ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЯГКОЙ СИЛЫ ВО
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КНР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
CHARACTERISTICS OF SOFT POWER IMPLEMENTATION IN THE PRC’S FOREIGN
POLICY
Введение 3
Глава 1. Концептуальные основы понятия «мягкая сила» 10
1.1. Теоретические основы понятия «мягкая сила» в рамках неолиберального подхода 10
1.2. Особенности китайского подхода к понятию мягкой силы 16
Глава 2. Механизмы и инструменты применения мягкой силы во внешнеполитической деятельности КНР 24
2.1. Деятельность институтов Конфуция 26
2.2. Действия КНР, направленные на трансформацию существующей мировой финансовой
системы 30
2.3. Роль проведения Олимпиады в Пекине в 2008 г. в контексте повышения 33
мягкой силы 33
2.4. Китай как посредник в конфликтах между странами-изгоями и Западом 36
Глава 3. Перспективы применения концепции «мягкой силы» во внешнеполитической деятельности КНР 41
3.1. Мягкая сила Китая в международных индексах 41
3.2. Ограничения использования концепции мягкой силы во внешней политике КНР 43
Заключение 47
Список источников и литературы 53
В настоящее время перед современными государствами возникает необходимость реагировать на ряд вызовов, лежащих непосредственно в плоскости концепции «мягкой силы», как, например, поиск идеологической и культурной модели, являющейся привлекательной и конкурентоспособной как для граждан своей страны, так и для общественности других стран, обеспечение благоприятного имиджа за рубежом. Необходимость последнего может быть объяснена и в таких материальных категориях, как привлечение иностранных инвестиции, чье позитивное влияние на экономику было доказано на примере множества стран. На усиливающуюся взаимозависимость стран в конце 80-х годов обратили внимание исследователи Р Кеохейн и Дж.Най. С именем последнего, помимо прочего, в западной политической науке неразрывно связано понятие «мягкой силы», предложенное им в 1990 в своей работе “Soft Power.” Foreign Policy (80). Как и многие другие концепции в гуманитарных исследованиях, выдвинутая Наем идея была оспорена, дополнена, а также получила различные трактовки. Согласно классическому определению автора, мягкая сила включает только политические ценности, культуру и внешнюю политику. Появление данной концепции является оправданным в свете усложнения системы международных отношений, интенсификации контактов на уровне общественности различных стран. Следовательно, постепенно все большее влияние будет приобретать власть идей, нежели методы принуждения. О важности данного внешнеполитического ресурса можно судить по тому, что данная категория часто звучит в высказываниях политических элит стран, оказывает влияние на формирование определенных аспектов внешней политики. Так, например, в обновленной концепции внешней политики России (февраль 2013 г.) говорится: «Неотъемлемой составляющей современной международной политики становится «мягкая сила» . Тем не менее, по-прежнему нельзя отрицать возможности применения «жесткой силы» рядом акторов международных отношений. Наряду с этим, очевидно, что инструменты мягкой силы нацелены на получение результата в долгосрочной перспективе, ибо трудно ожидать, что можно добиться расположения общественного мнения других стран за короткий промежуток
времени.
Актуальность исследования. Концепция «мягкой силы» в контексте китайских исследований международных отношений интересна еще и тем, что это одна из немногочисленных идей западной общественно-политической мысли, чье восприятие и интеллектуальная переработка нашли свое воплощение в теоретических обоснованиях внешней политики государства. Имеет место и историческое составляющая концепции «мягкой силы» в Китае. В качестве одной из причин повышенного интереса китайских ученых и стратегов, отвечающих за формирование внешней политики к данной концепции, можно считать то, что подобные идеи находили место и в философских трактатах Древнего Китая. Так, например, книга «Искусство войны» Сунь Цзы , посвящена тому, как достигнуть победы над врагом, избегая прямого столкновения с ним, также памятник древнекитайской философской мысли как «Тридцать шесть стратагем». Поэтому для китайских ученых это стало скорее возвращением к тому, что уже было заложено в культуре. Всплеск интереса к данной теме в академических кругах наблюдался в первом десятилетии 21 века, что может быть связано с рядом факторов. Среди западных, и в частности американских авторов это обеспокоенность тем, что США утрачивают свои позиции (в том числе в категориях «мягкой силы») в различных регионах мира. Другим фактором стало выдвижение китайским руководством концепции «мирного возвышения», достижение которого предлагалось осуществлять в том числе при помощи инструментов «мягкой силы». О том, что данной концепции продолжает уделяться внимание среди политического истеблишмента страны. свидетельствует факт открытия Центра мягкой силы на базе Пекинского университета 29 сентября 2014, а также речь Си Цзиньпина в новогоднем выпуске 2014 г. информационного портала Синьхуа, посвященную повышению мягкой силы Китая . Кроме того, говорится о необходимости использовать мягкую силу при построении Великого пояса шелкового пути .
Объектом данного исследования является концепция «мягкой силы» в ее интерпретации китайской стороной.
Предметом исследования является набор внешнеполитических инициатив руководства КНР, предпринимаемых в русле осуществления данной концепции.
