ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА И
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 10
1.1 Эффективность деятельности предприятия: сущность, критерии и
факторы 10
1.2 Методика анализа и система показателей для оценки эффективности
деятельности предприятия 15
1.3 Резервы и основные направления повышения эффективности
деятельности предприятия 23
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «НАВА» 31
2.1 Краткая финансово-экономическая характеристика ООО «Нава» 31
2.2 Анализ эффективности использования основных видов ресурсов
ООО «Нава» 38
2.3 Анализ и оценка эффективности деятельности ООО «Нава» 50
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «НАВА» 59
3.1 Экономическое обоснование мероприятий по повышению показателей
эффективности деятельности ООО «Нава» 59
3.2 Оценка экономического результата от разработанных мероприятий по
повышению эффективности деятельности ООО «Нава» 80
4 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 85
4.1 Краткое описание рассматриваемого объекта 85
4.2 Анализ опасных и вредных производственных факторов 86
4.3 Выбор нормативных значений факторов рабочей среды и трудового
процесса 87
4.4 Охрана труда 90
4.5 Производственная санитария 92
4.6 Эргономика и производственная эстетика 94
4.7 Противопожарная и взрывобезопасность
4.8 Экологическая безопасность 97
4.9 Гражданская оборона 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 107
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Организационная структура управления ООО «Нава» 112
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Аналитический бухгалтерский баланс ООО «Нава»
за 2013-2015 гг. 113
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Аналитический отчет о финансовых результатах
ООО «Нава» за 2013-2015 гг. 115
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Факторный анализ рентабельности собственного
капитала ООО «Нава» за 2013-2015 гг. 116
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Факторный анализ рентабельности активов
ООО «Нава» за 2013-2015 гг. 118
В современной экономической ситуации с переходом к рыночным отношениям организации получили самостоятельность в управлении производственной деятельностью, право распоряжаться ресурсами и результатами этой деятельности. Они несут всю полноту ответственности за свои решения и действия. В таких условиях благополучие и коммерческий успех организации значительно зависят от того, насколько эффективна она функционирует. Изучение результатов финансово-хозяйственной деятельности организации, выявление причинно-следственных связей между использованными ресурсами и полученными результатами создают основу для научно обоснованного предвидения ее состояния в будущем при планировании и прогнозировании.
Для получения максимального эффекта в процессе ведения дел важно постоянно проводить работу по совершенствованию коммерческой деятельности. Разработка мероприятий по совершенствованию должна базироваться на результатах оценки эффективности коммерческой работы по всем ее направлениям. Анализ и оценка экономической эффективности чрезвычайно важная и масштабная задача, т.к. результаты анализа становятся одним из этапов разработки и реализации стратегии предприятия, и цели такого анализа привязываются к конкретным вопросам стратегического планирования, которое направлено на его устойчивое развитие.
В современных условиях потребительского рынка в России и значительного роста влияния услуг в экономике, сфера торговли призвана сыграть ключевую роль в осуществлении экономических и социальных задач. Повышение эффективности деятельности предприятий на потребительском рынке, характеризующемся нестабильностью внешней и внутренней среды и обострившейся конкуренцией, является актуальной задачей. Основными проблемами управления предприятиями является усложнение управления бизнес-процессами вследствие роста организаций и выхода на региональные рынки, а также возрастание конкуренции. Развитие рыночных отношений усложнило выбор наиболее оптимального направления развития любого предприятия. В этих условиях предприятию все труднее ориентироваться в рыночной экономике. Это приводит не просто к возрастанию роли управления, а к качественным изменениям во всей структуре и методах управления и как следствие - повышению эффективности деятельности предприятия в целом.
Таким образом, актуальность темы исследования заключается в том, что интенсивное развитие рынка товаров и услуг, усиление конкурентной борьбы придает особую значимость применению передовых управленческих методов и инструментов оптимизации деятельности, которые позволяют повысить конкурентоспособность предприятий. Важная роль в этом принадлежит анализу и оценке эффективности ведения дел на предприятии.
