Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление развитием социальной сферы муниципального образования (на примере Учалинского муниципального района Республики Башкортостан)

Работа №65244

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы144
Год сдачи2016
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
382
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 10
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Сущность социального развития территории 11
1.2 Особенности управления развитием социальной сферы муниципального
образования 17
1.3 Методика анализа управления развитием социальной сферы
муниципального образования 24
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В УЧАЛИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
2.1 Управление развитием социальной сферы в Учалинском муниципальном
районе Республики Башкортостан 38
2.2 Оценка управления развитием социальной сферы 48
2.3 Проблемы управления развитием социальной сферы муниципального
образования 64
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1 Рекомендации по совершенствованию управления социальным развитием
муниципального образования 74
3.2 Прогноз эффективности предложенных мероприятий 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 92
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А - Система стратегического управления социальным
развитием РФ
Приложение Б - Факторы, влияющие на социальное и экономическое развитие муниципального образования
Приложение В - Направления стратегического развития сегментов социальной сферы РФ
Приложение Г - Основные экономические показатели Учалинского муниципального района Республики Башкортостан за 2012-2015 гг. Приложение Д - Реестр муниципальных программ
Приложение Е - Управление развитием социальной сферы в Учалинском муниципальном районе Республики Башкортостан
Приложение Ж - Данные об общественных организациях, оказывающих социальную и благотворительную поддержку населению МР
Учалинский район
Приложение И - Основные нормативно-правовые документы, на основании которых Администрация и соответствующие учреждения Учалинского муниципального района производят управление социальным развитием района
Приложение К - Показатели социального развития по направлению развития демографии Учалинского муниципального района за 2012-2014 гг.
Приложение Л - Показатели социального развития по направлению развития рынка труда и занятости Учалинского муниципального района Республики Башкортостан за 2012-2014 гг.
Приложение М - Показатели социального развития по направлению развития «Уровень жизни населения» Учалинского муниципального района Республики Башкортостан за 2012-2014 гг.
Приложение Н - Показатели социального развития по направлению развития «Социальное обслуживание населения» Учалинского муниципального района Республики Башкортостан за 2012-2014 гг.
Приложение П - Показатели эффективности социального развития по направлению «Здоровье» Учалинского муниципального района за 2012-2014 гг.
Приложение Р - Показатели эффективности социального развития по направлению «Образование» Учалинского муниципального района Республики Башкортостан за 2012-2014 гг.
Приложение С - Показатели эффективности социального развития по направлению «Жилищно-коммунальное хозяйство»
Приложение Т - Показатели эффективности социального развития по направлению «Культура, физическая культура и спорт»
Приложение У - Показатели эффективности социального развития по направлению «автотранспорт»
Приложение Ф - Расчет интегрального показателя оценки эффективности управления социального развития Учалинского района
Приложение Х - Результаты расчета выполнения плана и динамики показателей оценки эффективности управления социального развития в 2015 году
Приложение Ц - Прогнозные показатели социального развития Учалинского района

Актуальность темы. В современных условиях проблема эффективного управления социальными показателями муниципальных образований остается приоритетной. Актуальность работы обусловлена ролью социальной политики в социальной сфере и в системе муниципального управления по обеспечению жизненно важных интересов общества. Экономически эффективное управление социальным развитием в муниципальных образованиях страны необходимо для поступательного развития и реализации основных приоритетов Российской Федерации в области построения правового демократического государства.
Цель дипломного проекта - разработка рекомендаций по совершенствованию управления социальным развитием Учалинского муниципального района Республики Башкортостан.
Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1) выявить особенности управления развитием социальной сферы муниципального образования;
2) представить методику анализа эффективности управления развитием социальной сферы муниципального образования;
3) провести анализ управления развитием социальной сферы в Учалинском районе Республики Башкортостан;
4) разработать рекомендации по совершенствованию управления социальным развитием муниципального образования.
Объект дипломного проекта - социальная сфера муниципального образования.
Предмет дипломного проекта - управление социальным развитием социальной сферы муниципального образования.
Результаты дипломного проекта включают рекомендации по совершенствованию управления социальным развитием муниципального образования, построен прогноз и дана оценка эффективности мероприятий.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В теоретической части исследования было выявлено, что социальное развитие территории - это сложный многоаспектный процесс, ведущий к радикальным изменениям в социальных структурах, поведении людей, общественных институтах; это неотъемлемая часть целостной политики государства, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию социального института, а вместе с этим определённого качества жизни населения; это система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации граждан данной территории, для развития их потенциала в интересах Российской Федерации и, следовательно, социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение её конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.