Хронологические рамки исследования с 1993 г. по 2016 г. В качестве начала отсчета был выбран 1993 г. как дата выхода первого академического исследования китайских ученых на данную тематику (Хэ Сяодун, Ван Хунин «Культура как национальная мягкая сила»).
Цель исследования — выявить особенности применения концепции «мягкой силы» во внешней политике Китая.
В соответствии с целью исследования можно выделить несколько задач:
1. Определить теоретические основы понятия «мягкая сила» с точки зрения его автора — Дж. Ная, место данной концепции в рамках неолиберального подхода.
2. Выявить исторические предпосылки возникновения понятия «мягкой силы» в политической мысли Китая в исторической ретроспективе
3. Определить основные инструменты «мягкой силы» Китая и механизм их применения.
4. Проанализировать позиции Китая в различных рейтингах, сравнивающих «мягкую силу» государств.
5. Оценить возможные ограничения и препятствия на пути реализации Китаем концепции «мягкой силы» в своей внешней политике.
6. Спрогнозировать возможности дальнейшего развития мягкой силы КНР.
Методологическая основа. В данном исследовании была рассмотрена концепция «мягкой силы», возникшая в русле неолиберального подхода к международным отношениям, делающем акцент на развитии отношений сотрудничества и взаимосвязи между странами, нежели на конфронтации. Кроме того, при изучении различных инструментов «мягкой силы» Китая были использованы методы описания и сравнительного анализа, что позволило выявить слабые и сильные стороны каждого из них. При рассмотрении возникновения концепции «мягкой силы» в политическом дискурсе Китая и ее эволюции был использован метод исторической ретроспективы. Кроме того, при исследовании ограничений и перспектив использования «мягкой силы» был использован метод системного анализа, основоположниками которого являются Г. Лассуэлл и Д. Истон, и подразумевающий взаимосвязь между определенным набором действий актора международных отношений и реакцию среды.
Источниковую базу исследования составляют выступления официальных лиц КНР , в том числе за рубежом информация официального сайта МИД КНР , документы съездов КПК - сайт Информационного отдела Госсовета . При анализе деятельности Институтов Конфуция и динамики их учреждения в различных регионах мира были использованы ежегодные отчеты .
Для изучения специфики создания новых финансовых институтов были использованы тексты соглашений об их создании, например, АБИИ , Банка БРИКС . Также в рамках анализа деятельности по реформированию мировой финансовой системы были рассмотрены пресс- релизы МВФ . О повышении активности КНР в рамках миротворческой деятельности свидетельствуют статистические данные ООН .
Отдельную группу источников составляют материалы информационных агентств КНР, так как в силу политической системы страны они отражают официальную точку зрения партии и руководства страны на те или иные события. Таковыми являются Синьхуа , Жэньминь Жибао . Также были использованы материалы South China Morning Post . Кроме того международного информационного агентства Рейтерс , британской BBC .
Степень научной разработанности темы
В исследовании использовались работы различного периода основоположника концепции «мягкой силы» Дж.Ная-мл. '. Неолиберальный подход, в рамках которого возникла данная концепция был освещен в работах Конышева В., Сергунина А., Галаротти Г.
Теоретическим разработкам в области изучения мягкой силы посвящен ряд работ российских исследователей, таких как Леонова О., Радиков И., Лексютина Я., Паршин П., Юдин Н., Лебедева М.и Харкевич М., Ларионова М .
Вопросам национального брендинга посвящены работы С.Анхольта , . Интерес представляет сборник статей, посвященных публичной дипломатии под редакцией Я. Мелиссена .
Непосредственно «мягкой силе» Китая посвящены работы Борох О. и Ломанова А. (в своих работах авторы провели анализ дискуссий в китайском академическом сообществе, а также ряд правительственных инициатив), Кривохиж С. (работы, посвященные публичной дипломатии Китая), Шевелёвой Т и Тимофеева А, Мосякова Д, Распертовой С. (историко-философский аспект развития данной концепции), Шабалова М., Кухаренко Н., Мурашевой Г., Базановой Е -
Концепция «мягкой силы» и ее применение Китаем также находила свое отражение в работах таких политологов, как Д. Шамбо, Дж.Курланцик, Дж Рамо, К. Дамбо применивших данную идею в анализе внешнеполитической деятельности КНР. Исследовали роль Китая в глобальном управлении Ван Хунин, Дж.Розенау, Гаррел А . Анализу деятельности институтов Конфуция посвящены работы С.Михневича, Ф.Хартига Нгамсанг С., Уэлш Дж .
Изучению особенностей мягкой силы Китая посвящен ряд работ как зарубежных, так и китайских авторов. В частности, одной из наиболее ранних работ можно назвать исследование ученых Фуданьского университета Хэ Сяодун, Ван Хунин, появившееся в 1993 г. Интерес представляют и современные исследования В. Чжан, Ин Фан, Шен Дин, Ван Ивэй, Юн Сун, Лю Цзайци, Ян Сюэтун .
