Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Анализ использования экономических инструментов на рынке образовательных услуг (на примере дополнительного образования города Челябинск)

Работа №64987

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
397
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 7
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ИНСТРУМЕНТОВ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 11
1.1. Сущность, понятие, виды экономических инструментов 11
1.2. Ключевые характеристики рынка образовательных услуг 17
1.3. Обоснование использования экономических инструментов в системе
дополнительного образования 27
2. АНАЛИЗ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСК 39
2.1. Анализ рынка основных образовательных услуг города Челябинск 39
2.2 Анализ рынка дополнительных образовательных услуг города
Челябинск 45
2.3 Анализ финансирования основных и дополнительных образовательных
услуг в образовательных учреждениях города Челябинска 52
3. РАЗВИТИЕ РЫНКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УСЛУГ В Г.ЧЕЛЯБИНСКЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ 60
3.1. Обоснование проекта развития дополнительных образовательных услуг
на базе МАОУ «СОШ № 155 г. Челябинска» 60
3.2. Проект развития дополнительных образовательных услуг на базе
МАОУ«СОШ №155 г. Челябинска» 68
3.3. Обоснование экономической эффективности проекта развития дополнительных образовательных услуг на базе МАОУ «СОШ № 155 г. Челябинска» 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


Государственная образовательная система Советского Союза обеспечивала высокий уровень образования, а также широкую доступность. По мнению зарубежных экспертов, «успехи в области образования были одним из завоеваний социализма. Уровень образованности населения был выше, чем в других странах с сопоставимым уровнем экономического развития». Сформировавшаяся в стране система дополнительного образования была своеобразным институциональным феноменом в глазах иностранцев.
В процессе перехода к рыночным отношениям Россия оказалась в глубоком экономическом кризисе. Резкое сокращение объема внутреннего валового продукта, увеличение бедности и безработицы среди экономически активного населения, сокращение государственных расходов на социальные нужды оказали крайне негативное влияние на российскую систему образования. Последнее десятилетие прошлого века характеризовалось сокращением сети дополнительных образовательных учреждений, повышением родительской платы за содержание детей, снижением охвата детей дополнительным образованием. В этот же период поменялась социально-демографическая структура общества, и как следствие расслоение населения по уровню благосостояния вызвало увеличение спроса на дифференцированные услуги дополнительного образования. Спрос, в свою очередь, породил предложение услуг со стороны частных детских клубов и центров развития.
В изменившихся социально-экономических условиях последних лет назрела необходимость исследования проблемы развития дополнительного образования, поиска перспектив развития, предложения дополнительных платных образовательных услуг, как дополнительного источника средств для общеобразовательных учреждений. В связи с тенденцией увеличения рождаемости в последние годы данная проблема является одной из самых острых во многих регионах Российской Федерации, актуальна она и для города Челябинска.
Теперь, когда экономика страны, в основном, приобрела рыночный характер, элементы рыночных отношений стали проникать и в сферу дополнительного образования. Традиционное для регионального бюджетирования планирование «по остаточному принципу» не может считаться удовлетворительным в настоящее время, оно только усугубляет проблему дефицита финансирования образования.
4 сентября 2014г. Распоряжением Правительства РФ № 1726-р утверждена «Концепция развития дополнительного образования детей» (далее - Концепция), которая предусматривает реализацию в 2 этапа: 1 этап - 2014-2017 годы (разработка плана мероприятий и разработка механизмов ее реализации) и 2 этап - 2018-2020 годы (выполнение плана мероприятий, региональных программ, внедрение пилотных проектов и лучших практик).
План мероприятий на 2015 - 2020 гг. ставит своей целью развитие системы дополнительного образования детей, расширение спектра соответствующих образовательных программ, развитие кадрового потенциала, расширение участия не-государственного сектора в оказании услуг дополнительного образования детей, внедрение механизмов государственно-частного партнерства и т.д. Мероприятия плана также позволят обеспечить модернизацию структуры, содержания и техно-логий в данной сфере. Кроме того, предусмотрена система мер по совершенствованию финансово-экономических механизмов развития системы дополнительного образования, включая внесение изменений в российское законодательство. Так, уже ведется работа по установлению единых подходов к бюджетному финансированию реализации дополнительных общеобразовательных программ.
