный анализ подходов к определению феномена социальная адаптация позволяет нам выделить основные особенности данного процесса: усвоение человеком социальных норм и правил, принятых в данном обществе, социальных ролей, культуры, психологическая готовность личности к взаимодействию с различными социальными группами.
В соответствии с изученной нормативной и методической базой по теме дипломной работы, можно выделить ключевой документ, определяющий актуальность работы по совершенствованию процесса социальной адаптации студентов ближнего зарубежья. Согласно данной «Концепции государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях» главная задача обучения иностранных студентов заключена в подготовке интеллектуальной элиты зарубежных государств, которая проводится для обеспечения долговременных политических и экономических интересов России во всех других регионах.
Крайне важна адаптация российских образовательных учреждений к работе на мировом рынке образовательных услуг путем изучения и экспериментального внедрения систем образовательных кредитов, участия в международной аккредитации образовательных программ, а также создания условий для социальной адаптации студентов из ближнего зарубежья.
Аналитическая часть дипломной работы позволила определить, что в настоящее время студенты НИУ «БелГУ», прибывшие из стран постсоветского пространства к нам на обучение, нуждаются в системной работе по социальной адаптации. Как было выявлено, больше всего чувствуют опеку и внимание со стороны руководства вуза студенты дальнего зарубежья, для них существует Совет землячеств НИУ «БелГУ». Однако более пристального внимания не хватает студентам из ближнего зарубежья. Во всяком случае, они не пользуются особой персональной психологической, социальной поддержкой со стороны университетской администрации, и не существует единого пространства для оказания помощи в социальной адаптации студентам из стран постсоветского пространства. Студенты из бывших республик СССР, обучаясь в России, именно с ней связывают свою будущую работу. Они представляют собой дополнительный резерв молодых высококвалифицированных специалистов для российской экономики, поэтому необходимо уделять им должное внимание.
Проведенное эмпирическое исследование показало, что относительное большинство иностранных студентов из стран постсоветского пространства не испытывают языкового барьера, однако нуждаются в эффективной работе по социальной адаптации. Иностранные студенты и эксперты в области международной деятельности и социально-воспитательной работы, а также кураторы, которые работают со студентами из ближнего зарубежья, однозначно определились о необходимости проведения мероприятий по социальной адаптации. Наиболее полезной будет программа первичной адаптации, которая включает в себя знакомство с жизненно необходимыми местами (больница, миграционная служба, предприятия общественного питания и др.), культурно-историческими памятниками Белгорода и области, основными торговыми центрами в городе, а также работа волонтеров по консультированию иностранных студентов по различным вопросам.
По нашему мнению, одним из важнейших факторов успешной и эффективной социальной адаптации иностранных студентов из стран постсоветского пространства к незнакомой образовательной среде выступает организация взаимодействия и взаимопонимания между индивидами. Данное взаимодействие может быть между преподавателями и иностранными студентами, студентами-иностранцами и представителями разных культур внутри учебной группы, факультета (института) или вуза. Немаловажным требованием, неразрывно связанным с предыдущим, является вовлечение иностранного студента в практическую межкультурную коммуникативную деятельность.
В рамках дипломной работы был разработан проект по улучшению процесса социальной адаптации в вузе, он является социально-значимым. Он направлен на решение проблем, связанных с организацией и совершенствованием процесса эффективной социальной адаптации иностранных студентов из стран постсоветского пространства, обучающихся в Институте управления НИУ «БелГУ», а также с привлечением иностранных студентов в город Белгород, в качестве потенциальных квалифицированных кадров. Мы планируем создать студенческий отряд на базе клуба «Диалог», однако проект отрядов можно использовать в любом другом образовательном учреждении. Социальная адаптация иностранных студентов из ближнего зарубежья к незнакомой социальной и культурной среде при поступлении в высшее учебное заведение является важнейшим фактором, определяющим в большинстве случаев эффективность учебного процесса в целом.