Среди работ европейских авторов наиболее полно освещает данный вопрос И.Д'Хуг (работы, посвященные публичной дипломатии Китая) , А.-М. Брейди (аспекты использования пропаганды) а также Ю. Аукия (автор делает акцент на культурном компоненте «мягкой силы»), К. Браун.
Примечательным является факт того, что среди представителей АТР в значительной степени представлены южнокорейские исследователи данной тематики (в этой стране функционирует большее количество институтов Конфуция на душу населения). Мягкой силе Китая посвящены работы таких авторов, как Кан Юн Сок, Ян Нам и Чхо Джон, Хо Джеон, Ким Вацзюн.
Научная новизна заключается в том, что при рассмотрении исторических предпосылок был сделан акцент на таком понятии, как данническая система, сформировавшая первый прообраз «мягкого влияния», оказываемого Китаем на страны Восточной Азии. На современном этапе была рассмотрена миротворческая деятельность Китая, в том числе в качестве медиатора в конфликтах, как один из важных аспектов «мягкой силы» восходящей державы, а также такой механизм реализации концепции «мягкой силы» во внешней политике, как создание новых финансовых институтов и привлечение других стран к участию в них.
Структура работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка источников и литературы.
В свете развития событий на мировой арене на современном этапе можно констатировать, что такие категории как жесткая сила и военная мощь государства по- прежнему имеют место быть в качестве весомых факторов, определяющих место государства в мировой политической системе. Активно проводятся испытания новых видов вооружений, участились случаи вооруженных конфликтов на границе тех или иных государств.
В данной работе была рассмотрено такое понятие, возникшее в рамках неолиберального подхода в международных отношениях, как мягкая сила. Концепция возникла в 1990-е гг., в период наступления однополярного мира и была направлена на то, что обеспечить благоприятную реакцию со стороны мирового сообщества, там где это возможно, либо смягчить возможное недовольство. Применение мягкой силы представляет собой распространение непрямого влияния на страны-субъекты, исключая методы прямого военного или экономического принуждения. Несмотря на то, что концепция не раз подвергалась критике за недостаточно четкую формулировку, можно констатировать сохранение интереса к данной тематике как среди научного сообщества, так и на уровне СМИ.
Свой аналог осуществления непрямого влияния на объект политического воздействия можно найти в истории развития китайской мысли (как, например, «Искусство войны» Сунь Цзы), в ходе ее эволюции и развития отношений с соседними странами на даннической основе. В 60-70-е гг. был задействован идеологический компонент мягкой силы, когда возникла теория трех миров и в ряде развивающихся государств стали возникать маоистские партии. В 1990-е годы концепция Дж.Ная была с интересом воспринята китайским научным сообществом (первенство здесь принадлежит шанхайским ученым) и творчески переработана на основе культурных и исторических особенностей страны, ее политического устройства. В настоящий момент среди китайских ученых ведутся дискуссии относительно того, какой компонент мягкой силы должен занимать ведущее место. В риторике официальных лиц, как правило, важнейшей составляющей называют культуру и традиции Китая. Можно выделить ряд целей стоящих перед правительством Китая, достижение которых предполагается достигнуть при помощи мягкой силы. Помимо целей обеспечения благоприятной по отношению к Китаю международной обстановки, в качестве одной из целей может быть названо признание остальными странами КНР как единственного легитимного представителя китайской государственности.
Согласно проведенному исследованию, одним из основных механизмов реализации концепции «мягкой силы» во внешней политике Китая могут является деятельность таких организаций, как Китайское общество дружбы с зарубежными странами, институты Конфуция. Кроме того, активизировалась деятельность КНР по созданию новых международных финансовых институтов, таких как Азиатский инфраструктурный инвестиционный банк, банк БРИКС, которые преимущественно ориентированы на развивающиеся страны. Это обусловлено тем, что страной будут получены новые рычаги непрямого влияния, а также возможность реформировать существующую мировую финансовую систему в сторону большего представительства в ней развивающихся стран. Также помимо создания параллельных финансовых институтов, одним из механизмов реализации мягкой силы стало постепенное наращивание КНР своего представительства в таком важном международном институте, как МВФ. Традиционными для публичной дипломатии являются деятельность СМИ, культурные и образовательные обмены. Способствуют повышению имиджа проведение такого глобального мероприятия как Олимпийские игры (Летние 2008 г., а Зимние, которые будут проведены в 2022 г.). Проведя анализ вышеперечисленного, можно сделать вывод, что особенностью мягкой силы Китая является то, что важную роль в трансляции миру своей мягкой силы используются исключительно инструменты и механизмы, находящиеся под контролем правительства.
Были проанализированы позиции Китая в различных рейтингах оценки «мягкой силы», подразумевающих опросы общественного мнения, вторые — оценки и мнения экспертного сообщества. Учитывая неоднозначный и комплексный характер данной концепции можно сказать, что ни один количественный показатель не может претендовать на то, чтобы в полном объеме давать оценку эффективности применения мягкой силы. В то же время динамика позиций в рейтингах свидетельствует о том, что действия Китая по улучшению имиджа за рубежом приносит свои плоды. Качественные оценки экспертов и ученых представляют больший интерес, так как на их основе возможно выделить ограничения и и препятствия на пути реализации Китаем концепции «мягкой силы» в своей внешней политике.
