ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................4
ГЛАВА I. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
РОССИИ В КОСМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ………………………………........7
1.1. Сущность и виды (формы) международного сотрудничества................7
1.2. Особенность международного сотрудничества
в космической сфере............................................................................................13
1.3. Перспективы развития международного сотрудничества
в космической сфере ……………………………………………...……………16
1.4. Космическая промышленность и операторы …..………………….……..23
ГЛАВА II. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОСМИЧЕСКИХ ПРОГРАММ …………….................................................................................37
2.1. США...........................................................................................................38
2.2. Объединенная Европа...................................................................................41
2.3. Франция………………………………………………………..……………45
2.4. Китай……………………….……………………..………………….……..45
2.5. Индия………………………………….…………………………………....47
2.6. Япония……………………………………………………………………...47
2.7. Канада………………………………………………………………………48
2.8. Страны АСЕАН……………………………………………………….……50
2.9. Страны Латинской Америки………………………………………............54
2.9.1. Аргентина………………...……………………………………….....54
2.9.2. Бразилия…………………………....………………………………..57
2.9.3. Чили……………………………………………………………….…65
2.9.4. Мексика………………………………………………………….…..67
2.9.5. Перу……………………………………………………………….…68
2.9.6. Венесуэла……………………………………………………..……..69
ГЛАВА III. АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ В РАЗВИТИИ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ, И УЧЁТ ЭТИХ ТЕНДЕНЦИЙ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ........................................72
3.1. Тенденции развития космической деятельности
в зарубежных странах………………………………………………………….72
3.2. Тенденции развития и взаимоувязки гражданской и военной космической деятельности……………………………………………………………………78
3.3. Рекомендаций по дальнейшему развитию международной космической деятельности России после 2013 года…………………………………………81
3.3.1. Рекомендации по развитию международной космической
деятельности России в области средств выведения………………………….83
3.3.2. Рекомендации по развитию международной космической
деятельности России в области пилотируемых программ…………………84
3.3.3. Рекомендации по развитию международной космической
деятельности России в области дистанционного зондирования Земли……86
3.3.4. Рекомендации по развитию международной космической
деятельности России в области координатно-временного
и навигационного обеспечения……………………………………………….87
3.3.5. Рекомендации по развитию международной космической
деятельности России в области фундаментальных
космических исследований……………………………………………………88
3.3.6. Рекомендации по развитию международной космической
деятельности России в области спутниковой связи и вещании…………….90
3.3.7. Рекомендации по развитию международной космической
деятельности России в области перспективных
пилотируемых программ……………………………………………………..91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.....................................100
ПРИЛОЖЕНИЕ.................................................................................................104
РЕЦЕНЗИЯ(Филатова Н.В.).docx
ОТЗЫВ НАУЧ. РУКОВОДИТЕЛЯ (Филатова Н.В.).docx
Аннотация к магистерской диссертации
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ В КОСМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
Магистерская диссертация посвящена разработке обоснований и предложений по выбору зарубежных стран для развития партнерских отношений России, обеспечивающих повышение конкурентоспособности страны в космической деятельности.
В данной работе рассмотрены тенденции мировой космической деятельности как в гражданском, так и военном направлениях. Также выполнен анализ перспектив развития международного сотрудничества при реализации космических программ. В том числе проанализированы состояние и перспективы международного сотрудничества России в космической сфере. Рассмотрены подходы к международному сотрудничеству в космической сфере, так необходимых России. Разработаны практические рекомендации для привлечения компаний из стран ЮВА, АТР и Австралии.
Структура работы представлена введением, тремя главами, 16 (шестнадцатью) параграфами, 13 (тринадцатью) подпараграфами, заключением, списком использованной литературы и приложением.
В магистерской диссертации использованы: 1 рисунок, 52 источника литературы.
Объем магистерской диссертации составил 103 листа.
Актуальность темы исследования. Анализ систем институциональной организации космической деятельности за рубежом играет первоочередную роль для планирования международного сотрудничества РФ в данной сфере и повышения его эффективности.
