Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СКАЗКОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА

Работа №65196

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы50
Год сдачи2018
Стоимость3750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
256
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5186
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 5192
СКАЗКОТЕРАПИИ в коррекционной работе с детьми группы риска Междисциплинарный подход к исследованию сказкотерапии Сказкотерапия это самый древний способ социализации, передачи знаний и жизненного опыта от одного индивидуума другому; развития воображения слушателя; социально-психологической помощи, при казалось бы, неразрешимых жизненных ситуациях. 5192
2. Содержание сказкотерапии и особенности ее применения в коррекционной работе с детьми группы риска (на примере ОГБУ «Социальнореабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Белгорода) 5218
2.1. Диагностические и коррекционные возможности сказкотерапии (по материалам исследования) 5218
2.2. Программа «Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми группы риска» Сказкотерапия это универсальный метод коррекционной работы с детьми группы риска. Воспитанники социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних относятся также данной категории детей. Имея негативный психотравмирующий опыт, эти дети нуждаются в углубленной коррекционной работе. 5225
сказкотерапию можно образно назвать полифоническим методом. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 5229


Актуальность проблемы исследования. Современное состояние социально-экономической ситуации в России и постоянная социальная дифференциация, происходящая в обществе, негативно влияют на подрастающее поколение. Детская беспризорность, правовая
незащищенность несовершеннолетних, низкий уровень жизни многочисленных семей определяют зону социального риска для детей и подростков. Результатом является: отсутствия желания учиться и трудиться, демонстративное и агрессивное поведение несовершеннолетних, проявление жестокости, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотических средств. Комплекс причин - генетических, биологических, психологических, педагогических и социальных, зачастую взаимообусловленных, ведет к появлению у детей группы риска различных отклонений в деятельности организма, прежде всего, нервной системы, что затрудняет процесс адаптации к социальным условиям жизни. Состояния риска выступают «предболезненными» факторами для ребенка. Однако с помощью своевременных и правильно избранных коррекционных мер можно не допустить перехода этих состояний в болезненные формы. Сказкотерапия представляет собой перспективное направление
коррекционной работы с детьми группы социального риска. Сегодня метод сказкотерапии стал важным методом коррекционного воздействия, применяющегося для изменения различных психических процессов и поведенческих реакций детей. Коррекционные функции сказки направлены на нормализацию жизненных стратегий, формируя тем самым устойчивое позитивное социальное поведение. Тексты сказок вызывают мощный эмоциональный резонанс и создают особые возможности при общении. Сказкотерапия позволяет диагностировать и выявлять
первопричины поведенческих реакций ребенка и служит ресурсной практикой в [21]
работе с детьми группы риска в социально-реабилитационных учреждениях для несовершеннолетних.
Таким образом, изучение проблемы использования сказкотерапии в коррекционной работе с детьми группы риска в настоящее время особенно актуально: во-первых, в этом аспекте целостного научного исследования проблемы в теории и практике социальной работы специально не предпринималось; во-вторых, использование сказкотерапии для диагностики и коррекции эмоционального состояния, поведения детей группы риска
может представлять не только теоретический, но и практический интерес [10] для [101]
специалистов социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних.
Все вышесказанное позволяет обозначить проблему исследования, которая обусловлена необходимостью существенного обновления средств коррекционной работы с детьми группы социального риска, с одной стороны, и явным дефицитом методических разработок таких коррекционных средств воздействия в практике социальной работы, с другой стороны. В качестве нового и эффективного средства коррекционной работы с детьми группы риска - воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, в нашей работе выступает сказкотерапия. Степень научной разработанности проблемы исследования.
Изучению сказки и ее влияния на психологическую составляющую личности уделяли внимание многие ученые: М. Вебер, Э. Гидденс, Г. Зиммель, А. Маслоу, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон и другие. Д.И. Донским, Б.Д. Карвасарским, В.Т. Кондрашенко, А.И. Копытиным, Ю.Е. Мужичковой, К. Рудестамом была описана специфика использования арт-терапевтических методов творческого самовыражения в рамках коррекционной работы с подросткам.
Отечественными учеными В.П. Беляниным, Н.Я. Берковским, JI.C. Выготским, Я. Дейковским, A.B. Запорожец, Т.Д. Зинкевич-
Евстигнеевой, Я.Л. Коломинским, Е.И. Кульчицкоц, Н.А. Рубакиным,
С.Л. Рубинштейном и другими ведутся исследования по проблеме влияния методов сказкотерапии на психологическое состояние и внутренний мир ребенка.
