Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие социальной сферы в столичных городах России

Работа №46279

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное управление

Объем работы126
Год сдачи2018
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
337
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Теоретические аспекты исследования развития социальной сферы столичных городов России 7
1.1 Сущность социальной сферы столичных городов 7
1.2 Критерии и показатели развития социальной сферы столичных городов 14
1.3 Методы управления развитием социальной сферы столичных городов ... 23
2. Анализ системы развития социальной сферы в столичных городах России (на примере городов Казань, Уфа, Самара, Нижний Новгород, Новосибирск) 32
2.1 Общая характеристика развития социальной сферы в столичных городах
России 32
2.2 Анализ развития системы здравоохранения и ЖКХ 58
2.3 Анализ эффективности управления социальной сферы столичных городов 76
3. Пути совершенствования развития социальной сферы в столичных городах
России 98
3.1. Предложения по совершенствованию материально-технической базы
социальной сферы столичных городов 98
3.2. Внедрение стратегического планирования в систему управления
социальной сферой столичных городов 103
Заключение 109
Список использованных источников 111
Приложение


Актуальность выбранной темы исследования обусловлена ролью социальной политики, как приоритета российского государства, закрепленного в Конституции РФ. Столичные города России выступают в качестве флагманов, способных применять инновационные технологии реализации социальных функций.
Социальная политика регионов представляет собой совокупность мер, направленных на поддержку социально неблагополучных слоев населения, находящихся в сложной жизненной ситуации. При этом решение круга проблем затруднено дефицитностью региональных и местных бюджетов, в условиях которого именно на социальные расходы чаще всего приходится сокращение финансирования. Балансирование между потребностями общества и недофинансированием отрасли представляет собой одну из наиболее сложных задач, которые стоят перед региональными и местными органами власти.
При этом региональные столичные города имеют несколько больше возможностей по реализации возлагаемых на них функций в сфере проводимой государственной социальной политики, чем районные муниципальные образования, поэтому опыт развития социальной сферы в ряде российских столичных городов, представляют интерес, что обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Объект исследования - столичные города РФ, в том числе Казань, Уфа, Самара, Нижний Новгород, Новосибирск.
Предмет исследования - организационно-экономические отношения, отражающее развитие социальной сферы в столичных городах Российской Федерации.
Цель работы - исследование развития социальной сферы столичных городов России, а так же разработать комплекс мер на ее совершенствование.
Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи:
- исследовали сущность социальной сферы столичных городов,
- охарактеризовали критерии и показатели развития социальной сферы столичных городов,
- описали методы управления развития социальной сферы столичных городов,
- дали общую характеристику развития социальной сферы в столичных городах России,
- оценили развитие системы здравоохранения столичных городов РФ,
- проанализировали эффективность управления социальной сферы столичных городов и ЖКХ,
- сформулировали предложения по совершенствованию материально-технической базы социальной сферы столичных городов,
- разработали рекомендации по внедрению стратегического планирования в систему управления социальной сферой столичных городов.
Информационная база исследования представлена годовыми отчетами органов государственной власти, размещенными на официальных сайтах Правительства городов Казань, Уфа, Самара, Новосибирск, Нижний Новгород. Также в работе использованы материалы Росстата, размещенные на официальном сайте ведомства.
Теоретическая база исследования представлена работами в сфере социального управления, таких исследователей, как И.И. Фардеева, В.Б. Зотов, А.Д. Мурзин, П.Н. Фещенко, Л.И. Ерохина, В.С. Небога, А.Ш. Ахмедуев, А.А. Рабаданова и др.
Методологическая база исследования. При написании работы использованы методы системно-аналитические, сравнительно¬сопоставительные, описательные, аналитические графические методы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении сформулированы актуальность темы исследования, обоснованы объект, предмет, цель и задачи исследования, описана информационная, теоретическая и методологическая база исследования, приведена структура работы.
Первая глава посвящена исследованию теоретических аспектов исследования развития социальной сферы столичных городов России. В главе дается характеристика сущности социальной сферы столичных городов, выделяются критерии и показатели развития социальной сферы столичных городов, а также описаны методы управления развитием социальной сферы столичных городов.
Вторая глава посвящена анализу системы развития социальной сферы в столичных городах России. В главе рассмотрены Институциональные основы развития социальной сферы столичных городов, проведена оценка развития социальной сферы столичных городов на примере городов Казань, Уфа, Самара, Новосибирск, Нижний Новгород, а также оценивается эффективность проводимых мероприятий со стороны администрации столичных городов.
Третья глава посвящена выделению ключевых направлений, в рамках которых возможно построение более совершенной системы развития социальной сферы в столичных городах России, описаны мероприятия, направленные на оптимизацию процесса управления социальной сферой российских столичных городов.