Как нам представляется, главными целями международного сотрудничества в области космической деятельности являются поддержка и развитие отечественной ракетно-космической промышленности, повышение ее технологического уровня; активное участие в выполнении глобальных космических проектов, имеющих целью выживание и обеспечение поступательного и устойчивого развития России и всего человечества; упрочение позиций на мировом космическом рынке для обеспечения эффективного решения социально-экономических и научных задач. Именно этими соображениями определяется актуальность и практическая значимость проведенного исследования.
Целью представленной магистерской диссертации является определение основных направлений развития партнерских отношений России с зарубежными странами для обеспечения конкурентоспособности страны.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
Выявить общие тенденции мировой космической деятельности;
Определить тенденции развития космической деятельности;
Дать общие характеристики в организации и реализации космических программ за рубежом;
Определить перспективы развития международного сотрудничества при реализации космических программ;
Описать состояние и сформулировать перспективы международного сотрудничества России с ведущими мировыми державами в космической сфере.
Предмет исследования – система организации и реализации космических программ России за рубежом.
Объект исследования – продвижение российских КА различного назначения, ракет-носителей, разгонных блоков, услуг ГЛОНАСС, ДЗЗ и пр. в различных иностранных государствах.
Исходя из этого проанализированы существующие программы ведущих мировых держав и даются предложения по выбору зарубежных стран для развития партнерских отношений России, обеспечивающих повышение конкурентоспособности предприятия. Этим определяется практическая значимость проведенного исследования.
Методологическая основа исследования включает системный подход, на котором основывается общая методология проведения исследования, сравнительный анализ, статистические и экспертные методы.
Также значимым является институциональный аспект проведения анализа космической деятельности за рубежом. На сегодняшний день именно институциональная среда космической деятельности — как организованы и взаимодействуют друг с другом специализированные государственные органы, промышленность, институты развития, операторы и пользователи - играет первоочередную роль в повышении эффективности космической деятельности. Исходя из этого, заимствование рациональных форм организации космической деятельности за рубежом, а также анализ неудачных примеров могут помочь избежать ошибок и увеличить конкурентоспособность и долю ФГУП ЦНИИмаш на мировом космическом рынке. В этом и является научная новизна магистерской диссертации.
Данные систематизированы по основным направлениям космической деятельности. Акцент сделан на программах и государствах, представляющих наибольший интерес для их изучения. Изучение деятельности других космических компаний необходимо России для адекватной оценки своих возможностей, потенциала, сильных и слабых сторон предприятия при осуществлении космической деятельности по различным направлениям. Результаты данного сравнения могут служить основой для корректировки планирования космической деятельности, расстановки приоритетов в планировании программ и технологическом развитии.
Структура и объем работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Работа изложена на 99 страница машинописного текста, содержит 1 приложение.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы исследования, определены объект, цель и задачи исследования, сформулированы основные положения магистерской диссертации.
В первой главе «Международное сотрудничество России в космической сфере» приведена теория по международному сотрудничеству, описаны особенности международного сотрудничества в космической сфере, а также раскрыты перспективы развития международного сотрудничества в данной сфере.
Во второй главе «Перспективы развития международного сотрудничества при реализации космических программ» определены подходы к международному сотрудничеству в космической сфере в различных странах, а также состояние и перспективы международного сотрудничества России в космической сфере.
В третьей главе «Анализ тенденций в развитии космической деятельности в зарубежных странах, и учёт этих тенденций при определении перспектив развития космической деятельности России» проведен анализ тенденций развития космической деятельности в зарубежных странах.
В заключении приводятся основные выводы и рекомендации по результатам выполненного исследования.
После проведения анализа рынка космических услуг можно сделать вывод, что самым оптимальным для России будет сотрудничество со странами Юго-Восточной Азии (ЮВА) и странами Латинской Америки.
По моему мнению, Азиатско-тихоокеанские сегменты мирового рынка космических услуг могут представлять значительный интерес для России. Наиболее благополучные страны региона располагают достаточными финансовыми ресурсами для реализации дорогостоящих программ мирного использования космоса. В этом контексте следует назвать группу наиболее развитых стран АСЕАН (Малайзия, Сингапур, Индонезия, в меньшей степени - Таиланд и Вьетнам), а также Новую Зеландию. Наряду с названными странами в регионе существуют государства, которые не обнаруживают тяги к освоению космоса. Они либо не обладают необходимыми средствами для финансирования существующих программ (Мьянма, Лаос, Кампучия, Филиппины), либо обладают нужными материальными ресурсами, но пока не выказывают интереса к космической деятельности (Бруней).