Под устойчивым развитием территории (муниципального образования) следует понимать режим функционирования и развития самоорганизующейся местной системы, ориентированный на гармонизацию жизнедеятельности сообщества и окружающей среды, обеспечиваемую экономическим воспроизводством с целью повышения уровня и качества жизни населения.
В работе было выявлено, что в нашей стране присутствует множество нерешенных проблем в области социальной сферы, инфраструктуры, проблемы социального развития территорий. Поэтому рассмотрены особенности управления развитием социальной сферы муниципального образования. Особенностью управление социальным развитием муниципального образования является то, что оно направлено на обеспечение позитивных качественных изменений в различных сферах жизни населения муниципальных образований, нацелено на достижение определенного уровня развития духовной и социальной сфер с учетом эффективного использования потенциала местных инфраструктурных, информационных, организационных, предпринимательских, институциональных ресурсов. Практика показывает, что если администрация муниципального образования не планирует свои действия в долгосрочном периоде, то развитие территории станет хаотичным, а управление превратиться в реагирование на изменение внешних и внутренних факторов, субъектом управления фактически будет являться не аппарат администрации, а случайный процесс.
На основе описанного исследования социального развития муниципального образования стало формирование групп показателей оценки эффективности управления социального развития, которые помогают выделить социальную политику как самостоятельную область деятельности и систематизировать оценку эффективности социальной политики муниципалитета.
В практической части исследования было выявлено в работе, что основой экономики Учалинского района Республики Башкортостан является промышленный комплекс, представленный предприятиями горнодобывающей и камнеобрабатывающей отрасли, промышленности строительных материалов. Динамично развиваются агропромышленный комплекс и сфера малого и среднего бизнеса. Особое внимание уделяется благоустройству города и населенных пунктов, развитию социальной сферы.
Цель социальной Учалинского района Республики Башкортостан можно сформулировать как развитие инфраструктуры обеспечения стандартов жизни населения Учалинского района.
Набор средств и методов социальной политики Администрации Учалинского района включает:
1) координацию работы органов Администрации Учалинского района по разработке и реализации социальных программ;
2) взаимодействие с общественными и благотворительными организациями, оказывающими социальную помощь гражданам;
3) разработку проектов программ по улучшению социальной защиты ветеранов, уволенных в запас военно-служащих и членов их семей;
4) осуществление других функций Администрации Учалинского района в сфере охраны труда и социальной защиты населения в соответствии с действующим законодательством, включающих многоаспектную социальную защиту населения (повышение пенсий и пособий, организация социальной помощи малоимущим и нетрудоспособным, содержание домов для престарелых и инвалидов, льготные кредиты, налоговые льготы и другие).
Важным шагом на пути решения проблем в указанных сферах станет реализация муниципальной программы «Развитие социальной сферы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан на 2015¬2017 годы», которая направлена на обеспечение общественно-значимой, социальной стабильности через развитие здравоохранения, реализации молодежной политики, физической культуры и спорта, проведения профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, а также обеспечение социальной защиты населения.
Реализация системного подхода к изучению состояния и социального развития Учалинского района за 2012-2014 годы показала, что управление развитием социальной сферы было не эффективно в 2012-2013 годах, только по итогам 2014 года в сравнении с уровнем 2013 года наблюдается интегральный показатель выше 1, и в конечном итоге за 3 года индекс социального развития меньше 1, что очень отрицательно характеризует систему управления развитием социальной сферы в Учалинском районе.
Не смотря на отрицательную динамику показателей развития социальной сферы есть и стратегические направления, по которым удалось достигнуть положительных результатов - это социальное обслуживание населения, развитие транспорта и развитие территории, в остальных сегментах социального развития муниципального района наблюдается отрицательная динамика.
Критическая ситуация выявлена в следующих стратегических направлениях управления социальным развитием: рынок труда и обеспечение занятости; развитие здоровья; развитие условий жизни; развитие культуры.
