Введение 3
Глава 1. Основы управления коммерческой деятельностью организации в условиях конкуренции 5
1.1. Понятия и виды организационной структуры предприятия 5
1.2. Управление коммерческой деятельностью в организациях различных
форм собственности 13
1.3. Анализ рынка гостиничных услуг в России 22
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика ООО «Реал Оптторг» Г остиница «Центральная» 27
2.1. Организационная характеристика ООО «Реал Оптторг» Гостиница
«Центральная» 27
2.2. Анализ основных экономических показателей деятельности ООО «Реал
Оптторг» Гостиница «Центральная» 32
2.3. Оценка конкурентной среды ООО «Реал Оптторг» Гостиница
«Центральная» 44
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления в ООО «Реал Оптторг» Гостиница «Центральная» 48
3.1. Оценка состояния и анализ системы управления в условиях
конкуренции 48
3.2. Мероприятия по совершенствованию системы управления ООО «Реал
Оптторг» Гостиница «Центральная» 51
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Приложения
Коммерческая деятельность выступает в современных условиях как один из важнейших факторов функционирования и развития торговых организаций. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров и услуг, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции. Большую роль играют, также, изменения в организационных формах и характере деятельности организаций. Изменения условий деятельности, необходимость адекватного приспособления к ней системы управления, сказываются не только на совершенствовании его организации, но и на перераспределении функций управления по уровням ответственности, формам их взаимодействия.
В настоящее время в сфере гостиничных услуг работает большое количество организаций. Управление гостиничным предприятием с каждым годом требует все больше ресурсов и нововведений, для эффективной деятельности гостиниц в условиях конкуренции.
В связи с этим выпускная квалификационная работа на тему «Управление коммерческой деятельностью хозяйствующего предприятия (по отраслям и сферам деятельности) в условиях конкуренции» является актуальной.
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение основ управления коммерческой деятельностью организации в условиях конкуренции и разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
1) рассмотреть понятия и виды организационной структуры предприятия;
2) рассмотреть теоретические основы управления коммерческой деятельностью в организациях различных форм собственности;
3) рассмотреть организационную характеристику исследуемого предприятия;
4) проанализировать основные экономические показатели деятельности исследуемого предприятия;
5) оценить конкурентную среду исследуемого предприятия;
6) разработать рекомендации по совершенствованию системы управления исследуемого предприятия.
В качестве объекта исследования выступает общество с ограниченной ответственностью «Реал Оптторг» гостиница «Центральная», а предметом исследования - процессы управления хозяйственным предприятием.
Теоретической основой работы послужили нормативные,
законодательные акты, научная и учебная литература, периодические издания в области коммерческой деятельности. В качестве информационной базы для написания работы использовались учредительные документы организации, годовая бухгалтерская отчетность за период 2013-2015 годы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений, изложена на 67 листах компьютерного текста, включает 9 таблиц, 9 рисунков, список литературы насчитывает 51 источник, к работе приложено 10 документов.
Потенциал развития хозяйственного предприятия определяется его уровнем управления. Если у хозяйствующего предприятия нет действующего механизма управления организационными знаниями, то ни формирование и реализация эффективной стратегии, ни успешные организационные изменения в нем невозможны, а высокие показатели эффективности управления недостижимы без централизации управления, формирования целостной административной системы, отвечающей самым высоким требованиям современного менеджмента.
Объектом исследования в работе выступило ООО «Реал Отторг» Гостиница «Центральная». Компания зарегистрирована 01.10.2003 в Белгородской области по юридическому адресу: 309995, Белгородская область, Валуйский район, город Валуйки, улица М. Горького, 84, А. Её возглавляет Марченко Михаил Иванович. Собственный капитал общества на 2015 год составляет 10108 тыс. руб.
Были проанализированы основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Реал Оптторг» и сделаны выводы о том, что, не смотря на сокращение выручки в 2015 году по сравнению с 2014 на 3136 тыс. руб., за счет сокращения количества оказанных услуг, в рамках исследуемого периода, прибыль компании продолжила расти за счет прочих доходов.
На основании анализа показателей финансового состояния ООО «Реал Оптторг» Гостиница «Центральная» за 2013-2015 г. были сделаны выводы о том, что коэффициент финансовой независимости (автономии) вырос на 0,01 и составил 0,97 при номе «>0,4-0,6». Такой рост произошел за счет увеличения собственного капитала и сокращения внеоборотных активов и говорит о том, что предприятие стало больше полагаться на собственные источники финансирования. Коэффициент финансовой устойчивости в 2015 году по сравнению с 2014 увеличился на 0,01 и составил 0,97 при норме «>0,6», что свидетельствует о росте финансовой независимости от заемного капитала. Такой рост произошёл за счет увеличения собственного капитала. Также в этот период увеличился коэффициент финансирования на 9,29 за счет увеличения собственного капитала и сокращения краткосрочных обязательств, что свидетельствует о росте участия собственного капитала вложенного в активы предприятия. Коэффициент финансовой зависимости в 2015 году по сравнению с 2014 сократился на 0,01 за счет сокращения краткосрочных обязательств и внеоборотных активов, а также роста оборотных активов. Такая тенденция является положительной и говорит об увеличении доли собственных средств, что повышает стабильность функционирования предприятия.
