стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПРАВОСЛАВНАЯ ИЕРАРХИЯ КАК ФЕНОМЕН 11
1.1. Характеристика православной иерархии как феномена 11
1.2. Византийская православна иерархия в X веке 17
II. КРЕЩЕНИЕ РУСИ И ОБРАЗОВАНИЕ КИЕВСКОЙ 22
МИТРОПОЛИИ
2.1. Первые сведения о начатках христианства в Древней Руси и ее 22
Крещение святым князем Владимиром
2.2. Становление Киевской митрополии и первые Киевские 30
митрополиты
III. МИТРОПОЛИЯ, ЕЕ РАЗВИТИЕ ОТ ЯРОСЛАВА 39
МУДРОГО ДО НАЧАЛА XIII ВЕКА
3.1. Распространение христианства при Ярославе Мудром 39
3.2. Взаимоотношение между Киевской митрополией и 44
Константинопольским патриархатом
3.3. Митрополиты и князья 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 58
Актуальность темы исследования. История Русской Православной Церкви насчитывает уже более тысячи лет, насыщенных яркими историческими личностями, и событиями, связанными с ними. На протяжении всей русской истории Церковь и государство шагали вместе, были неотъемлемыми частями друг друга. Царская власть не мыслила себя без поддержки Церкви, так же как и Церковь не могла осуществить всю полноту своей просветительской деятельности без доверия и помощи государства. Государственно-церковные отношения всегда имели большой интерес у исследователей, историков и богословов всех времен. От степени взаимоотношений между государственными и церковными деятелями всегда зависит настроение и благополучие простого, мирского народа. Отсюда проистекает и важность изучения истории для наших современников в этом отношении, для того, чтобы выявить правильность, или наоборот, ошибочность тех или иных действий, и уже анализировать сегодняшнюю ситуацию в нашей стране, и в мире в целом, имея опыт предыдущих поколений.
Церковь начала влиять на развитие государственной жизни с самого начала ее появления на русской земле. Отправной датой считается год крещения Руси - 988 г. Тогда, вместе с христианством пришли и
замечательные традиции Византии и, что немало важно, Византийская иерархия, и устройство Церкви в целом. Вплоть до XVII века Церковь являла собой так же судебную власть. Это говорит о том, что Древняя Русь жила по христианским заповедям и законам, следовательно, люди не мыслили себя вне Церкви, вне православия. Единая религия стала общим вектором развития разрозненных славянских племен. Принятие православия явилось правильным шагом по отношению к культурному развитию такого нового государства, как Русь. Все языческие жестокие кровопролитные обряды заменялись такими понятиями, как нравственность, духовность, любовь и др. Таким образом, с принятием христианства на Руси начала развиваться нравственность и грамотность русского народа, и, в целом, Крещение имело положительное влияние на культурное развитие государства.
Формирование и выработка концепции истории Отечества на современном этапе невозможны без рассмотрения в ней истории Русской Православной Церкви, которая развивалась почти одновременно с Русским государством, была не только вектором идеологической направленности его развития, но и связующим элементом межэтнического государственного учреждения. Русская Православная Церковь нередко брала на себя значимую роль в развитии как внешней, так и внутренней государственной политики. На этой же базе основывалась и культура всего русского народа, а потому влияние Русской Православной Церкви стало преобладающим в исторической жизни русского народа. Трудно переоценить ее роль и как фактора социальной стабильности.
«К началу 2007 г. около 80% русскоязычного населения нашей страны заявляли о своей принадлежности к православию и поддержке деятельности Русской Православной Церкви». Из этого следует, что и в настоящее время Церковь играет важную роль в жизни нашей страны, и каждого человека в частности. Для того чтобы понимать сущность всего происходящего, необходимо знать и анализировать историю, которая неотъемлема от истории Церкви.
В связи с тем, что влияние Русской Православной Церкви усиливается на всей ее канонической территории, и с каждым днем членами Русской Православной Церкви становится все больше людей, регулярно совершаются крещения в храмах, в школах активно ведется духовно-просветительская деятельность, священники стали неотъемлемой частью нашего общества, складывается необходимость углубленного изучения основ и истоков нашей веры в начальные времена ее становления, а это домонгольский период истории нашей церкви. Это поможет духовному становлению и развитию подрастающего поколения в контексте воспитания по основам православия и взвешенного рационального восприятия картины мира.