Перспективные проектные предложения позволят повысить уровень межнациональной коммуникации, как одной из проблем молодежной политики и развить межкультурную компетенцию, а также привлечь иностранных студентов, как потенциальных кадров в сфере молодежной политики. Реализация проекта включает себя решения важных социальных проблем для иностранных студентов, прибывших на обучение в НИУ «БелГУ» из ближнего зарубежья. Например, организация эффективного процесса адаптации иностранных студентов, помощь волонтеров в первичной адаптации, бытовых вопросах, консультировании. Это позволит интегрировать иностранных студентов в социокультурную среду, а также поможет адаптироваться к условиям вуза, города. Всё это будет осуществляться на основе добровольного участия иностранных студентов и волонтеров в деятельности клуба «Диалог» (студенческого отряда «Союз»).
Таким образом, можно сделать вывод о результатах дипломного исследования:
1) цель и задачи были достигнуты;
2) объект был всесторонне изучен;
3) при условии реализации предложенного проекта, в Институте управления улучшится эффективность процесса социальной адаптации иностранных студентов из стран постсоветского пространства. Разработанный проект имеет перспективы внедрения в другие структуры вуза и образовательные учреждения.



1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ - Систем.
требования: IBM PC, Internet Explorer.
2. Указ Президента Российской Федерации от 18.10.2002 №1419
«Об утверждении Концепции государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях»
[Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.:
http://www.russia.edu.ru/information/legal/law/inter/conception/ - Систем.
требования: IBM PC, Internet Explorer.
3. Указ Президента Российской Федерации от 13.06.2012 №804 «Об утверждении Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г.» [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.:http://www.fms.gov.ru/upload/iblock/07c/kgmp.pdf - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
4. Постановление правительства Белгородской области от
25.01.2010 №27-пп «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.:
http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW404;n=17304- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
5. Абульханова, К.А. Время личности и время жизни [Текст] / К.А. Абульханова. - СПб.: Научный мир, 2001. - 356 с.
6. Абульханова-Славская, К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности. - М.: Астрель, 1981. - 421 с.
7. Андреева, Г.М. Общение и межличностные отношения [Электронный ресурс] / Г.М. Андреева // Режим доступа к изд.: www.i-u.ru/biblio- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
8. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных ситуациях: преобразование ситуаций и психологическая защита [Текст] / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 2014. - №1. - С. 56-61.
9. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения [Текст] / Ю.К. Бабанский. - М.: Норма, 2012. - 286 с.
10. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст] / Ф.Б. Березин. - М.: Наука, 2008. - 267 с.
11. Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода [Текст] / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. - М.: Флинта, 1973. - 257 с.
12. Бордовский, Г.А. Международная сертификация системы
менеджмента качества университета - основа его признания в мировом образовательном пространстве [Электронный ресурс] / Г.А. Бордовский // Режим доступа к изд.: http://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnaya-
sertifikatsiya-sistemy-menedzhmenta-kach-estva-universiteta - Систем.
требования: IBM PC, Internet Explorer.
13. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности [Текст] / Л.П. Буева. - М.: Академический Проект, 2009. - 312 с.
14. Валиев, П.А. Взгляд на образование 2015 [Электронный ресурс] / П.А. Валиев // Режим доступа к изд.: http://www.oecdru.org/zip/9612038e5.pdf
- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
15. Ветчинкина, К.Т. Изучение процесса адаптации студентов из стран Азии, Африки, Латинской Америки к условиям обучения в Москве на базе анализа динамики их заболеваемости [Текст] / К.Т. Ветчинкина.
- М.: Астрель, 1979. - 195 с.
16. Витенберг, Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям [Текст] / Е.В. Витенберг. - СПб.: Просвещение, 2013. - 426 с.
17. Витковская, М.И. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России (на примере РУДН) [Электронный ресурс] / М.И. Витковская, И.В. Троцук // Режим доступа к изд.: http://articles.excelion.ru- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
18. Витковская, М.И. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России [Текст] / М.И. Витковская, И.В. Троцук // Вестник РУДН. - 2005. - №6. - С. 96-104.
19. Гордон, Л.А. Социальная адаптация в современных условиях [Текст] // СОЦИС. - 2010. - №8. - С. 62-69.
20. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://base.garant.ru/ - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
21. Дорожкин, Ю.Н. Иностранные студенты: некоторые
проблемы социальной адаптации [Текст] / Ю.Н. Дорожкин, Л.Т. Маритова. - М.: Инфра-М, 2006. - 358 с.
22. Жмыриков, А.Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности в новых условиях деятельности и общения [Текст]: автореф. дис. ... канд. психолог. наук / А.Н. Жмыриков. - СПб.: ЛГУ, 2009. - 16 с.
23. Зотова, О.И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации [Текст] / О.И. Зотова, И.К. Княжева. - М.: Дрофа, 1979. - 415 с.
24. Иванова, М.А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов первого года обучения в вузе [Текст] / М.А. Иванова, Н.А. Титкова. - СПб.: Питер, 1993. - 310 с.
25. Казначеев, В.П. Современные проблемы адаптации [Текст] / В.П. Казначеев. - Новосибирск: Новый хронограф, 2014. - 269 с.
26. Камрул, Х.К. Один мир // Общероссийская газета для иностранных студентов в России [Электронный ресурс] / Х.К. Камрул // Режим доступа к изд.:http://oneworld.bstu.ru/article/?Id=28 - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
27. Киршбаум, Э.И. Интернализация образования. На путях к интеграционному развитию [Текст] / Э.И. Киршбаум // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - №6 (25). - С. 155-159.
28. Коверзнева, И.А. Психология активности и поведения [Текст] / И.А. Коверзнева. - Минск: МИУ, 2010. - 314 с.
29. Козырьков, В.П. Социокультурная адаптация: сущность,
направление, механизмы реализации [Текст] / В.П. Козырьков, Л.Л. Шпак.
- М.: АкадемПроект, 1992. - 236 с.
30. Кон, И.С. Социология личности [Текст] / И.С. Кон. - М.: Наука, 1967. - 413 с.
31. Корель, Л.В. Социология адаптаций: вопросы теории,
методологии и методики [Текст]: дис. ... д-ра социол. наук / Л.В. Корель.
- М.: МГЭИ, 2011. - 201 с.
32. Корель, Л.В. Социология адаптаций: этюды апологии [Текст] Л.В. Корель. - М.: МГЭИ, 2007. - 253 с.
33. Кормилицын, А.П. Управление процессом адаптации иностранных студентов в новых экономических условиях [Текст] / А.П. Кормиицын. - М.: Аспект пресс, 1996. - 281 с.
34. Кузнецов, П.С. Адаптация как функция развития личности [Текст] / П.С. Кузнецов. - Саратов: СарГУ, 2011. - 316 с.
35. Кузнецов, П.С. Методика измерения социальной адаптации [Текст] / П.С. Кузнецов // Социология: методология, методы, математическое моделирование. - 1997. - №9. - С. 154-161.
36. Кузнецов, П.С. Социологическая теория социальной адаптации [Текст] / П.С. Кузнецов. - Саратов: Астрель, 2011. - 253 с.
37. Куликова, О.В. Проблема адаптации иностранных студентов в процессе обучения в российском вузе [Электронный ресурс] / О.В. Куликова // Режим доступа к изд.:http://jurnal.org - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
38. Лебедева, Н.М. Введение в этническую и кросс культурную психологию: учебное пособие [Текст] / Н.М. Лебедева. - М.: Флинта, 1999. - 134 с.
39. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Наука, 1983. - 425 с.
40. Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука [Текст] / Э.С. Маркарян. - М.: Инфра-М, 2013. - 378 с.
41. Мигунова, А.В. Технология социальной работы: учебно-методические материалы [Текст] / А.В. Мигунова. - Н.Новгород: НГЭУ, 2015. - 90 с.
42. Милославова, И.Я. Адаптация как социально-психологическое явление [Текст] / И.Я. Милославова. - СПб.: Академия, 2013. - 234 с.
43. Михайлова, Е.А. Среда как фактор успешной социальной адаптации [Текст] / Е.А. Михайлова // Социальный механизм государственного управления. - 2012. - №2. - С. 171-176.