Коэффициент маневренности в 2015 году по сравнению с 2014 увеличился на 0,3 и составил 0,28 при оптимальном значении «>0,5».Такой рост произошёл за счет увеличения оборотных активов и собственного капитала. Таким образом, коэффициент маневренности хоть еще и не достиг оптимального значения, однако он имеет положительную тенденцию, что свидетельствует о растущей возможности погашать текущие обязательства. По результатам анализа коэффициента постоянного актива, был сделан вывод о том, что он в 2015 году по сравнению с 2014 сократился на 0,03 за счет уменьшения внеоборотных активов и роста собственного капитала и составил 0,72. Таким образом, можно сделать вывод о сокращении доли собственного капитала, направленного на финансирование оборотных активов. Коэффициент финансового левериджа имеет отрицательную тенденцию. Он сократился в 2015 году по сравнению с 2014 на 0,02 и составил 0,03 за счет сокращения краткосрочных обязательств и роста собственного капитала. Такое сокращение коэффициента финансового левериджа свидетельствует о снижении суммы заемного капитал, который используется предприятием в расчете на единицу собственного капитала. Коэффициент инвестирования в этот период увеличился на 0,05 за счет роста собственного капитала и сокращения
внеоборотных активов и составил 1,38, при нормативном значении >1, что свидетельствует о достатке собственного капитала. Был выявлен рост коэффициента текущей ликвидности в 2015 году по сравнению с 2014 на 46,68%. Такой рост коэффициентов произошел за счет роста наиболее ликвидных активов на 50,27%. Коэффициент текущей ликвидности в 2015 году составил 8,99, что превышает нормативное значение (1-2). Такой рост коэффициента текущей ликвидности говорит о том, что предприятие способно погасить свои краткосрочные обязательства за счёт использования текущих активов на данный момент и в условиях возможного изменения внешних обстоятельств.
Коэффициент абсолютной ликвидности в 2015 году по сравнению с 2014 увеличился и составил 3,24 при нормативном значении >0,2 за счет роста наиболее ликвидных активов на 50,27% и сокращения наиболее срочных пассивов на 30,54%. Такой рост коэффициента абсолютной ликвидности говорит о возрастающей возможности компании погашать текущую задолженность только имеющимися в наличии денежными средствами.
Общий показатель ликвидности имеет явную тенденцию к росту, которая была обусловлена увеличением наиболее ликвидных активов. При этом значение данного показателя соответствует нормативному значению. В целом, проанализировав ликвидность баланса, был сделан вывод о том, что на 2015 год баланс предприятия ООО «Реал Отторг» является абсолютно ликвидным, так как, сопоставляя итоги по каждой группе активов и пассивов, можно увидеть выполнение условий: А1>П1, А2>П2, А3>П3, А4<П4, что и подтверждает ликвидность данного баланса.
В работе произведена, оценена вероятности банкротства ООО «Реал Отторг» по модели Р. Таффлера за 2013-2015 г. По результатам оценки были сделаны выводы о том, что ООО «Реал Отторг» Гостиница «Центральная» характеризуется устойчивым финансовым состоянием и имеет предпосылки к стабильному росту в долгосрочной перспективе.
Оценка конкурентной среды ООО «Реал Оптторг» Гостиница «Центральная» позволила выявить, что предприятие находится на втором месте среди конкурентов. Однако отрицательным моментом является то, что средняя цена за номер в сутки превышает цену номеров основных конкурентов и отражается на конкурентоспособности гостиницы. На основе результатов исследования были определены основные мероприятия по совершенствованию системы управления
Так как стратегической целью общества является сохранение лидирующего положения на рынке гостиничных услуг, а также выход на меж субъективный уровень проживания граждан РФ и других стран, были разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления в ООО «Реал Оптторг» Гостиница «Центральная». Было предложено несколько путей, приведущих к росту процента заполняемости гостиницы в несезонное время и комплекс внедряемых дополнительных услуг, бонусных программ для расширения резервов повышения конкурентоспособности.