Объектом выпускной квалификационной работы является аптечная сеть ООО «Нава», которая специализируется на оптово-розничной торговле фармацевтическими средствами и товарами.
Предметом исследования является финансово-хозяйственная деятельность ООО «Нава».
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности ООО «Нава».
Задачами выпускной квалификационной работы являются:
1) Исследовать теоретические и методические основы анализа и оценки эффективности деятельности предприятия.
2) Провести анализ и дать оценку показателей эффективности деятельности ООО «Нава».
3) Разработать мероприятия по повышению эффективности деятельности ООО «Нава», оценить экономический эффект от их внедрения.
Теоретическая часть выпускной квалификационной работы базируется на исследовании теории по проблемам экономической оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия, изложенным в работах российских экономистов. Исследованию сущности эффективности деятельности уделено достаточно много внимания в работах таких авторов как Ковалев В.В., Волкова О.Н., Корсунцева О.В., Любушин Н.П., Ревуцкий Л.Д., Румянцева Е.Е. и многих других. Применительно к предприятиям торговли и предприятиям аптечной индустрии исследование эффективности деятельности проводилось авторами Багировой В.Л., Губиным В.Е., Дорофеевой В.В., Савельевой З.А., Тодорович A. А. и другими. Исследованию вопросов повышения эффективности использования основных видов производственных ресурсов предприятия посвящены научные труды Александрова О.А., Герасимовой В.Д., Ильина С.Ю., Пястолова С.М., Романовой Л.Е. и других.
Методической основной выпускной квалификационной работы послужила методология анализа и оценки показателей эффективности деятельности предприятий. Методика анализа эффективности хозяйственной деятельности широко освещена в учебных пособиях Аверина О.И., Зимина Н.Е., Солопова B. Н., Головиной Л.А., Елисеевой Т.П., Кравченко Л.И., Мазуровой И.И., Белозеровой Н.П. и других авторов. При исследовании системы показателей для оценки эффективности деятельности использована научная литература таких авторов, как Алексеева И.А., Васильев Ю.В., Гарнова В.Ю., Когденко В.Г., Скамай Л.Г., Терещенко Н.П. и других. Оценке интенсификации хозяйствования и уровня экономического развития предприятия посвящены труды авторов Абдукаримова И.Т., Горелкина И.А., Губина О.В., Ильина С.Ю., Суворовой А.П. При исследовании методического инструментария оценки производственной эффективности предприятия применялись статьи из периодических экономических изданий, таких как Социально-экономические явления и процессы, Экономический анализ: теория и практика, Региональная экономика: теория и практика, Международный бухгалтерский учет, а также Intemet-ресурсы.
Информационной базой выпускной квалификационной работы являлась финансовая (бухгалтерская) отчетность ООО «Нава» за 2013-2015 гг.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в деятельности аптечных сетей с целью повышения эффективности их деятельности.
Выпускная квалификационная работа имела целью разработку мероприятий по повышению эффективности деятельности ООО «Нава».
Исследуемое предприятия ведет деятельность на рынке аптечного бизнеса, специализируясь на оптово-розничной торговле лекарственными препаратами и медицинскими товарами. Изменения в структуре потребителей (институциональные и частные) привели к изменению структуры товарооборота в сторону увеличения оптовых продаж (с 69,22 до 72,07%), а также товарной номенклатуры в сторону увеличения продажи лекарственных средств и изделий медицинского назначения. На протяжении 2013-2015 гг. объемы продажи товаров сократились на 73,33%, что связано со снижением количества аптек. Одновременно уменьшаются объемы активов и производственных ресурсов. Прослеживаются определенные положительные тенденции в деятельности предприятия - это рост уровня валового дохода (с 5,01 до 13,79%), увеличение рентабельности продаж (с 6,29 до 13,18%.) и рентабельности активов (с 7,56 до 9,15%) за 2014-2015 гг. Негативную динамику демонстрируют: прибыль (по всем ее видам), показатели эффективности использования основных видов производственных ресурсов и рентабельность собственного капитала (снижение с 26,54 до 9,80%). В то же время организация находится в устойчивом финансовом состоянии, финансируя свою деятельность преимущественно за счет собственных средств (по состоянию на 31,12.2015 г. удельный вес собственного капитала в источниках финансирования составлял 97,5%) и обладает высокими платежными возможностями.