Одним из значительных ограничений выступает сама специфика целевой аудитории- объекта мягкой силы Китая. В случае с культурой и традициями Китая несколько сужается возможный охват целевой аудитории, так как предполагается наличие определенного образовательного уровня, интереса к языку и, возможно, планы на дальнейшее сотрудничество с Китаем. Массовое распространение культуры требует упрощения, что было бы непросто сделать с культурой страны, которая сохранилась и трансформировалась с древнейших времен. Еще одним ограничением является негибкость политической системы и строгая регламентированность высказываний и политических решений на всех уровнях, в то время как эффективное применение концепции мягкой силы предполагает большую открытость и гибкость. Одна из потенциальных трудностей применения мягкой силы — существование определенных стереотипов о стране, потому что гораздо труднее разрушить существующие и создать новые, нежели в случае отсутствия таковых. В данном случае, Китай находится скорее в благоприятной позиции в соответствии с мнением развивающихся стран, так как он сам страдал от проявлений империализма от стороны западных государств.
Можно предположить, что в будущем произойдет наращивание мягкой силы Китая благодаря проведению рациональной политики Государственной канцелярии по распространению китайского языка и учреждению институтов Конфуция, так как дальнейшие экономические успехи страны будут способствовать тому, что доля людей, изучающих язык повысится. Уже на данный момент можно фиксировать, что увенчались успехом попытки Китая сделать юань резервной валютой в МВФ, что приведет к увеличению экономических возможностей страны в международных сделках. Однако несмотря на все успехи на пути наращивания мягкой силы, можно констатировать, что значительная часть западных стран продолжает относиться к Китаю с настороженностью. То же происходит и со странами Азии, которые предпочитают вести диалог с Китаем в формате АСЕАН, а также обеспокоены претензиями страны в Южно-Китайском море. Таким образом, подводя итог, можно сказать, что применение мягкой силы имеет свои пределы, обусловленные реальными политическими действиями, лежащими за пределами слоганов и культурных обменов.
Прогнозы относительно будущего применения мягкой силы во внешнеполитической практике Китая
На основе приведенных выше количественных и качественных оценок мягкой силы Китая, а также зная ряд исторических предпосылок, сыгравших свою роль в ее формировании, можно попытаться сделать некоторые прогнозы относительно будущего мягкой силы Китая.
Согласно инструментам и механизмам, выделенным во второй главе данного исследования, можно отметить, что важное место в концепции применения мягкой силы Китая играет распространение языка за рубежом. При этом, изучение языка способствует тому, что формируется представление о мировоззрении представителей другой страны, ее культуре и истории. Имея некоторое представление об этих категориях применительно к Китаю, будет способствовать лучшему пониманию и других аспектов социального, политического и экономического устройства страны, а в перспективе и к более обдуманному принятию реалий другой страны. Таким образом, учитывая увеличение числа изучающих китайский язык в качестве иностранного (о чем свидетельствует статистика открытия институтов Конфуция по всему миру), можно предположить, что в среднесрочной перспективе будет сформирована определенная часть общества, которая будет выступать скорее за сотрудничество с Китаем. И хотя зачастую в мотивации людей, желающих изучить китайский язык, лежат прагматические основания, параллельное ознакомление с культурой данной страны потенциально приведет к тому, что будет реализована одна из трех составляющих концепции мягкой силы по Дж. Наю — возникновение интереса к культуре страны-субъекта. Однако традиционная культура Китая не может сравниться в легкости степени восприятия с молодой массовой культурой США. С другой стороны, в ряде случаев данные категории имеют разные целевые аудитории.
Второй составляющей мягкой силы являются политические ценности как основополагающий компонент политической системы. Как было показано выше, вне зависимости от текущей конъюнктуры мировой политики, вероятность того, что страны Запада будут воспринимать политические ценности Китая как привлекательные крайне низка, что в значительной степени обусловлено идеологическим компонентом. Политические ценности и модель управления государством могли бы быть привлекательными для ряда развивающихся государств («Пекинский консенсус»), но географические и экономические масштабы Китая настолько велики, что было бы затруднительно взять внутреннюю политику данного государства в качестве образца. Несомненно, что в этом процессе многое зависит от исходных данных и может варьироваться от страны к стране, однако в данной категории более привлекательными могли бы оказаться новые индустриальные страны, в частности Сингапур. Несмотря на продолжающиеся в мировом масштабе процессы демократизации, возможно предположить, что по-прежнему сохранятся страны, для которых модель Пекинского консенсуса будет являться более привлекательной, нежели Вашингтонского. Во многом, привлекательность альтернативной модели может быть обеспчена односторнней политикой США и вмешательством в дела других государств . Внешняя политика КНР имеет шансы завоевать симпатии мирового сообщества в качества медиатора в международных конфликтах, а также своей осторожной и взвешенной политикой в качестве постоянного члена Совбеза ООН. Однако, агрессивная риторика в отношении конфликта в Южно-Китайском море отнюдь не способствует повышению мягкой силы Китая. Возможным направлением реализации на практике концепции ответственного члена мирового сообщества могла бы стать экологическая политика, которая бы на деле убедила остальные страны в том, что развитие его собственной экономике ни в коем случае не идет за счет ущерба экологической обстановке на планете. Именно данная проблематика предоставляет наибольшее поле для совместного сотрудничества стран, несмотря на существующие культурные и идеологические различия.