Вместе с тем развитию ракетно-космических потенциалов стран Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) способствует выбранная ими дипломатическая стратегия. Страны АТР пытаются сделать упор на мирном освоении космического пространства - создании ракет-носителей и спутниковых технологий. Это стремление поощряется в рамках международного комитета по использованию космического пространства.
С точки зрения стратегии основных конкурентов России на ракетно-космическом рынке АТР можно выделить четыре группы стран: универсальным конкурентом России выступают США, вслед за которыми выстраиваются некоторые страны ЕС; "молодые" космические державы (КНР, Япония, Индия), не обладающие полным спектром ракетно-космических технологий, но добивающиеся его приобретения за счет развития собственных исследований; страны, имеющие опыт развития ракетно-космических программ и недостаточным потенциалом для его приобретения собственными силами (Индонезия, Австралия, Южная Корея, Малайзия, КНДР): эти государства нуждаются в технологиях для производства ракет-носителей, спутников, а также в помощи для реализации совместных проектов в области строительства космодромов и радиолокационных станций; государства, недавно приступившие к созданию потенциала для развития ракетно-космических программ (Вьетнам, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия), которые заинтересованы в получении научных знаний и создании основ ракетно-космической промышленности.
Подобная дифференциация ракетно-космического рынка АТР создает потенциально благоприятную конъюнктуру для России. Но проникновение российских технологий на тихоокеанские рынки осложнено тремя обстоятельствами.
Первое - высокая конкуренция со стороны НАСА и ЕКА. Вторая - растущая конкуренция со стороны региональных космических держав - КНР и, отчасти, Японии. Третья - факторы американо-китайского соперничества и американо-японского сотрудничества в ракетно-космической сфере, оказывающие непосредственное влияние на позиции и предпочтения малых и средних стран региона при выборе партнеров по сотрудничеству и его форматов.
В сотрудничестве со странами АТР России важно придерживаться двух принципов:
- стремится создать сеть коммерческих партнерств в странах региона;
- не ограничиваться обычным коммерческим экспортом ракетно-космических технологий, а работать по контрактам на создание совместно с региональными заказчиками ракет-носителей, космической инфраструктуры (включая строительство космопортов), оборудования для пилотируемой и не пилотируемой космонавтики.
Вместе с тем даже в рамках имеющегося международно-правового поля существуют возможности укрепления позиций российского бизнеса в регионе. Представляется, что его перспективы связаны с встраиванием интереса России в приоритеты экономического развития стран АСЕАН, имеющих давнюю традицию относительно сильного государственного регулирования и мобилизации ресурсов нации на избранных направлениях развития.
Юго-восточная Азия и южная часть Тихого океана - динамично развивающийся регион, экономическая роль которого в мире постепенно нарастает. Тенденции к развитию в этой части мира одновременно нескольких форм региональной интеграции (в рамках АСЕАН и АТЭС, прежде всего) свидетельствуют о том, что экономическая перспектива этого региона может быть довольно оптимистичной. Несмотря на наличие в АТР отстающих государств (Лаос, Камбоджа, Мьянма) их приобщение к общему восходящему экономическому тренду - скорее, вопрос времени .
Трудности в развитии космических проектов, с которыми предстоит столкнуться России в этой части мира, заключается по моему мнению, во многом во внешнем окружении региона. Рядом с ЮВА разворачивает бурную экономическую экспансию Китай. Еще до него в регионе прочно обосновались Япония и США. Внедрение на местные рынки России, географически отдаленному от этого региона, психологически, а еще более политически воспринимается как посягательство, "на то, что ему не принадлежит". В этой связи, не смотря, казалось бы, поступательное всестороннее развитие российско-китайского сотрудничества, в том числе в сфере космической деятельности, нельзя исключать неформального блокирования КНР и другими российскими конкурентами (например, Украиной или даже США) в интересах ограничения российского проникновения в регион.
В отношениях России со странами Латинской Америки возможно формирование системы устойчивых "оплетающих" связей. Построение подобной системы "контроля через сотрудничество" в перспективе может способствовать улучшению условий международной конкуренции. По моему мнению если России при помощи сети контрактов с тем или иным государством сможет гарантировать себе реальные инструменты контроля за использованием передаваемых российских технологий в космических программах зарубежных стран, то Россия может фактически отчасти влиять на направленность этих программ в благоприятном для себя направлении.
