Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ТИПИЧНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ

Работа №65064

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
304
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ
1.1 Теоретические аспекты психических состояний личности 6
1.2 Познавательные состояния в учебном процессе 12
1.3 Контент-анализ в психологических исследованиях 17
Выводы по первой главе 24
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПИЧНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ МЕТОДОМ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА
2.1 Организация исследования 25
2.2 Описание выборки испытуемых 26
2.3 Методы исследования 27
2.4 Результаты исследования 29
2.5 Анализ результатов исследования 41
Выводы 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 54

Актуальность исследования. Психические состояния начали активно изучать в психологии относительно недавно, но благодаря всероссийским психологическим конференциям и, в особенности, д. пс. н., Прохорову А.О., д. пс. н., Попову Л.М., данная тема нашла отражение в множествах работ современных психологов России.
Н. Д. Левитов писал, что психические состояния в свою очередь делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. Последние два класса изучались и ранее, а вот познавательные состояния - тема новая и обширная.
На сегодняшний день познавательные состояния изучает, в основном, Казанская психологическая школа, а именно Прохоров А.О., Юсупов М.Г. и Чернов А.В. В своих статьях они делают основной упор на интеллектуальную активность студентов, так как их познавательная деятельность намного объемнее и глубже, нежели учебная деятельность школьников. Также необходимо отметить вклад Попова Л.М. в психологию саморазвития, которая очень тесно связана с темой данной работы, так как студенты во время учебной деятельности испытывают мотивационные состояния, используя креативные ресурсы. Очень тесно связаны и исследования д. пс. н., Алишева Б.С. о структуре ценностей студентов, так как именно на основе ценностей возникает иерархия состояний во время учебной деятельности (важен ли изучаемый материал для студента).
На данный момент роль познавательных состояний в профессиональной подготовке специалистов не учитывается, при том, что «студенческий возраст» сензитивен к личностному росту и профессиональному развитию. Недостаточность исследований темы данного исследования определяет его актуальность.
Объект исследования: познавательные состояния студентов.
Предмет исследования: контент-анализ типичных познавательных состояний студентов.
Гипотеза исследования: ведущими характеристиками познавательных состояний являются характеристики когнитивного плана.
Цель: изучить типичные познавательные состояния студентов.
Задачи исследования:
1. Изучить отечественную и зарубежную литературу по проблеме психических состояний, познавательных состояний и метода контентанализа;
2. Провести качественный анализ продуктов деятельности и контент-анализ типичных познавательных состояний студентов;
3. Проанализировать полученные результаты и выработать рекомендации по оптимизации учебного процесса.
Теоретическую основу работы составляют представления Н.Д. Левитова и А.О. Прохорова о психических состояниях и, в частности, о познавательных состояниях.
Методы исследования: контент-анализ и качественный анализ
продуктов деятельности (сочинений).
Практическая значимость исследования: Знание содержания
типичных познавательных состояний позволит разработать методы и приемы регуляции умственной деятельности, так как именно познавательные состояния обеспечивают адекватную целям деятельности включенность субъекта в решение поставленных задач, поддерживают необходимый уровень познавательной активности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Познавательные состояния на сегодняшний день недостаточно изучены и являются важным направлением дальнейших исследований, в особенности учебной деятельности.
Психические состояния делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. Познавательные состояния обеспечивают работу психическим процессам и активизируются во время учебной деятельности. Метод контентанализа активно используется в психологии. Контент-анализ дает возможность обнаружить психические свойства, особенности создателя текста (коммуникатора).
Было обнаружено, что типичными познавательными состояниями студентов во время учебной деятельности являются состояния сосредоточенности, вдохновения и заинтересованности. Данные состояния имеют сложную структуру, как и все познавательные состояния, и содержат когнитивные, эмоциональные и волевые характеристики с доминированием первых.
Данное исследование подтверждает актуальность изучения познавательных состояний как в целом, так и в условиях учебной деятельности студентов. Так как литературы по данной теме мало, необходимо проводить дальнейшие исследования, на основании которых можно было бы усовершенствовать учебный процесс и регуляцию, в частности саморегуляцию познавательных состояний.
Целью данного исследование было выделение и изучение типичных познавательных состояний студентов во время учебной деятельности. На первом этапе была изучена имеющаяся литературе по теме психических состояний, познавательных состояний и о самом методе контент-анализа, как нового метода обработки и анализа содержания самих состояний. После чего было проведено само исследование, качественный анализ сочинений.
Проанализировав полученные результаты, мы пришли к логическому выводу о том, что ведущими характеристиками познавательных состояний являются когнитивные.
Таким образом, результаты исследования подтвердили нашу гипотезу о ведущем месте когнитивных характеристик познавательных состояний. Цель исследования достигнута.