44. Моторина, Е.В. Социальная адаптация детей-инвалидов [Электронный ресурс] / Е.В. Моторина // Режим доступа к изд.: http://www.scienceforum.ru/2015/827/13132 - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
45. Налчаджян, А.А. Проблема социально-психической адаптации [Электронный ресурс] / А.А. Наляаджян // Режим доступа к изд.: http://ethnopsyhology.narod.ru - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
46. Налчаджян, А.А. Социально-психическая адаптация личности [Текст] / А.А. Налчаджян. - Ереван: Норма, 2008. - 325 с.
47. Нуреев, Р.М. Трансформация экономических институтов в постсоветской России [Текст] / Р.М. Нуреев. - М.: Наука, 2010. - 297 с.
48. Отчет о демографической ситуации в Белгородской области за
январь-март 2016 года [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://belg.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/belg/resources/ - Систем.
требования: IBM PC, Internet Explorer.
49. Панина, Н.В. Факторы национальной идентичности, толерантности, ксенофобии и антисемитизма [Текст] / Н.В. Панина // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2005. - №4. - С. 26-32.
50. Парыгин, Б.Д. Научно-техническая революция и личность: социально-психологические проблемы [Текст] / Б.Д. Парыгин.
- М.: Академ Проект, 2012. - 223 с.
51. Петровский, А.В. Основы теоретической психологии [Текст] / А.В. Петровский. - М.: Научный мир, 2008. - 419 с.
52. Реан, А.А. К проблеме социальной адаптации личности [Текст] / А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2013. - 312 с.
53. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: Аспекс, 2014. - 241 с.
54. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластенин. - М.: Норма, 2013. - 136 с.
55. Слепухин, А.Ю. Высшее образование в условиях глобализации: проблемы, противоречия, тенденции [Текст] / А.Ю. Слепухин. - М.: Омега, -2014. - 306 с.
56. Сметанин, Е.Н. Адаптация населения к современной экономической ситуации [Текст] / Е.Н. Сметанин // СОЦИС. - 2016. - №6.
- С. 38-42.
57. Варфоломеева, М.И. Совет землячеств иностранных студентов НИУ «БелГУ» [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.bsu.edu.ru/bsu/structure/detail.php?ID=2258 - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
58. Сорокин, П. Человек, цивилизация, общество [Текст] /
П. Сорокин. - М.: Альфа, 1992. - 328 с.
59. Статистический отчет «Международная миграция студентов» [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.gks.ru/- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
60. Степин, В.С. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция [Текст] / В.С. Степин. - М.: Дело, 2010. - 169 с.
61. Стратегия 2020. [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://2020strategy.ru/documents/32710234.html - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
62. Тихонова, Е.Г. Проблемы адаптации иностранных студентов в провинциальном вузе [Электронный ресурс] / Е.Г. Тихонова // Режим доступа к изд.:http://www.ssa-rss.ru/abstract_bank/1252399378.pdf- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
63. Ханс, де Вит. Интернационализация образовательной программы [Текст] / В. Ханс // Международное высшее образование. - 2016. - №83.-С. 17-23.
64. Хорев, И.М. Социальная адаптация студентов вузов как актуальная психолого-педагогическая проблема [Текст] / И.М. Хорев // Вестник ЧГПУ. - 2012. - №12. - С. 147-154.
65. Шибутани, Т. Социальная психология [Текст] / Т. Шибутани.
- Ростов н/Д.: Академия, 2012. - 262 с.
66. Шпак, Л.Л. Социокультурная адаптация: сущность, направление, механизмы реализации [Текст]: дис. ... д-ра социол. наук / Л.Л. Шпак.
- Кемерово: КГСУ, 2012. - 240 с.
67. Щербакова, В.П. Социально-психологический механизм адаптации [Текст] / В.П. Щербакова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2010. - №1. - С. 46-54.
68. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности какдинамическая система [Текст] / М.С. Яницкий. - М.: Добросвет, 2011. - 308

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