Введение 3
1.1. Ассоциации как вид коллективного действия 7
1.2. Бизнес ассоциации: понятие и социальная роль 15
Глава вторая. Институциональный анализ деятельности бизнес ассоциаций 21
2.1. Бизнес ассоциации в странах Запада 21
2.2. Ассоциации в РФ: структура и институциональный анализ 26
2.3. Основные направления деятельности: лоббирование и оценка регулирующего воздействия 38
Глава третья. Проблемы и оценка эффективности деятельности бизнес ассоциаций (по материалам прикладных исследований) 46
3.1. Сравнительный анализ сайтов как маркер публичности деятельности бизнес ассоциаций 46
3.2. Проблемы бизнес ассоциаций Санкт-Петербурга глазами их руководителей 52
Заключение 71
Список литературы 73
Приложения 79
Приложение №1. Программа исследования сайтов 79
Приложение №2. Оценка сайта «Деловая Россия» 81
Приложение №3. Оценка сайта «ОПОРА РОССИИ» 87
Приложение №4. Оценка сайта «ТИП» 91
Приложение №5. Оценка сайта «РС1III» 98
Приложение №6. Программа исследования «Современные проблемы БА» 104
Приложение №7. Интервью с директором по внешнеэкономическим связям СИЛ 106
Приложение №8. Интервью со специалистом КР1И1Р СПб 116
Приложение №9. Интервью с и.о. исполнительного директора СПб РО «Деловая Россия» 122
Приложение №10. Интервью с заместителем исполнительного директора СПб РО «ОПОРА РОССИИ».126
Приложение №11. Интервью с директором департамента по работе с членами СПб ТИП 132
Введение 3
1.1. Ассоциации как вид коллективного действия 7
1.2. Бизнес ассоциации: понятие и социальная роль 15
Глава вторая. Институциональный анализ деятельности бизнес ассоциаций 21
2.1. Бизнес ассоциации в странах Запада 21
2.2. Ассоциации в РФ: структура и институциональный анализ 26
2.3. Основные направления деятельности: лоббирование и оценка регулирующего воздействия 38
Глава третья. Проблемы и оценка эффективности деятельности бизнес ассоциаций (по материалам прикладных исследований) 46
3.1. Сравнительный анализ сайтов как маркер публичности деятельности бизнес ассоциаций 46
3.2. Проблемы бизнес ассоциаций Санкт-Петербурга глазами их руководителей 52
Заключение 71
Список литературы 73
Приложения 79
Приложение №1. Программа исследования сайтов 79
Приложение №2. Оценка сайта «Деловая Россия» 81
Приложение №3. Оценка сайта «ОПОРА РОССИИ» 87
Приложение №4. Оценка сайта «ТИП» 91
Приложение №5. Оценка сайта «РС1III» 98
Приложение №6. Программа исследования «Современные проблемы БА» 104
Приложение №7. Интервью с директором по внешнеэкономическим связям СИЛ 106
Приложение №8. Интервью со специалистом КР1И1Р СПб 116
Приложение №9. Интервью с и.о. исполнительного директора СПб РО «Деловая Россия» 122
Приложение №10. Интервью с заместителем исполнительного директора СПб РО «ОПОРА РОССИИ».126
Приложение №11. Интервью с директором департамента по работе с членами СПб ТИП 132
Бизнес ассоциации - неотъемлемая частью гражданского общества. Они различаются по целям, функциям и структуре. В большинстве своем ассоциации бизнеса существуют в развитых странах. На Западе их деятельность изучается политологами, социологами и историками.
Сегодня, бизнес ассоциации - это активные участники политической жизни не только своих стран, но и европейского общества. Ими была разработана целая система давления на правительства стран.
Изучение литературы показало, что бизнес ассоциации в России серьезно отличаются друг от друга. Существуют: общероссийские, отраслевые и региональные; различающиеся по размерам и полноте функций. Особый интерес представляет классификация А. Зудина, дифференцирующая их по уровню экономической и политической (управленческой) зрелости. На данный момент они не достигли развитой формы, они участвуют в принятии отдельных управленческих решений, однако, в перспективе они обязаны участвовать в выработке политического курса страны, как это происходит на Западе.
Лоббирование и ОРВ - значимые направления деятельности современных бизнес ассоциаций. И если за рубежом они контролируют и участвуют в политической деятельности, то в России скорее лоббируют интересы своих членов, нежели всего предпринимательского сообщества
Анализ сайтов показал тенденцию к отделению «большой тройки» от «большой четверки». «ОПОРА РОССИИ» является «слабым звеном» среди других ассоциаций бизнеса, а единственным, но существенным преимуществом является ее низкий, но доступный любому предпринимателю, членский взнос. В целом, можно говорить, что некоторые направления на сайтах стоит развивать, например, параметр «результаты деятельности», который можно рассматривать как ключевой в оценке деятельности организации
Анализ деятельности Санкт-Петербургских региональных отделений бизнес ассоциаций «большой четверки» показал высокий уровень институциональной зрелости данных форм коллективного действия. У них налажен контакт друг с другом, с головным офисом, со своими членами и, что очень важно, с властью города. Однако, они не стали альтернативой правительства в выработке политических решений и не высказывают свое мнение о политической ситуации в стране.