Страны Латинской Америки в целом сохраняют довольно сложный комплекс отношения к США. Не желая отказываться от выгод сотрудничества с США, государства этой группы одновременно не хотят усиления зависимости от Вашингтона и испытывают в отношении США довольно сильное недоверие. Со своей стороны, американские руководители с подозрением относятся к любой активности латиноамериканских стран в сфере освоения технологий потенциально двойного назначения. Вашингтон склонен придерживаться ограничительной линии в вопросе приобщения латиноамериканских государств к передовым технологиям во всех случаях, когда это прямо не сопряжено с угрозой перехвата соответствующих контрактов странами-конкурентами США. Вот почему среда сотрудничества с латиноамериканскими странами в космической области является для России весьма конкурентной и будет таковой оставаться неопределенно долго.
Страны Латинской Америки понимают это и будут, несомненно, стремиться использовать в своих интересах все возможные выгоды от игры на соперничестве между Россией и ее соперниками из США, стран ЕС, Китая и др. Однако в целом настрой латиноамериканских государств на ограничения влияния Вашингтона на их политическое и экономическое развитие является весьма благоприятным фактором для роста их заинтересованности в сотрудничестве России и технологически передовыми странами Восточного полушария в целом.
Отсутствие собственных инфраструктурных позиций в Западном полушарии и зависимость от доступа к французскому космодрому в Гвиане делает Россию уязвимой по отношению к возможному давлению со стороны европейских конкурентов. В этом смысле приобретает особое значение взаимопонимание России с Францией, которая в своей космической политике хотя и скована «солидарностью» с ЕС в целом, но сохраняет достаточный простор для действий, автономных по отношению к другим странам Евросоюза, прежде всего восточноевропейских с присущей тем антироссийской ориентацией.
Вместе с тем, надолго и всерьез закрепиться в Западном полушарии без собственного космодрома будет по всей вероятности сложно, а строить его самостоятельно нереально в виду неизбежности чрезвычайно больших затрат. Поэтому представляется целесообразным изучение шансов для разработки многостороннего проекта сооружения подобного объекта при привлечении России и при основном долевом участии латиноамериканских государств в его финансировании.
Одним из сопутствующих рисков сотрудничества с Латинской Америкой может быть утечки технологий, кадров и перспективных идей. Условия работы иностранных квалифицированных специалистов в латиноамериканских странах довольно хороши, а эти государства охотно принимают у себя ученых и специалистов из России. Расширение контактов с Латинской Америкой может иметь с этой точки зрения нежелательные последствия.
Вопрос о формировании адекватной правовой базы сотрудничества с латиноамериканскими странами требует тщательной политико-юридической проработки. В идеале такое сотрудничество должно развиваться на долгосрочной межгосударственной основе и при контроле государства. При этом важно попытаться в деликатной форме предложить латиноамериканским странам условия соглашений, которые позволяли ли бы России осуществить хотя бы отчасти формулу «контроля через сотрудничество». Цель таких соглашений - позволить России не быть просто коммерческим поставщиком технологий, во-первых, и формировать долговременную правовую и технологическую привязку импортеров к российским экспортирующим организациям, во-вторых.
Кроме того, укрепление потенциала стран Латинской Америки в области ракетной техники и технологий в целом будет означать неизбежный толчок процессу их распространения. Это в целом негативный процесс и Россия связана в определенной степени участием в соглашениях по противодействия ему. Риск с этой точки зрения может состоять в том, что из Латинской Америки некоторые виды ракетной техники и технологий могут просочиться обратно в Восточное полушарие и попасть в руки каких-либо неблагонадежных правительств или неправительственных групп, враждебно настроенных к России. Вот почему важно соотносить содержание проектов сотрудничества с латиноамериканскими странами с действующими обязательствами России в сфере нераспространения средств доставки ОМУ. Более того, сотрудничая с Латинской Америкой важно иметь в виду перспективы появлений новых видов техники и технологий, которые могут представлять интерес для враждебных России сил и одновременно оказаться в фокусе интересов латиноамериканских стран-партнеров России.