Мы подтвердили практическую значимость исследования
познавательных состояний у студентов анализом результатов, на основании которых можно разработать методы по оптимизации познавательных состояний и процессов у студентов с целью повышения качества знаний у будущих специалистов, так как именно «студенческий» возраст крайне сензитивен к развитию рефлексии, регуляции состояний и впитыванию профессионально важной информации и поддерживанию высокого уровня умственной деятельности.
Важно работать с рефлексией студентов, со знаниями о познавательных состояниях и о том, как их можно регулировать и поддерживать на протяжении всего учебного процесса. Если развивать данное исследование дальше, а также изучить остальные познавательные состояния студентов, то можно оптимизировать весь процесс обучения и выпускать более квалифицированные кадры.
Еще важной составляющей дальнейших исследований должно стать изучение состояния утомления во время учебной деятельности и способов поддерживания познавательного интереса у студентов.
собственные познавательные процессы, чтобы высококвалифицированные кадры.


1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - Москва: Наука,1980. - 335с.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев.- Ленинград: Издательство Ленинградского Университета,1968. - 340 с.
3. Аристотель. О душе / Аристотель, пер. П.С. Попова, исправленный и дополненный М.И. Иткиным с примечаниями А.В. Сагадеева. - Москва: Соцэкгиз, 1937. - 77с.
4. Артемов, В.А. Курс лекций по психологии / В.А. Артемов.-. Харьков: Изд-во Харьковского ун-та, 1958. - 424 с.
5. Выготский, Л.С. Сон и сновидения / Л.С. Выготский, В.А. Невский под. ред. К.Н.Корнилова // Элементы общей психологии (Основные механизмы человеческого поведения). - Москва: Изд-во БЗО при педфаке 2-го МГУ, 1929. - С.62-67.
6. Ганзен, В.А. Системные описания в психологии / В.А.Ганзен.- Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1984. - 175 с.
7. Ганзен, В.А. Системный подход в психологии / В.А. Ганзен.- Ленинград: Изд-во ЛГУ,1983. - 47 с.
8. Ганзен, В.А. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека / В.А. Ганзен, В.Н. Юрченко //Психические состояния.- Ленинград: Вестник ЛГУ,1981. - №10. - С.6 - 16.
9. Геллерштейн, С.Г. О состоянии психотехнических исследований утомления / С.Г. Геллерштейн // Психотехника и психофизиология труда. 1930. - Т.З, № 5, Москва: Госиздат.- с. 403-418.
10. Гиг, Дж. Прикладная общая теория систем / Дж. Гиг пер. с англ. под ред. канд. физ.-мат. наук Б.Г.Сушкова, д-ра философ. наук В.С.Тюхтина. Т.1 - 2.- Москва: Изд-во Мир,1981. - 733 с.
11. Горбов, Ф.Д. К характеристике психических состояний человека в усложненных условиях деятельности / Ф.Д. Горбов, М.А. Матова, В.Ш. Розенблат // Вопросы психологии. - 1971. - №2. - Москва. - С. 88-97.
12. Джемс, В. Психология. / В. Джемс, пер. под ред. Лапшина. - Москва: Педагогика, 1905. - 368 с.
13. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2005. - 415 с.
14. Ильин, Е.П. Психофизиология физического воспитания / Е.П. Ильин. - Москва: Просвещение,1980. - 224 с.
15. Ильин, Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния / Е.П. Ильин // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. - Москва: Питер,1978. - 412 с.
16. Кекчеев, К.Х. Труд и утомление / К.Х. Кекчеев, А.П. Нечаев. - М.-Л.: Госиздат. 1927. - 329 с.
17. Кекчеев, К.Х. О путях исследования работоспособности человека / К.Х. Кекчеев // Вопросы психофизиологии. Труды Научноисследовательского института психологии/ Отв. ред. К.Х.Кекчеев. М.- Л.: Изд-во АПН РСФСР. 1947.- С.3-26.
18. Кекчеев, К.Х. Проблема физической и умственной работоспособности в свете современных представлений / К.Х. Кекчеев // Вопросы психофизиологии. Труды Научно-исследовательского института психологии / Отв. ред. К.Х.Кекчеев. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР. 1947. - С.115-141.
19. Киршбаум, Е.И. Психические состояния / Е.И. Киршбаум, А.И. Еремеева. - Владивосток: Дальневосточный университет, 1990. - 144 с.
20. Клоссовский, Б.П.. Деятельное и тормозное состояние мозга / Б.П.
Клоссовский, Е.Н. Космарская. М.: Медгиз, 1961. - 412 с.
21. Корнилов, К.Н. О взрывных реакциях / К.Н. Корнилов // Институт экспериментальной психологии. Ученые записки. Том III. - M., 1928. - С. 37-44.
22. Куликов, Л.В. Проблема описания психических состояний / Л.В.