В заключении обобщены выводы, полученные в результате написания выпускной квалификационной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, в результате проведенного исследования нами были сформулированы следующие выводы.
Проведенное исследование особенностей и методов управления инфраструктурой позволяет сделать вывод о том, что под управлением развитием инфраструктурой понимается комплекс мероприятий, направленных на создание самой инфраструктуры, создание службы эффективного управления данной инфраструктурой, соответствующей нормативно-правовой базы, регламентирующей адекватное функционирование системы управления развитием инфраструктуры, включая стратегические документы на среднесрочную и долгосрочную перспективу развития и т.д.
Управление развитием социальной инфраструктуры в условиях города базируется на принципах системности, адекватности и пропорционального принимаемых управленческих решений. Полноценное функционирование системы управления социальной инфраструктурой оказывается невозможным без анализа имеющейся базы социальных объектов, исследования порядка управления ими и определения степени адекватности принимаемых решений реальным потребностям населения города, а также, на основании анализа имеющегося опыта выделить перспективные направления управления социальной инфраструктурой, параметры развития инфраструктуры и степень экономической и социальной эффективности от проводимых управленческих решений.
Важную роль в этом процессе приобретает модернизация существующих систем, ориентированная на принципиально новые подходы к устоявшейся еще с советских времен системе управления объектами социальной инфраструктуры с целью повышения их экономической эффективности, большей самостоятельности и автономии в процессе принятия решений, а также повышении качества предоставляемых населению социальных услуг. Важным элементом в данном процессе выступает государственно-частное партнерство. Одним из перспективных направлений в данном случае выступает кластерный подход.
Проведенный анализ системы управления социальной сферой столичных городов показал, что все исследуемые города имеют сравнительно однотипную структуру управления и подходы к нему. Управление системой социальной сферой в исследуемых столичных городах представляет собой ситуативный процесс, развивающийся в рамках финансирования, заложенного городским бюджетом на 1 год, что не позволяет рассматривать его как планомерный, сбалансированный процесс. Исключение составляет Казань, где существует программа развития города на 3 года и активно используется программно-целевое планирование, что находит отражение в высоких показателях развития социальной сферы, выявленное при анализе статистических показателей. Эффективность реализуемых управленческих решений не в полной мере соответствует реальной ситуации и носит характер скорее ликвидации негативных социальных эффектов, чем их предубеждение. Проблему также составляет кадровый состав управленческих кадров, недостаточно высокими показателями стимулирования, уровнем заработной платы в сочетании с высокой степенью износа основных фондов объектов социальной инфраструктуры, что требует оперативного решения.
В ходе проведенного анализа нами были установлены ключевые проблемы, имеющие место в процессе управления развитием социальной сферой столичных городов России. В первую очередь следует назвать сильный износ основных фондов, а также устаревшую материально¬техническую базу отраслей социальной сферы в исследованных городах. Это связано не только в недостаточным финансирование отрасли, но и с системными проблемами данной отрасли экономики, которая всегда отличалась низкой долей финансирования, и, как следствие, активным износом материально-технической базы.
Отсюда вытекает следующая проблема - недостаточное количество инструментов рационального планирования финансового обеспечения социальной отрасли, что связано с отсутствием четко регламентированного инструмента стратегического планирования в вопросах управления и финансирования социальной отрасли столичных городов Российской Федерации.
В качестве ключевых рекомендаций по совершенствованию социальной сферы столичных городов нами были предложены меры повышения материально-технической базы на основании активного применения инструментов муниципально-частного партнерства, привлечения частных инвестиций в объекты социальной инфраструктуры, формирование благоприятных режимов функционирования частных субъектов, работающих в данной сфере. Также в рамках данного направления рекомендуется проведение инвентаризации собственности муниципального образования и объектов социальной инфраструктуры, находящихся в ведении городских властей с формированием паспорта их технического состояния. Это позволяет оценить реальное состояние объектов социальной и сферы и определить приоритетные направления их развития и совершенствования материально-технического состояния.
Также с целью среднесрочного планирования финансовых показателей и распределения денежных средств в направлении социального развития рекомендуется внедрение программ стратегического планирования в практику Администраций столичных городов на среднесрочный и долгосрочный период. Это позволяет не только рационально распределить существующее финансирование, привлекать внебюджетные средства под конкретные проекты, планомерно развивать социальную инфраструктуру, не доводя объекты до аварийного состояния.
Разработанные нами рекомендации должны содействовать развитию социальной сферы столичных городов и повысить качество жизни населения.