Среди потенциальных партнеров для России по космической деятельности зарубежные обозреватели называют Кубу. Эта страна находится в довольно плачевном экономическом положении. Многочисленная община осевших к. США кубинских эмигрантов обладает в Вашингтоне заметным политическим влиянием. Кроме того, у нее есть финансовые ресурсы и связи. Весь этот потенциал эмигранты попытаются реализовать при благоприятных для них обстоятельствах, чтобы вернуться к власти на Кубе. Если подобный сценарий реализуется, то кубинское правительство окажется скорее всего проамериканским. С учетом неопределенностей вряд ли стоит пока переоценивать перспективы сотрудничества с Кубой на двусторонней или многосторонней основе. Подобные проекты могли бы оказаться экономически и политически весьма рискованным вложением.
Среди практических рекомендаций следовало бы выделить следующие:
1. Перейти от рамочных договоренностей декларативного характера к подписанию конкретных юридически обязывающих соглашений, в полной мере учитывающих долгосрочные политические и экономические интересы России и гарантирующие ей статус активного и влиятельного игрока в сотрудничестве с государствами Латинской Америкой.
2. В зависимости от ресурсов, которые российская сторона готова выделить для сотрудничества с латиноамериканскими странами, продумать вопрос о выделении ключевого партнера среди стран Латинской Америки с целью и перспективой вывода отношений с ним на уровень стратегического партнерства - в том числе в космической области.
3. С учетом вероятности негативных реакций администрации США на желание России и Китая закрепиться в сфере космической деятельности стран Латинской Америки попробовать выдвигать новые инициативы с сфере сотрудничества с регионом совместно с одной или несколькими странами Западной Европы, союзными Соединенным Штатам - Францией и Испанией, прежде всего.
4. Не переоценивая результативность тактики ситуативного блокирования с некоторыми странами ЕС, одновременно прорабатывать возможности и целесообразность многосторонних проектов сотрудничества с латиноамериканскими странами без участия США и государств ЕС, но с привлечением Китая.
1. Давыдов B.M., Бобровников А.В. Роль восходящих гигантов в мировой экономике и политике (шансы Бразилии и Мексики в глобальном измерении). М., 2009.
2. Давыдов В.А. Перспективы развития ракетно-космической промышленности с учетом проводимой инновационной политики в стране и международной космической деятельности России/ Давыдов В.А., Конорев А.А., Макаров Ю.Н., Пайсон Д.Б.; под общ. ред. Касаева К.С. – М. : ЗАО «НИИ «ЭНЦИТЕХ». - 2008.
3. Конорев А.А. «Космическая деятельность ведущих государств мира»/ Конорев А.А., Пайсон Д.Б.// ФГУП ЦНИИмаш. – 2013.
4. Мартынов Б. Ф. Бразилия - гигант в глобализирующемся мире. М., 2013.
5. Мартынов Б.Ф. Бразилия. Ядерно-космическая стратегия на пороге XXI века. М, 1992.
6. Пайсон Д.Б. Институты и институциональное проектирование в сфере космической деятельности/Пайсон Д.Б.//ФГУП ЦНИИмаш. – 2011.
7. Постышев В. Освоение космоса и развивающиеся страны М., 1990.
8. Саган К. Космос. М.: Амфора, 2008.
Доклады
9. ВПК стран Латинской Америки: тенденции, проблемы, перспективы. М., 1994.
10. Сотрудничество Россия - Бразилия. Официальный сайт российско-бразильского сотрудничества (http://www.russobras.ru/russia-brazil.php).
Статьи
11. Астафьев И., Воронцов Д. Трудная дорога к небу // Вокруг света.2009. № 4.
12. Выландт Г. Латинская Америка: сегодняшний день и перспективы // «МЭиМО». 2010. № 2.
13. Зинченко А.А. Космические приоритеты Украины // Урядовий курьер. 27 июля 2009. URL: http://www.nkau.gov.ua
14. Романова 3. Латинская Америка: Региональная интеграция на новом витке развития // «МЭиМО», 2005, №10.
15. Россия - Бразилия: космический альянс? // Новости космонавтики. 2010. № 1.
16. Тюлевина Е.С. Структура и пути развития мирового и отечественного космического рынка/ Тюлевина Е.С.// Экономика и управление. – 2011. - № 80.