Степень разработанности проблемы.
Тема крещения Руси и ее первоначальной церковной организации является объектом изучения значительного числа авторов, однако большая часть материальных и письменных источников и содержащихся в них сведений, на которые мы должны опираться, могут характеризоваться только как косвенные. Это лишает нас возможности с полной уверенностью описывать то или иное историческое событие, и заставляет руководствоваться только гипотезами, выдвинутыми знаменитыми историками и церковными деятелями. Скудность письменных источников неоднократно отмечалась исследователями. Так, например, на сложившееся положение дел сетовал в своих трудах И.Я.Фроянов , однако он был не единственным, кто признавал трудность ситуации. Наиболее полный список древнерусских источников Х-ХШ вв., составленный Я.Н.Щаповым , вместился в очень небольшой монографии, отразив собой реальность, с которой неминуемо сталкивается любой ученый.
Для общей картины происходящего в рассматриваемый нами период, изначально необходимо обратиться к трудам светских авторов, которые изучали историю России в целом. Интерес к изучению истории России начал возникать с XVIII века. В первую очередь, следует сказать о великом историке В.Н. Татищеве. Именно он является первым исследователем истории нашей страны, а не просто повествователем. В своем объемном труде «История Российская» , он собрал множество древнегреческих и русских источников, обнародовал такие документы, как «Русская Правда» и «Судебник Ивана Грозного». Вторым по значению, но не уступающим в фундаментальности исследования истории России, является Н.М. Карамзин . Он так же использовал в качестве источников византийские, римские, греческие и русские летописи, для объективности повествования сравнивал факты об одних и тех же событиях, и довел свой труд до царствования Ивана Грозного. Так же не менее знаменитыми историками являются С.М. Соловьев и В.О. Ключевский , написавшие подробнейшие труды по истории России с древнейших времен до конца XVIII века.
Так же следует отметить ряд других авторов, ученых, историков, которые занимались историей России в целом - это В.Б.Перхавко и Ю.В.Сухарев , А.Н. Боханов и М.М. Горинов . В их работах можно проследить историю нашего государства на разных этапах его развития, с целью общего представления о ситуации в исследуемый нами период.
Так как предметом данного исследования является именно церковная история определенного периода, то в процессе написания данной работы необходимо было пользоваться трудами конкретно по истории Русской Церкви. Русская церковная история как наука существует на протяжении двух веков, из которых последний век, как мы знаем, был временем запрета и гонения православного христианства, поэтому основные труды по этой тематике, преимущественно были написаны в XIX веке. Первый труд по истории Церкви был написан в 1805 году и принадлежал митрополиту
Московскому Платону (Левшину) . Это был первый опыт создания курса по церковной истории, в котором автор просто изложил события в хронологическом порядке, без их систематизации и обобщения. Однако этот труд послужил началом для дальнейшего изучения истории Церкви. Значительный вклад в развитие отечественной церковной науки привнес архиепископ Филарет (Гумилевский). Он написал 5-ти томный труд «История Русской Церкви» , который, в отличие от предшественников, отличается систематическим изложением повествования и делением истории на 5 периодов, до 1825 года. Вместе с появлением истории архиепископа Филарета (Гумилевского), на свет начали выходить монументальные тома митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) . Он посвятил всю свою жизнь для написания своей работы, которая по своей полноте может быть сопоставима с «Историей России» С.М.Соловьева. Митрополит Макарий рассмотрел в своей истории все стороны духовной церковной жизни, открыл для всеобщего видения новые письменные памятники. Доказательством того, что его труд является действительно значимым, фундаментальным, отличающимся полнотой и глубиной изложения, является его переиздание в 90-х годах XX века. Профессор П.В. Знаменский изложил события до эпохи Александра II, уделив особое внимание истории церковных учреждений, внутрицерковной жизни, деятельности раскольников и сект. Особое место в историографии Русской Церкви занимает профессор Е.Е. Голубинский , который в своем повествовании дошел до XVI века. В основе его труда лежат рукописные тексты, он первым широко использовал византийские и западные сочинения. Его труд содержит самостоятельные критические исследования с уточнением многих общепризнанных фактов. В 50-х гг. XX века вышел труд А.В. Карташева «Очерки по истории Русской Церкви» , для написания которого, он опирался на труд Е.Е. Голубинского, и дошел до 1801 года. Особенностью этих очерков является их лекционный характер, с отсутствием прямых ссылок на источники. Современным историком, написавший труды по истории Русской Церкви, с эпохи Петра I до 1990 года является священнослужитель Русской Православной Церкви, историк и богослов, протоиерей В. Цыпин .