В одной из таких программ была предложена скидка для посетителей гостиницы в размере 50% на 10-е сутки при условии проживания в гостинице 9 суток подряд. В связи с тем, что для большинства людей отдых в сауне является одним из самых излюбленных, было рекомендовано создать бонусную программу, предполагающую под собой скидку в 50% на сауну при условии проживания в гостинице не менее 7 суток подряд. Еще одним мероприятием по усовершенствованию системы управления ООО «Реал Оптторг» может стать сотрудничество с веб-сайтами, привлекающими туристов и деловых путешественников, и с туристическими компаниями, а также размесить информацию о бонусных программах на официальном сайте. Все эти управленческие решения сделали бы гостиницу еще привлекательнее для постояльцев и влияли бы на их решения, при выборе ими места для проживания в несезонное для гостиницы время, так как гости ожидают от гостиничного предприятия высоких стандартов обслуживания и творческого подхода.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации в ред. Федерального закона от 05.05.2014 №99-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. Банк «Версия Проф».
2. Booking.com : интернет-портал туристических услуг [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// https://www.booking.com
3. Агарёва В. А. Развитие гостиничного бизнеса в рамках внедрения новых услуг: необходимость и перспективы развития [Текст] / В. А. Агарёва // Концепт. - 2015. - №5. - С. 211-215.
4. Адаменко Ю. А. Оценка финансового состояния предприятия на основе анализа финансовых коэффициентов [Текст] / Ю. А. Адаменко // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2013. - №23 - С. 142-146.
5. Алексеева О. А. Финансовый анализ деятельности предприятия: сущность, проблемы и перспективы [Текст] / О. А. Алексеева, А.С. Горбачев // Kant. - 2012. - №2(5). - С. 55-59.
6. Альбеков А. У. Логистика коммерции [Текст]: учебник / А. У. Альбеков. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 512 с.
7. Анопченко Т. Ю. Анализ взаимодействия туристического и гостиничного бизнеса [Текст] / Т. Ю. Анопченко, Н. Н Муравьева // Пространство экономики. - 2012. - №1-2. - С. 62-64.
8. Балацкий Е. В. Коммерческая деятельность: тенденции становления и специфика функционирования [Текст] / Е. В. Балацкий, А. В. Потапова // Экономист. - 2009. - №4. - С. 21-26.
9. Брагин Л. А. Организация коммерческой деятельности [Текст] / Л. А. Брагин. - М.: Академия, 2008. - 176 с.
10. Брагина Л. А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация [Текст]: учебник / Л. А. Брагина, Т. П. Даньков. - М.: Инфра-М, 2011. - 560 с.
11. Бунеева Р. И. Коммерческая деятельность: организация и управление [Текст]: учебник / Р. И. Бунеева - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 365 с.
12. Вихляева И. В. Состояние и перспективы гостиничного бизнеса в России [Текст] / И. В. Вихляева // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2008. - №73-1. - С. 110-113.
13. Гаранина Е. Н. Обзор исследований по подготовке конкурентоспособных специалистов для гостиничного бизнеса [Текст] / Гаранина Е. Н. // Вестник РМАТ. - 2013. - №2(8). - С. 88-93.
14. Герасимов Б. И. Основы коммерческой деятельности [Текст]: учеб. пособие / Б. И. Герасимов, А. Л. Денисова, Н. В. Молоткова. - М.: ФОРУМ,
2008. - 272 с.
15. Гилемханов А. Г. Эффективная организационная структура [Текст] / А. Г. Гилемханов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2008. - №4. - С. 38-42.
16. Гостевой Дом : интернет-страница гостиницы [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.hotel.valuyki.com
17. Гостиница «Алина» : интернет-страница гостиницы [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://alina-popova7.narod.ru
18. Гостиница «Центральная» : интернет-страница гостиницы
[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://realinvest31.ru/real_opttorg
19. Данилов А. П. Стратегии управления гостиничным бизнесом:
методический аспект [Текст] / А. П. Данилов // Вектор науки ТГУ. - 2009. -
№7(10). - С. 74-80.
20. Забронируй : интернет-портал туристических услуг [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://zabroniryi.ru
21. Загидуллина Л. В. Диагностика вероятности банкротства как основа управления финансовой устойчивостью организации [Текст] / Л.В.
Загидуллина, Л. Р. Курманова // Инновационная наука. - 2015. - №6-1 - С. 103-108.
22. Иванов Г. Г. Коммерческая деятельность [Текст]: учебник / Г. Г. Иванов, Е. С. Холин Е.С. - М.: Форум, 2012. - 384 с.
23. Карминская М. В. Организационные структуры управления предприятием [Текст] / М. В. Карминская // БИ. - 2012. - №12. - С. 192-195.
24. Касьянова Г. Ю. Акционерные общества [Текст] / Г. Ю. Касьянова. - М.: АБАК, 2010. - 128 с.
25. Касьянова Г. Ю. Общества с ограниченной ответственностью [Текст] / Г. Ю. Касьянова. - М.: АБАК, 2016. -224 с.