1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрание
законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.12.2017) // "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40, ст. 3822
3. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О стратегическом планировании в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 30.06.2014, N 26 (часть I), ст. 3378
4. Решение Казанской городской Думы от 12 апреля 2017 года N 2¬15 «Отчет об исполнении бюджета муниципального образования города Казани за 2016 год» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://docs.cntd.ru/document/446452368
5. Постановление Исполнительного комитета Г. Казани от 18
ноября 2015 года N 3996 «Об утверждении муниципальной программы развития жилищно-коммунального хозяйства города Казани на 2016 - 2018 годы» [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/446457442
6. Постановление Администрации городского округа г. Уфа
Республики Башкортостан от 30 сентября 2016 года N 1496 «Об утверждении муниципальной программы "развитие жилищно-коммунального хозяйства, транспортного обслуживания и мониторинг состояния среды обитания и здоровья населения городского округа город Уфа Республики Башкортостан"» [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/444743767
7. Постановление Администрации города Нижнего Новгорода Нижегородской области от 15 сентября 2014 года № 3673 «Об утверждении муниципальной программы «Жилищно-коммунальное хозяйство города Нижнего Новгорода» на 2015-2017 годы» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://docs.cntd.ru/document/465513722
8. Постановление мэрии Новосибирска от 31 декабря 2015 года N 7503 «Об утверждении муниципальной программы «Жилищно¬коммунальное хозяйство города Новосибирска» на 2016 - 2020 годы (с изменениями на 29 декабря 2017 года)» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http: //docs. cntd.ru/document/465713562
9. Постановление Администрации городского округа Самара от 8 октября 2014 года N 1495 «Об утверждении ведомственной целевой программы городского округа Самара "Жилищное хозяйство на территории городского округа Самара" на 2015 - 2017 годы» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://docs.cntd.ru/document/464013884
10. Антонюк, В. С. Социальная инфраструктура в системе региональной инфраструктуры / В. С. Антонюк, А. Ж. Буликеева // Вестник Тюменского государственного университета. - 2013. - №11. - С. 31-39.
11. Ахмедуев, А.Ш. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона / А.Ш. Ахмедуев, А.А. Рабаданова. - М.: Экономика, 2013. - 306 с.
12. Баснукаев, М. Ш. Современные проблемы финансирования социальной сферы / М.Ш. Баснукаев, Д.Ш. Мусостова, Ч.Р. Мусостов //Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы. - 2017. - С. 208-211.
13. Блохин, А.А. Информационная система для поддержки мультнцентровых исследований качества жизни / А.А. Блохин // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2016. № 8 (115). С. 56-64.
14. Блохин, А. А. Когнитивное моделирование индикаторов качества жизни: предлагаемый подход и пример использования / А.А. Блохин, Л.В. Масель // Вестник НГУ. Серия: Информационные технологии. Т.14. №2. 2016. С. 72-79.
15. В столице Башкирии продолжается строительство социальных
объектов [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://sterlegrad.ru/newsrb/89461-v-ufe-prodolzhaetsya-stroitelstvo-socialnyh- obektov.html
16. Домашенко, Д. А., Чихачев А. Д. Уровень и качество жизни населения в России / Д.А. Домашенко, А.Д. Чихаев //Постулат. - 2018. - №. 1.
17. Дорохова, Н. А. Социальная инфраструктура [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://fb.ru/article/43354/
18. Ерохина, Л.И. Социально-экономические аспекты развития региональной экономики: монография / [Ерохина Л.И. и др.]; под общ. ред. Ерохиной Л.И. - М.: Фаир-Пресс, 2013. - 316 с.
19. Здоровье населения и деятельность медицинских организаций Республики Башкортостан в 2016 году. - Уфа, 2017. - 261 с.
20. Зотов, В.Б. Система муниципального управления: Учебник для ВУЗов / В.Б. Зотов. - М.: Инфра-М, 2016. - 576 с.
21. Иваненко, Л. В. Развитие региона. Состав, место и роль региональной инфраструктуры / Л. В. Иваненко, А. А. Овсянников, А. И. Закинчик // Вестник СамГАПС. - 2017. - №8(12). - С. 33-38.
22. Иншаков, О. В. Инфраструктура рыночного хозяйства: системность исследования / О. В. Иншаков, Е. Г. Русскова // Вестник СПбГУ. Серия 5. Выпуск 2. - 2015. - С. 28-37.
23. Исполнительный Комитет г. Казани: официальный сайт
[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.kzn.ru
24. Итоги деятельности в 2016 году и задачи на 2017 год. - Уфа: Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, 2017. - 196 с.
25. Комаров, Г.Д. Научное обоснование системы донозологической гигиенической диагностики в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения: авт. дис. д-ра мед. наук: 14.00.07. - М, 2002.