Все эти и другие работы создают фундаментальную научную базу для дальнейших исследований, делают возможной работу по изучению истории Русской Церкви. Однако, в связи с недостаточным количеством исследований, необходимо актуализировать проблему изучения первоначальной истории Церкви в России.
Объект исследования - история Киевской митрополии как
социокультурного феномена
Предмет исследования - изучение особенностей образования и последующего развития Киевской митрополии в домонгольский период (конец X - начало XIII вв.)
Хронологические рамки дипломной работы определены нами как период с конца X до начала XIII вв. как время зарождения и первоначального развития Киевской митрополии.
Цель исследования - изучить и проанализировать историю образования и развития киевской митрополии в домонгольский период (конец X - начало XIII вв.).
Задачи дипломной работы:
- Раскрыть сущность православной иерархии как феномена и рассмотреть ее на примере Византии Империи;
- Проанализировать первые сведения о начатках христианства в Древней Руси и ее Крещение святым князем Владимиром;
- Проследить становление Киевской митрополии и рассмотреть первых Киевских митрополитов;
- Рассмотреть распространение христианства при Ярославе
Мудром;
- Изучить взаимоотношения между Киевской митрополией и Константинопольским Патриархатом;
- Раскрыть взаимоотношения между митрополитами и князьями.
Новизна исследования состоит в авторском рассмотрении и анализе истории развития Киевской митрополии, а также в систематизации и актуализации имеющегося материала по принципу выбора конкретного периода ее развития.
Методология исследования базировалась на использовании общенаучных и специальных исторических подходов и методов исследования.
Методы анализа, обобщения и индукции использовались для выявления общих признаков и закономерностей рассматриваемых в исследовании событий.
Историко-генетический метод позволил последовательно раскрыть свойства, функции и характер изменения изучаемой реальности в процессе ее исторического движения, а так же показать причинно-следственные связи и закономерности исторического развития. В частности, он дал возможность проследить зарождение христианства и развитие церковной организации на территории Древней Руси.
Применение сравнительно-исторического метода позволило проследить преемственную связь византийской церковной иерархической структуры, организации, литургической традиции и в целом православной традиции с культурой Древней Руси.
При рассмотрении основных этапов развития Киевской митрополии широко использовался проблемно-хронологический метод.
Научная и практическая значимость исследования. Результаты и выводы исследования могут послужить источником при создании
методических и учебных пособий по истории России, истории Русской Православной Церкви, при определении тематики новых научных
исследований; в качестве библиографии для студентов и молодых начинающих ученых, к практическим занятиям школьников и студентов по таким дисциплинам, как: православная культура, история религий, религиоведение, культурология, история РПЦ, история России и др.
Апробация результатов исследования: данная тема не раз поднималась на научных конференциях и семинарах где и была представлена в виде докладов. Основные положения данного исследования нашли отражение в следующих статьях:
Семкина Д.Р. Святой равноапостольный князь Владимир - креститель Руси // «Евангелие в контексте современной культуры»: Материалы IV Международной науч.-практ. конф. / под ред. Т. И. Липич, С. М. Дергалева, П.А.Ольхова. - Белгород : ООО «ЭПИЦЕНТР», 2016. - Ч.1. - С.283-286
Гусева Д.Р. Исторические аспекты становления и развития Киевской митрополии // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт : международная научно-практическая заочная конференция (30 октября 2016 г. Белгород): сборник статей/[орг. ком.: Гиричев А.В., Черноморец А.А.] - Белгород: Издательство ООО «ГиК», 2016. - С.141-143
Гусева Д.Р. Характеристика православной иерархии в Византийской империи X века // Евангелие в контексте современной культуры. 1917-2017: Уроки столетия: сборник материалов V Междунар. Науч.-практ. Конф. / под ред. Т. И. Липич, С. М. Дергалева. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ БелГУ, 2017. - С.166-168
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, трех глав, которые в свою очередь делятся на параграфы, заключения и библиографического списка.
