ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЯГКОЙ СИЛЫ ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КНР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ CHARACTERISTICS OF SOFT POWER IMPLEMENTATION IN THE PRC’S FOREIGN POLICY
|
Введение 3
Глава 1. Концептуальные основы понятия «мягкая сила» 10
1.1. Теоретические основы понятия «мягкая сила» в рамках неолиберального подхода 10
1.2. Особенности китайского подхода к понятию мягкой силы 16
Глава 2. Механизмы и инструменты применения мягкой силы во внешнеполитической деятельности КНР 24
2.1. Деятельность институтов Конфуция 26
2.2. Действия КНР, направленные на трансформацию существующей мировой финансовой
системы 30
2.3. Роль проведения Олимпиады в Пекине в 2008 г. в контексте повышения 33
мягкой силы 33
2.4. Китай как посредник в конфликтах между странами-изгоями и Западом 36
Глава 3. Перспективы применения концепции «мягкой силы» во внешнеполитической деятельности КНР 41
3.1. Мягкая сила Китая в международных индексах 41
3.2. Ограничения использования концепции мягкой силы во внешней политике КНР 43
Заключение 47
Список источников и литературы 53
Глава 1. Концептуальные основы понятия «мягкая сила» 10
1.1. Теоретические основы понятия «мягкая сила» в рамках неолиберального подхода 10
1.2. Особенности китайского подхода к понятию мягкой силы 16
Глава 2. Механизмы и инструменты применения мягкой силы во внешнеполитической деятельности КНР 24
2.1. Деятельность институтов Конфуция 26
2.2. Действия КНР, направленные на трансформацию существующей мировой финансовой
системы 30
2.3. Роль проведения Олимпиады в Пекине в 2008 г. в контексте повышения 33
мягкой силы 33
2.4. Китай как посредник в конфликтах между странами-изгоями и Западом 36
Глава 3. Перспективы применения концепции «мягкой силы» во внешнеполитической деятельности КНР 41
3.1. Мягкая сила Китая в международных индексах 41
3.2. Ограничения использования концепции мягкой силы во внешней политике КНР 43
Заключение 47
Список источников и литературы 53
В настоящее время перед современными государствами возникает необходимость реагировать на ряд вызовов, лежащих непосредственно в плоскости концепции «мягкой силы», как, например, поиск идеологической и культурной модели, являющейся привлекательной и конкурентоспособной как для граждан своей страны, так и для общественности других стран, обеспечение благоприятного имиджа за рубежом. Необходимость последнего может быть объяснена и в таких материальных категориях, как привлечение иностранных инвестиции, чье позитивное влияние на экономику было доказано на примере множества стран. На усиливающуюся взаимозависимость стран в конце 80-х годов обратили внимание исследователи Р Кеохейн и Дж.Най. С именем последнего, помимо прочего, в западной политической науке неразрывно связано понятие «мягкой силы», предложенное им в 1990 в своей работе “Soft Power.” Foreign Policy (80). Как и многие другие концепции в гуманитарных исследованиях, выдвинутая Наем идея была оспорена, дополнена, а также получила различные трактовки. Согласно классическому определению автора, мягкая сила включает только политические ценности, культуру и внешнюю политику. Появление данной концепции является оправданным в свете усложнения системы международных отношений, интенсификации контактов на уровне общественности различных стран. Следовательно, постепенно все большее влияние будет приобретать власть идей, нежели методы принуждения. О важности данного внешнеполитического ресурса можно судить по тому, что данная категория часто звучит в высказываниях политических элит стран, оказывает влияние на формирование определенных аспектов внешней политики. Так, например, в обновленной концепции внешней политики России (февраль 2013 г.) говорится: «Неотъемлемой составляющей современной международной политики становится «мягкая сила» . Тем не менее, по-прежнему нельзя отрицать возможности применения «жесткой силы» рядом акторов международных отношений. Наряду с этим, очевидно, что инструменты мягкой силы нацелены на получение результата в долгосрочной перспективе, ибо трудно ожидать, что можно добиться расположения общественного мнения других стран за короткий промежуток
времени.
Актуальность исследования. Концепция «мягкой силы» в контексте китайских исследований международных отношений интересна еще и тем, что это одна из немногочисленных идей западной общественно-политической мысли, чье восприятие и интеллектуальная переработка нашли свое воплощение в теоретических обоснованиях внешней политики государства. Имеет место и историческое составляющая концепции «мягкой силы» в Китае. В качестве одной из причин повышенного интереса китайских ученых и стратегов, отвечающих за формирование внешней политики к данной концепции, можно считать то, что подобные идеи находили место и в философских трактатах Древнего Китая. Так, например, книга «Искусство войны» Сунь Цзы , посвящена тому, как достигнуть победы над врагом, избегая прямого столкновения с ним, также памятник древнекитайской философской мысли как «Тридцать шесть стратагем». Поэтому для китайских ученых это стало скорее возвращением к тому, что уже было заложено в культуре. Всплеск интереса к данной теме в академических кругах наблюдался в первом десятилетии 21 века, что может быть связано с рядом факторов. Среди западных, и в частности американских авторов это обеспокоенность тем, что США утрачивают свои позиции (в том числе в категориях «мягкой силы») в различных регионах мира. Другим фактором стало выдвижение китайским руководством концепции «мирного возвышения», достижение которого предлагалось осуществлять в том числе при помощи инструментов «мягкой силы». О том, что данной концепции продолжает уделяться внимание среди политического истеблишмента страны. свидетельствует факт открытия Центра мягкой силы на базе Пекинского университета 29 сентября 2014, а также речь Си Цзиньпина в новогоднем выпуске 2014 г. информационного портала Синьхуа, посвященную повышению мягкой силы Китая . Кроме того, говорится о необходимости использовать мягкую силу при построении Великого пояса шелкового пути .