В работах Е.В. Балашовой, В.П. Беляниным, К.А. Кедровым, Р. Кроули, Дж. Милком, А.М. Михайловым, М. В. Осориной, В.Я. Проппом,
A. А. Романовым, В.П.Рудневым, Д.Ю. Соколовым, К. Эганом
рассматривается слово как средство лечебной педагогики.
B. Беттельгейм, М.Е. Бурно, А.Ф.Лосев, К.Г. Юнг особое внимание уделяют
сказкотерапии как инструменту личностного развития ребенка, так как сказкотерапия содержит в символической форме модели поведения и нравственные ценности, убеждения и нормы общения.
М.М. Бахтин, В.К. Чистов, В.Б. Шкловский и другие доказывают эффективность коррекции внутреннего мира подростка через творчество. Немалый интерес представляют исследования Н.Е. Вераксы, П.Я. Гальперина, В.П. Зинченко, A.B. Зосимовского, О.Л. Кабачек,
Н.С. Кукарева, Т.Б. Лаврентьевой И. И. Тихомировой, направленные на изучение диагностических, коррекционных и развивающих возможностей сказочного фольклора, разножанровых литературных сказок.
В трудах И.В. Вачкова, А.В. Гнездилова, Е.Л. Доценко, Т.Д. Зинкевич- Евстигнеевой, Д.Ю. Соколова, Ю.Л. Линецкого, П.И. Яничева дана характеристика сказкотерапии как методу социально-психологической помощи дезадаптированным подросткам.
Анализ практики использования сказкотерапии в коррекционной работе с детьми группы риска выявил противоречие между необходимостью внедрения новых эффективных методов коррекционного воздействия на личность ребенка и недостаточной научной обоснованностью применения методов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми группы риска. Таким образом,
весьма актуальным представляется
проведение дипломного исследования, направленного на разработку комплекса мероприятий с использованием сказкотерапии в [10]
коррекционной работе с детьми группы риска в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Объект исследования - сказкотерапия.
Предмет исследования - сказкотерапия как метод коррекционного воздействия в работе с детьми группы риска.
Цель исследования - раскрыть сущность и возможности сказкотерапии в коррекционной работе с детьми группы риска и разработать комплекс мероприятий с использованием сказкотерапии в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретико-методологические основы сказкотерапии в
коррекционной работе с детьми группы риска;
- выявить особенности применения сказкотерапии в коррекционного работе с детьми группы риска в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних;
- разработать программу м^^роприятий с использованием сказкотерапии в
коррекционной работе с детьми группы риска.
Теоретико¬
методологическую базу исследования составили положения педагогики и психологии о технологиях развития познавательных способностей детей [27]
посредством творчества.
Теоретической основой дипломного исследования стали труды отечественных ученых Л.И. Божович, И.П. Воропаева, Л.С. Выготского, И.В. Евтушенко о единстве познавательных и эмоциональных процессов; положения деятельностного и системного подходов Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского и_других; социально-педагогические технологии Я. Корчака, В.Н. Сорока- Росинского, К.Д. Ушинского, а в [10]
контексте сказкотерапии - игровой педагогики и психологии Н.А.
Ветлугиной, В. В. Давыдова, И. А. Ильина, В.В. Ковалева, Д.Ю. Соколова, М.В. Сорокина, А.И. Сосланда, Б. М. Телова, Л.Н. Толстого, К. Эгана и других.
Методы исследования: анализ [10] научной литературы по проблеме исследования; наблюдение; моделирование сочинительской деятельности детей; интерпретация полученных данных; анкетирование детей и экспертный опрос. Эмпирическая база исследования представлена информационной базой: официальные нормативно-правовые документы: Конвенция о Правах ребенка, Конституция Российской Федерации; Федеральные законы: Об основных гарантиях прав ребенка; [43]
Об образовании и другие.