Таким образом, дополнительное образование рассматривается Концепцией как ресурс регионального развития, а также подразумевается выполнение роли «социального лифта» - нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями. Однако на практике в настоящее время финансирование даже основных образовательных услуг ведется только по самым необходимым статьям расходов, на финансирование дополни-тельных образовательных программ из бюджета средств не выделяется вовсе. Общеобразовательным учреждениям необходимо самим организовывать и вводить в учебный процесс дополнительные образовательные услуги, и все чаще на платной основе.
Цель работы - исследование теоретических и практических аспектов развития рынка образовательных услуг в городе Челябинске на основе использования экономических инструментов.
Для достижения цели работы поставлены и решены следующие задачи:
- изучение и систематизация теоретических аспектов использования экономических инструментов на рынке образовательных услуг в целом и дополни-тельных образовательных услуг в частности;
- анализ динамики и источников финансирования рынка основных и дополнительных образовательных услуг в г. Челябинск;
- разработка проекта по увеличению спроса на дополнительные образовательные услуги МАОУ СОШ № 155 города Челябинска;
- обоснование экономической эффективности проекта по
увеличению спроса на дополнительные образовательные услуги МАОУ «СОШ № 155 города Челябинска».
Объект исследования — рынок образовательных услуг города Челябинска, формируемый под воздействием экономических инструментов.
Предмет исследования - рынок дополнительных образовательных услуг города Челябинска и возможности его увеличения посредствам экономических инструментов.
В процессе исследования применялись методы моделирования и прогнозирования динамики демографических процессов; экономико-статистические методы исследования, экспертные оценки, сравнительный анализ.
Информационной базой исследования явились законодательные и нормативные документы государственных органов РФ и Челябинской области, официальные данные РОССТАТа и территориальных органов Федеральной службы государственной статистики, в том числе ЧЕЛЯБИНСКСТАТа, публикации в периодической печати, а также интернет-ресурсы образовательных порталов и исследования, которые были проведены автором.
Научная новизна - выявление и обоснование потребности и разработки механизма внедрения дополнительных платных образовательных услуг.
Практическая значимость - внедрение дополнительных платных образовательных услуг в МАОУ «СОШ № 155 города Челябинска».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате работы автором уточнены понятия образовательной услуги и дополнительной образовательной услуги.
В ходе работы мы убедились, что внедрение дополнительных платных услуг в общеобразовательные учреждения является актуальным, так как с одной стороны, обеспечивается преемственность между ступенями образования, предусмотренная ФГОС; с другой стороны, внедрение дополнительных платных услуг является для общеобразовательных учреждений дополнительным источником дохода, экономическая и социальная значимость которого доказана в третьей главе работы.
Кроме того, в городе Челябинске увеличение рождаемости детей в последние годы приводит к переуплотнению классов в общеобразовательных школах, что сказывается на качестве предоставления основных образовательных услуг. Такая ситуация еще раз доказывает необходимость дополнительного образования детей, углубленной подготовки по предметам.
В связи с вышеперечисленными проблемами, предложен проект внедрения дополнительных платных образовательных услуг, который апробирован на при-мере МАОУ «СОШ № 155 города Челябинска». Выездная школа будет осуществлять деятельность, направленную на формирование учебных компетентностей, высокой мотивации обучающихся к изучению учебных предметов, повышение эффективности профильного обучения, профессиональную ориентацию школьников. Школа будет способствовать расширению образовательного пространства Аргаяшского района, установлению взаимодействия с образовательными организациями высшего образования, формированию сетевого взаимодействия с образовательными организациями города Челябинска.
Также было проведено обоснование экономической эффективности проекта развития дополнительных образовательных услуг на базе МАОУ «СОШ № 155 г. Челябинска». Опираясь на расчёты, мы можем говорить, что в целом эффективность разработанного проекта высокая, следовательно, предложенная Выездная школа принесет запланированный доход.
Проект достаточно универсален для любого общеобразовательного учреждения, которое располагает достаточным уровнем технической и научно-методической базой.