Объектом данного исследования является концепция «мягкой силы» в ее интерпретации китайской стороной.
Предметом исследования является набор внешнеполитических инициатив руководства КНР, предпринимаемых в русле осуществления данной концепции.
Хронологические рамки исследования с 1993 г. по 2016 г. В качестве начала отсчета был выбран 1993 г. как дата выхода первого академического исследования китайских ученых на данную тематику (Хэ Сяодун, Ван Хунин «Культура как национальная мягкая сила»).
Цель исследования — выявить особенности применения концепции «мягкой силы» во внешней политике Китая.
В соответствии с целью исследования можно выделить несколько задач:
1. Определить теоретические основы понятия «мягкая сила» с точки зрения его автора — Дж. Ная, место данной концепции в рамках неолиберального подхода.
2. Выявить исторические предпосылки возникновения понятия «мягкой силы» в политической мысли Китая в исторической ретроспективе
3. Определить основные инструменты «мягкой силы» Китая и механизм их применения.
4. Проанализировать позиции Китая в различных рейтингах, сравнивающих «мягкую силу» государств.
5. Оценить возможные ограничения и препятствия на пути реализации Китаем концепции «мягкой силы» в своей внешней политике.
6. Спрогнозировать возможности дальнейшего развития мягкой силы КНР.
Методологическая основа. В данном исследовании была рассмотрена концепция «мягкой силы», возникшая в русле неолиберального подхода к международным отношениям, делающем акцент на развитии отношений сотрудничества и взаимосвязи между странами, нежели на конфронтации. Кроме того, при изучении различных инструментов «мягкой силы» Китая были использованы методы описания и сравнительного анализа, что позволило выявить слабые и сильные стороны каждого из них. При рассмотрении возникновения концепции «мягкой силы» в политическом дискурсе Китая и ее эволюции был использован метод исторической ретроспективы. Кроме того, при исследовании ограничений и перспектив использования «мягкой силы» был использован метод системного анализа, основоположниками которого являются Г. Лассуэлл и Д. Истон, и подразумевающий взаимосвязь между определенным набором действий актора международных отношений и реакцию среды.
Источниковую базу исследования составляют выступления официальных лиц КНР , в том числе за рубежом информация официального сайта МИД КНР , документы съездов КПК - сайт Информационного отдела Госсовета . При анализе деятельности Институтов Конфуция и динамики их учреждения в различных регионах мира были использованы ежегодные отчеты .
Для изучения специфики создания новых финансовых институтов были использованы тексты соглашений об их создании, например, АБИИ , Банка БРИКС . Также в рамках анализа деятельности по реформированию мировой финансовой системы были рассмотрены пресс- релизы МВФ . О повышении активности КНР в рамках миротворческой деятельности свидетельствуют статистические данные ООН .
Отдельную группу источников составляют материалы информационных агентств КНР, так как в силу политической системы страны они отражают официальную точку зрения партии и руководства страны на те или иные события. Таковыми являются Синьхуа , Жэньминь Жибао . Также были использованы материалы South China Morning Post . Кроме того международного информационного агентства Рейтерс , британской BBC .
Степень научной разработанности темы
В исследовании использовались работы различного периода основоположника концепции «мягкой силы» Дж.Ная-мл. '. Неолиберальный подход, в рамках которого возникла данная концепция был освещен в работах Конышева В., Сергунина А., Галаротти Г.
Теоретическим разработкам в области изучения мягкой силы посвящен ряд работ российских исследователей, таких как Леонова О., Радиков И., Лексютина Я., Паршин П., Юдин Н., Лебедева М.и Харкевич М., Ларионова М .
Вопросам национального брендинга посвящены работы С.Анхольта , . Интерес представляет сборник статей, посвященных публичной дипломатии под редакцией Я. Мелиссена .
Непосредственно «мягкой силе» Китая посвящены работы Борох О. и Ломанова А. (в своих работах авторы провели анализ дискуссий в китайском академическом сообществе, а также ряд правительственных инициатив), Кривохиж С. (работы, посвященные публичной дипломатии Китая), Шевелёвой Т и Тимофеева А, Мосякова Д, Распертовой С. (историко-философский аспект развития данной концепции), Шабалова М., Кухаренко Н., Мурашевой Г., Базановой Е -
Концепция «мягкой силы» и ее применение Китаем также находила свое отражение в работах таких политологов, как Д. Шамбо, Дж.Курланцик, Дж Рамо, К. Дамбо применивших данную идею в анализе внешнеполитической деятельности КНР. Исследовали роль Китая в глобальном управлении Ван Хунин, Дж.Розенау, Гаррел А . Анализу деятельности институтов Конфуция посвящены работы С.Михневича, Ф.Хартига Нгамсанг С., Уэлш Дж .