По результатам анализа основных видов ресурсов ООО «Нава» сделан вывод о снижении эффективности их использования. Этот вывод подтверждается следующими данными:
1) Стоимость и структура основных средств организации на протяжении 2013-2015 гг. менялась незначительно. Состояние основных средств оценивается как хорошее: около 70% основных средств находятся в состоянии, пригодном для дальнейшего использования. В то же время эффективность использования основных средств снизилась - фондоотдача сократилась более чем в 4 раза и на конец периода составила 52,18 руб./руб.
2) Численность персонала сократилась более чем в 2 раза и в 2015 году составила 13 чел. Структура персонала претерпевает существенные изменения в части увеличения удельного веса работников аппарата управления и специалистов и сокращения оперативных работников. Эффективность использования трудовых ресурсов снижается - товарооборот, приходящийся на одного работника (производительность труда), снизился более чем на 40% и составил 4258 тыс. руб./чел. Кроме того, эффективность затрат на труд также снижается, что подтверждено падением зарплатоотдачи на 17,53 руб./руб. за период 2014-2015 гг.
3) В течение 2015 г. происходило замедление оборачиваемости оборотных активов, продолжительность одного оборота которых возросла на 62 дня и составила 111 дней. Это привело к относительному перерасходу оборотного капитала на 9128 и 9519 тыс. руб. соответственно в 2014 и 2015 гг. Замедление оборачиваемости происходило всем элементам оборотного капитала, в том числе по товарным запасам, время обращения которых увеличилось с 32 до 86 дней.
4) Как интенсивные, так и экстенсивные факторы в своем большинстве оказали отрицательное влияние на объемы продаж товаров, т.е. как снижение объемов производственных ресурсов, так и снижение эффективности их использования отрицательно повлияли на выручку.
Анализ эффективности деятельности ООО «Нава» позволил сделать вывод о недостаточно эффективном ведении дел в организации. Этот вывод опирается на следующих тенденциях, происходящих в деятельности организации:
1) На протяжении 2013-2015 гг. происходило повышение рентабельности продаж (с 4,83 до 13,18%) и основной деятельности (с 5,09 до 15,28%). Также в 2015 г. организации удалось повысить доходность вложений в активы - рентабельность активов возросла на 1,59% и по состоянию на 31.12.2015 года составила 9,15%. Однако рентабельность собственного капитала снижалась на протяжении всего периода (с 26,54 до 9,80%), а это весьма тревожная ситуация, свидетельствующая о снижении доходности средств, вложенных собственниками в бизнес.
2) Исследование влияния факторов на рентабельность собственного капитала позволило установить, что основными резервами роста показателя является наращивание объемов товарооборота с одновременным снижением удельных затрат (затрат на единицу товарооборота), ускорение оборачиваемости активов и разумное наращивание заемного капитала, что позволит использовать эффект финансового рычага (эффект финансового рычага - показатель, отражающий прирост рентабельности собственных средств, полученное благодаря использованию заемных средств).
3) Результаты факторного анализа рентабельности активов позволили выявить направления дальнейшего увеличения показателя: это повышение рентабельности продаж и оптимизации величины активов (особенно в части товарных запасов), что приведет к сокращению фондоемкости активов организации и будет способствовать большей отдаче от их использования.
4) Исследование факторов, влияющих на рентабельность продаж, показало, что важнейшим резервом дальнейшего наращивания показателя является повышение мотивации персонала к труду, что будет способствовать росту зарплатоотдачи и соответственно снижению зарплатоемкости торговых услуг.