Данная дипломная работа была посвящена изучению раннего периода истории нашей страны, и вместе с этим, Русской Православной Церкви. Ведь с момента крещения Руси, уже невозможно провести четкую границу между государственной и церковной историей, так как они тесно переплетены взаимоотношениями русских правителей и первоиерархов Русской Церкви.
Целью данного исследования было проследить зарождение, образование, первоначальное устройство Церкви, развитие ее структуры и взаимоотношений как внутри Церкви, так и за ее пределами. Но, перед тем как окунуться в историю, мы определили, что для начала необходимо разобраться в некоторых понятиях, и проследить их воплощение в Византийской империи, так как она является матерью Русской Церкви.
В связи с поставленной целью, нами были определены задачи, в ходе решения которых, мы можем сделать следующие выводы.
При рассмотрении православной иерархии как феномена, мы пришли к заключению, что православная иерархия отличается от любой другой земной иерархии символичностью, значимостью, своим духовным содержанием, и, главное - христоподражательным служением Богу и народу Божьему. Так же мы выяснили, что данная иерархия имеет трехступенчатую основу, состоящую из трех чинов: диаконского, пресвитерского и епископского. Нами было установлено, что необходимым условием того, чтобы эта иерархия являлась истинной и верной, необходимо сохранность цепочки апостольского преемства, совершаемой через рукоположение епископов и пресвитеров, которые, наполняясь любовью к Богу, и в соответствии с Божественным установлением, сообщали ее людям низших чинов.
Далее, мы выяснили, что в Византии X века продолжала существовать цепочка рукоположений, которая началась с учеников Христа - апостолов. Они, рукополагая первых епископов христианской Церкви, учили тому, что церковная иерархия священна, наполнена благодатью, которая должна передаваться от одного епископа другому. Как и в самом раннем периоде развития христианской религии, в Византии существует трехступенчатая иерархия в лице епископа, пресвитера и диакона. Таким образом, мы можем наблюдать развитие апостольского учения и раскрытие тех идей, которые были изложены Климентом Римским, Игнатием Богоносцем, Дионисием Ареопагитом и Киприаном Карфагенским. Примечательно, что именно данную иерархическую структуру приняла и воплотила так же в жизнь и молодое, на то время, государство Древняя Русь.
При решении следующей задачи, мы выяснили, что, во-первых, крещение Руси святым князем Владимиром поистине является важной вехой в истории России. Но очаги христианства были зажжены задолго до этого события предшественниками Владимира: святым апостолом Андреем Первозванным, святым Константином (Кириллом) Философом, князьями Аскольдом и Диром и княгиней Ольгой. Во-вторых, князь Владимир, будучи ярым язычником, смог повернуть свою жизнь, и, следовательно, жизнь всего государства, на истинный свет, свет христианской веры, что является правильным и поистине важнейшим этапом в истории России. И, в-третьих, мы можем утверждать, что князь Владимир внес значительный вклад в дальнейшее распространение христианства по территории Руси, заботясь о поставлении первых иерархов на новую Русскую Церковь, что повлекло за собой много положительных результатов, как для политической, социальной жизни общества, так и для культурного развития страны.
В ходе выполнения третьей задачи, мы выяснили, что, во-первых, вехи великой истории Русского Православия относительно периода становления, развития Киевской митрополии носят достаточно спорный характер, но, мы пришли к выводу, что временем ее образования, именно в качестве твердой организованной структуры, является период с 995 по 997 год. Во-вторых, что первыми предстоятелями Русской Церкви, являются Михаил, Леонтий, Иоанн и Феопемпт. В-третьих, мы пришли к заключению, что Русская церковь была разделена на епархии митрополитом-греком Леонтием, и изначально насчитывала шесть епархий. Так же можно сделать вывод, что на Руси митрополит имел огромный авторитет, в его лице управители Руси хотели найти единомышленника и помощника. Можно смело утверждать, что после Крещения Руси начался духовный прогресс в жизни славян. Этому способствовала активная миссионерская деятельность по просвещению народа, и здесь главные заслуги принадлежат первым иерархам Русской Церкви ну и, конечно же, князьям, которые всячески им способствовали.