Изучению особенностей мягкой силы Китая посвящен ряд работ как зарубежных, так и китайских авторов. В частности, одной из наиболее ранних работ можно назвать исследование ученых Фуданьского университета Хэ Сяодун, Ван Хунин, появившееся в 1993 г. Интерес представляют и современные исследования В. Чжан, Ин Фан, Шен Дин, Ван Ивэй, Юн Сун, Лю Цзайци, Ян Сюэтун .
Среди работ европейских авторов наиболее полно освещает данный вопрос И.Д'Хуг (работы, посвященные публичной дипломатии Китая) , А.-М. Брейди (аспекты использования пропаганды) а также Ю. Аукия (автор делает акцент на культурном компоненте «мягкой силы»), К. Браун.
Примечательным является факт того, что среди представителей АТР в значительной степени представлены южнокорейские исследователи данной тематики (в этой стране функционирует большее количество институтов Конфуция на душу населения). Мягкой силе Китая посвящены работы таких авторов, как Кан Юн Сок, Ян Нам и Чхо Джон, Хо Джеон, Ким Вацзюн.
Научная новизна заключается в том, что при рассмотрении исторических предпосылок был сделан акцент на таком понятии, как данническая система, сформировавшая первый прообраз «мягкого влияния», оказываемого Китаем на страны Восточной Азии. На современном этапе была рассмотрена миротворческая деятельность Китая, в том числе в качестве медиатора в конфликтах, как один из важных аспектов «мягкой силы» восходящей державы, а также такой механизм реализации концепции «мягкой силы» во внешней политике, как создание новых финансовых институтов и привлечение других стран к участию в них.
Структура работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка источников и литературы.
времени.
Актуальность исследования. Концепция «мягкой силы» в контексте китайских исследований международных отношений интересна еще и тем, что это одна из немногочисленных идей западной общественно-политической мысли, чье восприятие и интеллектуальная переработка нашли свое воплощение в теоретических обоснованиях внешней политики государства. Имеет место и историческое составляющая концепции «мягкой силы» в Китае. В качестве одной из причин повышенного интереса китайских ученых и стратегов, отвечающих за формирование внешней политики к данной концепции, можно считать то, что подобные идеи находили место и в философских трактатах Древнего Китая. Так, например, книга «Искусство войны» Сунь Цзы , посвящена тому, как достигнуть победы над врагом, избегая прямого столкновения с ним, также памятник древнекитайской философской мысли как «Тридцать шесть стратагем». Поэтому для китайских ученых это стало скорее возвращением к тому, что уже было заложено в культуре. Всплеск интереса к данной теме в академических кругах наблюдался в первом десятилетии 21 века, что может быть связано с рядом факторов. Среди западных, и в частности американских авторов это обеспокоенность тем, что США утрачивают свои позиции (в том числе в категориях «мягкой силы») в различных регионах мира. Другим фактором стало выдвижение китайским руководством концепции «мирного возвышения», достижение которого предлагалось осуществлять в том числе при помощи инструментов «мягкой силы». О том, что данной концепции продолжает уделяться внимание среди политического истеблишмента страны. свидетельствует факт открытия Центра мягкой силы на базе Пекинского университета 29 сентября 2014, а также речь Си Цзиньпина в новогоднем выпуске 2014 г. информационного портала Синьхуа, посвященную повышению мягкой силы Китая . Кроме того, говорится о необходимости использовать мягкую силу при построении Великого пояса шелкового пути .
Объектом данного исследования является концепция «мягкой силы» в ее интерпретации китайской стороной.
Предметом исследования является набор внешнеполитических инициатив руководства КНР, предпринимаемых в русле осуществления данной концепции.
Хронологические рамки исследования с 1993 г. по 2016 г. В качестве начала отсчета был выбран 1993 г. как дата выхода первого академического исследования китайских ученых на данную тематику (Хэ Сяодун, Ван Хунин «Культура как национальная мягкая сила»).
Цель исследования — выявить особенности применения концепции «мягкой силы» во внешней политике Китая.
В соответствии с целью исследования можно выделить несколько задач:
1. Определить теоретические основы понятия «мягкая сила» с точки зрения его автора — Дж. Ная, место данной концепции в рамках неолиберального подхода.
2. Выявить исторические предпосылки возникновения понятия «мягкой силы» в политической мысли Китая в исторической ретроспективе
3. Определить основные инструменты «мягкой силы» Китая и механизм их применения.
4. Проанализировать позиции Китая в различных рейтингах, сравнивающих «мягкую силу» государств.
5. Оценить возможные ограничения и препятствия на пути реализации Китаем концепции «мягкой силы» в своей внешней политике.
6. Спрогнозировать возможности дальнейшего развития мягкой силы КНР.
Методологическая основа. В данном исследовании была рассмотрена концепция «мягкой силы», возникшая в русле неолиберального подхода к международным отношениям, делающем акцент на развитии отношений сотрудничества и взаимосвязи между странами, нежели на конфронтации. Кроме того, при изучении различных инструментов «мягкой силы» Китая были использованы методы описания и сравнительного анализа, что позволило выявить слабые и сильные стороны каждого из них. При рассмотрении возникновения концепции «мягкой силы» в политическом дискурсе Китая и ее эволюции был использован метод исторической ретроспективы. Кроме того, при исследовании ограничений и перспектив использования «мягкой силы» был использован метод системного анализа, основоположниками которого являются Г. Лассуэлл и Д. Истон, и подразумевающий взаимосвязь между определенным набором действий актора международных отношений и реакцию среды.