В данной главе была предпринята попытка рассмотреть эффективность использования стратегии мягкой силы Китая как на примере различных общемировых рейтингов. Учитывая определенную субъективность восприятия такой категории как мягкая сила, за основу в большинстве из них были взяты опросы общественного мнения среди ведущих политических и академических элит стран. В большинстве рейтингов, за исключением рейтинга мягкой силы быстроразвивающихся экономик, Китай занимает далеко не ведущие позиции. Причины такого положения дел выявлены в исследовании, посвященном применению мягкой силы Китая в странах Европы. Таким образом, можно сделать вывод, что для разных групп государств факторами привлекательности КНР могут быть различные элементы, составляющие мягкую силу страны. В то время как для стран Европы и США это преимущественно культура древней цивилизации, которую народу удалось сохранить преемственности. В то время как для развивающихся стран Китай представляет собой модель успешного экономического развития с авторитарной моделью управления государством. Наиболее вероятным сценарием применения мягкой силы Китая по-прежнему является то, что оно будет носить компенсаторный характер по отношению к жесткой силе, по возможности обеспечивая дружелюбную или по меньшей мере нейтральную международную обстановку для процессов внутреннего развития государства и его экономики. И хотя по некоторым направлениям имеются успехи, в ряде случаев это может быть объяснено не исключительно усилиями китайской стороны, а изменением международной обстановки, в частности неприятием рядом стран политики вмешательства во внутренние дела государств, проводимой США.
Источники
1. Государственная канцелярия по распространению китайского языка. Щ ^ ^ ^
URL:http://www.hanban.org/hb/ (дата обращения 11.10.2015)
2. Ежегодный отчет о развитии институтов Конфуция URL:http://www.hanban.org/report/pdf/2014.pdf (дата обращения 11.08.15)
3. Интервью директора Ханбань Сю Лин для BBC. URL:http://www.bbc.com/news/world-asia- china-30567743 (дата обращения: 04.09.2015)
4. Китайский диссидент стал лауреатом премии мира URL:http://www.bbc.com/russian/international/2010/10/101008 china dissident nobel.shtml (дата обращения:01.12.2014)
5. Концепция внешней политики РФ 2013 г. С.6. URL:http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d447a0ce9f5a96bdc3.pdf (дата обращения: 12.09.2015)
6. Мао Цзедун. О делении на три мира — огромный вклад в марксизм-ленинизм.
1.11.1977. Редакция газеты «Жэньминь
Жибао»//URL:http://library.maoism.ru/three world.htm (дата обращения 01.04.2016)
7. Сайт Китайского общества дружбы с зарубежными странами. The Chinese People's Association for Friendship with Foreign Countries. About us. URL://http://en.cpaffc.org.cn/introduction/agrintr.html (дата обращения 12.12.2015)
8. Устав института Конфуция JL ^ ^ ^ ^ ^
URL:http://www.hanban.edu.cn/confuciousinstitutes/node 7537.htm (дата обращения 12.08.2015)
9. Чжан Гоцзо, глава китайского центра исследования мягкой силы ^Д^: ^^“-^ 1ЖЖТД^Ж^Д.24.06.15 URL:http://www.scio.gov.cn/zhzc/3/32765/Document/1438460/1438460.htm (дата обращения: 03.09.2015)
10. Agreement on the New Development Bank BRICS. July 15, 2014. URL:http://ndbbrics.org/agreement.html (дата обращения: 17.10.2015)
11. Asian Infrastructure Investment Bank. Articles of agreement. URL:http://www.aiib.org/uploadfile/2015/0814/20150814022158430.pdf (дата обращения: 22.11.2015)
12. China. Foreign Policy and Government Guide. Vol.1, Strategic Information and Developments. Washington, DC, USA. 2011. - 225 p.