1. Багиев Г.А. Маркетинг. - СПб.: УЭиФ, 2007. С. 256.
2. Бортник Е.М. Управление связями с общественностью.-М.: ФБК-Пресс, 2007. С. 127.
3. Веретенникова О. Б. Финансовый менеджмент в санаторно-курортной сфере: моногр. / О. Б. Веретенникова. - Екатеринбург: АМБ, 2007. - 207 с.
4. Гриненко А. В. Экономические инструменты и методы принятия решений
на рынке ценных бумаг в условиях риска // Экономические науки. Инвестиционная деятельность и фондовые рынки, Национальный горный университет [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.rusnauka. com/13_NPN_2010/Economics/65497.doc.htm
5. Джапарова Р. Маркетинг услуг профессионального образования. // Маркетинг. - 2005. - № 4. - С. 55-65.
6. Живайкин С. Н. Развитие современных рыночных инструментов как основа повышения конкурентоспособности автотранспортных услуг [Текст] / Живайкин С. Н. // Известия СГУ, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. - 2012. - Т. 12, № 12. - Вып. 1. - С. 80-84.
7. Зайчикова С.А., Маяцкая И.Н. Стратегия маркетинга высшего учебного заведения в системе открытого образования: Монография. - М.: Изд-во РГСУ,2006.- 115 с.
8. Зотов В.Н. Разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности вузов на рынке образовательных услуг и научно-технической продукции: Автореф. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 1997. - 21 с.
9. Иванова И. Н., Орлова Е. С. Маркетинг как инструмент повышения конкурентоспособности организации [Текст] / И. Н. Иванова, Е. С. Орлова // Экономический журнал, ООО «Издательство Ипполитова». - 2009. - № 16. - С. 169-171
10. Исследование Nielsen: четыре модели покупательского поведения. // Центр гуманитарных технологий. — 2007.07.25. Режим доступа:
http://gtmarket.ru/news/media-advertising-marketing/2007/07/25/2097 (дата обращения 19.11.2014).
11. Кетова Н. П., Третьякова Т. С. Малобюджетные технологии в комплексе маркетинговых коммуникаций: формы совместной маркетинговой деятельности как инструмент повышения конкурентоспособности современных компаний [Текст] / Н. П. Кетова, Т. С. Третьякова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2011. - Т. 3, № 4. - С. 51-55. 8. Кирьянко А. В. Использование системы маркетинговых инструментов для повышения конкурентоспособности территории [Текст] / А. В. Кирьянко // Власть и управление на Востоке России. - 2009. - № 2 (47). - С. 60-63.
12. Липкина Е.Д. Конкурентоспособность вузов на современном рынке образовательных услуг: Монография. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. - 136 с
13. Литвин А. В. Система создания ценностей как рыночный инструмент развития регионального спорта [Текст] / Литвин А. В. // Теория и практика общественного развития , Издательский дом «ХОРС». - 2012. - № 5. - С 249-251.
14. Месропян Л. М. Анализ формирования некоторых показателей рыночных инструментов рынка недвижимости Армении [Текст] / Л. М. Месропян // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 4 (26) - С. 37-46.
15. Орлова Т. С. Рыночные инструменты в деятельности турфирм [Текст] / Т. С. Орлова, Т. Ю. Чикурова // Известия Урал. гос. экон. ун-та. - 2009. - № 3(25). - С. 36-41.
16. Пацанов С. В. Маркетинговые инструменты повышения конкурентоспособности лизинговой компании [Текст] / C. В. Пацанов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. - 2008. - № 2. - С. 69-73
17. Приказ Минобрнауки России от 26.06.2012 N 504 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2012 N 25082)
18. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р
19. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р МОСКВА
20. Стрижов А.М. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений. // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - № 3. - С. 47-50
21. Тарханова З. Э. Рыночные инструменты защиты предприятия от рейдерских захватов [Текст] / З. Э. Тарханова // Вестник Владикавказского научного центра. - 2008. - Т. 8, № 1. - С. 57-595
22. Терещенко Н.Н. Исследование рынка образовательных услуг высшей школы: Монография. - Красноярск, Краснояр. гос. ун-т, 2005. - 267 с.
23. Указ о национальной стратеги действий в интересах детей на 2012-2017 гг. от 1 июня 2012 года №761
24. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
25. Уткин Э.А. Управление связями с общественностью. - М.: Инфра-М,
2007. С. 254
26. Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г.)
27. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
28. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
29. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
30. Шахриманьян И. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг 2003. №
1. С. 11-15
31. Щетинин В.П. Рынок образовательных услуг в современной России //
Школа 2007. №3. С. 25-28


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