Источниковую базу исследования составляют выступления официальных лиц КНР , в том числе за рубежом информация официального сайта МИД КНР , документы съездов КПК - сайт Информационного отдела Госсовета . При анализе деятельности Институтов Конфуция и динамики их учреждения в различных регионах мира были использованы ежегодные отчеты .
Для изучения специфики создания новых финансовых институтов были использованы тексты соглашений об их создании, например, АБИИ , Банка БРИКС . Также в рамках анализа деятельности по реформированию мировой финансовой системы были рассмотрены пресс- релизы МВФ . О повышении активности КНР в рамках миротворческой деятельности свидетельствуют статистические данные ООН .
Отдельную группу источников составляют материалы информационных агентств КНР, так как в силу политической системы страны они отражают официальную точку зрения партии и руководства страны на те или иные события. Таковыми являются Синьхуа , Жэньминь Жибао . Также были использованы материалы South China Morning Post . Кроме того международного информационного агентства Рейтерс , британской BBC .
Степень научной разработанности темы
В исследовании использовались работы различного периода основоположника концепции «мягкой силы» Дж.Ная-мл. '. Неолиберальный подход, в рамках которого возникла данная концепция был освещен в работах Конышева В., Сергунина А., Галаротти Г.
Теоретическим разработкам в области изучения мягкой силы посвящен ряд работ российских исследователей, таких как Леонова О., Радиков И., Лексютина Я., Паршин П., Юдин Н., Лебедева М.и Харкевич М., Ларионова М .
Вопросам национального брендинга посвящены работы С.Анхольта , . Интерес представляет сборник статей, посвященных публичной дипломатии под редакцией Я. Мелиссена .
Непосредственно «мягкой силе» Китая посвящены работы Борох О. и Ломанова А. (в своих работах авторы провели анализ дискуссий в китайском академическом сообществе, а также ряд правительственных инициатив), Кривохиж С. (работы, посвященные публичной дипломатии Китая), Шевелёвой Т и Тимофеева А, Мосякова Д, Распертовой С. (историко-философский аспект развития данной концепции), Шабалова М., Кухаренко Н., Мурашевой Г., Базановой Е -
Концепция «мягкой силы» и ее применение Китаем также находила свое отражение в работах таких политологов, как Д. Шамбо, Дж.Курланцик, Дж Рамо, К. Дамбо применивших данную идею в анализе внешнеполитической деятельности КНР. Исследовали роль Китая в глобальном управлении Ван Хунин, Дж.Розенау, Гаррел А . Анализу деятельности институтов Конфуция посвящены работы С.Михневича, Ф.Хартига Нгамсанг С., Уэлш Дж .
Изучению особенностей мягкой силы Китая посвящен ряд работ как зарубежных, так и китайских авторов. В частности, одной из наиболее ранних работ можно назвать исследование ученых Фуданьского университета Хэ Сяодун, Ван Хунин, появившееся в 1993 г. Интерес представляют и современные исследования В. Чжан, Ин Фан, Шен Дин, Ван Ивэй, Юн Сун, Лю Цзайци, Ян Сюэтун .
Среди работ европейских авторов наиболее полно освещает данный вопрос И.Д'Хуг (работы, посвященные публичной дипломатии Китая) , А.-М. Брейди (аспекты использования пропаганды) а также Ю. Аукия (автор делает акцент на культурном компоненте «мягкой силы»), К. Браун.
Примечательным является факт того, что среди представителей АТР в значительной степени представлены южнокорейские исследователи данной тематики (в этой стране функционирует большее количество институтов Конфуция на душу населения). Мягкой силе Китая посвящены работы таких авторов, как Кан Юн Сок, Ян Нам и Чхо Джон, Хо Джеон, Ким Вацзюн.
Научная новизна заключается в том, что при рассмотрении исторических предпосылок был сделан акцент на таком понятии, как данническая система, сформировавшая первый прообраз «мягкого влияния», оказываемого Китаем на страны Восточной Азии. На современном этапе была рассмотрена миротворческая деятельность Китая, в том числе в качестве медиатора в конфликтах, как один из важных аспектов «мягкой силы» восходящей державы, а также такой механизм реализации концепции «мягкой силы» во внешней политике, как создание новых финансовых институтов и привлечение других стран к участию в них.
Структура работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка источников и литературы.
В свете развития событий на мировой арене на современном этапе можно констатировать, что такие категории как жесткая сила и военная мощь государства по- прежнему имеют место быть в качестве весомых факторов, определяющих место государства в мировой политической системе. Активно проводятся испытания новых видов вооружений, участились случаи вооруженных конфликтов на границе тех или иных государств.