13. China lift ties to comprehensive strategic partnership. 23.01.2016.
URL:http://news.xinhuanet.com/english/2016-01/23/c 135038615.htm (дата обращения: 20.03.2016)
14. China plays mediator, urges Pakistan to join Afghan peace talks to end 15-year old civil war. 26.01.2016. South China Morning Post// URL:http://www.scmp.com/news/china/diplomacy- defence/article/1905461/china-plays-mediator-urges-pakistan-join-afghan-peace (дата обращения 03.03.2016)
15. Fact Sheet: President Xi Jinping’s State Visit to the United States URL:https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2015/09/25/fact-sheet-president-xi-jinpings-state-visit- united-states (дата обращения: 02.03.2016)
16. Hundreds of Monks protest in Tibet. / The Guardian, 11.03.2008 URL:http://www.theguardian.com/world/2008/mar/11/china (дата обращения: 01.12.2014)
17. IMF's Executive Board Completes Review of SDR Basket, Includes Chinese Renminbi. Press
Release No. 15/540 November 30, 2015. .URL:
https://www.imf.org/external/np/sec/pr/2015/pr15540.htm (дата обращения: 31.03.2016)
18. Li Changchun: xingchengwenhua ruanshili qieshi weichu guojiawenhua anquan ^NW: Ж ^£)Ж^Л ЙШШЖ£ 27.10.2011
URL:http://www.chinanews.com/gn/2011/10-27/3419185.shtml (дата обращения 07.10.2015)
19. Li Lanqing. Chudi qingzhu Beijing shenao chenggong zhaodaihui. 14.07.2001. http://sports.sina.com.cn/o/14161065.shtml (Дата обращения: 14.04.16)
20. President Hu Jintao's report to the Eighteenth National Congress of the Communist Party of China on Nov,8,2012. URL:http://www.china.org.cn/chinese/18da/2012-11/19/content 27152706.htm (дата обращения 10.09.2016)
21. Statement of Lou Jiwei, Minister of Finance of the PRC at World Bank group annual meeting
2 0 15. UR L:https://www.imf.org/external/am/2015/speeches/pr29e.pdf (дата
обращения:26.02.2016)
22. UN Nations peacekeeping. Troop and police contributors
statistics//URL:http://www.un.org/en/peacekeeping/resources/statistics/contributors.shtml (дата
обращения:16.03.2016)
23. Wang Yi: Zhongguo yongyuan shi Afuhan zouxiang heping daolushang zhide xinlai he yikaodehuoban.26.01.2016.//URL:http://www.fmprc.gov.cn/web/wjbz 673089/zyhd 6730 91/t1335161.shtml (дата обращения 02.03.2016)
24. Wen Jiabao tan guojia ruan shili: “wenhua chuantong shi yige guojiade linghun. Hexun xinwen.14.03.2011. ^ Ж £ $ Я Ж “ & % Д ” : Ж ft W ^ > - Ф Я Ж ОД Ж ^ URL:http://cpc.people.com.cn/n/2013/0517/c64094-21512939.html (дата обращения: 16.03.2016)
25. Xi Jinping’s speech “China to promote cultural soft power”.
URL:http://news.xinhuanet.com/english/china/2014-01/01/c 125941955.htm (дата обращения: 06.10.2015)
26. Yang Jiechi. “Promoting public diplomacy”//China Daily, September 2, 2011. URL:http://usa.chinadaily.com.cn/opinion/2011-09/02/content 13603197.htm (дата обращения 14.12.2015)
Литература
1. Борох О., Ломанов А. От «мягкой силы» к «культурному могуществу»//Россия в глобальной политике. №4, 2012. - С.54-70
2. Борох О., Ломанов А. Скромное обаяние Китая// Pro et Contra. Ноябрь-декабрь 2007. С.41-60
3. Гао В. Институты Конфуция в мире // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/06/11485 (дата обращения: 14.11.2015).
4. Евдокимов Е. Внешнеполитическая пропаганда КНР в период подготовки и проведения Олимпийских игр в Пекине//Индекс безопасности №1(92), Том 16. - С.145¬154
5. Зародов И.А. Трансформация подхода Китая к участию в миротворческих операциях ООН (1981-2012)//Сравнительная политика, 1 (11), 2013. - С.98-102
6. Кива А.В. Реформы в Китае и в России: сравнительный анализ. - М.:Центр стратегической конъюнктуры, 2015. - 304 с.
7. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Теория международных отношений: канун новых «великих дебатов»?//Полис. Политические исследования. - 2013. № 2.- С. 66-78
8. Кривохиж С.В. «Мягкая сила» и публичная дипломатия в теории и внешнеполитической практике Китая. //Вестник Санкт-Петербургского государственного ун-та. - Сер.13, вып.3, 2012. - C.103-112
9. Ланцова И.С. Эволюция отношений КНР и КНДР в конце XX - начале XXI в.//Политэкс. - 2014. Том 10, №3. - С.249-259
10. Ларионова М.В. «Мягкая сила» - ресурс внешней политики. Презентация Директора ИМОМС, НИУ ВШЭ
11. Лебедева М.М., Харкевич М.В. «Мягкая сила» России в развитии интеграционных процесов на евразийском пространстве//Вестник МГИМО-Университета 2009. №6.- С. 200-209
12. Леконцева К.В. Институты Конфуция как инструмент «гибкой власти» Китая.// Вестник ЧитГУ №7(64) 2010. - С.27-32
13. Лексютина Я.В. Роль и деятельность БРИКС в стимулировании парадигмального сдвига в глобальном экономическом управлении//Политэкс, 2014. Т.10, №1. - С.113-125
14. Лексютина Я.В. Тибетский вопрос как фактор нестабильности в современных американо-китайских отношениях//Политэкс. 2010. Том 6. №3. - C.149-163
15. Леонард М. О чем думают в Китае? - М.:АСТ-Пресс, 2010. - 320 с.