Далее, делаем вывод, что дальнейшее распространение христианство получило в правление великого князя, Ярослава Мудрого, которое ознаменовало собой рассвет христианского просвещения Руси. Церковь обогащалась новыми храмами и монастырями, которые брали на себя непростую роль духовных, культурных, просветительских и подвижнических центров. Открывались духовные школы, воспитавшие поколение русского духовенства, благодаря которому стало возможно просвещение народа. Таким образом, совместными усилиями митрополитов и князей началось активно зарождаться и развиваться русское православие.
Следующей задачей было изучить взаимоотношения между Киевской митрополией и Константинопольским Патриархатом, и наша проделанная работа позволяет сделать следующие выводы: во-первых, молодая
новообразованная русская митрополия была в подчинении у Константинопольского патриарха, который контролировал всю ее деятельность путем самостоятельного избрания митрополита на Русь, из греческих кандидатов. Во-вторых, в течение всего домонгольского периода Руси патриарх пользовался своим правом назначать митрополитов-греков на русскую кафедру, тем самым Константинопольский патриархат был в тесных церковно-политических взаимоотношениях с Киевской митрополией, владения которой распространялись по всей русской земле. И, в-третьих, Константинопольский патриарх являлся высшей судебной инстанцией, и русские митрополиты были вынуждены по важным делам обращаться к нему, посещая Царьград. Таким образом, мы видим, что в рассматриваемый нами период Русская Церковь была молодой и не окрепшей для самостоятельного существования, поэтому вынуждена была находиться под ведением Константинопольского патриархата.
При решении последней задачи, мы приходим к выводу, что митрополит во взаимоотношениях с русскими князьями играл важную роль при регулировании межкняжеских конфликтов, которые происходили из-за борьбы за княжеский престол и лучшие земли. Такое положение дел продолжилось до татаро-монгольского нашествия на Русь, когда положение дел в Росси меняется значительным образом. Но, все же, следует отметить, что митрополит выступает здесь в роли ходатая и советчика, а не как лицо, по своей инициативе предлагающее князьям свои решения, направленные на защиту христианских ценностей.
Таким образом, в ходе нашего исследования мы следовали поставленным задачам, что позволило нам добиться цели дипломной работы - изучить и проанализировать историю образования и развития киевской митрополии в домонгольский период (конец X - начало XIII вв.).
Данная дипломная работа была посвящена изучению раннего периода истории нашей страны, и вместе с этим, Русской Православной Церкви. Ведь с момента крещения Руси, уже невозможно провести четкую границу между государственной и церковной историей, так как они тесно переплетены взаимоотношениями русских правителей и первоиерархов Русской Церкви.
Целью данного исследования было проследить зарождение, образование, первоначальное устройство Церкви, развитие ее структуры и взаимоотношений как внутри Церкви, так и за ее пределами. Но, перед тем как окунуться в историю, мы определили, что для начала необходимо разобраться в некоторых понятиях, и проследить их воплощение в Византийской империи, так как она является матерью Русской Церкви.
В связи с поставленной целью, нами были определены задачи, в ходе решения которых, мы можем сделать следующие выводы.
При рассмотрении православной иерархии как феномена, мы пришли к заключению, что православная иерархия отличается от любой другой земной иерархии символичностью, значимостью, своим духовным содержанием, и, главное - христоподражательным служением Богу и народу Божьему. Так же мы выяснили, что данная иерархия имеет трехступенчатую основу, состоящую из трех чинов: диаконского, пресвитерского и епископского. Нами было установлено, что необходимым условием того, чтобы эта иерархия являлась истинной и верной, необходимо сохранность цепочки апостольского преемства, совершаемой через рукоположение епископов и пресвитеров, которые, наполняясь любовью к Богу, и в соответствии с Божественным установлением, сообщали ее людям низших чинов.
Далее, мы выяснили, что в Византии X века продолжала существовать цепочка рукоположений, которая началась с учеников Христа - апостолов. Они, рукополагая первых епископов христианской Церкви, учили тому, что церковная иерархия священна, наполнена благодатью, которая должна передаваться от одного епископа другому. Как и в самом раннем периоде развития христианской религии, в Византии существует трехступенчатая иерархия в лице епископа, пресвитера и диакона. Таким образом, мы можем наблюдать развитие апостольского учения и раскрытие тех идей, которые были изложены Климентом Римским, Игнатием Богоносцем, Дионисием Ареопагитом и Киприаном Карфагенским. Примечательно, что именно данную иерархическую структуру приняла и воплотила так же в жизнь и молодое, на то время, государство Древняя Русь.