В данной работе была рассмотрено такое понятие, возникшее в рамках неолиберального подхода в международных отношениях, как мягкая сила. Концепция возникла в 1990-е гг., в период наступления однополярного мира и была направлена на то, что обеспечить благоприятную реакцию со стороны мирового сообщества, там где это возможно, либо смягчить возможное недовольство. Применение мягкой силы представляет собой распространение непрямого влияния на страны-субъекты, исключая методы прямого военного или экономического принуждения. Несмотря на то, что концепция не раз подвергалась критике за недостаточно четкую формулировку, можно констатировать сохранение интереса к данной тематике как среди научного сообщества, так и на уровне СМИ.
Свой аналог осуществления непрямого влияния на объект политического воздействия можно найти в истории развития китайской мысли (как, например, «Искусство войны» Сунь Цзы), в ходе ее эволюции и развития отношений с соседними странами на даннической основе. В 60-70-е гг. был задействован идеологический компонент мягкой силы, когда возникла теория трех миров и в ряде развивающихся государств стали возникать маоистские партии. В 1990-е годы концепция Дж.Ная была с интересом воспринята китайским научным сообществом (первенство здесь принадлежит шанхайским ученым) и творчески переработана на основе культурных и исторических особенностей страны, ее политического устройства. В настоящий момент среди китайских ученых ведутся дискуссии относительно того, какой компонент мягкой силы должен занимать ведущее место. В риторике официальных лиц, как правило, важнейшей составляющей называют культуру и традиции Китая. Можно выделить ряд целей стоящих перед правительством Китая, достижение которых предполагается достигнуть при помощи мягкой силы. Помимо целей обеспечения благоприятной по отношению к Китаю международной обстановки, в качестве одной из целей может быть названо признание остальными странами КНР как единственного легитимного представителя китайской государственности.
Согласно проведенному исследованию, одним из основных механизмов реализации концепции «мягкой силы» во внешней политике Китая могут является деятельность таких организаций, как Китайское общество дружбы с зарубежными странами, институты Конфуция. Кроме того, активизировалась деятельность КНР по созданию новых международных финансовых институтов, таких как Азиатский инфраструктурный инвестиционный банк, банк БРИКС, которые преимущественно ориентированы на развивающиеся страны. Это обусловлено тем, что страной будут получены новые рычаги непрямого влияния, а также возможность реформировать существующую мировую финансовую систему в сторону большего представительства в ней развивающихся стран. Также помимо создания параллельных финансовых институтов, одним из механизмов реализации мягкой силы стало постепенное наращивание КНР своего представительства в таком важном международном институте, как МВФ. Традиционными для публичной дипломатии являются деятельность СМИ, культурные и образовательные обмены. Способствуют повышению имиджа проведение такого глобального мероприятия как Олимпийские игры (Летние 2008 г., а Зимние, которые будут проведены в 2022 г.). Проведя анализ вышеперечисленного, можно сделать вывод, что особенностью мягкой силы Китая является то, что важную роль в трансляции миру своей мягкой силы используются исключительно инструменты и механизмы, находящиеся под контролем правительства.
Были проанализированы позиции Китая в различных рейтингах оценки «мягкой силы», подразумевающих опросы общественного мнения, вторые — оценки и мнения экспертного сообщества. Учитывая неоднозначный и комплексный характер данной концепции можно сказать, что ни один количественный показатель не может претендовать на то, чтобы в полном объеме давать оценку эффективности применения мягкой силы. В то же время динамика позиций в рейтингах свидетельствует о том, что действия Китая по улучшению имиджа за рубежом приносит свои плоды. Качественные оценки экспертов и ученых представляют больший интерес, так как на их основе возможно выделить ограничения и и препятствия на пути реализации Китаем концепции «мягкой силы» в своей внешней политике.
Одним из значительных ограничений выступает сама специфика целевой аудитории- объекта мягкой силы Китая. В случае с культурой и традициями Китая несколько сужается возможный охват целевой аудитории, так как предполагается наличие определенного образовательного уровня, интереса к языку и, возможно, планы на дальнейшее сотрудничество с Китаем. Массовое распространение культуры требует упрощения, что было бы непросто сделать с культурой страны, которая сохранилась и трансформировалась с древнейших времен. Еще одним ограничением является негибкость политической системы и строгая регламентированность высказываний и политических решений на всех уровнях, в то время как эффективное применение концепции мягкой силы предполагает большую открытость и гибкость. Одна из потенциальных трудностей применения мягкой силы — существование определенных стереотипов о стране, потому что гораздо труднее разрушить существующие и создать новые, нежели в случае отсутствия таковых. В данном случае, Китай находится скорее в благоприятной позиции в соответствии с мнением развивающихся стран, так как он сам страдал от проявлений империализма от стороны западных государств.
Можно предположить, что в будущем произойдет наращивание мягкой силы Китая благодаря проведению рациональной политики Государственной канцелярии по распространению китайского языка и учреждению институтов Конфуция, так как дальнейшие экономические успехи страны будут способствовать тому, что доля людей, изучающих язык повысится. Уже на данный момент можно фиксировать, что увенчались успехом попытки Китая сделать юань резервной валютой в МВФ, что приведет к увеличению экономических возможностей страны в международных сделках. Однако несмотря на все успехи на пути наращивания мягкой силы, можно констатировать, что значительная часть западных стран продолжает относиться к Китаю с настороженностью. То же происходит и со странами Азии, которые предпочитают вести диалог с Китаем в формате АСЕАН, а также обеспокоены претензиями страны в Южно-Китайском море. Таким образом, подводя итог, можно сказать, что применение мягкой силы имеет свои пределы, обусловленные реальными политическими действиями, лежащими за пределами слоганов и культурных обменов.