Куликов // Психические состояния / Сост. и общая редакция Л.В.Куликова. - СПб: Издательство «Питер», 2000 (Серия
«Хрестоматия по психологии») - С.11-44
23. Ланге, Н.Н. Психологические исследования: Закон перцепции. Теория волевого внимания / Н.Н.Ланге. - Одесса: Изд-во НГУ, 1893. - 274 с.
24. Лазурский, А.Ф. Очерк учения о характере / А.Ф. Лазурский. - Пр.: Изд-во Риккера, 1917. - 386 с.
25. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека / Н.Д. Левитов. - М.: Просвещение,1964. - 344 с.
26. Леонова, А.Б. Психодиагностика функциональных состояния человека / А.Б. Леонова.- М.: Изд-во Моск. ун-та,1984. - 200 с.
27. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев.- М.: Политиздат,1975. - 115 с.
28. Ломов, Б.Ф. Когнитивные процессы как процессы отражения / Б.Ф. Ломов // Когнитивная психология. Материалы финско-советского симпозиума / под ред. Б.Ф.Ломова, Т.Н.Ушакова, В.А.Барабанщикова. - М.: Наука, 1986. - С. 7-21.
29. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические аспекты проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука,1984. - 444 с.
30. Лурия, А.Р. Исследование объективных симптомов аффективных реакций / А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев // Проблемы современной психологии. Сборник статей сотрудников Московского. гос. института экспериментальной психологии/Под ред.К.Н.Корнилова. Л.: Госиздат, 1926. - С.47-100.
31. Лурия, А.Р. Психология в определении следов преступления / А.Р. Лурия // Научное слово, 1930, №3. - с.79-104.
32. Мышкин, И.Ю. Психофизиологические методы изучения состояний / И.Ю. Мышкин, А.Н. Лебедев, В.В. Майоров. - Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1988. - 67 с.
33. Пашинян, И. А. Контент-анализ как метод исследования: достоинства и ограничения / И.А. Пашинян // Научная периодика: проблемы и решения. - 2012. №3 С. 13-18.
34. Прохоров, А. О. Взаимосвязь психических состояний и мыслительных процессов в учебной деятельности студентов / А.О. Прохоров, М.Г. Юсупов // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2011. №5 С.62-72.
35. Прохоров, А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности / А.О. Прохоров. - М: ПЕРСЭ, 2004. - 176 с.
36. Прохоров, А.О. О механизмах взаимоотношений психических состояний и когнитивных процессов субъекта / А.О. Прохоров, М.Г. Юсупов // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2008. №3 С.204-211.
37. Прохоров, А.О. Познавательные состояния в контексте интеллектуальной активности студентов / А.О. Прохоров, М.Г. Юсупов // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2014. №6 С.189-198.
38. Прохоров, А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе / А.О. Прохоров. - Казань: Изд-во КГУ,1991. - 167 с.
39. Прохоров, А.О. Психические состояния и их функции. / А.О. Прохоров. - Казань: Изд-во КГПИ, 1994. - 184 с.
40. Прохоров, А.О. Структурно-функциональная организация интеллектуальных состояний / А.О. Прохоров, А.В. Чернов, М.Г. Юсупов // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2011. №5
41. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: педагогика, 1989. - 720 с.
42. Садовский, В.Н. Основания общей теории систем / В.Н. Садовский.- М.: Наука,1974. - 280 с.
43. Сосновикова, Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика: пос. для студентов и учителей / Ю.Е. Сосновикова. - Горький: Изд-во Горьк. пед. ин-та, 1975. - 118 с.
44. Тичер, С. Методы анализа текста и дискурса / С. Тичер, М. Мейер, Р. Водак, Е. Веттер. Пер. с англ. - X.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2009. - 356 с.
45. Таршис, Е.Я. Контент-анализ: Принципы методологии. (Построение теоретической базы. Онтология, аналитика и феноменология текста. Программа исследования) / Е.Я. Таршис. - Изд. стереотип. М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2014. - 182 с.
46.Чеснокова, Н.И. О тенденции исследований состояний личности в советской психологии // Психология личности и образ жизни / Н.И. Чеснокова. М.: Наука, 1987. - С. 19-23.
47. Шпильрейн, И.Н. Что такое утомление / И.Н. Шпильрейн //Психотехника и психофизиология труда», № 4-6,1931. - С.67-82.
48. Hidi, S.. Interest, a motivational variable that combines affective and cognitive functioning / S. Hidi, K.A. Renninger, A. Krapp/ - Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc, 2004. - pp. 89-115.
49. Plutchik, R. Emotion: a psychoevolutionary synthesis / R. Plutchik. New York: Harper and Row, 1980. pp. 529-533.
50. Thomas, G.P. Metacognition in Science Education: Past, present and future considerations / G.P. Thomas, B.J. Fraser, K.G. Tobin, C.J. McRobbie. - Springer, Dordrecht, 2012. - pp. 131-144.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