26. Командировка.ру : интернет-портал туристических услуг
[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.komandirovka.ru
27. Кононова И. В. Роль внедрения системы менеджмента качества в развитие гостиничного бизнеса в Российской Федерации [Текст] / И. В. Кононова // Сборник материалов I науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Нургаевские чтения». - Казань: КГТУ: ВШЭ,
2011.
28. Корнеев Н. В. Технология гостиничного сервиса [Текст] / Н. В. Корнеев, Ю. В. Корнеева, И. А. Емелина. - М.:Акадения, 2011. - 271 с.
29. Кузнецов Ю. В. Теория организации [Текст]: учебник / Ю.В.
Кузнецов, Е. В. Мелякова. - М.: Юрайт, 2015. - 365 с.
30. Ларионова А. А. Основные факторы финансовых рисков гостиничного бизнеса [Текст] / А. А. Ларионова // Сервис в России и за рубежом. - 2013. - №6. - С. 43-49.
31. Матанцев А. Н. Анализ рынка. Настольная книга маркетолога [Текст] / А. Н. Матанцев. - М.: Альфа-Пресс, 2007. - 552 с.
32. Мачалкин С. Е. Гостиничный бизнес как объект предпринимательской деятельности [Текст] / С. Е. Мачалкин // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - №3. - С. 55-61.
33. Мачалкин С. Е. Современные тенденции развития и модели организации гостиничного бизнеса: зарубежный опыт [Текст] / С. Е. Мачалкин // Вестник ТГУ. - 2012. - №8. - С. 82-88.
34. Медлик С. Гостиничный бизнес [Текст]: учебник / С. Медлик, Х. Инграм. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 224 с.
35. Михайлов С. А. Модернизация управления качеством гостиничных услуг как инструмент устойчивого развития гостиничного комплекса [Текст] / С. А. Михайлов // Вестник Адыгейского государственного университета. -
2012. - №1. - С. 273-280.
36. Николаева М. А. Маркетинг товаров и услуг [Текст] / М. А. Николаева. - М.: Деловая литература, 2008. - 448 с.
37. Носов И. В. Состояние и особенности развития рынка гостиничных услуг в России [Текст] / И. В. Носов // Теория и практика общественного развития 2012. - №2. - С. 296-298.
38. Основные показатели деятельности отдельных отраслей экономики: официальная статистическая информация [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://cbsd.gks.ru
39. Памбухчиянц О. В. Основы коммерческой деятельности [Текст]: учебник / О. В. Памбухчиянц. - М.: Дашков и К, 2014. - 284 с.
40. Панкратов Ф. Г. Коммерческая деятельность [Текст]: учебник / Ф. Г. Панк-ратов, Н. Ф. Солдатова. - М.: Дашков и К, 2012. - 500 с.
41. Половцева Ф. П. Коммерческая деятельность [Текст]: учебник / Ф. П. Половцева - М.: ИНФРА-М, 2009. - 248с.
42. Попов Л. А. Организация гостиничного дела [Текст]: учебник / Л. А. Попов, Е. Ю. Никольская. - М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2013. - 12 с.
43. Премьер Мотель : интернет-страница гостиницы [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://premier-motel.ru/ru/О-нас/
44. Ростовцева А. М. Акционерное общество как субъект
предпринимательской деятельности / А. М. Ростовцева // Общество и право. -
2012. - №1 (38). - С. 258-263.
45. Семенихин В. В. Общество с ограниченной ответственностью [Текст] / В. В. Семыхин. - СПб.: Питер, 2010. - 256 с.
46. Сульповар Л. Б. Особенности деятельности менеджера на предприятиях гостиничного бизнеса [Текст] / Л. Б. Сульповар // Сервис плюс. -
2009. - №1. - С. 72-78.
47. Тошев Т. Д. Структура управления и ее развитие на коммерческих фирмах [Текст] / Т. Д. Тошев, М. А. Зокиров // Вестник ТГУПБП. - 2010. - №2. - С. 25-28.
48. Тысленко А. Г. Менеджмент. Организационные структуры управления [Текст] / А. Г. Тысленко. - М.: Альфа-Пресс, 2011. - 320 с.
49. Харсеева А. В. Подходы к изучению финансового состояния предприятия [Текст] / А. В. Харсеева // Теория и практика общественного развития. - 2008. - №2 - С. 157-162.
50. Шелест А. П. Гостиничный бизнес как объект предпринимательской деятельности [Текст] / А. П. Шелест // Вестник ТГУ. - 2011. - №2. - С. 96-98.
51. Шелест А. П. Маркетинговые технологии гостиничного бизнеса: оценка эффективности управления [Текст] / А. П. Шелест // Вестник ТГУ. - 2011. - №2. - С. 96-98.