Прогнозы относительно будущего применения мягкой силы во внешнеполитической практике Китая
На основе приведенных выше количественных и качественных оценок мягкой силы Китая, а также зная ряд исторических предпосылок, сыгравших свою роль в ее формировании, можно попытаться сделать некоторые прогнозы относительно будущего мягкой силы Китая.
Согласно инструментам и механизмам, выделенным во второй главе данного исследования, можно отметить, что важное место в концепции применения мягкой силы Китая играет распространение языка за рубежом. При этом, изучение языка способствует тому, что формируется представление о мировоззрении представителей другой страны, ее культуре и истории. Имея некоторое представление об этих категориях применительно к Китаю, будет способствовать лучшему пониманию и других аспектов социального, политического и экономического устройства страны, а в перспективе и к более обдуманному принятию реалий другой страны. Таким образом, учитывая увеличение числа изучающих китайский язык в качестве иностранного (о чем свидетельствует статистика открытия институтов Конфуция по всему миру), можно предположить, что в среднесрочной перспективе будет сформирована определенная часть общества, которая будет выступать скорее за сотрудничество с Китаем. И хотя зачастую в мотивации людей, желающих изучить китайский язык, лежат прагматические основания, параллельное ознакомление с культурой данной страны потенциально приведет к тому, что будет реализована одна из трех составляющих концепции мягкой силы по Дж. Наю — возникновение интереса к культуре страны-субъекта. Однако традиционная культура Китая не может сравниться в легкости степени восприятия с молодой массовой культурой США. С другой стороны, в ряде случаев данные категории имеют разные целевые аудитории.
Второй составляющей мягкой силы являются политические ценности как основополагающий компонент политической системы. Как было показано выше, вне зависимости от текущей конъюнктуры мировой политики, вероятность того, что страны Запада будут воспринимать политические ценности Китая как привлекательные крайне низка, что в значительной степени обусловлено идеологическим компонентом. Политические ценности и модель управления государством могли бы быть привлекательными для ряда развивающихся государств («Пекинский консенсус»), но географические и экономические масштабы Китая настолько велики, что было бы затруднительно взять внутреннюю политику данного государства в качестве образца. Несомненно, что в этом процессе многое зависит от исходных данных и может варьироваться от страны к стране, однако в данной категории более привлекательными могли бы оказаться новые индустриальные страны, в частности Сингапур. Несмотря на продолжающиеся в мировом масштабе процессы демократизации, возможно предположить, что по-прежнему сохранятся страны, для которых модель Пекинского консенсуса будет являться более привлекательной, нежели Вашингтонского. Во многом, привлекательность альтернативной модели может быть обеспчена односторнней политикой США и вмешательством в дела других государств . Внешняя политика КНР имеет шансы завоевать симпатии мирового сообщества в качества медиатора в международных конфликтах, а также своей осторожной и взвешенной политикой в качестве постоянного члена Совбеза ООН. Однако, агрессивная риторика в отношении конфликта в Южно-Китайском море отнюдь не способствует повышению мягкой силы Китая. Возможным направлением реализации на практике концепции ответственного члена мирового сообщества могла бы стать экологическая политика, которая бы на деле убедила остальные страны в том, что развитие его собственной экономике ни в коем случае не идет за счет ущерба экологической обстановке на планете. Именно данная проблематика предоставляет наибольшее поле для совместного сотрудничества стран, несмотря на существующие культурные и идеологические различия.
В данной главе была предпринята попытка рассмотреть эффективность использования стратегии мягкой силы Китая как на примере различных общемировых рейтингов. Учитывая определенную субъективность восприятия такой категории как мягкая сила, за основу в большинстве из них были взяты опросы общественного мнения среди ведущих политических и академических элит стран. В большинстве рейтингов, за исключением рейтинга мягкой силы быстроразвивающихся экономик, Китай занимает далеко не ведущие позиции. Причины такого положения дел выявлены в исследовании, посвященном применению мягкой силы Китая в странах Европы. Таким образом, можно сделать вывод, что для разных групп государств факторами привлекательности КНР могут быть различные элементы, составляющие мягкую силу страны. В то время как для стран Европы и США это преимущественно культура древней цивилизации, которую народу удалось сохранить преемственности. В то время как для развивающихся стран Китай представляет собой модель успешного экономического развития с авторитарной моделью управления государством. Наиболее вероятным сценарием применения мягкой силы Китая по-прежнему является то, что оно будет носить компенсаторный характер по отношению к жесткой силе, по возможности обеспечивая дружелюбную или по меньшей мере нейтральную международную обстановку для процессов внутреннего развития государства и его экономики. И хотя по некоторым направлениям имеются успехи, в ряде случаев это может быть объяснено не исключительно усилиями китайской стороны, а изменением международной обстановки, в частности неприятием рядом стран политики вмешательства во внутренние дела государств, проводимой США.