16. Леонова О. Мягкая сила — ресурс внешней политики государства.//Обозреватель- observer. 4,2013. - C.27-40
17. Монастырёва О.В. «Мягкая сила» в деятельности зарубежных СМИ Китая: к вопросу о формировании российско-китайского медиапространства. URL:http://www.amursu.ru/attachments/article/9533/N50 10.pdf (дата обращения 15.04.2016)
18. Подъяпольский С.А. «Мягкая сила» и «умная сила» современного Китая.//Журнал СФУ Гуманитарные и общественные науки. 2 (2014-7). - С.347-355
19. Радиков И., Лексютина Я. «Мягкая сила» как атрибут великой державы.//МЭиМО, 2012, №2. - С.19-26
20. Распертова С.Ю. Концепт «гармоничная культура» в контексте современных культурных стратегий Китая//Вестник МГЛУ, выпуск 11 (590), 2010. - C.74-95
21. Резгенова Д. Б-О. Исторический опыт стратагемности и принципа «мягкой силы» в социально-экономических реформах Китая.// Автореф.дис.на соискание уч.степени к.и.н., Улан-Удэ, 2012. - 21 с.
22. Сунь Цзы. Искусство войны. (соавтор Н.И. Конрад) М., Эксмо, 2011. - 476 с.
23. Фененко А. Реальность и мифы «мягкой силы». 27.01.2016.//Материалы РСМД. URL: http: //russiancouncil. ru/inner/? id 4=7481#top-content (дата обращения: 15.02.2016)
24. Фоминых А. Проецирование «мягкой силы»: публичная дипломатия США и России в постсоветской Центральной Азии.//Центральная Азия и Кавказ.-2010, т.13, вып.3. - С.73-86
25. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.:Изд. АСТ, 2003. - 603 с.
26. Шабалов М.П. Основы культурной политики Китая.// Стратегические приоритеты, №4, 2014. - C.27-43
27. Ши Цзяньсюнь. Почему миру нужен банк БРИКС?// «Жэньминь Жибао» онлайн, 29.03.2013 URL:http://russian.people.com.cn/95181/8188386.html (дата обращения 01.03.2016)
28. Юдин Н. Системное прочтение феномена мягкой силы.// Международные процессы. Т.13, №2. - С.96-105
29. Anholt S. Competetive Identity: The New Brand Management for Nations, Cities and Regions. Palgrave Macmillan, NY 2007. - - XIII. - 134 p.
30. Aukia J. The Cultural Soft Power of China: A Tool for Dualistic National Security. Journal of Contemporary International Relations, Vol.2, №1 (2014). - pp.71-94
31. Brady A-M. China's Foreign Propaganda Machine// Journal of Democracy, Vol.26, №4, Oct.2015. - pp.51-59
32. China: A New History/ John King Fairbank and Merle Goldman. The Belknap Press of Harvard University Press. 2006. - 438 р.
33. Country Brand Index 2014-2015. Future Brand. URL: http://www.mbl.is/media/84/8384.pdf (дата обращения: 03.10.2016)
34. D'Hooghe Ingrid. The Limits of Soft China in Europe. Beijing's Public Diplomacy Puzzle. Netherlands Institute of International Relations “Clingendael”, January 2010.-p.42
35. D' Hooghe I. China's public diplomacy. Martinus Nijhoff Publishers, Leiden,2014.- 424 p.
36. Dumbaugh K. China’s foreign policy: what does it mean for U.S. Global Interests?//China in the 21st Century : China's Foreign Policy and Soft Power Influence Contributor Editor: Monroe, Alice V., N.Y 2010. - pp.1-27
37. Dumbaugh K. Tibet: Problems, Prospects and U.S. Policy. 2008. - 28 p.
38. Hartig F. Chinese Public Diplomacy: The Rise of the Confucius Institutes. Routledge, 2015. - 214 p.
39. Hessarabani A.L. Public Diplomacy of People's Republic of China. /URL:http://www.culturaldiplomacy.org/academy/content/pdf/participant-papers/2011- symposium/Public-Diplomacy-of-People's-Republic-of-China-Anja-L-Hessarbani.pdf (дата обращения: 31.03.2016)
40. Fontana В. Hegemony and Power: On the Relation Between Gramsci and Machiavelli. University of Minnesota Press. 1993. - 236 р.
41. GalaroW G.M. Cosmopolitan Power in International Relations: A Synthesis of Realism, Liberalism and Constructivism. Cambridge University Press, 2010. - 312 p.