26. Легостаева, С. А. Совершенствование методической основы стратегического планирования развития муниципального образования / С.А. Легостаева // Успехи современной науки и образования. - 2017. - Т. 1. - №. 5. - С. 10-18.
27. Медведева, Н.В. Муниципально-частное партнерство: вопросы теории и практики / Н.В. Медведева. Материалы Ивановских чтений. 2015. №5. С. 85-89.
28. Мурзин, А.Д. Мониторинг социальной сферы города в целях
планирования устойчивого социально-экономического развития
урбанизированных территорий / А.Д. Мурзин // Госсоветник. 2014. №1 (5). С.99-109
29. Небога, В.С. Городской муниципалитет в социально¬экономическом пространстве региона: тенденции и реальные практики взаимодействия: дисс. ... канд. соц. наук: 22.00.03. - Саратов, 2012. - 172 с.
30. Нижегородская область в цифрах. 2016: Крат.стат.сб. - Нижний Новгород: Нижегородстат, 2017. - 367 с.
31. Николаева, М. Г. Региональная инфраструктура и качество жизни
населения: межсистемное взаимодействие / М. Г. Николаева, Н. В.
Мордовченков // Экономика региона. - 2012. - №2. - C. 197-203.
32. Основные итоги социально-экономического развития города Казани по итогам 2016 года. - Казань, 2017. - 171 с.
33. Основные показатели здравоохранения Самарской области 2012-2016 гг.: справочник / под ред. Г. Н. Гридасова. - Самара: МИАЦ, 2016. - 204 с.
34. Отчет об итогах деятельности Администрации Уфы за 2016 год
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gorsovet-
ufa.ru/news/detail.php?ID=6317
35. Официальный портал мэрии г. Казани [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.kzn.ru/page7321. htm
36. Официальный сайт администрации городского округа Самара [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://samadm.ru/
37. Официальный сайт мэрии Новосибирска [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://novo-sibirsk.ru/
38. Официальный сайт мэрии Новосибирска [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://novo-sibirsk.ru/to-citizens/city/utilities/
39. Оценка отклонения фактической обеспеченности общественной инфраструктурой, социальными услугами от установленного уровня социальных гарантий обеспеченности общественной инфраструктурой, социальными услугами. - Казань, 2017. - 101 с.
40. Петрова, Л. А. Проблемы оценки качества здоровья / Л.А. Петрова // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине. - 2018. - № 1. - С. 70 - 74.
41. Прожиточный минимум [Электронный ресурс] - Режим доступа:http: //potrebkor.ru/prozhitochnyi-minimum.html
42. Степанов, В. И. Современный подход к содержанию и сущности понятия инфраструктуры / В. И. Степанов, О. В. Рыкалина // Вопросы региональной экономики. - 2012. - Т. 12. - №3. - С. 112-120.
43. Радина, О. И. Социальная инфраструктура как категория региональной экономики / О. И. Радина // Известия вузов. Северо¬Кавказский регион. Серия : Общественные науки. - 2013. - №9. С. - 67-72.
44. Туишева, М. Р. Социальная сфера как экономическая категория и ее структура / М. Р. Туишева // Вопросы инновационной экономики. - 2012. - №1(11). - С. 35-39.
45. Фардеева, И.И. Оценка развития социальной сферы в столичных городах России / И.И. Фардеева // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2015 года: сб. статей: в 7 т. / Мин-во обр. и науки; Казанский (Приволжский) федеральный ун-т. - Казань: Изд-во Казан.ун-та. 2015. - Т.5: Институт управления, экономики и финансов, Институт физической культуры и спорта, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций. - С. 162 - 164.
46. Фещенко, П.Н. Социальная напряженность как аспект национальной безопасности: монография / П.Н. Фещенко. - М.: Юрист, 2016. - 167 с.
47. Финогенко, И.А. Методология оценивания качества жизни, связанного со здоровьем / И.А. Финогенко, М.П. Дьякович, А.А. Блохин // Вестник Тамбовского университета. Серия: естественные и технические науки. № 1. 2016. С 121-130.
48. Фролова, Е. В. Социальная инфраструктура современных
российских муниципальных образований: состояние и ресурсы
модернизации / Е.В. Фролова // Социологические исследования. 2014. № 12. С. 51-58.
49. Фролова, Е. В. Совершенствование деятельности местных органов власти по развитию социальной инфраструктуры Красногорска / Е.В. Фролова, Е.С. Сергеева //Материалы Ивановских чтений. - 2017. - №. 1-2. - С. 544-550.
50. Шавель, С.А. Социальная сфера общества и личность / С.А. Шавель. - М.: Инфра-М, 2017. - 354 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