В Учалинском районе реализуется программа «Развитие социальной сферы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан на 2015¬2017 годы», которая направлена на обеспечение общественно-значимой, социальной стабильности через развитие здравоохранения, реализации молодежной политики, физической культуры и спорта, проведения профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, а также обеспечение социальной защиты населения. Однако выявленные проблемы показали существенные недостатки организации исполнения программы.
Администрация территории для правильного и эффективного управления и корректного прогнозирования результатов должна решить ряд принципиальных проблем. Во-первых, определить критерий качества управления социально-экономическим объектом, и какое изменение этого критерия предполагается в будущем. Во-вторых, установить, какими потерями и когда согласен заплатить управляющий объектом и его работники за будущие приобретения. Платить потерями приходится всегда, поскольку любые действия или бездействия в конечном счете приносят тот или иной ущерб. В -третьих, обосновать величину прогнозируемого интервала времени, принимаемого для оценки критерия. В - четвертых, наметить стратегию оценки критерия. В-пятых, определить, что должно служить рычагами управления объектом, в какой последовательности и с какой интенсивностью ими пользоваться для получения желаемых социально-экономических процессов.
Поэтому в работе для повышения эффективности управления стратегическим развитием Учалинского района предложены следующие рекомендации:
1) методология оценки стратегии стратегического развития района;
2) мониторинг планируемых изменений и минимизация последствий в период подготовки проектов нормативных и правовых документов социального развития,
3) пропаганда успешных проектов Программы;
4) определение приоритетов для первоочередного финансирования подпрограмм социального развития; оценка эффективности бюджетных вложений;
5) разработка методик и изучение опыта других территорий, в том числе
зарубежных, по оценке развития социальной политики в условиях
неопределенности информации;
6) ежегодный анализ эффективности проводимых мероприятий Программы по разработанной нами методологии, в том числе проведение мониторингов, исследований;
7) возможно перераспределение средств внутри разделов Программы; использовать постоянные консультации с субъектами реализации социальной политики;
8) постоянное информирование субъектов реализации социальной политики об осуществляемых мероприятиях с использованием разнообразных каналов коммуникаций передачи информации.
В работе сформированы прогнозные показатели (индикаторы) социального развития района и проведено сравнение полученных результатов. Рассчитан новый интегральный показатель как среднее геометрическое из представленных 30 прогнозных показателей, которые по нашему мнению наиболее полно характеризуют управлением развитием социальной сферы муниципального района. Сделан вывод, что реализация предлагаемых мероприятий по повышению эффективности реализации программ социального развития Учалинского района на 2016 - 2017 годы показала, что только по итогам 2017 года будут достигнуты и даже улучшены показатели социальной политики, при этом индекс социального развития в динамике за 2014 - 2017 годы выше 1 (1,208), что очень положительно характеризует эффективность предлагаемых мероприятий по улучшению управления развитием социальной сферы в Учалинском районе.



1. Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://base.consultant.ru
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации Минэкономразвития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www.gov.ru
3. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на
период до 2015 года. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://mon.gov.ru/
4. Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инновация на период до 2015 г [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http// www. Mon.gov.ru/
5. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О науке и государственной научно-технической политике" [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://base.consultant.ru
6. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://base.consultant.ru
7. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.11.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://base.consultant.ru
8. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О муниципальной службе в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://base.consultant.ru
9. Авцинова, А.А. Стратегически ориентированный подход к управлению социально-экономическим развитием муниципальных образований / А.А. Авцинова // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. -№ 12 (46). - С. 23-29.
10. Акьюлов, Р.И. Государственно-частное партнерство в развитии социальной сферы Российских регионов: проблемы и перспективы / Р.И. Акьюлов // Экономика и политика. - 2015. - № 2 (5). - С. 5-10.
11. Бурак, П.И. Основы экономики крупного города / П.И. Бурак и др. - М.: Экономика, 2009. - 647 с.
12. Ворошилов, Н.В. Эффективность муниципального управления: сущность и подходы к оценке / Н.В. Ворошилов // Проблемы развития территории. - 2015. - № 3 (77). - С. 143-159.
13. Денисова, И.П. Социальная политика / И.П. Денисова - Рос- тов н/Д: Феникс, 2009. - 325 с.
14. Дегтярь, К.А. Оценка социальной результативности управления развитием муниципального образования / К.А. Дегтярь // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - № 2. - С. 306-310.
15. Дровянников, В.И. Концепция организационно-экономического управления кластерным развитием социальной сферы / В.И. Дровянников, И.Н. Хаймович // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - С. 334.