42. Garrison Jean A. Turning on the Charm//The Review of Politics. Vol.70,No.2, Spring 2008. - pp.334-336
43. Holyk G. Paper Tiger? Chinese Soft Power in East Asia./ Political Science Quaterly, Vol.126, No.2. 2011. - pp.223-254
44. Hongying Wang, James N. Rosenau. China and Global Governance. Asian Perspective, Vol.33, No.3, 2009. - pp.5-39
45. Hurrell A. Hegemony, Liberalism and Global Order: What Space for Would-Be Great Powers? International Affairs, Vol. 82, No. 1, (Jan., 2006), pp. 1-19
46. Hyungseok Kang. Reframing Cultural Diplomacy: International Cultural Politics of Soft Power and the Creative Economy// Culture, Media&Creative Industries. King's College, London. - 14 p.
47. Kurlantzick J. Charm Offensive: How Chins's Soft Power is Transforming the World. New Haven and London, Yale University Press, 2007. - 306 p.
48. Liao R. Out of the Bretton Woods. How the AIIB is Different. - Foreign Affairs. July, 2015.
URL:https://www.foreignaffairs.com/articles/asia/2015-07-27/out-bretton-woods (дата
обращения: 18.12.2015)
49. McClory J. The New Persuaders III A 2012 Global Ranking of Soft Power. URL:http://www.instituteforgovernment.org.uk/sites/default/files/publications/The%20new%20persuaders %20III 0.pdf (дата обращения 11.11.2015)
50. Mellisen J. The New Public Diplomacy: Between Theory and Practice/J. Mellisen//The New Public Diplomacy/Ed.:Mellisen J. - New York;Palgrave Macmillan, 2005. - P.3-27.
51. Mikhnevich S. The Sage helps the Celestial Empire: The Confucius Institute as an Instrument of China's Soft Power in Greater East Asia //International Organizations Research Journal - Vol.10, №1(2015). - P.61-85
52. Ngamsang S., Walsh J. Confucius Institutes as Instrument of Chinese Soft Power: Comparison with International Rivals.//Journal of Education and Vocational Research. Vol.4,No.10, Oct,2013. - P.302-310.
53. Nye J. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. New York, Basic Books, 1990. 307 p.
54. Nye J. The Paradox of American Power: Why the World's Only Superpower Can't Go Alone. New York. Oxford University Press, 2002. - 222 p.
55. Nye J. Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York; Public Affairs, 2004. - 208 p.
56. Place Branding Research URL: https://www.gfk.com/Documents/GfK-Place-Branding.pdf (дата обращения: 16.09.2015)
57. Price M.E., Dayan D. Owning the Olympics narratives of the new China. University of Michigan Press, 2008. - 424 p.
58. Ramo J.C. The Beijing Consensus. London: Foreign Policy Center, 2004. - 79 p.
59. Shambaugh D. China Goes Global:The Partial Power. Oxford University Press, 2013. - 432 p.
60. Sheng Ding. Chinese Soft Power and Public Diplomacy: An Analysis of China's New Diaspora Engagement. Policies in the Xi's era. EAI Fellows Program Working Paper Series №43, April 2014. - 26 p.
61. SIPRI Yearbook 2015. Armament, Disarmament and International Security. URL:http://www.sipri.org/yearbook/2015/downloadable-files/sipri-yearbook-2015-summary-pdf (дата обращения 19.04.2016)
62. Taylor P. China knocking on door of IMF's major league, US wavers. Apr.2, 2015// Reuters
Agency. URL:http://www.reuters.com/article/2015/04/02/us-china-imf-sdr-insight-
idUSKBN0MT0LB20150402 (дата обращения 16.02.2016)
63. The EU-China relationship: European perspective. A Manual for Policy-makers. Editor: Kerry Brown. Imperial College Press. 2014.
64. The EU-China relationship: European perspective. A Manual for Policy-makers. Editor: Kerry Brown. Imperial College Press, 2014 - 552 p.
65. T h e I n f r a s t r u c t u r e G a p . / / T h e E c o n o m i s t , M a r , 2 1 , 2 0 1 5 . URL:http://www.economist.com/news/asia/21646740-development-finance-helps-china-win-friends-and- influence-american-allies-infrastructure-gap (дата обращения: 07.10.2015)
66. Waage H.H. The “Minnow” and the “Whale”: Norway and the United States in the Peace Process in the Middle East// British Journal of Middle Eastern Studies, 31.07.2007. - pp.152¬176
67. Wang Yiwei. Public Diplomacy and the Rise of Chinese Soft Power.//The Annals of the American Academy, AAPSS, 616 March 2008. - pp.257-273.
68. Xiaodong He, Hongying Wang. “Culture as National Soft Power: Soft Power.” Journal of Fudan University. March, 1993. -
69. Ying Fan. Soft Power: Power of Attraction or Confusion?/ Place Branding and Public Diplomacy (2008) - pp.147-158
70. Yun Sun. Chinese Public Opinion: Shaping China’s Foreign Policy, or Shaped by It? Opinion. December 2011. URL:http://www.brookings.edu/research/opinions/2011/12/13- china-public-opinion-sun?rssid=foreign%20policy# (дата обращения: 15.11.2015)
71. Zhang W. China’s cultural future: from soft power to comprehensive national power. International Journal of Cultural Policy, Routledge. - 2010, Vol. 16, Issue 4. - pp.383-402.