5) Комплексная оценка хозяйственной деятельности организации показала, что за период 2014-2015 гг. происходило снижение ее эффективности. Это подтверждено падением интегральных показателей торговой, финансовой, трудовой и всей финансово-хозяйственной деятельности. На основании динамики этих показателей можно сделать вывод, что эффективность использования экономического потенциала (ресурсов) при осуществлении основной деятельности (реализация товаров потребителям) снижается.
Для повышения эффективности деятельности ООО «Нава» разработан комплекс мероприятий:
4) Внедрение элементов категорийного менеджмента. С этой целью:
- в ассортименте аптеки выделены товарные категории в соответствии с терапевтическим применением средств;
- для каждой категории назначен категорийный (ответственный) менеджер, определены его функции;
- определены ключевые показатели оценки деятельности менеджера и разработана система премирования с целью повышения мотивации к труду.
Оценка экономического результата от предлагаемого мероприятия показала, что внедрение элементов категорийного менеджмента в практическую деятельность аптечной сети обеспечит прирост выручку от реализации товаров на 2657 тыс. руб. или на 4,8%, прибыли от продаж на 387 тыс. руб. или на 5,31%, рентабельности продаж с 13,18 до 13,24%.
5) Внедрение бонусной программы лояльности покупателей взамен дисконтной. Для обосновании эффективности мероприятия:
- оценена динамика валовой прибыли при разных вариантах программ лояльности (бонусной (предлагаемой) и дисконтной (существующей)): расчеты показали экономическую выгоду в использовании бонусной программы по сравнению с дисконтной, которая проявляется в дополнительной валовой прибыли в 1020 тыс. руб.;
- разработана шкала расчета процента бонуса по бонусной программе лояльности;
- определен порядок расчета бонусов и их использования.
Разработанное мероприятие по внедрению бонусной программы лояльности в аптеке показало свою эффективность, что выражается в увеличении выручки от реализации товаров на 6299 тыс. руб. или на 11,38%, прибыли от продаж на 868 тыс. руб. или на 11,90%, рентабельности продаж с 13,18 до 13,24%.
6) Открытие дополнительной аптеки в формате фарммаркета. Для обоснования эффективности мероприятия разработан бизнес-план, который содержит расчет капитальных и текущих затрат, финансовых результатов, денежных потоков и показателей эффективности проекта. Капитальные затраты по проекту планируются в размере 1061 млн. руб. В качестве метода финансирования проекта выбрано самофинансирование за счет чистой прибыли и потока средств, формируемого в ходе деятельности предприятия. Результаты инвестиционного анализа показали, что бизнес-план по открытию фарммаркета является эффективным, и он может быть принят к реализации: чистый дисконтированный доход (NPV), характеризующий превышение доходов от проекта над расходами на его осуществление, составляет 2720 тыс. руб.; индекс рентабельности инвестиций (PI), характеризующий долю дохода на 1 руб. вложенных в бизнес-проект средств, составляет 1,091; срок окупаемости составляет 13 месяцев.
Оценка экономического результата от разработанных мероприятий показала, что их внедрение будет способствовать повышению эффективности деятельности ООО «Нава», в частности, прогнозируется:
- увеличение финансовых результатов, в том числе, выручки от продажи товаров на 12666 тыс. руб. или на 22,88%, прибыли от продаж на 1784 тысячи рублей или на 24,46%, чистой прибыли на 1093 тыс. руб. или на 65,37%;
- увеличение рентабельности финансово-хозяйственной деятельности: рентабельности продаж с 13,18 до 13,34%, рентабельность активов с 9,15 до 12,36%, рентабельность собственного капитала с 9,80 до 13,37%;
- ускорение оборачиваемости активов и капитала.
Таким образом, разработанные мероприятия будут способствовать повышению показателей эффективности деятельности ООО «Нава».