16. Дубровина, Н.А. Исследование динамики социально-экономического развития области как показатель эффективности управления регионом в период переходной экономики / Н.А. Дубровина // Вестник Самарского государственного университета. - 2008. - № 7 (66). - С. 56-61.
17. Зиновьева, А.А. Сбалансированная система показателей эффективности социально-экономического потенциала региона как основа его развития / А.А. Зиновьева, Р.К. Хисматуллин // Вестник ТИСБИ. - 2014. - № 3. - С. 145-149.
18. Зотов, В.Б. Организация управления и самоуправления в крупнейших городах: современное состояние и проблемы. Учебно-методическое пособие / В.Б. Зотов — М.: ГУУ; МГУУ Правительства Москвы, 2010. — 296 с.
19. Зубаревич, Н.В. Города как центры модернизации экономики и человеческого капитала / Н.В. Зубаревич // Общественные науки и современность. - 2010. - № 5. - С. 5-19.
20. Задорожнева, Ю.В. Компаративный анализ методик оценки эффективности реализации социально-экономической политики региона / Ю.В. Задорожнева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3:Экономика. Экология. - 2013. - № 2 (23). - С. 47-54.
21. Задорожнева, Ю.В. Многофакторная оценка эффективности реализации социально-экономической политики региона / Ю.В. Задорожнева, А.Э. Калинина // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4. - С. 192.
22. Здунов, А.А. Оценка и согласование показателей эффективности реализации программ социально-экономического развития / А.А. Здунов // Вестник Казанского технологического университета. - 2010. - № 2. - С. 370-377.
23. Кормакова, Е.С. Агломерации - стратегическая составляющая устойчивого развития региональной экономической системы / Е.С. Кормакова, С.В. Мокичев // Экономические науки. - 2011. - № 8. - С. 99-103.
24. Кузнецова, И.В. Стратегическое управление социальной сферой в муниципальном образовании / И.В. Кузнецова // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 4. - С. 214-216.
25. Красюкова Н.Л. Механизмы и инструменты государственного управления устойчивым развитием социальной сферы / Н.Л. Красюкова // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики . - 2014. - № 5. - С. 58-68.
26. Киянова, Л.Д. Сущность программно-целевого метода как инструмента управления социально-экономическим развитием территорий / Л.Д. Киянова, Т.И. Литвинова// Новые технологии. 2014. № 2. С. 74-79.
21. Логачева, Н.М. Социальная инфраструктура региона: понятие,
особенности и значение для экономического развития территории / Н.М. Логачева// Журнал экономической теории. - 2012. - № 4. - С. 53-58.
28. Логачева, Н.М Вопросы финансирования социальной инфраструктуры российских регионов (Финансы, денежное обращение и кредит) / Н.М. Логачева // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2011. - № 4. Ч. 2. - С. 631-640.
29. Лимонов, Л.Э. Крупный город: регулирование территориального развития и инвестиционные стратегии / Л.Э. Лимонов - СПб.: Наука, 2004.- 257с.
30. Лола, А.М. Городское и агломерационное управление в России: состояние и что делать / А.М. Лола - М.: Канон+; Реабилитация, 2013. - 202 с.
31. Любовный, В.Я. Города России: альтернативы развития и управления. Монография / В.Я. Любовный -М.: Экон-информ, 2013. - 514 с.
32. Лутфуллин, Ю.Р. Программно-целевое управление развитием социальной
сферы региона / Ю.Р. Лутфуллин, Д.М. Ульмаскулова, Е.П. Ган// Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2013. - Т. 2.№ 6 (122). - С. 100-105.
33. Медведева, В.Н. Стратегическое управление социально-экономическим развитием муниципального образования / В.Н. Медведева // Вестник СевКавГТИ. - 2014. - № 19. - С. 42-41.
34. Маилова, Л.А. Качество жизни как показатель эффективности
региональной социально-экономической политики / Л.А. Маилова//
TerraEconomicus.- 2001. - Т. 5. № 1-3. - С. 206-209.
35. Михеева,Е.В. Показатели социально-экономического развития региона и эффективность региональной политики в области охраны здоровья детей и подростков / Е.В. Михеева, Ю.В. Ерофеев, И.И. Новикова, А.С. Крига, Л.В. Щучинов// Здоровье населения и среда обитания. - 2012. - № 4. - С. 4-6.