Источники
17. Национальная космическая программа Тайваня. http://www.nspo.org.tw.
Литература
18. Алексеев Э.А. Космос и космическое законодательство//Космос. Информация. Новые технологии. №3. 2000.
19. Козырев, Виталий. "Хронические конфликты и фактор Китая в АТР." http://www.intertrends.ru
20. Борьба за контроль в космосе. http://www.intertrends.ru.
21. Журнал "Новости космонавтики", http://www.novosti-kosmonavtiki.ru.
22. Журнал "Международная жизнь" №2 2010г. «В коммерческом космосе» г. Москва, Крутских Андрей.
23. Крутских Андрей. "К политико-правовым основания глобальной информационной безопасности." http://www.intertrends.ru.
24. Крутских Андрей. "Космос в политическом измерении. http://www.intertrends.ru.
25. Фененко Алексей. "Конкуренция в космосе и международная безопасность. http://www.intertrends.ru.
26. Цыганков АЛ., Цыганков ПА. Международное сотрудничество: возможности социологического подхода // Общественные науки и современность. 2009.
Источники на иностранном языке
27. Australian Senate inquiry into Space Science - Report. http://www.aph.gov.au
28. Biden J. A New Day for Partnership in the Americas. President Office of the Vice President. March 27, 2009. http://www.whitehouse.gov
29. China National Space Administration- Organization and Function. http://www.cnsa.gov.cn.
30. Freeze J.J. Space as a Strategic Asset. New York: Columbia University Press, 2013.
31. Moltz J. C. The Politics of Space Security. Strategic Restraint and the Pursuit of National Interests. Stanford: Stanford University Press, 2010.
32. Hitchens Th. Future Security in Space: Charting a Cooperative Course. Washington: Center for Defense Information, 2012.
33. Indonesian LAP AN Program. http://www.lapan.go.id.
34. Indonesian Space Port, Indonesian Satellite Association (ASSI), Number 9,Volume II, February 2013. http://www.elektroindonesia.com.
34. JAXA official site "JAXA HISTORY". http://www.jaxa.jp.
35. Johnson-Freese, Joan. 2007. Space as a strategic asset. Columbia University Press. http://books.google.com.
36. Johnson-Freese, Joan. 2013. Heavenly ambitions: America's quest to dominate space. University of Pennsylvania Press. http://books.google.com.
37. Klein, John J. 2006. Space warfare: strategy, principles, and policy. McGrawHillProfessional. http://books.google.com.
38. Malaysian National Space Agency, Official Website - Background". http://www.angkasa.gov.my.
39. Peterson, M. J. 2005. International regimes for the final frontier. SUNY Press. http://books.google.com.
40. Recent activities of Vietnam in space technology applications. http://www.aprsaf.оrg.
41. Schauer, William H. 1976. The politics of space: a comparison of the Soviet and American space programs. Holmes & Meier Publishers. http://books.google.com.
42. Sheehan, Michael. 2012. The international politics of space. Routledge. http://books.google.com.
43. Sri Lanka Space Agency to be established, first satellite to be named after Sir Arthur С Clarke". http://www.island.lk.
44. SSTL Contracted to Establish Sri Lanka Space Agency. http://www.satellitetoday.com.
45. SSTL contracted to Еstablish Sri Lanka Space Agency. http://www.adaderana.lk
46. United Nations Office for Outer Space Affairs (UNOOSA)". http://www.unoosa.org.
47. The Space Report 2010: The Authorative Guide to Global Space Activity/Space Foundation. – 2010.
48. The United States and the 2010 Summit of the Americas: Securing Our Citizens' Future. Office of the Press Secretary. April 19, 2010. http://www.whitehouse.gov.
49. The Elegant Universe: Superstrings, Hidden Dimensions, and the Quest for the Ultimate Theory, Bryan Green. ISBN 978-5-382-00821-9; 2008 г.
50. US National Space Policy. http://www.globalsecurity.org.
51. US-Mexico Discuss New Approach to Bilateral Relationship. Office of the Press Secretary. April 16, 2011. http://www.whitehouse.gov.
52. Yearbook on Space Policy 2006/2007: New Impetus for Europe. ESPI. Springer Wien NewYork. 2008.