Важным источником документальной информации при подготовке дипломной работы явились публикации в периодической печати по вопросам коррекционной работы с детьми группы риска с использованием методов сказкотерапии. Эмпирической базой исследования стали результаты прикладного социального исследования «Изучение возможностей использования сказкотерапии в коррекционной работе с детьми группы риска», проведенного автором в ноябре - декабре 2017 года и дополненного в марте- мае 2018 года на базе ОГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Белгорода. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе в ходе производственной практики (ноябрь-декабрь 2017 года) изучалось состояние проблемы в теории и практике социальной работы. Изучение научной и методической литературы, проанализированы и систематизированы основные теоретические концепции по проблеме использования арт-терапии в коррекционной работе с детьми группы риска, в том числе возможности сказкотерапии. В этот период был применен междисциплинарный подход к исследованию сказкотерапии как метода коррекционного воздействия на личность ребенка группы риска
детей в отечественной и зарубежной литературе. Определена сущность и специфика [27] коррекционного воздействиясредствами сказкотерапии; охарактеризованы особенности воздействия сказкотерапии на [10]
психологическое состояние, поведение ребенка группы риска. Разработана классификация методов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми группы риска. Составлена программа социального исследования, определены сроки проведения социального исследования;
обобщены результаты изучения проблемы в современных условиях. Второй этап - [10]
преддипломная практика (март-апрель 2018года) носил исследовательский
характер. На этом этапе проводилось изучение объективных возможностей использования [23]
сказкотерапии в коррекционной работе с воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Проведена корректировка программы социального исследования, проведено психолого¬педагогическое диагностирование.
Третий этап (апрель-май 2018гг.) - аналитический. Проведен анализ
результатов исследования и разработана программа мероприятий по использованию сказкотерапии в коррекционной работе детьми группы риска. Выявлены условия реализации сказкотерапии в коррекционной работе с воспитанниками
социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Теоретико-практическая значимость исследования [66]
состоит в определении сущности и содержания сказкотерапии как метода коррекционного воздействия в работе с детьми группы риска; в обновлении представлений о специфике сказкотерапии в коррекционной работе с воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних; в научном обосновании выбора и применения
технологий социокультурной деятельности, позволяющих оптимизировать степень интегрированности детей группы риска в социум. Сформулированы рекомендации по совершенствованию методов коррекционной работы с использованием сказкотерапии в коррекционной работе с детьми группы риска. Собранный и систематизированный в ходе исследования материал позволил обосновать эффективность использования сказкотерапии в коррекционной работе с детьми группы риска в условиях социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних и разработать на этой основе соответствующие рекомендации. Материалы исследования можно использовать при подготовке специалистов по социальной работе; они могут быть использованы специалистами учреждений социальной защиты населения, учреждениями специального образования и другими специалистами, работающими с детьми группы риска.
Апробация и внедрение результатов исследования проводилась в ходе производственной и преддипломной практик на базе ОГБУ «Областной
социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». Структура выпускной квалификационной работы. [66]Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, [2]
заключения и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сказкотерапия это метод, который
использует сказочную форму для интеграции личности, развития [35]
его творческого потенциала, расширяет сознание, способствует организации терапевтического взаимодействия с окружающим миром. К сказкам, как инструменту воздействия на состояние, сознание ребенка, средство воспитания и коррекции отношений и свойств личности обращались в своих трудах
известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. [1]Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева. [21] Сказкотерапия - это синтез достижений психологии, психотерапии, педагогики и философии разных культур. [49] Сказкотерапия выполняет три функции: диагностическую;
терапевтическую(коррекционную);прогностическую. [63]
Задачами сказкотерапии являются: актуализация, посредством сказки вытесняемых клиентом факторов индивидуальной истории; активизация жизненных сил на решение своих проблем, через выход на новый уровень их осознания посредством сказки; сглаживание барьеров между клиентом и специалистом; анализ проблем, скрытых глубоко в подсознании; нахождения выхода из сложных ситуаций; высвобождение скрываемых человеком проблем; раскрытие внутренних конфликтов; устранение фобий; развитие фантазии; расширение словарного запаса; предотвращение ошибок; повышение самооценки и пр.
В процессе сказкотерапии могут быть использованы различные литературные жанры: народные (мифы, анекдоты, притчи); современные (фэнтези, детективы). В зависимости от специфики проблемы клиенту подбирается соответствующий жанр сказки. Концептуальная основа сказкотерапии строится на идее ценностной силы метафоры как носителя информации о: важных жизненных явлениях; человеческих ценностях;
целеполагании; внутреннем мире автора сказки.
Выделяют несколько основных методов, где сказкотерапия выступает как средство решения проблем клиентов: работа с ранее написанными, существующими сказками, известными произведениями;
сочинение сказки (интерпретация: переписывание сказок;
дописывание; сочинение новых сказок и историй); [10]
демонстрация (драматизация) сказки (интерпретация:
сказки на песке; театрализованные игры; терапевтические кукольные спектакли; [ 10]рассказывание [24]
сказок; синтез сказкотерапии с различными методами арт-терапии;
сказочная имидж-терапия; сказочное рисование проективное
диагностическое рисование и спонтанное рисование; медитации на сказку ( статические; психодинами^^еские); использование танцев в
сказкотерапии; [2]
анализ сказок; сказочная куклотерапия.