При решении следующей задачи, мы выяснили, что, во-первых, крещение Руси святым князем Владимиром поистине является важной вехой в истории России. Но очаги христианства были зажжены задолго до этого события предшественниками Владимира: святым апостолом Андреем Первозванным, святым Константином (Кириллом) Философом, князьями Аскольдом и Диром и княгиней Ольгой. Во-вторых, князь Владимир, будучи ярым язычником, смог повернуть свою жизнь, и, следовательно, жизнь всего государства, на истинный свет, свет христианской веры, что является правильным и поистине важнейшим этапом в истории России. И, в-третьих, мы можем утверждать, что князь Владимир внес значительный вклад в дальнейшее распространение христианства по территории Руси, заботясь о поставлении первых иерархов на новую Русскую Церковь, что повлекло за собой много положительных результатов, как для политической, социальной жизни общества, так и для культурного развития страны.
В ходе выполнения третьей задачи, мы выяснили, что, во-первых, вехи великой истории Русского Православия относительно периода становления, развития Киевской митрополии носят достаточно спорный характер, но, мы пришли к выводу, что временем ее образования, именно в качестве твердой организованной структуры, является период с 995 по 997 год. Во-вторых, что первыми предстоятелями Русской Церкви, являются Михаил, Леонтий, Иоанн и Феопемпт. В-третьих, мы пришли к заключению, что Русская церковь была разделена на епархии митрополитом-греком Леонтием, и изначально насчитывала шесть епархий. Так же можно сделать вывод, что на Руси митрополит имел огромный авторитет, в его лице управители Руси хотели найти единомышленника и помощника. Можно смело утверждать, что после Крещения Руси начался духовный прогресс в жизни славян. Этому способствовала активная миссионерская деятельность по просвещению народа, и здесь главные заслуги принадлежат первым иерархам Русской Церкви ну и, конечно же, князьям, которые всячески им способствовали.
Далее, делаем вывод, что дальнейшее распространение христианство получило в правление великого князя, Ярослава Мудрого, которое ознаменовало собой рассвет христианского просвещения Руси. Церковь обогащалась новыми храмами и монастырями, которые брали на себя непростую роль духовных, культурных, просветительских и подвижнических центров. Открывались духовные школы, воспитавшие поколение русского духовенства, благодаря которому стало возможно просвещение народа. Таким образом, совместными усилиями митрополитов и князей началось активно зарождаться и развиваться русское православие.
Следующей задачей было изучить взаимоотношения между Киевской митрополией и Константинопольским Патриархатом, и наша проделанная работа позволяет сделать следующие выводы: во-первых, молодая
новообразованная русская митрополия была в подчинении у Константинопольского патриарха, который контролировал всю ее деятельность путем самостоятельного избрания митрополита на Русь, из греческих кандидатов. Во-вторых, в течение всего домонгольского периода Руси патриарх пользовался своим правом назначать митрополитов-греков на русскую кафедру, тем самым Константинопольский патриархат был в тесных церковно-политических взаимоотношениях с Киевской митрополией, владения которой распространялись по всей русской земле. И, в-третьих, Константинопольский патриарх являлся высшей судебной инстанцией, и русские митрополиты были вынуждены по важным делам обращаться к нему, посещая Царьград. Таким образом, мы видим, что в рассматриваемый нами период Русская Церковь была молодой и не окрепшей для самостоятельного существования, поэтому вынуждена была находиться под ведением Константинопольского патриархата.
При решении последней задачи, мы приходим к выводу, что митрополит во взаимоотношениях с русскими князьями играл важную роль при регулировании межкняжеских конфликтов, которые происходили из-за борьбы за княжеский престол и лучшие земли. Такое положение дел продолжилось до татаро-монгольского нашествия на Русь, когда положение дел в Росси меняется значительным образом. Но, все же, следует отметить, что митрополит выступает здесь в роли ходатая и советчика, а не как лицо, по своей инициативе предлагающее князьям свои решения, направленные на защиту христианских ценностей.
Таким образом, в ходе нашего исследования мы следовали поставленным задачам, что позволило нам добиться цели дипломной работы - изучить и проанализировать историю образования и развития киевской митрополии в домонгольский период (конец X - начало XIII вв.).