В данной работе была рассмотрено такое понятие, возникшее в рамках неолиберального подхода в международных отношениях, как мягкая сила. Концепция возникла в 1990-е гг., в период наступления однополярного мира и была направлена на то, что обеспечить благоприятную реакцию со стороны мирового сообщества, там где это возможно, либо смягчить возможное недовольство. Применение мягкой силы представляет собой распространение непрямого влияния на страны-субъекты, исключая методы прямого военного или экономического принуждения. Несмотря на то, что концепция не раз подвергалась критике за недостаточно четкую формулировку, можно констатировать сохранение интереса к данной тематике как среди научного сообщества, так и на уровне СМИ.
Свой аналог осуществления непрямого влияния на объект политического воздействия можно найти в истории развития китайской мысли (как, например, «Искусство войны» Сунь Цзы), в ходе ее эволюции и развития отношений с соседними странами на даннической основе. В 60-70-е гг. был задействован идеологический компонент мягкой силы, когда возникла теория трех миров и в ряде развивающихся государств стали возникать маоистские партии. В 1990-е годы концепция Дж.Ная была с интересом воспринята китайским научным сообществом (первенство здесь принадлежит шанхайским ученым) и творчески переработана на основе культурных и исторических особенностей страны, ее политического устройства. В настоящий момент среди китайских ученых ведутся дискуссии относительно того, какой компонент мягкой силы должен занимать ведущее место. В риторике официальных лиц, как правило, важнейшей составляющей называют культуру и традиции Китая. Можно выделить ряд целей стоящих перед правительством Китая, достижение которых предполагается достигнуть при помощи мягкой силы. Помимо целей обеспечения благоприятной по отношению к Китаю международной обстановки, в качестве одной из целей может быть названо признание остальными странами КНР как единственного легитимного представителя китайской государственности.
Согласно проведенному исследованию, одним из основных механизмов реализации концепции «мягкой силы» во внешней политике Китая могут является деятельность таких организаций, как Китайское общество дружбы с зарубежными странами, институты Конфуция. Кроме того, активизировалась деятельность КНР по созданию новых международных финансовых институтов, таких как Азиатский инфраструктурный инвестиционный банк, банк БРИКС, которые преимущественно ориентированы на развивающиеся страны. Это обусловлено тем, что страной будут получены новые рычаги непрямого влияния, а также возможность реформировать существующую мировую финансовую систему в сторону большего представительства в ней развивающихся стран. Также помимо создания параллельных финансовых институтов, одним из механизмов реализации мягкой силы стало постепенное наращивание КНР своего представительства в таком важном международном институте, как МВФ. Традиционными для публичной дипломатии являются деятельность СМИ, культурные и образовательные обмены. Способствуют повышению имиджа проведение такого глобального мероприятия как Олимпийские игры (Летние 2008 г., а Зимние, которые будут проведены в 2022 г.). Проведя анализ вышеперечисленного, можно сделать вывод, что особенностью мягкой силы Китая является то, что важную роль в трансляции миру своей мягкой силы используются исключительно инструменты и механизмы, находящиеся под контролем правительства.
Были проанализированы позиции Китая в различных рейтингах оценки «мягкой силы», подразумевающих опросы общественного мнения, вторые — оценки и мнения экспертного сообщества. Учитывая неоднозначный и комплексный характер данной концепции можно сказать, что ни один количественный показатель не может претендовать на то, чтобы в полном объеме давать оценку эффективности применения мягкой силы. В то же время динамика позиций в рейтингах свидетельствует о том, что действия Китая по улучшению имиджа за рубежом приносит свои плоды. Качественные оценки экспертов и ученых представляют больший интерес, так как на их основе возможно выделить ограничения и и препятствия на пути реализации Китаем концепции «мягкой силы» в своей внешней политике.
Одним из значительных ограничений выступает сама специфика целевой аудитории- объекта мягкой силы Китая. В случае с культурой и традициями Китая несколько сужается возможный охват целевой аудитории, так как предполагается наличие определенного образовательного уровня, интереса к языку и, возможно, планы на дальнейшее сотрудничество с Китаем. Массовое распространение культуры требует упрощения, что было бы непросто сделать с культурой страны, которая сохранилась и трансформировалась с древнейших времен. Еще одним ограничением является негибкость политической системы и строгая регламентированность высказываний и политических решений на всех уровнях, в то время как эффективное применение концепции мягкой силы предполагает большую открытость и гибкость. Одна из потенциальных трудностей применения мягкой силы — существование определенных стереотипов о стране, потому что гораздо труднее разрушить существующие и создать новые, нежели в случае отсутствия таковых. В данном случае, Китай находится скорее в благоприятной позиции в соответствии с мнением развивающихся стран, так как он сам страдал от проявлений империализма от стороны западных государств.
Можно предположить, что в будущем произойдет наращивание мягкой силы Китая благодаря проведению рациональной политики Государственной канцелярии по распространению китайского языка и учреждению институтов Конфуция, так как дальнейшие экономические успехи страны будут способствовать тому, что доля людей, изучающих язык повысится. Уже на данный момент можно фиксировать, что увенчались успехом попытки Китая сделать юань резервной валютой в МВФ, что приведет к увеличению экономических возможностей страны в международных сделках. Однако несмотря на все успехи на пути наращивания мягкой силы, можно констатировать, что значительная часть западных стран продолжает относиться к Китаю с настороженностью. То же происходит и со странами Азии, которые предпочитают вести диалог с Китаем в формате АСЕАН, а также обеспокоены претензиями страны в Южно-Китайском море. Таким образом, подводя итог, можно сказать, что применение мягкой силы имеет свои пределы, обусловленные реальными политическими действиями, лежащими за пределами слоганов и культурных обменов.