Сказкотерапия для детей направлена на решение различных психологических проблем ребенка. Также сказки, используемые в сказкотерапии, можно разделить на: сказки, снимающие внутренние страхи (врачей, темноты, собак и т. д.); сказки, успокаивающие (эффективны для работы с гиперактивными детьми);
сказки,направленные на снятие агрессии;
сказки, направленные на [41]
коррекцию расстройств поведения, при которых проявляются физические проблемы: нарушения аппетита, недержание мочи и другие; сказки для детей, переживающих внутрисемейные изменения развод родителей, появление нового члена семьи, переезд; сказки для детей, переживших разлуку/потерю близкого человека, друга, домашнего любимца. Методы сказкотерапии эффективны, если ребенок не может выразить словами свои мысли и желания, а на почве невысказанности появляются капризы. При помощи сказки можно отразить реальную ситуацию в глазах ребенка.
В настоящее время сказкотерапия выступает одним их эффективных средств социально-психологического
воздействия, применяемого с целью коррекции различных психических процессов и поведенческих реакций [21]
детей группы риска.
Это один из эффективных методов работы с детьми, которые испытывают различные эмоциональные и поведенческие трудности. Хороших результатов использование метода сказкотерапии можно добиться при работе с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; детьми, которые имеют проблемы с чувством стыда, вины, лжи, страха; детьми, имеющими проблему принятия
своих чувств, а также детьми с различного рода психосоматическими заболеваниями, энурезами и т.д. [13] Сказкотерапия позволяет детям [32] группы риска актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.
[2]
Механизмы и эффекты воздействия сказки многогранны и многофункциональны. Сказкотерапия также выполняет и профилактическую функцию профилактика девиантного поведения ребенка. В сказочной форме человек осваивает множество моделей поведения в различных ситуациях и проигрывает их, «проживая» как можно больше из этих моделей. Психологи утверждают, что чем богаче
арсенал возможных реакций, моделей поведения, тем лучше ребенок адаптирован к условиям окружающего мира.
Таким образом, сказка восполняет пробелы индивидуальной
истории ребенка, как клиента и дополняет ее общечеловеческой информацией;сказка позволяет актуализировать
вытесняемые ребенком моменты личной истории; сказка позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение; сказка отображает внутренний конфликт ребенка и дает возможность размышлять над ним. [2]
Пролонгированность действия - еще одно очень важное значение сказкотерапии. В ходе коррекционной работы с детьми группы риска
используются различные техники, которые гармонично сочетаются синтезируя со сказкотерапией и непосредственно положительно влияют на [2]
развитие личностного потенциала ребенка.
Сказкотерапия это универсальный метод коррекционной работы с детьми группы риска. Воспитанники социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних относятся также данной категории детей. Имея негативный психотравмирующий опыт, эти дети нуждаются в углубленной коррекционной работе.
Содержание представляемой программы «Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми группы риска в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних»
направлено на проработку в символической
форме психотравматического опыта детей и подростков.
[1]
Предлагаемая программа тренинга, может быть и обучающей и предназначаться для практикующих специалистов по социальной работе или студентов этого направления подготовки.
Обучение основано
на тщательной проработке и обсуждении всех упражнений, обладает определенным психотерапевтическим потенциалом и дляучастников тренинга. Программа эмоционально погружает участников тренинга в детство, тем самым стимулируя как позитивные, так и негативные воспоминания (часто травматические), связанные с детством. Реализация данной программы позволяет не только познакомить участников группы с особенностями практического применения метода сказкотерапии, но и проработать собственные актуализировавшиеся проблемы детства. [1]
Таким образом, основным принципом сказкотерапии в работе с детьми группы риска является духовное, притом целостное развитие личности. Главное условие реализации этого принципа раскрытие внутреннего потенциала человека через раскрепощение и избавление от стереотипов, принятие себя и мира.
Сказкотерапия вмещает в себя всю технологическую цепочку, от диагностики до коррекции, включая профилактику и развитие индивидуальности.
В сочетании с тем, что она органично синтезируется со всеми известными методами арт-терапии, применима
как в индивидуальной работе, так и в групповой, подходит для любого
возраста, [2]
сказкотерапию можно образно назвать полифоническим методом.




Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