36. Нещадин, А. Городские агломерации как инструмент динамичного социально-экономического развития регионов России / А. Нещадин, А. Прилепин [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://2020strategy.ru /g12 /documents /32581727.html.
37. Петрова, Е.А. Интегральная много факторная оценка взаимосвязи эффективности системы управления и факторов социально-экономического развития региона / Е.А. Петрова, В.В. Калинина, А.В. Шевандрин// Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 463.
38. Попов, Р.А. Проблемы управления городскими агломерациями в современной России/ Р.А. Попов, А.С. Пузанов. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2008. - 25 с.
39. Рухманова, Н.А. Сущность и составляющие понятия «социально-экономическое развитие муниципальных образований» / Рухманова Н.А., Васильчук Е.С., Тарунтаева И.Г. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2013. - № 2 (2). - С. 117-120.
40. Самыгин, С. И. Социальная политика / С. И. Самыгин, И. А. Янкина, А.В. Рачипа. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко »; Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2012. - 312 с.
41. Сотникова, Я.Б. Управление социальной сферой на примере муниципального образования / Я.Б. Сотникова, М.С. Оборин, Ю.В. Власенко // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г.Белинского. - 2012. - № 28. - С. 569-573.
42. Татуев, А.А. Основные цели модернизации пространственных форм организации региональной экономики / А.А. Татуев// Вопросы экономики и права. - 2010. - № 12. - С. 113-116.
43. Торгачёв, Д.Н. Управление инновационным развитием социальной сферы региона на основе кластерного подхода / Д.Н. Торгачёв// Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2012. - № 4. - С. 23-25.
44. Трунова, Н.А. Совершенствование методических подходов к анализу и оценке факторов, влияющих на развитие городских агломераций / Н.А. Трунова // Экономические науки. - 2011. - № 3. - С. 205-208.
45. Форрестер, Дж. Динамика развития города : перев.с англ. М.Г. Орловой ; под ред. Ю.П. Иванилова, А.П. Иванова, Р.Е. Оганова. / Дж. Форрестер. - М., 1974. - 345 с.
46. Хайруллов, Д.С. Формы и методы муниципального управления социально-экономическим развитием территории муниципального образования / Д.С. Хайруллов, Л.А. Давыдова // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - Т. 15. № 23. - С. 207-213.
47. Хун, Ц. Группы показателей оценки эффективности социальной политики региона / Ц. Хун, А.С. Юматов// Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2014. - № 3. - С. 37-43.
48. Цибульский, В.Р. Разработка типовой системы ключевых показателей эффективности для управления социально-экономическим развитием региона / В.Р. Цибульский, О.В. Заруба, Н.И. Курышев // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - № 30. - С. 2-8.
49. Чумак, Е.А. Механизмы и модели кластерного взаимодействия как инструмент управления устойчивым экономическим развитием социальной сферы / Е.А. Чумак // Вестник Международного института рынка. - 2015. - № 1. - С. 100-107.
50. Швецов, А.Н. Государственная поддержка российских городов/ А.Н. Швецов - М.: Едиториал УРСС, 2002. - 159с.
51. Шейкина, О.В. Управление социально-экономическим развитием муниципальных образований на основе системы сбалансированных показателей / О.В. Шейкина // Известия Алтайского государственного университета. - 2012. - № 2-1. - С. 353-357.
52. Эмиров, Н.Д. Особенности управленческой деятельности в социальной сфере / Н.Д. Эмиров // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. - 2014. - № 2. - С. 42
53. Ярская, В. Н. Социальная политика, социальное государство и социальный менеджмент: проблемы анализа / В. Н. Ярская // Журнал исследований социальной политики. - 2003. - № 1. - С. 11-28.
54. Яновский, В.В. Городские агломерации в модернизации России
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://2020strategy.ru/g 12/documents/32581748.html
55. Отчет о реализации муниципальной программы «Развитие социальной сферы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан на2015-2017 годы» за 3 квартал 2015 года [Электронный ресурс].- Режим доступа: http: //www.uchaly-rb .ru
56. Официальный сайт Администрации Учалинского района [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.uchaly-rb.ru
57. Показатели социально-экономического развития муниципального образования Учалинский муниципальный район [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://bashstat.gks.ru
58. Показатели, характеризующие состояние экономики и социальной сферы муниципального образования Учалинский муниципальный район . [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