Прогнозы относительно будущего применения мягкой силы во внешнеполитической практике Китая
На основе приведенных выше количественных и качественных оценок мягкой силы Китая, а также зная ряд исторических предпосылок, сыгравших свою роль в ее формировании, можно попытаться сделать некоторые прогнозы относительно будущего мягкой силы Китая.
Согласно инструментам и механизмам, выделенным во второй главе данного исследования, можно отметить, что важное место в концепции применения мягкой силы Китая играет распространение языка за рубежом. При этом, изучение языка способствует тому, что формируется представление о мировоззрении представителей другой страны, ее культуре и истории. Имея некоторое представление об этих категориях применительно к Китаю, будет способствовать лучшему пониманию и других аспектов социального, политического и экономического устройства страны, а в перспективе и к более обдуманному принятию реалий другой страны. Таким образом, учитывая увеличение числа изучающих китайский язык в качестве иностранного (о чем свидетельствует статистика открытия институтов Конфуция по всему миру), можно предположить, что в среднесрочной перспективе будет сформирована определенная часть общества, которая будет выступать скорее за сотрудничество с Китаем. И хотя зачастую в мотивации людей, желающих изучить китайский язык, лежат прагматические основания, параллельное ознакомление с культурой данной страны потенциально приведет к тому, что будет реализована одна из трех составляющих концепции мягкой силы по Дж. Наю — возникновение интереса к культуре страны-субъекта. Однако традиционная культура Китая не может сравниться в легкости степени восприятия с молодой массовой культурой США. С другой стороны, в ряде случаев данные категории имеют разные целевые аудитории.
Второй составляющей мягкой силы являются политические ценности как основополагающий компонент политической системы. Как было показано выше, вне зависимости от текущей конъюнктуры мировой политики, вероятность того, что страны Запада будут воспринимать политические ценности Китая как привлекательные крайне низка, что в значительной степени обусловлено идеологическим компонентом. Политические ценности и модель управления государством могли бы быть привлекательными для ряда развивающихся государств («Пекинский консенсус»), но географические и экономические масштабы Китая настолько велики, что было бы затруднительно взять внутреннюю политику данного государства в качестве образца. Несомненно, что в этом процессе многое зависит от исходных данных и может варьироваться от страны к стране, однако в данной категории более привлекательными могли бы оказаться новые индустриальные страны, в частности Сингапур. Несмотря на продолжающиеся в мировом масштабе процессы демократизации, возможно предположить, что по-прежнему сохранятся страны, для которых модель Пекинского консенсуса будет являться более привлекательной, нежели Вашингтонского. Во многом, привлекательность альтернативной модели может быть обеспчена односторнней политикой США и вмешательством в дела других государств . Внешняя политика КНР имеет шансы завоевать симпатии мирового сообщества в качества медиатора в международных конфликтах, а также своей осторожной и взвешенной политикой в качестве постоянного члена Совбеза ООН. Однако, агрессивная риторика в отношении конфликта в Южно-Китайском море отнюдь не способствует повышению мягкой силы Китая. Возможным направлением реализации на практике концепции ответственного члена мирового сообщества могла бы стать экологическая политика, которая бы на деле убедила остальные страны в том, что развитие его собственной экономике ни в коем случае не идет за счет ущерба экологической обстановке на планете. Именно данная проблематика предоставляет наибольшее поле для совместного сотрудничества стран, несмотря на существующие культурные и идеологические различия.
В данной главе была предпринята попытка рассмотреть эффективность использования стратегии мягкой силы Китая как на примере различных общемировых рейтингов. Учитывая определенную субъективность восприятия такой категории как мягкая сила, за основу в большинстве из них были взяты опросы общественного мнения среди ведущих политических и академических элит стран. В большинстве рейтингов, за исключением рейтинга мягкой силы быстроразвивающихся экономик, Китай занимает далеко не ведущие позиции. Причины такого положения дел выявлены в исследовании, посвященном применению мягкой силы Китая в странах Европы. Таким образом, можно сделать вывод, что для разных групп государств факторами привлекательности КНР могут быть различные элементы, составляющие мягкую силу страны. В то время как для стран Европы и США это преимущественно культура древней цивилизации, которую народу удалось сохранить преемственности. В то время как для развивающихся стран Китай представляет собой модель успешного экономического развития с авторитарной моделью управления государством. Наиболее вероятным сценарием применения мягкой силы Китая по-прежнему является то, что оно будет носить компенсаторный характер по отношению к жесткой силе, по возможности обеспечивая дружелюбную или по меньшей мере нейтральную международную обстановку для процессов внутреннего развития государства и его экономики. И хотя по некоторым направлениям имеются успехи, в ряде случаев это может быть объяснено не исключительно усилиями китайской стороны, а изменением международной обстановки, в частности неприятием рядом стран политики вмешательства во внутренние дела государств, проводимой США.



